Для нас, славян, восточная жизнь всегда была манящей загадкой. Да, собственно, как и наша для них.
Как говорил товарищ Сухов: «Восток – дело тонкое» .А, ведь, и правда, если сравнить эти две культуры между собой, то они будут отличаться кардинально. Это же и касается вопросов красоты. А Вы уже знаете, как делается азиатский макияж ? Тогда давайте учиться вместе!
Мы будем рисовать потрет девушки-азиатки на фоне пейзажа. Я не буду останавливаться на построении и анатомии. В этом уроке я поделюсь основными моментами написания портрета простым карандашом.
Началась эта история с того, что на глаза мне попался реф – фото китайской актрисы Ли Гун (Li Gong).
В голове сразу возник образ печальной героини, на фоне какого-нибудь пейзажа, опадающие листья (или лепестки цаетов), разбитые надежды, грустные воспоминания и тому подобное. С персонажем все понятно. Нужен был еще и фон. Вот тут пришлось потрудится. Наконец, нужный (т.е максимально похожий на тот, что родился в голове) пейзаж был найден. Вот он. К сожалению не знаю автора этого замечательного фото.
Мне повезло,в данном случае мне было достаточно одного референса. Иногда их много. Кусочек там, кусочек сям… Теперь можно приступать к работе =)
Я сделала несколько набросков с различных фото актрисы. Мне хотелось получше изучить «модель», в частности особенности азиатского типа внешности. Самым удачным оказался этот вариант, опираясь на него и фотореференс будем создавать наш образ.
В работе я использую:
1.Обычный альбом для рисования фирмы Hatber формат А3
2.Карандаши. В основном это механический карандаш 0,5 мм 2В. Он у меня на все случаи жизни))) Так же в «арсенале» простые карандаши Kooh-I-Noor 3H – 7B.
3.Обычная канцелярская точилка.
4.Обычная мягкая канцелярская резинка. Естественно клячка, без нее никуда. Резинка, довольно плотная, в форме карандаша с кисточкой. Кистью удобно смахивать всякие отходы от стирания резинкой, не повредив рисунок. Резиновая часть очень удобна при корректировке мелких деталей (рис а
) и вот такая, в пластиковом корпусе (б
) если у вас такой нет, настоятельно рекомендую прикупить (прошу прощения за качество, пришлось сканировать за неимением фототехники))).
Переносим наш набросок на чистый лист бумаги. Это можно сделать любым удобным способом: через кальку, копирку, стекло, по клеточкам…как угодно. Я переношу от руки, построением. Линии наношу карандашом H или HB легкими линиями. На данном этапе все очень неаккуратно, и есть ошибки, которые в последующих шагах будем исправлять насколько это возможно.
Я буду работать послойно, начиная работу с твердых и полутвердых карандашей и заканчивая самым мягким из моей «коллекции» — 7B.
Начинаю штриховать с правого верхнего угла. Я левша, потому двигаюсь справа налево, чтобы потом не размазать рукой уже готовые участки. Если все же необходимо «возвращаться», я подкладываю под руку чистый лист бумаги, она не дает руке смазать работу.
Волосы девушки темные, потому для волос на этом этапе я беру карандаш помягче — 2B. Косыми штрихами закрашиваю основную массу волос.
Следующий слой уже по направлению роста волос, слегка увеличивая нажим, но не сильно. Стрелками показано направление штриха. Не забывайте об объеме волос и прическе. Отдельные прядки выделяю механическим карандашом, им же прорисовываю отдельные волосинки и тонкие прядки, выбившиеся из прически. На данном этапе я не использую штрихи поперек, только вдоль роста волос.
Переходим к лицу. Первый слой тона кожи наношу карандашом 3H. Он твердый и не дает насыщенный тон, а именно это нам и нужно. Легко, не нажимая на карандаш, чтобы не поцарапать бумагу, заштриховываем участки кожи вокруг глаз.
Очень важно! Штрихуем держа карандаш под углом, а не так как будто собираемся им писать – кончик карандаша будет царапать бумагу!
Глаза. Самая выразительная часть лица, они определяют характер персонажа, задают тон всему портрету. Если глаза получаются невыразительными (конечно если не было такой задумки), портрет можно выкинуть. В данном случае глаза девушки – определяющий момент. Они должны быть грустными, задумчивыми, отрешенными, словно она погружена в свои мысли или воспоминания.
Механическим карандашом я начинаю уточнять разрез глаз, опираясь на референс. Заштриховываю зрачок, оставив место для блика. Повторюсь, я не давлю на карандаш со всей силы, прикладываю минимум усилий, контраста добиваюсь путем наложения слоев графита.
Продолжаю работать над правой частью лица и пейзажем позади девушки. Для кожи я использую карандаши 2B и 4B для теней. Наношу графит легкими косыми движениями, крест накрест. Сначала в одну сторону, потом в другую. Слой за слоем. Примерно так.
Чем темнее участок, тем больше слоев. Старайтесь чтобы штрих ложился ровно, без пропусков, тогда получится ровный тон, и не понадобится никаких растушевок. Конечно такой способ более трудоемкий, но результат будет значительно лучше, к тому же позволит избежать грязных пятен. Не давите на карандаш со всей силы, чтобы добиться более темного тона, никогда! Только слои! Брови рисую механическим карандашом, по направлению роста волос.
Над фоном работаем так же: наносим перекрестные штрихи на «горы» и холмы. Деревья и кустарники рисуем круговыми движениями, создавая «кудрявости». Тонкие «прожилки» на холмах делаем уголком клячки. Рельеф холмов так же делаем клячкой, слегка «похлопывая» ею по бумаге, как бы штампуем. Останутся пятнышки, едва светлее чем основной тон. Не переусердствуйте, иначе можно просто стереть все плоды трудов.
Я продолжаю работать над лицом, телом, намечаю рисунок на одежде и продолжаю детализацию фона. Вот тут я замечаю что глаза получились слегка прищуренными, оттого возникает впечатление что девушка вот-вот засмеется. Так нельзя. Я беру резинку которая с кисточкой и смягчаю складочку нижнего века. Именно она портит нам всю малину.
Последние штрихи. Губы. В предыдущих шагах видно, что блик сполз вниз, потерялась форма губ. Я вернула его на законное место.
И наконец, пройдемся карандашом 6B и 7B делая еще темнее то, что таковым должно быть – волосы, глаза, тени одежды и фона.
Собственно все. Я добилась того чего хотела. Печальная девушка на фоне пейзажа, словно ускользающего от нее. Порванные бусы, осыпающиеся цветы как символ того, что уже не вернуть. Ее мир рассыпается, тает и угасает. А может это ее воспоминания, которые начинают блекнуть и ей грустно. Эту картинку можно увеличить, кликнув на ней.
Азиатский тип внешности пребывает на пике моды и это, само собой, не могло не найти отражения в тенденциях макияжа. Мода на характерные черты лица привела к тому, что все чаще на подиумах и фэшн-показах можно увидеть, что европейским моделям все чаще по-особому выполняют макияж глаз, стремясь посредством мэйк-ап приемов максимально приблизить глаза к азиатскому типу.
Классический азиатский макияж – это в первую очередь очень светлая кожа, четкая линия бровей и, конечно же, особые глаза . То, что мы привыкли называть «азиатским разрезом» — не что иное, как особая форма строения века. В отличие от европейского, такое веко намного более плоское, у него практически полностью отсутствует складка и, несмотря на то, что азиатское веко существенно шире, его площадь гораздо меньше, чем у европейского.
Поэтому классические схемы макияжа практически не применимы к нему.
Кроме того, что макияж подвижного века полностью не виден при открытом глазе, необходимо учитывать и разницу между всеми складками, окружающими глаз снизу и сверху. Эта существенная разница рельефов должна быть тщательно проработана посредством обыгрывания тени и света.
Задумываясь о выполнении азиатского макияжа, обязательно учитывайте ключевые отличительные особенности между представительницами двух рас – азиатками и европейками.
Начинается любой мейкап конечно же с основы.
А вот оригинальный вариант японского макияжа:
Само собой, что добиться абсолютно идентичного азиатскому разреза глаз с помощью только лишь декоративных средств невозможно. Однако зная ключевые особенности и главные акценты такой техники, можно без труда воссоздать нужный для случая образ – например, для тематической вечеринки.
Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.
В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.
Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.
Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.
Профиль
Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина – ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок – слегка выходить за границу.
Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:
Взгляд вниз
Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.
Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.
Взгляд вверх
Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.
Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.
Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.
Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.
Удивление
Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.
Страх
Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.
Отвращение
Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.
Злость
В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей – добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.
Счастье
Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.
Грусть
Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.
Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.
Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.
Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.
Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.
Азиаты
Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.
Афро-американцы
Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.
Европеоиды
Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.
Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.
Главное фото взято с сайта
По подиумам уверенно шагают европейские красавицы с очаровательным и милым восточным макияжем. Выбеленная кожа, четкая линия бровей, особенные миндалевидные глаза, невинный взгляд.
Поделимся знаниями, как выполнить азиатский макияж для европейских глаз пошагово.
В этой статье:
Классические схемы мейк-апа не работают, когда речь заходит об азиатском макияже. Используя декоративную косметику следует учитывать, что у восточных красавиц есть определенные особенности.
Главная проблема, которую приходится решать, как сделать азиатский разрез глаз, девушке со славянской внешностью. Ведь только при помощи косметики необходимо добиться эффекта плоского века, у которого практически полностью отсутствует складка.
Выполняем азиатский макияж девушке с европейской внешностью. Прежде чем приступить к решению задачи, как нарисовать азиатские глаза, подготовим подходящую косметику и набор кистей и .
Из материалов пригодятся: тональное средство, обязательно с желтым подтоном, светлая пудра, консилер со светоотражающими частичками, натуральных оттенков в бежево-коричневой гамме, серо-коричневого тона, черный лайнер или гелевая подводка, черная тушь, нежно-розовый или бежевый карандаш, помада.
Пока линия не подсохла, пройдитесь вдоль нее ватной палочкой. Граница станет менее контрастной, а окончание стрелочки плавным и естественным.
Макияж готов. Критически осматриваем результат в зеркале, подмигиваем восточной красотке и отправляемся на вечеринку с друзьями.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам