Макияж глаз в корейском стиле. Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы

Для нас, славян, восточная жизнь всегда была манящей загадкой. Да, собственно, как и наша для них.

Как говорил товарищ Сухов: «Восток – дело тонкое» .
А, ведь, и правда, если сравнить эти две культуры между собой, то они будут отличаться кардинально. Это же и касается вопросов красоты. А Вы уже знаете, как делается азиатский макияж ? Тогда давайте учиться вместе!
Первое, что хотелось бы отметить, это то, как делается азиатский макияж в плане желаемого результата от его выполнения. Если в европейском акцент делается на то, чтобы замаскировать небольшие недостатки внешности и подчеркнуть ее же достоинства, то в азиатском макияже подчеркивается в первую очередь восточная внешность, так как недостатков на коже у них, по сути, вообще нет. Именно то, что выделяются черты, неприсущие европейцам, позволяет приобрести некую изюминку в облике, которая так сильно цепляет мужскую половину общества. Если Вы задались вопросом, как делается азиатский макияж, то следует еще и учитывать про кардинальные отличия между внешностями двух национальностей .

У азиатов:

- раскосые глаза . У европейцев такие почти не встречаются. - массивное верхнее веко , которое существенно «нависает» над глазом. - цвет лица имеет желтоватый оттенок. - скулы выделяются немного больше, чем у европеек. - четко очерченная линия губ с плавными линиями. Думаю, каждая европейка мечтает о таких! - а вот ресницы у азиаток короткие. Точнее, значительно короче, чем у европеек.
Все эти отличия обязательно следует учитывать, если Вы решили поучится, как делается азиатский макияж на собственном опыте.

Как делается азиатский макияж? Начинаем!

Тональный крем

В первую очередь, естественно, тональный крем. Заметьте, он наносится в основе азиатского макияжа, как и во всех других видах макияжа. Роль его всем прекрасно известна – скрыть мелкие погрешности Вашей кожи (где-то – пигментные пятна, где-то – темные круги под глазами от недосыпа и так далее). Но вот отличие, все же, есть. Не используйте тональный крем розовых оттенков. Это – европейский вариант тона, для азиаток подойдут золотистые, бежевые, некоторым, возможно, карамельные тональные крема.

Румяна

Оттенки румян подбираем также, как и тональный крем, исключая розовые.

Тени

Если говорить о повседневном макияже, то от использования теней следует отказаться вообще, либо же использовать самые светлые оттенки из всех возможных. Если же речь пойдет о вечернем – тогда использовать оттенки «коричневой гаммы», то есть, начиная от бежевого с небольшим желтым оттенком, заканчивая темно-коричневым, включая золотистый и серебристый. Лучше не использовать голубые, синие и фиолетовые тени, так как у азиаток, в основном, черные волосы и карие глаза, а слишком холодные тени не сочетаются при такой внешности. Поэтому, они почти не используют такие тона.

Подводка глаз

Это самый ответственный момент, так как мы учимся, как делается азиатский макияж на европейскую внешность. А глаза – это самый «отличающийся элемент» из всей внешности. Когда будете подводить глаза, старайтесь как можно больше «вытянуть» их. Делается это не сложно, но нужно приноровиться: во внешнем уголке глаза рисуете длинные стрелки, которые визуально удлиняют глаз, а вот во внутреннем – немного посложнее. Начинайте рисовать стрелочку у самого уголка. Над слезником Ваша стрелочка должна быть шире, а к средине глаз по верхнему веку переходить в тонкую полоску. Этим Вы добиваетесь некоторого маскирования разреза европейских глаз.

Помада

При дневном макияже используйте светлые тона. Можно розовые! ;) При вечернем же можно использовать и алый цвет. Да-да, как в ! Только нужно еще учитывать, насколько красная помада вписывается в Ваш образ. Об этом никогда не забывайте – мелочи тоже очень важны! Ну вот, теперь Вы знаете, как делается азиатский макияж!

Мы будем рисовать потрет девушки-азиатки на фоне пейзажа. Я не буду останавливаться на построении и анатомии. В этом уроке я поделюсь основными моментами написания портрета простым карандашом.

Началась эта история с того, что на глаза мне попался реф – фото китайской актрисы Ли Гун (Li Gong).

В голове сразу возник образ печальной героини, на фоне какого-нибудь пейзажа, опадающие листья (или лепестки цаетов), разбитые надежды, грустные воспоминания и тому подобное. С персонажем все понятно. Нужен был еще и фон. Вот тут пришлось потрудится. Наконец, нужный (т.е максимально похожий на тот, что родился в голове) пейзаж был найден. Вот он. К сожалению не знаю автора этого замечательного фото.

Мне повезло,в данном случае мне было достаточно одного референса. Иногда их много. Кусочек там, кусочек сям… Теперь можно приступать к работе =)

Я сделала несколько набросков с различных фото актрисы. Мне хотелось получше изучить «модель», в частности особенности азиатского типа внешности. Самым удачным оказался этот вариант, опираясь на него и фотореференс будем создавать наш образ.

В работе я использую:
1.Обычный альбом для рисования фирмы Hatber формат А3
2.Карандаши. В основном это механический карандаш 0,5 мм 2В. Он у меня на все случаи жизни))) Так же в «арсенале» простые карандаши Kooh-I-Noor 3H – 7B.
3.Обычная канцелярская точилка.
4.Обычная мягкая канцелярская резинка. Естественно клячка, без нее никуда. Резинка, довольно плотная, в форме карандаша с кисточкой. Кистью удобно смахивать всякие отходы от стирания резинкой, не повредив рисунок. Резиновая часть очень удобна при корректировке мелких деталей (рис а ) и вот такая, в пластиковом корпусе (б ) если у вас такой нет, настоятельно рекомендую прикупить (прошу прощения за качество, пришлось сканировать за неимением фототехники))).

Переносим наш набросок на чистый лист бумаги. Это можно сделать любым удобным способом: через кальку, копирку, стекло, по клеточкам…как угодно. Я переношу от руки, построением. Линии наношу карандашом H или HB легкими линиями. На данном этапе все очень неаккуратно, и есть ошибки, которые в последующих шагах будем исправлять насколько это возможно.

Я буду работать послойно, начиная работу с твердых и полутвердых карандашей и заканчивая самым мягким из моей «коллекции» — 7B.
Начинаю штриховать с правого верхнего угла. Я левша, потому двигаюсь справа налево, чтобы потом не размазать рукой уже готовые участки. Если все же необходимо «возвращаться», я подкладываю под руку чистый лист бумаги, она не дает руке смазать работу.
Волосы девушки темные, потому для волос на этом этапе я беру карандаш помягче — 2B. Косыми штрихами закрашиваю основную массу волос.

Следующий слой уже по направлению роста волос, слегка увеличивая нажим, но не сильно. Стрелками показано направление штриха. Не забывайте об объеме волос и прическе. Отдельные прядки выделяю механическим карандашом, им же прорисовываю отдельные волосинки и тонкие прядки, выбившиеся из прически. На данном этапе я не использую штрихи поперек, только вдоль роста волос.


Переходим к лицу. Первый слой тона кожи наношу карандашом 3H. Он твердый и не дает насыщенный тон, а именно это нам и нужно. Легко, не нажимая на карандаш, чтобы не поцарапать бумагу, заштриховываем участки кожи вокруг глаз.

Очень важно! Штрихуем держа карандаш под углом, а не так как будто собираемся им писать – кончик карандаша будет царапать бумагу!

Глаза. Самая выразительная часть лица, они определяют характер персонажа, задают тон всему портрету. Если глаза получаются невыразительными (конечно если не было такой задумки), портрет можно выкинуть. В данном случае глаза девушки – определяющий момент. Они должны быть грустными, задумчивыми, отрешенными, словно она погружена в свои мысли или воспоминания.

Механическим карандашом я начинаю уточнять разрез глаз, опираясь на референс. Заштриховываю зрачок, оставив место для блика. Повторюсь, я не давлю на карандаш со всей силы, прикладываю минимум усилий, контраста добиваюсь путем наложения слоев графита.

Продолжаю работать над правой частью лица и пейзажем позади девушки. Для кожи я использую карандаши 2B и 4B для теней. Наношу графит легкими косыми движениями, крест накрест. Сначала в одну сторону, потом в другую. Слой за слоем. Примерно так.

Чем темнее участок, тем больше слоев. Старайтесь чтобы штрих ложился ровно, без пропусков, тогда получится ровный тон, и не понадобится никаких растушевок. Конечно такой способ более трудоемкий, но результат будет значительно лучше, к тому же позволит избежать грязных пятен. Не давите на карандаш со всей силы, чтобы добиться более темного тона, никогда! Только слои! Брови рисую механическим карандашом, по направлению роста волос.

Над фоном работаем так же: наносим перекрестные штрихи на «горы» и холмы. Деревья и кустарники рисуем круговыми движениями, создавая «кудрявости». Тонкие «прожилки» на холмах делаем уголком клячки. Рельеф холмов так же делаем клячкой, слегка «похлопывая» ею по бумаге, как бы штампуем. Останутся пятнышки, едва светлее чем основной тон. Не переусердствуйте, иначе можно просто стереть все плоды трудов.

Я продолжаю работать над лицом, телом, намечаю рисунок на одежде и продолжаю детализацию фона. Вот тут я замечаю что глаза получились слегка прищуренными, оттого возникает впечатление что девушка вот-вот засмеется. Так нельзя. Я беру резинку которая с кисточкой и смягчаю складочку нижнего века. Именно она портит нам всю малину.

Последние штрихи. Губы. В предыдущих шагах видно, что блик сполз вниз, потерялась форма губ. Я вернула его на законное место.

И наконец, пройдемся карандашом 6B и 7B делая еще темнее то, что таковым должно быть – волосы, глаза, тени одежды и фона.

Собственно все. Я добилась того чего хотела. Печальная девушка на фоне пейзажа, словно ускользающего от нее. Порванные бусы, осыпающиеся цветы как символ того, что уже не вернуть. Ее мир рассыпается, тает и угасает. А может это ее воспоминания, которые начинают блекнуть и ей грустно. Эту картинку можно увеличить, кликнув на ней.

Азиатский тип внешности пребывает на пике моды и это, само собой, не могло не найти отражения в тенденциях макияжа. Мода на характерные черты лица привела к тому, что все чаще на подиумах и фэшн-показах можно увидеть, что европейским моделям все чаще по-особому выполняют макияж глаз, стремясь посредством мэйк-ап приемов максимально приблизить глаза к азиатскому типу.

Особенности азиатского макияжа

Классический азиатский макияж – это в первую очередь очень светлая кожа, четкая линия бровей и, конечно же, особые глаза . То, что мы привыкли называть «азиатским разрезом» — не что иное, как особая форма строения века. В отличие от европейского, такое веко намного более плоское, у него практически полностью отсутствует складка и, несмотря на то, что азиатское веко существенно шире, его площадь гораздо меньше, чем у европейского.

Поэтому классические схемы макияжа практически не применимы к нему.

Кроме того, что макияж подвижного века полностью не виден при открытом глазе, необходимо учитывать и разницу между всеми складками, окружающими глаз снизу и сверху. Эта существенная разница рельефов должна быть тщательно проработана посредством обыгрывания тени и света.

Нюансы подбора косметических средств

Задумываясь о выполнении азиатского макияжа, обязательно учитывайте ключевые отличительные особенности между представительницами двух рас – азиатками и европейками.

  1. Азиатская кожа никогда не бывает с розовым подтоном. Соответственно, выбирайте тональные и корректирующие средства с выраженным желтым пигментом.
  2. По аналогии с тональным средством исключаем самые теплые оттенки румян – розовые и коралловые, отдаем предпочтение классическому бежу или цвету карамели.
  3. Никаких полутонов в косметике для ресниц и бровей – только бескомпромиссный черный.
  4. За счет специфики века, яркие цвета теней преимущественно не используются, доминирующая палитра – все гамма, перекликающаяся с цветом и оттенком кожи. Для акцентов используются золотистые и серебристые оттенки.
  5. Единственное, на что нет цветовых ограничений – помада! Она может быть любой – от рокового красного и до холодного, но нежного розового.

Алгоритм выполнения

Начинается любой мейкап конечно же с основы.

Основа

  • Как и при всех других техниках, качественно и аккуратно исполненный азиатский макияж начинается с равномерного распределения основного тона по всему лицу. Тщательно растушевав все границы средства, на 1 тон светлее оттенка кожи, необходимо дополнительно высветлить треугольник, который образуют нижнее веко (основание треугольника – линия между внутренним и внешним уголком глаза) и крыло носа. Лучше всего с этой задачей справится консилер со светоотражающими частичками, нанесенный полупрозрачным слоем при помощи спонжа и дополнительно растушеванный подушечками пальцев.
  • Закрепите тональное средство рассыпчатой пудрой, а консилер – матовыми тенями на 1-2 тона светлее кожи.
  • Теперь лицо подготовлено для коррекции. Рекомендуется отдать предпочтение сухим текстурам – бронзеру или матовым теням. Обратите внимание на то, что средство, которым на лице будут создаваться тени и рельефы, ни в коем случае не должно содержать шиммера и любых отражающих частичек, а также красного пигмента, даже в минимальном соотношении. То есть максимально матовое средство во всех оттенках серо-коричневого.

  • Затемните матовым бронзером область под скуловой костью, линию роста волос по всему лицу, боковые части спинки носа и нижнюю границу подбородка.

Подготовка века

  • На верхнее веко (и на подвижную его часть, и на подбровную зону) нанести праймер, лучше всего его распределить подушечкой пальца – тепло рук согреет средство и сделает более податливым, а соприкосновение с кожей позволит чувствовать степень покрытия, что крайне важно, т.к. избыток базы для теней приведет к обратному результату и макияж в скором времени начнет скатываться.
  • Еще раз припудрить веко поверх праймера.

Нанесение лайнера (подводки)

  • Гелевой или жидкой подводкой аккуратно провести тонкую линию вдоль ресничного края верхнего века – от начала активного роста ресниц с внутренней стороны до внешнего уголка.
  • Тщательно прокрасив линию роста ресниц и промежутки межресничного пространства, опустить линию подводки во внешнем уголке слегка вниз – таким образом, глаз визуально станет несколько уже и вытянутее.
  • Хвостик линии подводки от опущенного уголка вывести немного вверх – буквально на 2-3 мм. Пока линия подводки не высохла, аккуратно проведите скошенной синтетической кистью или обычной ватной палочки вдоль проведённой линии – такая манипуляция сделает границу менее геометричной, а окончание стрелки более плавным и естественным.

Оформление нижнего века

  • Азиатский глаз – это всегда глаз правильной миндалевидной формы. Для того, что приблизить европейский разрез к такой форме, необходимо проработать нижнее веко. Лучший прием для достижения поставленной цели – высветление слизистой нижнего века.
  • Если глаза светлые, то можно смело использовать нежно-бежевый или бело-розовый карандаш. Проработанная им слизистая скорректирует форму и заодно освежит взгляд.
  • Для темных и слишком ярких глаз стоит подобрать гармоничный серый или серо-коричневый оттенок, т.к. при всех преимуществах светлых карандашей, для такого типажа они будут очень контрастны и внесут ненужный в данном контексте эффект маскарадного образа.

Ресницы

  • Большой ошибкой в азиатском макияже будет создание объемных и длинных ресниц, так как они моментально визуально расширят глаз и сделают его более рельефным – а именно от этих параметров мы уходили на всех предыдущих этапах .
  • Ресницы обязательно должны быть контрастными и для этого будет достаточно ровно одного слоя туши.
  • Нижние ресницы, при моделировании азиатского разреза на европейских глазах, не прокрашиваются совсем.

Оформление бровей

  • Без бровей правильной формы азиатский макияж не может быть полным и завершенным.
  • Первое правило – насыщенный угольный цвет бровей даже у блондинок.
  • Второе правило – отсутствие в линии бровей традиционных европейских изгибов и изломов: только прямая форма или форма, напоминающая тетиву лука.
  • Максимальная геометричность и четкость контура, никаких дополнительных растушевок, смягчающих вид бровей.

А вот оригинальный вариант японского макияжа:

Само собой, что добиться абсолютно идентичного азиатскому разреза глаз с помощью только лишь декоративных средств невозможно. Однако зная ключевые особенности и главные акценты такой техники, можно без труда воссоздать нужный для случая образ – например, для тематической вечеринки.

Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.

В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.

1. Основы

Форма лица

Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.

  • Прямоугольное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.
  • В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.
  • Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.
  • В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.
  • Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.
  • Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.
  • Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.

Ракурсы

Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.

Профиль

Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина – ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок – слегка выходить за границу.

Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:

  • Размер: правая сторона лица выглядит больше, из-за того, что находится ближе к нам и занимает больше места. Левая сторона – дальше и поэтому всегда будет выглядеть меньше.
  • Перекрытие: нос находит на ту часть лица, которая находится дальше всего от нас.
  • Плоскости: в этом ракурсе мы видим и переднюю, и боковую часть лица

Взгляд вниз

Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.

  • Размер: из-за того, что верхняя часть головы находиться ближе к нам, она выглядит больше остального лица и занимает больше места.
  • Перекрытие: нос перекрывает дальние элементы головы, в данном случае губы и рот. Также брови слегка перекрывают веки.
  • Плоскости: из-за того, что мы смотрим на персонажа сверху, мы видим только верхнюю поверхность головы, носа и бровей.

Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.

Взгляд вверх

Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.

  • Размер: теперь нижняя часть ближе к зрителю и кажется больше.
  • Перекрытие: нос снова перекрывает самые дальние части лица.
  • Плоскости: в этой перспективе мы видим нижнюю плоскость лица, а именно подбородок и ноздри
  • В этом ракурсе уши кажутся ниже глаз.

2. Эмоции и мимика

Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.

Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.

Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.

Удивление

Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.

Страх

Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.

Отвращение

Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.

Злость

В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей – добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.

Счастье

Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.

Грусть

Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.

Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.

3. Этнические особенности

Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.

Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.

Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.

Азиаты

Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.

Афро-американцы

Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.

Европеоиды

Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.

Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.

Главное фото взято с сайта

По подиумам уверенно шагают европейские красавицы с очаровательным и милым восточным макияжем. Выбеленная кожа, четкая линия бровей, особенные миндалевидные глаза, невинный взгляд.

Поделимся знаниями, как выполнить азиатский макияж для европейских глаз пошагово.

В этой статье:

В чем особенности азиатского макияжа?

Классические схемы мейк-апа не работают, когда речь заходит об азиатском макияже. Используя декоративную косметику следует учитывать, что у восточных красавиц есть определенные особенности.

  1. Цвет кожи у азиаток никогда не содержит розоватого подтона. Значит тональную основу и корректирующие составы стоит выбирать с желтыми пигментами. Соответственно исключаем коралловые, терракотовые и розовые румяна. Останавливаемся на классических цветах беж или карамели.
  2. При окрашивании ресниц и бровей применяется только бескомпромиссный угольно-черный цвет.
  3. Форма века диктует использование особой палитры теней: все оттенки, близкие к цвету кожи. Для расстановки акцентов выбирают золотые и серебристые краски.
  4. Зато на цвет помады нет никаких ограничений. Губы оформляют и роковой ярко-алой помадой и холодной бледно-розовой и сочного цвета бордо.

Главная проблема, которую приходится решать, как сделать азиатский разрез глаз, девушке со славянской внешностью. Ведь только при помощи косметики необходимо добиться эффекта плоского века, у которого практически полностью отсутствует складка.

Что понадобится?

Выполняем азиатский макияж девушке с европейской внешностью. Прежде чем приступить к решению задачи, как нарисовать азиатские глаза, подготовим подходящую косметику и набор кистей и .

Из материалов пригодятся: тональное средство, обязательно с желтым подтоном, светлая пудра, консилер со светоотражающими частичками, натуральных оттенков в бежево-коричневой гамме, серо-коричневого тона, черный лайнер или гелевая подводка, черная тушь, нежно-розовый или бежевый карандаш, помада.







Пошаговый алгоритм выполнения

  1. Очищение и увлажнение кожи.
  2. Нанесение . Выбираем тональную основу на один тон светлее цвета кожи. Тщательно растушевываем границы. Дополнительно консилером высветляем треугольник, образуемый нижним веком и крылом носа. Наносим средство полупрозрачным слоем спонжиком, в завершении растушевываем подушечками пальцев.
  3. Закрепление тональной основы рассыпчатой пудрой. По консилеру проходимся на один-два тона светлее собственной кожи.
  4. Для четкого контура прорабатываем овал лица. Затемняем матовым бронзером линию роста волос, области под скуловыми косточками, крылья носа, нижнюю границу под подбородком.
  5. Оформляем бровки. Даже если вы светловолосая красавица, берем угольно-черный карандаш. Форму брови задаем прямую или изогнутую, подобно тетиве лука. Главное правило: максимальная геометричность, четкость контуров, отсутствие растушевки.
  6. Начинаем прорисовывать глаза. Черным лайнером выполняем подводку на верхнем веке. Сначала проводим тонкую линию вдоль ресничного края — от места начала активного роста ресничек до внешнего угла глаза. Тщательно прокрашиваем промежутки между ресничками и опускаем линию подводки слегка вниз. Так глаз визуально будет выглядеть узким и вытянутым. А заканчиваем процесс стрелкой вверх, примерно на два-три мм.
  7. Пока линия не подсохла, пройдитесь вдоль нее ватной палочкой. Граница станет менее контрастной, а окончание стрелочки плавным и естественным.

  8. Бежевым карандашом высветляем слизистую нижнего века. Корректируем форму глаза, а заодно освежаем взгляд.
  9. Ресницы прокрашиваем одним слоем черной туши. У азиаток не принято придавать ресницам объем и причудливый изгиб. Нижние реснички не прокрашиваются совсем.
  10. Приступаем к нанесению помады. Оттенок ее может быть любой, а при нанесении есть свои хитрости. По увлажненной коже губ подушечками пальцев распределяем тональное средство или консилер. На середину губ наносим яркий оттенок помады. Кистью растягиваем цвет к контурам верхней и нижней губы. Сверху наносим прозрачный блеск.

Макияж готов. Критически осматриваем результат в зеркале, подмигиваем восточной красотке и отправляемся на вечеринку с друзьями.

Что еще почитать