Поездка с детьми на море. Советы родителям. Чем занять ребенка во время отдыха на море

Скука — один из главных врагов человечества. Казалось бы, вот она, сбыча расхожей мечты: возлегаешь на бархатном пляже Азии, Европы или даже Доминиканы. Вокруг снуют аборигены, смиренно предлагая массажный и маникюрный сервисы. Морская лазурь нежит взор, а температура воды круглые сутки призывно манит погрузиться в нее, отдавшись соленым волнам, забыв обо всем на свете… Ан, нет! Даже осознание, что ты сейчас на одном из лучших среди райских островов Таиланда вскоре перестает радовать, и наступает смертельная пляжная скукота.

Когда отдых у моря происходит в сопровождении ребенка, курортная апатия порой умножается еще и на раздражение: мол, поваляться бы спокойно и вдоволь поскучать. Но неугомонное чадо требует внимания, дергает маму и папу, просит поиграть с ним.

И здесь придется перефразировать то ли Ильфа, то ли Петрова — шут теперь разберет, которые строчки кто из острословов сочинил — «Зачем Вам на пляж с ребенком, Шура? У Вас нет фантазии!»

Оглашу список своих предложений.

  1. Запускать змея.

Старого доброго, бумажного или тряпочного — какой найдется под рукой или удастся смастерить самому. В особенно сильный восторг это занятие приводит мальчишек-отцов и мальчишек-сыновей.
Сложность мне видится одна. На Отресе, где мы обычно выгуливаемся, вдоль кромки воды в изобилии произрастают казуарины — такие хвойные деревья. Змеи склонны запутываться в их ветвях, и доставать оттуда объекты веселья порой сложновато.

  1. Собирать ракушки, кораллы и прочие дары моря

Для начала можно ограничиться простым собирательством. Затем, если малыш солидного возраста лет от трех, можно вытворять разные интересные развивающие штуки:

  • учиться считать на ракушках
  • раскрашивать их
  • собирать всевозможные поделки — бусы, браслеты; выкладывать причудливые фигуры на мокром песке.
  1. Использовать пляж как гигантскую песочницу

Огромный плюс — здесь можно не бояться измазаться, набрать песка в обувь, волосы и прочие подобные места. Посему нет предела возможностям для творчества! Роем ямки, сооружаем дома, дороги, прокладываем каналы, творим озера и строим целые города. Самые азартные могут даже изобразить железную дорогу и запустить по ней поезд. Листья, ветки, ракушки, кораллы, камешки, плстиковые бутылки и жестяные банки — вокруг столько материалов для креатива!

Самым крохотным бутузам, впрочем, будет достаточно вручить лопатку, машинку-грузовик и форму для куличиков. На какое-то время малявки обычно с головой погружются в песочную медитацию. Взрослый тем временем может оторваться и всласть поскучать. Или залипнуть в Инстаграм. Или доверить наконец свои ноги и прочие участки организма манящей пляжной , как любят в Юго-Восточной Азии.

  1. Огромная доска для рисования

Мокрый песок — благодатный грунт для приступов изобразительного искусства. Берем ветку, ложку, китайскую палочку, соломинку, палец и отдаемся арт-порыву. Рисовать можно, что угодно: от тривиальных «мамапапая» до буков и цифр, от примитивного цветочка до замысловатой мандалы — у кого что болит, как говорится. Заодно и сеанс арт-терапии нам бесплатно…

  1. Играть в классики

Эта полузабытая советская игра, между делом, популярна была далеко не только в СССР. Современные камбоджийские школьники на переменах от души скачут из квадрата в квадрат. Особенно забава традиционно нравится нам, девочкам всего мира. Загадочный, простой и манящий hopscotch на все времена!

  1. Играть в мяч и прочие спортивные снаряды

Берем с собой мячики, ракетки-воланы, скакалки, бумеранги и прочие девайсы для организации подвижных игр. Жарко стало — ушли в воду. А т и вовсе прямо в море можно забавляться почти спортивным времяпрепровождением.

  1. Ловить рыбок и крабиков

Сейчас все гринписовцы выдохнули быстренько и перевели дух: никто не собирается мучить животных. Мы их изучать будем. Викторалексеич берет большой пластиковый стакан из-под тростникового сока, жирного камбоджийского айс-кофе или еще какого шейка. Сия хлипкая посудина вскоре становится временным домом для крабика. Или рыбки — на что хватит сегодня сыновьей ловкости. Морская животинка мирно барахтается в своей едкой соленой среде, и максимум, что ей грозит — легкий приступ клаустрофобии. Однако даже он не грозит, ибо у братьев меньших нет сознания, а посему и всяческие фобии и ипохондрии отсутствуют напрочь. Так что мы несколько минут тщательно и детально рассматриваем, где там у крабика лапки, животик, спинка и особенно радующие нас глазки на специальных отростках. После чего невинное существо бережно возвращется в море.

Ключевое слово — бережно. Викторалексеич воспитывается в строгости и буддобоязни: любое поползновение в сторону насилия над живыми существами — и по.опе, по.опе! пресекается на корню.

  1. Почитать вслух

Почему бы нет! Если ребенок любит слушать сказки или другие творения человеческих перьев, можно спокойно и дружно почитать ему вслух. Картинки попутно разглядывать. Можно даже с телефона или планшета — в благословенное время ведь живем, и гаджеты могут не только отдалять нас от детей, но и сближать с ними.

Я теперь обожаю читать сыну — возникает особое чувство единения. Когда хочу усложнить себе задачу для саморазвития, делаю это на английском языке. Да, не щажу я хрупкую юную психику своим ужасным германоподобным акцентом — часто меня принимаю за немку! — но ничего. Generation next как-нибудь после разберется, как правильно произносить англицизмы. Мне же языковая практика для работы сейчас особо требуется, и совмещать полезное с полезным и приятным никто нам не запретит.

Кстати о работе…

  1. Позаниматься йогой или просто зарядкой

Допустим, вы совсем в шоколаде и пляжик выдался пустынным. Допустим, отпрыск по каким-то причинам интересуется телесными практиками и с удовольствием норовит присоединиться к родительским собакаммордойвниз и триконасанам. Тогда не вижу причин противостоять этим благостным порывам юношей и девушек от 1 года и старше!

Я частенько практикую на закате или поутру у воды. Сын с удовольствием подражает своим маленьким тельцем и пытается тоже садиться в Лотос или прикидываться собачками с разнонаправленными мордами… Растет поколение людей, для которых йога — обычное дело их мам и пап!

Если же восточная философия далека от тебя, мой материалистичный друг, можно просто весело поприседать, попрыгать и поотжиматься вместе со своим потомством. Главное, не переусердствовать и помнить о повышенной опасности коварного теплового удара в непривычном климате.

10. Помузицировать

Внезапная и жизнеспособная идея. Например, наш муж и отец семейства решил освоить джембе — такой забойный африканский барабан с отпадными басами. И вообще громкий. Дома делать это несподручно, да и моя скисающая с каждым ударом по мембране физиономия ничуть не вдохновляет новоиспеченного драмера.

А на пляже — вольная воля. Берут мои мужички аутентичный барабан, едут на пляж и там на пару отрываются: даже когда народу много, аранжировка из рокота волн растворяет громкость басовитого инструмента. Всем хорошо, а в юном нашем потомке, вероятно, тем временем где-то глубоко внутри оживает Вивальди. Или Джимми Хендрикс, на худой конец. Надеюсь… Ладно, если никто не оживает, то хотя бы развивается моторика и чувство ритма. А также прекрасного.

Вариации с инструментами могут быть разными: губная гармошка, укулеле, блокфлейта и т.п. не очень крупногабаритные звукоизвлекатели.

Наконец, если совсем не хочется креативить и изгаляться в творчестве, можно еще вспомнить про банальные…

  1. Догонялки и прочие элементарные игры

Догоняем с энтузиазмом друг друга. Кидаемся песочными бомбочками. Плаваем и обучаем плавать малыша. Брызгаемся руками и водяными пистолетами. Чем не веселье!

12. Знакомиться и общаться с аборигенами

В азиатских странах обожают детей, а светлокожая малышня повсеместно вызывает особое умиление. Так что внимание и звездный час ребенку славянской внешности со стороны кхмеров, тайцев, вьетнамцев и прочих монголоидных друзей обеспечены. По-разному можно реагировать, но нам нравится общение с местными: они веселые, беззаботные, любят играть с сыном и присматривать за ним.

13. Валяться в гамаках

Если прихватить с собой мягкий легкий гамак и натянуть его в тени между двух деревьев, малыш может там предаться чудесному дневному сну. Главное, помнить о защите о песчаных блошек и прочих кровососущих.

Или можно вместе с ним поваляться и позаниматься нижеследующим — совсем уж примитивным, но имеющим право на жизнь видом досуга.

14. Смотреть кино или мультики

В самых запущенных случаях: достаем планшет, включаем что-то интересное и представляем, что вокруг не пляж, а обычный двор с песочницей. Или родная городская квартира.
Что поделать! Наш человек на отдыхе порой склонен скучать. И, страшно сказать, даже мечтать о скорейшем окончании отпуска и возвращении к накатанному графику: работа — дом.

Ибо смена обстановки — не только отдых, но и серьезный экзамен на умение проводить время с самим собой. И своими детьми…

Знаю, как много читательниц и читателей также являются опытными аниматорами себя и деток на пляжах Азиатчины. И буду рада вашим подсказкам и вариантам, как еще можно разнообразить родительско-детский совместный отдых на морях и океанах.

С пожеланиями самого яркого отдыха, от которого останутся только теплые воспоминания, искренне ваша, азиатская мама Marta и Mr. Victor, как его зовут местные экспаты. Сиануквиль, Камбоджа, апрель 2017-го.

С небольшим опозданием спешу всех поздравить с началом осени и сообщить, что рубрика снова в эфире! Скажу по секрету, что уже подготовлено несколько бесед с очень интересными родителями – подписывайтесь на обновления. А пока читайте интервью, которое впервые дал путешествующий папа!

Прочитав заголовок, вы решите, что ниже – очередной список советов о том, как собирать ракушки, строить песочные замки и запускать летучих змеев. Нет! Дети моего сегодняшнего собеседника уже вышли из возраста подобных интересов. В течение двух недель отдыха в Крыму доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорий Прутцков устроил своим сыновьям десяти и тринадцати лет настолько интеллектуально богатый отдых, что я решила расспросить о подробностях.

– Григорий Владимирович, расскажите подробнее, где и как вы отдыхали этим летом?
– В последние годы, планируя каждый свой отпуск с сыновьями, я стараюсь выбрать условия, максимально непохожие на домашние, – в Москве мы живем в окружении множества гаджетов и с постоянно включенным интернетом. В начале августа на две недели мы уехали в маленький поселок Сатера, расположенный к востоку от Алушты. Остановились в небольшом частном доме отдыха, в котором не было ни телевизора, ни вай-фая. Все втроем жили в одной комнате. В Москве, кстати, из-за разных дел мы чаще всего сидим в разных комнатах.
Дети быстрее свыклись с мыслью, что, кроме как по телефону, с внешним миром не связаться. А у меня в первый день была небольшая ломка, но когда я осознал, что даже в кафе нет беспроводного интернета, то успокоился. Таким образом, мы с мальчишками жили, как в прошлом веке.


Слева направо: Илья, Григорий Владимирович и Гриша Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Какой у вас был распорядок дня?
– Примерно до 11.30 мы купались на море. Потом у нас была сиеста. Еще в «Соборном уложении» 1649 года царь Алексей Михайлович узаконил дневной сон, и мне кажется, это был очень верный указ. Потом мы опять шли на пляж. Накупавшись, ужинали, а потом играли или гуляли до позднего вечера. Дело в том, что напротив нашего пансионата до половины одиннадцатого гремела дискотека – раньше заснуть было невозможно.

– Как вы проводили время?
– С собой мы привезли из Москвы три тома произведений Пушкина, Гоголя и Лермонтова, а также несколько настольных игр. Так что во время сиесты, когда не читали, то сражались в шахматы – у нас есть специальная доска для трех игроков. Играть было очень интересно, потому что непривычно, а значит психологически сложнее, требовалась новая тактика. Кроме этого, играли в слова – составляли кроссворды. Старший сын Гриша взял свою любимую игру «Эволюцию». Я все ждал, когда же ему надоест, но он подключил младшего брата Илью. Мы много читали вслух и каждый сам по отдельности. Честно признаться, я не думал, что будут такие интенсивные занятия. Ведь мы в Москве столько не читаем и не играем! А в итоге, вернувшись домой, сыновья настолько вошли во вкус, что стали чаще просить: «Пап, давай почитаем!», «Давай поиграем!». Считаю, это большим достижением каникул.


Гриша и Илья играют в “Эволюцию”. Фото из архива Г.Прутцкова
Шахматы можно играть втроем. Фото из архива Г.Прутцкова

– Как здорово! А как вы проводили время на пляже?
– На пляже и во время прогулок за эти две недели я прочел мальчишкам почти полные курсы лекций по российской истории и литературе. Таким образом, наши игры на море невольно основывались на этих лекциях. Самой популярной игрой стало загадывание и безмолвный показ слов, сидя по пояс в воде. К примеру, Гриша мне шептал на ухо слово. Я его показывал, а Иля старался отгадать. Если отвечал неверно, то ему приходилось нырять. Затем, наоборот, для Гриши загадывал Илья. Сначала, разумеется, это были какие-то простые слова: «гора», «дельфин». Потом сыновья начали загадывать друг другу исторических персонажей: Петр III, К.У. Черненко, Ленин. Гриша, как раз прочитав «Капитанскую дочку» Пушкина, загадывал брату Пугачева или Екатерину II. Мне приходилось показывать чудеса изворотливости, но все было разгадано.


Слева направо: Гриша и Илья Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Вы всегда так насыщенно проводите отпуск или впервые?
– Нет, не впервые. Пожалуй, уже четвертый год. Хотя путешествуем мы с ними с их раннего детства. До этого сыновья были маленькими, а впервые начали интересоваться моими рассказами в 2013 году, когда мы отдыхали в Испании – Грише было 10, а Илье – 7 лет. С каждым годом их интересы становятся глубже. Видимо, в следующий раз я возьму больше игр и книг.

– Не каждый родитель способен прочитать своим детям курс отечественной истории или литературы. Что бы вы посоветовали, чтобы отпуск проходил с не меньше пользой?
– Уделяйте детям внимание! Нельзя вручить ребенку гаджет, а самому уйти. Мозг маленьких детей подобен жесткому диску, который, чем заполнишь, тем и будешь пользоваться в будущем. В большом городе у нас мало возможностей проводить время вместе: у взрослых – работа, у детей – учеба. Но игра стоит свеч, если хотите вырастить грамотного и порядочного человека. Да, не все читают лекции, но каждый способен играть в настольные игры: шахматы, домино. Кроме того, дети часто сами предлагают игры. К примеру, мальчики предложили сыграть в аэрохоккей. Первые партии я проигрывал с разгромным счетом 13:0, 13:1. Но со временем поднаторел и в последние дни обыгрывал Илюшу со счетом 8:2. Помимо игр, можно читать детям вслух хотя бы произведения из школьной программы. Буквально по несколько страниц в день! Мои сыновья очень разные в плане интересов, но всегда внимательно слушают, что я им рассказываю. Еще не было случая, чтоб сказали «это неинтересно» или «не хотим об этом слушать».

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на . Напишите на сайт@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!

В этой статье собраны игры, которые помогут разнообразить отдых ребенка, особенно если детей несколько. Они применимы в любой точке земного шара, будь то берег турецкий или уральская турбаза, возраст детей от 4х до 16-ти лет. Эти игры и занятия имеют свою историю, ими увлекались еще наши бабушки, и многие незаслуженно забыты или изменились до неузнаваемости. Самое время «заразить» ими новое поколение!

Часть первая: благородные занятия!

Секретики

Одна из Тайных Загадочных Игр нашего детства. Понадобятся мелкие игрушки из «киндеров», бусинки, обрывки украшений. В нашем детстве «секретик» считался ценным, если в нем пряталась достойная игрушка (пупсик или мелкая машинка). Также используем фантики от конфет и фольгу. Роем ямку в земле - достаточно глубокую - выкладываем дно фантиками. Сверху кладем игрушку, бусинки. Накрываем фольгой. И все это прячем под обломком стекла. В наше пластиковое время не так уж легко найти хорошее стекло, поэтому (и в том случае, если вы учите «секретикам» маленьких детей) используйте прозрачный целлофан или пластик, прозрачные крышки. Другой вариант: не заморачиваться и сложить «секретик» в коробочку. Но правильный результат выглядел так: цветное стекло, а под ним что-то загадочно сверкает. Засыпаем землей - все готово. Теперь о нем нужно забыть на месяц, это самое трудное. И раскопать, когда ребенок будет счастлив вновь обрести свое сокровище. В советское время «секретиками» увлекались буквально все, и был будоражащий душу шанс под любым деревом обнаружить чужой «секретик». Если детей несколько - пусть каждый зароет свой «секрет», а через некоторое время получит возможность откопать чужой и завладеть содержимым. Расширяем игру: в ней участвует несколько (от двух) детей и взрослый. Взрослый закапывает самый главный «секрет» (можно закопать шоколадную фигурку, предварительно обезопасив ее от земли), а потом все меняются «секретиками» - и побеждает тот, кто найдет «взрослый» супер-приз.

Коллекции

Мы частенько ругаем детей за раскидывание по всему дому фантиков, грязноватых камешков, стеклышек, перышек и прочих Очень Ценных Вещей, Которые Запрещено Трогать Взрослым. Лучше выделить время и сделать коллекцию. Что мы будем коллекционировать?

Ракушки

Фантики от сладостей

Листья, травы, цветы

Разноцветные стеклышки

Железки и деревяшки

Календарики, открытки

Брелоки

Этикетки

Нам потребуется коробка. Простой вариант - купить в хозяйственном магазине или Икее/ОBI. Коробочка должна быть с множеством отделений и обязательно - с крышкой. Сложный вариант - сделать ее самим. Пригодится коробка от ненужной настольной игры, в ней делаем перегородки из картонных или поролоновых полосок. Сортируем нашу коллекцию, каждый экспонат следует подписать. Также «архив» можно сделать из прозрачного пакета. Берем пакет, делим его линиями на одинаковые прямоугольники.

Далее нужно прострочить линии на машинке или пройтись по ним мелкими стежками вручную. Затем в каждом прямоугольнике делаем надрез, чтобы получились карманы. В карманы складываем наши экспонаты и наклеиваем бумажную полоску с названием. Идея для перьев: вырезаем из журналов картинки с птицами, наклеиваем их на лист картона, а снизу прикрепляем соответствующие перышки. Сейчас издают множество энциклопедий для детей - найти нужную, чтобы получить знания о предмете, не составит труда. Коллекция должна расширять кругозор и обогащать знаниями. Потом ребенок уже будет искать конкретные экземпляры, опираясь на знания, а не собирать все подряд и что попало. Если вам трудно идентифицировать какие-то предметы, классифицируйте их по местонахождению, например, «найдено на таком-то морском берегу». Что еще потребует коллекция: лупу, пинцет. Хранить ее следует только на отдельной полке - стоит ребенку один раз забросить коллекцию в гору игрушек, как о ней можно благополучно забыть.

Карнавальная мастерская

Заскучавшему ребенку предлагаем продлить жизнь одноразовой посуды. Еще наши бабушки в детстве играли в карнавальную мастерскую, делая шляпы и маски. Берем одноразовые тарелки (их можно заменить кругами из картона). И украшаем их по своему усмотрению. В ход идет серпантин, фантики, перышки, ленточки, нитки, розочки и бантики от подарочных пакетов, обрывки цепочек, бусинки… этот процесс увлечет даже не шибко увлекающегося ребенка. Раскрашиваем будущую шляпу или маску красками или фломастерами и наклеиваем на нее все, что найдется под рукой. Эффектно смотрится серпантин или бумажные ленточки, подкрученные с помощью ножниц (конец ленты пропускаем в сомкнутые ножницы и резко проводим ими по ленте, как это делают флористы, чтобы бумажная лента закудрявилась), спускающиеся с маски или шляпы. Протыкаем края изделия и крепим резиночку, чтобы шляпа или маска держались на голове.

Вишлист

Игра заключается в том, что каждый из участвующих (дети-дети, дети-взрослые) пишет на листочке (с помощью взрослого, если еще не умеет писать) список своих пожеланий. Выглядит это так:

1. что-нибудь мягкое красное.

2. что-нибудь маленькое и пластмассовое.

3. колючую железку.

4. что-нибудь вкусное.

5. игрушку».

И так далее. Фантазия безгранична. Участники обмениваются списками. Даритель обязан выполнить пожелание в соответствии с описаниями. Подарить то, что у него ассоциируется с «колючей железкой» или «маленьким пластмассовым». Естественно, подарки должны быть простенькими без поисков нужного по магазинам. Варианты откапываются в игрушках, а то и подбираются с земли. Затем подарок упаковывается и дарится. На следующий день придумываются другие списки…

Картины из камешков

Эта игра была популярна еще в царские времена. Ребенок собирает плоские камни разного размера и форм, затем камни раскрашиваются. Лучше использовать акриловые краски. Похожие камни делаем одноцветными, другие украшаем узором. Можно с помощью крепкого клея приклеить бусинки и даже стразы. Конструктор готов. После высыхания из камней складываются мозаичные панно или отдельные фигурки (цветы, инопланетные существа) на плоской поверхности, например, пляжном коврике.

Часть вторая: подвижные игры!

«Тише едешь - дальше будешь»

На большой площадке чертим на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии - «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

«Светофор»

Чертим две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок смог отыскать на себе названный цвет (одежда, носки, заколка), он берется за него рукой и спокойно идет через «дорогу». Если же ничего подходящего нет, ему остается быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

«Я знаю…»

Игрок рукой бьет мячом об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: «Я. Знаю. Пять. Имен. Девочек: Маша - раз, Ира - два…» И так до пяти. Использовать можно любые знания: животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

«Съедобное-несъедобное»

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2-4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.

«Вышибалы»

Все игроки, кроме двух, становятся в ряд в центре площадки. Двое «выбивающих» с мячом стоят по краям площадки. В их задачу входит, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотронулся летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом.

«Казаки и разбойники»

Участвуют две команды. Одна в оговоренном месте считает до 100, другая удирает, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставятся не слишком часто и не всегда на видном месте: на стволах деревьев, на стенах домов и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей.

«Калека 21-го века»

Люди становятся в круг. Кидают друг другу мячик. Кто не поймал, у того бросавший отнимает какую-то часть тела, например "закрой один глаз, левый", и вот так дальше. Не поймал — "Что отнимаешь?" — "Руку" — "Какую?" — "Правую", и игрок дальше играет, кидает мяч оставшейся рукой. Естественно руку лучше оставлять одну, если уже одна отнята, можно одну ногу. Можно голос, тогда надо играть молча, если заговоришь, выходишь из игры. Тот, у кого забрали все части, вылетает. Игра заканчивается, когда в живых остается только один.

«Ножички»

Играется ножом. На земле чертится круг и делится на части, если игрока два, на две половины. Один игрок, кидает в поле (зону) чужого игрока ножик. Если воткнулся, то он, стараясь не ступать на зону противника, чертит по оси втыкания ножа линию (как воткнулся, так и чертить туда-сюда линию), от края круга до своей зоны. Таким образом, отхапывает часть территории. Потом ход следующего игрока. И так далее. На чужую зону заступать нельзя. Если заступишь, бросок не засчитывается - и переход хода. Бросать можно стоя только на своей зоне. Если уже не можешь стоять на своей зоне (места мало), то проиграл. Зоны могут быть вместе не соединены, то есть два кусочка в разных местах.

"Гигантские шаги"

Водящий, отвернувшись от стоящих на линии, называет число шагов (2 гиганта, 2 лилипута, 5 цыплячьих), считает до десяти. Если оборачивается и видит, что кто-то двигается, отсылает обратно к линии. Тот, кто добирается до водящего первым, должен его осалить и бежать к линии. Если водящий его осалит, то он сам становится водящим.

«Козел»

В баскетбольное кольцо все по очереди бросают мяч, кто откуда хочет. Если кто-то попал, остальные бросают с того же места. Попал - молодец, ну а не попал - получай букву. Сначала - "к", и так далее до названия игры. Соответственно можно играть либо до первого проигравшего ("козла"), либо до победителя. Иногда после последней буквы нужно было еще ставить точку.

Часть третья: игры на лавочке

«Золушка»

Все игроки усаживаются на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся.

«Глухой» телефон

Все садятся в ряд, и каждый соседу на ухо говорит какое-нибудь слово. Ведущий начинает каждому задавать вопросы. Ответом служит сказанное соседом на ухо слово. К примеру: "Что ты сегодня ел на завтрак? - "самолёт". Другой вариант: ведущий сообщает какое-нибудь слово крайнему в ряду, стараясь говорить шепотом и очень быстро, тот еле слышным шепотом передает его дальше, и так далее. Последний оглашает полученную абракадабру. Но если слово угадано, он становится ведущим.

"Мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам"

Количество игроков ограничено только размером ладони водящего. Водящий держит руку согнутой в локте ладонью вниз. Остальные игроки дотрагиваются указательным пальцев до ладони водящего. Водящий произносит волшебную фразу: "мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам". И на слове «дам» смыкает пальцы в кулак. Тот, кто не успел отдернуть, становится водящим.

"Колечко"

Игроки сидят в ряд на скамейке, ладони держат сложенными лодочкой. Один из игроков держит в ладонях лодочкой какой-нибудь мелкий предмет, например монетку. Игрок с монеткой начинает раскладывать монетку по лодочкам других игроков. Делать это надо незаметно. Игрок может положить монетку кому-нибудь в ладонь или оставить себе. Водящий должен по эмоциям угадать, у кого оказалась монетка, спрашивая: колечко-колечко, выйди на крылечко! Если он угадывает, то человек с монеткой становится водящим, а бывший водящий - раздающим. Если он не угадал, то все повторяется.

Часть четвертая: игры дорожные

"Камень-ножницы-бумага"

А вы знаете, что есть еще и колодец? Нужно два игрока. Произносится волшебная фраза: "камень-ножницы-бумага", и игроки быстро показывают символические знаки:

камень - кулак,

ножницы - рука в кулак, а указательный и средний разведены как лезвия ножниц,

бумага - рука ладонью вниз, пальцы вытянуты и сомкнуты,

колодец - из пальцев делается кольцо.

камень тупит ножницы - победил камень,

ножницы режут бумагу - ножницы,

бумага накрывает колодец - бумага,

бумага оборачивает камень - бумага,

камень тонет в колодце - колодец,

ножницы тонут в колодце - колодец.

«Мини-колечко»

Взрослый берет маленький предмет и начинает его перекатывать между ладонями, сложенными лодочкой. Потом резко сжимает руки в кулаки. Ребенок должен угадать, в каком кулаке оказался предмет.

«Я вижу красное»

Игра подходит для маленьких детей в пути. Загадывается цвет, и все смотрят в окно, выискивая его. По очереди говорят: "я вижу красную машину", "а я вижу тетеньку в красной куртке" и. т. д. Цвет может быть любой, игра усложняется, если добавить «горошки», «полоски».

«Волшебный мешок»

Играющие говорят по очереди:

1 - я положил в мешок слона

2 - я положил в мешок слона и кошку

1- я положил в мешок слона, кошку и море

2 - я положил в мешок слона, кошку, море и стул…

«Тайное слово»

Один из играющих задумывает слово, а второй с помощью наводящих вопросов пытается угадать его. Пока ребенок еще не научился задавать правильные наводящие вопросы, количество вопросов неограниченно, а так их 10. Отвечать можно только "да" или "нет". Правильные вопросы должны рассекать возможные варианты на две однозначные части, например "Это живое?"

«Спички»

Между указательным и большим пальцем зажимаются две спички, играющие «бодаются» ими. У кого палочка сломается, тот и проиграл.

"Вам барыня прислала 100 рублей»

Водящий говорит: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное-белое не берите, "да" и "нет" не говорите. Вы поедете на бал?» Игрок отвечает, допустим, «поеду» (нельзя говорит «да» или «нет»). Водящий повторяет фразу, задавая новый вопрос: «Что вы наденете на бал?» И так далее. Отвечать можно только одним словом. Варианты правил:

Барыня прислала 100 рублей

И коробочку соплей…

«Да» и «нет» не говорить,

В черном-белом не ходить,

«Р» не выговаривать.

Вам барышня прислала кусочек одеяла.

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черное с белым не носить.

Вы поедете на бал?

Водящий должен запутать игрока вопросами, вынудив его нарушить правила.

"Ялъяра холхоро чулчуру долдоро молморой"

Игра заключается в том, что нужно произнести фразу, добавляя к каждому слову - или слогу! - «яра» или «оро». Возможны и свои варианты коверканий.

Фантики

Свёрнутые фантики кидают на стол, ударяя ладонью с фантиком по его краю. Если фантик ложится на другой, то нижний переходил к хозяину верхнего. Если фантик попал «в карман», то попавший получал от хозяина «кармана» ещё один фантик. Другой вариант игры: фантики складываются стопкой, по ним также ударяют ладонью. Те, которые перевернулись после удара, игрок забирает себе и бьет дальше. Если ни один не перевернулся - переход хода к другому игроку.

Фотографии для статьи позаимствованы из открытых источников в Интернете (форумов).

Читайте вторую часть:

Отдых с детьми у моря - это одна из лучших идей проведения отпуска, а пляж - место, которое предоставляет огромные возможности для развлечений. В этой статье вы узнаете, чем заняться на пляже с ребёнком. Вот 10 культовых забав, которые родители современных малышей помнят ещё с детства!

Собираясь с ребёнком на пляж, необходимо, прежде всего, побеспокоиться о его безопасности. Не упускать ребёнка из виду - это основа поведения родителей. Нужно позаботиться также и о защите его кожи от солнечных ожогов, смазывая её кремом с высоким показателем УФ-фильтра, и надеть головной убор.

Когда мы убедились в том, что малыш готов к пребыванию на солнце, можно начинать игру. Мы приготовили для вас обзор 10 развлечений на пляже, для которых не нужны целые сумки с игрушками и большие финансовые затраты - достаточно лишь немного воображения, творчества и желания. Итак, что можно делать с детьми на пляже?

1. Играть в пляжный волейбол

Отличная забава как на песке, так и в воде, даже для самых маленьких. Мяч для такой игры лёгок, безопасен и доступен: его можно купить едва ли не в каждом прибрежном ларьке.

2. Строить замки из песка

Замки, крепости, пещеры… А может, морская черепаха, медуза или кит? Эта игра стимулирует творческий потенциал ребёнка, развивает мануальные способности и поглощает его внимание на много часов. Помогите воображению своего малыша заработать на полную мощь!

3. Прыгать через волны

Прыжки по волнам, попытки убежать от них - кто из нас не делал этого! Это весёлая забава, но она всегда должна проходить под бдительным контролем родителей. Вода - это всё-таки стихия и, хотя и создаёт множество возможностей для веселья, иногда бывает непредсказуемой.

4. Рисовать на песке

Забава, которая хорошо срабатывает в случае плохой погоды. Палочка или пальчик - и вперёд, за работу! Фотография рисунков вашего ребёнка может стать отличным сувениром, привезённым из поездки.

5. Нырять в море

Дайвинг - это просто удивительное приключение в глубинах подводного мира. Обучаясь нырянию через игру, ребёнок может познакомиться с живыми существами, обитающими под водой.

6. Слушать шум моря в раковине

Слушайте с ребёнком звуки моря в разных ракушках, устройте им «соревнование» - найдите ту, которая шумит громче всех. Во время игры расскажите свою собственную версию того, почему шум оказался спрятанным в ракушках.

7. Искать сокровища на пляже

Ищите вместе сокровища, которые скрывает пляж, ведь здесь их целая россыпь! Это и интересные камешки, и красивые ракушки - все они могут пригодиться для очередных игр.

8. Складывать мозаику на песке

Из ранее найденных сокровищ можно сложить на песке удивительную мозаику. А ещё можно ракушками, галькой, камушками украсить ранее созданное сооружение из песка.

9. Запускать воздушных змеев на пляже

Если день выдался ветреный, его можно использовать для запуска воздушных змеев. Различные модели зачастую можно купить прямо по дороге на пляж.

10. Созерцать восходы и закаты солнца

Восходы и закаты у моря - это зрелище впечатляющее, трогательное, захватывающее. Покажите своему ребёнку, какой прекрасной и удивительной может быть природа.

Краткое содержание: Отдых с детьми. Отдых с детьми на море. Отдых с ребенком на реке. В отпуск с ребенком. Чем занять ребенка на воде. В жаркий день - на пляже, на море, в санатории, в бассейне и в оздоровительном лагере. Игры на песке, чем занять ребенка на пляже. Игры с водой и у воды. Детский бассейн и отдых на даче.

Вода и песок магически действуют на детей. И поэтому самый лучший способ занять ребенка в жаркий день - отправиться с ним на пляж, взяв с собой пластмассовое ведро, игрушки, подстилку и холодную воду. Однако в жаркий летний день можно не только плескаться в воде и играть в песке.

В этой статье вы найдете советы, как развлечь самых маленьких и что можно предложить детям постарше, которые любят поиграть в воде. Вы увидите, долгий знойный день пролетит неожиданно быстро, когда рядом есть вода, а дети веселятся и развлекаются.

Следуй за лидером.

Пусть в группе из нескольких детей, играющих в дачном бассейне, каждый по очереди будет главным. Присоединяйтесь к их компании и поддержите всеобщее веселье, дав несколько полезных советов: лидер может ходить, подражая утенку, барахтаться «по-собачьи» или плавать на спине. Остальные должны ему подражать.

Рисунки мелом.

Когда вы будете делать покупки для летнего сезона, не забудьте про мел. Пусть ваш ребенок и его друзья рисуют мелом на асфальтовых дорожках во дворе. Дайте им ведро с водой, чтобы они могли смывать старые рисунки и делать новые. Если во дворе играют несколько детей, разделите место для рисунков на большие квадраты, чтобы у каждого «художника» был свой «асфальтовый» холст. Попробуйте научить малышей играть в «классы» или каким-нибудь другим играм на свежем воздухе, знакомым вам с детства.

Если ребенок спросит: «Что мне нарисовать?» - посоветуйте ему изобразить великана, как можно большего роста, сад, деревья, облака и небо или сверхскоростную трассу, по которой мчатся легковые машины, грузовики и даже поезда.

Приятная прохлада.

Итак, сегодня настоящее пекло и нет никакой надежды найти поблизости водоем. Ваш ребенок жалуется на жару - и он прав. Возьмите подстилку и расположитесь поддеревом. Захватите с собой ведерко со льдом.

Пусть малыш ляжет на спину, а вы попросите его смотреть на небо, в то же время сосредоточившись на своих ощущениях. Возьмите кубик льда и, едва касаясь, проведите им по ступням малыша, а затем по внутренней стороне запястий и локтей. Если ребенку это понравится, продолжайте прикладывать лед к другим частям тела. Как вы думаете, что он чувствует, когда лед прикасается к спине или животу?

Пусть малыш проведет кусочком льда по вашим ногам, и вы ощутите ту же приятную прохладу, что и он.

Глядя в небо.

Если на улице так жарко, что трудно двигаться, лучше не делать этого. Расположитесь где-нибудь в тени и, лежа рядом друг с другом, смотрите на небо, обсуждая то, что видите.

Мячик в канаве.

У кромки воды, где песок ровный и влажный, выройте небольшую канавку, предварительно положив параллельно две палки на расстоянии тридцати сантиметров друг от друга. Сядьте у противоположных концов канавки и катайте по ней мячик навстречу друг другу. Попробуйте сделать канал длиннее, чтобы убедиться, насколько далеко вы сможете докатить мяч. Изменяйте его конфигурацию так, чтобы мяч мог катиться быстрее или преодолевать препятствия на своем пути.

Закопанное сокровище.

Обозначьте небольшую площадку, на которой будет происходить игра. Один из вас прячет хорошо заметную раковину или другой небольшой предмет, зарыв их неглубоко в песок и разровняв это место. (Никто не должен подглядывать.) Затем он медленно отсчитывает время, пока другой игрок или игроки протыкают песок палочкой от мороженого, пытаясь найти спрятанный предмет. Дети могут меняться ролями, или пусть взрослый закопает несколько предметов, а дети ищут их все вместе.

Картины на песке.

Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Игра в шары на песке.

Выкопайте в песке шесть ямок так, чтобы они образовали треугольник. Его основание, состоящее из трех лунок, должно быть обращено к вам. Отойдите на несколько шагов в сторону и бросьте мяч так, чтобы он покатился в сторону лунок. Вы выигрываете три очка, если мяч попал в вершину треугольника, два очка, если он попал в средние лунки, и одно очко - за попадание в одну из трех лунок в основании треугольника.

Замок из песка.

Помогите ребенку построить из песка красивый замок. Подскажите ему, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию,- ракушки, камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки. (Перед тем как уйти, не забудьте выбросить все это в урну или в мусорный ящик.)

Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или коробочек из-под маргарина. Захватите с собой на пляж побольше разных предметов, подходящих для этой цели.

Если вы принесете их в сетке, то перед уходом все эти предметы можно легко сполоснуть, окунув их в воду.

Совет строителю.

Если вашему ребенку трудно построить такое сложное сооружение, можно просто насыпать песок в кучу - сначала маленькую, а затем все больше и больше. Понаблюдайте, насколько у малыша хватит сил.

Песчаная черепаха.

Если ваш ребенок когда-нибудь видел черепаху - живую или на картинке, ему понравится идея сделать ее из песка.

Сначала прогуляйтесь вместе по пляжу и соберите ракушки. Затем принесите их туда, где вы расположились, и предложите ребенку вылепить большую черепаху из песка.

Это очень просто сделать. Большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклости по бокам - ноги. Слепив туловище черепахи, ребенок может выложить его ракушками, которые вы собрали, и тогда у черепахи появится панцирь.

Золотоискатель.

Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своего малыша поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Для этого возьмите с собой на пляж сито или мелкую сетку и горсть монет.

Пока ребенок играет где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком.

Когда все будет готово, дайте малышу сито и пусть он «добывает золото».

Бумажный змей.

Пляж - прекрасное место для запуска бумажного змея. Однако к этому занятию необходима подготовка. Бумажного змея можно купить в магазине или сделать самим. Неплохо бы иметь и запасного змея, но прежде надо купить клейкую ленту и веревку.

Со старшими детьми все это можно приготовить заранее - зимой, а когда.наступит лето, запускать змея.

Танец под струей.

Может так случиться, что вам не удастся попасть на пляж, но, тем не менее, очень захочется немного охладиться. Все, что вам необходимо, - садовый шланг или летний душ. Маленькие дети любят бегать и танцевать под струями воды. Можно менять высоту и направление струи.

«Холодный» человек.

Конечно, оказаться в мокром покрывале на детском празднике не очень-то приятно. Однако в жаркий полдень - это как раз то, что нужно.

Возьмите старую простыню или большое полотенце, намочите и отожмите его. Пусть ребенок закутается во влажное полотенце или растянется на простыне, чтобы почувствовать прохладу. Если жара становится нестерпимой, разрешите ребенку полежать и в тени на мокром полотенце.

Налей и отмерь.

Переливать и отмерять воду, используя, конечно, чистую домашнюю посуду, - прекрасное занятие для малышей не только дома, но и на пляже. Собирайте пластмассовые баночки, бутылочки из-под лекарств, кувшинчики и т. д. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать.

Раскрась себя.

Достаньте садовый шланг, акварельные краски, кисточки, и пусть ребенок займется рисованием. Позвольте ему раскрасить себя так, как ему вздумается; затем пусть смоет краску и начнет все сначала.

Пригласите маляра.

Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет «красить». Пусть он покрасит цементный пол рядом с бассейном, скамейки, игрушки - все, что не боится влаги. Он придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.

Песочное печенье.

Играя на пляже или в саду в ящике с песком, ребенок с удовольствием «приготовит» печенье из песка с помощью кулинарных формочек и накроет стол для чаепития.

Мокрые отпечатки.

Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Следы исчезают довольно быстро, и поэтому ребенок способен заниматься этим достаточно долго. Ваш маленький шалунишка может оставлять следы, надевая обувь разного размера, засунув ногу в ведерко или натянув ласты.

Брось раковину.

Выройте в песке ямку и устройте соревнование по метанию ракушек. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросайте раковины, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять ракушек. По мере того как ребенок осваивает игру, постепенно отодвигайте линию все дальше и дальше от ямки.

Есть другой вариант игры: воткните в песок палку; пусть каждый игрок поставит мелом инициалы на своей раковине. Затем все по очереди бросают раковины из-за черты, стараясь попасть как можно ближе к палке.

Смахни мяч.

Это очень интересное занятие, в котором могут принимать участие взрослые и дети. Все, что вам нужно, - большая компания, простыня и мячик.

Игроки становятся в круг и держат простыню на уровне пояса. Рассчитайтесь на «первый-второй». Затем бросьте мяч в центр простыни. Первые номера стараются смахнуть мяч с простыни, а вторые должны маневрировать простыней, стараясь удержать мяч.

Когда мяч упадет на землю, игра заканчивается, а игроки меняются местами. Подбадривайте и награждайте всех аплодисментами, особенно детей.

Схвати монетку.

Если ваш ребенок умеет плавать, он охотно будет нырять за разными предметами. Медные монетки обычно хорошо видны на дне бассейна. А малыши с удовольствием будут бродить по воде в маленьком дачном бассейне и собирать со дна разные предметы.

Яхт-клуб.

Напустите немного воды в детский бассейн и положите на воду игрушечные кораблики. Назовите все это бухтой для кораблей. Пусть малыш играет в кораблики и барахтается вместе с ними в воде.

Воображаемый лед.

Тренировать воображение так же важно, как тело или речь. В один из жарких дней предложите малышу поиграть в игру «вообрази лед».

Пусть он закроет глаза и мысленно представляет то, о чем вы рассказываете. Опишите место, где ваш ребенок, любящий снег и лед, замерзает от холода. Пусть он представит, как холод пронизывает его насквозь, как холодеют пальцы рук и ног, как дует ветер, замораживая все вокруг. Пусть он вообразит деревья без листьев и землю, покрытую снегом. Удастся ли ему представить, как он, замерзая, мечтает о жарком солнечном дне?

Ящик с песком.

Если вы не можете попасть на пляж, устройте его дома. Изготовьте ящик с сиденьями по углам и высокими стенками, чтобы песок не высыпался.

Вашему малышу может быть вполне достаточно и нескольких пакетов песку, высыпанных в углу двора, или даже подойдет просто ведро или коробка песку.

Осторожно, кошка!

Будьте осторожны, не забывайте, что кошки тоже любят песок. Когда вы не пользуетесь им, накрывайте его полиэтиленовой пленкой, чтобы защитить от кошачьих фикалиев.

Суп из камешков.

У самых маленьких детей очень сильно развито воображение и даже самое простое занятие может показаться очень забавным. Например, суп из камешков. Дайте ребенку большую пластмассовую миску, наполовину заполненную водой, и деревянную лопатку. Помогите ему приготовить суп из камешков. Добавьте приправы в зависимости от времени года - немного травы, капельку грязи, прутиков, листьев и т. д. Спросите у ребенка, что еще добавить, чтобы получился красивый цвет. Какие еще листья и цветы можно положить в суп? Каждый раз, добавляя что-нибудь новое, обязательно перемешивайте свой суп.

Конечно, ребенок должен понимать, что этот суп не предназначен для людей. Ни в коем случае не пробуйте его. Когда он будет готов, подогрейте его на солнце и подкормите им кустарник.

Найди шарик.

Очень хорошо в жаркий летний день пускать мыльные пузыри. Вместо маленькой баночки возьмите ведерко и приготовьте смесь 1/4 чашки жидкого мыла и одного литра воды.

Вынесите ведерко на улицу, а чтобы удобнее было пускать пузыри, часть жидкости перелейте в небольшую плошку. Сделайте из плотной бумаги трубочку.

Вспомним про соломинку.

Позвольте вашему молодому исследователю провести эксперименты, позволяющие получить мыльные пузыри с помощью других подручных средств.

Игра со шлангом.

Возьмите водопроводный шланг и включите воду так, чтобы она текла ровной струей. Предложите ребенку совершить несколько храбрых поступков. Пусть он перепрыгнет через струю, высоту которой вы все время увеличиваете. Затем пусть он быстро пробежит под струей воды. Повращайте шлангом, чтобы ребенок смог перепрыгнуть через водяное кольцо. Потрясите шлангом и посмотрите, сможет ли малыш увернуться от брызг.

Когда он устанет и вымокнет, расстелите сухие полотенца, и пусть он принимает солнечные ванны.

Что еще почитать