Как вычислить транса на улице. Как отличить трансвестита от девушки

Как отличить трансвестита от девушки Вы наверняка и не знаете, но посещая Тайланд Вам придется столкнуться лицом к лицу с этими экзотическими людьми.

Власти Тайланда лояльно относятся к представителям сексуальных меньшинств, благодаря чему ночные заведения Паттайи и Бангкока изобилуют трансвеститами, а одними из популярнейших туристических развлечений стали .

При этом экстравагантно одетые «девушки», выглядят на редкость «натурально», неопытному туристу отличить трансвестита от настоящей тайской женщины не так уж просто.

Солнце, море, алкоголь… и непреодолимая жажда приключений. Ну какой же русский не любит отдохнуть с размахом? Курортный роман - отличный способ оторваться по полной программе за все одиннадцать месяцев «каторжного труда» на родине. Однако, новички, могут попасть в просак.

Познакомится наш соотечественник с хорошенькой абборегеночкой в клубе, пригласит ее к себе в номер, шампанское-коньячок, а потом, когда «глаза разует», посмотрит, батюшки, а перед ним-то мужик голый!
Вот, чтобы не найти подобное приключение на свою пятую точку, учитесь, пацаны, отличать девушек от трансвеститов.

Трансвестит – это человек мужского пола, любящие переодеваться в женские наряды, имеет накладную грудь, делает яркий макияж и женскую прическу.

Транссексуал – человек, который при рождении имел мужской пол, но изменил его на женский, путем хирургических операций. Он обречен всю жизнь принимать гормональные препараты, но стать полноценной женщиной и рожать детей все равно не сможет.

Трансвеститов и транссексуалов в Тайланде называют «катои» или ледибои.

Пока четко не научились отличать ледибоев от «настоящих девчонок» довольствуйтесь малым. Сразу, еще в начале вечера, определитесь с приоритетами, что сегодня доминирует алкоголь или девочки.

На первых порах (ну, пока опыта не наберетесь), ни в коем случае не совмещайте эти два удовольствия. Иначе не миновать вам беды.

Если приглянулась местная девчонка, тут уж, как говорится, смотрите в оба!

Не спешите знакомиться! Постарайтесь хладнокровно оценить объект вожделения со стороны.

Основные отличия трансвестита от девушки

Имеют рост 150 - 160 см. Если «красотка» явно превосходит вас по росту, хватайте ноги в руки и бегите, это — ледибой!

У катоев большие стопы, крупные ладони и руки. Сколько не пей гормонов, а матушку - природу не обманешь, ноги и руки все равно остаются мужскими. Протяните такому руку для приветствия, он обязательно схватит её по-мужицки.

Для девушек рукопожатие не свойственный жест. Между собой (в женском коллективе) им вообще не пользуются. Протяните руку девушке и она пожмет ее, чисто символически, едва коснувшись. Если увидите группу девчонок, приветствующих друг друга крепкими рукопожатиями, даже не сомневайтесь, перед вами типичные катои.

Обратите внимание на фигуру «таинственной незнакомки». Традиционная женская фигура - пирамида. Счастливая обладательница фигуры в виде перевернутой пирамиды либо усердно занималась академической греблей, либо бывший мужчина.

У таек, обычно, небольшая грудь. Если же у вашей избранницы под кофточкой спрятались два арбуза, не сомневайтесь это - катой! Лица у тайских девушек круглые. Овальные, довольно симпатичные, но какие - то непропорциональные, чем - то отдаленно напоминающие лошадиные, лица у ледибоев.

Кадык или адамово яблоко недвусмысленно указывает на мужское прошлое «красотки». Приглядитесь повнимательнее к девичьей шее. Под ожерельем, кожаным ошейником или кокетливым шарфиком может скрываться сюрприз. Но отсутствие кадыка не является стопроцентной гарантией женского происхождения вашей новой знакомой. При желании кадык можно удалить.

А вот с привычками посложнее будет. Съешь хоть мешок гормонов, но мужские инстинкты до конца убить невозможно. Катой не согласен ждать пока на него обратят внимание, а сразу берет «быка за рога». И с вопросом: «ты куда идешь?» начинает клеить очередную жертву.

Ледибои отличаются от девушек чрезмерной навязчивостью, имеют вспыльчивый и наглый характер.

Но, если вы всё же сомневаетесь, то не стесняйтесь спросить напрямую: Ты ледибой? Катои обычно отвечают правду.

Медицинский диагноз

В настоящее время диагноз «транссексуализм» включён в Международную классификацию болезней текущей 10-й редакции (МКБ-10). Наряду с диагнозами «трансвестизм двойной роли» и «расстройство половой идентификации в детском возрасте» он находится в категории «Расстройства половой идентификации». МКБ определяет транссексуализм как «желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности. Желание подвергнуться хирургическому вмешательству или получить гормональное лечение с тем, чтобы достичь, насколько это возможно, соответствия предпочитаемому полу» .

Другая влиятельная классификация, DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), которая издаётся Американской психиатрической ассоциацией , раньше также содержала диагноз «транссексуализм». Из действующей сейчас пятой редакции этот диагноз был исключён, а вместо него был введён диагноз «гендерная дисфория ». Это нововведение отражает консенсус среди членов АПА о том, что транссексуальность сама по себе не является расстройством и что транссексуальные люди не должны подвергаться ненужной стигматизации . Включение диагноза «гендерная дисфория» позволяет транссексуальным людям в США продолжать получать медицинскую помощь в процессе перехода .

Согласно официальной позиции Всемирной Профессиональной Ассоциации по здоровью трансгендеров (WPATH) - крупнейшего в мире объединения врачей и других профессионалов, специализирующихся на работе с трансгендерными и транссексуальными людьми, - транссексуальность, трансгендерность и гендерная неконформность - вопрос разнообразия, а не патологии. Как отмечают эксперты WPATH, выражение гендерных характеристик, в том числе идентичностей, которые не соответствуют стереотипам о поле, приписанном человеку при рождении , является широко распространённым явлением, в разнообразных формах присутствующим в различных культурах, и не должно осуждаться как патологическое или негативное по своей сути . При этом гендерную неконформность следует отличать от гендерной дисфории, которую испытывают некоторые гендерно-неконформные люди .

Коморбидные психические расстройства

Транссексуальность встречается при психических расстройствах шизофренического спектра: различных формах шизофрении (параноидной , паранойяльной и др.) и шизотипическом расстройстве . Около 25 % больных шизофренией в определённый период жизни переживают гендерную дисфорию и ощущение собственной транссексуальности . Некоторыми исследователями выделяется «вторичный транссексуализм» при шизофрении . Касаемо числа лиц с шизофренией, обращающихся к врачам для решения вопроса о смене пола, их процентный состав колеблется от 1,8 до 16 % по зарубежным исследованиям , и до 24 % по российским исследованиям .

Транссексуальность и трансгендерность

Транссексуальность часто включают в более широкую категорию трансгендерных идентичностей, то есть идентичностей, не совпадающих со стереотипными гендерными ролями . К трансгендерным идентичностям относят кроссдрессеров , гендерквиров и многие другие. Все эти идентичности существенно различаются между собой.

Слова «транссексуал» и «транссексуалка» были впервые предложены врачами и психологами и появились раньше, чем слово «трансгендер». Многие люди, в том числе современные врачи и исследователи, предпочитают использовать слово «трансгендер», а термин «транссексуал/ка» считают устаревшим и уничижительным, так как он отражает традицию считать идентичность болезнью . Кроме того, некоторые считают, что слово «транссексуал/ка» вводит в заблуждение, поскольку может создавать ошибочное впечатление, что речь идёт о сексуальности, а не о гендерной идентичности . Другие люди предпочитают обозначать себя как транссексуалов и транссексуалок и возражают против включения себя в спектр трансгендерности . Специалисты по здоровью трансгендерных и транссексуальных людей рекомендуют медицинским работникам использовать при работе с пациентом то обозначение, которое предпочитает сам пациент .

Транссексуальность и сексуальная ориентация

Транссексуальность не связана напрямую с сексуальной ориентацией : как и все трансгендеры , транссексуальные люди могут быть гетеросексуальными , гомосексуальными или бисексуальными .

В прошлом врачи относили транссексуальных людей к гетеросексуалам или гомосексуалам на основании приписанного при рождении пола . Большинство транссексуальных и трансгендерных людей считают такой подход оскорбительным, так как он основан на отрицании их гендерной идентичности . Чтобы избежать путаницы, в современной литературе иногда используют термины «андрофилия» для обозначения влечения к мужчинам и «гинефилия» - к женщинам. Однако недостаток этой терминологии, как и более традиционных обозначений «гетеросексуальность», «бисексуальность», «гомосексуальность», в том, что она не учитывает возможности влечения к другим трансгендерным людям, не вписывающимся в рамки бинарной гендерной системы .

Причины транссексуальности

Сегодня существует ряд объяснений причин транссексуальности. Выдвигаются теории, связанные с генетикой , структурой мозга , деятельностью мозга и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития . Также есть теории, связывающие транссексуальность с психологическими и поведенческими факторами. Эти теории не обязательно являются взаимоисключающими.

Строение мозга транссексуальных людей

Cуществуют исследования, которые выявляют отличия в строении некоторых участков мозга транссексуальных людей по сравнению со строением соответствующих участков мозга у цисгендерных людей того же приписанного при рождении пола и сходства со строением этих участков у людей противоположного приписанного пола . При этом различия в строении мозга, связываемые с транссексуальностью, не уникальны. Сходные различия в строении мозга обнаруживаются между геями и гетеросексуальными мужчинами, так же как и между лесбиянками и гетеросексуальными женщинами . Однако эти исследования пока не оправданы и доказательная база отсутствует.

Психологические и социальные причины

Значение исследований и дебатов о причинах транссексуальности

Как отмечает исследовательница Линн Конвей , дебаты о причинах транссексуальности среди учёных и широкой публики во многом обусловлены стигматизацией транссексуальных людей: поскольку транссексуальность часто считается нежелательным состоянием, вопрос о её причинах нередко поднимается в дискуссиях о том, что с ней делать . При этом аргументы в пользу врождённости транссексуальности используются как для того, чтобы укрепить стигматизацию транссексуальных людей как психически нездоровых, так и для того, чтобы оправдать их право на доступ к медицинской помощи и признание в обществе.

С практической точки зрения, вопрос о причинах транссексуальности не имеет принципиального значения, поскольку клиническая практика и многочисленные исследования уже доказали, что эффективным способом снижения стресса, достижения физического, ментального и социального благополучия для транссексуальных и трансгендерных людей является предоставление доступа к медицинской коррекции пола и смене документов .

Трансгендерный переход

Многочисленные исследования и клиническая практика доказывают, что медицинская коррекция пола высокоэффективна , в то время как лишение пациентов доступа к необходимым им процедурам по коррекции пола приводит к разрушительным последствиям для их благополучия, здоровья и жизни .

Процедуры получения диагноза и доступа к процедурам коррекции пола различаются в разных странах. Согласно Стандарту оказания медицинской помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно-неконформным людям, который издаётся Всемирной профессиональной ассоциацией по вопросам здоровья трансгендеров, критериями для доступа к гормональной терапии и хирургическим операциям по коррекции пола является наличие устойчивой и подтверждённой гендерной дисфории и информированное согласие пациента .

В большинстве случаев транссексуальные люди удовлетворены результатом хирургической коррекции пола, а трудности, связанные с отсутствием опыта, часто носят временный характер и преодолеваются в пределах года. Исследования показывают, что о хирургической коррекции пола сожалеют менее 1 % прооперированных, и немногим меньше чем 1 % прибегают к суициду. При этом связь самоубийства с хирургическими операциями эмпирически не подтверждается . В целом современные исследования показывают неоспоримый благоприятный эффект медицинских процедур по коррекции пола для здоровья и благополучия трансгендерных и транссексуальных людей . Удовлетворённость результатами коррекции пола растёт с повышением качества оказания медицинской помощи трансгендерным и транссексуальным пациентам .

Депатологизация

В последние годы во всём мире ведутся дискуссии о депатологизации транссексуальности, то есть о её исключении из перечня психических расстройств. Многие транссексуальные люди обращались во Всемирную организацию здравоохранения с просьбой исключить диагноз «транссексуализм» из перечня расстройств личности в МКБ . С рекомендацией исключить диагноз «транссексуализм» из перечня расстройств личности в новой, 11-й редакции МКБ , которая вступит в силу 1 января 2022 года , также выступила Всемирная Профессиональная Ассоциация по здоровью трансгендеров (WPATH) . Согласно Джокьякартским принципам - международному документу о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности, отнесение транссексуальности к психическим расстройствам является нарушением прав человека .

Как указывают специалисты, разнообразные формы гендерного выражения, выходящие за пределы бинарной гендерной системы , широко распространены в разных культурах мира . Сам по себе факт несовпадения гендерной идентичности человека и приписанного при рождении пола не подпадает под принятое в современной науке определение психического расстройства - состояния, вызывающего стресс или ограничение возможностей . При этом есть два состояния, которые часто встречаются у трансгендерных и транссексуальных людей и могут быть классифицированы как расстройства: это гендерная дисфория и стресс, возникающий как реакция на дискриминацию и трансфобию , который иногда называют «стрессом меньшинств» (minority stress) . Задачей медицинских работников является оказание помощи пациентам для преодоления этих видов стресса, но не «лечение» или «исправление» их идентичности .

Эксперты также отмечают, что диагноз «транссексуализм» не должен использоваться как обязательное требование для социального перехода, в том числе смены документов, так как многие трансгендерные и гендерно-неконформные люди, для которых эти процедуры являются медицинской необходимостью, не являются транссексуальными, то есть не идентифицируют себя с полом, противоположным приписанному при рождении .

Общественное мнение

Транссексуальность и религия

Большинство мировых религий не имеют чёткой позиции относительно транссексуальности. Религиозные догмы, как правило, касаются в целом гендерной неконформности . При этом многие конфессии позволяют, а некоторые приветствуют полноценное участие гендерно-вариантных людей в религиозной жизни, в том числе получение ими духовного сана. Русская православная церковь - одна из немногих церквей, которая публично выступила с официальной позицией: согласно Основам социальной концепции Русской православной церкви , транссексуальность считается «бунтом против Творца», а гендерная идентичность транссексуальных людей отрицается. .

Примечания

Источники

  1. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): HA60 Gender incongruence of adolescence or adulthood (англ.)
  2. МКБ 10. Расстройства половой идентификации (F64)
  3. DSM-5 Gender Dysphoria Fact Sheet (англ.)
  4. Стандарты помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно нонконформным людям. 7-я версия // Международные медицинские стандарты помощи трансгендерным людям = Standards of Care for the Health of Transsexual, Transgender, and Gender-Nonconforming People, Version 7 / Бабенко А.Ю., Исаев Д.Д. (ред.)место= СПб. - 2011. - P. 73-195.
  5. Кулиш С. Б. Синдром половой дисфории у мужчин с заболеваниями шизофренического спектра // Российский психиатрический журнал. - 2009. - № 4. - С. 52-58.
  6. Rowlands P. Schizophrenia and sexuality // Sex. Relationship Ther. - 1995. - Vol. 10, № 1. - P. 47-61.
  7. Caldwell C., Keshavan M. S. Schizophrenia with secondary transsexualism // Can. J. Psychiatry. - 1991. - Vol. 36. - P. 300-301.
  8. Lothstein L. M. (1984). “Psychological testing with transsexuals: a 30-year review”. Journal of personality assessment . 48 (5): 500-507. DOI :10.1207/s15327752jpa4805_9 . PMID .
  9. Матевосян С. Н., Василенко Л. М., Горобец Л. Н. Особенности диагностики синдрома отрицания пола при психических расстройствах // Актуальные вопросы теоретической и клинической психоэндокринологии. - 2007. - С. 98-105.
  10. GLAAD Media Reference Guide (неопр.) . Проверено 27 декабря 2013.
  11. Fenway Health Glossary of Gender and Transgender Terms (неопр.) (January 2010). Проверено 27 декабря 2013. Архивировано 19 октября 2013 года.
  12. Valentine, David. Imagining Transgender: An Ethnography of a Category , Duke University, 2007
  13. Smith Y. L., van Goozen S. H., Kuiper A. J., Cohen-Kettenis P. T. Transsexual subtypes: clinical and theoretical significance // Psychiatry Research. - 2005. - № 137(3). - P. 151-160
  14. Chivers, Meredith L.; Bailey, J. Michael. Sexual Orientation of Female-to-Male Transsexuals: A Comparison of Homosexual and Nonhomosexual Types. Archives of Sexual Behavior
  15. Bagemihl B. Surrogate phonology and transsexual faggotry: A linguistic analogy for uncoupling sexual orientation from gender identity. In Queerly Phrased: Language, Gender, and Sexuality . Anna Livia, Kira Hall (eds.) pp. 380 ff. Oxford University Press ISBN 0-19-510471-4
  16. Hare, L; Bernard, P; Sanchez, F; Baird, P; Vilain, E; Kennedy, T; Harley, V (2009). “Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism” . Biological Psychiatry . 65 (1): 93-6. DOI :10.1016/j.biopsych.2008.08.033 . PMC . PMID .
  17. Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. - 2000. - № 85(5). - P. 2034-2041.
  18. Berglund, H.; Lindstrom, P.; Dhejne-Helmy, C.; Savic, I. (2007). “Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids”. Cerebral Cortex . 18 (8): 1900-8.

На улицах любого города порой можно встретить мужчин и женщин, которые достаточно резко отличаются от общепринятых стандартов. С виду вроде бы красивые девушки или симпатичные парни, но что-то в них есть такое, что кажется неестественным. И только присмотревшись более внимательно, можно заметить у парня отчетливо прочерченную грудь, а у девушки кадык.

Таких людей почему-то не понимают, боятся, обходят стороной. Их называют транссексуалами. Почему транссексуалы такие и как можно объяснить их нетипичное поведение? Попробуем разобраться.

Кто такие эти люди?

С точки зрения медицины, транссексуал - это человек с внутренним дисбалансом половой принадлежности, желаемой и реальной. Проще говоря, родившись в чужом для него теле, мужчины или женщины, он не может и не желает мириться с ошибкой природы, роль, уготованная ему в жизни, неприятна и приносит постоянный дискомфорт.

Неприятие природного пола становится причиной депрессий, ухудшает психическое здоровье, жизнь в чужеродном теле превращается в жуткий кошмар. Транссексуал - это человек, который обычно видит в сложившейся ситуации лишь несколько выходов: жить в вечных страданиях, гоня мысли о суициде, или отказаться от данной природой половой принадлежности.

Полностью отказаться можно лишь после сложной, длительной, дорогостоящей операции по перемене пола, которая опасна для жизни. И далеко не все могут позволить себе медицинское вмешательство даже ради обретения гармонии тела и души.

Человек, который смог пройти полный курс операций и мероприятий, связанных с переменой пола, уже абсолютно не отличается от других людей. А вот те, кому все это недоступно по каким-либо причинам, разными способами отказываются от жизни в ненавистном теле. Это выражается в смене как внешнего вида, так и круга общения, образа жизни.

Каковы причины транссексуальности?

Чаще всего встречаются парни-транссексуалы, для девушек такое явление менее характерно. Обычно причиной транссексуальности становятся какие-либо социальные причины, общество привыкло жестко связывать социальные роли в жизни с половой принадлежностью. Отклонения от общепринятых норм осуждаются и порицаются, иногда это доходит до возведения личности в статус изгоя.

Начинается все с детства, родители, школа требуют определенных действий, подкрепляя их фразами: «Ты же девочка (мальчик)». В итоге - внутренний психологический конфликт из-за невозможности предоставить ожидаемое ими поведение.

Есть еще одно мнение - доводы некоторых ученых, которые считают, что транссексуал - это человек с биологическим дефектом. У таких людей нехарактерное для среднестатистического человека строение некоторых отдельных участков мозга.

Сексуальная ориентация

Многие ошибочно полагают, что транссексуал - это человек с нетрадиционной ориентацией. Но это не так. Такие люди могут быть и гетеросексуалами, и гомосексуалами, и бисексуалами относительно желаемой, а не естественной, половой принадлежности.

Трансвестит и транссексуал - одно и то же?

Эти два понятия существенно отличаются друг от друга, хотя общество часто их путает между собой. Трансвеститы обладают лишь склонностью к обычному переодеванию в одежду противоположного пола. Для них переодевание - это лишь игра, которая повышает уровень адреналина и провоцирует всплеск положительных эмоций.

За рамками слабостей трансвеститы - это обычные люди, которые ведут нормальную, с точки зрения общества, жизнь и не испытывают никаких нравственных страданий. Их, в отличие от транссексуалов, устраивает их пол и желаний к его изменению нет.

В заключение

Не каждый человек может похвастаться тем, что действительность совпадает с его желаниями. Вечное ощущение дискомфорта и дисбаланса - это трагедия для любой личности. И, несмотря на осуждение общества, транссексуалы лишь пытаются достичь гармонии и внутреннего баланса.

Транссексуалов вылечить психотерапией или медикаментами невозможно, это не психически больные люди. Единственный выход для них - трансформация в противоположный пол, но в связи с недоступностью данных изменений транссексуалам приходится строить свою жизнь и приспосабливаться в этом мире любыми доступными для них способами.

Супермодель Леа Т, ставшая лицом рекламной кампании Givenchy, муза Энди Уорхола Кэнди Дарлинг, титулованный американский журналист Бак Эйнджел, канадский рок-музыкант Лукас Силвейра… Этих мужчин и женщин объединяет одно: в какой-то момент своей жизни они осознали, что родились в чужом теле и решились на смену пола. Таких людей принято называть транссексуалами.

Распространенность транссексуалов – 1 к 40 000, то есть в городе миллионнике в среднем проживает 25 человек с неизлечимым гендерным расстройством. Их так часто осуждают и обвиняют в аморальности, что очень хочется разобраться: а заслуживают ли эти люди критики и есть ли у них вообще какой-то выбор, кроме как сменить пол?
Гендерная неудовлетворенность (неприятие своей половой принадлежности) – явление не новое. С ним человечество сталкивается уже не одно столетие. Просто сейчас современная медицина позволяет трансгендерам (людям, которые ощущают себя принадлежащими к противоположному полу) стать транссексуалами (людьми, которые хирургически изменили свой пол).

Секстрансформирующие операции проводятся во многих клиниках мира. Но чтобы лечь под нож, человеку приходится пройти через многое – в первую очередь надо принять свою болезнь и доказать, что она неизлечима. Только в этом случае врач соглашается на проведение операции.

Конечно, многие трансгендеры страшно обижаются, когда их причисляют к больным. Но их состояние официально признано отклонением: трансгендерство и транссексуализм входят в Международную классификацию болезней МКБ-10, которую используют медики по всему миру.

Более того, состояние продолжительной острой гендерной неудовлетворенности считается экстренным, так как характеризуется высоким показателем самоубийства среди пациентов. Страшная статистика: более 73% трансгендеров, не имеющих возможности сменить пол, хоть раз пытались покончить с собой из-за затяжной депрессии! Вот почему операция – зачастую единственный способ спасти жизнь таких людей.

Во всем виновато общество?

Большинство здоровых людей, довольных своим полом, склонно обвинять в формировании транссексуализма дурное влияние социума. Но это не так, что доказывает возраст, когда проявляются первые отклонения.

Недовольство полом можно заметить уже у 5-6 летнего малыша, когда ему навязывают нормы гендерного поведения, а он не может их принять и стремится делать все, как его сверстники противоположного пола. Самим ребенком полное неприятие собственного тела осознается примерно к 14-16 годам. Только к 30-40 годам трансгендерам удается накопить денег и набраться смелости, чтобы официально заявить о своем желании стать транссексуалами.

Вспомните недавнюю историю 10-летнего мальчика из Англии, шокировавшего своих одноклассников и их родителей решением изменить пол. А до того на весь мир прогремела новость о транссексуализме 12-летнего испанца, которому официально разрешили поменять пол, чтобы спасти его психику. Этому юному транссексуалу сейчас 18 лет. И судя по многочисленным интервью, которые раздает теперь уже молодая девушка, она чувствует себя прекрасно, а также благодарит родителей с врачами, которые смогли понять и принять ее.

Стоит ли бояться таких людей?

Транссексуализм относится к категории социально-психических нарушений. Хочется знать, в чем причина появления этих отклонений? Существуют разные версии. Сейчас ученые склоняются к версии, что формально нарушения происходят на уровне дифференцировки ядер гипоталамуса. Это закладывается еще в утробе матери, то есть ребенок рождается с патологией, которая с годами лишь прогрессирует – и социальные факторы вроде воспитания и влияния общества тут ни при чем.

Бояться таких людей не стоит. Отклонение проявляется лишь в неприятии своего пола, других симптомов нет. Трансгендер не опасен для окружающих, но представляет опасность для себя самого, так как склонен к затяжным депрессиям и последующему суициду.

Зачем транссексуалам доказывать, что они транссексуалы?

Люди, заявившие о своей транссексуальности и желающие получить хирургическую помощь, должны пройти медико-психиатрическую экспертизу. Зачем? Под симптомами гендерной неудовлетворенности могут прятаться тяжелые соматические и психиатрические заболевания, которые опытный психиатр обязан выявить.

Во время экспертизы кандидата на секстрансформирующую операцию проводится дифференциальная диагностика на шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, сексуально-метаморфозный бред, сексуальные психопатии и органические поражения головного мозга.

Если перечисленные психические отклонения будут выявлены, то пациент отправится на лечение, а в операции ему будет отказано. Если же психиатр установит, что за желанием сменить пол не лежит ничего, кроме гендерной неудовлетворенности, то пациенту выдается соответствующий документ с диагнозом и официальная рекомендация на хирургическую смену пола.

Почему транссексуализм – это не прихоть?

О какой прихоти идет речь, когда человеку предстоит пройти минимум через 6-7 операций (иногда количество необходимых операций доходит до 20!)? Это могут быть вагинопластика, маммопластика, фаллопластика, уретропластика, скротопластика, феминизация, лицевая маскулинизация, мастэктомия, корригирующие эстетические операции и пр.

В основе многих хирургических процедур – микрохирургия с пересадкой тканей из одной части тела пациента в другую. Эта технология используется в основном при создании полового члена (во время смены женского пола на мужской) и при создании груди (во время смены мужского пола на женский).

Реабилитация после операции занимает год, а то и дольше. Такой долгий срок во многом обусловлен риском возникновения осложнения – например, при уретропластике могут образовываться свищи, а при вагинопластике часто наблюдается расхождение швов. Если человек сталкивается с такими послеоперационными осложнениями, то ему приходится проходить дополнительную терапию или терпеть повторные операции.


Сразу после хирургического изменения человек навсегда оказывается привязанным к гормональным препаратам, ведь при коррекции удаляются главные гормонопродуцирующие органы (яички у мужчин и яичники у женщин). Такая гормональная терапия очень тяжело переносится, имеет массу побочных эффектов и очень плохо сказывается на здоровье. Например, почти в 6 раз увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний, сильно страдает печень, желудок, ухудшается обмен веществ. И эта информация не скрывается от человека до операции – он осознанно готов идти на такой шаг, как смена пола, ради того, чтобы, наконец, обрести гармонию с самим собой.

Если это болезнь, то почему нет бесплатного лечения?

Бесплатно секстрансформирующая операция в нашей стране не проводится. В среднем сейчас смена пола обойдется в 15-20 тыс. у. е. Немалые деньги, правда? Все дело в том, что требуется специфическое оборудование: хирургические микроскопы, электрохирургические блоки, ультразвуковые и водные скальпели, лазерные установки, высокочастотные радиоволновые аппараты, микрохирургический инструментарий для сшивания сосудов и нервов.

Другой фактор, влияющий на цену, – уникальность процедуры. Секстрансформирующая микрохирургия является элитной, эксклюзивной отраслью эстетической медицины. Это очень тяжелая работа, она требует специфических знаний и навыков, которыми владеют единицы.

Общая цена зависит от сложности операционной программы. Если, например, девушка, решившая поменять пол, отважится только отрезать грудь, то ей понадобится лишь мастэктомия, которая не стоит слишком больших денег. Если же женщина-транссексуал захочет пойти до конца, то ей придется оплатить дорогостоящую фаллопластику, уретропластику, скротопластику и так далее.

Есть ли случаи, когда пациенты жалеют об операции?

В мировой практике транссексуалов, пожалевших о смене пола, всего 4%! И причина вовсе не в том, что «человек передумал», а в том, что человек был вовсе не трансгендером. Проблема этих неудачных решений была в некачественной работе психологов (или полном отсутствии такой работы – в Таиланде, например, транссексуальные операции не требуют предварительного психологического обследования пациента).

А может, лучше попробовать переубедить?

Транссексуалы до проведения операции могу очень сильно стараться принять себя – ради личного счастья, из-за стеснения, страха быть осужденными другими людьми. Но их неудовлетворенность собой столь сильна, что накапливается в течение долгих лет и грозит колоссальными нервными срывами.

К сожалению, у трансгендеров нет иного выбора: операция для них – вопрос жизни и смерти, потому что они действительно не могут смириться с навязанным им телом и ролью в обществе. Это не прихоть - это болезнь. Они готовы идти на что угодно, лишь бы не быть тем, кем их создала природа.

Бесполезно заставлять человека передумать – это не тот случай. Трансгендеры – люди с врожденным заболеванием, из-за которого они реально страдают. Только перейдя через процедуру по смене пола и став транссексуалами, они могут, наконец, принять самих себя. Правда, возникнет другая проблема: примет ли их такими общество? Но это уже тема для отдельного разговора…

Понятие “ледибой” сегодня прочно ассоциируется с Таиландом. Туристы шутят, что надо быть осторожным, когда “снимаешь девочку” в Тае, гомофобы, брызгая слюной, шипят, что просто невозможно же – они здесь на каждом шагу. В общем, со стороны туристов отношение к ледибоям обычно пренебрежительное, и белые их определенно не понимают, как и не понимают властей Таиланда, которых, похоже, не очень волнует проблема такого массового распространения ледибоев.

Ледибой для белого туриста – это обычно мужчина в той или иной степени переделанный в женщину и работающий либо в кабаре на известных шоу трансвеститов, либо проституткой. Однако, это очень узкий взгляд на данный пласт тайской культуры и жизни общества, путающий всю терминологию, которая не так проста… Так что дальше в этой статье я хочу рассказать, кто же такие ледибои, как им живется в Таиланде и почему их так много.

Ситуацию, сложившуюся с транссексуалами, историю этого явления в рамках тайских традиций и мировоззрения сложно понять человеку с Запада, так как в Азии наша логика рушится, наше представление о мире для них также чуждо, как их – для нас. Чтобы понять и принять то, что я буду писать дальше, надо несколько сместить свою точку сборки, вспомнить про то, что различия между культурами стран и народов временами просто грандиозны, напомнить себе, что в Таиланде нет христианства (точнее, есть, но мало и оно на становление страны и ее традиций не влияло), нет такого количества гомофобов, как на Западе, нет российского правительства. Там все по-другому, вопросы решаются по-другому, традиции другие и миропонимание тоже отличное от западного.

Кто такие ледибои?

Английский термин ледибой (ladyboy) уже прочно вошел в обиход и используется всеми людьми с Запада. Под ледибой подразумевают всех подряд от трансвестита до гея, несколько переборщившего с выщипыванием бровей. Но, конечно, чаще всего при слове “ледибой” в мозгу белого человека всплывает образ высокой красивой тайки с красочного шоу в Паттайе. При этом мало какой белый человек знает про этих “таек” с шоу хоть что-нибудь – их часто считают недомужиками, переделанными в теток только сверху, при этом приписывают гомосексуальную ориентацию… В общем, гореть им в адском пламени после смерти однозначно!

Однако, с терминологией, равно как и с самоопределением тайских ледибоев все несколько сложнее. Не буду изображать из себя эксперта, просто введу несколько понятий, чтобы было проще идентифицировать этих самых ледибоев и не путать их с другими представителями нетрадиционных меньшинств.

Ladyboy – сегодня этим словом принято называть мужчину (относительно того, кем принято: не пьяными туристами, а теми, кто исследует тему в культурологическом, сексологическом и других научных аспектах), который не считает себя таковым. В Таиланде такие люди называют себя катой (kathoey). Такой человек (окей, для простоты понимания западным мозгом, назовем его “биологически мужчиной”) может лишь вести себя как женщина, а может еще и выглядеть частично или полностью как оная, ввиду пройденной гормональной терапии, операции по смене пола и другой пластической хирургии.

При этом сексуальная ориентация остается за рамками понятия ледибой или катой – они могут быть гетеросексуальны, гомосексуальны или же иметь влечение к таким же как они сами. Конечно, понятия гетеро или гомосексуальности относительно транссексуалов кажутся довольно условными и запутанными, но попробую расшифровать далее.

Итак, катои определенно не считают себя мужчинами и ведут себя как женщины, а также стараются выглядеть как дамы. Однако, многие из них не считают себя женщинами как таковыми. Здесь появляется понятие “третьего пола”, которое в России распространения не имеет абсолютно никакого. То есть они осознают себя как нечто отличное от мужчин и женщин. Часто они идентифицируют себя как “второй вид женщин”.

Почему это все может быть несколько сложно для нашего понимания? – потому что мы все эти термины завязываем на сексе. Однако, для тайцев всё несколько по-другому. У них все эти понятия соотносятся не столько с сексуальной ролью человека, сколько с его социальной ролью.

Многие катои считают, что хоть они и были рождены мужчинами биологически, однако у них женское сердце, что гораздо важнее в вопросе определения пола. Далее уже вопрос понятий – все несколько расплывчато и называть можно по-разному (думаю, психологи мне возразят и скажут, что между тем, кто определяет себя как женщина второго вида, и тем, кто говорит, что он третьего пола, колоссальная разница, но мне этого знания пока не постичь), но они однозначно считают себя “не мужчинами” и так или иначе соотносят себя с женщинами.

Теперь относительно биологической стороны вопроса (сердце и мозги не трогаем): в каких местах катои девочки и в каких мальчики?

Вариантов, на самом деле, множество. Общепринято на Западе считать, что они все стремятся сделать операцию по смене пола, выглядеть на 100% женщиной и все в таком духе. Однако, много катоев об этом даже не думают. Максимум – проходят гормональную терапию, но вставлять в грудь силикон или лишать себя “мужского достоинства” в их планы не входит. То, что все ледибои либо совсем девочки и распознать их можно лишь по адамову яблоку, либо выше пояса девочки, а ниже – мальчики, – это скорее стереотип, так понравившийся белым туристам и сформировавшийся с помощью фильмов вроде “Мальчишник 2: из Вегаса в Бангкок”.

Кстати, насчет “перед тем как согласиться, проверь, нет ли у нее кадыка” (как учит нас один анекдот посвященный проблеме выбора подружки на ночь в Тае). Сегодня при желании (и наличии денег) транссексуал может полностью себя переделать в женщину, так что ни один русский турист никогда не догадается, что раньше эта красавица-тайка была парнем. Хирургия и прочие ответвления медицины дошли до того, что могут помочь и с адамовым яблоком, и с голосом, и со всеми другими напоминаниями, что девочка-то не совсем девочка.

Сегодня тайская хирургия – это мировой лидер, пожалуй, по проведению операций по смене пола, причем по ценам, куда более приемлемым, чем в других странах. Пластическая хирургия здесь тоже довольно дешева, так что можно и нос подправить, и скулы и все остальное, что не устраивает.

Почему в Таиланде так много ледибоев?

Они везде. Они работают официантами, продавцами, парикмахерами, телеведущими, менеджерами по продажам, не говоря уже о “девушках” в кабаре, барах, go-go клубах и на улицах. Они ездят в метро, сидят за соседним столиком в кафе, проходят мимо, совсем безнаказанно и без стыда… “Какой кошмар! Куда смотрит тайское правительство? Почему они повыпускали этих проституток из районов Красных фонарей???” – рычат гомофобы с запада, брезгливо принимая сдачу от кассира-ледибоя в крупном гипермаркете.

Толерантность тайского общества к своим “неправильным” соотечественникам просто поражает западное воображение. Равно как и невоспитанность и гомофобия белых туристов… Но не буду о проблемах западного общества.

Итак, в принципе, все сходятся на том, что в Таиланде транссексуалов больше, чем в любой другой стране. Почему так?

Основания для этого, думаю, надо искать в буддизме, прочих тайских верованиях и традициях и экономике. А теперь по порядку.

Буддизм – преобладающая религия в Таиланде. Причем, настоящих буддистов в Тае (а не тех, кого родители с помощью священников приобщили к этой конфессии в раннем детстве, и кто после этого в храм заходил разве что на чьи-то похорона или свадьбу) гораздо больше, чем в России православных или католиков в Европе. И что же буддизм говорит про транссексуалов? – если коротко, то что это неплохо. Просто они такие. Более того, такие они ввиду своей кармы. И осуждать это нельзя. Тем более, что каждый человек, вполне возможно, уже когда-то был или будет катоем в одном из своих прошлых или будущих перерождений в непрерывной их череде на пути к просветлению. То есть тайцы не осуждают ледибоев за то, что они такие. Это ни хорошо, ни плохо, это просто вот так вот. Природа у них такая в этой жизни. Что-то они натворили в прошлой и теперь отрабатывают свою карму. Это нельзя осуждать, это заслуживает сострадания.

Кроме того, исторически в тайском обществе несколько иное понимание количества и разновидностей полов. На Западе все просто: есть мужчины, есть женщины и есть мужчины и женщины с психологическими или физиологическими отклонениями, но они все равно относятся либо к одним, либо к другим. В Таиланде же еще в древние времена считалось, что есть мужчины, женщины и другие или смешанные. Смешанные считались отдельным полом. А не недоженщинами или недомужчинами. Принципиальная разница.

Далее, каждое общество определяет и приписывает женщинам и мужчинам определенные качества, нормы, стереотипы: на Западе самым простым примером может быть: мужчина: добытчик, охотник, защитник, сильный; женщина: слабая, пассивная, нуждается в защите и так далее. На этих стереотипах выстраивалась разница в понимании своей роли женщинами и мужчинами на протяжении веков. Так вот, в Таиланде этих стереотипов было создано меньше и разница между социальными ролями мужчин и женщин тоже меньше, границы стираются. То есть шагнуть от мужской социальной роли к женской (и наоборот) тайцу проще, чем западному человеку.

На Западе мы считаем, что гармония должна быть между физиологией (мужской или женской), сексуальной ориентацией и социальной ролью, в то время как в Таиланде гармония должна быть между социальной и сексуальной ролями без привязки к анатомии – не важно к какому из полов тебя относит учебник биологии по внешним половым признакам. Возможно, поэтому многие ледибои не задумываются о необходимости делать операцию по смене пола – это же чисто внешнее, это неважно.

Как живется катоям в Таиланде?

Конечно же, невооруженным глазом видно, что в Таиланде уровень толерантности и принятия ледибоев гораздо выше, чем в большинстве других стран. Родители обычно не против (ну что ж, раз так… Нравится играть в куклы вместо футбола – играй в куклы – против западного посещения врачей, психологов, скандалов и уговоров взяться за ум), в школах год от года таких детей принимают все лучше и проще (да-да, мальчики уже в 12-14 лет открыто заявляют, что они катои), если есть желание сделать операцию по смене пола, то никто не будет препятствовать и более того, не потребуется никакой психологической экспертизы: приходи в клинику, плати деньги и вуаля!

Однако, ледибоев все-таки притесняют и на них ложатся определенные социальные ограничения и дискриминация. Например, те катои, которые полностью сменили свой пол хирургическим путем, по документам все равно остаются мужчинами. Устроиться на высокооплачиваемую работу вне индустрии моды и красоты довольно сложно – ледибою проще стать телеведущей, чем врачом или юристом (и это не от отсутствия мозгов, а просто из-за дискриминации). Собственно, это считается одной из причин, почему многие ледибои идут в кабаре или на панель.

Однако, по “женским” профессиям в индустрии моды и красоты катои бьют “природных” женщин-таек по всем статьям: самые известные тайские модели, телезвезды, певицы – часто ледибои.

И напоследок, кроме ледибоев в Таиланде также много томов (tom) – тоже самое, что ледибои, только наоборот. То есть биологически женщины, которые считают себя мужчинами. Они менее заметны (ведь девочки, одетые мальчиками, не так интересны туристам, ага) на публике и не так сильно бросаются в глаза как катои, однако их вряд ли меньше в Таиланде чем других транссексуалов.

Что еще почитать