Природа и духовное здоровье человека. Факторы, влияющие на социальное здоровье. Что такое духовное здоровье

Здоровье определяется не только физическими показателями. Дух, душа, тело ― три составляющих здоровья. Если они гармонично развиты, то человек счастлив и здоров. При абсолютно здоровом теле может страдать душа. Это происходит из-за агрессивных и негативных мыслей. По этой причине в организме могут появляться заболевания. Чтобы избавиться от них, нужно изменить душевное состояние.

Что такое душевное здоровье

Духовное здоровье ― светлый образ мышления, чистая и добрая душа. Оно проявляется в отсутствии злых мыслей, зависти, ревности и ненависти. Это способность наслаждаться жизнью, быть в гармонии с окружающими и самим собой. Духовно здоровые люди реализуют свои способности, преодолевают стрессы, обычные для современной жизни, продуктивно работают и вносят свой вклад в общество. Улучшить душевное здоровье помогает религия, духовные практики, саморазвитие и чтение необходимой литературы. Если в семье ребенку привили жизненные ценности и нормы морали, то ему будет легче идти по жизненному пути и саморазвиваться.

Для обретения душевного здоровья потребуется долгая работа над собой и своими привычками:

  • совершение добрых дел;
  • отказ от общения с агрессивными людьми;
  • созерцание прекрасного, изучение искусства;
  • размышления о своем предназначении;
  • проявление любви к окружающему миру, защита животных и окружающей среды;
  • уважение к окружающим.

Вот лишь небольшой перечень того, что потребуется сделать для достижения цели. Душевное здоровье помогает определить жизненные ценности и переосмыслить образ жизни.

Понятие душевной смерти

Духовная смерть означает грехопадение. Человек жив физически, но его душа мертва. Когда человек сворачивает с праведного пути, он отдаляется от Бога. Смерть ― это разделение. Физическая смерть ― отделение души от тела. Душевная смерть, которая имеет большее значение, является отделением души от Бога. Господь сказал Адаму, что в тот день, когда он съест запретный плод, он «умрет». Адам пал, но его физическая смерть не произошла сразу. Когда Адам и Ева услышали голос Господа, они «спрятались от присутствия Господа Бога». Общение прекратилось. Они были духовно мертвы.

Человек без Христа духовно мертв. Иллюстрация этого ― восхождение Иисуса Лазаря в Иоанна. Физически мертвый Лазарь ничего не мог сделать для себя. Он был не восприимчив ко всем стимулам, не обращал внимания на жизнь вокруг, остался вне всякой помощи или надежды, кроме помощи Христа, который стал «Воскресением и жизнью». По призыву Христа Лазарь был наполнен жизнью и ответил соответствующим образом. Точно так же мы были «мертвы», не способны спастись, бессильны воспринимать жизнь Бога, пока Иисус не призвал нас к себе.

Душевные причины болезней

Люди сами себе создают негативное окружение, которое отражается на здоровье. Существуют духовные причины у большинства болезней, лежащие в их основе. Вот некоторые из них. Они могут помочь определить ключевые области эмоционального воздействия на тело.

Алкоголизм: чувство бесполезности, вины, неадекватности.

Аллергии: непринятие собственной силы.

Болезнь Альцгеймера: отказ от борьбы с миром. Безнадежность и беспомощность.

Аменорея: неприязнь к себе. Отказ быть женщиной.

Анемия: страх жизни. Нет уверенности в себе.

Астма: невозможность дышать для себя. Подавленный плач.

Болезнь Крона: стресс. Волнение. Нет чувства уверенности.

Волдыри: сопротивление самому себе.

Вирус Эпштейна-Барра: ощущение, что вы недостаточно хороши для окружающих. Отсутствие внутренней поддержки. Стресс.

Глухота: отторжение, упрямство, самоизоляция.

Гепатит: устойчивость к изменениям. Страх, агрессия, ненависть.

Дисменорея: агрессивное отношение к самой себе. Непринятие своего женского тела.

Диарея: страх. Отторжение.

Запор: неполное освобождение. Прочная связь с воспоминаниями из прошлого. Иногда скупость.

Кровяное давление. Повышенное: долговременные эмоциональные трудности, которые не были преодолены. Пониженное: отсутствие любви и заботы в детстве.

Катаракта: неспособность видеть очевидные вещи в близком окружении.

Колит: неуверенность. Сложно отпустить то, что закончено.

Конъюнктивит: злость и неприятие того, что сейчас происходит в жизни.

Кашель: потребность высказаться, быть услышанным.

Лихорадка: агрессия. Сгорание.

Менструальные проблемы: отказ от женского предназначения.

Нарколепсия: экстремальная боязнь. Попытка сбежать от происходящего вокруг. Нежелание здесь находиться.

Невроз: беспокойство, борьба. Сомнение в правильности образа жизни.

Наркомания: бег от самого себя. Опасение. Непонимание того, как полюбить себя.

Остеопороз: размышления, что в жизни нет поддержки. Психическое давление.

Озноб: умственное сжатие, отстранение и готовность отступить.

Панкреатит: злость и раздражение от того, что жизнь потеряла смысл.

Болезнь Паркинсона: тревога и желание подчинить себе всех.

Прыщи: небольшие вспышки агрессии.

Рак: ненависть, стресс.

Рвота: насильственный отказ от идей. Боязнь нового.

Судороги: страх.

Сыпь: раздражение. Незрелый способ привлечь к себе внимание.

Тошнота: фобия. Отклонение от идеи или опыта.

Избавиться от этих недугов поможет обращение к Богу и саморазвитие.

Духовное целительство

Душевное целительство направлено на исцеление души, поднятие духа и оздоровление тела. Духовный целитель помогает людям направить свои силы к источнику жизни - Богу. Целитель помогает себе, другим или даже планете приблизиться к соглашению с Божественной правдой, подлинным светом с большим спокойствием, любовью, равновесием и гармонией. Духовное исцеление помогает людям разными способами, иногда неожиданными. Оно помогает человеку справиться с тяжелым состоянием.

В своей работе духовный целитель использует методы воздействия:

  • медитацию;
  • молитву;
  • духовные практики.

Такие методы, как ритуалы, церковные службы, обряды, также являются целительством. Эти способы действенны, они проникают в душу и могут полностью очистить ее.

Когда нужно помогать человеку духовными средствами

Поскольку ищущие Бога совершают высокодуховную практику, их могут атаковать негативные энергии высокого уровня, намеревающиеся препятствовать их развитию. Энергетики ищущего человека становится недостаточно, чтобы отразить такие нападения. Поэтому необходимо усилить энергию духовными средствами исцеления в следующих ситуациях:

  1. если человек слаб, у него не получится самоисцелиться;
  2. если человек физически не способен защитить себя: находится без сознания;
  3. если у него не было практики в определенном методе лечения.

Кто становится исцеляющим

Целителем становится:

Когда духовные целители постоянно применяют нравственную практику, они защищены от отрицательной разрушающей энергии. Ценным даром духовного излечения, который они распространяют на учеников, становится передача своей духовной практики, чтобы их последователи сумели помочь себе на душевном уровне. Такой метод напоминает пословицу: «Не давай человеку рыбу, а дай ему удочку», он помогает учащемуся стать самостоятельным.

Душевная практика

Духовный (истинный) опыт становится неотъемлемой частью духовной жизни. Духовный человек ― тот, кто признает свои грехи, исповедует их и кается. Он искренен в своей вере.

Христианское учение утверждает, что Бог обитает во всех христианах и они могут познать его непосредственно через веру в Иисуса. Подобный опыт можно разделить на три этапа: аскетический, созерцательный и «единый», на котором Бог становится к верующему «лицом к лицу». Третья стадия, обычно называемая созерцанием, относится к единению с Богом. Опыт союза меняется, но он всегда в первую очередь связан с воссоединением с Божественной любовью. Основная мысль заключается в том, что Бог ― совершенная доброта и любовь.

Религиозные традиции предлагают широкий спектр конфессиональных практик, чтобы получить духовный опыт:

  • расширенные упражнения, часто применяемые в большом общинном кругу; используются в различных племенных и неоязыческих религиях;
  • молитва;
  • медитация. Медитативные практики используются для успокоения ума и достижения гармонии. Медитация сосредоточена на дыхании, концепциях, мантрах, символах.

Желаем вам достигнуть гармонии с собой и прийти к душевному оздоровлению.

В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

- Сегодня тема нашей передачи - «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И конечно, у каждого человека, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной человек может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как об особом состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, - это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хочет узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами Интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

- Какие существуют представления о здоровье и болезни?

Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего, из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но также человек должен знать, что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность - это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью, когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье - это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

Чем различается духовное понимание людей, находящихся в лоне Церкви, от понимания людей, которые находятся вне Церкви?

Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди, которые находятся вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат для того, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, потому что церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру: увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но также он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спортсмены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, заниматься особенным образом спортом, чтобы выигрывать в олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора, потому что жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни - Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молодой и красивый, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

- То есть спортивная сила духа - это совсем не стяжание Духа Святого?

Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым, то есть к таким состоянием. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то значит, он изменяется в корне: изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам Святая Церковь через Священное Писание, Священное Предание, по тем правилам и нормативам, которые необходимы для того, чтобы попасть в Царство Бога.

А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников происходит как раз наоборот: в немощном теле, у больного человека происходит цветение духа.

Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван, потому что он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и такое, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный, который был не здоров телом, и когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать. Потому что если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за механизм, что за «машину» дал ему Господь, потому что тело - это машина по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело - это Божий дар, и к нему надо правильно относиться: заботиться, но не поклоняться ему, потому что есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело.

Духовные люди заботятся о том, чтобы их дух достиг Царства Небесного, потому что знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела, не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить - и не могут, хотят обнять - Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христа на литургии, Он пребывает там и Духом, и Телом, но мы Его не видим, так же как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет. Мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Так же мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить. Попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата. Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, потому что Господь Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

- Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести, потому что сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит - первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается о том, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье, это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый человек должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело. Они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, но у каждого человека они есть, просто не каждый об этом знает. Есть такие вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так же и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в своем запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос, Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, дело в том, что грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной, то есть здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит о том, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают о том, каково предназначение человеческой личности, это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. А у каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех, потому что первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

- У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические, потому что все люди болеют болезнью третьего курса мединститута: когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно - ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице (в церкви) с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, дьякон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом - все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя, другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли: делать нам плохое или не делать. Потому что каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное закону Божьему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, такой человек понимает, что он делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть - дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек - трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа - это разум, который обладает волей, чувствами и имеет некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает его душа, эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

- Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

- То есть это самонадеянно: оставаться среди грешников и считать, что будешь чист?

Абсолютно. Это такое состояние, как если бы незащищенный человек шел туда, где очень сильная радиация, и думал бы, что он такой сильный, что может противостоять ей. Мы несовершенные, находимся в этом уже поврежденном теле, греховном, которое призвано к разложению, поэтому радиация для нас страшна и нужны средства защиты. Мы просто не знаем, что такое духовная зараза, а все святые говорят: «Убегай от греха, от тех людей, которые заражены каким-то пороком, духовной заразой, убегай от сплетников». Нигде на страницах Священного Писания мы не найдем призывов общаться со сплетниками или блудницами, ворами и беззаконниками, потому что Господь прямо говорит уходить от этого. Мы должны знать это правило, и если видим какой-то грех, беззаконие, то должны помолиться за душу этого человека. У таких людей тело часто бывает побиваемо, убиваемо, но надо помолиться за их душу, которую нельзя убить. Видя наше отношение к такому явлению, Господь может простить нам множество грехов. Поэтому грех беззакония мы должны от себя отсекать, отстраняться от него и забыть дорогу туда, где он находится.

- Физические болезни появляются в силу разных условий: плохое питание, чрезмерные нагрузки, экология…

- …курение, пьянство, наркомания. У нас почему-то об этом не любят говорить, но надо подчеркивать, что у курящих очень часто рождаются уродливые дети, потому что никотин и продукты сгорания табачного дыма приводят к мутациям. У алкоголиков рождаются уродливые дети, потому что продукты распада этилового спирта тоже приводят к мутациям, у наркоманов рождаются неполноценные дети, потому что изменения, которые происходят вследствие употребления наркотических средств, особенно последнего поколения, способны приводить к рождению уродов и физически неполноценных людей. Об этом надо часто говорить и напоминать людям. Про экологию все понятно, мы также должны избегать ее вредного влияния, не должны жить на «мусорке», грязно питаться, мы должны оберегать свое тело, соблюдать гигиену, но должны помнить, что болезнь нашего времени - это вышеперечисленные пороки (курение, алкоголизм, наркомания).

- А если перевести на язык духовного здоровья, какие условия являются причинами духовных болезней?

Основная причина - бездуховность, потому что бывает так, что у верующих родителей, которые в третьем поколении ходят в храм Божий, рождаются дети, становящиеся наркоманами, и праведность всего их рода, получается, идет насмарку. Этим подчеркивается, что душа у человека очищается только личным крещением, и необходимо над каждой личностью проводить это таинство, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны знать, что мы неполноценные люди (хочется нам это признавать или нет) как с душевной, так и с физической точки зрения. Мы все время нуждаемся в Боге, в Духе Святом, мы должны заполнять свой внутренний сосуд Духом Святым, потому что апостол говорит: «Все вы сосуды Духа Святого, Его храмы, в которых Он должен обитать». Если в этом сосуде не обитает Святой Дух, то «свято место пусто не бывает» - туда заселяются духи злобы поднебесной, которые хотят, чтобы богоподобный образ человека был в грязи и далек от Бога, вот они и уловляют человека, который не заботится о своей душе, и стаскивают его в ад.

Если мир во зле лежит, мы должны этого мира остерегаться, должны быть водимыми Духом Святым, должны просить Бога, чтобы Он помог нам найти путь спасения и избавиться от греховности. Полностью от нее избавиться сейчас, в этом теле, невозможно, но мы можем иметь стремление избегать наростов греховной коросты, брать палочку покаяния и сбивать со своей души эти наросты, чтобы они не мешали нам жить в этом мире. Поэтому у Церкви есть посты, Таинства покаяния, соборования.

Часто люди думают, что при соборовании им прощаются все грехи. Да, с духовной точки зрения потенциал к прощению есть, но очень многое зависит от самого человека: от его воли, разума, стремления и духовных чувств. Если человек только на языке хочет от них избавиться, то ничего не получится. Если же будет стремиться к этому, то Господь все сделает, чтобы ему помочь. Но мы должны знать, что живем на земле, где набираемся определенного опыта. Мы очень часто любим ссылаться: «Вот, соседка не болеет, прекрасно живет», - не надо этого делать, мы должны смотреть внутрь себя, в свое сердце и свою душу, чтобы знать, не сделали ли мы того, что претит Божией воле, законам благодати, которая может присутствовать только тогда и там, когда и где человек в ней нуждается. Не будет же электрическая энергия существовать там, где нет в ней нужды, если человек не протянет провода, не купит лампочки, хотя в природе эта энергия растворена и ее можно получить различными путями.

У нас не будет концентрированной благодати, если мы ничего не делаем, чтобы ее получить. Она есть, но ее надо концентрировать и применить к себе постом, молитвой. Христос сказал нам, как это все сделать, но когда мы читаем Священное Писание, то воспринимаем слова либо как очень святые, которые не укладываются в нашем сердце и уме (мы думаем, что это такие святые слова, что мы ничего не можем сделать, чтобы следовать им), либо думаем, что это настолько обыденные слова, что их и применять не стоит: сказаны они давно, а мы сейчас живем в другом обществе и при другой политической ситуации (и даже магнитные бури на нас влияют), поэтому исполнять их не надо. Смотришь на отношение человека к своему духовному состоянию и удивляешься, на что он надеется. Каждый человек может жить в Духе Святом, тот, который нуждается в Нем. И когда ты это видишь, думаешь: «Господи, хорошо, что я там (в миру) не живу, защити меня, помоги мне и дай мне силы помочь тому, кто обратится и будет в этом нуждаться».

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Как много стоит за этим словом "здоровье". Сколько же всего материального и духовного охватывает это понятие. Давайте попробуем разобраться каким образом физическое здоровье зависит от духовного, и зависит ли?

Допустим, человек следит за своим здоровьем - соблюдает правильное питание, режим дня, вовремя старается принять то или иное лекарство, чтобы вылечить свои заболевания и не допускать перехода легких недугов в хроническую фазу. И все! Что еще нужно для здоровья? А нет, пища почему-то питает, но не дает насыщения, режим дня уже настолько заучен, что даже потребность в будильнике становится минимальной, а лекарства от грусти еще никто не придумал. Тут мы вспоминаем про духовную часть жизни. Религия, любовь, семья - вот залог нашего полноценного здоровья, вот те слова которые помогут объединить две составляющие - духовную и физическую, в одно целое.

Религия/Духовность

Чтобы полностью объяснить и описать Божественную материю, не хватит и серии энциклопедий. Попробуем, кратко в двух словах выделить для себя лишь несколько крупинок, - какая зависимость между нашим здоровьем и нашим отношением к понятию религии и ее законам?

Зависимость колоссальна. Если мы имеем дело с одной из мировых религий - христианством, исламом, буддизмом и ни с чем другим, что пародирует ее (имеется ввиду секты), то мы можем проследить как меняется человек в лучшую сторону, если начинает познавать религию и духовность.

Наша душа как цветок, естественно обращающийся к солнцу, невольно стремится к Богу. Многие люди учатся терпению, любви, доброте именно из духоной литературы. Многие становятся на путь исправления и возвращения к нормальной жизни менно благодаря обращению к Богу.

Здесь важно отметить, что духовная составляющая нашего здоровья намного важнее физической. То, каким образом мы воспитываем себя и свой дух, очень сильно влияет на наше физическое существование. Религия и духовность помогают человеку осмыслить, освятить каждый день своей жизни. В этой сфере нашей жизни мы учимся быть благодарными за все, что с нами случается, мы, наконец, начинаем понимать, что ничего не случается по воле случая, везде, повсюду над нами и в нас существует Высший Разум.

Любовь

Любовь и здоровье во многом переплетаются, так как влюбленный человек окрылен своим чувством. Конечно, не маловажна взаимная любовь, которая питает обоих участников этого, так скажем, биохимического процесса. Любовь - это то, что заставляет наше сердце биться чаще, а порой и вообще заставляет его биться, любовь - это сильнейшая движущая сила. Человек не чувствует себя полностью здоровым, если он не любит или не любим; и, если человек не полностью здоров, он не может полноценно наслаждаться этим чувством - комплексы, заниженная самооценка съедают его изнутри.

Семья

Да, муж, дети отнимают очень много времени, сил, а порой и здоровья. Но в большинстве своем семейный человек испытывает больше радостных моментов в жизни, чем человек ее не имеющий. Казалось бы, при чем тут здоровье. А вот при чем: старенькая бабушка, у которой шесть детей и еще больше внуков, никогда не скажет о том, как она больна, хотя у нее уже целый букет хронических заболеваний; и одинокая 55-летняя женщина будет считать себя дряхлой, больной и безжизненной, хотя ее физическое здоровье почти стопроцентно.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.


Духовное состояние человека является основой не только его здоровья, но и основой благополучия окружающих его людей и природы. " Дух животворит, плоть не пользует ни мало """. Понимание отношений духовной жизни находится в осознании своего творческого Я как подобия и образа Божия.


Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.


В системе физических факторов оздоровления выделяют в основном различные виды гимнастики, массажа, водных процедур, закаливания, дыхания и т. п., делая акцент именно на пользу физическому телу в виде хорошего самочувствия, причем в среднестатистическом проявлении. Тогда как индивидуальные нормы нагрузок, находятся в довольно широком диапазоне, и перебор их в любом виде физических воздействий здоровья не дает. Мы исходим из того, что физическая нагрузка необходима, но в меру, и предназначена она для подготовки физического тела к приему Силы и действию духа. " Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий. живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы ". Во все времена от человека, вступившего на Путь познания, требовалась гармония тела, мысли и духа. Физическое тело - только место приложения Силы, которая не удержится в слабом теле, но и наработка (тренировка) силы ради самой силы не приведет к овладению Силой. Чтобы получить Силу, человек должен приложить усилие, совпадающее с движением Времени, тогда оно не будет гаситься Временем, а движение человека будет движением Вселенной.


Достичь высокого уровня здоровья можно через индивидуальную систему привычек и поведения человека, называемую здоровым образом жизни. Основными путями достижения этой цели являются: необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении; закаливание, повышающее сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды; рациональное питание (полноценное и сбалансированное); режим труда и отдыха; правильное экологическое поведение; эмоциональная и психическая устойчивость; отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя); сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.


Практика показывает, что здоровый образ жизни с раннего детства это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте. На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факторы. Основными из них являются: наследственность; состояние системы здравоохранения в регионе; физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды; образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составляет примерно 50%).

На занятии с применением диалогических методов дети знакомятся с понятием «духовное здоровье», размышляют о его взаимосвязи с физическим здоровьем. Занятие направлено на осознание личной ответственности за свое здоровье и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия на тему

«Духовное здоровье»

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

Шепелина Салтанат Закаровна

Пояснительная записка.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.

Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».

Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.

По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.

Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Дидактическое обоснование

Тема: Духовное здоровье

Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.

Задачи:

Формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;

Развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;

Воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.

Формы организации детей: коллективная, групповая, парная

Ход урока

I этап. Вызов (актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).

Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.

Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.

Здоровье

Физическое?

двигательная активность;

Правильное питание;

Закаливание;

соблюдение правил личной гигиены;

Безопасное поведение;

Отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.

1слайд. Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк

Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» - как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.

II этап. Осмысление

Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:

2ой слайд:

Упавший духом гибнет раньше срока.

Омар Хайям

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Эпиктет

О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .

По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье - красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:

Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.

Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (...) Значит, наличие смысла и целей в жизни важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается - это уже характеристика его духовного здоровья.

Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (...) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.

Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим - эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.

Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.

Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.

А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний - это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.

Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. (Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)

Здоровье

Физическое Духовное

двигательная активность; красота души

Правильное питание; сила духа

Закаливание; смысл жизни

соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание

безопасное поведение; эмоциональное равновесие

Отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие

наркотиков, курения. любовь к людям

получение знаний

Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.

Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное - от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.

Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:

  1. Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
  2. Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
  3. Сделать выводы.

Высказывания для 1 группы:

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Бокаччо Д.

Высказывания для 2 группы:

Надежда выздороветь - половина выздоровления.

Вольтер

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).

Основные выводы, к которым нужно подвести детей:

- духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;

Необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.

Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.

И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.

Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.

«Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм - это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, - объясняет Ривиль. - И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».

Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза... Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! - сказала Ривиль дочке Юле, - и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них - о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.

Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью - не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».

Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».

А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.

III этап: Рефлексия

Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).

Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».

Примеры синквейнов:

Духовное здоровье Духовное здоровье

Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый

Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать

Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума

Душа Ум

Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.

Использованные источники информации:

http://www.wisdoms.ru/49.html

  • http://googleframe.net/tijaq.cgi?18
  • http://womanadvice.ru/sila-duha#ixzz3YoYWRF4

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.


    Что еще почитать