Как отучить ребенка от рук. Почему дети любят пересматривать один и тот же мультик

Мы заняты. Мы всегда заняты настолько, что живем завтрашним днем, забывая жить сегодня. У нас всегда мало времени, ведь мы работаем, делаем домашние дела, и остается жалкий час перед сном, который многие тратят на просмотр фильмов. Мередит Уиллсон сказал отличную фразу: «Ты накапливаешь достаточно завтра, и ты обнаружишь, что у тебя не осталось ничего, кроме большого количества вчерашних дней». Из-за нехватки времени мы вынуждены откладывать дела, переносить планы, подстраиваясь под график, но как жить, не уделяя время себе, не развиваясь? Как ни странно, для этого тебе понадобится немного дисциплины и ранний подъем, а что делать – мы расскажем далее.

1. Здоровый сон от 7 часов

Нормально спать так же важно, как есть и пить воду. Это жизненно необходимо. Но сегодня миллионы людей живут в сумасшедшем ритме, уделяя сну 4, максимум 5 часов, что со временем безумно истощает организм. 40% всего населения испытывают дневную сонливость, причем она очень серьезно сказывается на трудоспособности, мышлении и общем функционировании организма. Более того, из этих людей половина сообщила, что испытывает сонливость по 3-4 дня в неделю.

С другой стороны, здоровый сон дарует: лучшую память, работоспособность, развитие творческого начала, повышенное внимание и концентрацию, увеличение мышечной массы, снижение уровня стресса и депрессии. Так что для начала сделай нормальный сон своим приоритетом.

2. Физическая активность

Мы пишем о важности спорта уже много лет и будем писать об этом еще столько же. Как правило, в странах Европы лишь одна треть мужчин от 25 до 64 лет занимается спортом, остальная же часть делает это крайне редко. Если ты хочешь быть среди здоровых, активных и полноценных людей, то лучше бы взяться за себя уже с сегодняшнего дня.

В утренние часы лучше не идти в зал, а отдать предпочтение пробежке, занятию на турнике и брусьях. Но тренировки – дело индивидуальное, и если для тебя лучшим вариантом станет занятие в зале, то приобретай абонемент. Спорт в утренние часы помогает мозгу ясно мыслить в течение всего дня, позволяет уменьшить уровень стресса и беспокойства. Пока ты не начнешь заботиться о своем теле, и другие аспекты твоей жизни будут страдать.

3. Потребляй минимум 30 грамм белка

Дональд Лайман, почетный профессор Университета штата Иллинойс, рекомендует потреблять по меньшей мере 30 граммов белка на завтрак. Точно так же Тим Феррисс в своей книге «Четырехчасовое тело» рекомендует 30 граммов белка через 30 минут после пробуждения.

Продукты, обогащенные белком, дольше перерабатываются организмом и сохраняют уровень сахара в крови устойчивым, что позволяет дольше не чувствовать голод. Белок способен помочь в переработке углеводов, что уменьшает жировые отложения. Вот, что поможет тебе получить необходимый белок за завтраком:

1. Ешь два-три яйца (каждое содержит около 3 граммов белка).
2. Не любишь яйца? Тогда ешь индейку, бекон или творог.
3. Из растительных белков это зелень, орехи, семена, бобовые.

4. Чтение

Утро – это отличное время полистать страницы. Читай за завтраком, пока едешь на работу, слушай аудиокниги и пытайся обогатить свой мозг. Все успешные люди утверждают, что в неделю стараются прочитать хотя бы одну книгу. Они постоянно учатся и развиваются, так что, возможно, в этом и заключается их секрет. Даже 15-20 минут утреннего чтения позволят узнать много нового и обогатиться знаниями.

5. Холодный душ

Звучит жутковато, ведь утром за пределами одеяла мир кажется холодным и чуждым, а тут еще предлагают принять холодный душ! Но все не так плохо, как кажется, ведь холодный душ принесет огромную пользу твоему организму. Холодная вода помогает сбросить психологическое напряжение и физическое, а практика купания в холодной воде улучшит иммунитет, циркуляцию крови, работу пищеварительного тракта и повысит метаболизм.

Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что у людей, принимающих холодный душ ежедневно, проходят все симптомы депрессии, а все благодаря тому, что холодная вода вызывает волну стимулирующих настроение нейрохимикатов, которые заставляют нас чувствовать себя счастливыми.

Сначала будет непросто, но ты просто представь, что прыгаешь в бассейн, или же думай о том, что через 20 минут это испытание закончится. Поверь, оно того стоит.

6. Переосмысление целей

Каждый из нас имеет свои цели: некоторые из них малые, а другие глобальные. Если каждое утро ты будешь думать о том, как воплотить их в жизнь, напоминать себе, что необходимо действовать, то это в значительной мере улучшит твои результаты. К тому же такая практика добавит мотивации, и ты вряд ли «перегоришь».

7. Делай хотя бы одну вещь, которая позволит приблизиться к глобальной цели

Утро – это то самое время, когда ты полон сил и энергии, так что лучшего времени на самые непростые задачи не найти. Если ты не сделаешь это утром, то к вечеру на что-то серьезное просто не останется ни сил, ни энергии, а кормить себя завтраками равно самообману. Запомни, с утра лучше выполнять те задачи, которые требуют больше всего сил и энергии, тогда ты в разы увеличишь личную эффективность. Делай один большой шаг к достижению большой цели каждое утро, и в скором времени ты придешь к намеченной точке.

Несколько лет назад российские продюсеры анимационных фильмов начали задумываться о создании 3D-картин. Первый российский 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» вышел в 2009 году, а первый большой успех на этом рынке пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», выпущенному в 2010 году. 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики» сейчас пользуются огромной популярностью и даже успешно конкурируют с западными детскими мультфильмами. Как результат бурного роста индустрии, она как никогда нуждается в 3D-аниматорах.

Профессии в области 3D-графики не только невероятно перспективные и высокооплачиваемые, но и очень разнообразные: например, 3D-моделирование и 3D-анимация требуют разных навыков. О 3D-моделировании мы , на этот раз Look At Me разбирается, какими навыками и талантами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь 3D-мультипликации.

Денис Буйе об образовании и мечтах аниматоров

Я решил стать 3D-аниматором, когда мне было 15 лет. Каждые выходные по обучающему каналу показывали передачу о спецэффектах в кино: куклах, зелёном экране и основах 3D. Мне это казалось чем-то потрясающим, магическим. Тогда я начал тестировать разные эффекты при помощи своей плохенькой веб-камеры. Вместе с братом мы имитировали взрывы или делали оптические иллюзии - он был гигантским, а я очень маленьким. Совсем не обязательно иметь дорогое оборудование или где-то специально учиться, чтобы начать заниматься 3D-анимацией. Конечно, если хочется работать в индустрии, необходимо подучиться, чтобы понять, как делать всё правильно, но это уже следующий этап.

Вообще академическое образование важно: ты быстрее всему учишься и приобретаешь необходимые в индустрии связи. Выбирая для себя высшее учебное заведение, нужно обращать внимание на работы студентов и выпускников этого вуза. Но даже поступив в вуз, нельзя отказываться от самообразования, необходимо постоянно себя мотивировать, работать над чем-то, создавать что-то новое. Каждому 3D-аниматору необходима своя коллекция вдохновляющих работ коллег - нужно собирать понравившиеся картинки, хранить их в одном месте, смотреть на них постоянно. Во-первых, это может вдохновить на что-нибудь своё, а во-вторых, подтолкнуть на ещё более активную работу над собой: всегда хочется научиться делать так, как умеют супермастера.

Иван Пшонкин о том , что компьютер
не поможет тем, у кого нет вкуса

Иван Пшонкин

3D-аниматор и режиссёр студии «Аэроплан», работает над анимационным сериалом «Фиксики», участвовал в создании мультфильмов «Белка и Стрелка», «Алёнушка и Ерёма», «Незнайка и Барабас»

Моим первым учителем стал Леонид Каюков, которому я очень благодарен, - он взял меня в свою команду анимации на «Союзмультфильм» практически с улицы, прорисовщиком. Примерно в 2005 году я принял участие в проекте «Маша и волшебный орех» - с этого началась моя работа в трёхмерной анимации. В это время 2D-мультфильмов было очень мало, так что пришлось переквалифицироваться из 2D-аниматора в 3D. Сейчас я режиссёр и аниматор на студии «Аэроплан», в данный момент мы работаем над проектом «Фиксики».

Некоторые люди про 3D-анимацию думают: «Компьютер за меня всё сделает». Это не так! Стоит иметь ввиду, что 3D-программы не сильно облегчат процесс анимирования. Чтобы сделать хорошую сцену, придётся так же, как и в рисованной анимации, следовать законам, знать их, иметь художественный вкус. Вообще сейчас компьютерная анимация старается всё больше походить на рисованную, и ей это здорово удаётся.



Кадры из мультфильма Ивана Пшонкина The devil knows

Важно понять, что 3D-программа, будь то Maya , 3d max или XSI , - это всего лишь инструмент, как карандаш или кисть, при помощи которого вы создаёте свою работу. Поэтому надо хорошо изучить эти программы, чтобы потом техническая составляющая не стала проблемой, - курсов и литературы сейчас предостаточно. Для начала стоит поставить программу и найти обучающий материал. Потом скачать бесплатного персонажа (такие есть в Сети) и попробовать его санимировать.

Для тех, кто мечтает работать над полнометражными мультиками, замечу, что в индустрии, по сравнению с предыдущими годами, упор сместился с полных метров на производство сериалов. Изменился ритм производства: работа над полным метром более размеренная, у сериала же есть жёсткие сроки - это дисциплинирует.

Марат Давлетшин о том , как важно быть
наблюдательным и не прекращать учиться и узнавать новое, даже устроившись на хорошую работу

Марат Давлетшин

Ассистент аниматора на студии Disney, работал аниматором на проекте The Walking Dead: The Game, а также аниматором на полнометражных лентах «Смешарики. Начало» и «Белка и стрелка»

Я учился в техникуме, совершенно не связанном с искусством. В последний год учёбы я был настолько увлечён компьютерной графикой, что совсем забросил свои основные занятия. С трудом защитил диплом и начал готовиться к поступлению во ВГИК. Начал делать свой первый короткий метр в 3D, сделал кое-какие тесты персонажей, локаций и выложил короткий трейлер на всеобщее обозрение на форуме cgtalk.ru , который, к сожалению, уже не существует. Я торопился закончить фильм, чтобы отправить его для вступительного экзамена во ВГИК, но внезапно получил письмо от питерской студии «АЛС-групп», которая занималась 3D-играми для слот-машин - они предложили мне работу и обучение на студии. Я согласился не задумываясь. Так началось моё профессиональное путешествие, мне было 19 лет.

Повзрослев, я поехал учиться в Сан-Франциско, в Animation Collaborative - это школа анимации, которая находится прямо напротив студии Pixar, художники оттуда приходили к нам преподавать. Сейчас я работаю на студии Disney в роли ассистента аниматора, в ноябре должен выйти наш анимационный фильм Frozen («Замёрзшая сердцем»). При этом я не прекращаю своего обучения: на студии постоянно проводят мастер-классы и курсы для аниматоров.

Будущему мультипликатору очень важно определиться, почему он выбрал именно 3D: можно использовать миллион других техник, чтобы выразить свою идею, и 3D - одна из самых сложных из них, особенно если осваивать её в одиночку. Но, кстати, могу сказать, что Disney и Pixar вообще не смотрят, умеешь ли ты пользоваться компьютером, при приёме на работу. Главное - чтобы в твоей анимации была жизнь, оригинальность и интересная актёрская игра.

Если мы говорим об узкой специализации, профессии персонажного аниматора, то 3D - это самый гибкий инструмент в руках художника, с помощью которого можно выразить любую эмоцию и любое чувство, добавив к этому художественный стиль и чистоту исполнения.

Пару недель назад я наблюдал, как у книжной палатки люди выбирали книги. Вроде ничего особенного, но если присмотреться, можно увидеть персонажа за каждым из них. Один, важный и гордый, перебирает книги, не открывая их - сразу видно, что судит по обложкам. Второй тщательно вчитывается, листает и держит книгу близко к лицу, щурясь. Наверное, книжный червь. Третий вообще разговаривает по телефону и перебирает книги не глядя, видимо, просто нашёл, чем занять руки во время беседы. Аниматор должен такое подмечать - он должен быть любознательным, наблюдательным и открытым. Невозможно стать аниматором, если ты просто сидишь дома и смотришь мультфильмы - так ты просто начинаешь копировать то, что смотришь. Вокруг нас кипит жизнь: в парке, в кафе, в аэропорту, в гостях у друзей, - эту жизнь необходимо запечатлеть, и рисование в этом отличный помощник.

Это интервью с двукратной чемпионкой мира корреспондент РИА Новости Андрей Симоненко сделал давно. Еще до смены произвольной программы, травмы и всех драматических обстоятельств, через которые фигуристке предстояло пройти на пути к . Тогда все думали, что золотой. Но нет никаких сомнений - Медведева с серебром отвечала бы на те же вопросы так же. Собственно, на главный вопрос, комментируя второе место, она так и ответила.

Говорила маме: "Хочу, чтобы все на меня смотрели"

- Женя, с чего начинался ваш путь в фигурном катании?

Я не помню свой первый выход на лед. Вообще, абсолютно. Первые два года своего катания, а это было в возрасте с трех до пяти лет, я тоже не помню. Самое раннее, что вспоминается, у нас на катке проходили показательные выступления. И девочки, которые были старше меня, делали на льду "винт" - когда вращаются быстро-быстро, с двумя руками наверх. И у меня от этого был шок - как они крутятся так быстро?!

- А ведь для профессионального фигуриста это же один из самых простых элементов.

Да. Но в том возрасте я это совсем по-другому воспринимала.

Получается, вы пришли в фигурное катание не так, как многие другие спортсмены, которые увидели кого-то на льду и захотели попробовать так же?

Меня привели на каток мама с бабушкой. Мама была фигуристкой.

- Освоить тот самый "винт" долго было пределом мечтаний?

Да я как-то на этом "винте" не зацикливалась, - смеется Медведева. - Это не то, что меня мотивировало.

- А что тогда? Изящно кататься в красивом платье?

Вот это было. Сама не помню, но мама мне рассказывала, как я ей говорила: "Хочу выйти на середину льда в платье с блестками, и чтобы меня осветил луч софита. И чтобы все на меня смотрели".

- Кстати, хотел спросить, вы участвуете в дизайне своих ледовых нарядов?

В основном, мой выбор - это цветовая гамма. Наверное, все заметили, что я люблю достаточно темные, пастельные цвета. У меня было много платьев серо-синего оттенка. Мне кажется, этот цвет мне идет.

- Но вы в предыдущем сезоне еще и создавали тренировочные костюмы.

Это, скорее, было такое дуновение вдохновения. Но вообще не могу себя назвать человеком не творческим, стараюсь себя в этом плане развивать. Сегодня я рисую, завтра я вышиваю, послезавтра я сошью себе перчатки для тренировки, послепослезавтра свяжу себе гетры, в которых буду ходить. Могу сидеть-сидеть, а потом подумаю: "Так, я хочу шить", пойду, возьму иголку и сошью себе что-нибудь. Это в моем репертуаре.

- Времени хватает и на это?

А я прямо в перерыве между тренировками иногда шью. И после тренировок.

- Отвлекаетесь таким образом от рутины?

Да я бы не сказала. Просто я думаю, что если что-то попробую и у меня это получится, то я себя как-то разовью.

- Самые первые соревнования помните?

Помню, что первую свою золотую медаль завоевала в Ростове-на-Дону. Это были мои то ли вторые, то ли третьи соревнования в жизни. Программу тогда откатала очень плохо, но счастью не было предела, потому что у меня была блестящая золотая медалька.

- Блестки на платьях, блестящая медалька, внешние эффекты.

Да, - смеется Женя.

На судей не обижаюсь: там, где я училась, они преподавали

- Как вам удавалось совмещать тренировки и учебу?

С трудом. Индивидуальное расписание в школе, до тренировки могла успеть позаниматься с учителями. Справились, ура!

- И ЕГЭ сдали, и поступили…

В РГУФК, учиться на тренера.

- Были моменты, когда не то чтобы хотелось фигурное катание бросить, но сомнения возникали - зачем оно мне?

В детстве такого точно не было. Правда, мама мне рассказывала, что однажды я пришла с тренировки домой, швырнула в стенку коньки и заявила: "Я больше не буду кататься". Но я этого не помню. А если я этого не помню, значит, этого не было!

- Мама не рассказывала, как отреагировала на заявление, - не ремнем?

Нет, у меня родители никогда к таким методам воспитания не прибегали. Разговаривали всегда со мной. Воспитание шло через разум. Но возвращаясь к вопросу, хотела ли я фигурное катание бросить - правда, не помню такого. Всегда знала, что фигурное катание - это мое.

У вашего тренера Этери Георгиевны Тутберидзе есть знаменитый рассказ о том, как она валяла вас по льду, держа за ноги, когда вы плохо тренировались и падали.

Как же мне было обидно, как я злилась тогда… Ух! Но, в принципе, все для этого и делалось, чтобы я разозлилась и пошла тренироваться.

Вы всегда говорили, что выигрывать вам не так важно, как чисто кататься. Но все же: если вы не на первой строчке, это мотивирует?

У меня такая система мышления: если ты исполняешь чисто свои программы, то ты делаешь свой максимум. А этот максимум уже оценивается судьями. Если ты каждый день работаешь и поднимаешь свою планку, то и техническая оценка, и компоненты должны расти. Если ты становишься сильнее и в физическом плане, и в психологическом, укрепляешь свое тело и разум, от этого будут расти оценки. Все взаимосвязано. Так что мысли "ах, я не первая, пойду убьюсь о стенку" у меня быть не может.

- Значит ли это, что вы никогда не обижаетесь на судей?

Никогда не обижаюсь. Я так говорю: "Там, где я училась, они преподавали". Да, ощущения бывают обманчивы, тебе кажется, что ты классно откатала, а на самом деле тут недокрут, там неправильное ребро на прыжке. А от технической оценки зависят и компоненты. Так что я все принимаю к сведению и работаю.

Мысли о том, что вы находитесь в очень и очень субъективном виде спорта, к вам приходили, или та система мышления, о которой вы рассказали, их исключает?

Я не могу сказать, что наш вид спорта - одиночное фигурное катание - субъективный. Не могу так сказать. У нас есть перечень элементов, есть оценки за них, четкие понятия, сколько ты получишь за исполнение. Ошибся - баллы у тебя вычтут. Так что я думаю, что наша разновидность фигурного катания достаточно честная.

Перед стартом я кусаюсь

Вы рассказывали не раз, что перед стартом в наушниках погружаетесь в особое состояние, в котором можете не заметить стоящего рядом знакомого. Этому пришлось учиться?

Отчасти да. Но вообще я сама к этому пришла. Методом подбора того, что нужно моему мозгу, чтобы настроиться на старт. Какая музыка, нужна ли она вообще. Методом тыка определилась. Но перед стартом ко мне действительно лучше не подходить, потому что я кусаюсь, - смеется Медведева.

- Почему? У вас в глазах программа? Соперницы, которых вы хотите выйти и растерзать?

Основная моя мысль в таком состоянии - мне абсолютно все равно, кто на меня смотрит и как на меня смотрит. Состояние, как будто я под таким особым куполом. Я прекрасно понимаю, что мне сейчас надо выходить на лед, будет разминка, там зрители. Но тебе при этом абсолютно все пофигу. Да, может быть, я хожу в этот момент со злым лицом, пою в голос, скачу, танцую. На меня люди смотрят как на сумасшедшую, но… Меня это не волнует!

- А если в этот момент к вам подойдет Этери Георгиевна?

Тренер - единственный человек, с которым я разговариваю перед стартом.

- На льду это состояние продолжается?

Конечно, для этого я и настраиваюсь.

- Фигуристы иногда рассказывают, что способны мгновенно найти на трибунах своих родных.

Я не могу.

- Получается, вам неважно, есть мама на трибуне или нет?

Нет. Я под куполом. Наушники снимаю, на лед выхожу, а купол остается.

- А когда программа заканчивается?

Купол разбивается. Я начинаю видеть зал! Музыка закончилась, и я вдруг вижу: как ярко, как много людей. Здравствуй, мир!

- За все время выступлений где больше всего было радости после проката?

На чемпионате мира в Бостоне. После короткой программы я там шла третьей, выступила не очень хорошо. Залез таракан в голову, чесал изнутри черепушку. Вот после того как в произвольной программе себя преодолела, очень радовалась.

У вас в программах все последние годы есть драматические истории - иногда философские, иногда очевидные. Настроение, с которым вы катаетесь, навевается этими историями?

Я всегда стараюсь во всем находить середину. Никогда полностью не погружаюсь в музыку, потому что может пострадать техническая часть. Точно так же никогда не зацикливаюсь на технической части, потому что может "полететь" интерпретивная часть. В образ я, конечно, погружаюсь, но как подводная лодка. Сама погрузилась, а перископ - вот он, на поверхности.

Сложно было перейти от простеньких юниорских программ к тем историям, которые вы сейчас рассказываете на льду?

Это в первую очередь было очень интересно. Я тогда, если честно, вообще не отличала юниоров от взрослых. И первым серьезным опытом для меня стала программа под "Мелодии белой ночи". Но я люблю все свои программы и всегда вживаюсь в них.

Влюбилась в героя аниме

- Все уже знают про вашу любовь к Японии. С чего она началась - с картинки, книги, мультфильма?

Посмотрела мультик "Ходячий замок Хаула". Я в главного персонажа этого аниме, Хаула, как сейчас помню, просто влюбилась. Даже диву давалась: как люди создают рисованного персонажа, который вызывает чувство влюбленности! Это было очень классно! С тех пор мое увлечение Японией изменилось, стало шире, но когда меня спрашивают, с чего все началось, вспоминаю тот самый мультфильм. Не знаю, сколько раз я его пересмотрела.

- Вас даже одевали героиней аниме…

Сейлор Мун. Ко мне два раза приезжала создатель этого сериала Наоко Такэути.

- Сказала: "Натуральная Сейлор Мун"?

Да, очень много подарков мне подарила: одежда, косметика, все, посвященное "Сейлор Мун".

- В наушниках японская музыка перед выступлениями?

Я много слушаю группу Hi-Fi Camp, это японская рок-группа. Но в основном в моем плейлисте K-Pop, корейская поп-музыка. Если за мной внимательно наблюдать перед соревнованиями, то можно догадаться, какую песню я в данный момент слушаю. Потому что у групп K-Pop в клипах к песне обязательно есть какой-то танец. И я этот танец всегда хотя бы слегка заучиваю. Так что как только слышу припев, танцую - и иду дальше. Не просто абстрактные движения делаю, а конкретный соответствующий песне танец.

- Какой ваш любимый город в Японии?

У меня есть небольшой список любимых городов мира, и на первом месте в нем Токио. Это огромный мегаполис, все постоянно в работе, но при этом настолько спокойно! Да, суета, но ты ее не чувствуешь. Все довольные ходят, радостные.

- И даже когда по пятницам вечером напиваются, все равно радостные.

Все всегда на позитиве. А второй мой любимый город - это Барселона. Я там была уже много раз. А третий город - Сеул. Там очень просторно. Много построек, но пышная природа, растения совсем другие, и намного больше пространства, чем в Японии.

Не могу не спросить - есть ощущение, что Япония в какой-то степени стала вашей второй родиной, очень близкой вам страной?

Мне, если честно, задавали несколько раз вопросы, не хочу ли я выступать за Японию, и я впадала в такое вопросительное состояние… А что, похоже, что ли? Нет, я патриот! Я безумно люблю свою страну, горжусь тем, что я русская, но при этом стараюсь быть человеком мира.

Вопрос психологу

Не имеет значения кто этот персонаж. Просто из-за осознания того, что я никогда не встречусь с ним заставляет меня нервничать и я не могу нормально спать. Это как настоящая любовь . Со мной уже не первый раз.Мне кажется, что это какой-то сдвиг. Мне 16. Но думаю, что возраст особой роли не играет.
Моя первая "любовь" длилась почти год. И это случилось опять. Конечно это приятно кого-то любить, но не так же. У меня была настоящая подружка. Я её любил ни чуть не меньше.
Я не понимаю что делать

Здравствуйте Артур, ваша влюбленность в персонажи -приятные,но все же вымышленные говорит о вашем богатом воображении, умении фантазировать, скорее вы более тонкий по натуре, творческий человек. Возможно ваши героини соответствуют вашим критериям-красивые,добрые, понимающие и конечно в ваших воображениях,отвечают вам взаимностью Это вам нравится и вы чувствуете свою уверенность. В реальной жизни есть определенные страхи и присутствует неуверенность в себе и в своих возможностях. То,что у вас была девушка в реальности и то что вы испытывали к ней такие же сильные чувства уже замечательно. Вам стоит больше уделять свое внимание девушкам из настоящей жизни, ведь здесь вы можете строить серьезные и долгосрочные отношения со всеми ее плюсами. Мультяшные же персонажи из области выдумки и даже несмотря на свои красивые внешние данные и умение двигаться на экране и говорить при этом, они все равно остаются творением тех же людей-кто то их рисует или аннимирует, кто то говорит за них своим голосом, а кто то создает монтаж,кто то пишет сюжет этого фильма. За каждым персонажем стоит большой и кропотливый труд людей. Предлагаю свою любовь к этим мультяшкам рассмотреть как свою будущую профессию -может пойдете учиться на рисование, может в дальнейшем сможете поступить именно на факультет по созданию мултипликационных фильмов. Подумайте над этим и сможете долгое время позволить себе заниматься тем,что для вас приятно и несет положительный эффект.Главное сохранить золотую середину и четко для себя понимать,где заканчивается фантазия и выдумка,а где уже начинается реальная жизнь ваша. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Алматы

Хороший ответ 12 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Артур.

Влюбленность в вымышленного персонажа явление очень частое. В вашем возрасте, происходит процесс становления личности. И персонажи, в которых вы влюбляетесь, обладают качествами, которые вы бы хотели видеть либо в себе, либо в людях окружающих вас. Возможно, вам не хватает в жизни каких то эмоций, или, что чаще, не хватает понимания. Размышлять можно долго, но ответ на этот вопрос знаете только вы. Подумайте, что вы чувствуете, когда понимаете что влюбляетесь в персонажа. Для чего вам это нужно. На первый взгляд может быть вопрос и глупый, но это не так. Поймете, для чего это вам, и это поможет решить какие то сложности связанные с вами. В общем ничего страшного в вашей влюбленности нет, это просто говорит о том, что чего то в жизни вам не хватает, и психика добирает недостающее там, где может.

С уважением, Шумакова Марина. Психолог Алматы.

Хороший ответ 11 Плохой ответ 1

Биржанова Жанат Амантаевна

Что еще почитать