Программное содержание:
1. Познакомить детей с праздником — «День народного единства», историей его возникновения.
2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.
3.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, ватман, на котором изображена территория России, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, кисточки, клей, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках Отечества; рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу, где их встречает педагог в русском народном костюме.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Ребята, Вы любите праздники?
Дети: да!
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете?
Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
Воспитатель:
— Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник — День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?
Дети: нет.
Воспитатель:
Я предлагаю вам послушать мой рассказ.
— Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
Много лет тому назад наша Родина была занята врагами — поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.
И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. (Слайд 1).
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени — храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 2).
Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. (Слайд №3). Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 4).
И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено (Слайд 5). Россия стала свободной, а ее народы едиными. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве — столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. (Слайд 6).
Воспитатель :
Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Дети: Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Воспитатель:
Правильно, ребята.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. (Слайд 7).
Давайте и мы, ребята, все вместе дружно поиграем в русскую народную игру «Защита укрепления».
(Дети играют в игру).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вспомнить мудрые пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем.
Дети:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить — Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель:
— Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
И сегодня накануне Дня народного единства мы с вами проведем акцию «Мы — вместе!».
(Воспитатель предлагает подойти к столами, где приготовлено все необходимое). Воспитатель:
Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальчики соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней «бутон»).
Окружает все забор (нарисуйте в воздухе зигзагообразную линию).
За забором чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).
К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу).
В дверь стучимся: тук – тук – тук (стучим кулаками по столу).
Кто – то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что – то несете).
Воспитатель:
Сейчас мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на ватмане, в центре которого изображена территория России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки — это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
(Дети обводят ладошки и вырезают их силуэты, затем располагают и наклеивают силуэты на ватмане).
Воспитатель:
Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,
Из песен и игр мы венок заплетем.
По нашей стране, по России пройдемся,
С друзьями большой хоровод заведем.
Итог НОД:
Воспитатель предлагает детям взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «День народного единства».
Цель: Приобщение детей к истории России
1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)
2. Учить узнавать и называть героев России
3. Закреплять умение выразительно с соблюдением просодических единиц читать стихи
4. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию
5. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация.
Оборудование:
1. Ватман;
3. Кисти на каждого ребенка;
4. Салфетки на каждого ребенка;
5. Силуэты семей (приготовленные заранее) на каждого ребенка;
Воспитатель - Ребята, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. И сегодня мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
Ребенок 1: Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
Воспитатель - Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина
… Родина у нас какая? (высказывания детей)
Воспитатель - Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
Воспитатель - Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Послушайте, что произошло 400 лет назад…. Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Воспитатель - Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, ребята обратите внимание на его портрет, начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Воспитатель - Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского, обратите внимание – это портрет Дмитрия Пожарского.
Воспитатель - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
Зал празднично украшен, на центральной стене герб и флаг:
России и Саха Якутии
Звучит песня о Родине. "Я, ты. он. она! - Ротару
(вход детей, ведущих)
Ведущий 1
На концерт всех приглашаем. С праздником вас поздравляем!
Ведущий 2:
Праздник этот самый главный, государственный и славный.
Ведущий 1:
Нынче каждый из ребят с праздником поздравить рад.
С праздником! С Днем народного единства! (садятся)
Ведущий 1:
Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия и Якутия имеют свои флаги, гербы.
Дети подготовит гр.
Флаг России. Флаг Якутии.
Белый цвет – берёзка. Синий цвет воздуха, славы
Синий – неба цвет. Белый цвет чистоты, надежды,
Красная полоска – Красный цвет крови и силы
Солнечный рассвет. Зеленый богатства природы родимой
Круг белый символ сурового края
Все это ты моя Якутия родная!
Герб России Герб Якутии
У России величавой У Якутии прекрасной
На гербе орёл двуглавый, Чтобы не было войны
Чтоб на запад, на восток Всадник флагом объезжает
Он смотреть бы сразу мог. Народы северной страны.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий 2:
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. Мы, например, живем в благодатном краю, в Якутии!
Ведущий 1:
Государственные флаги поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучат гимны Российской Федерации и нашей с вами республики САХА (Якутии)
Сегодня, давайте и мы послушаем торжественные гимны стоя!
Звучит «Гимн Российской Федерации»
Звучит «Гимн РС (Я) »
Ведущий 2:
А чтобы праздник продолжать,
Надо нам чтецов позвать
Дети: (средняя группа) № 1
1. Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
2. От дружбы Родина сильней,
И солнце светит веселей.
Пусть краше будет вся страна.
Россия - Родина моя!
Ведущий:№1
Велика наша Россия, широки ее просторы.
Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо
Ведущий 2:
Если спросить, что для народов России всегда было самым главным, то русский ответит. ДРУЖБА НАРОДОВ
Ребенок средняя группа № 2
Посмотри, тут все артисты
И танцоры, и солисты
Веселимся и поем
Дружно здесь в саду живем
Песня " ДРУЖБА» - дети ст. гр. и подг. гр.
Ведущий№ 1
Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
(зовет представителей братских народов)
Перед вами выступает семья Сироткиных с русской народной песней "А я по полю гуляла"
Семья Чаголысовых из подготовительной группы выступит с якутским танцем "Чорон"
Ведущий№ 1
Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.
Выступит семья Абакаровых с зажигательным дагестанским танцем
А семья Рыбаковых покажет "Цыганочку" с выходом
Ведущая№ 1
Для вас исполняет прекрасный индийский танец, который подготовили семья Охлопковых из 1 мл. гр.
А сейчас перед вами выступает семья Степановых с зажигательным танцем
Дети с родителями выступают
Только живя в мире счастливы народы
Для вас выступает представители семьи Бардамовых с эвенским танцем.
Представитель из семьи Арутинян читают стихотворение "Моя Армения"
Неустроевых с песней "Моя родина"
Ведущая№ 1
Россия - единая, могучая, бескрайняя. гостеприимная - протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям. всем, кто желает жить дружно на земле мирно!
Для вас исполняется песня «Солнечный круг» (ПОЮТ ДЕТИ)
Стихи (Дети подготовительной группы)
1. Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей.
Ведущая№ 1
Для вас дорогие наши гости исполнят русский народный танец
«Во поле березка стояла».
Ведущая №2
Есть много городов у нас в России
Их знаем мы их с детских лет.
Но есть места, которых нет красивей,
Роднее и прекрасней в мире нет.
Это наш Томпонский, красивый, всеми любимый край.
Стихи читают дети старшей группы
Хандыга! Хандыга!
Поселок наш родной!
Он выглядит с горошину
На карте областной.
Край ты мой любимый,
Сердцу дорогой.
Всех ты удивляешь
Своею красотой.
Горы и аласы,
Реки и леса.
Всё это родные, милые места.
Мы от сюда родом
Любим мы тебя.
Все нам здесь родное
Хандыга моя!.
Мы все Родиной зовем
Край, в котором мы живем
Здесь растут мои друзья
Соня, Коля, Костя, я!
Ведущая№ 1
Любим край любимый свой
В сердце он всегда со мной
И березы, и рябины –
Пышной осени картины!
И зимою снежно синей
Бег оленей нам любимый!
Дети подготовительной группы танцуют танец «Оленей»
Ведущий№1
Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!
Русские и белорусы
Чукчи, ненцы и индусы
Украинцы и армяне - нам друзья
Все россияне.
Все в земле живем якутской
Мы осохой заведем
В хороводе запоем!
Ведущий:
Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.
Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах. С праздником!
Приглашаем вас на общий танец.
Занятие по теме: «
День Народного Единства
»
(Лепка средняя группа)
Воспитатель: Бусыгина Анна Фоминична.
МБДОУ «ДСОВ №26» г. Братск
1. Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Задачи:
- Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;
- Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов;
- Расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям. Знать современную символику России и края. Демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.
2. Методические приемы: словесное (объяснение слов: единство, народы, дружба), наглядность (рассматривание плакатов к празднику), объяснение (формы геометрические шар, конус, параллелепипед), самостоятельность (работы детей), момент (оказание индивидуальной помощи воспитателем), объединяющий (сбор фигурок в хоровод).
3. Материалы и оборудование: пластилин; доски; салфетки); музыкальное сопровождение; плакаты к «День единства»
4. Предварительная работа. Беседа с детьми о празднике.
Ход занятия.
Воспитатель: Праздник, праздник!
Как мы рады, наконец, то ты пришел.
Наши гости сели рядом
Это очень хорошо!
От чего у нас веселье,
Отмечаем мы сейчас.
День рожденья Родины
Радостно мы встретим
Солнцем все озарены-
Взрослые и дети.
Воспитатель: 4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства».
Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
Воспитатель: Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги. Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. Польские враги хотели завоевать нашу Родину. Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (Картинка).
Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!» .
Воспитатель: Ребята как можно назвать этих людей, что подняли народ для победы над врагом?
Дети: Смелые, мужественные, стойкие.
Воспитатель: Вот тогда поднялись на врага все люди и победили. Теперь вся наша страна празднует «День Народного Единства».
Музыкальная пауза (физминутка)
Воспитатель: Перед вами лежат геометрические фигурки из пластилина. Назовите их, мы уже знакомы с ними.
Дети: Шар, конус, куб.
Воспитатель: Из этих фигурок мы с вами слепим человечков. Из конуса и шара мы слепим девочек, а из кубика и шара – мальчиков.
Соединяем две фигурки.
Дети соединяют фигурки шар и куб, шар и конус. Добавляют ручки.
Воспитатель: Вот теперь наши человечки будут вместе с нами радоваться празднику, мы объединим их в один хоровод.
Звучит песенка «О дружбе» в исполнении группы Барбарики.
Воспитатель приглашает детей в хоровод.
Занятие завершено.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: « День народного единства».
Цель : Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: Познание: Углублять и уточнять представления детей о Родине – России, о государственных праздниках; элементарные сведения об истории родной страны.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
Коммуникация: Продолжать работу по расширению обществоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Чтение художественной литературы: Развивать чуткость к поэтическому слову. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Музыка: Закреплять знание мелодии гимна Российской Федерации. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
Воспитатель: Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке, и есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.
Да “родная сторона”…
Скажет кто, что означают
Эти громкие слова?
Дети, что значат для вас понятия Россия, Родина ?
Дети: Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё, что нас окружает.
Пшеничное поле, и горы, и лес,
И жаркое солнце с высоких небес,
Склонились берёзки в поклоне земном-
Всё это мы гордо Россией зовём.
Воспитатель: Мы живём самой большой и красивой стране на свете, в России. 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» - это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.
Дети Читают стихотворение:
1.Едино государство, когда един народ.
Когда великой силой он движется вперед.
2.Врага он побеждает,
Встав, как один, на бой,
И Русь освобождает.
И жертвует собой.
3.Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
И дружно День единства
Мы празднуем с тобой.
Воспитатель и дети исполняют песню
« С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).
Воспитатель : Дети, давайте вспомним российскую историю. Давным-давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды - несчастья - напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец - Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества. Понял весь народ, что он крепко – накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско на врага. Выбрали воеводу – князя Дмитрия Пожарского. Тяжело было русским воинам, но всё же победила русская рать. Обессилел враг и сдался.
Позже в память о героях – защитниках Руси на собранные народом средства был поставлен в столице России - Москве памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
Бегут годы, текут столетья, но их не забыт.
И в честь этого исторического события был учреждён праздник – День народного единства.
Дети Читают стихотворение:
1.Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
2.Он отмечен годом, днем
И начертано на нем:
«Гражданину Минину и
Князю Пожарскому-
Благодарная Россия».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по несколько фотографий с достопримечательностями Москвы и предлагает найти фотографию памятника К. Минину и Д. Пожарскому.
Воспитатель: Каждая страна имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн.
Какой флаг у России?
Дети: Трёхцветный, он состоит из трёх полосок – белой, синей, красной.
Воспитатель: Что же они обозначают?
Дети: Белый – это мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера , верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
« Собери флаг России».
Воспитатель: Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре? Дети: Орла.
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.
Проводится дидактическая игра « Собери герб России».
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Дети: Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий.
При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: Предлагаю всем встать и послушать гимн России.
Слушание гимна России.
Воспитатель: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
Дети:
1. Родина любимая, что мать родимая.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. На чужой стороне, что соловей без песни.
4. Жить – Родине служить.
5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6. Родина – мать, умей за неё постоять.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взяться за руки.
(Дети встают в круг и берутся за руки.)
Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну - Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы – единый могучий русский народ, у нас одно Отечество - Россия! И мы горячо любим свою Родину.
Дети читают стихотворение В. Маяковского:
“Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!
Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в лесу смородина-это тоже Родина!”
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам