Уроки танцев для мальчиков
Дискотека, школьный праздник, дружеская вечеринка — везде вам пригодится умение танцевать.
Медленный танец, или в просторечии «мед- ляк»— это отдельный разговор. Медляк не танцуют с первой попавшейся девушкой. Такой танец берегут для особого человека. Пригласить девушку на медленный танец — значит выделить ее из числа других. Нередко медленный танец помогает положить начало более глубоким, серьезным отношениям. Однако не нужно думать, что медленный танец равносилен объяснению в любви. Это всего лишь способ показать девушке, что ее общество вам приятно. Как вести себя дальше, после финального аккорда музыки, — уже совсем другая тема.
Здесь же просто поговорим о медленном танце, о том, как пригласить девушку и как с ней танцевать.
Прежде всего помните: медленный танец — это не отдельное искусство, а всего лишь разновидность танца.
Танец — это ритмические и пластические движения под музыку. Они выполняются в определенном ритме и темпе, которые задаются музыкой. Сам набор движений тоже зависит от характера музыки. Поэтому, если вы хотите хорошо танцевать, прежде всего учитесь улавливать ритм и чувствовать музыку. Под быструю веселую мелодию не станцуешь медленный танец, а под протяжную песню не станешь отплясывать брейк-данс.
Чувство ритма — половина успеха в танце.
Ритм — это соотношение длительности звуков, которые следуют друг за другом. Музыка состоит из звуков разной длительности. Одна нота звучит полсекунды, другая — секунду и т.п. Между звуками встречаются паузы, которые тоже длятся разное время. У каждой конкретной песни есть свой конкретный ритм. Представьте лист бумаги в клеточку, на котором нарисована волнистая линия. На одном участке линия широко и плавно изгибается, на другом вычерчивается мелкими зубчиками, на третьем подскакивает высоко вверх и резко падает вниз, на четвертом практически превращается в прямую. Если перевести эту картинку на язык музыки, перед нами ритмический рисунок. Он разнообразный. Но нарисован он поверх клеточек одинакового размера. Клеточки и есть метр. Метр — это равномерное чередование элементов. Звуки в ритме могут быть одинаковой или равной длины. Продолжительность звуков в метре должна быть постоянной, одинаковой. Простейший пример метра: на раз — удар, на два — пауза. Метр состоит из слабых и сильных долей. Удар должен совпадать с сильной долей в такте, т.е. с тем звуком, который наиболее выделяется среди других. Пауза должна совпадать со слабой долей. В нашем примере «удар — пауза» есть одна сильная и одна слабая доля. Но есть и другие разновидности метра. Запомните: внутри одной «клеточки» метра может быть только одна сильная доля и от двух и более слабых долей. Например, «удар, пауза, пауза»— это трехдольный размер, в котором написаны все вальсы. «Удар, пауза, пауза, пауза»— это четырехдольный размер, характерный для танго.
Итак, метр — это абстрактное понятие, а ритм — конкретное. Метр — это параллели и меридианы на глобусе, ритм — траектория движения корабля, нанесенная с учетом этих параллелей и меридианов.
Когда отбивают метр, следят, чтобы межу одним и вторым ударом прошло одинаковое время. Когда отбивают ритм, следят, чтобы нужное количество ударов уместилось в определенный промежуток времени.
Ритм и метр отбивают в одном темпе, т. е. с определенной быстротой. У каждой песни свои ритм и темп. Школьные уроки музыки как раз и направлены на развитие чувства ритма. Хорошо, когда учителя помнят об этом.
Часто можно услышать о врожденном чувстве ритма. Действительно, есть люди, которые чуть ли не с пеленок барабанят ладошками в такт музыке, т. е. как раз отстукивают ритм в нужном темпе.
Но чувство ритма можно развить. Если вам сложно улавливать ритм и выдерживать заданный темп, не падайте духом. Говорят, лучше всего чувство ритма развито у барабанщиков. И это правда! Следуйте примеру барабанщиков и тренируйтесь. Составьте плей-лист из вашей любимой музыки, причем в нем должны быть и медленные, и быстрые песни, и грустные, и зажигательные. Прослушивая их, отбивайте ритм. Начать лучше с отбивания метра. Громкий удар — на сильную долю, тихие удары — на слабые. На первых порах можно считать доли, выделяя голосом сильные доли: раз, два, три; раз, два три. Однако злоупотреблять счетом не надо, иначе во время танца вы от волнения можете начать бормотать счет себе под нос, а это не произведет хорошего впечатления на вашу партнершу.
Когда вы научитесь уверенно отстукивать сильные и слабые доли, перестанете путаться, сбиваться, начинайте тренировать отстукивание ритма. Удобнее учиться на песнях со словами: каждый слог, который произносит певец, сопровождайте ударом. Не забывайте на сильной доле стучать чуть громче, чем на слабых, чтобы не сбиваться с такта.
Научились отбивать такт и ритм руками — подключайте ноги. Отстукивайте ваши любимые мелодии руками и ногами, пританцовывайте. Пока наедине с собой вы можете не заботиться о пластике. Ваша задача — развить чувство ритма. Когда вы добьетесь этого, то сможете уже не волноваться, что в танце наступите партнерше на ногу. Как правило, проблема неуклюжих танцоров совсем не в том, что они не умеют пластично двигаться, а в том, что они танцуют отдельно от музыки.
Параллельно осваивайте простейшие танцевальные движения, или па. Как уже говорилось, медленный танец нужен не для того, чтобы продемонстрировать свои спортивные навыки или акробатическую ловкость. Поверьте: если девушке приятно ваше общество, она с удовольствием потопчется с вами на месте или покачается из стороны в сторону. Но, конечно, вы произведете на свою партнершу гораздо большее впечатление, если проявите и танцевальное мастерство.
Если что-то не получается, не нужно опускать руки и думать, что танцы — это «не ваше». Может быть, отплясывать танго или румбу вы не научитесь, а вот освоить несколько простых танцевальных движений вам по силам.
Конечно, не стоит полагаться на удачу. Не рассчитывайте, что при первых звуках музыки ваше тело само начнет двигаться, как надо. Чтобы танцевальные движения получались «сами собой», необходимо много тренироваться. Не стесняйтесь репетировать дома перед зеркалом. Если у вас есть возможность, записывайте свои тренировки на видеокамеру. Потом вы сможете спокойно отсмотреть записи, взглянуть на себя со стороны, проанализировать ошибки, отметить свои достижения. Именно так поступают многие знаменитые танцоры, певцы, актеры, спортсмены.
Хорошо, если в вашем окружении найдется человек, который сможет помочь вам: даст полезные советы, согласится выступить в роли танцевальной партнерши. Обратитесь к близкому другу, брату или сестре. Не стоит списывать со счетов и родителей.
Если же вы не хотите никого посвящать в свои танцевальные планы, не беда. Но помните: танцевать с воздухом совсем не то же самое, что кружиться в танце с живым человеком. Когда вы достаточно уверенно будете чувствовать себя, танцуя с воображаемым партнером, переходите к «упражнениям с отягощением». Пусть пару вам составит стул со спинкой, подушка, свернутый валиком плед, одетый в мамино платье и т.д.
Партнершу надо красиво пригласить. О тонкостях межличностного общения поговорим чуть позже. Пока же научимся самому простому: выпрямитесь и, держа осанку, подойдите к партнерше. При этом подайте девушке правую руку в качестве приглашения и скажите какую-нибудь простую фразу, например: «Привет. Можно тебя пригласить?» Рука, которую вы подаете, должна быть чуть согнута в локте и расположена ладонью вверх. Предполагается, что если девушка примет приглашение, она вложит свою ручку в вашу ладонь.
Во время танца ваши руки должны лежать строго на талии девушки, т. е. там, где спина переходит в линию пояса. Следите, чтобы ваши руки не сползали на ее ягодицы, но и не задирайте ладони к ее подмышкам, в область груди. Это — запретные территории. Если вы настоящий мужчина, то не позволите себе проявить неуважение к девушке.
Не прижимайтесь к девушке во время танца. От первого до последнего звука «медляка» расстояние между вами должно быть не менее 15 см.
Принято, чтобы в танце вел мужчина. Это значит, что вы должны задавать направление танца и предлагать танцевальные движения. Инициатива должна быть за вами. Прежде всего, уловите ритм и темп музыки, под которую вам предстоит танцевать. Если вы хорошо подготовлены, это займет мгновение.
Правой ногой сделайте шаг вправо. Как только правая нога опустится на землю, переставьте левую ногу тоже вправо. Вы вернулись в исходное положение.
Теперь левой ногой шагните влево, а когда она коснется земли, переставьте влево правую ногу.
Чередуйте шаги: правой ногой вправо, левую ногу подтягивайте за ней; левую ногу влево, правую ногу подтягивайте за ней. Не расставляйте ноги слишком широко, но и не стойте «солдатиком». Позиция ног должна быть такой, чтобы вы могли свободно танцевать.
Ваше тело должно быть полностью расслаблено. Танцор на «деревянных» ногах выглядит неуклюжим. Пусть в движении будут задействованы не только ваши ступни, но и ноги, бедра, плечи. Движения должны быть плавными и умеренными. Не топчитесь на месте, но и не раскачивайтесь из стороны в сторону, как моряк в сильный шторм.
Сохраняйте правильную осанку: тогда вам легче будет танцевать. Главное, чтобы вы двигались в такт музыке.
Этот тот минимум, который молодой человек должен освоить для первого медленного танца.
Шаг первый — менять ритм танца: делать движения то быстрее и резче, то более размеренными и плавными. Разумеется, танцевальные движения должны соответствовать музыке.
Шаг второй — чередовать шаги с поворотами. На тренировке обязательно попробуйте разнообразные варианты. А вот стоит ли включать повороты в танец с настоящей партнершей — зависит от ситуации. Во-первых, обратите внимание на танцевальные навыки вашей девушки, ее настроение, степень раскрепощенности. Если она не слишком уверенно чувствует себя на танцполе или явно смущена, не стоит подвергать ее испытаниям. Проявите деликатность. Во-вторых, объективно оцените ваш собственный уровень мастерства и настроение. Если вы чувствуете неуверенность, скованность, лучше не рисковать.
Не прерывайте танец раньше времени, но и не задерживайтесь на танцполе после окончания музыки. Звучат последние аккорды песни — и вы завершаете медленный танец.
Как бы ни сложился танец, после его окончания не бросайте партнершу посреди зала. Улыбнитесь девушке, поблагодарите за танец и обязательно проводите ее туда, где она стояла до того, как вы ее пригласили. Почему этот пункт помещен здесь? Потому что на тренировках вы должны отрепетировать ваш первый медленный танец от и до: приглашение, танец, завершение. Иногда от волнения все мысли путаются. В реальной ситуации вы можете так забыться от радости, что после окончания танца действительно бросите партнершу и спешно удалитесь. Виной тому будет переизбыток эмоций, а девушка расценит ваш поступок как грубость. Поэтому все должно быть отработано до автоматизма. Но даже в этом случае помните: в реальности могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Не бойтесь их, настройтесь действовать по обстоятельствам. Не нужно также теряться, если вы допустили промах. Никто не безупречен. Но настоящего мужчину отличает умение сохранить лицо: признать ошибку, отнестись к ней легко (но не легкомысленно!), с юмором, здоровой самоиронией, а самое главное — исправить допущенный промах. Искренность и выдержка искупят в глазах девушки любые ваши случайные ошибки.
Многие мальчики стесняются пригласить понравившуюся девочку на танец, так как боятся отказа. Еще одна причина — страх перед окружающими, ведь на танцах вокруг полно народа, а рядом с самой девушкой наверняка будет стоять пара- тройка ее подружек.
Но подумайте сами: если постоянно обращать внимание на окружающих, вы всю жизнь так и простоите в сторонке, а девушку, которая вам нравится, пригласит другой, более смелый и скорее всего менее достойный молодой человек.
Тем более не стоит бояться самих девушек. На самом деле все девочки мечтают, чтобы их пригласили на медленный танец. Девушка может стоять с неприступным видом или изображать равнодушие, даже скуку. Пусть вас это не смущает: в душе каждая девушка ожидает, что вот-вот появится прекрасный принц и закружит ее в танце. Проблема лишь в том, что приглашения могут ждать совсем не от вас. Но если вы не попытаете счастья, то никогда этого не узнаете.
Ни в коем случае не настраивайтесь на неудачу, но в то же время будьте готовы услышать «нет». Запомните: ни согласие, ни отказ не должны быть для вас шокирующей неожиданностью. Оба исхода абсолютно в равной мере имеют право на существование, и ни в одном из них нет ничего страшного или постыдного. А вот ваша собственная реакция на отказ или согласие как раз таки очень важна.
Приглашая девушку на танец, держитесь уверенно, но не нагло. Девушкам нравятся спокойные, уверенные в себе мужчины. К хамству и развязности эти качества не имеют никакого отношения. Будьте искренни: покажите, что вам будет очень приятно, если девушка примет ваше приглашение, но не умоляйте и не унижайтесь. Девушка должна понять: ее отказ огорчит вас, но не раздавит, не выбьет из колеи.
Не мямлите, не заикайтесь, но в то же время не кричите. Произносите слова четко, внятно, так, чтобы вас расслышала девушка и те, кто стоит в непосредственной близости от нее, но никак не весь танцевальный зал. Не нужно длинных витиеватых «красивых» фраз: среди шума музыки их сложно расслышать и еще сложнее выговорить. Используйте простую фразу: «Можно тебя пригласить?», «Пойдем потанцуем?»
Не пытайтесь разыгрывать равнодушие: девушка решит, что вы относитесь к ней с пренебрежением. Искренность, заинтересованность, надежда и доброжелательность — вот что должна увидеть на вашем лице девушка.
Если рядом с девушкой стоит ее отец, обратитесь к нему: «Разрешите пригласить вашу дочь на танец». Это произведет приятное впечатление как на девушку, так и на ее отца.
Если рядом с девушкой стоят ее подруги, вы вежливо здороваетесь со всей компанией и приглашаете ту, с которой хотите потанцевать. Сама девушка и ее подружки в это время скорее всего будут хихикать и даже перешептываться. Не смущайтесь и не принимайте это на свой счет. Помните, что девушка, которую вы приглашаете на танец, смущена не меньше вашего. Ее смех — это защитная реакция. Ее подружки посмеиваются оттого, что завидуют счастливице, и к тому же стесняются: ведь они стали невольными свидетельницами вашего разговора.
Если рядом с девушкой стоит ваш потенциальный соперник, вы вежливо здороваетесь либо просто киваете, а с приглашением обращаетесь исключительно к девушке. Выбрать, с кем танцевать, должна именно она. Только будьте готовы к возможным последствиям: не исключено, что после танца вам придется разбираться с отвергнутым соперником «по-мужски».
Девушка улыбнулась в ответ, подала руку — и вы пошли танцевать. Дальше делайте все, как репетировали. О том, как вести себя во время танца, поговорим чуть позже.
Но возможна и другая ситуация: девушка сказала «нет». Если она хорошо воспитана, то сумеет отказать вам вежливо. Если нет, то подумайте, зачем вам вообще нужна такая девушка. Сами вы должны быть вежливым в любом случае. Если вы очень расстроены, если вы разозлились, если вам ответили грубо и даже осыпали насмешками, вы, как мужчина, обязаны сохранять хладнокровие.
Хамить в ответ (тем более девушке!)— это абсолютно не по-мужски. Улыбнитесь, слегка поведите плечами, скажите: «Что ж, спасибо. Очень жаль», и спокойно удалитесь.
Получив отказ, ни в коем случае не приглашайте тут же первую попавшуюся девушку, стоящую рядом. Во-первых, этим вы оскорбите девушку, приглашенную «на замену». Во-вторых, создадите о себе впечатление как о человеке несерьезном, легкомысленном и неразборчивом. Самым лучшим решением будет просто пропустить этот медляк. Посидите или постойте в стороне, подумайте о чем-то приятном.
Стоит ли после одного отказа приглашать девушку вторично? Все зависит от причин отказа. Если девушка явно показывает, что вы ее не интересуете, не стоит биться лбом о стену. Но может быть и другая ситуация. Например, девушка постеснялась подружек или уже была приглашена на этот танец другим. В этом случае стоит попытать счастье еще раз. Но не будьте навязчивым. Вероятнее всего, ваша «приставучесть» отпугнет девушку.
Если вас самого пригласила на танец девушка, никогда не отказывайте! Вы имеете право сказать ей «нет» только в том случае, если вы уже пригласили на этот танец другую. Парень, который «отфутболивает» девушку, не заслуживает ничего, кроме презрения. Только не давайте ей ложную надежду. Будьте вежливы, но не более того.
В прежние времена молодые люди знакомились в основном на балах и разговаривали во время танцев. Сегодня, конечно, изменились и нравы, и танцы.
Но кое-что осталось неизменным.
Итак, что же делать во время медленного танца? Во всяком случае, не молчать! Выждите немного (секунд 10—15) и заведите беседу. Не нужно рассказывать всю свою жизнь или выкладывать девушке подробную информацию о своих увлечениях и привычках. Не нужно учинять допрос и самой девушке! Разговор должен быть легким, непринужденным. Выберите нейтральную тему, но при этом будьте искренни, проявляйте заинтересованность. Для начала можно спросить, нравится ли девушке музыка. Можно отметить, как весело на празднике, как здорово организована вечеринка или как умело работает сегодня ди-джей на дискотеке. Чуть позже скажите, что девушка хорошо танцует. Только не надо откровенно лгать: если девушка пять раз за танец наступила вам на ногу, о ее танцевальных умениях лучше вообще промолчать. Если девушка сама предложила какую-то тему для разговора, поддержите беседу, но следите, чтобы ваша речь не превратилась в монолог.
Во время медленного танца смотрите девушке в лицо. Ваши глаза должны быть устремлены в ее глаза, а не на грудь, плечи вашей партнерши или «в никуда». У девушки не должно сложиться впечатление, что во время танца вы думаете о чем-то постороннем (даже если так и есть на самом деле).
Если вы наступили партнерше на ногу, спокойно извинитесь и продолжайте танец. Не надо переживать: такое случается со всеми. Если же девушка наступает на ноги вам, не показывайте, что вы недовольны. По возможности, сделайте вид, что ничего не заметили.
И самое главное — наслаждайтесь танцем!
После танца не забудьте поблагодарить девушку и проводить ее на место.
Помимо того, что танцы поднимают настроение и снимают стресс, они ещё предоставляют людям дополнительную возможность пообщаться и лучше узнать друг друга. А раз это одна из форм межличностной коммуникации, следует знать и соблюдать нормы танцевального этикета.
Для приглашения на танец принято использовать клише: «Вы позволите Вас пригласить? ». Слово «Потанцуем? » можно использовать только при обращении к очень близкой знакомой или жене.
Женщина вольна как принять приглашение на танец, так и отклонить его. Правда, избрав последний вариант, она обязательно должна поблагодарить кавалера и извиниться. А вот объяснять причину отказа необязательно. Мужчина, в свою очередь, не должен настаивать на объяснении – это будет грубейшим нарушением правил хорошего тона с его стороны. Этикет в такой ситуации предписывает откланяться и отойти без лишних слов.
Что касается «белых» танцев, они подчиняются тем же правилам. Если приглашённый мужчина не хочет или не может танцевать, ему следует поблагодарить женщину и отклонить предложение. Объяснять причины отказа опять же необязательно.
Если женщина два раза за вечер отклонила предложение кавалера потанцевать, ему не стоит подходить к ней в третий раз.
В случае если женщина сочла нужным дать объяснения и в качестве причины своего отказа назвала усталость, ей нельзя идти на этот танец с другим кавалером.
Мужчина может пригласить женщину заранее. Для этого ему надо обратиться к ней вопросом типа: «Вы не откажетесь следующий медленный танец оставить за мной? ». Если дама даёт согласие – значит, этот танец ею обещан. И если перед его началом её пригласит другой мужчина, ей следует вежливо поблагодарить и отказать, пояснив: «Извините, но я уже обещала этот танец ».
Если мужчине хочется пригласить на танец женщину, пришедшую на вечеринку со своим кавалером, надо в первую очередь спрашивать согласие у него: «Вы не будете против, если я приглашу Вашу даму на танец? ». Если спутник интересующей особы сказал, что не возражает, надо спрашивать её согласие: «Разрешите Вас пригласить? ». Кстати, в такой ситуации запрет мужчины на то, чтобы его спутница приняла приглашение на танец от другого, считается проявлением плохого тона. При этом принятие женщиной приглашения на танец от другого мужчины без согласия своего спутника также является грубейшим нарушением этикета.
Если совсем молодая девушка пришла на вечер с кем-то из своих родственников, перед тем, как пригласить её на танец, мужчина должен спросить разрешение у взрослых: «Вы позволите пригласить Вашу дочь? ». После получения согласия, следует адресовать приглашение на танец самой юной особе.
Если женщина принимает приглашение на танец, кавалеру следует поблагодарить её. Затем подать руку и провести на свободное место на танцполе.
В случае приглашения мужчиной незнакомой женщины, в первую очередь он должен представиться.
В продолжение танца партнёры должны уделять внимание друг другу. Этикет призывает смотреть на того, с кем танцуете, а не на посторонних. Во время медленного танца партнёры могут разговаривать, а могут и молчать, обмениваясь взглядами и улыбками. По правилам хорошего тона, начать разговор может только мужчина.
Если во время танца сталкиваются две пары, кавалер из виновной пары должен сперва извиниться перед пострадавшей парой, а затем перед своей дамой. Если непонятно, какая пара виновата, следует обменяться взаимными извинениями.
Разумеется, этикет запрещает во время танца курить, есть и т.д.
Дама не должна вести в танце даже в том случае, если она знает и исполняет его намного лучше, чем партнёр.
По завершении танца, согласно этикету, мужчине следует проводить даму на её место. При этом по пути он должен пропускать её перед собой. После того как мужчина проводит даму до её места, ему следует поблагодарить её за танец. Она в ответ должна сказать пару любезных фраз либо просто одарить учтивого кавалера улыбкой.
Если один медленный танец тут же сменяется другим, мужчина может пригласить даму на следующий, не провожая на место. Однако она опять же вольна отказать, а он не имеет права настаивать.
Если мужчина желает, чтобы женщина танцевала в продолжение вечера только с ним одним, ему следует попросить её об этом после первого же совместного танца. Женщине в этом случае также не обязательно давать согласие. В случае её отказа кавалер не должен обижаться или настаивать.
Во время выбора партнерши для танца на дискотеке или вечеринке нельзя изучать потенциальных претенденток оценивающим взглядом с головы до ног. Это наверняка их оскорбит. Выбирать надо тактично и незаметно.
Если во время начала музыкальной композиции, мужчина разговаривает с одной женщиной, этикет позволяет ему извиниться перед ней и пригласить на танец другую.
На танцевальной вечеринке этикет дозволяет мужчине пригласить на танец женщину, даже всё время сидящую за столиком и занимающуюся едой. Это допустимо, потому что на такие вечеринки не поесть приходят.
Если число женщин на вечеринке сильно превышает количество мужчин, представители сильного пола должны постараться сделать так, чтобы за вечер каждая дама хотя бы раз была приглашена.
Существует также отдельный свод правил приглашения женщин, сидящих за одним столом с мужчиной. Первой, согласно этикету, он должен пригласить даму, сидящую рядом, следующей – свою жену/спутницу, третьей – женщину, сидящую напротив него. Однако, если танцы проходят отдельно от застолья, эти правила не действуют и первой надо приглашать свою спутницу.
Есть и специальный танцевальный этикет, действующий в ресторане. Согласно ему, мужчина должен сперва потанцевать со всеми женщинами из-за своего столика и лишь затем при желании приглашать даму из-за чужого.
Если в ресторане за столиком сидят две пары и мужчина из одной пары приглашает на танец даму из другой, второму кавалеру следует пригласить спутницу первого. Если же даму пригласил танцевать мужчина из-за соседнего столика, её кавалеру необязательно приглашать женщину из-за чужого стола.
На дружеской вечеринке с малым количеством людей считается нормой, если каждый из мужчин хотя бы по одному разу пригласит каждую из дам. Однако, если женщин более четырёх, данные правила не действуют.
P. S.
Существуют отдельные вечеринки – вечер сальсы или аргентинского танго, например, – на которых мужчина должен танцевать только с той женщиной, с которой он пришёл. Приглашать на такого рода вечерах партнёрш из других пар – грубейшее нарушение правил хорошего тона.
Медленный танец
:вы, наверное, тоже его любите или ненавидите его, поскольку первый медленный танец начинается в средней школе. Танец может быть так романтичен, и есть ещё много людей, которые не имеют никаких неприятностей качая пинетки всю ночь и начинают
приближаться к обочине, когда музыка замедляется. Не превращайся в одинокую девушку в конце вечера. Вы тоже можете научиться любить медленный танец.
Шаги.
1.Попросите кого-нибудь на танец
. Вы не можете танцевать медленный танец в одиночку, по крайней мере, не глядя, и, медленно. Если вы пришли к кому нибудь на
знаменательную дату, вы, вероятно, хотите, чтобы попросить его или её на танец. Если у вас нет партнёра, найдите партнера. Установите для себя хорошее настроение, посмотрите,
глядя человеку в глаза, когда вы попросите его или её на танец. Улыбка или даже игривая улыбка будут проходить долгий путь, ставя вас обоих в спокойное состояние. Если вы
нервничаете, не показывайте этого, и будьте понятливее, если он или она не желает танцевать.
2.Сопровождайте вашего партнера на танцпол медленно и плавно
. Самый лёгкий способ сделать это - войдите рук в руке, как вы вместе выходили на пол.
Ребята, застегните руку вашего партнера правую руку с левой, слегка приподнимите её, и направляйтесь на танцпол. Девушки, если ваш партнер не может автоматически направлять
вас на пол, отдайте ему свою правую руку или всеми неправдами свой локоть в его и идите на пол. Если вы уже на танцполе
, ключ здесь, может быть в
сохранении
себя и своего партнера на танцполе - не легкая задача, если один или оба из вас нервничают по поводу медленных танцев. Если ваш партнер нервничает,
улыбнитесь и скажите ему или ей, что здесь беспокоиться не о чем.
3.Попасть в
позицию
медленного танца. Стойте так лицом к вашему партнеру, что бы ваша голова находилась около фута или двух от его или
её головы. Некоторые пары стоят со смещением, с правой ногой внутри других пар; некоторые партнеры могут наступить женщине на ноги. Если вы-подросток, вы всегда можете
разместить обе руки на девичьем бедре, и если вы девушка положите обе руки вокруг его шеи.
4.Создать соответствующий уровень интимности
. Вам нужно знать, куда положить руки и, как близко в танце. Это не должно выглядеть неуклюже. Чтобы быть в
безопасности, мужчина должен положить свою правую руку на левое бедро своей партнёрши, и его левая рука, нежно сжимает правую руку партнёрши и держит её вверх на уровне плеча
(выше партнера), так что обе руки партнеров согнуты вверх от локтя. Левая рука женщины будет, в основном размещена на плече партнера. Это традиционные бальные танцы
(основное положение, а также и безопасное положение), и вы, должно быть, еще стоите примерно на фут от вашего партнера.Если оба из вас имеете романтические
отношения,
вы можете даже попасть в позицию объятия, когда парень обнял девушку за талию, а девушка обняла его за плечи. (Однополые пары могут решить, кто
занимает какую позицию или даже по очереди.) Вообще говоря, вы не должны позволять вашей руке скитаться. Даже в том случае, если ваш партнер не возражает, это отвлекает других
танцоров .
5.Позволить
себе тяжело вести. Традиционно, мужчина ведёт в танце, а женщина следует за его движением.(Если вы однополая пара, один из вас может быть
естественным лидером и одним ведомым, или вы можете просто взять поворачивание.)
6.Медленно и просто
. К счастью для вас, медленные танцы примерно так же просты, как они получаются. Движения должны быть медленными и плавными, и вам не нужно
двигаться очень много. Покачиваясь вперед и назад, как будто вы двигаетесь по кругу вполне приемлемо. Даже если вы обладаете достаточными знаниями, чтобы танцевать в
установленной форме танца, таких как вальс или фокстрот, есть шансы, что ваш партнер
не знает, как это сделать. Просто нужно перенести вес вперед и назад, что является языком тела. Изменяйте, перемещайтесь или вращайтесь, слегка приподнимите ногу и переместите
ваш вес на неё и сдвиньте ногу чуть вперед, назад или вбок.
7.Двигаться в такт
. Ваши шаги должны двигаться примерно одновременно в такт музыке, когда вы делаете шаг. Это не так сложно, как это может показаться с
музыкой, скорее всего, будет медленным во время медленного танца.
8.Взаимодействовать с вашим партнером
. Для большинства из нас, медленный танец, скорее о том, что вы недалеко от вашего партнера, и можете получше узнать друг
друга. Не стесняйтесь, поговорите с вашим партнером, чтобы посмотреть в его или ее глаза, и, если ситуация будет подходящей, чтобы украсть поцелуй или два.
9.Благодарите вашего партнера для танца . Вы танцевали с вашей женой 60 лет или кто-то, кого вы никогда не встречали раньше, поблагодарите своего партнера.
10.Продолжите на следующем танце, или изящно
отступите. Как только вы освоитесь с медленными танцами, вы, возможно, не захотите бежать полу так быстро, как
это возможно: один танец-это только начало. Если, однако, у вас было достаточно танцев на данный момент, отступите от танцевальной площадки. Дамы, если вы должны найти вашу
девушку друга и визжите о симпатичном парне, ты просто танцуй, сделайте это. Ребята, если вам нужно пойти хвастаться, милая девушка, вы потанцевали, сделайте это. Имейте в
виду, однако, что, отступая, могут также использоваться, чтобы найти место, просто постоять и отдохнуть, или если вы не хотите еще один танец.
Ах, медленный танец: вы, вероятно, либо любили его, либо ненавидели со средней школы. Никакой танец не может быть настолько романтичным, и все же, много людей, которые не испытывают никаких проблем при сотрясении своих ягодиц всю ночь напролет, отправляются на скамейку запасных, когда музыка замедляется. Но не волнуйтесь – даже если вы не знаете, как танцевать медленный танец, вы не должны отсиживаться в стороне в конце вечера. Если вы хотите знать, как танцевать медленный танец, вы просто должны освоить несколько основных шагов, довериться своему партнеру, и изящно скользить под музыку. Если вы хотите освоить медленные танцы в то время, которое требуется, чтобы K-Ci & Jojo играли «All My Life», просто выполните следующие действия.
Попросите кого-нибудь потанцевать. Если вы хотите начать танцевать медленный танец правильно, то вы должны попросить, чтобы человек танцевал максимально изящно. Если вы – мужчина, который пригласил на свидание, вы можете, взмахнув, подать ей руку и сказать: «Давайте потанцуем?» Если вы – девушка, которая назначила свидание, тогда мягко возьмите своего партнера за руку и потяните его, поскольку вы просите, чтобы он танцевал. Даже если у вас нет партнера, вы все равно должны смотреть человеку прямо в глаза, когда вы хотите потанцевать с ней или с ним, и даже игриво улыбнуться или усмехнуться ему или ей.
Плавно сопровождайте вашего партнера на танцпол. После того, как ваш партнер принял ваше заманчивое предложение, то вы должны сопровождать его или ее на танцпол медленно и мягко, – нет необходимости спешить. Не забудьте «смаковать» момент. Если вы знаете человека хорошо, или вы встречаетесь, вы можете держать руки или соединить локти, поскольку вы направляетесь к танцполу. Мужчина должен следовать впереди по пути к танцполу и на полу, таким образом, парень должен обхватить правую руку своей партнерши левой рукой, слегка приподнимая ее, и вести девушку на танцпол.
Расположите ваши руки. Правильное положение рук имеет большое значение для того, чтобы начать медленный танец должным образом. Для традиционной позиции медленного танца, мужчина должен поставить свою правую руку на левую сторону бедра своей партнерши или на середине спины своей партнерши к верхней части спины, и его левая рука должна мягко взять правую руку своей партнерши и поддержать ее приблизительно на уровне плеча более высокого партнера так, чтобы руки обоих партнеров были согнуты вверх от локтя. Вы должны стоять на расстоянии от 30 до 15 см от вашего партнера, в зависимости от уровня интимности, который вы хотите создать.
Расположите ноги в позицию. Встаньте лицом к своему партнеру так, чтобы ваша голова была примерно на расстоянии 30 или 60 см от него или нее. Положение лицом к лицу – не оптимальное положение – нужно дать себе пространство для перемещения ваших ног, не натыкаясь на ноги вашего партнера. Некоторые пары встают под углом, с правой ноги каждого посередине ног другого; некоторые партнеры могут ставить ноги женщины посередине мужских.
Совершенствуйте движения. К счастью для вас, не танцоров, медленный танец почти так легок, как это получается. Движения должны быть медленными и плавными, и вам не нужно слишком много двигаться. (Раскачиваясь вперед и назад, как вы двигаетесь по окружности, вполне приемлемо.) Просто перенося свой вес назад и вперед, тем не менее, является языком, на котором все говорят. Для изменения, перемещения или вращения, слегка приподнимите ногу, исключая свой вес, и двигайте ту ногу немного вперед, назад, или в сторону.
Ведение танца (для парней). Традиционно, мужчина ведет танец, и женщина следует за его движением. Это означает, что не только мужчине необходимо подавать сигналы, по которым пара должна поворачиваться или перемещаться в новое положение, но и девушка должна позволить себе быть ведомой. Если вы – парень, то вы должны вести свою партнершу, а не перемещать ее на танцполе словно метлу. Вы должны быть достаточно уверены в своих движениях, чтобы показать девушке, когда вы хотите повернуться или переместиться в новом направлении. Вот некоторые другие вещи, которые следует иметь в виду, поскольку вы ведете девушку:
Будьте ведомыми (для девушек). Хотя вы, девушки, возможно, не хотите уступить партнеру контроль в вашем танце, вы должны доверять ему и надеяться, что он приложит все усилия. Если вы пытаетесь контролировать его, когда он пытается контролировать вас, то вы окажетесь, в конечном итоге, в неловкой ситуации перетягивания каната, и ни один из вас не сможет по-настоящему двигаться и наслаждаться танцем. Вот некоторые вещи, которые нужно иметь в виду, когда вы позволяете себе быть ведомыми:
Двигайтесь в такт. Ваши шаги должны двигаться примерно в такт музыке, так, чтобы вы делали шаг под каждый такт или около того. Это не так сложно, как может показаться, поскольку музыка будет красива и медленна, и за ней будет легко следовать. Если песня ускоряет свой ритм в какой-то момент, то ускорьте «приставной шаг» или покачивающиеся движения ваших ног в соответствии с музыкой – убедитесь, что вы и ваш партнер и ускоряетесь и замедляетесь, когда это необходимо.
Говорите со своим партнером. Для большинства из нас медленный танец больше говорит о близости с партнером и знакомстве друг с другом, чем о движении. Не стесняйтесь говорить со своим партнером, изучать его или ее глаза и, если ситуация соответствующая, можете украсть поцелуй или два. В беседе с вашим партнером вы будете чувствовать себя более непринужденно во время процесса танца, знаете ли вы друг друга хорошо или нет.
Поблагодарите своего партнера за танец. Танцуете ли вы со своей 60-летней супругой или с кем-то, кого вы никогда не встречали прежде, поблагодарите своего партнера. Вы можете просто сказать: «Благодарю за танец», или «Я надеюсь, что мы сможем повторить это вновь, спасибо», чтобы дать вашему партнеру почувствовать себя особенным. Если вы – парень, и чувствуете себя игривым, вы можете даже немного поклониться девушке, поскольку вы благодарите ее, чтобы дать ей почувствовать себя особенной и показать, сколько удовольствия вам это доставило.
Перейдите к следующему танцу или отступите изящно. После того, как вы уверенно начали танцевать медленные танцы, вам уже не захочется покидать танцпол как можно быстрее: один танец – это только начало. Тем не менее, если вы уже достаточно потанцевали на данный момент, отступите от танцпола. И если у вас еще не было замечательно проведенного времени за медленным танцем с этим человеком, сделать перерыв – хороший способ, чтобы задержать этого человека.
Танец, как искусство, вошел в жизнь человечества уже тогда, когда зародилась музыка. Он являлся олицетворением всего, что было в сознании у первобытных людей.
Горе и радость, грусть и ужас, просьбы хорошей погоды и благодарения за обильный урожай – вся смысловая нагрузка, недоступная для еще не сформировавшейся речи, ложилась на танец. Под ритмы барабана и бубна шаманы выплясывали свои ритуальные танцы, и зачарованные люди верили каждому их жесту и движению. Сила танца была неоспорима. Наверное, в шаманы попадали только те, кто имел отличное чувство ритма.
Это сейчас танец уступил свои позиции, когда получили развитие другие виды искусства, но все-таки он остается одним из универсальных средств общения и передачи информации. Правда, в большей степени, это относится к информации интимной.
Вам нравится девушка, но нет повода, чтобы с ней познакомится. И вдруг, вы узнаете, что будет большой праздник с танцевальной программой, и она планирует там быть. Сердце замирает в предчувствии встречи. Это шанс! Понимая, что танец - это прекрасный способ завязать знакомство, вы предполагаете сделать серьезный шаг и пригласить даму сердца танцевать. Но! -
Вы никогда этого не делали и не представляете с чего начать. Не беда – давайте разберемся. Потребуется определенная подготовительная работа.
Вы решились! Тогда вперед – действуйте, не откладывая! А то еще некого будет приглашать – уведут. И не тренируйтесь на ее подружках, такие эксперименты ничем хорошим не заканчиваются.
Приглашение на танец должно быть непринужденным и естественным. Но не стоит вести себя развязно. Иногда достаточно легкого кивка головы в знак приветствия, лучше представиться и подать руку открытой ладонью вверх. Продумайте фразу, с которой начнете приглашение. Если не уверены – потренируйтесь дома.
Постарайтесь вызвать в себе чувство уверенности и раскованности. Не стоит быть слишком серьезным, расслабьтесь. Не стоит принимать алкоголь (без комментариев). Отлично, когда девушка общительная и пойдет навстречу. Представится в ответ, задаст какую-то тему для разговора, поможет наладить общение.
Описывать сам танец не имеет смысла. Ставьте правую ногу туда, левую - сюда, рука на плече, рука на талии, какие движения делать – по большому счету все это не играет большой разницы. Здесь главное – установить контакт. Можно молча пристально смотреть в глаза, прижимая партнершу, и вести ее в ритме танца. Можно наклонившись к уху что-то рассказывать. Что? Пусть работает ваша фантазия, интеллект или даже чувство юмора.
Завершение танца тоже нужно сделать правильно. Когда музыка закончилась, следует провести партнершу к тому месту, откуда вы ее пригласили. Поблагодарите ее за танец. Если вы хотите танцевать весь вечер именно с ней – скажите ей о своем желании.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам