Мужественность и женственность в современном мире. Глава "психология женщины и психология мужчины"

Известно, что бывают мужчины более и менее мужественные, а бывают даже и женственные; бывают и женщины, обладающие разной степенью женственности, вплоть до женщин мужественных или мужеподобных. Такое впечатление они производят сначала своей внешностью (чертами лица, фигурой, голосом), потом и более основательно - своим поведением, повадками, манерами.

На сцене от этой стороны поведения в большой мере зависят обаятельность образа, а иногда и убедительность сюжета. Если, например, сюжет построен на том, что героиня пьесы привлекательна своей женственностью или герой - мужественностью, а в спектакле они этих качеств лишены, то поступки их партнеров, а вслед за тем и развитие событий делаются неубедительными для зрителей. Такое случается.

Каждое из рассмотренных выше «производных измерений» опирается на то или другое «основное». Так, все, что связано с благовоспитанностью, начинается с обязывающей дружественности. Возрастная характеристика опирается на инициативность. Аналогично этому отличие мужественности от женственности коренится в представлениях о соотношении сил.

Мужчине положено быть сильным {111); в основе женственности - использование права на слабость . Право это - своеобразная, требующая своего признания сила - сила привлекательной слабости. Она претендует не только на внимание, на снисхождение к себе, но даже и на повиновение; иногда претендует категорически и безапелляционно. Мужественность не терпит никакого к себе снисхождения.

Мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики. Женственность - правом непосредственных побуждений вопреки логике, разуму и физической силе; реальный факт - привлекательность - не нуждается в логических обоснованиях. Сила женственности заключена, таким образом, в уязвимости партнера, в его зависимости {112). Привлекательность для партнера - обещающая, дразнящая и ускользающая - делается своеобразной, но вполне реальной силой, преодолевающей иногда все другие. Примитивная, упрощенная и наиболее распространенная форма использования этой силы - кокетство. Но кокетство может быть и весьма тонким, скромным, изящным и остроумным. В последнем случае оно и есть сущность женственности. Черты женственности, вытекающие из этой сущности, обнаруживаются на всех «измерениях» борьбы.

Так, женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой, а пользоваться ею, но не так и не для того, для чего она в каждом случае предоставляется. Женственность обнаруживается преимущественно не в наступлении и не в обороне, а в контрнаступлении - в таком маневрировании в контрнаступлениях, которое в итоге может оказаться самым настойчивым, энергичным и умело проведенным наступлением, но наступлением как бы вынужденным. Для женственности характерно не превращение определенной стратегии в тактику (так сказать, по нисходящей линии), а наоборот - возведение тактики до уровня стратегии (по восходящей линии). Не логический ход от цели к средству, а своеобразное использование чуть ли не любого средства - превращение его из средства достижения, казалось бы, одной цели в средство достижения цели другой, может быть, прямо противоположной. Здесь, говоря словами Дж. Неру, «средства управляют целью и меняют ее» (106, стр.390).


Женственность обнаруживается в умении бороться преимущественно за цели позиционные. Так и должно быть. Сила женственности неприменима в деле как таковом, где конкретные знания и умения обеспечивают успех. Поскольку женщина проявляет высокое мастерство в деловой борьбе и занята только делом, даже успешно выполняя его, она теряет долю женственности, хотя в другое время, может быть, обладает ею в избытке. В борьбе же позиционной, в области оттенков, многозначных намеков и подразумеваемых обобщений силы женственности находят себе полное применение.

Использование деловых поводов для позиционной борьбы и внесение позиционных мотивов в деловую борьбу - приемы борьбы, характерные для женственности. С позиций женственности (если позволительно так выразиться) любые деловые результаты борьбы суть следствия взаимоотношений, достигнутых в борьбе позиционной. С позиций мужественности, наоборот, те или иные взаимоотношения - результат борьбы деловой.

Поэтому мужественность тяготеет к борьбе за цели в настоящем времени, а женственность - к борьбе за будущее, не слишком отдаленное.

Поэтому логика женственности своеобразна, причудлива - похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт логически необоснованной пристрастности (симпатии или антипатии), а на этой посылке может быть воздвигнута цель логически безукоризненно стройных выводов и точных умозаключений с безошибочным учетом множества самых разнообразных факторов...

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Эта сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется самоуверенность.

В представлениях о партнере - о соотношении интересов и сил - с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женственная логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений.

При явно и откровенно антагонистических взаимоотношениях с партнером женственность не является силой, и борьба с врагом требует от женщины мужественности. Неприкрытая враждебность делает логику женственности бессмысленной, глупой. Женственности свойственно поэтому либо провокационно маскировать враждебность дружественностью, либо находить в интересах партнера хоть что-то объединяющее, родственное своим интересам. Если это удается, то возникает чаще всего позиционная борьба с позиций относительной дружественности за дальнейшее сближение. Здесь женственность находит себе применение и нередко дает конкретные деловые результаты. Но если в такой борьбе враждебность, вызванная сопротивлением партнера, прорывается наружу, то тут же и в той же мере пропадает женственность. Поэтому женщины избегают ссор между собою в присутствии мужчин, мнением которых дорожат.

Но дружественность, как характерная черта женственности, своеобразна. Она - дружественность в некоторых границах, идущая не до конца, не беспредельно. Такая незавершенность дружественности вытекает из склонности деловую борьбу заменять позиционной и ставить в зависимость от последней. Позиционная борьба подразумевает некоторую недоговоренность во взаимоотношениях, поэтому женственность требует такого представления о сходстве интересов, которое допускает возможность большей близости. Значит, принятая и признаваемая обеими борющимися сторонами дружественность должна быть неполной - не окончательной {113).

Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях - черта, характерная для мужественности: от дружественности, ограниченной пределами вполне конкретного дела, до дружественности безусловной, беззаветной и безграничной, характерной для юности, как это было отмечено выше. «Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе», - утверждает Лабрюйер (75, стр.77).

Право на слабость, как сила женственности, является таковой тем более, чем менее сама носительница этого права сознает его, рассчитывает на него и обнаруживает это {114). Но сила эта постоянно сочетается с вполне реальными силами любого другого рода и даже с могуществом. Сила женственности тогда и настолько дополняет другие силы женщины, когда и насколько, специально не заботясь о том, она пользуется привлекательностью слабости, не прибегая к рациональным обоснованиям своих требований или просьб.

В характере обмена информацией женственность и мужественность проявляются в признаках, вытекающих из тех, что мы сейчас рассмотрели. Стремление к использованию инициативы в контрнаступлении влечет за собой скупость в выдаче информации, намеки на ее многозначительность - стремление так повернуть диалог, чтобы, держась по видимости темы партнера, в действительности перевести его на свою тему (например, говоря как бы о деле, в действительности вести разговор о взаимоотношениях, а говоря о взаимоотношениях, клонить к делу).

Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повышенном внимании к тому, куда партнер клонит - какие обобщения он подразумевает {115). В обмене информацией женственность тяготеет, таким образом, не столько к обмену смыслом произносимых речей, сколько к обмену тем, как эти речи и слова произносятся. Пауза, жест, интонация в таком обмене могут играть решающую роль.

Дружественность требует щедрости и доверия; они ведут к откровенности. Но женственность подразумевает дружественность своеобразную. Для нее характерна чрезвычайная откровенность при некоторой загадочности, многозначности выражений, которые влекут за собой различное толкование одних и тех же выражений разными людьми и в различное время. Мужественность тяготеет в обмене информацией, наоборот, к однозначности и определенности.

Черты мужественности, как и черты женственности, взаимосвязаны {116). Любая отдельно взятая черта из тех, например, что были, рассмотрены, не создает женственности или мужественности в целом, и любая в гипертрофированном виде разрушает то и другое. Так, скажем, деловитость, точность и определенность поступков сами по себе могут ничем не напоминать мужественность, а воплощать лишь педантизм, если не пошлость. Также грубо преувеличенный интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься только этой стороной жизни окружающих - это уже не женственность, а, скорее, карикатура на нее...

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, - он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть своей женственностью, - она тут же начинает ее терять.

Каждой актрисе и каждому актеру в их повседневном поведении присуща какая-то мера женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям спектакля, и житейский навык приходится, следовательно, преодолевать на пути от себя к образу. Поэтому в работе с актерами режиссеру приходится иногда добиваться от актеров то большей женственности, то большей мужественности, которых требует ход борьбы в спектакле. Но на репетициях требования немедленного результата, как известно, ведут к штампам. Надежнее обходный путь - использование основных «измерений», при котором актриса или актер будут вынуждены непроизвольно мобилизовать то из женственности или мужественности, чем каждый располагает. Такие резервы у каждого есть, даже если он не подозревает об этом и не привык пользоваться ими в быту.

Впрочем, в современном театре эта сторона спектакля обычно учитывается и, в сущности, предрешается при распределении ролей. В труппе всегда должны быть актеры достаточно мужественные и актрисы достаточно женственные, чтобы можно было не заботиться на репетициях о выработке этих качеств поведения. Но если актер всегда мужествен , а актриса всегда женственна , то ведь это не больше как минимум (если не штампы...). А в жизни даже и самый мужественный человек бывает то более, то менее мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в зависимости от множества причин {117). Поэтому поиски художественной меры и разнообразия степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать выразительности борьбы в спектакле, даже после безошибочного распределения ролей.

Когда и в какой мере должна быть мужественна и женственна Комиссар в «Оптимистической трагедии» В.С. Вишневского? Должна ли быть мужественна (когда, в чем, в какой степени) Глафира в «Волках и овцах» Островского? Елизавета - в «Марии Стюарт» Шиллера? Должен ли быть (когда и в какой степени) мужествен Подколесин в «Женитьбе» Гоголя? Обломов Гончарова? Вопросы эти могут быть адресованы не только актерам.

«Производные измерения» на первый взгляд больше касаются актеров и выходят за границы режиссерской компетенции. Но если образ, создаваемый актером, зависит от его партнеров, то, все устанавливаемое этими «измерениями», не минует и режиссера. В женственности и мужественности это отчетливо обнаруживается. Так, Комиссар в «Оптимистической трагедии», в зависимости от толкования пьесы, должна, вероятно, в определенных сценах поражать женственностью, а в других - мужественностью и своих партнеров и зрителей. Да и у Глафиры, если она принадлежит не к «овцам», а к «волкам», должна быть неожиданная мужская хватка, контрастирующая с чертами, благодаря которым она покорила Лыняева.

Женственность и мужественность

С древних времён воспитание мальчиков и девочек было совершенно разным: то, что позволялось мальчику, было недопустимым для девочки, - и наоборот. Это связано с тем, что в нашей природе заложены не только физические различия, но и различия в мировосприятии - мы по-разному мыслим, по-разному реагируем на одни и те же события: если женщина живёт эмоциями, то мужчина на всё смотрит с точки зрения логики.
Сегодня же, когда мальчик и девочка делят одну школьную парту, они забывают о различиях между полами и начинают относиться друг к другу с позиции
своего пола. Девочки ждут от мальчиков такой же реакции, как от своих подруг, ну а мальчики считают девочек нелогичными, т.к. те не поступают по-мальчишески.
Таким образом, современная общеобразовательная система с детства стирает в сознании детей основные понятия о женственности и мужественности. И это вина не только школы, но и результат воспитания ребёнка дома, в семье, где мама ходит на работу и устаёт к вечеру наравне с отцом, проявляя в поведении мужественность, и, соответственно, дома требует от мужа проявление женственности в помощи по дому (как часто в обычной среднестатистической семье мужчине, имея жену, приходится самому готовить ужин или гладить себе рубашку?).

Внешний вид женщины
Сегодня многие женщины с удовольствием носят брюки или джинсы, оставив такие наряды, как платья, для выхода в ресторан или для летнего отпуска. Многие делают себе короткие стрижки. У таких женщин, обычно, и походка, и мимика, и слова, и жесты менее женственны, чем у длинноволосой красавицы в сарафане, пошитого в рустикальном стиле. Меняя стиль одежды, женщина меняет и свой образ. Конечно, вы скажете, это дело вкуса... Но спросите себя, на ком из этих девушек, если они буду идти рядом, скорее всего остановиться мужской взгляд?

Длинные волосы - символ женственности.

Одежда, безусловно, важная составляющая в создании женственного образа. Но не менее важным является и ваша причёска. Сегодня многие ленятся отпускать длинные волосы, ведь за короткой стрижкой намного проще ухаживать... но вспомните слова, которые вы наверняка не один раз слышали: "красота требует жертв"... Длинные волосы придадут вашему образу не только внешней женственности, но и внутренней... Вспомните школу, когда мальчишки дёргали своих одноклассниц за длинные косы. Такое поведение говорит о сильном
влечении. Так проявляется неумелое ухаживание за понравившейся девочкой, чья женственность примагничивает мужественность мальчиков.

Имея длинные волосы, вы можете делать множество различных причёсок. То ли это будет простая коса, то ли коса "рыбий хвост", то ли локоны - решать вам.

Мужчина и женщина

Энергетическое устройство тел мужчины и женщины полярно. Голова и ноги их тел имеют противоположные заряды. Вот почему, устроившись валетом на диване или в постели рядом с мужем, вы можете прекрасно восстановить силы и снять напряжение после утомительного рабочего дня. Ваши организмы без вреда друг для друга обмениваются накопленными энергиями, восстанавливая естественный их баланс.
Итак, если мы сравним энергетические тела мужчины и женщины, то мы увидим, что у женщины энергия "+" , или Ян, - внутри. У мужчины эта энергия находится во внешней оболочке. Внешняя оболочка женской ауры имеет заряд "-", или, другими словами Инь энергию. Именно таким образом расположенные энергетические слои ауры мужчины и женщины гарантируют им истинное физическое и духовное здоровье.
Если вы увлекаетесь восточной философией по организации пространства Фен - Шуй, то вы вспомните, о чём идёт речь:

Инь - женское начало (вода, чёрное, женское, внутреннее, земное),
Ян - мужское начало (солнце, белое, мужское, внешнее, небесное).
Неправильное поведение и непонимание той энергии и силы, которые дала вам природа, создают нарушения в энергетической оболочке, и возникают пробои. Через них внутренний слой начинает протекать вовне, образуя третий наружный слой, как это показано на картинке ниже.

Отсюда - изменение поведения и внешнего вида. Мужчины становятся
женоподобными, а женщины - резкими, мужественными и теряют способность рожать.
Янская энергия внутри женской энергетической структуры позволяет создать новый мир - ребёнка. Энергия Ян - созидающая, реализующая в физическом мире, тогда как энергия Инь - потенциальная и связана с Душой, интуицией, чувствительностью.
Именно эта энергия у женщины создаёт внешнюю оболочку ауры.
Каким же поведением женщина ломает себя и стимулирует вытекание внутреннего слоя?

Женская энергия плавная и регулярная, она не любит резких выбросов, изменений.
Сегодня многие женщины гордятся тем, что во многом могут обходиться без мужской помощи. Но следует помнить, что по космическим законам сохранения энергии, если женщина старается сама создать и реализовать проект, будь то даже вбивание гвоздя в стену, она не сможет вложить достаточно Янской энергии, поэтому без мужчины "гвоздь выпадет".

Как бы ни старалась женщина обойтись без мужской помощи, извлекая Янскую энергию из себя, она только надрывается и разрушает свой организм. За этим следует нарушение гормонального фона, женские заболевания, бездетность.

Когда женщина на работе или в личных взаимоотношениях начинает вести себя как мужчина, она соглашается на мужские правила игры (мужчина перестаёт воспринимать её как женщину, его единственной задачей становится победа), а значит, женщина должна использовать свою Янскую энергию. Но этой энергии у неё меньше, чем у мужчины, и пользоваться ей она не умеет так, как мужчина. Вот и получается, что неминуем проигрыш.

Вы можете злиться, плакать и вновь собираться с силами для того, чтобы победить мужчину, но...

Сама природа будет против вас. Вы не признаёте себя как женщину и пытаетесь разрушить то, что создала природа, и она будет вас наказывать.

Многие письма, приходящие ко мне на почту сайта, содержать просьбы мужчин, помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.

Одно из таких понятий - мужественность .

Мужественностью, с некоторых пор, стали заражаться женщины. Поэтому, не удивительно, что настоящие мужчины хотят разобраться в том, что же по праву принадлежит им.

Обратимся к нескольким толковым словарям. (Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Н. Шведовой.) Вот что можно найти там.

Мужество - это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.

Мужество зачастую выступает, как способность переносить страдания, включая физическую боль. Храбрость, присутствие духа в опасности.

Два слова тесно сопряжены друг с другом:

Мужчина - мужественность.

С понятием мужественный - связаны явно выраженные физические и психосексуальные качества мужчины:

Сила, душевная стойкость и смелость, присутствие духа в беде и в опасности, храбрость. Обладающий мужеством человек, выражающий мужество. Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, бестрепетность, бравость, героизм, дерзостность, дерзость, мужество, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, решительность, смелость, стоицизм, стойкость, твердость.

Иногда говорят:

Иметь мужество - говорить правду в глаза

В старину говорили - «хорабрый» .

Что означало:

Мужественный, смелый, отважный, неустрашимый среди боя, доблестный в воинстве. Отважный, доблестный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, удалой, ухарский, бравый.

Все это мужские качества.

Женские качества иные, и в них нет ничего, похожего на мужественность.

В противоположность мужественности , которое включает в себя понятия твердости, агрессивности, стойкости и т.д. - женственность , связана с такими понятиями, как:

Эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано напрямую с женским биологическим полом.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

С мужественностью связывают такие качества, как:

выносливость,

терпеливо переносить боль и экстремальные ситуации,

умение держать слово,

настойчивость,

рациональность,

стремление к первенству,

стремление к победе,

целеустремленность,

твердость,

гордость достигнутым,

Бунт, если ситуация подавляет и принижает человеческое достоинство,

Агрессивность.

Все это в сумме и создает мужественность и мужское поведение.

Некоторые, из описанных здесь качеств, встревожили мужчин. Несомненно, в обществе, где всех учили подчиняться, быть удобным для управления и послушным, бунтарские и агрессивные мужские качества неудобны.

Победители, вернувшиеся с войны, готовы протестовать и бороться с любой несправедливостью. Они вкусили дух победы и гордо и независимо ведут себя. Такими людьми сложно управлять и делать рабами. Поэтому правители стремятся уничтожить их. Так было и в нашей стране, когда репрессии 1948 -49 годов и обвинительные процессы, вплоть до 1954 года освободили правителей от победителей. Бунт - это качество мужественных и смелых мужчин. Так, Спартак поднял восстание, не желая оставаться рабом. Военнопленные бежали из лагерей. Только тот, кто не обладает мужеством и бунтарством, согласиться терпеть унижение и ограничение своей свободы.

Все это - только мужские качества!

Многие женщины выросли с представлением о том, что и у них должны быть эти качества, но они ошибаются. Понятие патриотизма для многих женщин слилась воедино с необходимостью преодолевать трудности, страдать, переносить боль и отдать свою жизнь за Родину. На примере Зои Космодемьянской многих девочек готовили принять пытки и гордо погибнуть. Вот и набирали они мужские качества, готовясь преодолеть страх.

ДВА ЖЕНСКИХ СОСТОЯНИЯ

Природа заложила в женщине возможность жить в двух разных режимах.

Один - когда муж рядом, и она может заниматься детьми, домом, быть нежной, ласковой и заботливой. Такая женщина следит за своим внешним видом, не забывает ухаживать за собой. Ее всегда можно различить по опрятной одежде, милому и доброму выражению лица и улыбке.

Второй - когда мужчина уходит на охоту или войну. На женщину ложиться обязанность сохранить детей и дом, прокормить и обеспечить всех. У нее сразу меняется гормональный фон, выделяется больше мужских гормонов. Ее главная задача - сохранить и прокормить детей. Поэтому, она перестает следить за собой. Зачесывает и убирает волосы, за которыми некогда ухаживать. Надевает мужскую грубую одежду, и постоянно ходит в одном и том же. Ей некогда давать детям любовь и ласку, заниматься с ними. Она зарабатывает, кормит, наводит чистоту. Любой мужчина рядом воспринимается как враг, от которого необходимо отгораживать и защищать детей. Женщине сложно резко переключиться, ведь ее энергия не имеет резких сбросов, как у мужчины. Даже когда муж рядом, она будет продолжать так вести себя. Поэтому, пришедший с войны мужчина, должен заявить о своих правах и показать мужскую силу. В деревенском доме это всегда проще. Пошел, нарубил гору дров, починил дверь, поправил строения. Иначе говоря, сделал то, на что женщине не хватает сил. В городской квартире это нелегкая задача. Однако, всегда можно найти выход и заявить о своем возвращении.

В стране, где войны сменяются революциями, несколько поколений женщины жили в состоянии второго состояния. От бабушки и матери девочка училась терпеть и надеяться только на себя. Образовательная система всеми силами старалась воспитать из девочек мужественных членов общества. Теперь, они умеют зарабатывать, состязаться с мужчинами, терпеть невзгоды, преодолевать трудности. Природа берет свое. Каждому человеку хочется найти себе пару. Как известно, противоположности притягиваются друг к другу. Мужественная женщина - борец, притягивает мужчину с противоположными качествами, или делает из него такого во время совместной жизни.

Чем же обладает настоящая женщина?

Какие качества женские?

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

С женственностью связаны такие качества, как:

Грациозность;

Пластичность движений;

Доброта и способность помнить и заботится о нуждах других;

Способность ухаживать и заботиться;

Способность вести хозяйство, не устраивая авралов и показательных уборок;

Непосредственность;

Переменчивость, как погода в течение дня;

Доверчивость;

Способность понимать мужчин;

Умение легко и радостно справляться с хозяйством;

Умение радовать и налаживать мир;

Способность уходить от борьбы и скандалов, решая все мирным путем;

Жертвенность (Ведь матери нужно проводить время у постели детей, несмотря на усталость);

Способность излучать внутреннее счастье,

Спокойствие,

Преданность

Терпеливо и вдумчиво относиться ко всем проявлениям окружающих, находя причину их поведения и стремиться ненавязчиво изменить ситуацию.

Трусливость (От ее страхов ее защитит муж);

Неспособность сказать веское слово и привести необходимый весомый аргумент;

Неумение спорить, доказывать и бороться;

Умение просить помощь;

Умение принимать помощь и подарки;

Умение заботиться о себе и выглядеть свежей и здоровой;

Шереметева Галина

Ближайшие семинары

Нет такой проблемы, которая не происходила бы от генетического фактора. Все проблемы настоящего (сегодняшнего) поколения унаследованы от предыдущего поколения, т.к. они не были решены этим предыдущим поколением

Ожидания и надежды наших предков и то, чего они добились в жизни, переходит по наследству к их потомкам. Часто навыки, благодаря которым предкам удалось выжить и сохранить жизнь своим близким, тоже переходят по наследству через несколько поколений. Кроме того, передаются и страхи, полученные в результате опасных ситуаций и политических событий.

Бывает и так, что человек старается быть чересчур эффективным, авторитетным, обеспеченным. Или напротив, стремиться сопротивляться авторитету, демонстрирует себя окружающим как «бессеребренника», скрытного в своих мыслях человека, жалуется на всех, манипулирует нездоровьем своими близкими, завистливый и злобный, алкоголик или наркоман. В некоторых родах наследуется модель жертвы и покорности или проявляют полную безответственность.

Для того, чтобы ваша жизнь стала цельной и счастливой, необходимы изменения. Для этого, каждый участник семинара может выработать новую модель своей жизни. И ключевые слова для этого: дисциплина и самоконтроль.

М ы должны отказаться от нежелательных моделей, контролирующих нас. Ситуация должна стать обратной. Мы должны контролировать свои модели поведения, свои рефлексы.

Ныне живущие люди должны избавиться от тех комплексов, которые господствовали в жизни их предков. Мы переобучаем наших предков, которые продолжают в нас жить. Деньги - это непростая тема. В каждой семье существует устойчивое представление о деньгах и тех возможностях, которые они дают. Для одних - это обеспеченная жизнь и масса удовольствий. Для других - это власть и возможность унижать остальных. Некоторые тратят деньги, когда им плохо.

От наших родителей достаются нам ограничения нашего материального благополучия и даже потери и бедность.

Мастер-класс по живописи с эффектом арт-терапии состоит из различных техник, с объяснением основных законов творчества. Гуашь, акварель, лепка, рисунок тушью, основы карандашного рисунка и многое другое.

Возможность полнее выявить свои индивидуальные способности, научиться рождать внутри себя вдохновение, получить удовольствие, развить образное мышление и чувственную спонтанность.

Этот авторский тренинг основан на методике интенсивного погружения в творческий процесс, что помогает ощутить прилив энергии и реализовать новые возможности в личной жизни, духовном продвижении и любимом деле. То, что получается во время работы, является отражением вас самих. Каждый человек отражает в своих работах свой портрет, который может быть проанализирован и раскрыт, и, тем самым, появляется возможность освободиться от многих блоков и проблем. Арт-терапия не только позволяет выразить свои чувства и узнать себя лучше, но и развивает новые возможности, открывает скрытый потенциал.

Женственность и мужественность

Мужчины, которые не прощают женщине их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами.

Д. Джербан

Говорят о женственности, как о черте, украшающей женщин. С другой стороны, слова «мужчина» и «мужество» имеют один корень; тем самым подчеркивается необходимое преобладание у мужчин волевых качеств.

Хотя бывают мужчины в какой-то степени женственные и женщины мужественные (а иногда и мужеподобные). Такое впечатление на других производят или внешностью, или своим поведением.

Сила и слабость

Мужчине положено быть сильным; в основе женственности – использование права на слабость. Право это – своеобразная, требующая своего признания сила – сила привлекательной слабости. Она претендует не только на внимание, на снисхождение к себе, но даже и на повиновение; иногда претендует категорически и безапелляционно. Мужественность не терпит никакого к себе снисхождения.

Мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики. Женственность – правом непосредственных побуждений, часто вопреки логике, разуму и физической силе; реальный факт – привлекательность – не нуждается в логических обоснованиях. Сила женственности заключена, таким образом, в уязвимости партнера, в его зависимости.

Например, желание мужчины обладать женщиной ставит его в зависимость от нее – ведь ее встречного желания надо еще добиваться!

Привлекательность для партнера – обещающая, дразнящая и ускользающая – делается своеобразной, но вполне реальной силой, преодолевающей иногда все другие. Распространенная форма использования этой силы – кокетство. Кокетство может быть и весьма тонким, скромным, изящным и остроумным. В последнем случае оно и есть сущность женственности.

Мужчины действуют инициативно, наступательно, прямиком двигаясь к цели. Женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой, а пользоваться ею, но не так и не для того, для чего она в каждом случае предоставляется. Женственность обнаруживается преимущественно не в наступлении и не в обороне, а в контрнаступлении – в таком маневрировании в контрнаступлениях, которое в итоге может оказаться самым настойчивым, энергичным и умело проведенным наступлением, но наступлением как бы вынужденным. Для женственности характерно не превращение определенной стратегии в тактику, а наоборот – возведение тактики до уровня стратегии. Не логический ход от цели к средству, а своеобразное использование чуть ли не любого средства – говоря словами Джавахарлала Неру, «средства управляют целью и меняют ее».

Цели

Женственность обнаруживается в умении бороться преимущественно за цели позиционные – постепенное накопление преимуществ. Например, создание у мужчины чувства вины или долга, сексуальной зависимости. О силе позиционных методов говорит то, что в случае развода при равных правах на детей, квартиру, имущество все это обычно достается жене, а супруг получает только свободу и алименты.

Сила женственности уменьшается в деле как таковом, где конкретные знания и умения обеспечивают успех. Если женщина проявляет высокое мастерство в деловой борьбе и занята только делом, она теряет долю женственности, хотя в другое время, может быть, обладает ею в избытке (директриса, например). В борьбе же позиционной, в области оттенков, многозначных намеков и подразумеваемых обобщений сила женственности находит себе полное применение.

С позиций женственности (если позволено так выразиться) любые деловые результаты борьбы суть следствия взаимоотношений, достигнутых в борьбе позиционной. С позиций мужественности, наоборот, те или иные взаимоотношения – результат борьбы деловой.

Поэтому мужественность тяготеет к борьбе за немедленный выигрыш в настоящем времени, а женственность – к борьбе за будущее, не слишком отдаленное. (Не случайно рекламное дело – одна из сфер эффективного применения женских способностей.)

Логика

Логика женственности своеобразна, причудлива – похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт симпатии или антипатии (например, это проявляется при голосовании на выборах), а на этой эмоциональной посылке может быть воздвигнута цепь логических выводов и умозаключений с учетом множества самых разнообразных факторов...

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Эта сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется уверенность в себе.

В представлениях о партнере – о соотношении интересов и сил – с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женская логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений. Более обстоятельно о женской логике мы еще поговорим в следующей главе.

Антагонизм

При явно и откровенно антагонистических взаимоотношениях с партнером женственность не является силой, а борьба с врагом требует от женщины мужественности. Неприкрытая враждебность делает логику женственности бессмысленной. Женственности свойственно поэтому либо маскировать враждебность дружественностью, либо находить в интересах партнера хоть что-то объединяющее, родственное своим интересам. Если это удается, то возникает чаще всего позиционная борьба с позиций кажущейся дружественности за дальнейшее сближение. Здесь женственность находит себе применение и нередко дает конкретные деловые результаты. Но если в такой борьбе враждебность, вызванная сопротивлением партнера, прорывается наружу, женственность пропадает. Поэтому женщины избегают ссор между собой в присутствии мужчин, мнением которых дорожат.

Дружественность

Дружественность как характерная черта женственности своеобразна. Эта дружественность в некоторых границах, идущая не до конца, не беспредельна. Такая незавершенность дружественности вытекает из склонности деловую борьбу заменять позиционной и ставить в зависимость от последней. Позиционная борьба подразумевает некоторую недоговоренность во взаимоотношениях, поэтому принятая и признаваемая обеими борющимися сторонами дружественность должна быть неполной, не окончательной.

Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях – черта, характерная для мужественности: от дружественности, ограниченной пределами вполне конкретного дела, до дружественности безусловной, беззаветной и безграничной, характерной для юности. "Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе ", – утверждает Лабрюйер.

Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви. Ларошфуко принадлежат слова: «Женщины оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной по сравнению с любовью».

Мужчина может питать иллюзии относительно дружбы с женщиной. Она же считает его в худшем случае ухажером-неудачником, в лучшем – запасным вариантом на будущее.

Залогом истинной дружбы межу женщинами могут быть только абсолютно разные взгляды на то, что такое желанный мужчина. Так что не случайны коварные предательства со стороны «лучших подруг».

Поэтому на сакраментальный вопрос школьных диспутов: «Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?» – можно ответить однозначно: конечно нет. Слишком разнятся взгляды представителей полов на дружбу, как, впрочем, и на большинство других явлений жизни.

Обмен информацией

В характере обмена информацией женственность и мужественность проявляются в признаках, вытекающих из тех, что мы сейчас рассмотрели. Стремление женщины к использованию инициативы в контрнаступлении влечет за собой скупость в выдаче информации, намеки на ее многозначительность – стремление так повернуть диалог, чтобы, держась как бы темы партнера, в действительности перевести его на свою тему (например, говоря о деле, в действительности вести разговор о взаимоотношениях, а говоря о взаимоотношениях, клонить к делу).

Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повышенном внимании к тому, куда партнер клонит – какие обобщения он подразумевает. В обмене информацией женственность тяготеет, таким образом, не столько к обмену смыслом произносимых речей, сколько к обмену тем, как эти речи и слова произносятся. Пауза, жест, интонация в таком обмене могут играть решающую роль.

Для женственности характерна чрезмерная откровенность при некоторой загадочности, многозначности выражений, которые влекут за собой различное толкование одних и тех же выражений разными людьми в различное время. Мужественность в обмене информацией тяготеет, наоборот, к однозначности и определенности.

Чувство меры

Черты мужественности, как и черты женственности, взаимосвязаны. Любая отдельно взятая черта из тех, например, что были рассмотрены, не создает женственности или мужественности в целом, а любая в гипертрофированном виде разрушает то и другое. Так, скажем, деловитость, точность и определенность поступков сами по себе могут ничем не напоминать мужественность, а воплощать лишь педантизм. Также грубо преувеличенный интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься только этой стороной жизни окружающих – это уже не женственность, скорее, карикатура на нее...

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, – он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть своей женственностью, – она тут же начинает ее терять: не зря говорится – от великого до смешного – один шаг.

Каждому человеку в повседневном поведении присуща какая-то, мера женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям традиции. В жизни даже самый мужественный человек бывает то более, то менее мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в зависимости от множества причин. Поэтому поиски меры и разнообразия степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать выразительности личности и достижению ею своих целей.

Школьные стереотипы

В 1981 г. Хартли опубликовал работу, в которой проанализировано, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей собственного и противоположного пола. Было обнаружено, что мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое собственное – ив положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как хорошее, а мальчиков – как плохое. Авторская интерпретация полученных данных сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По мнению Хартли, быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной, в общем, не противоречит одно другому. Но быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время чувствовать себя «настоящим» мужчиной – это вещи в определенном смысле противоположные.

Если сопоставить это с данными раздела 1.1 о преимущественно «женских» качествах (старательность, исполнительность, следования правилам, умение подчиняться) и преимущественно мужских (агрессивность, уверенность в себе), то получается, что быть хорошей ученицей и легче, и престижнее, чем хорошим учеником, ведь «настоящий мужчина» не должен быть послушным. Это, по-видимому, и объясняет то, что девочки, как правило, учатся старательнее мальчиков.

Активность

Главная особенность мужчины – это высокая активность. Женщины менее активны, и не только сами по себе. Установлено, что в некоторых видах деятельности женщины очень часто проявляют меньшую активность в присутствии мужчин, чем последние в присутствии лиц своего же пола. В этом смысле показательны результаты наблюдений Ф. Стродтбека и Р. Манна за процессом общения присяжных заседателей, свидетельствующие, что мужчины значительно превосходят женщин участием в предшествующей принятию вердикта дискуссии. Аналогичные факты получены и другими исследователями. Например, Е. Эрих обнаружено, что при решении дискуссионных задач в смешанных (по признаку пола) группах мужчины являлись инициаторами 2/3 всех коммуникативных актов в группе. Кроме того, было также показано, что в смешанных группах женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.

Приведенные выше данные объясняются стремлением мужчин доминировать в группе, в частности, в силу наличия определенного культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.

Оценки

Подобного рода стандарты сказываются и на установках, в свою очередь влияющих на оценку успешности действий лиц разного пола. Так, Р. Раис с сотрудниками, первоначально измерив установки курсантов военной академии относительно женщин, далее объединяли их в группы из трех человек (все мужчины) для участия в эксперименте. Часть групп возглавлялась мужчинами, а часть – женщинами. В результате была выявлена любопытная закономерность. Когда успеха в решении задачи добивалась группа, возглавлявшаяся женщиной, члены группы приписывали успех, главным образом, везению. Когда же такая успешная группа возглавлялась мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном его личными качествами (способностями, умениями).

В соответствии со сложившимися стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, «случайной удачей».

Мак-Ки и Перрифс пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. И наконец, эти авторы обнаружили, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины – в отношении женских.

Женщины более объективны в отношении к мужчинам, чем к женщинам. Известно также ревностное отношение женщины к успеху другой – даже лучшей подруги.

Статус в обществе

Известно, что великий древнегреческий мудрец Платон благодарил богов за восемь оказанных ему благодеяний. Первым он считал то, что они дали ему возможность родиться свободным, а не рабом; вторым – что он родился мужчиной, а не женщиной. Такая же мысль высказывается в утренней молитве мужчин-евреев: «Хвала тебе, о Боже, господь наш и владыка мира, что не родил ты меня женщиной». Женщины же еврейки молятся в соответствующем месте этой утренней молитвы следующим образом: «...который сотворил меня по воле своей».

Так что исторически сложилось предпочтительное положение мужчины в обществе. Этим, по-видимому, объясняются многие из приведенных выше преимуществ, отдаваемых мужчинам.

Именно в силу более низкого статуса женщины в нашем обществе мужчин нередко возмущает неуместное, по их мнению, «выпячивание» женской сущности. Многих мужчин просто бесит, когда, занимаясь сугубо мужским делом (как они считают, например – политикой), женщина оперирует такими высказываниями: «Я, как женщина...» Причину своего раздражения объясняют так: «Если ты женщина, то и занимайся женскими делами, не лезь в мужские дела!»

А если поменяться?

Несмотря на свой более низкий статус в обществе, мало кто из женщин желал бы поменяться с мужчиной своей ролью, участью и обличьем (транссексуалов мы в расчет не берем – здесь аномалии носят характер ошибки природы, мужчины и женщины здесь в равном положении). Народная поговорка гласит: "Лучше раз в году родить, чем день-деньской бороду брить ".

Дорожа своей принадлежностью к прекрасной половине человечества, женщины тем не менее не мирятся со сложившимся положением.

Движение феминисток в развитых странах борется с дискриминацией, «мужским шовинизмом», выражающимся в разной оплате за одинаковый труд, ограничениях в приеме на работу, трудностях продвижения по служебной лестнице и т.п. Результаты кое-где просто впечатляющие. Например, в США женщине не имеют права отказать в приеме на работу, например, докером. И управляющим приходится изобретать всевозможные требования к силовым качествам, чтобы отсеять претенденток на этот тяжелый труд.

Но еще больших успехов добились феминистки по части предотвращения «сексуальных домогательств» на службе. О том, к чему это привело на деле, мы расскажем позднее. А пока лишь отметим, что феминистки повели атаку далее на английский язык как на дискриминирующий права женщин.

Они насчитали в нем 200 слов для описания женщин легкого поведения и только 20 – для ловеласов. Вспоминается в связи с этим один из рассказов популярного сатирика Михаила Задорнова. В Израиле одна из газет обвинила его в антисемитизме за то, что он мало издевается над евреями, тем самым обходя их вниманием.

Самооценки

Мужчины более уравновешенны в самооценках, нежели женщины. Причем наблюдается это с детства.

В Петербурге специалисты проанализировали сотни дневников, в Минске – тысячи самохарактеристик мальчиков и девочек. Самохарактеристики мальчиков более объективны, их дневники касаются деятельности, реальных событий, и в меньшей степени взаимоотношениям, чему главным образом посвящены дневники девочек. Эти особенности сохраняются и в юношеском, и в зрелом возрасте.

Открытость

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом – женщина рассказывали о себе и своей жизни. Независимо от пола рассказчика текст был абсолютно идентичен. Но когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Это привело к выводу, что, исходя из представлений о мужественности, широко распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе «первому встречному» (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспринимается как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Компетентность

Психологи Тейнер и Дау установили, что в тех случаях, когда женщина выполняет мужскую работу, например выступает в роли следователя при расследовании преступления и делает это компетентно, и признается авторитетами в этой области, то она воспринимается испытуемыми обоего пола как заслуживающая большего признания, чем мужчина. Фактор «усилий» приобретает в этом случае «стабильный» характер и положительную оценку, подобно тому как это происходит обычно при объяснении успехов мужчин.

Расположение

Однако в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором; высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из очень интересного экспериментального исследования Хаген и Кан. В ходе своего эксперимента они установили, что:

1. В целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин, причем эта тенденция наблюдается в условиях кооперативного и соревновательного взаимодействия.

2. Мужчины в целом оказывали предпочтение компетентным женщинам только тогда, когда по условиям эксперимента не требовалось никакого выполнения задачи – ни кооперативного, ни конкурентного характера.

3. Мужчины с традиционными (консервативными) установками на отношения полов исключали из своей группы компетентных женщин только в соревновательных условиях, выдвигая при этом на роль лидеров, напротив, женщин некомпетентных.

4. Мужчины с более «либеральными» взглядами исключали, из своей группы компетентных женщин реже и признавали в них лидеров чаще, чем «консерваторы», однако не чувствовали к ним (компетентным женщинам) никакого расположения.

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последних оказываются более предпочтительными (поскольку изменить стереотип – сложнее всего), причем это наблюдается не только в экспериментальной ситуации, но, что значительно важнее, и в реальной жизни. Проигрыш женщине в соревновании, считают Хаген и Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписаными нормами, существующими в традиционной западной культуре, «настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыграть».

Стереотипы и СМИ

Каким образом различные социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и т.д. способствуют (или препятствуют) формированию и распространению стереотипов? В работе Мэнстед и Мак-Кавлоч изучались образы мужчин и женщин в рекламных программах Британского телевидения. Авторы пытались выяснить, существуют ли различия в изображении потребителей и потребительниц, и если да, то в чем они заключаются.

Такие различия действительно были получены. В целом суть этих различий совпадает с традиционными стереотипами. Мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, действующие независимо, ориентированные на практическое использование приобретаемых предметов.

Женщины обычно изображаются как не обсуждающие и не оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинам и в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и зависимые роли (жены, любовницы, подруги).

Таким образом, реклама способствует закреплению в сознании новых подрастающих поколений исторически сложившихся стереотипов. И это не случайно: как элемент массовой культуры реклама хочет понравиться потребителю, а это значит, что она должна подыгрывать уже сложившемуся у большинства мнению. Попытка же сломать стереотипы грозит оттолкнуть от себя потенциального покупателя.

Неудовлетворенность

Если мужская неудовлетворенность адресуется строго ко Вселенной или по крайней мере к политическим событиям, а в объятиях женщины мужчина находит покой и теряет себя, то неудовлетворенность женщины относится как раз к сфере взаимоотношений с мужчиной, Вселенная же ее вполне устраивает.

Мужчины всюду немного чужие, в них есть что-то от бродяг, но внутри они как раз существа домашние.

У женщины же дар превращать в жилье любое место и делать его уютным. Женщина в мире уютна, но у нее нет мира в душе.

Женщины создают комфорт, а вот нуждаются в нем мужчины больше, чем женщины. Не случайно бытовые трудности и неудобства мужчины переносят тяжелее женщин.

Три момента мужского начала

2. Организация.

3. Точка (концентрация).

Мужчина стремится руководить, задавать направление, принимая наиболее ответственные, направляющие решения.

Любит организовывать, командовать.

Ставит точку: последнее слово должно быть за ним.

Три момента женского начала

1. Предоставление пространства.

2. Заполнение его.

3. Освоение.

Например, купили мебель – муж рассуждает, куда что поставить. Но жена советует, влияет на него, тем самым предоставляя пространство (для мебели в данном случае).

Женщина заполняет и осваивает пространство квартиры множеством мелочей (салфеточки, вазочки, тарелочки, картинки на стене). Для мужчин эти мелочи не существуют, они для него – чужой мир, именно потому, что заполнение и освоение пространства – это мир женщины. Именно этим она и создает уют.

Красота спасет мир

Одно из проявлений этого – природная склонность женщины ко всему красивому и изящному. Несмотря на свой практицизм, женщина предпочитает прекрасное полезному.

Например, любовь женщин к цветам. Многие мужчины, даже те, кто дарит женщинам цветы, не понимают, почему они так нравятся женщинам. Ведь на эти деньги можно приобрести что-то более полезное и дольше радующее сознание, чем растения, век которых недолог. Ан нет.

Внешность

Женщина раньше ощущает и сознает свою половую принадлежность, отсюда повышенный интерес к своей внешности, болезненное восприятие своего физического несовершенства. У всех народов, во все времена, как об этом свидетельствуют археология и антропология, она стремилась иметь украшения и обращать на себя внимание одеждой, косметикой, манерами, движениями, танцами, пением.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем если его назовут глупцом, а для женщины – отрицательно оценят ее внешность. Женщина с болью в сердце обнаруживает новую морщинку на лице и думает не о том, что годы требуют привести свои амбиции в соответствие с возрастом, а как бы разгладить эту проклятую морщинку!

И тем не менее женщины оценивают свою внешность более самокритично, чем мужчины свою: воспринимают себя привлекательными большинство мужчин и весьма небольшая часть женщин.

Самоуверенность

Один недостаток мужчин в равной мере отмечают и молодые, и пожилые женщины: самоуверенность. Мужчине трудно поверить, что его можно не любить, он тяжело переносит отказ. Самоуверенность порождена активной природой мужчины. Неуверенность, робость делали мужчину трусом; у него опускались руки при встрече с трудностями и препятствиями. С древности таких людей презирали, они были обречены на неудачи, поражения и гибель. Мужчина должен был стать мужественным, решительным, чтобы добиться успеха, завоевать славу, одержать победу.

Отношение к слабым

Оно разное у мужчин и женщин. Владимир Высоцкий в одной из своих песен выразился вполне определенно: «Я не люблю насилье и бессилье». Чувство жалости, сострадания присуще больше женщине. Ей нравится ухаживать за слабым или больным, опекать, наставлять, критиковать, поучать детей, более молодых подруг, а потом и мужей. В своей попечительской деятельности женщина нередко одержима и не всегда проявляет меру в любви к ребенку (избалованность детей), в своих житейских советах соседям, поучениях мужу. Отмечается обостренная восприимчивость женской психики к переживаниям других: слезы ребенка для нее личная драма, болезнь близкого человека – трагедия.

Такое отношение к слабым проявляется и в восприятии юмора. В «мужских» анекдотах нередко потешаются над слабыми (например, над больными, дистрофиками и т.п.). Женщинам же не по душе такой смех.

«Противники»

Целью женщины является ее подсознательное (и сознательное) желание заполучить хорошего мужа.

Мужчины же, наоборот, подсознательно стремятся остаться свободными.

Поскольку цели мужчин и женщин противоположны, то в этом вопросе они, по существу, противники. Поэтому кое-где в дальнейшем читатель встретится с терминологией, близкой к боевой.

Отношение к семье

Семья, любовь для женщины важнее всего остального. Интересно послушать женщин, добившихся успеха в своей творческой жизни, замечательно реализовавших себя в искусстве.

Выдающуюся певицу Монтсеррат Кабалъе спросил интервьюер:

– Сеньора Монтсеррат, если бы вам сейчас дана была возможность вернуть какое-то мгновение своей жизни, что бы это было?

– Мне легко ответить. Я точно знаю, что. Первое – момент, когда я познакомилась со своим мужем. Второе – когда я родила дочь. И третье – когда у меня родился сын...

Когда замечательную русскую певицу Изабеллу Юрьеву, пользовавшуюся у старших поколений огромной популярностью, ведущий передачи «Момент истины» А. Караулов попросил назвать самое главное в ее творческой жизни, она ответила: то, что она встретила своего мужа и прожила с ним 46 лет счастливой жизни.

Мы не случайно адресовались здесь не к простым женщинам, многие из которых просто «тянут лямку» своей работы, а к тем счастливицам, которые реализовали себя в работе так, как и не снится многим мужчинам.

И все равно семья для женщины на первом месте.

Кто кем управляет

Власть принадлежит мужчинам, но управляет мужчиной всегда женщина. Об этом очень хорошо сказано в «Законе Паркинсона»: «Умные, мудрые бабушки, сидя дома, всегда управляли государством», потому что они управляли состоянием мужчины, но делали это мягко, ненавязчиво и тактично.

На работе

Как и во всем остальном, мужчины часто не обращают внимания на мелочи и придают значение главному, основному. По тому, как руководителю удается решать ключевые задачи, они судят о его способностях.

Женщины, в отличие от мужчин, придают значение и мелочам, деталям, которые при случае могут превратиться в весьма значительные факты. Женская «мелочность» подчас позволяет избегать неприятностей, ошибок.

Если для мужчин на первом месте – компетентность начальника, то для женщин – его человеческие качества.

Мужчины меньше внимания уделяют отношениям в коллективе, для женщин – это второй по значимости (после качеств начальника) фактор.

Для мужчины (особенно в нынешней ситуации) главное – побольше заработать. Для женщины важно, чтобы наряду с производственной работой она могла делать что-то и для семьи (купить продукты, сбегать в обед домой покормить детей, позвонить домой – поели ли, сели за уроки и т.д.). Поэтому от руководителя работница ожидает, что он отнесется к этому с пониманием и, по меньшей мере, не будет препятствовать этому. Среди факторов, важных для женщины, – близость места работы от дома.

Привлекательность и ответственность

Исследования показали, что у руководителей-мужчин отмечаются следующие тенденции:

1) приятные поручения давать более привлекательным женщинам, а неприятные менее привлекательным;

2) в спорных случаях ответственность за хорошие дела возлагать на более привлекательных сотрудниц, и за плохие – на менее привлекательных.

Что же движет этими нехорошими руководителями? По нашему мнению, тому есть глубокие психологические причины. Всякий человек испытывает огромную потребность в положительных эмоциях. Привлекательные женщины своей внешностью дают мужчине такие положительные эмоции. Связывать неприятное дело с конкретной женщиной – значит, ассоциировать ее с отрицательными эмоциями. Оберегая для себя привлекательную женщину как источник положительных эмоций, руководитель подсознательно отдает неприятные дела менее привлекательным подчиненным.

Итак...

Итак, различий между мужчиной и женщиной столь много, что так и подмывает сказать – они различаются во всем. Во всяком случае оправданны слова о том, что на Земле как бы сосуществуют, переплетаясь и взаимодействуя, но не теряя при этом своей сущности, две различные цивилизации, два сообщества – мужчин и женщин.

Так необходимых друг другу – и таких разных!

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Женственность и мужественность Мужчины, которые не прощают женщине их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами. Д. Джербан Говорят о женственности, как о черте, украшающей женщин. С другой стороны, слова "мужчина" и "мужество" имеют один

Из книги Сексуальность автора Крукс Роберт

Глава 3. Мужчина и женщина: мужественность и женственность Чем различаются половая принадлежность и гендерная?Какова взаимосвязь между гендерной идентичностью и гендерной ролью?Формирование гендерной идентичностиЧто в большей степени - биологические факторы или

Из книги Введение в психоанализ автора Фрейд Зигмунд

ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Женственность Уважаемые дамы и господа! Все это время, пока я готовился к беседам с вами, я боролся с внутренним затруднением. Я чувствовал себя в некоторой степени неуверенным в своей правоте. Действительно, за пятнадцать лет психоанализ

Из книги Инструкция по моей эксплуатации автора Бурхаев Денис

Характер. Убеждения, ценности, женственность Убеждения, ценности, карты, характер - то, что описывает психологический портрет, внутренний мир, структуру эмоционального интеллекта девушки. Я могу сказать, у меня нет каких-то жестких ограничений в плане именно внутреннего

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Всемогущая женственность Всегда женственна! Даже дома в халате и тапочках, на работе в строгом костюме или на прогулке с малышом женщина обязана оставаться истинной леди. Туфли на высокой шпильке на мужчин действуют безотказно, поэтому надевать их хоть изредка

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Женственность и мужественность как козырь или оружие Большинство женщин пребывает на уровне эмоций, не умея понять мужчин.Большинство мужчин пребывает на уровне чувств, не умея понять женщин.И те, и другие погрязли во взаимных обвинениях, попытках уподобить себе другую

Из книги. Матери, воспитывающие сыновей автора Латта Найджел

Часть 3 Мужественность, или О природе мальчиков Многие матери считают своих сыновей совершенно иными существами. Им кажется, что они лучше понимают дочерей, а сыновья постоянно их удивляют. Не думаю, что матери действительно понимают дочерей лучше, но могу предположить,

Из книги Как привлекать мужчин. 50 правил уверенной женщины автора Сергеева Оксана Михайловна

12 Мужские штучки: мужественность в новом тысячелетии Нам точно известно, что он грязный. Архетипический мальчик имеет естественную склонность к грязи. Она его не пугает; напротив, он восхищается ею, он очарован этой липкой, скрывающей субстанцией. Он не устает испытывать,

Из книги Я - женщина автора

Правило № 3. Излучайте женственность Попробуем понять, что такое женственность и обладаете ли вы ею в достаточной степени для того, чтобы привлекать внимание мужчин? Женственность – качество, которое определяет вас как женщину, выделяет для мужчины среди множества

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Мужественность и женственность. Притяжение противоположностей Противоположности всегда стремятся друг к другу – это мы прекрасно усвоили, когда изучали физику в школе. Противоположные заряды притягиваются друг к другу, и в этом постоянном стремлении рождается

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Мужественность женщины Хочу быть мужественной Почему многие женщины в своем поведении стремятся проявлять больше мужественности, чем женственности?Долгое время женщина считалась второсортным существом и полностью принадлежала мужу, она была заложницей своей

Из книги автора

Рабочие взаимоотношения. Мужественность и женственность Ночные посиделки Одиночество и грустные мысли, которые посещают человека, когда он возвращается домой, заставляют задерживаться на работе. В последнее время во многих фирмах заставляют сотрудников оставаться до

Из книги автора

Мужественность и женственность Многие письма, приходящие ко мне на почту, содержат просьбы мужчин помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.Одно из таких понятий – мужественность.Мужественностью с некоторых пор

Из книги автора

Мужественность С мужественностью связывают такие качества, как:? выносливость;? способность терпеливо переносить боль и экстремальные ситуации;? умение держать слово;? настойчивость;? рациональность;? стремление к первенству;? стремление к победе;? целеустремленность;?

Из книги автора

Женственность С женственностью связаны такие качества, как:? грациозность;? мягкость;? нежный и ласковый голос с регулярно меняющимися интонациями;? пластичность движений;? доброта и способность помнить и заботится о нуждах других;? способность ухаживать и заботиться;?

Из книги автора

Тридцать третья лекция. Женственность Уважаемые дамы и господа! Все это время, пока я готовился к беседам с вами, я боролся с внутренним затруднением. Я чувствовал себя в некоторой степени неуверенным в своей правоте. Действительно, за пятнадцать лет психоанализ

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности или женственности его характера. Этот анализ поможет нам объяснить наблюдаемый уже давно феномен мужественных женщин и женственных мужчин и дополнит ваше понимание характеров описываемых социотипов.

При погружении в сферу межличностных отношений соционических типов открываются мощные неисследованные пласты, на разработку которых потребуется труд не одного поколения исследователей. Одним из таких пластов является природа женского и мужского начала в типе. Эта проблема всегда была актуальной. Менялись стереотипы поведения, стандарты красоты, социальные роли мужчины и женщины, но загадка проявления мужского характера в женщине и женского в мужчине оставалась долгое время неразгаданной.

Что же является первичным в определении мужественности и женственности? Анатомия, физиология или психология мышления? А может быть, комбинация тех и других качеств? Насколько значимы факторы наследственности, воспитания, социальной среды?

Существуют различные, даже полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале обоих полов, но особенно это касается женщины: бывает, что ее возвышают и даже обожествляют, а иной раз, наоборот, низводят до уровня детородной машины. Это различие во взглядах во многом обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Различные христианские конфессии также по-разному относятся к проблеме соотношения женского и мужского духовных начал: в православии доминирует культ мужского начала - Христа, в католицизме - женского - девы Марии. Ортодоксальные мусульмане принижают женщину до уровня бессловесного исполнителя мужской воли и практически отказывают ей в наличии творческого начала. Буддизм наиболее терпим в этом отношении и предполагает равенство возможностей в "просветлении" и "спасении" для мужчины и женщины. Этим он отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине - Еве и автоматически переносится на ее сестер по полу. По канонам как Ветхого, так и Нового Заветов роль безусловного лидера в семье и обществе отводится мужчине.

Но взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке. Половые различия накладывают свой отпечаток на способ реализации этих способностей, но типные признаки являются определяющими в выборе цели и методах ее достижения.

Различными исследователями в области типологии личности делались попытки классифицировать социотипы по доминированию в них женских и мужских признаков. Нами в практике личного и семейного консультирования накоплен огромный статистический материал в области взаимоотношений между супругами, но имеющаяся информация до выхода этой публикации не подвергалась обобщению, анализу и классификации. Проведенное в процессе работы над книгой сопоставление практического опыта и своих наблюдений с концепциями других авторов позволило нам выйти на новый, более глубокий уровень понимания типных особенностей, в том числе таких понятий, как "женственность" и "мужественность".

Поскольку для большинства цивилизованных народов установились более-менее единые стандарты, касающиеся женских и мужских стереотипов поведения, перечислим их и сопоставим с принятыми в типологии признаками.

Для мужественности:
1.
а) надежность (за мужчиной "как за каменной стеной");
б) последовательность (сказал - сделал);
в) предсказуемость поступков;
г) постоянство привычек и занятий;
д) приверженность системе, нормам, принципам;

2.
а) объективность оценок;
б) независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
в) прямолинейность в высказываниях;
г) бескомпромиссность;
д) суровость, сухость и безэмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.
а) реалистичность (воспринимаю мир таким, каков он есть);
б) практичность;
в) владение ручными навыками;
г) высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
д) хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.
а) лидерские задатки;
б) демонстративность;
в) уверенность в словах и поступках;
г) склонность к расширению деятельности и контактов.

Для женственности:
1.
а) гибкость в поведении;
б) спонтанность поступках;
в) сильная зависимость от своего текущего состояния;
г) частая переключаемость;

2.
а) зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
б) субъективность в оценках и суждениях;
в) повышенная эмоциональность;
г) эмпатия (сопереживание);

3.
а) наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
б) глубокая проницательность;
в) неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности;
г) склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.
а) скромность и застенчивость;
б) ориентация на внутренние личностные мотивы;
в) уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
г) узкий круг интересов и контактов.

Взаимосвязь перечисленных качеств с известными юнговскими признаками дает возможность говорить о типах, соответствующих критериям "настоящего мужчины" и "настоящей женщины". Набор признаков для первого образа следующий: рациональность, логика, сенсорика, экстраверсия, а социотип, имеющий эти признаки - логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) или Управляющий.

Опыт общения с людьми этого типа показывает, что мужчины, принадлежащие к нему, выглядят очень мужественно, и соответственно себя ведут.

Что касается женщин этого типа, им часто присущи мужественные черты, проявляющиеся в плотности (большой мышечной массе) телосложения, высокой физической выносливости, поведенческих реакциях, характерных скорее для мужского стереотипа, чем для женского; резкости, прямолинейности, даже грубоватости. Они склонны подчинять и управлять; аргументируют свои доводы с помощью логики и фактов; мягкость, нежность и податливость расценивают как проявление слабости и зависимости.

Образу "настоящей женщины" соответствует набор совершенно противоположных признаков. Здесь подразумевается иррациональность, этика, интуиция и интроверсия. Тип личности, соответствующий им - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) или Лирик. Мягкость, женственность, обаяние и некоторая загадочность, характерные для этого типа, придают особую привлекательность представительницам прекрасного пола.

Мужчины-Лирики, которым тоже присущи эти качества, сталкиваются в жизни с массой проблем, весьма трудноразрешимых при их женственном характере. С юности они обычно являются объектом повышенного сексуального интереса, особенно для своих очень "мужественных" дуалов - девушек-Лидеров. Поскольку врожденная уступчивость Лирика уравнивает шансы претенденток на его любовь, вокруг него постоянно кипят страсти, которые иногда даже переходят в "разборки" на почве чувств, когда девушки выясняют отношения с соперницами с помощью традиционно мужских "аргументов".

В браке мужчины-Лирики легко уступают лидерство, идя по пути наименьшего сопротивления - ведь лидерство обычно подразумевает и ответственность. Но такая политика вызывает частую агрессию со стороны жены, особенно если ей кроме "женских" обязанностей (кухня, стирка, магазины), приходится заниматься еще и "мужскими" делами: прибить полку к стене, поменять розетку, вставить замок в дверь и т.д. Уклончивость мужей-Лириков в хозяйственно-бытовых вопросах порождает семейные конфликты, а их частые романы на стороне - эмоциональные взрывы. Такие браки часто распадаются, или, сохраняясь, толкают мужских представителей этого типа к разным, компенсирующим их положение, средствам: алкоголю, наркотикам, изменам и т.п.

Мы выделили только два крайних полюса во всей типологии, хотя можно проанализировать каждый тип с точки зрения его андрогинных качеств. Такой анализ был бы интересным, особенно для психологов и психоаналитиков, но важность и специфичность темы требует отдельного рассмотрения, и мы надеемся, что когда-то сможем опубликовать этот материал отдельно. Поэтому здесь мы ограничимся примером дифференцированного подхода к наличию признаков "мужественности" и "женственности" в типах по принципу убывания для обоих полов традиционно мужских характеристик:

Логико-сенсорный экстраверт (Управляющий)
Сенсорно-логический экстраверт (Лидер)
Логико-сенсорный интроверт (Инспектор
Сенсорно-логический интроверт (Мастер)
Логико-интуитивный экстраверт (Экспериментатор)
Интуитивно-логический экстраверт (Новатор)
Логико-интуитивный интроверт (Аналитик)
Интуитивно-логический интроверт (Критик)
Этико-сенсорный экстраверт (Коммуникатор)
Сенсорно-этический экстраверт (Политик)
Этико-сенсорный интроверт (Хранитель)
Сенсорно-этический интроверт (Посредник)
Этико-интуитивный экстраверт (Наставник)
Интуитивно-этический экстраверт (Вдохновитель)
Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)
Интуитивно-этический интроверт (Лирик)

Из приведенной классификации видно, что самые "мужественные" типы характеризуются сочетанием логики и сенсорики. Далее, идет четверка с логикой и интуицией. За ними - типы личности с этикой и сенсорикой. Замыкает таблицу самый "женственный" клуб этико-интуитивных типов. В жизни эта классификация подтверждается как внешними данными типов, так и их поведением.

При выборе сферы деятельности и профессии "мужественные" типы женщин часто отдают предпочтение традиционно мужским занятиям: управлению, строительству, вождению транспорта, работе в правоохранительных органах и т. п.

"Женственные" типы мужчин идут в искусство, культуру, сервис, педагогику. Сказанное вовсе не означает, что в 100% случаев мужчина, имеющий в типе "женские" признаки выглядит и ведет себя по-женски. Мы говорим о тенденции типа. При этом нужно учитывать такие дополнительные факторы, как среда, наследственность, воспитание, национальные и социокультурные традиции.

Стереотип женского характера включает такие качества как этику - способность тонко чувствовать и лавировать в отношениях; интроверсию - скромность и осторожность в поступках, ориентацию больше на свой внутренний мир и круг близких, нежели на служение обществу; интуицию - мечтательность, одухотворенность и непрактичность в делах; иррациональность - гибкость и приспосабливаемость к меняющимся ситуациям, непредсказуемость в поведении, быструю восприимчивость. Иными словами - женщина ассоциируется с типом Лирика.

Стереотип мужского характера полностью противоположный. За ним стоит: логика - объективность и разум, господствующий над чувствами; экстраверсия - активность и смелость, ориентация на внешний мир; сенсорика - практичность, расторопность в делах, реализм и лидерство; рациональность - решительность, планомерность, негибкость, устойчивость во взглядах и позициях, надежность и последовательность во всем. Получается, что идеал мужественности - тип Управляющего.

Если создавать женскую и мужскую типологию и описывать отдельно мужские и женские характеры, делать специальные опросники для диагностики, необходимо учитывать, как накладываются эти общие психологические половые признаки на каждую модель типа.

В современной сексопатологии накоплено много данных, подтверждающих, что проявления гомосексуальности и других отклонений в поведении, являются в большей степени врожденными аномалиями, а не признаками развращенности. Наблюдения показывают, что "женственные" типы мужчин и "мужественные" типы женщин чаще склонны к половым аномалиям, чем в случае совпадения половых и типных признаков.

Городская субкультура, особенно в индустриально развитых странах с демократическими традициями, более терпима к свободному проявлению гомо- или гетеросексуальных тенденций. В сельской местности, особенно в странах слаборазвитых, с сохранившимися патриархальными традициями, за природные отклонения приходится дорого платить и в психологическом, и в физическом плане.

Конечно, для благоприятных семейных отношений оптимален вариант, когда муж относится к экстравертному "мужественному" типу, а жена - соответственно к интровертному "женственному". Но, к сожалению, типы в социуме распределены неравномерно. По-видимому, на преобладание в регионах среди населения одних типов над другими влияют различные факторы: этносоциальные, климатические, ландшафтные и другие. Все они требует специального исследования.

Ограниченность вариантов выбора влияет на качество отношений в семье, психологический комфорт и воспитание подрастающего поколения.

Как известно, прочность брака напрямую не связана с романтикой любви и бурными чувствами. Статистика показывает, что чаще распадаются браки, основанные именно на чувствах. Суровые реалии жизни, вмешательство родителей, но чаще всего типная несовместимость разрушают хрупкое здание, созданное любящими. Трезвый, прагматичный подход подчас является для современной семьи более надежной основой.

С учетом уже известных нам характеристик "мужественности" и "женственности" возможны следующие варианты союзов:

А) тождества - оба партнера имеют либо "женственный" либо "мужественный" типы;
б) дополнения - один партнер относится к "женственному" типу, а другой - к "мужественному".

Американские исследователи типологии личности установили, что наибольший процент браков приходится на пары, у которых число сходных типных признаков составляет два и больше, а стремление к тождеству превалирует над комплементарностью (дополняемостью). Опрос семейных пар показывает, что дуальных (т. е. основанных на принципе дополняемости) браков значительно меньше, чем недуальных. При этом установлено, что дуальные браки бывают чаще основаны на любви, а большинство недуальных строятся на основе общих духовных или материальных интересов, уважения или авторитета.

Дуальность способна реализовать свои возможности только при том условии, что каждый из партнеров готов принять ценности другого, но очень часто эти ценности бывают антагонистичны. В союзах же, близких к тождеству, цели и средства их достижения в большинстве случаев совпадают.

В этих вариантах нет четкого разграничения по юнговским типам, они только могут указывать на тенденции отношений. В первом варианте - тождества, если оба партнера имеют "женственные" типы, отношения строятся преимущественно на эмоционально-чувственной основе, постоянно кипят страсти и выплескиваются через край. В паре "мужественных" наоборот - деловое соперничество и столкновение материальных интересов, увязание в хозяйственно-бытовых проблемах и недостаток теплоты в отношениях.

Второй вариант - дополнение, ближе к оптимальному, особенно если он подкреплен определенной автономией в сфере личных интересов. Один партнер всегда интересен другому именно своей непохожестью во всем.

По мере накопления в соционике эмпирического материала становится ясно, что первоначальные описания интертипных отношений не могут удовлетворять специалистов, работающих с реальными людьми, а не с абстрактными типами. Подтипные особенности, темпераменты, психоформы, акценты, половые различия и андрогинные качества типа ("мужественность" и "женственность") вносят свои коррективы в интертипные отношения, делают их гораздо сложнее, но одновременно помогают решать самые запутанные проблемы личной жизни.

Что еще почитать