Рождество христово традиции. Что нельзя делать на Рождество. Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников, в России всегда отмечается 7 января по новому стилю. Каковы традиции, обычаи и приметы праздника на Руси.

7 января 2018 года. Рождественское богослужение пришло на Русь в Х веке, после официального введения христианства. Почти через 200 лет после этого, перед самим праздником установился или .

Еще древними христианами был установлен благочестивый обычай поститься перед важными праздниками. Необходимость почувствовать величие события нашло отражение в желании ограничения самых естественных потребностей человека. Строгий однодневный пост и сейчас сохраняется накануне Рождества и Крещения и называется Сочельником или Навечерием, от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – приготовленные злаки с медом.

Строго говоря, символом первой звезды является свеча, которую выносят в Сочельник на вечерне, которая служится сразу после литургии, поэтому кушать можно уже после окончания утреннего богослужения. Однако сформировалась устойчивая традиция единственной трапезы в Сочельник с наступлением темноты, когда на небе можно увидеть первую звезду. Ведь накануне Рождества хочется, чтобы все напоминало о наступающем торжестве.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

На период конца декабря-начала января у славян-язычников приходился языческий праздник «солнцеворота». Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, говаривали на Руси. Вероятно потому, что солнце считалось в это время слабеньким, только начавшим свой путь к лету и укрепился обычай ряжения – скрывания лица под маской, что бы спрятаться от недобрых духов, стремящихся погубить зарождение жизни. Кроме того, в эти дни у язычников проходили игры, гадания, существовало много обрядов и примет, все это было связано с культом плодородия – желанием задобрить природных богов и не дать им погубить нарождающуюся новую жизнь.

Все эти гуляния носили название колядование. Есть несколько мнений, по поводу происхождения этого слова. Наиболее вероятно, что оно имеет ту же основу, что и слово «колесо» - корень «коло». Многие ученые связывают «колесо» со словом «хорошо», то есть «солнечно» (солнечный круг катится по небу колесом), что опять-таки обращает наше внимание к праздникам солнечного цикла.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

После принятия христианства, на Руси предпочитали не силой подавлять пережитки язычества, как в Западной Европе, а наполнять устоявшуюся форму новым содержанием. Поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла колядование в эти дни. Старые традиции постепенно переродились в новые. Колядки стали обрядом хождения по домам с Рождественской звездой и с вертепом для прославления рожденного Спасителя и для испрошения благодати Божией на дома, где принимали колядующих.

Церковь следила, что бы во время празднования Рождества Христова грань между христианством и язычеством не переходилась, хотя иногда она бывала и очень тонкой. Если на первом плане стояло прославление рожденного Богомладенца, как дарителя всякого блага для людей, то и Церковь была с теми, кто обрел Христа.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

Однако гадания на Святках никогда не приветствовались православной Церковью. К своеобразным гаданиям относятся и многие приметы, когда благополучие связывается с деланием или неделанием чего-либо, какой-то специальной одеждой и случайными встречами. К празднику Рождества Христова это не имеет никакого отношения. Надо заметить, что труды в Святочные дни, которые можно отложить, не имеют никаких последствий для человека. Но они не благословляются священством - в такой великий праздник, как приход в мир Спасителя всех людей, надо праздновать, радоваться и славить Бога, отложив все земные дела и заботы.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

А вот погодные приметы, основанные на многолетних наблюдениях за природой, никак не отрицались Церковью.

Ясная погода и звездное небо на Рождество - предвещали приплод скота, хороший урожай овощей и грибов следующим летом и осенью.

Обильный снег на Рождество Христово говорит о том, что следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, это хороший знак для пчеловода – пчелы благополучно перезимуют и отроятся.

А вот если в праздник оттепель, то надо ждать холодной весны и, следовательно, плохого урожая овощей.

Один из самых великих праздников христианского мира - день появления на свет Сына Божьего, младенца Иисуса. В чём отличие православной традиции от католической? Откуда взялся обычай наряжать рождественскую ёлку? Как проходит празднование Рождества в разных странах? Обо всём этом пойдёт речь в данной статье.

История Рождества

История празднования Рождества начинается с рождения маленького Иисуса в палестинском городе Вифлееме.

Преемник Юлия Цезаря, император Август, повелел произвести всеобщую перепись населения в своём государстве, в которое тогда входила и Палестина. У евреев в те времена существовал обычай вести учёт по домам и родам, каждый из которых относился к определённому городу. Поэтому Дева Мария вместе с мужем, старцем Иосифом, вынуждены были покинуть галилейский город Назарет. Им пришлось отправиться в Вифлеем - город рода Давида, к которому принадлежали они оба, для того, чтобы их имена внести в список подданных кесаря.

В связи с приказом о переписи все гостиницы в городе оказались заполнены. Беременной Марии вместе с Иосифом удалось отыскать ночлег в известняковой пещере, куда пастухи обычно сгоняли скот. В этом месте в холодную зимнюю ночь и был рождён маленький Иисус. За неимением люльки Пресвятая Дева спеленала сына и уложила в ясли - кормушку для скота.

Первыми, кто узнал о рождении Божьего Сына, стали пастухи, сторожившие неподалёку стадо. Им явился Ангел, который торжественно объявил о появлении на свет Спасителя Мира. Взволнованные пастухи поспешили в Вифлеем и нашли пещеру, в которой ночевали Иосиф и Мария с младенцем.

В то же время с востока на встречу со Спасителем торопились волхвы (мудрецы), давно ожидавшие его появления на свет. Яркая звезда, которая внезапно зажглась в небе, указала им путь. Поклонившись новорождённому Сыну Божьему, волхвы преподнесли ему символические дары. Долгожданному рождению Спасителя возрадовался весь мир.

Католическое и православное Рождество: традиции празднования

История не сохранила сведений о точной дате рождения Иисуса Христа. В древние времена первые христиане считали датой празднования Рождества 6 (19) января. Они полагали, что Сын Божий, искупитель человеческих грехов, должен был родиться в тот же день, что и первый грешник на Земле - Адам.

Позднее, в IV столетии, указом римского императора Константина Рождество было велено праздновать 25 декабря. Это подтверждало предположение, что Сын Божий был зачат в день приходившийся на 25 марта. Кроме того, в этот день римляне некогда отмечали языческий праздник Солнца, которое теперь олицетворял Иисус.

Разница во взглядах православной и католической церквей на дату празднования Рождества возникла в результате введения в обиход в конце XVI века Многие православные и восточнокатолические церкви продолжали считать днём рождения Иисуса Христа 25 декабря по старому, юлианскому, календарю - соответственно, теперь они праздновали его 7 января по новому стилю. Католическая же и протестантская церкви избрали иной путь, объявив днём Рождества 25 декабря по новому календарю. Так закрепилось расхождение в традициях католиков и православных, которое существует до сих пор.

Обычаи православного Рождества: Рождественский пост

В те времена существовала традиция наряжать ель блестящими мелочами, фигурками из цветной бумаги, монетами и даже вафлями. К XVII веку в Германии и Скандинавии украшение ёлки превратилось в неизменный обряд, символизирующий празднование Рождества.

В России этот обычай возник благодаря Петру Первому, который велел подданным украшать дома в святочные дни еловыми и сосновыми ветвями. А в 1830-х годах в домах петербургских немцев появились и первые целые ёлки. Постепенно эту традицию подхватили и коренные жители страны с присущим русским широким размахом. Ели начали устанавливать повсеместно, в том числе на площадях и улицах городов. В сознании людей они стали прочно ассоциироваться с рождественским праздником.

Рождество и Новый год в России

В 1916 году празднование Рождества в России было официально запрещено. Шла война с Германией, и Святейший Синод счёл рождественскую ёлку "вражьей затеей".

С образованием Советского Союза людям снова разрешили ставить и наряжать ёлки. Однако религиозное значение Рождества сместилось на второй план, а его обряды и атрибуты постепенно впитал в себя Новый Год, превратившийся в светский семейный праздник. Вифлеемскую семиконечную звёздочку на верхушке ели сменила пятиконечная советская звезда. Выходной в день Рождества отменили.

После того как распался СССР, особых изменений не произошло. Самым значимым зимним праздником на постсоветском пространстве по-прежнему остаётся Новый Год. Рождество начали широко отмечать относительно недавно, в основном - православные верующие, живущие в этих странах. Тем не менее, в рождественскую ночь в храмах проводятся торжественные богослужения, которые напрямую транслируются по телевидению, празднику также был возвращён статус выходного дня.

Праздник Рождества в США

В Соединённых Штатах Америки традиции празднования Рождества стали приживаться довольно поздно - с XVIII века. Пуритане, протестанты и баптисты, которые составляли большую и самую влиятельную часть переселенцев в Новый Свет, долгое время сопротивлялись его празднованию, даже введя за это штрафы и наказания на законодательном уровне.

Первая американская рождественская ель была установлена перед Белым домом только в 1891 году. А ещё через четыре года 25 декабря было признано общенациональным праздником и объявлено выходным днём.

Обычаи празднования католического Рождества: украшение домов

В США к Рождеству принято празднично наряжать не только ёлки, но и дома. Вдоль окон и под крышами развешивают иллюминацию, сверкающую всеми цветами радуги. Гирляндами украшают также деревья и кусты в саду.

Перед входными дверями хозяева дома обычно выставляют светящиеся фигуры животных или снеговиков. А на саму дверь вешается из еловых ветвей и шишек, перевитых лентами, дополненный бусами, колокольчиками и цветами. Такими венками также украшают внутренне убранство дома. Вечнозелёная хвоя - олицетворение торжества над смертью - символизирует счастье и благополучие.

Обычаи празднования католического Рождества: семейный вечер

Принято, чтобы на празднование Рождества Христова большая семья в полном составе собиралась в доме родителей. Перед началом праздничного ужина глава семейства обычно читает молитву. Затем каждый съедает по кусочку освящённого хлеба и выпивает по глотку красного вина.

После этого можно приступать к трапезе. Традиционные блюда, которые готовятся в честь празднования Рождества, свои в каждой стране и регионе. Так, в США на стол обязательно подаётся суп из бобов и капусты, домашние колбасы, рыба, картофельный пирог. Англичане и шотландцы к этому дню непременно фаршируют индейку, готовят пирог с мясом. В Германии традиционно готовят гуся и варят глинтвейн.

Обычаи празднования католического Рождества: подарки и гимны

После щедрого и сытного праздничного ужина все обычно начинают вручать друг другу подарки. А малыши готовят "рождественские носки", которые развешивают у камина: наутро Санта-Клаус непременно оставит там для них сюрприз. Часто дети оставляют под ёлкой лакомства для Санта-Клауса и его оленя, чтобы те в Рождество тоже не были голодными.

Празднование Рождества Христова в небольших американских городках сохранило также ещё одну приятную традицию. Рождественским утром люди ходят в гости друг к другу и поют старинные песни, посвящённые этому празднику. Дети, наряженные ангелами, исполняют рождественские гимны, прославляют Бога и рождение младенца Иисуса Христа.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Рождество Христово 2019 – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей. В 2019 году Великий церковный праздник приходится на воскресенье 7 января.

Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан.

Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.

По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник отмечают представители римско-католической и протестантской церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января.

Традиции и обычаи Рождества в каждой семье передаются из поколения в поколение. С глубокой древности в любой православной семье ежегодно 7 января принято праздновать Рождество, величайший православный праздник. Традиции и обычаи празднования Рождества в разных странах могут существенно отличаться друг от друга, поэтому и подготовка к празднику у всех абсолютно разная.

Как же проводился праздник Рождества в старину и как его отмечают сегодня в России? Какие традиции и обряды проводятся в ночь перед Рождеством и что приготовить на праздничный стол?

История Рождества Христова

События Рождества христианская церковь вспоминала 6 января, в день Богоявления – упоминания об этом были с конца II вплоть до IV веков. А в середине IV века Климент Александрийский отмечал о появлении Рождества как отдельного праздника, когда его стали праздновать 25 декабря.

Надо отметить, что когда-то именно 25 декабря в Римской империи широко отмечали культ Непобедимого Солнца. И считается, что православная церковь, вводя праздник Рождества, попыталась вытеснить языческий праздник.

Непосредственно рождение Иисуса Христа описывается у евангелистов Луки и Матфея. Там сказано, что Мария и Иосиф в Вифлеем пришли из-за переписи населения, проходимой в Римской империи. Именно в Вифлееме Мария родила своего Первенца, спеленала Сына и уложила Его в ясли.

Вначале поклониться Иисусу пришли пастухи, которым явился ангел и рассказал о чудесном событии рождения сына Божьего.

Волхвы (мудрецы) пришли с дарами поклониться младенцу, когда увидели на небе чудесную звезду, извещающую о рождении Иисуса.

Когда празднуется Рождество в России

25 декабря – это установленная дата празднования Рождества Римско-католической церковью, а также многими другими протестантскими церквями, которые ведут летоисчисление по григорианскому календарю.

25 декабря по ново-юлианскому календарю (совпадать с григорианским он будет до марта 2800 года) отмечать Рождество будут Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Кипрская, Александрийская, Румынская, Болгарская и Элладская церкви.

6 января Рождество отмечают в Армянской церкви – в тот же день, что и Крещение Господнее. Потому праздник идет под именем Богоявления.

7 января по современному григорианскому календарю (25 декабря по «старому стилю» юлианского календаря) Рождество отмечают Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, восточно-католические, древневосточные церкви, а также Афон.

Народные традиции Рождества

В старину место для празднования Рождества по обыкновению назначалось дома у какой-либо гостеприимной семьи. При этом хозяйка за некоторое время до праздника Рождества должна была лично обойти всех друзей и родственников и озвучить приглашение провести святой праздник в ее доме.

Пригласительная речь должна быть заранее заготовленная и достаточно почтительная, потому как ее слова услышавшие будут озвучивать следующему поколению.

На следующий день специально выбранная пожилая дама шла приглашать на праздник молодых девушек. В домах ее приветствовали всевозможными восклицаниями и уделяли почтительное внимание. Приглашая девушек, женщина называла всех по именам и указывала адрес, где их будут ожидать, а хозяйка дома, в который эта женщина зашла, должна предложить ей чарку вина.

Парень, который был выбран для определенной девушки, с этого дня назывался ее «суженым» и становился для нее более близким, нежели остальные молодые люди.

После того как пары были выбраны, парни и девушки должны беспрекословно выполнять все, что говорит им хозяйка дома. Иногда задания за молодых людей могли выполнять их родители, поэтому на празднике никто не оставался незамеченным.

Самый первый вечер праздника уделялся приему девушек. Они должны были в канун Рождества, после наступления темноты, прибыть к дому, в который были приглашены. Приезжать принято было вечером на санях, в компании своих матушек.

Желательно прихватить с собой приданое на случай успешного сватовства в рождественский вечер. За девичьими санями могут следовать родственники, друзья и знакомые.

Приехав к нужному дому, никто не торопился заходить. Обычай велит дожидаться, когда хозяева выйдут с приветствиями навстречу гостям. Только после этого все могли заходить в дом, где начинались женские посиделки.

Все приглашенные девушки называли друг друга подружками, даже если вовсе не были знакомы. Празднование Рождества Христово начинается на следующий после посиделок день, тогда и приглашаются все остальные.

Рождественские колядки и детские песни

Обряды на Рождество в современной России

Эти довольно интересные и забавные традиции и обычаи Рождества остались в далеком прошлом, во временах наших прабабушек. Немного позднее празднование Рождества было знаменито колядками и песнопениями. Многие празднующие стремились измениться до неузнаваемости, наряжались в костюмы и ходили по всем дворам, где пели специальные рождественские колядки, частушки и веселили хозяев домов.

За это их благодарили традиционными рождественскими угощениями с праздничного стола и всегда предлагали выпить вина. Эти традиции наверняка помнят многие наши родители, в некоторых поселках до сих пор иногда можно встретить колядующих в Рождество.

Сегодня празднование светлого праздника Рождества уже не проходит так весело и с соблюдением каких-либо традиций, как раньше. Существуют, конечно, какие-то условности, однако, не все их соблюдают. Например, в этот день необходимо соблюдать Рождественский пост до первой звезды.

Также верующие люди в этот праздник посещают церковь, читают молитвы, ставят свечки и помогают обездоленным. Также перед праздником считается обязательным навести порядок в доме, хорошенько помыться в бане и непременно приготовить множество рождественских угощений, главным среди которых должно быть мясное блюдо из свинины.

Закупать мясо нужно в больших количествах, чтобы приготовить холодец, жаркое, пожарить поросенка и фаршировать свиную голову. Еду с праздничного стола на Рождество не убирают, а оставляют для угощения душ умерших родителей. Приготовленную рождественскую кутью, если она оставалась после застолья, необходимо раздавать беднякам, чтобы они тоже почтили святой праздник.

В праздник Рождества всегда выпивают. Шумное празднование, гулянье и веселые пляски, рождественские колядки не ограничиваются одним вечером и растягиваются на несколько беззаботных дней. Дети в это время радуются зимним забавам, катаются с горки и на санях, лепят снеговиков и гуляют.

Что приготовить на Рождество 2019

Праздничное мясо тушеное в вине

Это превосходное блюдо, подходит ко всем праздникам. Оно очень вкусное, мягкое и ароматное. Пряности для праздничного мяса можно использовать на свое усмотрение и вкус. Рецепт нежной телятины в вине поможет вам разнообразить Рождественский стол.

Необходимые продукты:

  • 1 кг. телятины
  • 2 головки чеснока
  • 8 столовых ложек острого томатного соуса
  • 750 мл. белого сухого вина
  • 2 столовых ложек хлебных крошек
  • Постного масла
  • 1 ветка тимьяна
  • 1 ветка майорана

Как приготовить нежную телятину в вине на сковороде:

Телятину нарезать на одинаковые куски, небольшого размера. Промыть и высушить. Раскалить сковороду, добавить масло и жарить мясо до румяной корочки. Чтобы телятина хорошо зажарилась, укладывать телятину в сковороду маленькими порциями.

Чеснок почистить и разрезать напополам. Добавить к мясу. Так же к содержимому присоединить хлебные крошки, соус, тимьян и майоран. Все хорошо перемешать и влить сухого вина, закрыть содержимое и тушить 90 мин.

По истечению 60 мин. надо попробовать блюдо на вкус, и исправить погрешности. И дольше продолжать тушить до конца. Тушеную телятину на рождественский стол подавать горячим с пюре из картофеля.

Рождественская утка с апельсиновым соусом

Для того чтобы приготовить шедевр кулинарии – нежную и мягкую утку с апельсинами понадобится немало времени провести на кухне. Но поверьте, это стоит того. Чтобы приготовить такую птицу, как утка нужно знать некие секреты.

Тонкости и секреты приготовления утки: Убрать лишний жир с утиного мяса можно предварительно проварив утку в кипятке.
Чтобы мясо утки было мягким, нежным и сочным не поливайте жиром во время приготовления. Лучше промариновать утку специями, а после уже выпекать.
Чтобы утка имела необыкновенно приятный вкус, ее стоит подавать с соусом. Рецепт нежного апельсинового соуса с киви и специями читайте ниже.

Для приготовления вкусного рождественского блюда вам понадобятся продукты:

  • Утка (небольшая тушка птицы, весом не более полутора килограмм)
  • 50 г муки;
  • 4 яйца;
  • 30 г твердого сыра;
  • апельсин, киви, — по одному;
  • тимьян;
  • кориандр;
  • мускатный орех;
  • вода – 50 мл;
  • соль, сахар – по вкусу;
  • Зелень базилика – по вкусу.

Как готовить утку с апельсиновым соусом:

Рецепт приготовления вкусной сочной и мягкой утки совсем простой. Первоначально стоит подготовить утку. Для этого закипятите воду в кастрюле. Хорошо зачищенную тушку птицы поместите в кастрюлю на две минуты. После, достаньте, остудите и обсушите.

В отдельной емкости смешайте смесь перцев и соль. Специями хорошо натрите утку и отставьте на полчаса мариноваться. Как только утка промаринуется, отправьте ее выпекаться при среднем температурном показателе на один час.

Как только час подойдет к концу, займитесь кляром. Для этого в отдельной емкости смешайте яйца, натертый сыр и муку. При помощи венчика хорошо вымешайте, прибавьте соль. Этой смесью хорошо промажьте утку, и уменьшите огонь до минимума. Выпекайте утку в течение 30-45 минут, в зависимости от вида утки.

Пока рождественская утка готовится в духовке, займитесь приготовлением кисло-сладкого соуса. Для этого нарубите мелко базилик.

Мякоть и сок фруктов перебейте в блендере. Поставьте нагреваться на огонь. Приправьте солью и сахаром. Как только специями растворятся, снимите с огня и дайте остыть.

На кончике ножа положите в соус тимьян, кориандр и мускатный орех. Добавьте базилик и хорошо перемешайте. Подавайте горячую рождественскую утку вместе с ароматным соусом к праздничному столу.

Праздничные креветки с рисом в остро-сладком соусе

Простой и вкусный салатик, который легко готовить украсит ваш праздничный стол. Удивите своих гостей на празднование Рождества вкуснейшим ресторанным блюдом, приготовленного в домашних условиях.

Для приготовления вам понадобятся, следующие ингредиенты.

  • Креветки крупные – 450 г;
  • Имбирный-чесночный соус – 2 ложки;
  • Соус чили – две ложки;
  • Соевый соус – половина стакана;
  • Кукурузный крахмал – одна ложка;
  • Арахисовое масло – по вкусу;
  • Яйца – 3 штуки;
  • Сельдерей – 1 стебель;
  • Кунжутное масло – две ложки;
  • Белый рис – 4 стакана (предварительно отваренный)
  • Зеленый горох и соевые бобы – по половине чашки;
  • Свежий ананас – 200 грамм;
  • Ростки фасоли – одна чашка;
  • Зеленый лук – несколько перьев.

Как приготовить праздничные креветки:

Крупные креветки нужно предварительно отварить, а после очистить. Подготовленные креветки выложите в глубокую посуду и перемешайте с соевым соусом. Добавьте к ингредиентам соусы чили и имбирный. Правьте небольшим количеством кукурузного крахмала.

Все перемешайте и отправьте, прохлаждаться на пятнадцать минут. Подготовьте яичные блины. Для этого взбейте яйца с ложкой воды и соевым соусом.

Промажьте сковороде арахисовым маслом и выпекайте блины на слабом огне до готовности. На один блин уходит не более 45 секунд вашего времени. После того, как блины будут готовы, их необходимо нарезать соломкой.

Для того чтобы приготовить рис подготовьте заранее чугунную кастрюлю. Промажьте дно емкости арахисовым маслом и выложите в нее охлажденные и промаринованные креветки. Готовьте на огне морепродукт в течение трех минут и сразу же снимите с огня.

Промажьте емкость маслом арахиса. Предварительно нарубите лук и сельдерей (как можно мельче). Добавьте в емкость овощи и имбирный-чесночный соус. Томите на сковороде не более трех минут и сразу же добавляйте рис.

Мешайте блюдо около двух минут, а после добавьте горох, ростки фасоли и предварительно нарезанный ананас. Томите блюдо на огне до окончательного приготовления риса. Праздничные креветки в остро-сладком соусе готовы!

На большое блюдо выложите посередине готовый рис. Полейте его соевым и чесночным соусом. По краям праздничного блюда выложите яичные блины и креветки. Украшайте блюдо перьями лука.

Рождественская кутья из пшеничной крупы

Рецепт праздничной кутьи с изюмом и сухофруктами.

Рождественская кутья из риса

Рецепт вкусной кутьи с орехами, курагой и черносливом.

Рождественская кутья из пшеницы

Вкусный рецепт рождественской кутьи с медом, изюмом, грецкими орехами и маком.

Как бы ни изживали себя рождественские традиции и обычаи со временем, однако, этот праздник и в наше время остается чистым и светлым. Современные люди, конечно, не колядуют, редко посещают церковь и не собирают суженых в своем доме, но тем не менее в Рождество многие семьи собираются вместе со всеми родственниками и устраивают хороший праздничный ужин.

На сегодняшний день Рождество — это один из немногих православных праздников, который всем приятно и радостно встретить в теплом кругу семьи, независимо от обычаев и традиций.

Что еще почитать