Конспект фольклорного праздника
Подготовила учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Вперед
Давлекановского района
Республики Башкортостан
Зубарева Ольга Викторовна
Ход мероприятия:
(праздник ведут 3 подготовленных ученика)
Здравствуйте, дорогие гости!
Мы рады видеть вас на нашем празднике, посвященном самому прекрасному времени года - осени!
Осень за окошком ходит не спеша.
Листья на дорожках падают шурша.
Тонкие осинки в лужицы глядят,
На ветвях дождинки бусами висят.
Лебеди лениво плещутся в пруду,
Тихо и красиво осенью в саду.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВИДЕОРЯД
«Разноцветная осень» (Музыка и слова А. Морозовой)
Разноцветная осень
AVI / 25.21 Мб
В России осень наступила — золотой порой ее зовут!
В России осень наступила, зашумела золотой листвой!
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
С медом, явно без конфет.
Как и нынче, мы общались —
Без общенья жизни нет.
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником душиПоменялся старый мир.
Нынче нее мы но «сусекам»
Личных дел или квартир.
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Песня
«ПРОКАЗНИЦА - ОСЕНЬ»
в исполнении группы подготовленных учащихся
Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)
Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем.
(Журавли)
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту -
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
- картошка -
Огородная краля
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке
- морковь -
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
- лук -
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
- тыква -
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок -
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
- баклажан -
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
- помидоры -
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец -
Расколи его -
Будет зернышко,
Посади зернышко -
Будет солнышко.
- подсолнух
Положит в землю человек зерно
Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год.
И человек их с поля уберёт.
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал — пришел.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет-
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки —
Вырастай богатырем!
ВИДЕОКЛИП «Хлеб - всему голова»
(слова В. Балачан, музыка Н. М. Кудрина)
"Хлеб-всему голова"
AVI / 12.94 Мб
КОНКУРС «Семена»
Условие: пока звучит веселая мелодия, нужно рассортировать семена. Могут одновременно участвовать до 5-ти желающих
ПОПУРРИ «РУССКИЕ ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ»
ХОРОВОДНАЯ ИГРОВАЯ
«ВЕЙСЯ, ДА ВЕЙСЯ, КАПУСТКА»
ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ
в исполнении группы подготовленных обучающихся
ВИДЕОФИЛЬМ «Кузьминки»
Кузьминки
AVI / 36.07 Мб
Танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»
в исполнении группы подготовленных обучающихся
В небе, будто от побелки,
Засветился Млечный путь.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья - счастья вехи,
Посиделкам всякий рад.
Делу - время, а потехе
Рады люди как никак.
Посиделки-вечеринки,
Звёзды в праздничной выси.
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говорим:
До новых встреч!
Наталья Крохина
Уважаемые коллеги и гости!
«Золотая Ярмарка»
К празднику мы изучали фольклорный материал, знакомились с разными видами народного творчества: песнями, играми, плясками. Совместно с педагогами мы формировали интерес детей к познанию народной культуры. Дети на занятиях знакомились с русским бытом, промыслами и мастерством русского народа, участвовали в подготовке атрибутов к празднику, расписывая предметы быта, посуду на занятиях по изодеятельности. Творческие фантазии и замыслы плавно перетекали в игры, дети использовали свои поделки в инсценировках и песнях. Обыгрывая роли и покупателей и продавцов ярмарки, дети учились передавать шуточный характер героев, работали над мимикой и жестами. Разучивали загадки, поговорки, пословицы, учились весело и задорно исполнять частушки, музицировали на инструментах народного оркестра. Вот некоторые страницы праздника…
Осень: Здравствуйте гости дорогие!
Я – Осень золотая, шлю вам поклон друзья!
Гуляя мимо сада, я в гости к вам зашла!
Я каждый год к вам в гости прихожу,
Всегда веселыми вас здесь я нахожу,
Для вас, меняю я свои чудесные наряды,
Вы рады моему приходу?
Дети: Рады!
Ведущая: Проходи матушка Осень, садись поудобнее!
А мы тебя славить будем!
1-й: Пришла матушка Осень, милости просим!
2-й: Первый сентябрь пришел
Всех детей сюда привел.
3-й: А за ним октябрь настал
Дождь по окнам застучал.
4-й: А как ноябрь пришел
Белый снег пошел.
Но не будем унывать,
Будем песни запевать.
Песня «Осень» сл. М. Ивенсен муз. М. Красева
Ведущая: Ребята в старину на Осенины и Покров начинались веселые ярмарки.
Давайте и мы с вами отправимся сейчас на ярмарку.
1-й: Собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждёт!
2-й: Мы зовём к себе тех,
Кто любит веселье и смех!
1-й: Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадим ни минутки!
2-й: Мы нашу Ярмарку открываем,
И Веселье начинаем!
Ведущая: С давних времён к нам пришли ярмарки. Народ приходил на ярмарку не только купить что- то, но и повеселиться, людей посмотреть, да себя показать. Ярмарки бывали несколько раз в году, и там торговали всем и понемногу. Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите?
Дети: Да
Ведущая: Тогда в добрый час! Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
1 ребенок: Что за праздник? Что случилось?
Ведущая: Просто ярмарка открылась!
Ведущая: Ой, чего только нет на ярмарке. Овощи, самовары, сушки, различные игрушки. Да ты только посмотри, Петрушка!
Ведущая: Наша ложка хоть куда, ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить, продадим вам, так и быть!
Ведущая: Наши ребята не только веселые, но и танцоры самые ловкие.
Тень- тень- тень дружно строим мы плетень!
Игра «Плетень»
Ведущая: Громче музыка играй, всех на ярмарку приглашай!
«Золотая Ярмарка».
Ведущая: Ну-ка девчата, покажите Петрушке, какие вы красивые да голосистые.
Девочка: Поторгуемся ребята? Может, что приобретем?
Мальчики: Поторгуемся девчата, заодно для всех споем!
«Частушки»
Вед: Велики просторы русского края. Крепко любят свою родину русские люди. Они сложили о ней много песен
Вед: Богата Россия песнями раздольными, танцами разудалыми, хороводами веселыми.
А вот, и у нас собирается народ, и ведет свой хоровод.
Танец под песню Моя Россия» муз. С. Паради
Осень: Ребята, а я в гости пришла к вам не с пустыми руками!
В корзине принесла вам осенних подарков: хлебушка зернистого,
дыню золотистую, спелых овощей и для супа и для щей,
яблоки из сада, все что детям надо!
Приглашаю поиграть, в хоровод скорей вставать!
Вед. Ох, и славно мы сегодня с вами повеселились.
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами.
Вы, ребята молодцы.
Получайте леденцы!
Осень: А вот этот кренделек, это плата за песни,
танцы и стишок!Спасибо, мои милые друзья! Порадовали вы меня!
Учебно-методический материал
В помощь руководителю
фольклорного коллектива
Остапцова Татьяна Николаевна
преподаватель фольклорных дисциплин
МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»
Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.
Осенние традиционные праздники
С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.
Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.
В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:
Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!
По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.
На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.
Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.
Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла
Рождество Богородицы (8/21 сентября)
Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.
Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».
В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».
В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.
В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.
Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)
Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.
Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.
День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.
В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.
Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.
В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.
В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.
В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.
По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.
К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).
Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.
Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.
В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.
Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».
В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».
В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».
С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».
Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.
На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.
В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.
Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.
Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».
Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).
Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».
Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.
После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».
Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».
Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.
В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).
После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).
Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.
Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».
Цель:
Знакомство с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, обычаями и обрядами.
Задачи:
Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.
Цель:
Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.
Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,
Ход праздника
Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:
— Дни давно короче стали, листья золотом горят.
Улетают птичьи стаи за далёкие моря.
Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.
Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.
— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?
— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!
Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.
(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)
Русская народная песня «У ворот»
Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,
Начинаем посиделки для друзей и для гостей.
2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)
Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.
Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?
Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой
Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.
Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,
Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).
Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.
Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)
Русская народная песня « Узорница»
(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)
Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.
Русская народная игра « Колечко»
Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.
Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,
На кустах они висят, и как маков цвет горят,
Только это не малина, что за ягода?….(калина)
(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)
Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко
Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.
Аттракцион «Собери листья в корзину»
Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)
Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!
Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,
Русская, народная, весёлая задорная.
«Частушки – нескладушки»
Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.
Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…
Петровна: Да полно те, это комары звенят!
Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…
Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!
Приглашайте гостей на танец!
Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)
Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .
Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).
За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).
Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).
На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).
Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.
Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова
Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .
Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?
Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.
Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.
Меня сороки, галки боятся пуще палки!
Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?
Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!
Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,
ветром и дождём.
Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…
А меня и на ваши посиделки не пригласили.
Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?
Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…
Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.
Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!
Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!
(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)
Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)
— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?
Дети: Овощи! Не растут на деревьях.
(несколько детей снимают их с дерева)
Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.
Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».
Пугало: Вот здорово!
Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!
Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!
Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,
Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).
Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!
Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.
А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)
Всех накормит а сама не ест? (ложка)
Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки
Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).
«Свистулечный оркестр»
Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!
Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,
За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!
Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!
«Пироги»
Ребёнок:
Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)
Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,
А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 14»,
г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия
Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»
Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.
Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.
Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.
Публикации по теме:
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.
В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.
Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.
Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.
Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.
Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.
Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам