Методическая разработка. Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников. Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к п


Содержание: Музыкальный руководитель Оснащение музыкального зала Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» - театральные фантазии, детское творчество - инструментальное музицирование Наши звездочки Творческий коллектив Мы - артисты Сотрудничаем Наши награды Заключение Архивные материалы


Музыкальный руководитель Закончила Магнитогорское музыкальное училище Имени Глинки в 1975 г., специальность «Дирижер хора, преподаватель сольфеджио». Стаж педагогической работы 35 лет. Высшая квалификационная категория. Моё педагогическое кредо: «Ребенок- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»!


Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» Задачи: Формировать устойчивый интерес к театрально-постановочной деятельности Раскрепощать творческие возможности дошкольников Научить детей владеть простейшими музыкальными инструментами Развивать память, внимание, мышление и восприятие








Заключение Театрально-музыкальная деятельность в жизни ребенка, это не только эстетическое образование и приобщение к ценностям культуры, но и эффективный способ развития способностей детей, путь их к одухотворенной счастливой жизни и самореализации, как личности.


Архивные материалы Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят»Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят» Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки» Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»


Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей

1.2 Творческие игры дошкольников

2. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

2.2 Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

2.3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

Заключение

Список литературы

1.1 Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Н.А. Ветлугина вычленила в художественной деятельности дошкольников следующие особенности: реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов и эмоциональных переживаний, активное художественное освоение окружающей жизни. Она рассматривала художественно-творческие способности (процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе.

Все виды художественной деятельности, которые формируются в дошкольном детстве, по мнению Н.А. Ветлугиной, отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).

Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).

Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др.

Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи.

ольга кравченко
«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности . В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я» . Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности . Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей , они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей , постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка . Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира» . Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра , усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

Основы кукловождения,

Актерское мастерство,

Игровое творчество,

Имитирование на музыкальных инструментах ,

Песенное и танцевальное творчество детей,

Проведение праздников и развлечений.

Основные задачи

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

2. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии )

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Виды театра в детском саду :

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

Магнитный театр

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи : Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал , готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи : Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи : Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи : Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал :

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей , театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность , театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

деятельности в 1 мл . группе

Побуждать интерес к театрально - игровой деятельности , поощрять участие детей в этом виде деятельности

Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции

Начинать знакомить детей с театром можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,развивая воображение ребенка

В средней группе – переходим- к более сложному театру : Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е деревянной крестовиной) Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

Расширять представление детей об окружающем мире

Пополнять и активизировать словарь

Поддерживать инициативу в импровизации

Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

По способу управления – куклы делятся на два вида :

Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы : перчаточные и тростевые

Напольные – работают на полу – на глазах у детей

Так же подойдут «исполнители» , вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу Богородской игрушки. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, коробочек различной высоты.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных) : птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1) .

В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.

1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие - это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3) .

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2) .

В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки» , в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6) .

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей» ; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  5. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра» , 2008.

Приложение1

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками
Топал дедушка Егор. По коленям.
Очень он домой спешил - Показывают обратную сторону
Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка» .

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка» .

Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.

Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик» .
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки.
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать
Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок» .
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Приложение 2:

Речевые игры с музыкальными инструментами

Матрёшка и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки
Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук-тук!

Мы на ложках заиграли.
Туки-туки! Туки-тук!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш, Петрушка,
Трень-трень.
Он принёс ребятам погремушки,
Трень-трень.

Погремушки зазвенели –
Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!
Звонко песенку запели –
Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук,
Трень-трень-трен-ди-трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!

Шур-шур-песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поёт:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети играют на треугольниках.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур!

Весёлый оркестр.
«Бум-бум! Трам-там-там!» -
Застучал барабан.
«Туки-туки-тошки!» -

Заиграли ложки.
«Чётки-чётки» , -
Бряцают трещётки.
«Дин-дон, дин-дон!» -

Зазвенел металлофон.
«Бан-бан балалал!» -
Треугольник зазвучал!
«Бумба-бумба!» -

Загремела румба!
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно.

Актуальность: Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Просмотр содержимого документа
«Проект по музыкально – театральной деятельности старших дошкольников «Сказка»»

МАОУ «Школа №201 города Белогорск»

Проект по музыкально –

театральной деятельности старших дошкольников

«Сказка»

Выполнили:

Воспитатели:

Панферова Людмила Борисовна,

музыкальные руководители:

Игнатенко Юлия Петровна,

Ветлугина Татьяна Ивановна.

Паспорт проекта «Сказка»

Вид проекта

информационно-творческий, групповой.

Состав участников

д ети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

По срокам реализации

долгосрочный

Планируемые результаты проектной деятельности

для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих и артистических способностей, повышение самооценки, уверенности в себе.

для педагогов: сценарий, атрибуты и декорации для оформления спектакля. Пополнение в группу новых видов театра. Постановка музыкальных сказок.

для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театральная деятельность способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС.


«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Цель проекта

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Пробудить интерес детей к театру.
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок;
  • формировать правильное звукопроизношение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
  • Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Советы родителям по организации театральной деятельности дома .

Анкета для родителей

«Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

«Поиграйте с ребятами в сказку!» (консультация для родителей)

Реализация проекта подготовительный этап

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Реализация проекта подготовительный этап

Основные направления работы над

проектом

  • Создание группы единомышленников: муз. руководители, воспитатели;
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы
  • Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности
  • Написание варианта сценария
  • Составить перспективный план мероприятий
  • Мотивирование детей на театрализованную деятельность

Театр

и театрализованная

деятельность


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СРЕДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Плосккостные,

пальчиковые, перчаточные театры

игрушки по сюжетам сказок

ТЕАТР В ГРУППЕ

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ, СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ И ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

музыкальные инструменты

маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕАТРА И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИЗО, ИЗО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ


Реализация проекта основной этап

  • Формирование представлений о театре,
  • Беседы с детьми по содержанию сказок.
  • Составление словесных портретов персонажей.
  • Рисование иллюстраций, лепка к произведению.
  • Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
  • Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
  • Индивидуальная работа по ролям.
  • Работа над отдельными эпизодами.
  • Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.

ТИПОВОЕ

ДОМИНАНТНОЕ

ТИПЫ

ТЕАТРАЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ

ФРАГМЕНТАРНОЕ

(НА ДРУГИХ

ЗАНЯТИЯХ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

РЕПЕТИЦИОННОЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ


Реализация проекта основной этап

«Играем сказку» творческие этюды


ИГРА

МУЗЫКА

ТЕАТР


Реализация проекта заключительный этап

  • Показ спектаклей воспитанникам детского сада;
  • родителям;
  • Проведение театрализованных праздников;
  • Показ спектакля в рамках ГМО

Реализация проекта заключительный этап


Динамика развития творческих способностей детей

Используемая литература.

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Маханева М.Д. ТЦ Сфера, 2009;

Театральная деятельность в детском саду.

Для занятий с детьми 5-6 лет Щеткин В.В. 2007;

Танцевальная ритмика для детей, Т. Суворова

С. Катонова. «Композитор. С-Петербург» 2008

Музыкально-игровой досуг, Н. Улашенко,

Корифей, 2010;

Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! Е. Горбина, М. Михайлова,

Академия развития, 2009;

Настроения, чувства в музыке. О. П. Радынова,

ТЦ «СФЕРА», 2009;

Интернет-ресурсы;

Спасибо за внимание!

Что еще почитать