Внеклассное мероприятие "школа вежливости". Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»)


  • Где красота – там доброта.
  • Их разлучить ничто не может.
  • Любая светлая мечта
  • На двух подруг всегда похожа.
  • И нам без них не обойтись
  • Ни светлым днём, ни днём дождливым.
  • И если хочешь быть красивым,
  • То добротою поделись.














  • Будь вежливым всегда и со всеми.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайтесь, за помощь благодари, уходя не забудь попрощаться!
  • Старшим, маленьким, больным уступай место.
  • Совершай только хорошие поступки.
  • Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись, не оскорбляй.
  • Никогда не капризничай и не груби.



Правила поведения на перемене

Толкать друг друга;

Употреблять непристойные выражения и жесты;

Бросаться различными предметами;

Драться и применять физическую силу;

Играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;


Правила поведения на перемене

Бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

Перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;

Грызть семечки;

Слушать плеер.


Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны. Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.

При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.

Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.

Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет - это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.

После посещения туалета не забывайте вымыть руки.


Перемена - это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.


Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).


Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям.


за внимание!!!

9 марта в нашей школе прошёл День вежливости. Подведены итоги этого дня: среди 9-11 классов самым вежливым оказался 9 Г класс, среди учащихся 5-8 классов — 8 В класс.

«Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

М.Сервантес

Этот день организован не внезапно, а был запланирован в плане воспитательной работы школы. На заседании Совета старшеклассников ребята разработали критерии проведения этого дня, а на методическом заседании классных руководителей была установлена дата проведения. Естественно мы этот день посвятили женскому празднику 8 марта. Заранее учащиеся 9-11 классов написали выражения о вежливости известных философов, поэтов, учёных, которые разместили на дверях кабинетов и стенах коридоров. В каждом кабинете были развешаны правила поведения для учащихся школы и словарь вежливых слов, которые должны использовать ребята при общении.

Перед началом занятий в первой и второй смене были организованы линейки. Учащихся проинформировали, как надо себя вести в этот день, ознакомили с правилами поведения и оценочной системой поведения на уроках и переменах. Старостам классов были розданы оценочные листы. На каждом уроке педагог отмечал нарушения или замечания в этом листе.

День вежливости у нас проводился впервые и конечно есть результаты. Статус « Самый вежливый класс» в I смене, среди учащихся 9-11 классов, присвоен 9Г классу, а во II смене 8 В классу. Эти ребята не получили ни одного замечания. Естественно, мы узнали и самые «невежливые» классы. Ими оказались 9А и 8Б классы.

Один день игры в вежливость — это конечно очень мало. Чтобы жизнь была красивой, а общение интересным, надо ежедневно применять правила вежливости по отношению к учителям, родителям, сверстникам, окружающим нас людям, в общественных местах, а в речи использовать правильные, литературные, вежливые слова.

Давайте придерживаться высказывания великого древнегреческого философа Пшекурия - «Притворяйся вежливым - и привыкнешь» ведь

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много».

М.Монтегю

Ведущая: Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на конкурсе вежливости » Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!». Сегодня здесь собрались все выпускные группы, вы, ребята, совсем скоро пойдёте в школу. А, скажите пожалуйста, в школе вежливость нужна? (дети отвечают). Правильно, вежливым и воспитанным надо быть везде: и дома, и на улице, и в школе. Поэтому сегодня мы проверим вежливые ли вы или нет.

Мы отправляемся в страну вежливости,

Где каждый доброму слову рад.

Мы скуку прогоним, а радость пусть вспыхнет

Огнями в глазах и на лицах ребят!

Сегодня в нашей стране вежливости проходит конкурс » Самые вежливые». В конкурсе соревнуются команды » Смелые» и «Находчивые»! А сейчас конкурс приветствия- от каждой команды музыкальный номер- танец.

Дети исполняют танцевальные композиции » Лирический танец» и «Во французской стороне».

Ведущая: А сейчас конкурс » Башня вежливых слов» (подаёт ребятам подносы с кубиками). Мне нужно по пять человек от каждой команды. Вы по очереди будете брать по одному кубику: один кубик- одно вежливое слово. Кто слово назвал, тот кладёт кубик на поднос своей команды и выстраивает башню. Выигрывает та команда, чья башня будет выше.

Проводится игра.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, что вежливость и воспитанность ценились во все времена. Вспомните только время галантных кавалеров и прекрасных дам. Тогда устраивались не конкурсы вежливости, а рыцарские турниры, где рыцари показывали свою силу и ловкость. Времена изменились, но даже сегодня быть сильным и смелым нужно всегда. Вашу силу и выносливость мы проверим в спортивно эстафете.

Проводится спортивная эстафета » Весёлые старты»(дети обегают вокруг флажков, прыгая на гимнастических мячах, и возвращаются к своей команде).

Ведущая: Сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс для самых догадливых. Я буду читать стихи о вежливых словах, а вы договорите их до конца.

1.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит.. (добрый день).

2. Почаще открывай уста,

Чтобы сказать..(пожалуйста).

3. В день погожий и ненастный

Говори знакомым..(здравствуй).

4. Всегда звучать будет красиво

Слово благодарности.. (спасибо).

А сейчас игра со стульчиками » Будь ловким!».

Проводится игра: выбираются нечётное количество детей, в круг ставиться чётное количество стульев. Под музыку дети начинают бежать вокруг стульев, с её окончанием они должны сесть на ближайший свободный стул. Тот кто окажется без стула- проиграл.

Ведущая: Молодцы, ребята! Ловкость свою показали. А теперь снова музыкальный конкурс на лучшее исполнение песни » Дважды два- четыре». Чтобы определить победителя поделим пеню: команда » Смелые» поёт первую половину песни и первый куплет, а команда » Находчивые»- 2 куплет песни и до конца.

Проводится музыкальный конкурс на лучше исполнение песни.

Ведущая: Молодцы, в этом конкурсе все были старательными и внимательными. Следующее испытание- на силу и выносливость.

Проводятся физкультурные эстафеты с обручами (пара детей бежит в обруче вокруг флажка и возвращается к своей команде, её сменяет следующая пара- побеждает та команда, чьи все участники быстрее пробегут дистанцию) и мячами (перед командами разложены в шахматном порядке кубики, по команде каждый из участников прокатывают мяч между кубами вперёд и таким же образом возвращаются назад. Побеждает команда, чьи участники быстрее прокатят мячи).

Ведущая: Знаете ли вы, ребята, что быть воспитанными очень хорошо. Это значит быть добрым и дружелюбным, поэтому сегодня никто из команд не победил, а победила дружба! И на прощанье я предлагаю вам шуточную игру » Какие мы?«, ведь друзья всегда скажут правду друг о друге. Сначала будут играть девочки. У меня в руках карточки, с обратной стороны на них написано какие мы с вами можем быть. Те девочки к которым я подойду,вытянут карточку и прочитают громко то, что написано на обороте, то есть расскажут нам какие у них в команде мальчики, а затем сыграют мальчики. Итак, начинаем.

По окончании игры дети исполняют танец «Дождинка».

Ведущая: Теперь мы с вами знаем, что воспитанными надо быть всегда. Вы прошли все конкурсы и испытания- мы в стране вежливости, только постарайтесь не забыть то, чему вы в ней научились. До свиданья!

Татьяна Боброва
Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»).

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни. Познакомить с историй слова «спасибо » .

Расширить понятие детей о культуре поведения.

Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход занятия:

I. Вступление.

История слова «СПАСИБО » .

1 В : Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей викторине, посвященной Всемирному Дню «Спасибо » . 11 января отмечали всемирный день «спасибо » .

Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо » .

2 В : В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить» : они произносили : «Благодарствую!» , «Благодарю!» . Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо » .

Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!

Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог » . И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо » .

: Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо » . Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.

: Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?

: Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов» . Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо » .

День спасибо - это праздник

Тех, кто вежливым смог стать ,

Поскорее ставьте чайник,

Будем праздник отмечать.

Всем желаем мы здоровья ,

Много радости, успеха,

Мира, вечного раздолья,

Озорного счастья, смеха.

Пусть всегда, везде и всюду

Вам спасибо говорят ,

Пусть фортуна в жизни будет

И дни культурные царят!

Не забудьте в день спасибо

Благодарность всем дарить ,

Пусть культуры вечной глыба

Будет в жизни век царить.

Будьте счастливы, любимы,

Уважайте всех всегда.

Как удача - пусть не мимо,

Будет мир у вас тогда!

Мы желаем вам успехов,

Пусть спасибо будет рядом ,

Пусть уйдёт с пути помеха,

И культурным быть всем надо !

II .Представление членов команд и жюри.

2 В : Итак, у нас собрались две команды : команда «Улыбка» и команда «Радость»

Оценивать наш конкурс будет наше жюри –Таня Фурсова, Настя Битюцких, Ермолов Сурач. Итак, мы начинаем!

III. Вопросы и задания викторины.

1 Ведущий : 1 раунд : «Вопрос-ответ» .

Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-ой команде.

1) Какие слова мы говорим друг другу при встрече? («Здравствуйте» , «Доброе утро» , «Добрый день» , «Добрый вечер» , «Я рад тебя видеть» , «Как ты себя чувствуешь?» )

2) Какие слова мы говорим друг другу при расставании?

(«До свидания» , «До завтра» , «До встречи» , «Счастливого пути» , «Всего хорошего» , «Всего доброго» )

3) Какие слова мы говорим друг другу во время завтрака, обеда, ужина?

(«Приятного аппетита» , «Благодарю» , «Спасибо » , «Все было очень вкусно» )

4) Какие слова мы говорим перед сном друг другу?

(«Спокойной ночи» , «Доброй ночи» , «Приятных снов» «Сладких снов» )

5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

(Извинится и помочь встать.)

6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

(Попросить вежливо : «Дай пожалуйста» )

2 Ведущий : 2 раунд «Рыцарский этикет» .

Задание команде «Улыбка» - инсценировать ситуацию : в автобусе сидят папа с сыном, мест свободных нет, в автобус входят мама с дочкой. Каковы дальнейшие действия?

Задание команде «Радость» - инсценировать ситуацию : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному было 8 лет, а другому 11 лет. (Ответ : уступит тот, кто вежлив .)

1 Ведущий : 3 раунд «Ситуации» .

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоя-тельные.

А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Первая ситуация- команде «Улыбка»

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Настя будет мамой, а Серёжа и Даша - её дети. Вы собираетесь в гости. "Мама" должна объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Вторая ситуация- команде «Радость»

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Третья ситуация- команде «Улыбка»

Мальчики едут в автобусе. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?

Четвертая ситуация-команде «Радость»

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

"Приходит утром Костя в школу . У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы-при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти , здороваясь со старшими и со своими друзьями.)

2 Ведущий : 4 раунд «Загадки» .

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо )

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Загадки для команды «Радость»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : «…» (Будь здорова)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу , что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей , сейчас

Скажет : «Только…» (после вас)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут : «…» (Доброго пути)

Выгнал кукушонок Рома

Няню строгую из дома.

Всем , кто будет баловать,

В дом (Добро пожаловать)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице :

«Разреши (представиться)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю!»

Ответит незнакомица

«Приятно …» (познакомиться)

Ну что же, вы знаете вежливые слова . Не стесняйтесь употреблять их почаще.

1 Ведущий : Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики,

Наш Саш близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему : "Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его :

Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

2 Ведущий : 5 раунд «Подумайте!»

Задание для команды «Улыбка»

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет ".

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит :

"Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя :

"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет ?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет ?

А теперь задание для команды «Радость» послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле :

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

Что с тобой! - вскричала мать, -

Заболел сыночек?.

- Я забыл тебе сказать :

"Мама, доброй ночи".

А этот мальчик вежливый ? Кто из вас тоже так поступает?

1 Ведущий : Задание для команды «Улыбка»

По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов : портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.

"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.

"Разве?" - удивился тот.

"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".

"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

О каких правилах говорил старичок?

(Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее.)

Задание для команды «Радость»

Как вы поступите?

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать : «Возьмите, пожалуйста!» .

2 Ведущий : 6 раунд-Игра «Вежливо - невежливо” .

Вопросы задаются поочерёдно обеим командам.

Правила : Если я читаю о вежливом поступке-вы хлопаете в ладоши.

Когда я читаю о невежливом поступке-вы топаете ногами.

Итак, начинаем!

Поздороваться при встрече +

Толкнуть и не извиниться -

Свистеть, кричать, шуметь в школе . -

Уступить место старшим. +

Не вставать на обращение учителя. -

Помочь подняться по лестнице. +

Попрощаться уходя. +

Если ты на именины к другу близкому пришёл,

Для веселья есть причина, ногу положи на стол.

В светлый праздник, День рожденья

Друга ты облей вареньем.

Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста» , «спасибо » никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если к папе или маме тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо : «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Вот отличница соседка не дала тебе списать,

Настроение упало, схлопотал ты 2 опять.

Эту девочку прости и сюрпризом угости.

Ни конфеткой, ни ватрушкой - положи в портфель лягушку.

Если лужа на дороге, рядом девочка идёт.

Ты представь, что ты не мячик - реактивный самолёт.

С визгом ты промчись по лужам.

Поиграть ребёнку нужно.

Я стихи вам почитала

Можно и похохотать,

Эти вредные советы

Запрещаем выполнять!

1 Ведущий : 7 раунд «Знатоки Вежливости »

И опять мы поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться? (Не я)

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас молчит как рыба

место доброго «спасибо » ? (Не я)

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает? (Это я, это я, это все мои друзья)

2 Ведущий : 8 раунд «Музыкальный» .

Команде «Улыбка» вместе дружно спеть и станцевать песню «Настоящий друг» , музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Команде «Радость» спеть песню «От улыбки станет всем светлей » .

1 Ведущий : Пока жюри подсчитывает баллы, мы вам предлагаем посмотреть и потанцевать всем вместе под клипы детской группы «Барбарики.»

2 Ведущий : Ну, вот и подошла к концу наша викторина. Жюри подсчитало очки и мы сейчас узнаем какая команда победила в нашей викторине. (Слово жюри) .

1 Ведущий : Я надеюсь, что вы теперь всегда будете вежливыми людьми . Сейчас мы с вами произнесём волшебную клятву. Прошу всех встать.

Клятва : (Ведущие хором читают по одной строчке, а обучающиеся

повторяют за ними)

Клянемся вежливыми быть .

Всегда «спасибо » говорить.

«Добрый день» и «до свидания» ,

Нет в мире лучше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

2 Ведущий : Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.

Что еще почитать