Как вспомнить что было. Как вспомнить человеку то что он забыл после пьянки? Алкогольная амнезия и ее виды

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Случалось ли так, что вы забывали что-то? Не могли вспомнить чье-то имя, пароль, какое-либо событие или даже слово? Наверняка, да. Но как вы поступали в такой ситуации? Что делали? Давайте же поговорим о том, как вспомнить то, что забыл.

Мы предложим вам несколько не только простых, но и действенных способов решения данной проблемы, а также расскажем о том, почему с нами случаются такие досадные недоразумения. Также коснемся и того, как развить свою память и даже внимание.

Почему мы забываем те или иные вещи

Прежде чем мы с вами поговорим о том, как вспомнить то, что забыл, разберем основные причины нашей забывчивости. Вариантов, почему мы то и дело забываем какую-либо информацию, важную или не очень, достаточно много. Мы же с вами выделим основные из них.

Первая, наиболее распространённая причина, - недостаточная концентрация.

Вспомните, как часто вы не можете вспомнить, куда положили ключи, телефон, блокноты, даже вещи. В большинстве случаев вы забываете, куда положили вещь, если спешите куда-либо или вас отвлекают, если вы спешите и думаете лишь о том, как не опоздать, плохо себя чувствуете и т. д. То есть одна из причин забывчивости - рассеяность.

Вторая причина, не менее распространенная, - вы считаете информацию не важной или же ненужной. В таком случае вы не хотите ее запоминать на подсознательном уровне. Причиной также может быть и сложность самой информации.

Третий вариант, который мы выделим, - слабая память. Согласитесь, далеко не все люди могут надолго запоминать большие объемы информации, какой бы она ни была. А значит, по прошествии некоторого времени она сотрется из памяти. Тут же можно отметить, что со временем память слабеет, а человек все чаще начинает забывать то, что он знал.

Для того чтобы запоминать как можно больше информации и не забывать ее, нужно постоянно тренировать свою память. О том, как это делать, мы поговорим с вами позже.

Кроме того, бывает так, что мы сами хотим забыть то или иное происшествие, слова, имена, знания.

Вспоминаем забытую информацию

Итак, прежде чем говорить о том, как вспомнить, куда положил вещь (а это самая распространенная из проблем), постараемся разобраться, как вспомнить любую информацию, которая нас окружает.

Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать - напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.

В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал - сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.

Ищем пропавшую вещь

Что делать, если вы забыли, где оставили нужную и важную вещь? Как вспомнить, куда именно вы ее положили? Давайте же поговорим о том, как вспомнить, куда положил вещь.

В первую очередь постарайтесь вспомнить, куда обычно вы кладете данный предмет, где оставляете его. Например, если это ключи, постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали после того, как открыли дверь квартиры и вошли внутрь. Если же это телефон - вспомните, с кем и о чем вы разговаривали по нему, где именно, и вполне возможно, что вскоре вы поймете, куда положили его.

Вспоминаем пароли

Что делать, если вы забыли пароль? Например, у нас случилось такое несчастье, что мы не знаем, как вспомнить пароль от WiFi. Что делать?

В таком случае нужно также хорошенько поднапрячь свою память. В первую очередь вспомнить, что именно вы ставите на пароли - цифры, буквы или же слова. Далее пытаемся вспомнить о том, какие шифры вы зачастую используете. Попробуйте перебрать наиболее вероятные варианты. К тому же довольно эффективный способ - вспомнить, о чем вы думали в тот момент, когда регистрировались, что делали. Если вы восстановите в памяти те минуты, то вполне вероятно, что вспомните его.

А что, если вы забыли и не знаете, как вспомнить логин? В таком случае вам просто нужно вспомнить, что вам нравится, с чем или кем вы себя ассоциируете. Ведь зачастую логин - это наши ники, клички, то, чем мы называем себя.

"Где же мы с вами встречались?"

Бывает такое, что увидишь на улице человека и не можешь вспомнить, где его видел. Как же вспомнить, кто это и как его зовут? Как вспомнить человека, особенно малознакомого?

В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.

Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.

Вспоминаем прошлое

Наиболее нужное, но сложное умение - вспомнить прошлое. Довольно часто бывает так, что хочется восстановить в памяти какой-то момент в жизни - детство или юность, воскресить в памяти то или иное событие, торжество, встречу. Как же поступить в таком случае, как вспомнить прошлое?

В первую очередь - постараться вызвать в голове хотя бы отдаленные образы, связанные с нужным вам событием. Затем начать потихоньку тянуть за каждую из ниточек, вспоминая, что было до или после данного эпизода, что именно стало причиной тех или иных поступков, слов.

Тут же стоит отметить, что далеко не всегда таким способом можно вспомнить прошлое, в особенности то, что происходило в детстве. В таком случае нужно обратиться к помощи психолога и пройти сеанс гипноза. В данной ситуации это наиболее эффективный способ достоверно воспроизвести в памяти произошедшие события.

Вспоминаем забытое слово

Бывает в нашей жизни и такое, что мы забываем то или иное слово. Вот еще пару минут назад оно вертелось у нас на языке, а теперь мы не можем произнести его. Что же делать в такой ситуации? Естественно, постараться вспомнить, хотя есть и другие варианты решения этой проблемы. Итак, давайте же поговорим о том, как вспомнить слово.

В первую очередь его можно заменить на синоним. Конечно же, если данное слово - термин или имя, название, то такой вариант вам не подойдет. В таком случае пытаемся собраться с мыслями и постараться вспомнить хотя бы его часть, звуковые ассоциации, которые у вас вызывает данное понятие.

Еще один вариант - просто забыть о данном слове, не зацикливаться на его вспоминании, и через пару минут оно обязательно возникнет у вас в голове.

Тренируем память

Итак, мы с вами разобрались, как вспомнить то, что забыл. Теперь поговорим о том, как нам развить свою память.

Конечно же, самое главное, чтобы не возникало проблем с вспоминанием тех или иных вещей, следует обязательно тренировать свою память. Для этого рекомендуем вашему вниманию несколько простых, но довольно эффективных упражнений.

Наверняка вы слышали о том, что ничто так хорошо не тренирует память, как заучивание стихов или даже отрывков текста. Обязательно постарайтесь ежедневно заучивать хотя бы пару строчек из разнообразных книг. При этом желательно уделить внимание большим текстам, полностью заучивая их. Так, взяв любую повесть, каждый день учите по абзацу, при этом не забывайте повторять уже выученное.

Второе простое упражнение состоит в том, чтобы ежедневно на ночь прокручивать в голове события прошедшего дня. Так, ложась спать, вспоминайте, с чего начался ваш день, затем шаг за шагом приближайтесь к ночи. Как вариант, можно отматывать события в обратной последовательности. Это также будет неплохой зарядкой для мозга.

И напоследок еще одно упражнение для развития памяти и внимания. Наверняка вы часто бываете на улице - ездите на учебу, работу, просто гуляете. При таком времяпрепровождении можно также развить кое-какие качества. Для этого достаточно просто запоминать номера проезжающих машин и проводить над ними различные математические операции. В таком случае у вас никогда не возникнет вопроса о том, как вспомнить пароль от WiFi или свой логин.

Выводы

Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как провалы в памяти. Это вполне объяснимо, ведь далеко не всегда мы сосредоточены на получении той или иной информации, не всегда наш мозг может быстро вспомнить то или иное слово, фразу, действие, а некоторые вещи мы и вовсе не хотим помнить.

На самом деле вспомнить забытое довольно легко и просто, если придерживаться данных нами рекомендаций. Кроме того, если вам нужно восстановить в памяти довольно серьезные и нужные события, вы всегда можете обратиться к помощи специалиста. Как видите, ответить на вопрос: "Как вспомнить то, что забыл?" - не так уж и сложно.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

Ситуация, при которой приходится долго искать вещь, которую положили в неизвестное место является вполне обыденной и распространенной. Еще пару минут назад вы были точно уверены, что положили эту вещь в строго определенное место, но ее там не оказалось. Особую пикантность этой легкой неприятности часто придают обстоятельства, при которых вы очень торопитесь, а потерянная вещь просто необходима в данный момент времени. Как быть в этом случае и как вспомнить, куда положили вещь?

Чтобы найти нужные вещи, психологи предлагают несколько простых способов.

  1. Возвратный. Если необходимый предмет Вы только что держали в руках, а сейчас не можете вспомнить, где же он, воспользуйтесь полезным советом: вернитесь на то место, где Вы видели нужную вещицу в последний раз и еще раз повторите все те действия, которые совершали до того, как взять нужный предмет. Благодаря точно такой же последовательности выполнения, Вы, вероятно, тут же припомните, куда положили или хотели положить столь необходимый предмет.

    Например, Вы не можете найти пульт от телевизора. В последний раз Вы брали его в руки, когда сидели в кресле и смотрели любимый сериал... До тех пор, пока кто-то не позвонил к Вам дверь. Таким образом, Ваш пульт, скорее всего, будет в коридоре.

  2. Логический. Допустим, Вам нужен некий конкретный гвоздь. И держать его удобно, и вытащили Вы его очень легко из старого стула. Давайте мыслить логически - куда же Вы могли его положить? Гвоздь - вещица маленькая, а значит, легко может потеряться. Чтобы гвоздик не упал и не укатился в неизвестном направлении, куда его можно положить? В ящик стола? В маленькую коробочку? Ищите там, где ему было бы лучше всего находиться.
  3. Повторяющий. Представьте, что нужная вещь у Вас в руках. Прямо сейчас Вы держите ее, ощущаете ее форму и вес. Куда бы вы положили ее, будь она у Вас сейчас, в этот самый момент? А теперь сходите и посмотрите, не поступили ли Вы ранее точно также?
  4. Поднимающий. Если вещь мелкая, а у Вас дома ремонт, дети устроили кавардак или предыдущие поиски не увенчались успехом, попробуй искать новым способом. Подумайте и вспомните о тех местах, куда вы обычно кладете нужный предмет. Вспомнили? А теперь осмотритесь - нет ли в этих местах газет, листов бумаги, платков или других вещей, которые могут прикрывать или загораживать Ваш объект поиска. Возможно, нужная вещь лежит на своем месте, просто прикрытая чем-нибудь другим.
  5. Забывающий. Несмотря на свое название, этот способ поиска потерянных вещей очень эффективен. Часто, когда мы ищем некую вещь, мы детально воспроизводим ее в памяти. Порой даже слишком детально. Дело в том, что, когда мы слишком сильно хотим найти какой-то предмет, то визуально обрисовываем его, а наш мозг из-за такой детализации думает, что предмет уже нашелся. Этим и обусловлен известный феномен, при котором объект поиска лежит просто перед глазами, но мы его не замечаем и ищем дальше. Поэтому отложите поиски на пару минут, прогуляйтесь, займитесь другим, пусть и минутным, делом. Вероятнее всего, что, вернувшись к поискам, Вы сразу обнаружите потерянную вещь.
  6. Древний. Еще наши предки заметили, что находить забытые вещи - занятие сложное. Так и возникла древняя примета. Если Вы не можете найти необходимую вещицу, возьмите ножницы и раскройте их, а затем в таком виде положите на стол. Говорят, что после такого все моментально находится. А знаете, почему? Наш мозг отвлекается от поисков и переключается на ножницы. А здесь уже вступает в силу пятый, забывающий способ.
Используя эти способы, Вы без труда вспомните, куда же положили необходимую вещь и с легкостью ее найдете.

Что еще почитать