Правильный уход за кожей заключается прежде всего в постоянном содержании ее в чистоте. Для этого необходимо регулярно обмывать весь кожный покров водой с мылом не реже одного раза в неделю. В зависимости от загрязнения кожи обмывания можно производить даже каждый день.
При обмывании тела водой с мылом происходит очищение кожи от кожного сала и пота, от пыли и грязи, от различных веществ, с которыми соприкасается человек на производстве, от попавших на кожу микробов - возбудителей болезней, наконец, от еще не отпавших с поверхности кожи роговых чешуек. Под действием теплой, а особенно горячей воды начинается усиленная работа потовых желез, с потом удаляются из организма продукты обмена веществ - шлаки. Под действием воды и обтираний усиливается кровообращение в коже, ее ткань, нервы, железы и волосы лучше и обильнее омываются кровью и питаются. Происходит усиление обмена веществ в организме, что способствует укреплению здоровья. При этом улучшается и состояние кожи и ее внешний вид.
Температура воды для водных процедур . Для водных процедур пользуются как теплой, так и холодной водой. Под холодной понимается вода комнатной температуры или несколько ниже. Для содержания кожи в чистоте следует употреблять теплую или даже слегка горячую воду, которая лучше смывает грязь и очищает кожу. Холодной водой в виде холодных ванн, обмываний и обтираний пользуются для укрепления организма и закаливания и сохранения кожи в здоровом, свежем состоянии.
Гигиенические процедуры холодной водой . Холодные водные процедуры полагается принимать в таком состоянии, когда человек чувствует себя слегка согретым. Вода должна быть комнатной температуры или несколько холоднее. Процедура длится от нескольких секунд до одной минуты. После этого энергично растирают все тело сухим полотенцем до ощущения приятной теплоты, затем быстро одеваются и делают умеренные движения. Холодные водные процедуры можно принимать только тем людям, которые их хорошо переносят, - у которых после них быстро наступает покраснение кожи, ощущение приятной теплоты и хорошее самочувствие. Если после приема такой процедуры кожа бледнеет и синеет, а человека слегка познабливает, то от холодных водных процедур нужно воздержаться или осторожно принимать их.
Купания . Очень полезно купаться в море или в реке, при этом укрепляется здоровье, закаляется организм и поддерживается кожа в хорошем косметическом отношении виде. Купания на открытом воздухе очень полезны, так как к действию воды присоединяется влияние солнечного света и свежего чистого воздуха.
Следует помнить, что при регулярном пользовании холодной водой у некоторых людей кожа делается сухой и жесткой.
Качество воды . Для умываний, обмываний и других гигиенических процедур следует пользоваться мягкой водой. Эта вода не содержит солей извести и магния и не раздражает кожу. Мягкой водой является дождевая, снеговая, отчасти речная вода. При пользовании такой водой мыло легко намыливается, что обусловливает хорошее очищение кожи.
Вода, которая содержит соли извести и магния, является жесткой. От мытья такой водой кожа становится плотной, сухой, шероховатой и некрасивой. Длительное пользование жесткой водой может привести к раздражению кожи, особенно у людей, у которых кожа на лице сухая и тонкая. Поэтому для гигиенических процедур не следует употреблять жесткую воду.
Любая жесткая вода (колодезная, из источников) делается мягкой, если ее длительное время кипятить. Жесткую воду можно сделать мягкой, прибавляя к ней питьевую соду из расчета 1-2 чайных ложки на таз воды или 1-2 столовых ложки буры.
Гигиена любого человека начинается с ежедневных процедур, и малышку надо приучать к этому с самого рождения. Каждое утро промывайте глазки ватным диском, смоченным в теплой кипяченой воде. Также можно обтирать все личико, особенно если в комнате жарко, это облегчит самочувствие девочки.
Протирайте также ручки малышки – ведь она хватает различные предметы, и не забудьте про пяточки – это отличная закаливающая процедура.
Особое внимание уделите подмышечным впадинам и шее малышки, ведь там скапливается много грязи и пота. Если своевременно не очищать эти зоны, появляются раздражения, опрелости, приносящие ребенку неприятные ощущения. Протирайте ватным диском, старясь удалить все загрязнения, особенно если врач запретил в течение какого-то времени принимать ванны (после прививки или во время болезни). Не кутайте девочку после обтирания сразу в одежду – дайте коже высохнуть.
Что касается ушек малышки, не нужно постоянно чистить их ватными палочками – можно повредить нежную кожу. Удаляйте только видимые загрязнения по мере их накопления. То же самое – и с носиком девочки. Если есть насморк, используйте детские капельки, чтобы смягчить носовую слизь и аккуратно удалить ее при помощи скрученных ватных жгутиков.
И, конечно, ежедневно купайте маленькую девочку, это приятно и полезно для всего организма. Можно добавлять в воду по три-четыре кристалла марганцовки, отвар ромашки, немного морской соли и хвойного экстракта. Это все укрепит иммунитет вашей дочки, поможет расти крепкой и здоровой.
Не забывайте во время процедур беседовать с малышкой, говорите, что она самая лучшая и красивая, и тогда неприятные на первый взгляд манипуляции не будут причинять крохе дискомфорт.
Уход за половыми органами
Гигиена половых органов новорожденной девочки – один из самых значимых моментов, и маме нужно очень тщательно следить за чистотой малышки, соблюдая важные правила. Ежедневно утром и вечером нужно подмывать половые органы теплой водой, а после дефекации обязательно мыть с мылом. Держать девочку нужно лицом вверх (а не класть лицом вниз на одну руку, как ухаживают за мальчиками) и мыть от лобка к заднему проходу. Это необходимо, чтобы не загрязнить нежные органы малышки кишечными выделениями и не вызвать возникновение различных заболеваний.
Не забывайте и о чистоте паховых складочек – их также нужно тщательно очищать, чтобы избежать появления опрелостей или трещинок на коже.
Для интимного ухода за здоровьем новорожденной девочки используйте мягкое крем-мыло, однако выбирайте то, где нет парфюмированных отдушек. Не стоит подмывать малышку и хозяйственным мылом или водой с марганцовкой – они очень сушат кожу, нарушая щелочной баланс.
Не вытирайте девочку резкими или надавливающими движениями, лучше слегка промокнуть тело полотенцем и дать высохнуть в естественных условиях. А после смазать кожу детским кремом.
Многих молодых мам беспокоит белый налет на половых органах новорожденной, и они начинают его убирать ватными дисками или палочками, травмируя нежную кожу. Этого не стоит делать, ведь белый налет - не что иное, как секрет, защищающий женские органы от загрязнений. При правильном уходе он пропадает сам.
Если раздражение все же началось, подмывайте малышку отваром ромашки или календулы и обязательно покажите ребенка врачу, который назначит щадящее, эффективное и успокаивающее лечение.
Уход за одеждой малышки
Немаловажное значение для гигиены новорожденной имеет и уход за бельем девочки. Используйте трусики, штанишки и пеленки из натуральных тканей, которые пропускают воздух и позволяют коже дышать. Не увлекайтесь использованием подгузников, это чревато возникновением раздражения и опрелостей на попе малышки, используйте их только во время прогулки, поездки в больницу или в гости. Дома малышка может находиться в чистых пеленках или ползунках.
Стирайте белье либо вручную с использованием хозяйственного или антибактериального мыла либо в машинке, но обязательно с детским порошком. Одежду для новорожденных нужно тщательно прополаскивать, чтобы удалить все остатки моющих средств. Хотя бы первые несколько месяцев проглаживайте белье крохи с обеих сторон горячим утюгом.
Для чего нужно соблюдать личную гигиену?
К сожалению, очень часто личной гигиене детей-инвалидов уделяется мало внимания. А зря, так как чистое и ухоженное тело не только способствует улучшению настроения, но и самовосприятия. Главное данная процедура, доведенная до систематизма и результативности, добавляет уверенности и уважения к самому себе. Главное, чтобы ребенок или молодой человек понимал суть этих гигиенических процедур , понимал для чего это необходимо делать.
Недавно, на своем рабочем месте, я столкнулась с такой ситуацией. Молодой человек 29 лет, проживающий интерната для детей с особенностями психофизического развития, меня спросил: «Я только одного не понимаю, для чего мне необходимо чистить зубы?». Скажу честно, я была в некотором шоке, так как человек, дожив до такого зрелого возраста, оставался в неведении. Но это же вопрос повседневности. Я не понимаю, почему люди, которые «занимались» с ним столько лет, не посвятили его в такой важный вопрос. А я, поступив на работу, все эти месяцы не могла понять, почему у человека такое безалаберное отношение к данному процессу.
Все оказалось на поверхности. С того момента чистка зубов, умывание и подмывание стали желанны и обязательны. Можно предположить, что педагоги и воспитатели не считали нужным давать данную информацию человеку с инвалидностью, находясь в полной уверенности, что он ничего не понимает. Нельзя недооценивать особенных людей. Надо относиться к ним, как к обычным людям, и вы увидите, что все гораздо лучше, чем вы себе это представляли.
Гигиенические процедуры обязательно должны проводиться два раза в день, и, конечно, по необходимости. Гигиена полости рта, лица, половых органов, подмышечных впадин, ног – это основной список ежедневных процедур.
Что касается девушек, то к моменту наступления менструального цикла они должны быть в курсе того, что это естественно, и должны знать, как необходимо себя вести в данные моменты. Это требуется для того, чтобы они не испугались, когда наступит время. Естественно, при этом важно учитывать уровень сохранности интеллекта, так как при глубокой умственной отсталости полное безразличие к данному физиологическому процессу вполне естественно.
Юной леди, по возможности, нужно привить навыки поведения при менструальных выделениях, то есть научить ее подмываться и менять средство гигиены.
Также в любой ситуации девушка должна оставаться девушкой. Каждая девочка, девушка, должна знать правила ухода за собой, понимать, что она женского пола. В общем, она должна себе нравиться. А для этого ей нужно оказывать постоянную поддержку, а также показывать пример, держа себя в форме. Понятно, что кто-то может ухаживать за собой самостоятельно. Но, а кому-то будет необходима частичная или полноценная помощь со стороны. Для того, чтобы девушка это поняла, в первую очередь это должны понять ее близкие, которые то и обязаны объяснить ей все нюансы.
Опять-таки пример из личной практики. Девушка 15-ти лет, с умеренной умственной отсталостью и ДЦП , но с упрямым характером и неистовой старательностью, отказывалась смотреть на себя в зеркало, и любые попытки предоставить ей такую возможность оканчивались подпорченным настроением. А выглядела она так: коротко состриженные волосы (под мальчика), жирное покрытое многочисленными прыщами лицо и практически постоянный запах пота. Вот такая картина. И теперь становится ясно, в чем причина ее неприязни к собственной внешности. Тогда я решила провести, так сказать, эксперимент. Я принесла ей для начала гель для умывания (для проблемной кожи) и тоник. Это вызвало у девушки невероятный восторг. Ведомая интересом она моментально усвоила правила пользования этими средствами и самостоятельно проводила эти гигиенические процедуры два раза в день. Далее, постепенно я добавляла скраб, крем и т. д. Приблизительно через неделю юная особа стала засматриваться на себя в зеркало и даже любоваться собой (при этом улыбаясь). Мы стали следить за волосами, растить их и регулярно причесывать. Вот какова сила гигиены. Важно одним разом не сваливать на юное создание все. Действовать необходимо постепенно, по мере освоения уже имеющегося материала.
Каждый родитель должен знать и в перспективе предполагать, на, что способен его ребенок. Надо давать возможность ребенку самостоятельно выполнять как можно больше действий. Ставить перед ним задачи и помогать ему их осуществить. Главное не делать все за него, так как это не только не поможет, но и навредит ему. Перед тем как начинать действовать, родитель должен объяснить ребенку, что для достижения результата понадобится время и немало усилий. Родитель должен подготовить его к работе и не напугать напором. В общем, действия должны быть адекватными и ситуационно продуманными.
Что касается парней. Молодой человек-инвалид должен осознавать, что он не бесполое существо, а мужчина, со своими потребностями и обязанностями. Общение на уровне «сюсюкания» поможет вылепить только вялое и безвольное создание, не готовое к борьбе и преодолению трудностей. А освоение гигиенических навыков потребует упорства и терпения.
Обязательное бритье, умывание и подмывание также плавно необходимо вливать в повседневность молодого человека. А при отсутствии аллергии можно использовать туалетные воды и дезодоранты.
Рассмотрим процесс чистки зубов. Кому-то это удается проще, а для кого-то это становится настоящим испытанием. Все зависит от физических и интеллектуальных возможностей ребенка.
Начинать надо с правил держания щетки в руке. Объяснить, что щетина должна находиться на зубах. Далее показать в каком направлении должна двигаться щетка (сверху вниз, из стороны в сторону, а также совершать круговые движения). Если у ребенка ДЦП этот процесс будет неторопливым, но главное, чтобы он был и был самостоятельным. Родитель может помочь ребенку только на финальной стадии, можно сказать, поставить последний штрих. Нельзя забывать и про язык, ведь на нем находится около 80% бактерий живущих в ротовой полости. После чистки наступает время полоскания. А вот это уже более сложная задача. Очень часто у детей с ДЦП плохо работают мышцы щек, губы и т. д., то есть именно те органы, которые участвуют в процессе полоскания. Но это дело в принципе поправимое, так как их можно разработать. Естественно не стоит ожидать 100% результата, но многое может измениться. Предлагайте ребенку погонять воду во рту, активно шевелить щеками, двигать губами, надувать щеки.
Если у ребенка сохранный интеллект, то с течением времени он научиться, в своей мере, это делать, и процесс полоскания станет более продуктивным. Даже лёгкая и умеренная умственная отсталость не должны стать помехой в освоении данного процесса. Другое дело тяжелая и глубокая умственная отсталость. Тут все будет сложно. Чистка еще куда не шло, а вот полоскание в тотальном большинстве случаев не выходит. Вместо полоскания получается глотание. Такие детки просто заглатывают и пасту и воду, предназначенную для полоскания. В связи с этим лучше для таких юнцов выбирать наиболее безопасную пасту, например детскую или био, созданную на основе натуральных компонентов. Может случиться и такое, что ребенок все же научится плевать. Но пока этого не произошло лучше применять вышеперечисленные пасты.
Еще в подобных случаях следует использовать как можно меньше пасты и вместо полоскания просто протирать полость рта тканевой салфеткой смоченной водой. Кроме этого хорошо наклонять голову ребенка на бок и просить его все время петь звук «а». Так у него не будет времени на глотание, а паста будет сама собой выливаться со слюной изо рта.
Вот наиболее простые и доступные средства и способы ухода за полостью рта. Это конечно не все приемы. Просто к каждой ситуации надо подходить индивидуально. Творчески и конструктивно.
Умывание лица может производить как сам ребенок (молодой человек), так и его родители. При этом применяются и руки и смоченные водой полотенца.
То же касается и подмышечных впадин.
Подмывание осуществляется либо в ванной, либо над тазиком. И не смотря на дислокацию давать ребенку как можно больше возможности действовать самостоятельно.
Это основной список ежедневных гигиенических процедур , которые родитель должен ввести в повседневность своего чада.
Необходимость ухаживать за больным человеком, который не может встать с постели и нуждается в опеке и заботе родных и близких, всегда заставляет нас задуматься о необходимости получения каких-то навыков, помогающих справиться с этой непростой проблемой. Как организовать правильный уход, задействовав только свои силы? Как облегчить страдания и переживания родного или близкого человека? Как ухаживать за больным, чтобы на коже не образовывались ? Какие средства для ухода необходимо выбирать, чтобы не нанести вред?
В нашей статье мы ознакомим вас с этими важными аспектами по уходу за лежачими больными, и эта информация сможет помочь вам избежать ошибок в этом непростом и важном деле.
Гигиенические мероприятия для больных, которые вынуждены длительное время проводить в постели необходимо проводить утром и вечером. Врачи рекомендуют проводить их перед завтраком и перед сном, т. к. именно эти временные промежутки наиболее благоприятны для выполнения таких процедур.
Для выполнения гигиенических процедур необходимо приготовить такие средства гигиены:
При необходимости в этот список могут добавляться и другие средства для гигиены:
Определить необходимость тех или иных средств для ухода за лежачим больным может помочь врач, т. к. их ассортимент во многом зависит от диагноза пациента.
Перед началом выполнения процедур по очищению кожи необходимо устранить все возможные источники сквозняков и удостовериться в том, что в комнате температура воздуха составляет не менее 20 градусов. Такая предосторожность при уходе за лежачими больными никогда не бывает излишней, т. к. вследствие болезни их иммунитет становится ослабленным, и резкие колебания температур могут приводить к обострению хронических заболеваний.
Перед проведением гигиенических процедур рекомендуется надеть на руки первую пару медицинских перчаток и защитить постельные принадлежности впитывающей или непромокаемой простыней и клеенкой. После этого с больного снимают ночную рубашку и начинают поэтапные гигиенические процедуры.
Если состояние больного позволяет, то его можно усадить на стул или придать его телу полусидячее положение. Если больному нельзя изменять горизонтальное положение тела, то его голову необходимо повернуть набок и при помощи ватных палочек (пагавит) очистить защечное пространство от скопившейся слюны и налета. Для облегчения выполнения гигиенических процедур для полости рта можно воспользоваться специальными одноразовыми шпателями из пластика, при помощи которых можно поочередно и аккуратно отодвигать левую и правую щеку.
Для очищения зубов больного человека можно руководствоваться теми же правилами, что и для чистки зубов у здорового человека, но движения зубной щетки в таких ситуациях должны быть более щадящими и выполняться с максимальной осторожностью.
После завершения процедуры необходимо прополоскать рот больного водой или гигиеническим раствором (специальными растворами для ополаскивания полости рта, растворами соды, перекиси водорода, буры и др.). Для этого можно воспользоваться резиновой спринцовкой и мягким наконечником или специальными резиновыми баллонами для ополаскивания полости рта больного. При выполнении этой процедуры голову необходимо немного приподнять над поверхностью кровати таким образом, чтобы жидкость не попадала в пищевод и дыхательные пути.
К выбору зубной щетки и пасты для ухода за лежачим больным также рекомендуется особый подход. В большинстве случаев у таких пациентов слизистая рта становится ранимой и чувствительной к воздействию жесткой щетины, а зубная паста должна подбираться в соответствии с возрастными потребностями и особенностями диагноза больного.
Средства против кровоточивости десенДля больных с повышенной чувствительностью зубной эмали рекомендуются такие зубные пасты:
Для тяжелобольных детей, вынужденных длительное время находиться в положении лежа, рекомендуется выбор зубных паст, которые способны соответствовать их возрасту и обладают теми необходимыми свойствами, которые обуславливаются диагнозом.
Длительность применения лечебных зубных паст для тяжелобольных определяется индивидуально, т. к. некоторые их активные компоненты при продолжительном использовании могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья полости рта. После их употребления рекомендуется применение гигиенических зубных паст.
После завершения этой процедуры необходимо промокнуть губы больного впитывающей салфеткой и нанести на них гигиеническую губную помаду или увлажняющий бальзам, который предотвращает пересыхание и растрескивание губ. Для этого могут применяться такие средства:
При выборе таких бальзамов и гигиенических бальзам следует обязательно убедиться в их гипоаллергенности.
Для умывания лица больного можно использовать следующие растворы:
Один из вышеперечисленных растворов разводят в воде и смачивают в нем губку или гигроскопичную перчатку. После этого протирают лицо больного, а затем приступают к гигиенической обработке глаз. Для этой процедуры рекомендуется использовать два влажных диска из целлюлозы (для каждого глаза следует применять отдельный диск). Движения при этом должны быть направлены от наружного угла глаза к внутреннему.
Для очищения внутренней поверхности ушных раковин и слухового прохода можно использовать ватные палочки. После этого при помощи влажной губки необходимо очистить кожу за ушами, область шеи, груди (в т. ч. и складки под грудью), поверхности боков и живот больного. Параллельно с этими действиями очищенные участки кожи промакивают хорошо впитывающей влагу тканью и укрывают полотенцем (одеялом) или надевают одежду на обработанные области тела.
После этого больного аккуратно переворачивают на бок и протирают область спины тем же моющим раствором. Обработанные участки кожи просушивают полотенцем и наносят на них одно из средств для защиты кожи от пролежней:
При отсутствии противопоказаний, после завершения очищения кожи и нанесения ухаживающих за ней средств рекомендуется выполнение перкуссионного массажа.
Иногда для мытья раздраженных участков кожи больного приходиться использовать специальные средства, которые обеспечивают бережное очищение кожных покровов. К ним относят:
Для мытья рук используется такой же моющий раствор, как и для мытья тела. Каждую руку больного поочередно погружают в тазик с моющим раствором и моют при помощи губки или перчаток. Пристальное внимание уделяют очищению зон межпальцевого пространства, т. к. именно в ней часто скапливается большое количество патогенных микроорганизмов.
После мытья руки просушиваются полотенцем и на зону локтей (как правило, на них часто наблюдается огрубение ) наносят специальное ухаживающее средство – крем Seni Care для сухой и огрубевшей кожи. После этого подстригают ногти больного и подпиливают их специальной пилочкой. Далее уход за ногтями проводится по мере их отрастания.
Перед началом очищения этой области тела необходимо поменять перчатки на новые и приготовить новый раствор для мытья.
Для обработки зоны промежности можно воспользоваться влажными салфетками для интимной гигиены или очищающими пенками. Для этого можно приобрести следующие средства:
Для мытья ног следует приготовить новый моющий раствор и сменить губку или моющие варежки. Далее процедуру выполняют в следующей последовательности:
После завершения всех этапов мытья больного на огрубевшие участки кожи (например, на локтях, пятках или коленях) можно наносить специальные средства для их эффективного смягчения – крем Seni Care для сухой и огрубевшей кожи. Завершение гигиенических процедур должно заканчиваться надеванием рубашки, приданием телу удобного положения в постели и, при необходимости подкладыванием валиков или специальных надувных кругов для профилактики пролежней. После этого следует укрыть больного одеялом. В некоторых случаях после завершения гигиенических процедур рекомендуется проведение лечебных мероприятий (например: обработка , профилактика и др.).
Все вышеописанные этапы гигиенических процедур по уходу за лежачим больным должны выполняться ежедневно. Соблюдение этого правила всегда положительно сказывается на состоянии больного и оказывает позитивное воздействие на состояние кожных покровов, препятствуя появлению пролежней и развитию инфекционных осложнений.
Мытье головы больного должно проводиться по мере загрязнения волос. Для выполнения этой процедуры необходимо приготовить такие принадлежности:
Больного укладывают на спину и под плечи подкладывают подушку таким образом, чтобы ее верхний край находился на уровне плеч, а голова была слегка запрокинута. Из полотенца сверчивают валик и подкладывают его под шею. Изголовье кровати застилают клеенкой, на который устанавливают таз с водой.
Гигиенические процедуры.
Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.
При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.
Мытье рук и умывание.
Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.
Рассмотрим алгоритм умывания .
Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.
Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.
Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.
Ой, лады, лады, не боимся мы воды.
Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.
Приказ.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Туалет носа.
Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.
Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.
Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.
Профилактические процедуры.
При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.
Гигиена полости рта.
Полоскание полости рта.
Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.
Алгоритм полоскания зубов.
Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.
Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.
Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.
Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.
1-й этап.
2-й этап.
3-й этап.
Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.
Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.
Приемы укрепления зубов.
Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.
Гигиена в туалете.
Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.
Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.
Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.
Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:
Девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.
Мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.
Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.
Учим детей обязательно мыть руки после туалета.
Предметы личной гигиены.
Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.
Носовые платки.
Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.
Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.
Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.
Расчески.
Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам