Ознакомление с окружающим миром в младшей группе «Найди предметы рукотворного мира. Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира

Алина Кулькова

Тема : «Интересные , удивительные предметы » .

Цель : развитие познавательной активности ребенка , формирование экологического сознания .

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи :

Образовательная :

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;

Подвести детей к осознанию того , что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.

Развивающая :

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность .

Воспитательная :

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолета и ласточки; письмо и посылка от Незнайки.

Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с объектами рукотворного и природного мира; цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Вводная.

Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку. Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.

Уверен он в себе, забавный неумейка,

А от природы он врунишка и зазнайка,

А ну-ка угадать скорей его сумей-ка,

Известен коротышка под именем (Незнайка) .

Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Незнайки.

II. Основная.

1. Воспитатель раздает по одной картинке каждому ребенку.

Ребята посмотрите внимательно на свои карточки, и разделитесь на две команды. Первая команда с изображением предметов природного мира , вторая команда с изображениями предметов рукотворного мира .


А теперь проверим правильно ли мы выполнили задание.

Что это? (ответы детей) .


очему это природный мир? (ответы детей)

А это что?


Почему все это мы называем рукотворным миром ? (ответы детей)

2. Д/и «На что похоже» . Воспитатель называет и показывает карточку с объектом рукотворного мира.

На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей)

На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей)

Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей)

ребята а сейчас найдите себе пару.


Физминутка "Хомка-хомка хомячок"

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный) .


Ну что ребята немного отдохнули? Пора нам приниматься за следующее задание которое нам оставил незнайка.


4. Сравни картинки.

Что изображено на этой картинке?

Чем похожи эти картинки? Найдите общие элементы.

(дети сравнивают предметы птицу и самолет ) .


Продуктивная деятельность. Детям раздают альбомные листы разделенные на пополам, на одной половине которого изображен обект рукотворного или природного мира. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект похожий на тот объект который изображен на второй половине листа.



Ну что ребята выполнили мы это задание Незнайки, а теперь я предлагаю написать нам письмо для незнайки.


ети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания . Благодарят незнайку и приглашают его в гости.

III.Рефлексия.


Ребята кто же нам прислал письмо?

Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?

Понравилось вам выполнять задания?

Что больше всего вам понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Опасные предметы в быту» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Опасные предметы в быту». Юлия Жаворонкова Конспект НОД по ознакомлению.

«Акулы». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с самыми крупными рыбами на Земле – это акулы. Расширять знания детей о морских обитателях; учить различать акул.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе Тема: «Золотая рыбка» Описание работы: конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Предметы-помощники, облегчающие труд людей на производстве».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Конспект НОД в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Задачи: Расширить представления детей о комнатных растениях и травах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с ТНР «Димитровградхиммаш» Программное содержание: 1) Сформировать первичное представление о заводе «Димитровградхиммаш»: выпускаемая продукция, товарный знак;.

Лариса Соколова

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным и социальным окружением.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.

Развивающие:

Развивать умение определять обобщающее слово для группы предметов;

Обогащать словарный запас.

Обучающие:

Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру).

Материал: Микрофон; предметные картинки (пальто, рубашка, ботинки, сапоги, огурец, морковь, яблоко, груша, чайник, чашка, стол, стул); две карточки с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» – дерево, стол, 2 мольберта.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.

(Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Становись скорее друг, в наш волшебный добрый круг.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбнусь и передам свою улыбку … (называю имя ребенка, стоящего справа) , он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне.

(Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Спасибо. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе работает необычное радио. Послушайте важное сообщение.

Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки потерялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира – к карточке с человеком, а предметы природного мира – к карточке с деревом.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.



(Дети находят картинки и садятся на стульчики).

Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, необходимый для прогулок в холодную погоду?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением пальто, отвечает и показывает картинку.)


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это пальто. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.

Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, спинка, на нем можно сидеть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением стула, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стул. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.

Куда ты отнесешь мебель? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, из него можно пить?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением чашки, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чашка. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.

Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел круглый сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением яблока, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это яблоко. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением моркови, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это морковь. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, за ним завтракают, обедают, ужинают?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением стола, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стол. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.


Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, носик, крышка, в него наливают воду?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением чайника, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чайник. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.

Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, который носят мальчики, мужчины?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением рубашки, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это рубашка. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.

Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, который надевают на ноги?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением ботинок, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это ботинки. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел желтый сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением груши, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это груша. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.

Куда ты отнесешь фрукт? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный зеленый предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением огурца, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это огурец. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.

Куда ты отнесешь овощ? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, у которого есть каблук, их надевают на ноги?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением сапог, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это сапоги. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.

Куда ты отнесешь обувь? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Их сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Все предметы рукотворного и природного мира найдены. Спасибо всем, кто нам в этом помог: Вере, Юле, Маше, Лизе, Толе, Юле, Маше, Лизе, Святославу, Ане, Кристине.

Радиопередача закончена. Всем спасибо.

Наталья Игоревна Костюкова

Тема : «Помогите Незнайке » .

Цель : побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Задачи :

Продолжать знакомить с предметами, необходимыми в быту;

Закреплять знания обобщающих слов;

Развивать навык определять материалы, из которых сделаны предметы.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» .

Материалы и оборудование : картинки с изображением цветов и предметов одежды; один большой конверт и два маленьких конверта с условными символами : «рукотворный мир» - человек, «природный мир» - дерево; пенопластовая клумба.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, входит Незнайка здоровается с детьми.

Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком. Принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы) . Правильно, это цветы. Вот посмотрите. (Незнайка поочередно устанавливает на клумбу картинки с цветами, задавая вопросы : «Что это? Где растет? Это предмет, сделанный руками человека?» . Затем ошибочно ставит на клумбу картинку с изображением предмета одежды).

Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек вырос у меня… Ой, что это такое?

Воспитатель. Ребята, давайте подскажем Незнайке : это цветок? (это не цветок) . Незнайка , наверное ты устал, давайте все вместе отдохнём.

Физкультминутка :

«Как у наших у ребят»

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают в ладошки :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком.

Книзу-кверху, раз-два, раз-два-

Вот так пляшет детвора.

А как пустятся бежать-

Никому их не догнать.

Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?

Воспитатель. Незнайка , давай будем раскладывать в конверт с деревом предметы природного мира, а в конверт с человеком – предметы, сделанные руками человека.

(все картинки дети раскладывают на две группы : рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы).

Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили, теперь я могу унести их с собой и больше не перепутать. Досвидания.

Используемая литература : Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий . - М.: Мозаика- синтез , 2009.- 64с.

Конспект для детей второй младшей группы «Предметы рукотворного и природного мира».

Тема: «Предметы природного и рукотворного мира»

Программное содержание: учить детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом, понимать вопрос воспитателя, отвечать на него. Развивать мышление, внимание, речь, память детей. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Материалы: игрушка Девочка-Всезнайка, картинки с изображением различных предметов и сами предметы, мяч.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, социализация.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит Девочка-Всезнайка, которая как всегда желает всё знать и пришла к ребятам с новыми вопросами. Здоровается и сообщает детям, что по дороге в детский сад увидела много интересных предметов, но не знает, откуда они взялись.

2. Рассказ воспитателя о предметах. Воспитатель предлагает детям помочь Девочке-Всезнайке понять, как появляются разные предметы. Воспитатель поясняет, что все предметы относятся либо к природному миру, либо к рукотворному

Предметы рукотворного мира создает человек своими руками, а предметы природного мира создаются природой.

3. Дидактическая игра «Узнай и назови » Девочка-Всезнайка сообщает детям, что она поняла, что все предметы, которые она видела по дороге в детский сад, были созданы человеком или природой, но вот какие кем затрудняется сказать, просит детей ей помочь, поясняя, что некоторые предметы она сфотографировала и принесла с собой. Воспитатель предлагает всем вместе разобраться в этом вопросе и поиграть в игру «Узнай и назови». Объясняет правила игры: воспитатель показывает детям фотографии, которые принесла Девочка-Всезнайка, с изображением предмета, они называют его и поясняют, к какому миру он относится. (Например, собака, снег, снегирь, дерево, дома, машина, светофор и другие)

4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель берет мешочек и предлагает детям по очереди, не глядя взять предмет и назвать к какому миру он относиться к природному или рукотворному.

5. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

6. Дидактическая игра «Назови, одним словом» Воспитатель сообщает, что некоторые предметы можно назвать одним словом, например, тарелка, ложка, стакан – это посуда. Предлагает поиграть в игру «Назови, одним словом». Объясняет правила игры: Дети садятся на ковер в круг, воспитатель по очереди бросает мяч детям называет несколько слов, а дети называют обобщающее слово (стул, стол, шкаф – мебель, кот, коза, волк-животное, береза, рябина, дуб - деревья и т. д.) .

Девочка-Всезнайка сообщает детям, что ему пора уходить, благодарит детей за помощь, прощается, уходит.

7. Итог занятия:

Кто приходил в гости?

Что хотела узнать Девочка-Всезнайка?

Какие же предметы относятся к природному миру?

Какие же предметы относятся к рукотворному миру?

Какая игра понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитие речи для второй младшей группы "Зимой и летом одним цветом"

Цель: учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Закрепить сравнение предметов (репродукций), умение вычлени...

Предметы природного и рукотворного мира

Презентация "Предметы природного и рукотворного мира предназначена для детей младшей группы и включает в себя загадки о предметах и отгадки в виде картинок. В конце приводится классификация предметов...

Цели: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Дать детям образцы правильного поведения на кухне. Развивать внимание, мыслительную активность. Воспитывать аккуратность, любознательность.

Материал: две маленькие коробочки с условными символами “рукотворный мир” и “природный мир”; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (чайник, сковорода, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (лиса, еж, белка, кошка, собака), наборы кукольной посуды, коробка с конфетами, ширма с куклой - Незнайкой.

Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни А.К. Лядова “Классическая музыка для детей”.

Предварительная работа: наблюдение за трудом работы няни на кухне, чтение сказки К.И. Чуковского: “Федорино горе”, рассматривание предметных картинок на темы: “Посуда”, “Животные”, игровое упражнение: “Помоги Мишке”, лепка: “Тарелка для Мишки”.

Ход урока

Из-за ширмы появляется Незнайка и кричит:

Ой- ой- ой! Куда я попал?

Дети подбегают.

Дети: Незнайка!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Я без вас скучал
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!

Воспитатель: Поздоровайтесь друг с другом и с Незнайкою глазами.

Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный стал?

Незнайка: Я встретился с Мальвиной, она мне коробку вручила и сказала: “Чтобы я вымыл посуду”.

Воспитатель: Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? (Незнайка вручает коробку воспитательнице).

Воспитательница: Коробка не открывается, Незнайка.

Незнайка: Чтобы открылась коробка надо произнести волшебные слова.

Воспитатель: Руки выше приподняли
На носочки дружно встали
Глазки быстренько закрыли
И тихонечко открыли.

Воспитатель: Вот и коробочка открылась.

Воспитатель: Посмотрим, что там в коробочке?

Воспитатель: Что это? (Достает карточку)

Дети: Кружка.

Воспитатель: Для чего она?

Дети: Чай пить.

Воспитатель: Кто ее сделал?

Дети: Человек.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Человек его сделал или он сам появился в природе?

Дети: Он сам.

Воспитатель: Значит, куда эту карточку надо поставить?

Дети: К природе.

Воспитатель: Это что?

Дети: Ложка.

Воспитатель: Для чего она?

Дети: Чтобы кушать.

Воспитатель: Кто ее сделал?

Дети: Человек.

Воспитатель: Куда эту карточку надо поставить?

Дети: К человеку.

Воспитатель: Софья поставь.

Воспитатель: Возьмите по одной карточки и поставьте в нужное место.

Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли мы выполнили. Незнайка, ты тоже посмотри. (Дети раскладывают картинки в два короба с условными символами: “природный мир” и “рукотворный мир”.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно разложили карточки.

Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь?

Незнайка: А как же надо мыть посуду? Так их много!

Воспитатель: Я всех вас приглашаю посмотреть фильм как надо мыть посуду.

Берите стулья садитесь поудобнее. Незнайка, ты тоже внимательно смотри. На экране телевизора появляется слайд с алгоритмами.

Воспитатель: Что сначала делаем?

Дети: Надеваем фартук. В тазик набираем теплой воды. Берем губку и начинаем мыть. Набираем в тазик чистую воду и поласкаем. Кладем сушить на поднос.

Воспитатель: Как надо класть посуду на поднос?

Дети: Тихо, чтобы не разбилась.

Воспитатель: Что произойдет, если разобьется?

Дети: Можно поранить пальцы, ногу.

Воспитатель: Теперь Незнайка запомнил?

Незнайка: Да!

Воспитатель: Дети запомнили?

Незнайка: У меня для вас сюрприз!

Воспитатель: Ты нам покажешь?

Незнайка: Я вас всех хочу угостить конфетами.

Воспитатель: Дети вы любите конфеты?

Воспитатель: Тогда все подходите к Незнайке и получите конфеты.

Дети: Спасибо, Незнайка.

Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами играть?

Незнайка: Согласен.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю поиграть в игру: “Семья”.

Звучит тихая, спокойная мелодия, дети играют.

Что еще почитать