Беседа на тему зимушка зима. Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Зима пришла

Тема: Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Приоритетная : формирование целостной картины мира

В интеграции : коммуникация, познавательно-исследовательская деятельность, музыка.

Цель : создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе.

Задачи:

1) Обучающие:

Изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

2) Развивающие : развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.

Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам,высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени года,сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы :рассматривание иллюстраций,наглядностей,беседа,объяснение создание проблемной ситуации,поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Заучивание стихов о зиме.

Материалы и борудование для педагога : фланелеграф, иллюстрации с изображением зимушки-красавицы;

ЦОР: мультимедийная презентация "Зимние месяцы".

Оборудование для детей : мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,клей,детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельности: продуктивная,игровая деятельность,коммуникативная,музыкально-художественная,трудовая.

Формы работы с детьми :коллективная,индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей.

Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года.

(Дети играют).

Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

(Ответы детей: Зима)

Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее),

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла "Зимушка-красавица" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-красавица"), и принесла Вам загадки:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: (Слайд № 1). Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

(Слайд №2) Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

(Слайд №3)Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Воспитатель: А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит? (Ответы детей: январь). Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Дидактическая игра: "Признаки зимы"

Ход игры

На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

Воспитатель: Ребята а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед.на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-красавици,я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Молодцы!

Подведение итога:

Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было?Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -красавици".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

Обобщающая беседа о зиме

Задачи воспитательные:

Воспитание интереса к природе.Расширение знаний детей о природе и ее экологии

Цель: формирование через знакомство с миром природы. Уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы.

Задачи образовательные:

Закрепить знания о сезонных изменениях.

Закреплять знания детей об образе жизни и поведения животных зимой, об особенностях существования растений и насекомых зимойк занятию.

Воспитание любви к Родной природе и бережного отношения к ней.

Воспитание умению внимательно слушать и слышать интересоваться и любоваться видеть красоту природы.

Формировать понятие зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью (животных) живых существ (мало света, тепла, вода, земля замерзли, растения находятся в состоянии покоя….)

Методическое оснащение:

Иллюстративный материал магнитофон с аудио записями «Времена года» Чайковского «Звуки природы» украшенный класс – зимний букет, на доске иллюстрации и силуэты животных

Ход занятия:

Вступительная часть!

Загадаю я вамсейчас ребята загадки, а вы внимательно их послушайте и ответьте на них. «Стали дни короче длиннее стали ночи кто скажет, кто знает - когда это бывает? – (зимой)

Следующая загадка: «Кто поляны белит белым, а на стенах пишет мелом,шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? – (ну, конечно же, зима)

А объясните- ка нам, почему именно зима как вы догадались? (ответы)

Да, правильно конечно зима и ее явления.

Сегодня мы с вами и побеседуем о зиме, о том, как ее узнать.

Послушайте и отгадайте загадки о зимних явлениях:

«Без досок, без топоров – через речку мост готов,

Мост как синее стекло, скользко весело светло!»

О чем идет речь в стишке? (ответы детей о льде)

Ой, что то холодно стало в зимнем лесу. Давайте ка еще одну загадку угадаем, а затем погреемся.

«Гуляю в поле летаю на воле

Кручу бурчу знать ни чего не хочу»

О чем идет речь здесь в этом стишке. Что это может быть? (ответы детей)

Правильно здесь говорится о метели, а метель бывает только зимой.

Физкультминутка (погреемся)

Основная часть:

(на доске логическая загадка) «Зимние братья»

ОСЕНЬ - декабрь ЗИМА - январь ВЕСНА - февраль

Иллюстрации: все времена года (лето весна зима и осень); картинки солнечных дней зимних дней морозных метель и т.д: приспособление животных к зиме и зимние забавы)

И так ребята давайте еще раз перечислим все то, о чем мы говорили сейчас, то, что вызнаете о зиме: (слушаем желающих ответить)

Да дни стали короче ночи длиннее мало солнечных дней солнце светит, но не греет, поэтому холодно. Земля покрыта снегом при ветре бывает вьюга пурга. Вода рек прудов замерзла, они покрыты льдом. Растения животные и птицы рыбы звери и насекомые все укрылись, спрятались, улетели.

Ну а сейчас настал момент давайте перейдем с вами к решению логической загадки. Называется она «Зимние братья»

Расскажу я вам о зимних братьях – их трое они очень похожи и все же не одинаковые. Второй средний брат – зимний начинает Новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся, прохожие боятся,его проказ он может отморозить нос щеки уши руки..

Когда приходит первый брат - стоит ясная погода в воздухе иногда еще морозном сверкают колючие иголки сухих снежинок стоит ясная погода.

Ну а третий брат младший - любит метели бураны сильные ветры и крепкие морозы которые бывают только по ночам а днем пригревает солнышко солнце на солнечной стороне - снег подтаивает и покрывается блестящей тонкой корочкой.

Третий брат тоже любит снег но его снег не такой как у второго брата мерцает,кружится пушистый снежок словно летят одуванчики.

Подумайте кто это зимние братья? Догадались! А как их зовут?

(ответы детей) – переворачиваем картинку.

Правильно в своем рассказе я обозначила не правильно назвав первого брата вторым вы ребята молодцы догадались, увидели ошибку. Конечно же, свой рассказ я должна была начать с первого брата затем второй и третий.

(Физкультминутка)

Заключительная часть:

А сейчас мы с вами ребята будем вырезать снежинки по шаблону. (Готовые снежинки вешаем на доску)

Сколько снежинок много, много снега получилось! А не слепить ли нам снеговик. Сначало делаем маленький комок и катаем его по снегу. Он делается больше и больше (показ на доске мелом) - появляется снежный ком – на комке вопрос: Когда чаще бывают морозы? – при пасмурном или ясном небе? Почему? (Молодцы!) делаем второй ком – на нем вопрос - почему зимой выпадает снег, а не дождь? (молодцы!) Третий ком, – Каким бывает снег в морозные дни? (вопросы дети читают сами) Молодцы! – какого замечательного снеговика мы с вами слепили.

А вот сейчас снеговик задаст вам свои вопросы. Догадайтесь по не которым свойствам о чем идет речь?

Белый прозрачный в тепле тает (лед)

А сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их. Давайте ка дадим характеристику каждому зимнему месяцу.

Назовите-ка ребятки месяц в этой вот загадке:

«Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночь.

На поля и на луга, до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год!» (ДЕКАБРЬ)- ПОЧЕМУ?

«Щиплет уши, щиплет нос, лезет в варежки мороз,

брызнешь воду - упадет,

не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц – это» - (январь) - почему?

«Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега.

То бураны то метели, на деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно, ну так что за месяц это? (февраль)

На этом наше занятие мы закончим - всем спасибо!

Давайте перечислим все зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают всё вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Конечно, иногда бывают и оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются и не растут, как бы погружаются в глубокий сон (зимой мало влаги, света и питательных веществ, столь необходимых растениям). А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева воду и воздух. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Зимой в лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.

Вы узнаёте зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Вопросы и задания

1. По каким приметам вы узнали зиму?

2. Составьте рассказ о времени года, опираясь на план:

— Зимние месяцы.

— Приметы зимы.

— Животный мир.

Зимние забавы детей.

Игра «Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Декабрь, январь, февраль, сентябрь;

б) береза, клен, ель , дуб;

в) синица, дятел, кукушка , сорока;

г) воробей, клёст , галка, снегирь (появляются зимой птенцы);

д) шуба, свитер, платье , валенки;

е) гирлянда, кубики , шарик, хлопушка.

Выучите и выразительно расскажите стихотворение (на выбор).

С Новым годом

Поздравляем с Новым годом!

С зимней снежною погодой,

С ясными деньками,

С лыжами, коньками!

С белою метелью,

С новогодней елью

Поздравляем ребятишек —

Всех девчонок и мальчишек!

Дед Мороз спешит на праздник

Поднялся спозаранку

Сегодня Дед Мороз,

Запряг оленей в санки,

Большой мешок принес.

Кругом березы, ели

Застыли в серебре,

А сани полетели

На праздник к детворе.

Кто подарок мне принес?

Встану утром рано,

Поцелую маму

Загляну под елку —

Уколюсь иголкой.

Кто подарок мне принес —

Мама или Дед Мороз?

Новогодние подарки

Новогодние подарки!

Мы их ждали целый год.

Что лежит в пакете ярком?

Сердце радостно замрет...

Что там? Кукла или мишка,

Может, мячик или книжка?

Может, там лежит машина?

Я о ней давно мечтал!

Кузов, руль, большие шины

Настоящий самосвал!

Новогодние подарки

Дед Мороз мне принесет.

Разверну пакетик яркий...

Как люблю я Новый год!

Снежинка-балеринка

Жила-была на свете

Снежинка-балеринка.

Кружил январский ветер

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке

Вставала на пуанты

Снежинка-балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка-балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Беседа с детьми начальной школы (7-8 лет) по теме: Зимушка-забавушка


Гесть Ксения Александровна, учитель физической культуры, МОУ «Школа №53», п.Октябрьский, Люберецкий р-он, Московская обл.

Описание материала: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1-2 классов по теме «Зима». Данный материал будет полезен воспитателям старшей-подготовительной группы.
Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Демонстрационный материал: Иллюстрации «времена года», снежинки, снеговик, кроссворд, «снежок», карточки со словами для игры «Третий лишний», музыка для релаксации (звуки бубенчиков) и звуки завывающего ветра.
Раздаточный материал: карточки с изображением явлений природы и предметов для упражнения «Бывает, не бывает».

Ход беседы:

Ведущий: Здравствуйте, ребята!
(звучит звук завывающего ветра и вьюги)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима)

Правильно! Мы поговорим сегодня о зиме.
Зима - одно из четырёх времён года, между осенью и весной.
А какой основной признак этого времени года? (ответы детей)… низкая температура, выпадает снег.
А какой зимой самый холодный месяц? (ответы детей) …январь!
Народные приметы
(дети объясняют каждую примету)
Зима холодная - лето тёплое.
Зима снежная - лето дождливое.
Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Кошка на печи - к стуже.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Упражнение «Назови»
(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)
Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком.
Зимой метель... (метёт).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
Деревья зимой... (спят).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой насекомые... (прячутся).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Под снегом травка зимой... (греется).
Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления.
А знаете ли вы без чего не бывает зимы?

Упражнение «Бывает, не бывает»
Ведущая: Я раздам вам картинки (каждому по две картинки на которых нарисованы предметы, явления…), а вы на мой вопрос по очереди будете поднимать нужные карточки и отвечать:
«Не бывает зимы без... (снега, льда, горок, мороза,…)
Ведущая: Молодцы! Продолжим играть.
«Зимой можно…(лепить снеговика, кататься на санках…)
«Нельзя зимой…(есть снег, ходить без шапки…)

Кроссворд


(по горизонтали)
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)

2. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней).

3. Снег колючий по земле
Гонит ветер в...
(феврале)

4. Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
(снег)

5. Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)

6. Начинает календарь.
Месяц с именем...
(Январь).

7. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

8. «Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в...
(Декабре)

(по вертикали)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Ведущая: Правильно!
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.

Ведущая: Давайте и мы с вами построим снеговика.
(Пальчиковая гимнастика) .
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).
Молодцы!
Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...)

Игра «Третий лишний»
Сейчас посмотрите на зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив своё решение.
1. Декабрь, зима, январь.
2. Снежки, лыжи, коньки.
3. Метель, коньки, снегопад.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

РЕЛАКСАЦИЯ
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика):
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - забавушкой попрощались, в группу отправлялись.

Вывод.
Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети усвоили сведения о конкретных предметах и явлениях, научились словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок учился концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминая то, что знает о нем, приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Список литературы:
1. "305 веселых загадок в стихах" - Савельева Е. А. – 2008г.
2. «Русские народные приметы и поверья» - Кульматов В.А., Кульматова Т.В. – 1999г.
3. «Зима, зимние забавы» (серия "Грамматика в играх и картинках") - Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. – 2005г.
4. «Подвижные игры, физ.минутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом дет. Саду» - Овчинникова Т.С. – 2006г.

Г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

8 496 70 4 – 41 - 39, *****@***ru http://ozds14.edumsko. ru/

Беседа с детьми подготовительной к школе группы

«Зима пришла»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Московская область,

Цель. Активизировать словарь по темам «Зима», «Зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные, называть родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы , находить в стихотворном тексте сравнения. Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Материал. Мультимедийное оборудование. Снежинки из картона с написанными на них загадками.

Предварительная работа. Разучивание стихотворений: И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); И. Никитин «Песня» (отрывок); И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Липецкий «Снежинки»; Х. Габитов «Зима».

Организационный момент.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

Воспитатель. Назовите зимние месяцы. (Ответы детей.)

Воспитатель. Расскажите о признаках зимы. (Ответы детей.)

Воспитатель последовательно выставляет на наборное полотно опорные картинки и называет слова и словосочетания, с которыми дети по цепочке составляют предложения.

Воспитатель. Снег. Мороз. Лед. Деревья. Снегирь. Кормушка. Медведь в берлоге.

Снеговик. Шуба, шапка. (Ответы детей.)

Разминка «Зима».

Дети. Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем слушать, и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года.

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Ребенок. Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Воспитатель. О чем мы просим зиму в этом стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель. А какой может быть зима? (Ответы детей.)

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Ребенок. Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель. Чем покрывается земля зимой? (Ответы детей.)

Воспитатель. Как ложится первый снег на поля? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какой он, снег? (Ответы детей.)

Игра «Слова наоборот».

Воспитатель. Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово-предмет, а слово-признак заменить на слово с противоположным значением. Что вы скажете?

Дети. Теплая зима.

Воспитатель. Верно. Итак, играем!

Зимующие птицы – перелетные птицы.

Мокрый снег – сухой снег.

Высокая горка – низкая горка.

Скользкий лед - шероховатый лед.

Голодный зверь - сытый зверь.

Чтение стихотворения А. Липецкого «Снежинки»

Ребенок. Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Воспитатель. С чем в стихотворении сравниваются снежинки? (Ответы детей.)

Воспитатель. Почему поэт назвал снежинки пуховыми? (Ответы детей.)

«Снежные» загадки.

Воспитатель. К нам в окно залетели снежинки-загадки. Попробуйте их отгадать.

Воспитатель читает загадки на снежинках. Если дети отгадали загадку, то на наборное полотно выставляется картинка-отгадка.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Сугроб)

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка, белая … (Снежинка)

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку. (Снеговик)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

Мост, как синее стекло, -

Скользко, весело, светло. (Лед)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

Воспитатель. Из слов-отгадок выберите и назовите только слова-родственники слова «снег».

(Ответы детей.)

Воспитатель. Расскажите, что делает мороз, и изобразите это.

Разминка «Ой. Мороз!»

Дети. Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занес. (Покачивают кистями рук над головой)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос. (Прикладывают указательный палец на нос)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щеки он до слез. (Прикладывают ладони к щекам)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем. (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Песня»

Ребенок. Расшумелась, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

Воспитатель. О каком явлении природы говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что сделала вьюга в поле? (Ответы детей.)

Воспитатель. Как можно по другому назвать вьюгу? (Ответы детей.)

Воспитатель. Теперь отдохнем и поиграем.

Игра «Четвертый лишний». Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.

Воспитатель. Снег, снежинка, снегопад, мороз.

Мороз, жара, холод, стужа.

Шуба, валенки, шапка, панамка.

Чтение стихотворения Х. Габитова «Зима».

Ребенок. Сыплет, сыплет белый снег.

Тихо-тихо, как во сне.

Белый-белый и густой.

Скажем мы ему: «Постой,

Все уже бело кругом –

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река.

Слепим мы снеговика,

В санках скатимся с горы».

Выпал снег для детворы.

Воспитатель. Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река? (Ответы детей.)

Воспитатель. Кто больше всех ждет зиму? (Ответы детей.)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму? (Поочередно выставляются опорные картинки)

(Ответы детей.)

Подведение итога беседы.

Что еще почитать