Как живут женщины в Дагестане? Женщины в средневековье

Зачастую кинофильмы, чей сюжет затрагивает жизнь в восточных гаремах, показывают нам буквально идиллическую картину: красивые полуодетые женщины, журчащие фонтаны, роскошные дворцы, расслабляющие хаммамы и постоянное блаженство. Однако зрителям не стоит забывать о том, что на самом деле те времена были жестокими, а жизнь женщин - весьма тяжелой. Так давайте же разберемся, какими султанские гаремы были в реальности.

Если мы обратимся к значению слова «гарем», то увидим, что в переводе с арабского оно означает «отделенное, запрещенное». Иными словами, это место в доме, которое скрыто от чужих глаз и тщательно охраняется слугами. Там всегда проживало огромное количество женщин, их численность порой могла равняться нескольким тысячам. Главенствующую роль в гареме занимали либо наложница, которой удалось первой выйти замуж за султана, либо евнухи.

Жен и наложниц для правителя всегда выбирала его мать. Но ввиду большой конкуренции, далеко не каждой удавалось подарить падишаху наследника и уж тем более завязать с ним прочные отношения, да что говорить, многие за всю свою жизнь могли так ни разу и не увидеть своего суженого. Поэтому, чтобы заслужить почетное место в гареме и внимание «мужа», требовались большой ум, хитрость и расчетливость.

Впрочем, даже получив заветное, нельзя было позволить себе расслабляться. Иначе султан мог увлечься другой девушкой, а замозолившую глаза жену приказать казнить. Самым простым способом казни было удушение шелковым шнурком, но были варианты куда более жестокие. Например, наложницу помещали в туго завязанный мешок со змеями и бросали в море с камнем на ногах.

Любопытным является тот факт, что изначально в Османской империи, а если верить документам, то именно там появились первые гаремы, падишах мог взять в жены только наследницу христианских правителей. Уже позднее, во времена правления Баязида II, султаны перестали ограничивать себя брачными узами и могли женить на любой из своих наложниц.


Будущих рабынь могли покупать в возрасте 5-7 лет. Родители продавали своих дочерей и подписывали отказ от прав на них, после чего девочек увозили во дворец, где они росли и воспитывались до достижения половой зрелости - 12-14 лет. За это время их учили грамоте, сурам Корана, этикету, светскому общению и навыкам того, как доставить мужчине удовольствие.

К наложницам в гареме хорошо относились, и даже рабыни каждый день получали выплаты, размер которых устанавливал сам султан. Но за провинности их жестоко наказывали кнутами и палками. У девушек, которые сумели стать фаворитками правителя, жизнь менялась кардинально. Им доверяли заниматься организацией благотворительных фондов и финансированием строительства мечетей.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, то с позволения падишаха она могла стать свободной и уйти. Если султан одобрял ее выбор, то он и его мать, валиде-султан, покупали ей дом, дарили приданное и помогали найти мужа.

Чтобы можно было легко уличить наложницу в измене, всех евнухов привозили из Африки. Ведь в случае беременности у девушки появился бы на свет чернокожий ребенок. Впрочем, такое могло случиться нечасто, поскольку большинство евнухов попадали в гарем уже кастрированными.

В современной Турции гаремов больше нет. Последний из них исчез в начале 20 века. Вместе с тем многоженство среди элиты все еще распространено.

Бангладеш - одна из немногих мусульманских стран, в которых проституция легальна. Бордаль Кандапара в регионе Тангаил существует уже 200 лет. Это самый старый и второй по размеру бордель в стране. Многие из работающих в Кандапаре женщин выросли здесь, некоторые здесь и родились. Немецкая журналистка Сандра Хойн сняла фоторепортаж о жизни местных секс-работниц.

Бордель Кандапара огромен. Он похож на город в городе.

С утра во дворе собираются клиенты. И они, и остальные люди, окружающие секс-работниц, не относятся к ним как к равным. Бедных девушек силой заставляют заниматься проституцией. Они - собственность мадам, владелицы заведения. Им не разрешается выходить за пределы борделя. Львиную долю своих заработков они отдают мадам.

Мегхе 23 года. С 12 лет она работала на швейной фабрике. Там она познакомилась с мужчиной, пообещавшим ей работу, которая лучше оплачивается. Он продал ее в бордель.

«Официально секс-работница не должна быть младше 18 лет, - говорит Сандра Хойн. - Но большинство из них - несовершеннолетние. Некоторые принимают стероиды, такие, как оксидерон, - их используют фермеры, чтобы скот скорее набирал вес. С помощью таблеток девушки пытаются казаться старше и здоровее. Самое тяжелое для них - начальный этап, когда юную девушку продают в бордель. Таким девочкам обычно 12 - 14 лет.

Асме 14 лет. Она родилась в борделе Кандапара. Она бросила школу, когда одноклассники стали издеваться над ней за то, что ее мать - проститутка. Скоро Асма тоже стала секс-работницей. До этого она танцевала перед посетителями.

Прие 19 лет. Она начала работать в Кандапаре в 17.

Кажол сидит на кровати со своей 6-месячной дочерью Мехенди. Через две недели после родов Кажол заставили продолжать принимать клиентов. Из-за ребенка бизнес у нее идет плохо. Девушка думает, что ей 17, но точного своего возраста и даты рождения она не знает. В 9 лет ее выдали замуж. Затем тетка продала ее в бордель.

Пакхи 15 лет, в Кандапаре она с 14-ти. В 12 ее выдали замуж, но вскоре она сбежала от мужа. Какой-то мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель.

Сумайе 17 лет. С ней на фото - постоянный клиент, он же - ее бойфренд. Ему 23, его зовут Титу, он из Дакки. Он приезжает к Сумайе каждый месяц и проводит с ней целую неделю.

Через несколько дней Титу избил Сумайю. Они часто дерутся. Титу предлагает Сумайе выйти за него замуж, но она отказывается. Она боится, что после свадьбы он приберет к рукам все ее деньги. Титу ревнует Сумайю, потому что она спит со многими из его друзей. Сумайя тоже ревнует Титу - ведь, помимо нее, он бывает и у других девушек в Кандапаре.

Бонне 27 лет. В 7 лет ее изнасиловал отчим, в 10 она сбежала из дома. Незнакомый мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель. У Бонны два постоянных клиента. В среднем, она зарабатывает 1500 така ($19) в день.

Папие 18 лет. Она рано осталась сиротой. После того, как она вышла замуж, они с мужем подсели на героин. В конце концов, Папия оказалась в тюрьме. Там она и познакомилась с женщиной, которая впоследствии продала ее в бордель.

«У многих женщин есть бойфренды или постоянные клиенты, которые им платят, - говорит Сандра Хойн. - Я знаю девушку, которая отвергла предложение о замужестве своего самого верного клиента, поскольку думала, что после свадьбы он отберет у нее все деньги. Она предпочла остаться секс-работницей, но сохранить независимость».

По словам Сандры Хойн, Мегха - девушка, которую сманили в бордель со швейной фабрики обещанием более высокой зарплаты, теперь не хочет уходить из Кандапары, считая, что это хорошая возможность нормально зарабатывать.

26-летняя Дипа плачет из-за своей беременности - сейчас она на втором месяце.

В печально известном ГУЛАГе процент женщин был гораздо ниже, чем мужчин. Основную массу всех заключенных женского пола составляли жены, дочери и сестры врагов народа, а не преступницы. Как же жили женщины в ГУЛАГе, разберемся.

У заключенных женского пола не было ничего, что ставило бы их в привилегированное положение на фоне мужчин. Работали все наравне, пайки тоже были одинаковые, баланда ничем не отличалась. Но было кое-что, в чем дамы были явно ущемлены.

Начнем с того, что многие лагеря не предусматривали разделение мужчин и женщин - они жили на одной территории. Конечно, процент изнасилований в таких местах был невообразимого размера. Как правило, насильником выступал осужденный за уголовное преступление, не за политическое. Очень часто совершались групповые изнасилования, а есть случаи участия даже руководства лагеря. Если женщина сама соглашалась ублажать мужиков, ей давали еду получше, чем другим, то же было в вопросе работы.

Немало случаев, когда в лагерях рождались дети, некоторые женщины рожали даже в пути к лагерю. Да, в таких случаях были предусмотрены послабления, но чаще всего незначительные - перерыв три раза в день для кормления ребенка, были и амнистии, но такие случаи можно перечесть по пальцам. В своем большинстве плохо жили и мать, и малыш. Никаких условий для нормального роста и развития ребенка в лагере не было и быть не могла.

«Нас было три мамы. Нам выделили небольшую комнатку в бараке. Клопы здесь сыпались с потолка и со стен как песок. Все ночи напролет мы их обирали с детей. А днем - на работу, поручив малышей какой-нибудь актированной старушке, которая съедала оставленную детям еду. Целый год я ночами стояла у постельки ребенка, обирала клопов и молилась. Молилась, чтобы бог продлил мои муки хоть на сто лет, но не разлучал с дочкой. Чтобы, пусть нищей, пусть калекой, выпустил из заключения вместе с ней. Чтобы я могла, ползая в ногах у людей и выпрашивая подаяние, вырастить и воспитать ее. Но бог не откликнулся на мои молитвы. Едва только ребенок стал ходить, едва только я услышала от него первые, ласкающие слух, такие чудесные слова - «мама», «мамыця», как нас в зимнюю стужу, одетых в отрепья, посадили в теплушку и повезли в «мамочный» лагерь, где моя ангелоподобная толстушка с золотыми кудряшками вскоре превратилась в бледненькую тень с синими кругами под глазами и запекшимися губками», - вот, что рассказала об этом трудном времени одна из заключенных Хава Волович.

Тот лагерь для мам, о котором говорит Хава, это место, где детей отдают неким няням, а они уже смотрят за ними по своему усмотрению. По воспоминаниям той же арестантки, это было так: «Видела, как в семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из ненагретых постелей.Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и - гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток. Дети, которым полагалось уже сидеть или ползать, лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон».

Можете себе представить, на семнадцать малышей была всего одна няня. На протяжении всего дня эта женщина всех кормила, мыла, одевала, убирала в комнате. Таким образом, няньки пытались делать все как можно быстрей. После того, как каша была готова, ее приносили в комнату, разделяли по мискам и начинали в прямом смысле пичкать детей. Так, ребенку связывали руки полотенцем и вставляли в рот ложку с горячей кашей, ему даже не давали времени проглотить еду.

Хава Валович после окончания этого ада написала мемуары о том, как жила в ГУЛАГе. Так поступили многие женщины, ведь их дни в лагере можно сравнить с самым драматичным сценарием к фильму. Сегодня можно познакомиться с работами Евгении Гинзбург, Нины Гаген-Торн, Тамары Петкевич и некоторых других бывших арестанток.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.

Что еще почитать