Почему я вообще не думаю о политике. “Я не интересуюсь политикой». Почему таджикистанцы самоустраняются от участия в политической жизни страны

"Я не интересуюсь политикой" -
такую фразу приходилось слышать в современном мире каждому.

Есть старая присказка: «Если Вы не интересуетесь политикой - она заинтересуется Вами».
Политика - не только составная часть общества, политика - это сама жизнь, все ее общественные аспекты, которые напрямую влияют на наше ежедневное бытие.
У слова "политика" есть несколько значений, но тогда прежде всего необходимо определиться со смыслами, которые вкладываются в слова. Даже если мы рассмотрим первое значение слова, а именно - деятельность гос.власти, то было бы странно отрицать ее влияние на нашу жизнь, жизнь каждого конкретного человека. И конечно, это касается второго определения слова - события общественной жизни. Они также затрагивают всех, если только Вы не живете отшельником в лесу и не собираетесь стать новым Сергием Радонежским или С.Саровским. Впрочем, и в последнем случае Вам политики не миновать, поскольку именно святые отшельники основывали духовные центры Руси, на нравственных основах которых и до сих пор живет Россия. Тем, кто в этом сомневается, можно порекомендовать изучение истории родной страны, которая лучше и правдивее всего отражена в русской классики, т.к. классика не зависит от сиюминутной политической конъюнктуры пишуших школьные учебники истории.

Однако, как же происходит творческий процесс не заинтересованности и что он на самом деле означает? « Политика - дело грязное. Особенно - в нашей стране! Несправедливость - кругом! Везде и всюду. Дороги разбитые, воры во всех эшелонах власти, в глубинке нищета! Рупор кремлевской пропаганды В.Соловьев смеет презрительно отзываться о людях, вышедших на священный митинг за правое дело, за свободы и против коррупции - под знаменами…, кого там? Навального -обвального? Да это и не важно. Главное - долой коррупционеров!»

У людей «янеинтересуюсьполитикой» на самом деле нарушены логические связи. Они не только не отождествляют проблемы государства, земли, на которой живут, с собой, своими действиями, но и загадочным образом собственные слова о недовольстве гос. властью и ее действиями они не считают политикой - в таком случае посмотрите значение слова еще раз по словарю!

Мы, люди, всегда склонны винить в любых проблемах и бедах кого-то еще - общество, власть, ЭТО государство, хотя в других государствах большинство не жило и информацию черпает "по наслышке". Каждый из нас - белый и пушистый. Априори.

Вопрос вовсе не в наличии коррупции, и не в том, какие проблемы во всех сферах жизни у нашего государства. Вопрос в том, как человек реагирует на проблемы . Как каждый из нас ведет себя в сложных ситуациях. Жизнь - сама по себе сложная ситуация. Мы ждем, пока кто-то будет устилать наш путь розами? Или мы из тех, кто розы выращивает? Впрочем, первые непременно поднимут крик о том, что они поранились шипами, а те, вторые, негодяи, не позаботились о том, чтобы шипы обрезать.

Дом построили, дерево… Нет, не построили, не посадили? Кто бы сомневался, что это гадкое, мерзкое государство во главе с Темнейшим не дало никакой возможности дом построить! Душит непомерными налогами! Дерет в три шкуры! И действительно, откуда "не интересующимся" знать, что налоговая система в нашей стране - самая не обременительная из всех западных стран, а трудовое законодательство, наследие СССР, так и просто лучшее в мире по защите прав трудящихся. Нет, в этом месте у «янеинтересуюсьполитикой» взрыв негодования. Зачем получать хоть какую-то адекватную и правдивую информацию из достоверных источников? Ведь есть обрывки слухов, домыслов и вранья из интернета - по-настоящему плодородная почва для негодования. Бывает так, что негодующие сидят на шее у государства, которое ругают. Ужасное все таки у нас государство - не хочет платить приличные пособия здоровым безработным мужчинам - чтобы можно было лежа на кровати, плевать в потолок с чистой совестью.. Бабушки с клюкой, больные люди, которые действительно нуждаются в помощи государства и практически ее не получают, однако, на митинги не ходят. И вовсе не потому, что не могут, - некоторые бабушки до самой смерти преподают в вузах, потому что они привыкли работать - сеять доброе, светлое, полезное... И они почему-то не жалуются на нищенскую зарплату и пенсию... , а улыбаются, когда говорят с людьми.

В современной Москве появился новый подвид человека - homo-nedovolusus. Homo-nedovolusus обычно проживают в квартирах, оставленных им родителями, не имеют семьи, а часто и не работают, либо работают, но так, что больше это похоже на "дуракаваляние".
Попробуйте объяснить homo-nedovolusus, что дома строят не только коррупционеры, и не только за чужой счет. Что отношения между мужчиной и женщиной подразумевают присутствие таких качеств, как ответственность, жертвенность и уважение, а не удовлетворение эмоций на уровне нижней чакры. И для того, чтобы посадить дерево, совсем не обязательно просить милостыню на паперти.

Нормальные мужики не ноют. Они молчат. Даже когда им очень плохо. И больно. Они лучше умрут, чем будут ныть и обвинять окружающий мир в чудовищной несправедливости, с которой он, этот нехороший мир, с ними обходится. Они борятся. Делами. Словами. И даже мыслями. Но борятся они не тем, что ходят на митинги или троллят народ в интернете. Они молча дела делают.

Слово коррупция имеет латинский корень corrumpere — растлевать , в свою очередь латынь уходит корнями в более глубокую древность, и в современном английском иногда звучит как фраза: corrupted man nature - т.е. по-русски говоря "семя тли есть в каждом человеке".

Попробуйте объяснить «янеинтересуюсьполитикой», что главный коррупционер - это он сам, когда не понимает ответственности за занимаемый им в пространстве и времени объем. Что в русском языке есть одно очень меткое слово, которое характеризует тех, кто ходит по «митингам» - инфантильность. Наши митингующие - отнюдь не пассионарии. Разрушать - не строить и созидать. Орать - не лекции читать в Университете. Мускулы на тренажерах качать - не дом построить. Потешать свое эго любовными утехами - не сына воспитать. Трепом заниматься - не дерево посадить.

По убеждению инфальтиной разновидности современного московского nedovolusus- "Все должно случаться само собой - сами должны дома строится, сами собой сыновья воспитываться и все остальное в том же духе ". Но при этом митинги - "наше святое все ". Милейшие господа, вы хоть под ноги-то посмотрите: сами собой даже кошки не рождаются.

Что будет с любым государством, когда количество таких «nedovolusus” в стране превысит количество людей созидающих? Распад. То, что мы еще существует, почти чудо. Потому что "nedovolusus" вполне закономерным образом утрачивают способность к размножению. А если и размножаются, то сеят негатив. При этом совершенно не осознавая собственный вклад в "политику".

"А ты хоть раз попробуй -
Оглянись, да посмотри
Что сумел, что сделал -
И кто этому рад".
Алиса - "Мама"

Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня в своей заметке я затрону достаточно спорную и неоднозначную тему, а именно - почему я не думаю о политике, не смотрю новости по телевизору, не принимаю участие в политических протестах, не знаю фамилий большинства наших депутатов и т.д. Недавно у меня состоялся спор с одним товарищем. Он сказал, что такая моя позиция является примером совершенно пассивного человека, для которого страна и город его проживания ничего не значат. На самом деле это не так. Просто у меня слишком мало времени, чтобы тратить его зря:-). В сутках у меня всего лишь 24 часа, 6-8 часов из которых я сплю. Соответственно, на все мои дела остаётся всего 18 часов в сутки. Из них нужно завтракать, обедать, ужинать, заниматься спортом, проводить время с семьёй и т.д. Таким образом час просмотра новостей по телевизору отбирает у меня время, а я трачу своё время лишь на те вещи, которые развивают меня, или делают меня сильнее.

Дело в том, что люди часто не понимают принципа общественного устройства, а также основные принципы жизни: в первую очередь человек должен решать свои проблемы, заниматься своим развитием и совершенствованием прежде, чем он сможет каким-либо образом повлиять на более масштабные дела. Я совершенно не интересуюсь политикой и не думаю о ней по нескольким причинам:

    Лично я (не знаю, как Вы:-)), не знаю и 10% из той ситуации, что происходит в кулуарах власти, как говорится. Поэтому как я могу что-либо думать или рассуждать о том, чего я не знаю? Это будет пустой тратой времени, потому что вероятность того, что мои рассуждения будут правильными минимальна.

    Я не знаком лично практически ни с одним депутатом Верховной рады, а это говорит о том, что я также не могу сказать ничего об этих людях. Мы видим лишь то, что нам показывают по телевизору, но мы не можем знать какие эти люди в делах, какие они в семье, как они рассуждают и мыслят вне экрана. Поэтому я просто не имею права рассуждать о том, кто из них хороший, а кто плохой - мне некого и не с чем сравнивать:-).

    Я ничего не знаю и о действиях, которые совершаются в политике. Например, сколько критиковали новый налоговый кодекс, а кто-нибудь хоть раз его прочитал? Лично я приобрёл и прочёл, и для себя нашёл там как минусы, так и плюсы. И когда где-либо мне говорят громкие возгласы вроде «Газпром что-то там подписал с Укрэнерго и подчинил всю энергетику Украины себе!» или что-то в таком роде, то эти возгласы просто являются абсурдными: кто видел и читал этот документ? Кто такой Газпром? Кто такой Укрэнерго? Там ведь работают конкретные люди. В итоге я ничего не знаю об этом соглашении помимо того, что оно в принципе существует.

Итоги

В итоге, дорогие друзья, хочу констатировать факт, что я ничего не знаю о политике и политиках, а телевидение лишь вводит меня в заблуждение, поскольку то, что говорит журналист - это мнение журналиста, основанное на его знаниях, которые могут быть также неполными, а не объективная истина. Вот поэтому я и не думаю о политике вообще - нет смысла думать о том, чего не знаешь. А кто хочет сказать, что это характеризует меня как пассивного человека, то пусть считает так. Несмотря на то, что я пассивный и не интересуюсь политикой, я нахожу время на свою семью, друзей, саморазвитие, проекты, партнёров, спорт, общение с другими людьми, ведение блога и ещё десятки вещей. И если для кого-то не посмотреть последний выпуск Савика Шустера или ещё каких-то политических дебатов - упущение, то только не для меня. Моё время слишком дорого, чтобы обменивать его на телевизор, извините, но я меняю его на более дорогие вещи:-). Желаю всем успехов и рациональных решений в Вашей жизни;-)!

В некотором смысле мировоззрение партии успешнее
всего прививалось людям, не способным его понять.
Они соглашаются с самыми вопиющими искажениями
действительности, ибо не понимают всего безобразия
подмены и, мало интересуясь общественными событиями,
не замечают, что происходит вокруг. Непонятливость
спасает их от безумия. Они глотают все подряд, и то,
что они глотают, не причиняет им вреда, не оставляет
осадка, подобно тому как кукурузное зерно проходит
непереваренным через кишечник птицы.

Джордж Оруэлл , «1984»

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жила-была одна женщина, очень-очень аполитичная. Как ни заведёшь с ней разговор о политике, сразу морщиться начинает, нос воротить. И мину такую кислую сделает, что у всех окружающих желание говорить о политике отбивается напрочь. Даже сосед Арнольд Ипполитович, пожилой профессор, пробовал достучаться до её политического правосознания. Бывало, как начнёт заливать в уши:


  • «Да как же это можно быть такой аполитичной!? Да в мире нет ничего важнее политики! Да от этого зависит наша жизнь! В стране царит коррупция и произвол чиновников! И демократии у нас совсем никакой нету! И гражданское общество не развивается! И судебная система прогнила! А экономика? Так это вообще ужас! Нефтяная игла... промышленность в упадке... бизнес отжимают... наука деградировала... а образование... а медицина... а ЖКХ... бла-бла-бла... бла-бла...»

И так продолжал Арнольд Ипполитович выдавать свои блистательные тирады целыми часами. А женщина смотрела на него и хлопала глазками. И взгляд её был такой пустой-препустой, безучастный совершенно. Лишь бесконечную скуку выражал этот взгляд, больше ничего. Как будто со стенкой говорил Арнольд Ипполитович. И отвечала ему аполитичная женщина так же скучно и беззатейно, каким был её взгляд:

  • «Умный Вы человек, Арнольд Ипполитович. И говорите очень складно. Да только что мне эта Ваша политика? Демократия какая-то, экономика, коррупция... Абракадабра сплошная. Я политикой ведь совсем не интересуюсь. Да и некогда мне, дел невпроворот. На работу сходи, пожрать приготовь, дома уберись... Одна радость в жизни осталась — телевизор посмотреть перед сном. А то, что жулики у нас во власти сидят, так это все знают. Да только от нас всё равно ничего не зависит! Всегда так было, и другой жизни мы не знали. Ну её к чёрту, эту вашу политику... Голова пухнет... Лучше её вообще не трогать — меньше проблем будет. Глядишь, оно само как-нибудь устроится. Президент у нас вроде хороший мужик, не то, что эти жулики-депутаты. Раньше вон алкаш заседал, потом карлик... А этот хоть на человека похож! Дай Бог, порядок наведёт...»

Бессилен был Арнольд Ипполитович. В его интеллигентской голове отсутствовали контраргументы на этот случай. Да и занудным был старый профессор, чего уж греха таить. Не умел общаться с народом на его языке. И повода особого беспокоиться о политике у простого люда не было. Голодные времена канули в лету. Была, какая-никакая, стабильность, крыша над головой, корка хлеба и работающий телевизор.

А у женщины ещё было трое сыновей. Старшего только забрали в армию. Средний учился в институте. А младший оканчивал школу. И воспитывала их женщина по своему образу и подобию — такими же аполитичными. Три главных правила жизни она внушала своим чадам с самых пелёнок:


  1. Не лезь не в своё дело .

  2. Всегда делай, что говорят старшие .

  3. Не бузи, будет только хуже .

Эти священные правила все сыновья впитали с молоком матери и пронесли через всю жизнь... Все, кроме младшенького. Который усваивал правила довольно посредственно. За что в семье его не любили и даже считали глуповатым. Но с годами и он, как водится, поумнел, повзрослел и стал как все нормальные люди.

А все нормальные люди этой чудо-страны тоже были аполитичными и чтили три священных заповеди. Только Арнольд Ипполитович с небольшой кучкой сторонников проявляли нездоровый интерес к политике. Любили они собирать всякие протестные митинги. И выступали там против коррупции, да за честные выборы. Толку, правда, от митингов было мало. Люди взирали на всё это без особого интереса и даже с презрением. Только и слышно было:


  • «Опять собрались бездельники на своих митингах... Лучше б шли работали... Небось за деньги стоят... Нормальный человек разве будет такой фигнёй бесплатно заниматься?.. Эй, сколько платят хоть?! Почём Родина продаётся?! Слухи вон про вас ходят, что вы все шпионы, да агенты Заграницы... Не зря всё это, ой не зря!.. Дыма-то без огня не бывает...»

Так вот и говорили. Да и чего ещё от них ожидать? Политикой они не интересовались, ничего в этом не понимали и вникать в смысл движухи не хотели. Зато все смотрели телевизор, а там на всё готовые ответы. Обидно стало Арнольду Ипполитовичу за такие наезды. Он ведь для своей страны самого лучшего хотел, чтобы всё, как у Заграницы. А людям до лампочки было. Видать, очень уж привыкли соблюдать те самые три правила жизни. В общем, так и шло всё своим чередом и возвращалось на круги своя...

Пока в один прекрасный день все новостные агентства в телевизоре не захлебнулись экстренными сообщениями. Мол, в дружественном государстве к власти пришли очень плохие люди и стали делать очень плохие вещи. И до того дошли, мерзавцы, что хороших людей начали в клетки сажать, газом умерщвлять, а из кожи шить одежду и абажуры. А одна девушка в прямом эфире клялась, что на её глазах заживо съели грудного ребёнка. Так, по крайней мере, всё преподносилось. И теперь священный долг всех жителей тридевятого царства — помочь всем хорошим людям убить всех плохих. Пока гады не пробрались к нам. И вообще, тут попахивает влиянием коварной Заграницы.

От этих ужасов у телезрителей челюсть отвисла напрочь. Конечно, сами они не были в соседнем государстве и собственными глазами ничего не видели. Но тому, что в телеке, верили без оглядки. А чего им ещё оставалось? Политикой они не интересовались, в происходящем не смыслили и правду от лжи отличить не могли. А тут такие солидные люди с телеэкранов вещают, в пиджаках, да в галстуках заморских... И говорят так красиво, так уверенно, прямо заслушаешься. На все лады разливаются, руками жестикулируют, а глаза горят как у блаженных. И что ни реплика — аплодисменты зала. А потом сразу новости, видеокадры, да под музыку эпическую, со спецэффектами всякими, с комментариями экспертов, очевидцев и ясновидцев. И так день за днём на мозги капают. Ну как тут не поверить? Вот и поверили все.

Ну... Кроме Арнольда Ипполитовича. Он вообще телек не любил. К тому же политикой интересовался и кое-что в ней смыслил. И даже самолично съездил в соседнюю страну, дабы узреть всё своими очами. Знал старый профессор, что не сажают там никого в клетки и газом не умерщвляют. Просто президент тридевятого царства ищет повод для военного вторжения в соседнее государство. Поживиться на халяву желает. А народу с этой войны только беды и разорения. Очень возмутился Арнольда Ипполитовича, собрал единомышленников, и решили они устроить антивоенный митинг. А вечерком зашёл профессор к соседке, аполитичной женщине. Рассказал ей как на духу своё видение ситуации и даже на митинг пригласил. А она вдруг молвит ему голосом нечеловеческим:


  • «Ах, Арнольд Ипполитович, да что же это Вы такое говорите?! Неужто и Вам мозги промыли?! А я говорила ведь, не ходите на эти митинги, в секту заманят! Там наркотики распыляют, да психотронные лучи! Знаю я про эти ваши сборища, по телевизору про вас всё рассказали! Как лидеры ваши деньги из Заграницы получают, чтобы врагов к нам во власть поставить! Хотят нас, как в соседней стране, в клетки сажать, газом травить, да на абажуры пустить! Шпионы, да предатели у вас там одни на этих митингах! И Вас, Арнольд Ипполитович, к себе завербовали! А что до войны, так я только рада буду, если президент войска введёт! И правильно сделает! Чтобы гадов этих задавить, которые на нашу землю щупальца свои пускают! Дай Бог, чтобы президент ввёл войска, я теперь молиться каждый день об этом буду! Да я бы этих сволочей сама своими руками придушила!!!»

Профессор, конечно, от такого совершенно опешил. Чтобы женщина, с роду не интересовавшаяся политикой, вдруг заняла столь непримиримую политическую позицию. Прямо волшебство какое-то! Никаких сомнений в ней не осталось, только бешеный взгляд, полный ненависти. Затосковал Арнольд Ипполитович по тем славным временам, когда женщина носа своего в политику не совала. Уж лучше апатия и безразличие, чем эта безумная военная истерия. Пуще прежнего озлобился старик на свой народ.

Но самое интересное, в пылу патриотического угара наша героиня совсем забыла, что один из её сыновей сейчас служит в армии. А тем временем Бог услышал её молитвы: президент под шумок ввёл войска в соседнюю страну, тихо, без лишней огласки. Так что старший сын уже вовсю палил по живым мишеням из боевого автомата, даже не поинтересовавшись странными обстоятельствами. Это ведь не его дело — разбираться в приказах командования. Он молча продолжал исполнять всё, что говорят «старшие», даже когда на его глазах замертво упал израненный друг. Конечно, парень чувствовал, что происходит что-то явно противозаконное. Ведь войну официально не объявляли. Но протестовать не стал. Зачем бузить, если станет хуже? Короче, старший сын исполнял заветы матери до самого конца. Поэтому уже через неделю вернулся к ней домой грузом 200 в большом цинковом гробу.

А ведь всё могло сложиться иначе, кабы на антивоенный митинг Арнольда Ипполитовича пришло больше людей. История знает, как однажды пацифистские демонстрации уже остановили войну в далёкой Загранице и спасли тысячи жизней... Но нет.

Думаю, излишне рассказывать, сколько горя пережила мать. Долго обивала она пороги всяких ведомств, чтобы о судьбе сына справиться. Но нигде ответа не дали, сославшись на отсутствие информации и полномочий. А потом к ней в дом заявились люди в штатском и долго проводили разъяснительную беседу. Мол, были учения, произошёл несчастный случай. Возможно, имел место спланированный теракт. Но о случившемся лучше особо не распространяться. В интересах, так сказать, государственной тайны. И протянули стопку денег. Хотела было женщина эту стопку им в морду кинуть... Да испугалась. Очень уж боялись в тридевятом царстве людей в штатском. Всё-таки ещё двоё сыновей, не дай Бог с ними чего... И деньги взяла. И молчать поклялась. И даже поверила искренне всему сказанному, дабы совесть успокоить. Схоронили старшего сына по-тихому. Как будто и не было его.

А война продолжалась, хотя президент всё не решался объявить о ней открыто. Ибо оказалась она вовсе не быстрой и не победоносной. Всё больше ресурсов сжирала война, всё меньше оставалось на хозяйство. Наступил в тридевятом царстве глубокий кризис. Обесценились деньги, взлетели цены, началась повальная безработица. Спокойной жизни пришёл конец, вернулись голодные времена. Того и гляди, вспыхнут голодные бунты...

Внезапно средний сын нашей героини начал тяжело болеть. А хороших лекарств в тридевятом царстве не производили, приходилось покупать из Заграницы, да за большие деньги. С деньгами в семье становилось всё хуже, еле на еду оставалось. Пришлось довольствоваться продукцией отечественного импортозамещения, весьма посредственного качества. Отчего состояние больного усугублялось с каждым днём... Плюс ещё постоянное недоедание... В общем, смерть пришла и за вторым сыном.

На самом деле у женщины был шанс остановить повторение трагедии, она могла придать огласке смерть первого сына, поднять большущий скандал, а за ним и массовый протест. Это заставило бы президента прекратить бессмысленную войну... Но она сделала иной выбор. Сами знаете, почему.

Однако и смерть второго сына ничему не научила аполитичную женщину. Не случилось у неё ни прозрения, ни переосмысления, ни осознания. Напротив, пуще прежнего стала она ненавидеть проклятых шпионов Заграницы, орудующих в телевизоре. А пропаганда страха и ненависти уже достигла апогея. Президент, осознав безвыходность положения, в которое сам же себя и загнал, начал подготовку к массовым репрессиям. Паранойя нагнеталась всё сильнее. Начались доносы и аресты. Арнольд Ипполитович к тому времени уже сбежал за границу. А женщина, обозлённая на весь мир, только и жила этой ненавистью к воображаемым врагам. В них она видела виновников смерти своих сыновей. И сама начала писать доносы.

Многое казалось подозрительным в ту пору. Вот что за люди тусят чуть ли не каждый вечер за тем окном? Не пьют, песен не горланят... К бабке не ходи, что-то тут нечисто! Надо сообщить куда следует, от греха подальше... Ну и, не долго думая, написала женщина донос в компетентные органы. И тем же вечером пришёл к ней в гости человек в штатском. Мол, так и так, по Вашему заявлению обнаружили и ликвидировали банду опасных террористов. Спасибо огромное. Медальку даже вручил. Только вот одна заминка вышла. В банде этой, оказывается, участвовал и её младший сын — Ванька. Его тоже замели, вместе со всеми. И, скорее всего, расстреляют... Так наша женщина, которая с роду не лезла в политику, прикончила последнего сына собственными руками. По вполне политическим мотивам.

Такая вот сказка с несчастливым концом. Какая мораль из неё следует — думайте сами, не маленькие уже. Что до Ивана — младшего сына — так за него не волнуйтесь, жив остался и на свободе. Хитёр был парень, смышлён. На переправе до лесоповала от конвоя улизнул, прихватив с собой друзей. Всё-таки не прижились в нём те самые три правила жизни.

На берегу таёжной реки близ границы тридевятого царства сидят молодые люди и оживлённо беседуют у костра. Иван держится чуть в сторонке, глубоко погружённый в свои мысли...

Вот чего стоит взять и убежать из этого ада? Граница прямо перед тобой, открыта, пара шагов — и ты на воле. Больше не придётся прятаться в лесу, вечно озираясь по сторонам и просыпаясь от каждого шороха. Забыть как страшный сон всё пережитое и начать с чистого листа. Завести семью, детей, сколотить дело, построить дом... И не знать горя до скончания века.

С другой стороны, не так-то просто взять и забыть... Погибшие братья, вынужденная бедность, глупый поступок матери...Как можно жить с мыслью о том, что виновные во всём этом ублюдки не только здравствуют, но наслаждаются изобилием и роскошью? А всех твоих близких, кто ещё остался в живых, неминуемо ждёт ужасная участь в лапах репрессивной машины? Вот так сдаться без боя, даже не попытавшись её сломать? Может, лучше уж умереть в последнем отчаянном бою? Только вот люди не оценят этой жертвы. Разве что единицы, у которых ещё жив разум. Эх... Что же делать?

А вы что думаете?

Просмотры: 588

Таджикское общество продолжает самоустраняться от политической жизни страны. Несмотря на проявленные инициативы властей об активизации молодежи в обществе, внизу все меньше возникает желание вмешиваться в политику, исходя из личных побуждений — утверждают эксперты.

Общество в Таджикистане, некогда одно из самых политически активных в регионе, с течением времени все меньше демонстрирует свою заинтересованность теми или иными значимыми событиями, не говоря уже о реакциях на них. Британский исследователь Джон Хизершоу в одном из своих интервью Радио Озоди назвал таджиков одним из самых аполитичных народов в мире, обосновав свое высказывание тем, что люди все больше отходят от политики, избегая даже разговоров о ней. Однако такая пассивность присутствовала не всегда…

Точка отсчета
Всплеск гражданской активности в Таджикистане наблюдался в конце 80-х годов прошлого века, когда интеллигенция, студенты и молодежь в своем стремлении к национальному возрождению проявляли небывалую активность. Именно в этот период был принят Закон о государственном языке, а также зарегистрированы множество общественно политических организаций. По сути, в это время должны были сформироваться основы дальнейшей здоровой политической конкуренции страны. Однако, к сожалению, высокая степень регионализма в политическом сознании населения не привело к необходимому результату, а только усилило вероятность гражданского противостояния.


Таджикский эксперт и журналист Нурали Давлатов связывает текущую аполитичность современного таджикского общества именно с политическим противостоянием партий и движений начала 90-х годов. «После развала СССР это противостояние переросло в гражданскую войну, в результате которой погибли от 100 до 150 тыс. человек», — говорит Давлатов. Помимо последствий гражданской войны, эксперт видит причины равнодушия к политике в отсутствии необходимой политической культуры, знаний и невозможности реализации личностного потенциала.

Активность по принуждению
Действительно, негативное отношение к политической активности, можно услышать от очень многих таджикистанцев, пережившие гражданскую войну. Тем не менее, если исходить из официальной статистики явки на избирательные участки во время президентских выборов 2013 года и парламентских выборов 2015 года, то уровень явки явно свидетельствует об обратном — слишком большой политической и гражданской активности среди граждан. Так на выборах в 2013 году явка избирателей составила 86,64%, а в 2015 году и вовсе 87,7%.

Однако, по словам политического обозревателя Хайрулло Мирсаидова, который неоднократно наблюдал за электоральными процессами в Таджикистане, официальные цифры отнюдь не могут свидетельствовать о политической активности граждан. «Если бы не было давления и использования административного ресурса на местном уровне, то такой высокой явки невозможно было бы обеспечить».

Выборы в Таджикистане никогда не были признаны соответствующими международным стандартам

Мирсаидов видит главную причину политической пассивности граждан, в чрезмерно жестких мерах, которые принимаются правоохранительными структурами в отношении тех, кто пытается высказаться или критиковать власть. Это, по его мнению, привело к тому, что люди стали бояться говорить о политике даже на бытовом уровне.


«Аполитичность уже сказывается на жизни граждан. Мы наблюдаем очень много запретов со стороны государства. Вмешательство в личную жизнь является следствием аполитичности. Люди загоняются в узкие рамки, потому что не проявляют никакого политического участия», — уверен эксперт.

Ужесточение законодательства
Между тем, политическое участие против устоев власти в Таджикистане с недавнего времени может быть наказуемым. В июне текущего года парламент Таджикистана принял поправки в 179 статью Уголовного кодекса Республики Таджикистан, согласно которым, призывы в интернете к публичному совершению преступлений террористического характера и публичное оправдание террористической деятельности влекут уголовное наказание. Специалисты тогда отметили, что принятие поправок является своевременной мерой, однако существует риск неправильной интерпретации норм закона со стороны правоохранительных структур и, следовательно, учащение репрессивных мер.

Ранее, в мае 2018 года к 9,5 годам лишения свободы был приговорен житель Хатлонской области Алиджон Шарипов, который часто в социальных сетях ставил лайки под видеосюжеты председателя запрещенной в Таджикистане ПИВ Мухиддина Кабири. Суд его признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 307 части 2 УК «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Таджикистана с использованием СМИ или Интернета».

«Покорность и смирение как главные черты политического поведения»

Хофиз Бобоёров, доктор философских наук проживающий в Германии, отмечает, что нельзя утверждать об абсолютном отстранении граждан Таджикистана от политики. В их политическом поведении, по его словам, преобладают такие черты как смирение, довольствование своим текущим положением и покорность. По словам ученного, эти черты можно наблюдать и среди тех, кто находится у власти и тех, кто считает себя оппозицией, поскольку большинство членов обеих групп находятся в абсолютном подчинении своих лидеров. Он выделяет несколько факторов, которые способствуют пассивному поведению граждан:


— Первое – политическое поведение граждан остается до конца не сформированным. Большинство граждан воспринимают политическое участие не как право личности, а как коллективную ответственность; Второе – социально-экономическое положение граждан, в частности мигрантов и других групп, которые препятствует их участию в политической жизни страны, а получение финансовых средств и занятие определенной деятельностью существенно сокращает их политическое и социальное недовольство. Третье – осознание того, что реальная альтернатива существующему политическому режиму находится в состоянии зачатия и может либо появиться, либо вовсе исчезнуть.

Не все себя считают аполитичными
Говоря об активной части общества, в первую очередь следует отметить студенчество и молодежь. Именно данная категория считается самой социально и политически мобильной группой, способной к активным действия. Однако альтернативных организаций, отстаивающих интересы молодежи в Таджикистан, находящихся в параллельной к проправительственным организациям позициям, не существует.

Так, 2017 год согласно указу президента Эмомали Рахмона был объявлен Годом молодежи. Президент в своих выступлениях во время встречи с молодежью неоднократно призывал молодое поколение «воздержаться от примыкания к террористическим организациям, наркомании, а вместо этого заниматься наукой, искусством и активно участвовать в общественно политических делах страны». Тем не менее, в политическом поле активных молодежных групп и движений немного и все они, как правило, демонстрируют себя как защитников генеральной линии правительства и властей в целом. Групп, оспаривающих какое-либо политическое решение в стране — не существует.

Таджикское молодежное движение «Авангард» одна из немногих и, наверное, самых активных организаций отстаивающая политику правительства и президента. Движение, созданное в августе 2015 года с целью борьбы против распространения терроризма и экстремизма среди молодежи, систематически проводит встречи с молодежью, митинги у посольства европейских стран и международных организаций против деятельности, запрещенной в Таджикистане ПИВ и других оппозиционных групп. Лидер этого движения Мардихудо Давлатов не согласен с мнением о том, что таджикское общество является аполитичным. «Сегодня мы живем в информационном веке, и молодежь полностью осведомлена о том, что происходит вокруг них и они имеют возможность участвовать в политике в рамках предоставленных законом возможностей», — отмечает Давлатов. Он отмечает, что идея о создании движения изначально исходила только от молодежи и главной целью была и остаётся защита интересов государства и нации. На вопрос Радио Озоди о том, собирается ли молодой человек построить политическую карьеру, активист ответил, что его целью является лишь защита интересов государства и народа.

Таким образом, большинство экспертов склоняются к мысли, что политическое участие в Таджикистане остается ограниченным определенными идеологическими рамками, а попытки привлечения молодежи в общественно-политическую жизнь происходит с целью отстаивания и защиты проводимой государством политики. Реакция на разные политические события будь то принятие определенного законодательства или заявление чиновника в стране не наблюдается. Фаворитом политической и партийной конкуренции остается президентская Народно-Демократическая партия Таджикистана.

Помимо этой партии в стране действуют еще шесть политических партий, пять из которых также присутствуют в парламенте. В частности, в нижней палате парламента кроме партии власти представлены: Аграрная партия Таджикистана, Партия экономических реформ, Социалистическая партия, Демократическая партия. Три оппозиционные партии — Коммунистическая партия Таджикистана, Социал-демократическая партия Таджикистана и разрешенная на тот момент Партия исламского возрождения Таджикистана не смогли преодолеть 5% барьер на выборах 2015 года. Несмотря на то, что два члена Коммунистической партии по одномандатным округам прошли в парламент, партия официально их отказалась признавать. С этого же года ПИВТ была признана на территории Таджикистана террористической организацией.

Что еще почитать