Развитие речи обучение рассказыванию наша неваляшка. Конспект по развитию речи в средней группы «Наша неваляшка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г.о.г.Выкса

Конспект

регламентируемой образовательной деятельности в средней группе ДОУ

по образовательной области «Речевое развитие»

по теме «Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».

Выполнила:

воспитатель Золотухина Н.Е.

2017 г.

Задачи:

Образовательные: учить детей , следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога; продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении;

Развивающие: развивать связную речь; внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к игрушкам.

Материал: Коробка с неваляшкой .

Литература: В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 29-30 с.

Ход РОД:

(Воспитатель ставит на стол коробку).

Воспитатель : Ребята, утром почтальон принёс нам в садик посылку с надписью «Игрушка». Интересно вам, что здесь?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда нужно отгадать загадку:

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла - ...

Дети : : Неваляшка.

Воспитатель : Молодцы! ( Достаёт из к оробки неваляшку и ставит её спиной к детям ) . Давайте попросим неваляшку повернуться к нам ! Для этого нам нужно всем вместе попросить.

Дети (хором просят) : Неваляшка , повернись!

(Неваляшка не поворачивается) .

Воспитатель : Ребята, неваляшка не хочет поворачиваться к нам. Как вы думаете, почему?

Дети : Обиделась на нас.

Не хочет.

Нужно сказать волшебное слово.

Воспитатель : А кто попробует позвать неваляшку , не забыв сказать волшебное слово!

Юля : Неваляшка , повернись к нам, пожалуйста!

Воспитатель : Умница, Юля! Хвалю за то, что правильно выбрала замечательное вежливое слово.

(Воспитатель поворачивает неваляшку . Дети рассматривают ее.)

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, какие у нее глаза?

Дети : Голубые, большие, с длинными ресницами.

Воспитатель : Тех, у кого голубые глаза, называют голубоглазыми. Посмотрите-ка друг другу в глазки. Кто у нас голубоглазый?

Дети : Вика.

Воспитатель : Наша неваляшка очень красивая . У нее большие голубые глаза, длинные ресницы, румяные щечки, розовые губки. Она не только красивая , но еще и нарядная, не правда ли?

Дети : Да, нарядная!

Воспитатель : Кто сможет рассказать про наряд неваляшки?

Настя : На ней яркое красное платьишко с белыми пуговицами, на голове - красная шапочка.

Воспитатель : Красная шапочка с белым отворотом. . Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Давайте покажем как.

Физминутка « Веселые игрушки»:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)

(Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку , подсказывая им план рассказа.)

Воспитатель : Наша неваляшка хороша собой . У нее…

Дети : Большие голубые глаза, длинные ресницы. Румяные щёчки. Розовые губки.

Воспитатель : Наша неваляшка – нарядная кукла . На ней…

Дети : Яркое красное платьишко с белыми пуговицами, а на голове красная шапочка с белым отворотом.

Воспитатель : Наша неваляшка – веселая игрушка . Она..

Дети : Она качается из стороны в сторону и весело звенит.

Воспитатель : А кто хочет рассказать о нашей неваляшке сам, поднимайте руку.

(Воспитатель просит подойти Кирилла поближе. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу.)

Воспитатель : Наша неваляшка – какая ? Продолжай, Кирилл.

Кирилл : Красивая. Наша неваляшка красиво танцует , она музыкальная.

Воспитатель : Павлик, теперь твоя очередь. Наша неваляшка в каком платье ?

Павлик : Наша неваляшка в красивом красном платье.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы все верно рассказали. Мы сегодня учились рассказывать про неваляшку, и у вас это очень хорошо получилось. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует неваляшку, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и весёлая. Не стесняйтесь говорить хорошее нашей гостье, неваляшке, и друг другу.

На порог скакала ,

Гостей скликала .

Гости услыхали ,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол .

Затем предлагает детям загадку:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук с ".)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: "Наша неваляшка"

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): "Неваляшка, повернись!" Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: "Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!" (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

"Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…" (длинные ресницы, румяные щеки ).

"Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?" – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

"Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как". Дети качаются и "звенят", как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: "Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…"

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: "Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…"

"Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая".

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. "Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…"

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: "Глаза немножко белые и немножко черные".

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки "поискать" приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что "воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра".

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. "Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них".

Читает стихотворение И. Бунина "Листопад" (2 раза).

"Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!"

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. "Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…"

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина "Листопад".

Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского "Телефон"

Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского "Телефон" (лучше с рисунками В. Сутеева).

Ход занятия

Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку "Телефон".

Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. "Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:

– Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоем

С соловьем

Чудесную песню

– Нет, нет, соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!"

Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: "Динь-ди-лень, динь-ди-лень".

"Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)". Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).

Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки з и зь

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з , зь .

Ход занятия

Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

"Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з) . – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой".

Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.

Воспитатель продолжает: "В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята ), вы – ребятишки, а они… (комаришки )) исполняют сложные песенки. Например.

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: « Наша неваляшка»
Актуальность: Речь свидетельствует об умственном развитии ребёнка. Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Задачи:
- учить описывать и составлять и составлять рассказ об игрушке;
- активизировать словарь детей;
- формировать умение согласовывать слова в предложении;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам
Форма работы: индивидуально – групповая
Оборудование: куклы неваляшки 2 шт. (большая и маленькая), карточки – схемы для составления описательного рассказа, магнитофон, USB– носитель с записью песни « Неваляшки», листы – раскраски с изображением неваляшки на каждого ребёнка.
Словарная работа: румяные, алые, отворот.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, я сегодня ходила в магазин игрушек и купила вам новую игрушку, а что это за игрушка вам нужно отгадать.
Не заставишь лёжа спать
Лишь уложишь – хочет встать
По упрямее барашка
Это кукла … (неваляшка).
Воспитатель: правильно неваляшка (достаю из сумки и демонстрирую детям).
2. Основная часть.
Воспитатель: посмотрите какая неваляшка красивая: у неё большие зелёные глаза, длинные ресницы, чёрные волосы, румяные щёчки, алые губы. Наша неваляшка не только красивая, но и нарядная. На ней яркое красное платье с белыми рукавами, красная шапочка с белым отворотом. Наша неваляшка весёлая игрушка, чуть тронешь её она начинает звенеть и качаться.
Я вам предлагаю тоже стать неваляшками.
Проводится динамическая пауза под песню « Неваляшки»
Воспитатель: молодцы, хорошие неваляшки у нас получились, а теперь давайте вспомним какая наша неваляшка. Чтобы вам лучше было запомнить я буду выставлять карточки – подсказки.
Воспитатель: наша неваляшка красивая: у неё большие зелёные глаза, длинные ресницы, чёрные волосы, румяные щёчки, алые губы. Наша неваляшка не только красивая, но и нарядная. На ней яркое красное платье с белыми рукавами, красная шапочка с белым отворотом. Наша неваляшка весёлая игрушка, чуть тронешь её она начинает звенеть и качаться (рассказ сопровождается показом карточек – схем).
Воспитатель: а кто из вас хочет рассказать про неваляшку? (спрашиваю 2-3 детей, при необходимости оказываю небольшую помощь).
Воспитатель: ребята, а у нашей неваляшки есть младшая сестричка, посмотрите вот она (достаю из сумки маленькую неваляшку).
- Наша неваляшка большая, а её сестричка - …(маленькая). Она очень любит играть в прятки, а вы хотите поиграть с ней в прятки? (да).
Проводится игра малой подвижности « Найди и промолчи» (игра проводится 2 – 3 раза).
3. Заключительная часть.
"Мы сегодня учились рассказывать и очень хорошо рассказали про неваляшку. А она решила подарить вам подарок, раскраску со своим изображением. (Дети благодарят неваляшку).
- А сейчас вы можете поиграть с неваляшкой, только аккуратно, бережно.


Коллекция стихов о куклах неваляшках и Ваньке-Встаньке предназначена для раннего развития малышей от 2-3-4 лет для утренников в детском саду и детей 6-7 лет для тематических сценок. В картотеке стихотворений вы найдете короткие четверостишия и длинные стихи.

Также посмотрите на тематические подборки стихов про , и другие игрушки. В каждой подборке вместе с ребенком вы обязательно найдете то самое стихотворение, которое ребенок захочет выучить наизусть.

Стихи о неваляшке

Л. Корчагина
Ты ложись со мной в кроватку,
Засыпай, Наташка, сладко.
Положу тебя на спинку
И на мягкую перинку.
Но не хочет спать Наташка.
Она — кукла- неваляшка.

Б. Лемма
Неваляшку на подушку
Я никак не уложу.
Непослушная игрушка –
Это точно я скажу.

А. Мирдеросевич
Свою куклу-неваляшку
Я укладывала спать:
Рассказать хотела сказку,
А она – решила встать.

Г. Верд
Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.

Н. Родивилина
Целый день стоят как свечки
Эти чудо — человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи — ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка.

Ты, игрушка-неваляшка —
Ярко-красная рубашка —
Круглолицая матрешка,
Отдохнула бы немножко,
Прилегла бы на бочок.
Раскрутилась, как волчок!
Уложил — ты снова встала.
Неужели не устала?
Нет, напрасно папа с мамой
Говорят, что я упрямый.
Ты упрямее, гляжу!
Целый час уже сижу,
А вертлявую игрушку
На пуховую подушку
Ну никак не уложу!

Е. Раннева
Спать не может неваляшка,
У окна вздыхает тяжко.
Слышат куклы нежный звон,
Тихий звон: динь-дон, динь-дон

И. Даль
Плачет горько неваляшка,
И не может слез унять.
— Что случилось – то, Наташка?
— Я устала стоя спать!

Неваляшка
В.Степанов
Наклонилась Неваляшка,
Но упасть — не упадёт,
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнёт.
В бок толкнёт игрушку он
И в ответ услышит звон!

С. Ледкова
Все готовятся ко сну,
Зайки, мишки, кенгуру.
Только куколка одна
Все танцует у окна.
Кукла эта – неваляшка
Яркая на ней рубашка.
Положу ее в кровать,
Может там захочет спать.

Неваляшка
Юрий Энтин
Спит в кровати
Кукла Катя.
Оловянный спит солдатик.
А бедняжка
Неваляшка
Все стоит — вздыхает тяжко.
Спи скорее, Неваляшка!

Л. Фиросова-Сапронова
Мне купили неваляшку
В яркой розовой рубашке;
Шапочка её в кружочках.
Ямочки на круглых щёчках,
А глазки – удивляются,
А губки – улыбаются.
Вместе с ней мы ели кашу
И за папу, и за Дашу,
И за бабу, и за деда…
Спать пошли мы, пообедав, –
Но сон не получается,
Игрушка не валяется.
Я и песенки ей пела,
– Динь-ддилень, – она звенела.
Вот какая непослуха,
Колокольчик-озоруха…
Мои глаза смыкаются.
Она стоит – качается.

Т. Пучнина
Цветная неваляшка,
Забавная игрушка.
Она – очаровашка,
Смешная веселушка.
Танцует и поёт,
Но стоит положить,
Тот час она встаёт,
Опять начав кружить.

Дима Логинов
Кидают в стороны её
Упасть не может всё равно.
Качаться может взад вперёд
И всё равно она встаёт.

Большие у неё глаза.
Улыбка на лице всегда.
Красивая есть у неё рубашка.
Зовут её все неваляшка.

Т. Второва
Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!
Всё равно он встанет снова,
Тяжела его основа,
Голова его легка –
В ней ни капельки нет сна!

Людмила Громова
Неваляшку мы хотели
На ночь уложить в кровать…
Зря старались! Ведь на деле
Ни за что не будет спать!

Бесполезно заставлять, —
Все равно встает опять!

Стихи о Ваньке-Встаньке

Ванька-Встанька
Борис Заходер
Ax-ax-ax-ax-ax-ax!
Среди игрушек - паника!
Все куколки в слезах -
Свалился Ванька-Встанька!

Матрёшки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встаёт
С улыбкой плутоватой:

Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки!

Т. Гетте
До чего ж забавен, глянь-ка,
Неваляшка Ванька-встанька!
На меня таращит глазки,
Требует любви и ласки.
Я кладу его в кровать-
Он пытается вставать!
Чуть прижму его ладошкой,
Он поддастся, но немножко-
Стоит руку мне отнять,
Продолжает он стоять!
Что ни попрошу, в ответ
Головой качает- нет!
Утверждает моя мама,
Что, как Ваня я упряма!
Пусть Ванюша не послушен,
Только мне он очень нужен!
Знают взрослые и дети-
Важно нужным быть на свете!

Ванька-Встанька
Татьяна Коваль
Ванька-Встанька — неваляшка.
Даже если хочет спать,
Все равно стоит, бедняжка,
И не может лечь в кровать.

Ванька-Встаннька
С.Маршак
Уснули телята, уснули цыплята,
Hе слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик — по имени Ванька,
По прозвищу Встанька — не спит никогда.

У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки:
Hачнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.

Укроют его одеялом на вате —
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
— Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!

Александр Измайлов Митрофанович
В бок толкнули сильно Ваньку
Ну, давай-ка, Ванька, встань-ка
Покачался, не устал.
Вновь на ноги Ванька встал.

Что еще почитать