Дидактический материал по математике. Цифра «3. План-конспект на тему: Конспект занятия "Число и цифра "3"

Тема : Число и цифра 3

Цели : сформировать представление о числе 3; показать состав числа 3; закрепить умение считать до трех; познакомить с цифрой 3 как символом, обозначающим число 3.

Материал: карточка с цифрой 3, книги, квадраты, круги, треугольники.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 3, цифрой 3

Мышонок часто ходит в большую библиотеку. Он любит читать книги. Мышонок выбрал себе книгу. Но потом он вспомнил,

что друзья Зайчонок и Бельчонок тоже хотели что-то почитать. Он выбрал книгу для Зайчонка. Сколько стало книг? Этого достаточно? Правильно, нужно не забыть про Бельчонка. Сколько книг Мышонок еще возьмет? (Одну.) Сколько же теперь стало книг? (Три.) Как получить число 3? (К одному добавить один, потом еще один.) А еще как? (К двум добавить один.)

Дома в ожидании друзей Мышонок готовил угощения. Для Зайчонка и Бельчонка надо что-то приготовить и о себе не забыть. Вот сыр, каждому по кусочку. Сколько кусочков сыра Мышонок поместил на тарелку? (Три.) Положите на стол три треугольника. Если каждому по конфете и по печенью, то сколько конфет? Положите на стол три квадратика. И сколько печений? Положите на стол три кружка. (Дети отвечают и выполняют задания.)

Записать число 3 можно с помощью цифры 3. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 3.) На что похожа эта цифра? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Потренируйтесь писать цифру 3 - сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите цифру по образцу до конца строки. Напишите по образцу не только цифру 3, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 5.)

Задание 1. В библиотеке Мышонок выбрал книгу о поросятах. Как она называется? («Три поросенка».) Сколько поросят в этой сказке? Какой цифрой можно записать их количество?

Задание 2. Раскрасьте обложки книг: три обложки - красным карандашом, три - синим и три - зеленым.

3. Физкультминутка

Три раза мы подпрыгнем - раз, два, три.

Три раза мы присядем - раз, два, три.

Три раза ножкой топнем - раз, два, три.

Три раза громко хлопнем - раз, два, три.

Три раза руки выше - раз. два, три.

Три раза ноги шире - раз, два, три.

Три раза мы нагнемся - раз, два, три.

Три раза улыбнемся - раз, два. три.

4. Работа в тетради

Задание 3. В библиотеку пришли цифры 1, 2 и 3. Они взяли книги. Определите, где чьи книги: проведите линии от книг к цифрам.

Задание 4. Рассмотрите фотографии, которые сделал Мышонок. Скажите, какие из них он подарит цифре 3. Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Отметьте эти фотографии крестиком.

Познакомить детей с числом и цифрой 3, образованием числа 3, учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить писать цифру 3. Упражнять детей в умении уменьшать и увеличивать на 1.Использовать соответствующие знаки при решении примеров и задач. Закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его. Закрепить навыки счета. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Развивать логическое мышление и внимание. Воспитывать интерес к математике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цифра 3 Составила: Лягушина Л.В.

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Загадка.

Найдите ошибку и восстановите порядок. 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10 1 2 3 7 4 5 6 8 9 10

Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил? 3

Посмотрите! Птичья стая! Тройки по небу летают. Цифрой 3 сгибая сук, Смастерить несложно лук.

На плетень взлетел петух, Повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?

Сколько было яблок? Сколько осталось? 3 2 3 – 1 = 2

3 1 2 Образование числа 3

3 А вот это посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков - Состоит из двух крючков. 2 1 0 3

Магия числа Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о Трех поросятах, о Трёх медведях, о Трёх богатырях, о Трёх братьях, которые три раза пытались достичь какой-то цели? Стало традицией писать произведения в трёх частях (трилогии), картины (триптихи). У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1); символизировались треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Ну а что означает тройка как число имени? Это талант, разносторонность, веселость, указание на науку, мир искусства, на спорт, на все, что служит отдушиной человеку. Так что, Кати, Вити, Алёши, Димы и Феди, если вы учтёте это при выборе профессии, то обязательно придёте к успеху и славе.

Управление образования администрации Шатурского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20» Шатурского муниципального района Московской области

непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ

"Число и цифра 3".

Подготовила:

Воспитатель Куликова Ю.В.

МБДОУ "Детский сад № 20"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ «Число и цифра 3».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии.

Задачи:

- сформировать представления об образовании и составе числа 3,

- закрепить образ цифры 3 через разные виды деятельности,

Закрепить представления о сложении,

Закреплять знания о цифрах,

Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, формировать навык самоконтроля,

Закреплять умение правильно и аккуратно работать в тетрадях,

Развивать логическое мышление, внимание и память,

Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь.

Оборудование: интерактивная доска или экран, проектор, ноутбук, презентация с заданиями, конверт с письмом.

Раздаточный материал: грибочки, монеты, наборы цифр 1, 2, 3, знаки «+», «=», пластилин, тетради, простой карандаш (по количеству детей).

Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических задач, разучивание физкультминутки, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

Словесные : вопросы, индивидуальные ответы детей, задачи.

Игровые: сюрпризный момент, загадки, задачи, игры «Сосчитай грибочки», «Сосчитай поросят», физкультминутка "Напиши цифру 3 разными способами", «Разложи монеты».

Наглядные: карточки-цифры, слайды.

Практические: решение математических задач, выкладывание грибочков, монет, примеров, лепка цифры 3.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входят в группу, приветствуют гостей, встают вкруг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Знания получать пойдем.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, а в нем письмо. Интересно от кого оно?

«Здравствуйте ребята!

Приглашаю вас в королевство интересной математики, чтобы познакомиться с магическим числом.

С уважением Считалочка!"

Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы будем играть, решать «веселые» задачи, отгадывать загадки и, конечно же, познакомимся с магическим числом. А очутиться в королевстве интересной математики нам поможет наша интерактивная доска. Проходите, присаживайтесь по удобнее. (Слайд 2)

Примечание: Звучит музыка, дети рассаживаются за столы. Музыка останавливается щелчком мыши, когда дети сели на свои места.

Прежде, чем начать путешествие, вспомним правила поведения:
За столом сиди ты стройно и веди себя … СПОКОЙНО.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку … ПОДНИМИ.
Молодцы. Итак, в путь!

(Слайд 3 - аудиозапись) Вы узнаете, с каким магическим числом я вас хочу познакомить, если решите мои задачи.

(Слайд 4 - аудиозапись)

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить мне готов:
Сколько крот нашел грибов? (Три.)

Примечание: навести курсор на значок « », появится панель для воспроизведения аудиозаписи, нажимаем воспроизвести, далее по ходу чтения задачи щелчком мыши выводим динамические картинки.

Как получили три грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок .) (Слайд 5)

2+1=3 (Воспитатель демонстрирует на доске, а дети выкладывают на столе).

(Слайд 6 - аудиозапись) Мне на встречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько всего бежало поросят? (Три)

Ответ появляется на экране (Слайд 7)


Как получили три поросенка? (К одному прибавили одного и еще одного .) (Слайд 8)


1+1+1=3 (Дети выкладывают на столах)

Ребята, кто же догадался, с каким магическим числом захотела познакомить нас Считалочка? (Три )

А вот это – посмотри, (Слайд 9)

Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

Примечание: Воспитатель говорит слова, цифра 3 медленно появляется на доске.

Ребята, подумайте, как ни говоря, ни слова, сообщить о том, что у нас есть 3 предмета? (Показать, написать).

Предлагаю вам пройти на коврик и поиграть в игру "Напиши цифру 3 разными способами": как маляры (рукой в воздухе), как фигуристы (ногой на полу), как Буратино (носом).

Воспитатель с детьми садится на ковер или на стульчики, расставленные на ковре, рассказывает историю.

Ребята, в далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное, магическое. Когда считали 1, 2, то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Долгое время число три было для многих народов счастливым, магическим числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

Вспомните, в названии каких сказок встречается число 3, три героя? («Три медведя», «Три поросенка», «Три богатыря», Три дочери")

Подсказки:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Дети возвращаются на свои места.

Прочитайте по порядку ряд чисел: 1, 2, 3. (Слайд 10)

Посмотрите, у вас на столах лежат монеты. Подумайте, как можно набрать 3 рубля разными способами. (Дети высказывают свои предположения, раскладывают монеты на столах, затем сверяют способы получения числа 3). (Слайд 11)

Закрепление представлений о числе и цифре 3 (работа в тетрадях).

1. Откройте тетради, найдите окошечки с изображением разного количества предметов. (Слайд 12)

Поставьте справа столько точек, сколько предметов на картинке.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 13)

2. Рассмотрите внимательно рыбку. На что похожи ее чешуйки? (На цифру 3) Дорисуйте чешую у рыбки.

Тактильное упражнение: А теперь попробуйте вылепить из пластилина цифру 3. (Слайд 14)

Итог: Пришло время возвращаться в группу… (Дети с воспитателем выходят на ковер)

Вам понравилось в королевстве интересной математики?

С каким магическим числом познакомила нас Считалочка?

Как можно получить число 3?

Нарисуйте в воздухе цифру 3.

Что вам больше всего сегодня запомнилось, что понравилось делать, что было трудно?

На память о нашем путешествии Считалочка оставила нам игру «Засели домик числа 3» (Слайд 15)

Список литературы.

    Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два ступенька… - М., 2003.

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра… - Ярославль, 2001.

    Фалькович Т.Я., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М., 2005.

    Интернет-ресурсы.

Тема: «Число 3. Цифра 3»

Цель: формирование знаний о числе цифре 3.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с числом и цифрой 3, с образованием числа 3; закрепить навыки соотнесения числа, количества и цифры в пр. 3; продолжать учить понимать закономерность цифрового ряда: 1,2,3

2. Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность), пространственную ориентировку, речевую функцию;

3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебным занятиям.

Оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, предметные картинки, цифры кубики, раздаточный материал-индивидуальные карточки

Ход занятия:

1 .Огранизационный момент:

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

2. Коррекционная направленность занятия.

Упражнение: «Да-нет» (на вопросы отвечать только одним словом) - развитие слухового восприятия, произвольного внимания, мышления.

Упражнение «4-ый лишний» (работа с геометрическими фигурами)

3. Актуализация прежних знаний. Повторение изученного.

Игровое задание «Покажи соответствующую цифру»

Вечером встаёт луна, сколько в небе лун? (одна)

Ранним утром солнце всходит, сколько солнц на небе бродит? (одно)

Два щенка в футбол играли, одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет? (один)

Бежал зайчик вдоль равнин, значит зайчик был один.

К нему зайчиха прибежала, сколько зайцев теперь стало? (два)

4. Постановка цели занятия. Игровая мотивация: Кто герои этой сказки?

Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Сегодня познакомимся с числом 3 и цифрой, которое обозначает это число – цифрой 3.

5. Изучение нового материала.

Число 3. Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – иди!

Треугольник – три угла, посмотри-ка, детвора.

Стороны в нём тоже три: раз, два, три – ты посмотри!

Образование числа 3. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:

Два под берёзой, один – у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине?

Два мячика у Саши, один – у Наташи.

Вы мячики все эти скорей сосчитайте, дети!

Цифра 3 . А вот это – посмотри, выступает цифра три.

Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.

Встали вместе две подружки, две кудряшки-завитушки.

Встали вместе и смотри – получилась цифра три!

Это – месяц дугой, ниже месяц другой,

А теперь посмотри – получилась цифра три!

Закономерность цифрового ряда: 1,2,3

6. Физкультминутка

Один - подняться, потянуться; два - согнуться, разогнуться;

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка;

На четыре – руки шире, пять – руками помахать, шесть - на место тихо сесть,

Семь, восемь лень отбросим!

7. Закрепление изученного материала.

Игровые задания: «Живые цифры», «У кого сколько?», «Разноцветные шары» «Посчитай предметы, расставь соответствующие цифры» (работа с раздаточным материалом-индивидуальными карточками), «Покажи столько же пальчиков» (с опорой на слух (кол-во хлопков) и на цифру), «Как получилось число3?» (работа со счётными палочками)

8. Итог занятия.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

- познакомить с цифрой и составом числа 3;

Закрепить геометрические фигуры;

Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;

Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;

Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).

Затем загадывается загадка:

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на тебя.

(Светофор.)

Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

Выставляется цифра 3.

Выгнув шею-

Гусь и только,-

Цифра три

Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дети их называют.

Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.

Что еще почитать