Габриэль гарсиа маркес родился. Габриэль Гарсиа Маркес: «Великий Магический Реалист

«Габо» Гарсиа Маркес - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Родился в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена) в семье Габриэля Элихио Гарсиа (исп. Gabriel Eligio García) и Луизы Сантьяга Маркес Игуаран (исп. Luisa Santiaga Márquez Iguarán). Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре, но мальчик остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии - Транкилина Игуаран Коутс (исп. Tranquilina Iguarán Cotes) и полковник Николас Рикардо Маркес Мехиа (исп. Nicolás Ricardo Márquez Mejía). Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Когда Гарсиа Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой.

В 1940 году, в возрасте 13 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо, дочерью аптекаря.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, Гарсиа Маркес решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в Барранкилье. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известной как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру. С 1954 года Гарсиа Маркес работает в Боготе в газете «El Espectador», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы.

В 1956 году Гарсиа Маркес работал в Париже в качестве иностранного корреспондента данной газеты; там он пытался писать репортажи и рассказы, но серьёзных доходов от этого занятия не имел. Позднее он вспоминал: «Я собирал бутылки и старые газеты, за которые мне давали несколько сантимов. Временами я одалживал старую косточку у мясника, из неё варили похлёбку». Летом 1957 года 30-летний Гарсиа Маркес побывал в СССР на Московском фестивале молодёжи и студентов (приглашения он не имел, но сумел в Лейпциге пристроиться к землякам из колумбийского фольклорного ансамбля, поскольку неплохо пел и танцевал, играл на гитаре и барабанах). Воспоминания о поездке запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы кока-колы!». В декабре 1957 года Гарсиа Маркес переехал в Каракас, приняв предложение о работе в газете «El Momento».

В марте 1958 года Гарсиа Маркес ненадолго приезжал в Колумбию, где женился на Мерседес Барча, и вдвоём с ней вернулся в Каракас. В 1959 году у супругов родился старший сын, в будущем кинорежиссёр и сценарист Родриго Гарсиа, призёр Каннского кинофестиваля. В 1961 году семья переехала в Мексику; три года спустя у супругов родился второй сын, Гонсало, позднее работавший в Мехико графическим дизайнером.

Параллельно Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba; первоначально читатели эту повесть не оценили: из 2000 отпечатанных экземпляров было продано лишь около 800), в 1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен премии Ромуло Гальегоса.

В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию.

Во время президентства в США Б. Клинтона (1993-2001), Гарсиа Маркес по личной просьбе президента Мексики Карлоса Салинаса де Гортари, неофициально осуществлял посредничество при переговорах между Клинтоном и главой Республики Куба Фиделем Кастро.

В мае 2000 года в ежедневной перуанской газете La República под именем Гарсиа Маркеса была напечатана поэма «Кукла» (La Marioneta), которая послужила подтверждением информации о смертельной болезни писателя. Информация была быстро растиражирована газетами, однако вскоре выяснилось, что автором этого произведения является вовсе не всемирно известный автор, а мексиканский чревовещатель Джонни Велч (Johnny Welch), под чьим творением по неизвестным причинам оказалось имя Гарсиа Маркеса. Позднее факт ошибки признали оба. Однако и по сей день в сети очень часто встречаются эти строки, подписанные именем Нобелевского лауреата. Иногда не очень внимательные поклонники и авторы фан-роликов по непонятным причинам приписывают эту поэму и вовсе Пауло Коэльо.

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 года Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии. В октябре 2004 года Random House Mondadori и Grupo Editorial Norma опубликовали последнее произведение Гарсиа Маркеса - «Вспоминая моих грустных шлюх». За месяц до официальной презентации книжные «пираты» выкрали рукопись и запустили эту книгу в продажу. Писатель в ответ на это изменил финал повести. Миллионный тираж был раскуплен за рекордно короткий срок. Пиратские же подделки, большую часть которых конфисковала полиция, теперь предмет охоты для коллекционеров.

В 2006 году Педро Санчес, мэр городка Аракатака, в котором родился Гарсиа Маркес, предложил переименовать поселение в Макондо, в честь места действия романа «Сто лет одиночества». Было проведено голосование, но, хотя более 90 % проголосовавших высказались за переименование, город переименован не был, поскольку в голосовании приняла участие лишь половина из необходимых 7400 человек. 26 января 2006 г. вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Гарсиа Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико.

В 2009 году правительство Мексики признало, что мексиканские власти вели слежку за Габриэлем Гарсиа Маркесом с 1967 года по 1985 год (то есть в период президентства Луиса Эчеверрии и Хосе Лопеса Портильо) из-за его связей с коммунистическими режимами и лидерами.

Осенью 2010 года выходит сборник ранее не публиковавшихся выступлений Гарсиа Маркеса за период с 1944 по 2007 год. «Я здесь не для того, чтобы говорить речи» (Yo no vengo a decir un discurso).

В России был отмечен год Гарсиа Маркеса в 2012 году, потому что в это время совпали следующие круглые даты - 85 лет со дня его рождения, 45 лет с первой публикации великого романа «Сто лет одиночества», 30 лет с награждения писателя Нобелевской премией, 10 лет с момента первой публикации книги его воспоминаний «Жить, чтобы рассказывать о жизни».

Награждение Гарсиа Маркеса орденом Почёта «За вклад в укрепление дружбы между народами России и Латинской Америки».
Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы прошла выставка «Книги Габриэля Гарсиа Маркеса в сети библиотек Института Сервантеса». Там же открылась фотовыставка «Наш дорогой Габо».
В Институте Сервантеса прошла выставка современных российских художников «Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества. 45 лет роману - 45 взглядов из России».
Был показан цикл экранизаций произведений Гарсиа Маркеса.
Московский метрополитен также участвовал в торжествах с программой «Поэзия в метро». Начиная с 25 апреля семь вагонов Московского Метро перевозили пассажиров метро, знакомя их с иллюстрациями и фрагментами романов и юношеских стихов колумбийского писателя. Переводы стихов были выполнены литератором Григорием Аросевым специально для проекта.

Здоровье и смерть

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению - за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание - лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. 7 июля 2012 года BBC News со ссылкой на брата писателя Хаима Гарсиа Маркеса распространило новость о том, что Габриэль Гарсиа Маркес тяжело болен и страдает старческим слабоумием: «У него проблемы с памятью. Иногда я плачу, понимая, что теряю его», - сказал брат писателя, добавив, что из-за проблем со здоровьем Габриэль Гарсиа Маркес больше не может писать. Брат писателя также сообщил, что Гарсиа Маркес находится в удовлетворительной физической форме и «сохраняет присущее ему чувство юмора и энтузиазм».

31 марта 2014 года в министерстве здравоохранения Мексики сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес был госпитализирован из-за легочной инфекции и инфекции мочевыводящих путей в одну из клиник Мехико. Гарсиа Маркесу был назначен курс лечения антибиотиками. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето был проинформирован о госпитализации и написал в своем микроблоге в Twitter:

«Мне сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес помещен в больницу, я желаю ему скорейшего выздоровления.»
Позже сообщалось, что состояние Гарсиа Маркеса стабильно. 8 апреля он был выписан. Представитель госпиталя Хакелин Пинеда сообщила, что Гарсиа Маркес по-прежнему чувствует себя не очень хорошо, что объясняется его возрастом, поэтому дома он продолжит лечение.

16 апреля президент Колумбии и близкий друг писателя Хуан Мануэль Сантос заявил, что информация о том, что Гарсиа Маркес неизлечимо болен раком, является вымышленной:

Ранее, 15 апреля, близкие родственники Гарсиа Маркеса сообщили прессе, что его состояние стабильно, хотя ввиду возраста не исключена вероятность развития осложнений.

Габриэль Гарсиа Маркес скончался 17 апреля 2014 года на 88-м году жизни в своём доме в Мехико от почечной недостаточности и последовавшего за этим респираторного заболевания. До самого последнего момента рядом с писателем находилась супруга Мерседес Барча и двое сыновей, Гонсало и Родриго.

В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур.

Цитаты

« У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо - огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим».»

« Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России.

Романы

Проклятое время (La mala hora) (1962)
Сто лет одиночества (Cien años de soledad) (1967)
Осень патриарха (El otoño del patriarca) (1975)
Любовь во время чумы (El amor en los tiempos del cólera) (1985)
Генерал в своем лабиринте (El general en su laberinto) (1989)
О любви и прочих бесах (Diatriba de amor contra un hombre sentado y Del amor y otros demonios) (1994)

Повести

Палая листва (La Hojarasca) (1955)
Полковнику никто не пишет (El coronel no tiene quien le escriba) (1961)
Хроника объявленной смерти (Crónica de una muerte anunciada) (1981)
Вспоминая моих несчастных шлюшек (Memoria de mis putas tristes) (2004)

Сборники рассказов

Глаза голубой собаки (1947)
Похороны Великой мамы (1962)
В один из этих дней (1962)
Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке (1978)
Двенадцать рассказов-странников (1993)

Документальная проза

Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля (1970)
Одиночество Латинской Америки (1982)
Аромат гуавы (1982, в соавторстве с Апулейо Мендоза)
Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили (1986)
Меняя историю Африки: Ангола и Намибия (1991, в соавторстве с Дэвидом Дёичманном) История похищения (1996)
Страна для детей (1998)
Жить, чтобы рассказывать о жизни (2002)

Экранизации

1979 - «Вдова Монтьель» (режиссёр Мигель Литтин)
1987 - «Хроника объявленной смерти» (режиссёр Франческо Рози)
1992 - «Только смерть приходит обязательно» (режиссёр Марина Цурцумия)
1999 - «Полковнику никто не пишет» (режиссёр Артуро Рипштейн)
2007 - «Любовь во время холеры» (режиссёр Майкл Ньюэлл)
2007 - «Человек-ветер» (режиссёр Хуат Ахметов)
2011 - «Вспоминая моих печальных шлюх» (режиссёр Хеннинг Карлсен)

Мультфильм

1990 - «Очень старый человек с огромными крыльями» (режиссёр Олег Белоусов)

Габриэ́ль Хосе́ де ла Конко́рдиа «Гáбо» Гарси́а Ма́ркес - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. ЛауреатНейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».абриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена) в семье Элихио Гарсия и Луизы Сантьяго Маркес. Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре. Маркес остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Когда Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен Премии Ромуло Гальегоса.

В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию.

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению - за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание - лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. 7 июля 2012 года BBC News со ссылкой на брата писателя Хаима Гарсиа Маркеса распространило новость о том, что Габриэль Гарсиа Маркес тяжело болен и страдает старческим слабоумием: «У него проблемы с памятью. Иногда я плачу, понимая, что теряю его», - сказал брат писателя, добавив, что из-за проблем со здоровьем Габриэль Гарсиа Маркес больше не может писать. Брат писателя также сообщил, что Маркес находится в удовлетворительной физической форме и «сохраняет присущее ему чувство юмора и энтузиазм».

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 году Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии.

26 января 2006 г. вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Легендарный писатель и прозаик, талантливый журналист и грамотный деятель политики из Колумбии. В литературе его знают как «великого магического реалиста». Он был лауреатом разных премий и наград. Огромное количество поклонников невероятного таланта мастера часто называло его сокращенным именем Габо.

В разговорной речи людей из разных стран часто можно услышать изречения из произведений автора. Они так прочно укоренились в разных языках, что уже стали обыденностью. О самом прозаике наверняка слышал каждый. Его книги - это комбинация обыденного и чудесного, правдивого и вымышленного. В произведениях Маркеса отражаются фольклорные традиции народов Латинской Америки.

Рейтинг всех лучших книг

Наименование Краткое содержание
«Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля» Произведение написано в жанре документального романа. Это одно из ранних творений прозаика, где он расскажет немного о судьбе восьми моряков, служивших на военном корабле. Из-за шторма их смыло за борт. Товарищи искали моряков на протяжении долгих десяти дней. В произведении автор передает эмоции и переживания моряков, их борьбу за жизнь и не угасающую надежду.
«Жить, чтобы рассказать о жизни» В этой книге автор делится своими детскими воспоминаниями. В них реальность и выдумка гармонично переплетаются между собой, и определить, где что, практически невозможно. Это необычные мемуары, отражающие «чистую правду» писателя.
« » Это произведение считается одним из легендарных творений 20 века. В нем описана интересная, но неординарная история скрытого глубоко в тропических лесах поселения Макондо, начиная с его создания и заканчивая упадком. Это книга о роде Буэндиа, для которого волшебство - это обыденность. В клане кипят страсти, ведь он полон самых разных личностей, как плохих, так и хороших.
«Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили» Это произведение в жанре документального романа, который представляет собой великолепную стилизацию увлекательных событий из жизни Литтина на своей родной земле. В книге рассказана история Минеля Литтина (чилийского режиссера), который вернулся на родину с целью показать, чем обернулись для государства 20 лет диктатуры. Несмотря на опасность для своей жизни, он снял полноценный фильм о жизни в Чили.

Творение произвело фурор в США, а в Чили весь тираж был предан огню по инициативе Аугусто Пиночета.

«Любовь во время чумы» Любовная история о том, что любовь побеждает проблемы, человеческое несовершенство, пространство и время. Главная красавица романа отвергла любовь старого друга и выбрала знаменитого доктора, мечтавшего побороть чуму. Но старый друг все же ждет, веря, что красавица будет с ним.
Сборник рассказов «Глаза голубой собаки» В нем представлено немало интересных рассказов. Из них читатель может узнать, почему же негритенок Набо заставляет ждать ангелов, зачем красавица стала кошкой, что случается в Макондо, когда идут дожди, от чего умирает человек. А также о многом-многом другом.
« » Книга была экранизирована. Она повествует о жизни, о злом роке, настигающем всех. В ней писатель пишет о трагедии, которая была предсказуема. Она повергла крохотное поселение в шок. Смерти не хочет никто, даже будущие убийцы. Но время уже не удастся остановить.
«Осень патриарха» Тема произведения - абсолютная власть, о чем Маркес давно мечтал написать. Книга повествует о диктаторе, который так долго управляет государством, что уже не помнит, с чего все началось. Он - человек, повелитель человеческих судеб, миф, который ожил, и кукла в руках судьбы.
«О любви и прочих бесах» Произведения Маркеса всегда пронизаны любовью, и это его творение - не исключение. Главная героиня - прекрасная аристократка, которую отправили в монастырь, считая, что в ее душе живут бесы. Молодой служитель монастыря решил спасти женскую душу, но его остановила любовь и страсть.
Рассказы из сборника «Двенадцать рассказов-странников» В него вошли рассказы, написанные Маркесом на протяжении восемнадцати лет. Они удивляют хорошим слогом, увлекательным стилем и гениальностью авторской идеи. Это короткие повествования о существовании латиноамериканцев в Европе.
«Палая листва» Это история о поселении Макондо, опубликованная первой. В ней поднимаются типичные для творчества Маркеса тематики. В книге отображается четверть века существования городка, а главные герои - отец, дочь и внук. Их жизнь полна трагичных и забавных событий.
«Проклятое время» Это еще одна история о поселении Макондо, где происходят необъяснимые события. В городе царит любовь и ненависть. Вряд ли удастся предугадать или остановить судьбу.
« » Считается, что это одно из наиболее гениальных прозаических произведений среди всех творений латиноамериканских писателей. Сюжет расскажет о смене власти в колумбийском государстве, о коррупционерах и полковнике - главном герое. Он несет бремя жалкого обитания в крохотном городке, но жизнь была невероятной.
Рассказы из сборника «Похороны Великой мамы» В них автор достиг своего совершенства. Он играет с персонажами, их эмоциями, переживания и характерами, делает упор на волшебство и обыденность, подчеркивает реальность и гротеск.
Сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке» Эти рассказы очень точно характеризуют «зрелый» период в творчестве прозаика. Уже тогда он стал лучшим в жанре магического реализма. Сюжеты этих рассказов забавны и пугающи, условны и увлекательны, чудесны и чудовищны.
«История похищения» Это документальный роман, который считается одним из самых увлекательных. В книге описаны события 1900 года, когда были похищены девять журналистов по инициативе Пабло Эскобара и других наркобаронов. Они согласились вернуть заложников в обмен на отмену пожизненного заключения членов наркомафии. И тогда роль посредника была доверена удивительному человеку.
«Генерал в своем лабиринте» В книге описана история Симона Боливара - человека-легенды, легендарного героя борьбы за независимость. Габриэль Маркес рассказывает о последних месяцах жизни, о которых практически ничего не известно.

Каждое из вышеописанных произведений - это маленькая легенда, шедевр в жанре магического реализма. Каждая книга завоевала любовь читателя сразу после выхода и пользуется ею до сих пор.

Биография Габриэля Гарсиа Маркеса

Полезная информация! Многие не знают, как правильно ставит ударение. Габриэль - ударение на последний слог, Гарсиа - ударение на предпоследний слог, Маркес - ударение на первый слог.

Детство и юность

Детство и юность писателя прошли в Колумбии. Родился Габриэль Гарсиа Маркес в 1927 году в крохотном городке Араката. Его родители - Габриэль Элихио Гарсиа и Луиза Маркес Игуаран - имели всего одиннадцать детей. Отец работал телеграфистом, параллельно заканчивая обучение на фармацевта. Когда Габриэлю было два года, отец и мать отправились в другой город, чтобы отец попробовал себя в роли фармацевта.

Маленький Габи остался на попечении бабушки и дедушки. Так как он не знал своих родителей, те, кто его воспитывал, и повлияли на развитие и духовное становление будущего писателя. Его дед - деятель политики, военнослужащий в отставке, участвовавший в гражданской войне - появляется во многих романах внука. Бабушка - мудрая и гордая женщина, отличная хозяйка - была представлена в женских образах.

Дедушка и бабушка познакомили будущего прозаика с тонкостями языка, с мифологией разных народов, с интересными историями из жизни. Все это впоследствии отразилось в его творчестве и стало его знаковым отличием.

Еще с детства для Габриэля реальность и волшебство были взаимосвязаны. Он любил загадочный дом своих воспитателей, где, по мнению домочадцев, обитали духи. Их не боялись, они были родными, ведь это были предки. Исследователи уверены, что это также отразилось в дальнейшем творчестве Маркеса.

Когда дед умер, в возрасте девяти лет Габриэль переехал жить к родителям. Он учился сначала в местном интернате, а затем в колледже иезуитов. Именно там подросток увлекся поэзией, стал писать стихи и создавал заметки для газеты школы.

По велению родителей Маркес стал студентом Боготсткого национального университета, он стал учиться на юриста. На одном из вечеров танцев юный писатель познакомился с прекрасной Мерседес, которая и стала его единственной женой.

Начало литературной деятельности

Начало литературной деятельности пришлось на время учебы. Обучаясь в университете, Габриэль убеждался в том, что юриспруденция - это не его. Он погружался в удивительный мир журналистики и литературы, совершенствуясь в написании произведений. Уже тогда окружающие вдохновлялись рассказами и стихами автора.

Огромное влияние на дальнейшее творчества Маркеса оказали Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Вирджиния Вульф и Франц Кафка. Под влиянием последнего была создана повесть «Третий отказ», которую опубликовали в 1947 году в столичном «Наблюдателе».

Через три года Габриэль бросил учебу и стал работать журналистом в барранкильской газете «Глашатай». Он также был членом сообщества журналистов и писателей. Спустя четыре года Маркес отправился в столицу, где ему предложили работу в газете «Зритель». Там он создавал рецензии к фильмам и крохотные статьи.

Спустя два года, после закрытия газеты «Зритель» из-за публикации скандальных рассказов Маркеса о моряках, он отправился работать в Париж. Ему доверили роль иностранного корреспондента. Деятельность была низкооплачиваемой, и позже Маркес признался, что для того, чтобы хоть как-то существовать, он собирал бутылки и сдавал макулатуру. Единственное преимущество должности - возможность путешествия по всему миру. Больше всего писателя впечатлило путешествие в СССР, которое он охарактеризовал как уникальную поездку за 22,5 миллиона квадратных километров без рекламирования «Кока-колы».

Далее Габриэль неоднократно менял место жительства, принимая предложения о работе от разных газет. В 1958 году Маркес женился на любимой Мерседес, а уже спустя год у них родился сын - Родриго Гарсиа (кстати, впоследствии он стал известным сценаристом и кинорежиссером). Спустя три года Маркес стал счастливым отцом сына Гонсало (во взрослой жизни он стал графическим дизайнером).

На протяжении всей жизни Габриэль продолжал писать стихи, рассказы, повести и романы. Известность ему принесла повесть «Палая листва». Издать это произведение писателю помогли друзья, которые скинулись на публикацию.

Мировая известность

Следующим опубликованным произведением стала повесть «Полковнику никто не пишет», которую сначала читатели не оценили, а позже она переиздавалась на разных языках мира. Мировую известность автору принес роман «Сто лет одиночества» (хотя до этого Габриэль публиковал еще несколько своих творений). Роман тут же удостоили премии Ромуло Гальегоса.

«Сто лет одиночества» - это произведение, которое раскупили менее чем за две недели. Оно произвело фурор и было названо шедевром латиноамериканской прозы. Позже роман издали на всех европейских языках. Далее писатель писал книги и вел журналистскую деятельность.

В 1989 году у Маркеса обнаружили рак легких. Объяснение простое: ежедневно автор выкуривал по три пачки сигарет. Спустя три года врачи сделали операцию, и болезнь ненадолго отступила. Но в 1999 году Габриэлю вновь диагностировали рак - лимфому. Несколько операций и длительный курс лечения позволили писателю жить дальше и творить для своих поклонников.

В 2012 году у писателя обнаружили болезнь Альцгеймера. Спустя два года Габриэль подхватил легочную инфекцию и был госпитализирован. Врачи выписали писателя и близкие сообщили прессе о стабилизации состояния. Но спустя всего два дня писатель скончался. Причиной стала острая инфекция дыхательный путей и почечная недостаточность. Кремация была произведена в ту же ночь.

Прощание с мастером

Чтобы попрощаться с мастером, на его похороны прибыли известные личности - политики, писатели, общественные деятели, литераторы и многие другие. Прощальное письмо над прахом Маркеса зачитали президенты Мексики и Колумбии.

Сегодня место захоронения держат в секрете. А прах мастера разделен между двумя странами.

Награды и премии

Габриэль Гарсиа Маркес был удостоен нескольких значимых наград и премий:

  • Орден Ацтекского орла (1982 гол, Мексика);
  • Орден Почета (3 марта 2012 год, Россия) - награда была вручена автору за внесенный им вклад в укрепление дружеских отношений между народами Латинской Америки и Российской Федерации.

А также он получал такие премии за книгу «Сто лет одиночества»:

  • премия Чьянчяно в Италии;
  • лучшая зарубежная книга, Франция;
  • одна из 12 книг года, США;
  • награда Ромуло Галлегос;
  • Ньюштадтская премия;
  • Нобелевская премия.

Помимо этого, Габриэль Маркес был удостоен Ордена Почета в России, который ему вручили в 2012 году в возрасте 84 лет.

Интересных фактов, которые во время жизни случались с Габриэлем Гарсией Маркесом, немало. О них будет интересно узнать поклонникам творчества писателя и читателям. А именно:

  1. В повествовании «Последнее путешествие корабля-призрака» фигурировало слово «halalcsillag», которое не имело перевода или комментариев от изданий, публиковавших этот рассказ писателя. В действительности это не абстрактное слово. Это венгерское слово, которое имело конкретный смысл, в переводе оно обозначает «смертельная звезда». Оно олицетворяло собой черный юмор Маркеса, так как Венгрия не было морским государством.
  2. В одной из перуанских газет, которая выходила каждый день, в 2000 году опубликовали поэму под названием «Кукла» под авторством Габриэля Маркеса. Она стала своеобразным разоблачением и подтверждением того, что писатель смертельно болен. Газета продалась невероятными тиражами, но вскоре читатели узнали, что в действительности автором был Джонни Велч - чревовещатель из Мексики. Почему его статья вышла под именем Маркеса, оставалось загадкой, но факт ошибки был признан обоими писателями. Даже сегодня можно увидеть в сети строки из этой поэмы, подписанные именем Маркеса. Некоторые считают Пауло Коэльо автором «Куклы», что ошибочно.
  3. В 2004 году издания издали последний роман Маркеса. Но за некоторое время до официальной презентации произведения книжные «пираты» украли рукопись и начали ее продажу. Писатель не растерялся и изменил финал своего произведения, что привело к тому, что многомиллионный тираж раскупили в кратчайшие сроки. А вот пиратские подделки в большинство своем были конфискованы полицией. Сегодня за ними отчаянно охотятся коллекционеры.
  4. Маркес родился в городке Араката, и мэр этого города по имени Педро Санчес предложил в 2006 году переименовал его в Макондо (именно в этом месте развивались события из легендарного романа «Сто лет одиночества»). Было проведено голосование, и 90% жителей города, которые приняли в нем участие, проголосовали за переименование. Но в голосовании должны были принять участие 7400 человек, а приняла только половина. Именно поэтому город не был переименован.
  5. Правительство Мексики в 2009 году признало то, что в 1967-1985 годах мексиканские власти следили за писателей из-за его связей с коммунистическими лидерами и режимами.
  6. На испанском языке произведения писателя печатались тиражом, который уступал только Библии.
  7. Книга воспоминаний писателя представлена тремя томами, а над ее написанием автор трудился ежедневно с 9 утра до 3 вечера.
  8. Чтобы добиться невероятной художественной выразительности, произведение «Полковнику никто не пишет» автор переписывал 11 раз.
  9. Габриаэль Маркес в США был объявлен персоной «non grata», но Билл Клинтон отменил этот вердикт после того, как назвал произведение «Сто лет одиночества» своим любимым.
  10. При президенте Билле Клинтоне Маркес был неофициальным дипломатом между Фиделем Кастро (лидер кубинской революции) и американским президентом. На это Габриэль согласился по личной просьбе Карлоса де Гортари.
  11. Последние два года своей жизни Маркес страдал болезнью Альцгеймера. Он узнавал только любимую супругу Мерседес, которая поддерживала его в творческой деятельности на протяжении всей жизни.
  12. Габриэль влюбился в свою будущую жену Мерседес после первой встречи на танцполе, и уже тогда он знал, что она будет его женой. Они прожили в счастливом браке 56 лет (до смерти писателя). Маркес ласково называл жену «моя маленькая Мече» (она была младше его), а Мерседес звала Габриэля «Габито».

Библиография произведений Маркеса

С библиографией произведений Маркеса можно ознакомиться в таблице, где указан год написания и жанр.

Жанр литературы Произведения и год написания
Романы «Недобрый час», 1959;

«Проклятое время», 1962;

«Сто лет одиночества», 1967;

«Осень патриарха», 1975;

«Любовь во время холеры», 1985;

«Генерал в своем лабиринте», 1989;

«О любви и прочих бесах», 1994.

Повести и рассказы «Третье смирение», 1947;

«Другая сторона смерти», 1948;

«Ева внутри своей кошки», 1948;

«Тувалкаин кует звезду», 1948;

«Огорчение для троих сомнамбул», 1949;

«Диалог с зеркалом», 1949;

«Женщина, которая приходила ровно в шесть», 1950;

«Про то, как Натанаэль наносил визиты», 1950;

«Набо - негритенок, заставивший ждать ангелов», 1951;

«Тот, кто ворошит эти розы», 1952;

«Ночь, когда хозяйничали выпи», 1953;

«Мужчина приходит во время дождя», 1954;

«Палая листва», 1955;

«Исабель смотрит на дождь в Макондо», 1955;

«Полковнику никто не пишет», 1961;

«Море исчезнувших времен», 1961;

«Искусственные розы», 1961;

«У нас в городе воров нет», 1962;

«Незабываемый день в жизни Бальтасара», 1962;

«Сиеста во вторник», 1962;

«Бакламан Добрый, продавец чудес», 1968;

«Самый красивый утопленник в мире», 1968;

«Последнее путешествие корабля-призрака», 1968;

«Рассказ неутонувшего в открытом море», 1970;

«За любовью неизбежность смерти», 1970;

«Хроника объявленной смерти», 1981;

«Счастливое лето сеньоры Форбес», 1982;

«Следы твоей крови на снегу», 1982;

«Мария дус Празериш», 1992;

«Счастливого пути, господин президент!», 1992;

«Трамонтана», 1992;

«Августовские страхи», 1992;

«Святая», 1992;

«Свет - всё равно что вода», 1992;

«Самолет спящей красавицы», 1992;

«Я пришла только позвонить по телефону», 1992;

«Семнадцать отравленных англичан», 1992;

«Я нанимаюсь видеть сны», 1992;

«Любовь и другие демоны», 1994;

«Сообщение о похищении», 1996.

Сборники рассказов «Глаза голубой собаки», 1947;

«Похороны Великой мамы», 1962;

«В один из этих дней», 1962;

«Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке», 1978;

«Двенадцать рассказов-странников», 1993.

Документальная проза «Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля», 1970;

«Одиночество Латинской Америки», 1982;

«Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили», 1986;

«Меняя историю Африки: Ангола и Намибия» (в соавторстве с Дэвид Деичманн), 1991;

«История похищения», 1996;

«Страна для детей», 1998;

«Жить, чтобы рассказать о жизни», 2002.

Экранизации, фильмы «Вдова Монтьель», 1979, режиссер - Мигель Литтин

«Хроника объявленной смерти», 1987, режиссер - Франческо Рози

«Только смерть приходит обязательно», 1992 год, режиссер - Марина Цурцумия;

«Полковнику никто не пишет», 1999, режиссер - Артуро Рипштейн;

«Любовь во время холеры», 2007, режиссер Майкл Ньюэлл;

«Человек-ветер», 2007, режиссер - Хуат Ахметов.

Экранизации, мультфильмы «Очень старый человек с огромными крыльями», 1990, режиссер - Олег Белоусов.

Маркес родился в небольшом провинциальном городке, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец - Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.

Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть «Полковнику никто не пишет», первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман «Недобрый час». Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962).

В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может «начать диктовать машинистке первую главу слово за словом». На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

В 1972 г. появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке». Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет «История одной смерти, о которой знали заранее», а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.

1982 - Получает Нобелевскую премию по литературе за «романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистичное объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты континента».

Что еще почитать