Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе. Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

КОНСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тема «Пирожки для Мишки»

Цели:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Материал: таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.

Предварительная работа: игры с песком и водой, лепка, знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь».

Ход занятия

В группу к детям приходит Медведь. Дети знакомятся с ним, отгадывают, из какой он сказки. Миша рассказывает, что отправила его Машенька отнести пирожки бабушке и дедушке, а он потерял корзину с пирожками и не знает, как ему быть. Ребята предлагают варианты решения Мишкиной проблемы:

  • пойти в лес и найти корзину с пирожками;
  • купить пирожки в магазине;
  • нарисовать пирожки;
  • слепить их из песка.

Воспитатель спрашивает у детей, что им необходимо для лепки пирожков из песка. Дети самостоятельно берут песок, формочки, доски для лепки.

В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются. Приходят к выводу: пирожки из сухого песка слепить невозможно.

Решение проблемы: дети предлагают добавить в песок воду. Они рассматривают сухой и сырой песок, сравнивают и делают вывод: вода соединила песчинки, и они не рассыпаются.

Дети лепят пирожки для Мишки и делают вывод: - лепить можно только из сырого песка; чтобы получить сырой песок, необходимо добавить воду в сухой песок.

В конце занятия проводится игра-моделирование по методу «маленьких человечков»: воспитатель «превращает» мальчиков в сухие песчинки и «пытается» слепить из них пирожки для Мишки. Песчинки-мальчики разбегаются. Воспитатель призывает на помощь капельки воды - девочек. Соединяя детей (песчинки и капельки воды) в пары, а затем - в круг, «лепит» большой пирог. Дети водят хоровод, исполняя песню:

Как для Маши и для Миши испекли мы пирожок,

Вот такой ширины, вот такой ужины,

Вот такой нижины, вот такой высоты!

Из песочка и водички - бабушке и дедушке!

Тема «Прятки» - игры с водой

(для детей младшего дошкольного возраста)

Цели:

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;

Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;

воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.

Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».

Ход занятия

В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.

Раз, два, три, четыре, пять - будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку,
попробуйте ее найти.

Раз-два, раз-два -

начинается игра. Раз,
два, три, четыре, пять -

Пора глазки закрывать.

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

Раз, два, три, четыре, пять -

можно глазки открывать и игрушку называть.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:

«Раз, два, три, четыре, пять - можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три - игрушки отыщи!»

Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

Тема «Освобождение бусинок из ледяного плена» (для детей среднего дошкольного возраста)

Цели:

создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.

Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода -

Неподвижна и тверда.

Что же случилось с водой?

Ответы детей:

  • она превратилась в лед;
  • наверное, это было зимой, и она замерзла;
  • вода превратилась в, лед от мороза.
    Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их

в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:

А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предположения.

Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо - плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой):

  • можно погреть в руках, они теплые, лед и растает
    (хорошо - лед растает, и бусинки освободятся;
    плохо - руки замерзнут);
  • можно отогреть в варежках (хорошо - лед тоже
    растает, и бусинки освободятся; плохо - варежки
    намокнут);
  • молено положить на батарею (долго ждать придется);
  • есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;

- ; можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься; можно положить в теплую воду, там лед растает;

  • можно оставить просто в группе - у нас тепло.
    Выбирают три гипотезы и проверяют их:
  • поставить на батарею;
  • погреть в руках;
  • положить в теплую воду.

Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.

Выводы:

Быстрее всего бусинки освободила Теплая вода;

Я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;

На батарее бусинки дольше были в плену, а потом
освободились.

Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена»: воспитатель в роли бусинки, дети - замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон - «бусинка в ледяном плену».

Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку - воспитателя.


ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

Испечем угощение

Цель . Дать представление о том, что мокрый песок прини-мает любую нужную форму.

Оборудование.Емкости с сухим и мокрым песком, формочки для песка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится мокрый песок. Дети трогают песок в обеих емко-стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям ис-печь угощение для мам: скатать колобки и сделать «пирожные» с помощью формочек. Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание на то, что песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Далее воспитатель предлагает малышам про-делать то же самое с сухим песком. У вас получается? (Нет.) Почему? (Потому что песок не лепится.) Почему песок не ле-пится? (Потому что он сухой.)

Вывод. Из мокрого песка можно лепить, а из сухого — нет.

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке оста-ются следы и отпечатки.

Оборудование. Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям на сухом пес-ке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет.) Воспитатель смачивает песок, перемешивает его. ровня-ет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да.) Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему подучи-лись отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок на- мочили.)

Вывод. На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом — нет.

Песчинки

Цель Дать представление о том, что песок *то множес-тво песчинок.

Оборудование. Емкость с сухим песком, лист бумаги.

Ход занятия Ребята, что у меня в стаканчике? Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного пес-чинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бума» и. Чтобы получилась большая горка носка.

нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод . Песок состоит из множества песчинок.

Цель . Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Оборудование . Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям емкость с песком и предлагает сунуть руки в него. Что это? {Песок.) Достаньте ручки. Они мокрые? (Нет, сухие.) Значит, и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чис-тыми? (Да.) Это потому что песок сухой, он легко стряхивается с рук. Затем воспитатель наливает в емкость с песком воду так, чтобы песок стал влажным, и снова предлагает детям сунуть в него руки. Какой стал песок? (Мокрый.) А почему песок мок-рый? (Потому что его полили водой.) Достаньте ручки. Какие стали ручки? (Мокрые, грязные.) Стряхните ручки. Стали руки чистыми? (Нет.) Это потому что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Помыть их водой.)

Вывод. Песок бывает сухой и мокрый, если его полить во-дой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый — нет.

Цель. Дать представление о том, что сухой песок может сы-паться.

Оборудование. Емкости с сухим и мокрым песком, песоч-ный набор: воронка, сито, мельница.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится сухой песок. Дети трогают песок в обеих емко-стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям набрать в кулачок горсть сухого песка и выпустить его малень-кой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплет- ся.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с мокрым песком. Что происходит с мокрым песком? (Он не сыплется.)

Воспитатель показывает малышам песочный набор и объясня-ет, как с ним играть: просеивать сухой песок, сыпать его через воронку на мельницу и т. д. Воспитатель предлагает детям про-делать те же манипуляции с мокрым песком. У вас получается? (Нет,) Почему? (Потому что песок не сыплется.) Почему пе-сок не сыплется? (Потому что он мокрый.) Затем дети играют с сухим песком.

Вывод. Сухой песок сыплется, а мокрый — нет.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

Поймаем воздух

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден.

Оборудование . Полиэтиленовый пакет.

Ход занятия . Воспитатель предлагает детям посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтилено-вый пакет. Что там? (Он пуст.) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем ею. Наш пакет полон воздуха и похож на по-душку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.) Опять на-берем в пакет воздух и снова его выпустим (2—3 раза).

Вывод. Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо пой-мать.

Этот же опыт можно проделать с воздушным шаром: сна-чала надуть его, а потом постепенно выпускать воздух из от-верстия шара, направив его на руку ребенка, чтобы он ощущал движение воздуха.

Наберем воздух в стакан

Цель. Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Оборудование . Емкость с водой, стакан.

Ход занятия . Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, обращая вни-мание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Выпустим воздух из стакана

Цель. Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Оборудование . Емкость с водой, стакан.

Ход занятия . Воспитатель снова опускает стакан в емкость с водой, но теперь держит стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод . Если воздух выпустить из стакана, то его место зай-мет вода.

Буря в стакане

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование . Стакан с водой, соломинка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям опустить соломинку в стакан с водой и подуть в нее. Что получается? Пузырьки воздуха вырываются на поверхность. Это происхо-дит потому, что воздух легче воды.

Вывод. Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды.

Утопим игрушки

Цель . Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование . Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям резиновую иг-рушку. Загнем несколько раз нажимает на нее, направляя выходя-щую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в иг-рушке есть воздух.) Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает.) Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод . Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Мой веселый звонкий мяч

Цель . Дать представление о том, что мячик прыгает высо-ко, потому что в нем много воздуха.

Оборудование . Два мяча: новый и старый проткнутый.

Ход занятия . В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. Что это такое? (Мяч.) Посмотрите, какой он большой, упругий, как вы-соко прыгает. А вот если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет пры-гать. Воспитатель бьет мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха.)

Вывод . Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

Лодочка, плыви

Цель . Дать представление о том, что предметы могут пере-двигаться при помощи воздуха.

Оборудование . Таз с водой, бумажные лодочки.

Ход занятия . Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (Она плывет.) Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем.) Так и настоящие лодки тоже мо-гут плыть благодаря ветру.

Вывод . Лодки могут передвигаться по воде при помощи ветра.

Сделаем ветерок

Цель. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха Оборудование. Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

Ход занятия. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, есть ли ветер. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, и тогда ветер «приходит в гости».) Можно поздороваться с ним. Затем вос-питатель предлагает подумать, откуда берется ветер. (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздает ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть на ни-точки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают.) Да. бабочки и божьи коровки улетают благодаря струнке вет-ра. идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту; двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод Ветер — это движение воздуха. Ветер можно изоб-разить — сделать глубокий вдох и подуть.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КАМНЯМИ

Помоем камешки

Цель. Дать представление о том, что камни тонут в вазе, потому что они тяжелые.

Оборудование. Емкость с водой, камни, перышко.

Ход занятий. Воспитатель предлагает детям поместить камни в емкость с водой. Что произошло? (Камни утонули) Почему? (Потому что они тяжелые .) Для сравнения воспита-тель опускает в воду перышко, обращав внимание детей на то. что оно не утонуло, потому что перышко лотос.

ВыводТяжелые предметы в воде тонут, а легкие — нет.

Теплый — холодный

Цель. Дать представления о том, что камни могут быть теплым и холодным.

Оборудование. Два небольших камешка.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям камни, пред-лагает их потрогать. Затем воспитатель кладет один камень на подоконник (зимой) или в холодильник, а другой — на батарею. Через некоторое время воспитатель предлагает детям поочеред-но потрогать камни, отмечая, что они стали холодными и теп-лыми.

Вывод. Камни могут быть холодными и теплыми в зависи-мости от окружающей температуры.

Какой формы камень?

Цель. Дать представление о том, что камни имеют различ-ную форму.

Оборудование . Камни различных форм.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям камни, обра-щая внимание на то, что они разной формы. Дети берут кам-ни в руки, а воспитатель просит их обвести пальчиком силуэт камня. Воспитатель объясняет, что камни могут быть округлой формы, без уголков, и могут катиться; могут быть плоскими, как тарелочка, а могут быть с уголками.

Выво д. Камни имеют разную форму.

Легкий — тяжелый

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяже-лые и легкие.

Оборудование . Три камня, резко контрастные по величине.

Ход занятия . Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие.) Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обраща-ет внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый.)

Вывод . Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Твердый — мягкий

Цель. Дать представление о том, что камни твердые.

Оборудование. Камень и кусочек поролона примерно оди-наковой формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям камень и по-ролон и предлагает им определить, что из них тяжелее. После этого воспитатель предлагает детям сжать в руке сначала поро-лон. Что произошло? (Поролон сжался.) Почему? (Потому что он мягкий.) Затем воспитатель предлагает сжать камень. Что произошло? (Камень не сжимается.) Почему? (Потому что он твердый.)

Вывод. Камни твердые.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С БУМАГОЙ

Бумажные листочки

Цель. Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование. Лист бумаги, емкость с водой.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить, тяжелый он или легкий. Затем предла-гает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони.) Почему? (Потому что он легкий.) Далее вос-питатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произо-шло? (Листок плавает.) Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая.)

Вывод. Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде.

Тонкая — толстая

Цель. Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Оборудование. Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям два листа различной бумаги, дает их потрогать и обращает внимание на то» что один лист бумаги тонкий, а другой — толстый. Затем воспитатель предлагает детям смять тетрадный листок. Что получилось? (Он легко смялся.) Почему? (Потому что листок тонкий.) То же воспитатель предлагает проделать с картоном. Что произошло? (Он не мнется.) Почему? (Потому что листок толстый.)

Вывод.Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага лег-ко мнется, а толстая — нет.

Порвем бумагу

Цель.Дать представление о том, что бумага может рваться.

Оборудование . Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям два листа бу-маги, отмечая ее толщину. Затем предлагает оторвать кусочек от тонкого листа бумаги. Что произошло? (Бумага легко порва-лась.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с толстым листом бумаги. Что произошло? (Бумага не рвется.) Почему? (Потому что она толстая.)

Вывод. Тонкая бумага легко рвется, а толстая — нет.

Сценарий родительского собрания

Тема. Опытно-экспериментальная деятельность детей ран-него возраста.

Форма проведения собрания. Семинар-практикум.

Цель . Сформировать представление у родителей об экспе-риментаторской деятельности детей раннего возраста и ее зна-чении.

Оборудование . Пять прозрачных стаканов, гуашь четырех цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, пе-рышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

  1. Теоретический материал. Консультация для родителей «Маленькие исследователи».
  2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрос-лых; «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно за-метить, что это не просто проказы, а действия активного экс-периментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведе-нии малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не толь-ко чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объ-екта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согла-ситесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и го-ворить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила иле могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментиро-вание.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофееча ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи — кот Васька. Это действие - игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалил-ся своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произ-вел испытание предмета на ее функциональную пригодность и это говори г о том, что малыш уже понимает функциональное назначение пещей ближайшего окружающее пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя,

почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже увидел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он кача-ет на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опус-кается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окру-жающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «ша-лости», это значит, что они не до конца понимают интеллекту-альных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, на-правлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 3-го года? Любопытство малютки постепенно под ру-ководством родителей переходит в новое качество: оно начи-нает приобретать черты любознательности. Однако, хотя само-стоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «диплома-тический» прием воспитания этот замечательный период его жизни.

  1. Элементарные опыты. «Разноцветная водичка», «Песочек», «Выпустим воздух из стакана», «Помоем камеш-ки», «Тонкая — толстая».

Документы для скачивания:

Людмила Зинган
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » к профессорам в лабораторию»

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом .

Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .

«Коммуникация»

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

«Социализация»

Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Учить делать выводы в процессе эксперимента .

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Безопасность»

Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов .

«Труд»

Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа :

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование :

Воздушный шар на палочке или с гелием;

Картинки с правилами безопасности;

-ёмкость с водой и стакан;

-ёмкость с холодной и горячей водой;

Пластмассовая бутылка;

Стаканчики по кол. детей с чистой водой;

Стакан с молоком и стакан с водой, картина;

Стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;

- ёмкости разной формы;

Металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;

Стеклянные стаканы с водой и скрепки;

Магниты по количеству детей;

Картон и кнопки

Халаты для профессоров

Фартуки по кол. дет.

Ход занятия

Организационный момент : «Приветствие»

Воспитатель : Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель : - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2 » . (открыть)

«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.

Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.) .

Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты ? А где проводят опыты?

Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах .

Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » в лабораторию.

Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый) . Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)

Прям в страну чудесную , шарик золотой.

Где чудеса волшебные , где превращения интересные .

Закружи нас унеси и в страну нас отнеси .

Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , в самой настоящей лаборатории.

Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду) . Дети одевают фартуки и нарукавники

Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты.

О нем говорится в загадке :

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель : Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей) . Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом .

Эксперимент № 1 :

Воспитатель : Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод : В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2 :

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель : Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой) . Какой следует вывод из этого эксперимента ?

Вывод : Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент № 3 : (Выполняет воспитатель)

Воспитатель : Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод : При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод : Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель : - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем ? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать . (читает стих)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель : И, правда, без воды жизнь представить сложно.

А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.

Эксперимент № 4 :

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель : Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента ?

Вывод : Вода не имеет запаха.

А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)

Вывод : Вода не имеет вкуса.

Какого цвета вода? (прозрачная) . А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?

Вывод : Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вот вам следующее задание

Эксперимент № 5 :

Воспитатель : Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.

Воспитатель : что произошло (соль и сахар растворились)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод : Вода является растворителем для некоторых веществ.

А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.

Эксперимент № 6 :

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель : какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод : Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

физкультминутку про «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать .

Я вам сейчас загадаю загадку :

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает »

Правильно, это магнит. (показать)

Воспитатель : Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок» .

Он очень много хранит в себе секретов

И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»

На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод : магнит притягивает металлические предметы.

А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.

Эксперимент № 8 «Танец кнопок»

На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)

Вывод : магнит действует через бумагу.

А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.

Эксперимент № 9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод : магнит действует сквозь стекло.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений : с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы.

Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям обратно в детский сад родной,

Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.

Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.

Итог занятия .

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.
Цель: развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.
Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.
Уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.
Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.
Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!
Воспитатель: Да. Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Дети:
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать. Давайте поиграем в игру «Да – нет».
Посмотрите на экран.

На экране алгоритм описания предмета:
1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. кисть руки.
3. весы.
4. картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех).
5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». О форме предмета спрашивать нельзя. Можно спросить: какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Проводится игра "Да - нет".

Ребенок: Этот предмет мягкий?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он твердый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Этот предмет гладкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.
Ребенок: Значит легкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Предмет пластмассовый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он может ездить (летать).
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он может прыгать (катиться)?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Это шарик
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис.

Показ картинки с изображением игры на экране.

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Рассматривание и обсуждение правил игры.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

На экране: фотография детей, играющих в "футбол.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не назвали.

На экране таблица со схематично нарисованными возможными вариантами игры.

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком.

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает легкий? (Бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.
Дети : Вмятина!
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.
Готово! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…
Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда?
Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.
Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба: запомните, пожалуйста,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.
А сейчас я вам покажу еще один "фокус".Называется он "оживающий воздушный шарик".

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).
Опыт проводится на подносе.

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

Что еще почитать