Очень серьёзное размышление на тему - Женщина в брюках. Весь ад забит женщинами в брюках

Савва Игорь, прот.

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

"Обрати все внимание на евангельские заповеди...
В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу,
как например в перемене платья и тому подобных,
будь решительно свободен."

(Свт. Игнатий Брянчанинов)



В качестве причины не носить брюки женщинам называют только три, обоснованность которых сомнительна:

1) "На женщине не должно быть мужской одежды" (Втор. 22. 5).

Разбор "полетов":

а) а где здесь слово "брюки"? Где вообще в Библии слово "брюки"?

б) тогда на Востоке ВСЕ - и мужчины и женщины - носили платья, отличавшиеся лишь покроем.

О происхождении брюк на Востоке:

в) почему-то обычно забывают привести окончание этого запрета: "и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22. 5). Если женщине нельзя надеть брюки, которые ассоциируются сегодня именно с мужской одеждой, то почему священники и монахи носят рясы - одежда в виде платья, которое ассоциируется сегодня с женской одеждой? А если признается, что существуют платья не только женские, то почему отвергается факт существования не только мужских брюк?

г) ни одной женщине (естественно, кроме случаев вынужденной необходимости) в голову не придет надевать мужские брюки - они и покроем то отличаются. Так же, как отличались покроем платья древних евреев.

д) переодевание в одежду другого пола было в древности ритуальным языческим действом. Естественно, монотеизм Израиля отвергал языческие ритуалы. И это указание - не надевать одежду противоположного пола - было дано именно древним израильтянам, которые были уязвимы перед соблазном язычества (достаточно вспомнить золотого тельца, которого они сделали, едва успел Моисей подняться на гору). Вопрос: что, все женщины, даже надевающие (от нужды) мужские брюки, непременно совершают этим актом какой-либо языческий ритуал?

2) "В старину крестьянки даже на полях в сарафанах работали" .

Но ритмы жизни дореволюционной крестьянки и современной женщины различаются в разы.

3) "Женщина в брюках провоцирует насильников" .

Но женщины в платьях точно так же не застрахованы от этого (в том числе не были застрахованы от этого и монахини во времена разбойничьих нападений на монастыри).

________________________________________ ____________

Протоиерей Игорь Савва

Можно ли православной женщине носить брюки?

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Достаточно часто веской причиной отказаться от посещения храма становится строгое требование к внешнему виду, которое существует в Православной церкви. Женщин, в частности, может отпугнуть запрет на ношение брюк. Можно ли заходить в церковь в брюках женщине? Об этом и пойдет речь в статье.

Женский взгляд

Некоторые православные утверждают, что можно ходить в церковь в брюках женщинам. Бытует и абсолютно противоположное мнение. Данный запрет на их ношение не столь однозначен, как может выглядеть на первый взгляд. Некоторые христианки соблюдают его слишком ревностно, не нося брюки не только при посещении храма, но даже в повседневной жизни. Другие женщины говорят о том, что если проводить сравнение между брюками и мини-юбками, то первый вариант выглядит намного скромнее.

Насколько бы парадоксально это не звучало, но единого мнения по поводу того, нет среди священников.

Вопрос эстетический

Можно ли в брюках женщине посещать церковь? Рассуждения стоит начать с достаточно важного вопроса эстетики. К красоте в православии относятся с особым трепетом. Мир был создан Богом прекрасным. Широкие пейзажи или еле заметный цветок - везде можно рассмотреть следы прикосновения Творца. Поэтому истинно верующий человек старается быть отражением той красоты, что создавалась Богом. Делается это не только в духовном, моральном плане, но также и материальном. Не стоит доверять тем, кто пытается вас убедить, что «настоящему верующему» полагается ходить с нечёсанными и немытыми волосами, в дырявой одежде.

Необходимо уважительно относиться к красоте, любить и стараться сберечь то, что было вложено Создателем. Исходя из этого, можно сделать простой вывод - у православных женщин одежда должна быть красивой, опрятной и скромной. Вещи не должны становиться важнейшей частью жизни, делать из нее культ, занимаясь только этим вопросом - грех. Но следить за собственным внешним видом не просто не возбраняется. Это даже заслуживает похвалы.

Брюки как мужской элемент

Сейчас немногие, помимо историков, смогут вспомнить, что ношение этого предмета гардероба при посещении церкви раньше находилось под категорическим запретом даже у мужчин. В IX веке болгарский князь едва не отказался от крещения страны из-за того, что византийские начальники требовали запретить его подчиненным носить штаны даже вне стен храма. Подобную форму одежды называли языческой.

В более позднее время никто не видел в брюках ничего такого, что бы не соответствовало христианской вере, а вплоть до Новейшего времени женщины так и не носили штаны. Таким образом, брюки были только мужским атрибутом.

Библейский запрет

Почему женщине нельзя в церковь в брюках? Запрет на ношение одежды противоположного пола, что для мужчин, что для женщин, можно увидеть в Ветхом, а также Новом Завете, который его не отменил. В определенной мере подобное поведение приравнивалось к нестандартной сексуальной ориентации, которая также осуждается Библией. Но причины были и иные.

Переодевание в другую одежду было характерно для язычников во время магических обрядов. Магия и все, что касалось ее, строго осуждалось церковью в любые времена. Подобные нормы также распространились на ношение женщинами мужских вещей, тем более если речь идет о посещении храма.

Но именно из-за этого сегодня некоторые священники говорят о том, что не стоит так слепо придерживаться подобного ограничения. Уже давно брюки перестали быть чисто мужской одеждой. Сегодня есть и дамские разновидности, которые не подойдут ни на одного мужчину. О девушке в подобном виде просто не получится сказать, что она носит мужской элемент гардероба, отсюда нет оснований запрещать ей посещать храмы.

Необходимо иметь в виду, что к подобному запрету серьезно относятся в монастырях. В такой одежде не стоит отправляться туда даже в виде экскурсантки.

Другие причины

Но некоторая часть священников все-таки придерживается этих норм и запрещает посещать церковь женщинам, одетым в брюки. Они говорят о том, что подобная одежда диктует четкие формы поведения, которые идут вразрез с христианскими устоями. Девушка в юбке не сможет позволить себе находиться в неподобающей позе, а в брюках - достаточно просто. При изменении манеры держать себя можно наблюдать не свойственное ранее поведение и черты характера.

Можно ли в церковь в брюках женщине? Степень строгости может напрямую зависеть от настроения прихожан и священника из конкретного прихода. В некоторых местах к девушкам в штанах относятся достаточно терпимо, где-то нет, но в любом случае не стоит рисковать, особенно если вы впервые решили посетить храм. К тому же такие действия могут привести к конфликтным ситуациям. Даже в случае, когда прихожане не склонны возмущаться на сей счет, они поймут, что женщина, которая пришла в юбке, не только понимает, но и уважает установленные правила. Тем самым удастся сразу же наладить достаточно теплые отношения.

В чем можно посещать церковь

Можно ли в церковь в брюках женщине? Основное требование к одежде, в которой вы сможете отправиться в храм - неброскость и скромность. Под строжайший запрет попадают майки и шорты. Женские плечи обязательно необходимо прикрывать. Существуют некоторые рекомендации о том, какой внешний вид считается приемлемым, когда вы решили отправиться в храм:

  • Идя в церковь, представительницы слабой половины человечества должны надевать платки. Если вы чисто случайно проходили мимо храма и решили зайти в него, но под рукой не оказалось косынки, то голову можно покрыть капюшоном или любым балахоном. Также разрешаются берет или шляпа.
  • Если вы приняли решение надеть платье, то подберите модель с длинными рукавами и закрытым воротником (подойдет модель, у которой рукав три четверти). В любом случае обязательное условие - закрытые плечи, грудь.
  • Запрещается приходить в дом Божий в обуви, у которой высокие каблуки. На время переоденьтесь в обувь на низком ходу или плоской подошве.

Возможны ли исключения

Если человек не является постоянным прихожанином, но решил зайти помолиться в брюках, никто его из церкви не выгонит. Часто священники просто промолчат, но на исповеди тактично укажут на ошибки.

Правда, справедливости ради стоит сказать о том, что существуют такие разновидности брюк, в которых лучше не посещать дом Божий. Это, например, сильно обтягивающие варианты в сочетании с короткой кофтой.

Безусловно, бывают различные ситуации. К примеру, на улице зима и тридцать градусов мороза, теплой юбки у женщины попросту нет, а сам храм находится на достаточно далеком расстоянии. Не отказываться же из-за этого от молитвы. В случае, когда человек сам понимает, что его поступок неправильный, но по-другому просто не получается, стоит постараться все-таки соблюдать благопристойность. Наденьте длинную шубу или пальто, чтобы брюки не были заметны.

Также возможно взять юбку с собой и просто надеть ее поверх штанов перед храмом. Главное условие - это должно выглядеть более-менее прилично. На худой конец, конечно, возьмите брюки со свободным кроем, которые не подчеркивают фигуру, а, скорее, наоборот, прикрывают ее. Пусть наряд, в котором вы собрались в церковь, будет достаточно скромным.

Вывод

Несмотря на все устои, которые складывались не один год, главное условие - искреннее желание молиться, соприкоснувшись с чем-то прекрасным, тем самым став немного ближе к Богу. Важно хотеть посещать церковь и верить в то, что чудеса возможны.

Исключения пока еще встречаются, но их так немного. А правило везде и всюду остается тем же. Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».
Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен. Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды. Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте. Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности).Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению. Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.
«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Грозную опасность для общества представляет увеличение числа курящих и пьющих женщин. По данным статистики, в нашей стране курят около 30 процентов представительниц прекрасного пола, причем около половины из них впервые закурили, когда им не было 18 лет. Что касается женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, то их число Научно-исследовательский институт наркологии определяет примерно в 2 миллиона. Однако независимые эксперты приводят другую цифру — 5 миллионов.

Священное Писание говорит нам, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18).Но, как указывает святой апостол Павел, жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем, продолжает Апостол, женщина спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины. «Две обязанности, — супруги и матери, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни», — писал в полном согласии со Священным Писанием старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов). Все ли наши современницы осознают, какие обязанности на них лежат? А если осознают, исполняют ли их на деле? Может ли быть достойной помощницей мужу, примерной супругой и матерью пьющая и курящая женщина, щеголяющая в безнравственных нарядах?

Об ответственности женщин хорошо сказал иеромонах Порфирий (Левашов): «Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

За поведение и внешний вид замужних женщин отвечают не только они сами, но и их мужья. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Видим в историях, что многия жены своих мужей развратили, и за собою в погибель свели; того ради не должны мужи женам своим послаблять, и что хотят, позволять делать, но стремление безчинных прихотей удерживать, да не подобное постраждут. К Еве приступил змий, и прельстил ее. Ева, прельстившися, Адама прельстила и за собою в погибель свела. Тако и ныне бывает. Тойжде древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и чрез жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж осторожен буди, и не волю и совет жены исполняй, да не обладает тобою, и поведет куда хощет». Резюмируя эти суждения, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»: «Жена более удобопреклонна к искушениям. Муж не должен исполнять прихоти жены».

Пусть никто не заблуждается — нарушение божественных заповедей не останется без наказания. «Путь нечестивых погибнет», — читаем мы в Псалтири и слышим на богослужении в храме (Пс. 1, 6). Наказание рано или поздно настигнет грешника, если он, конечно, не раскается в содеянном зле. «Грех без казни не бывает», — учит великий святитель XIX века Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Наказание ждет не только отдельных грешников, но и целые страны и народы, в среде которых распространяется грех. Свидетельством тому — вся история человечества. Войны, экономические и политические потрясения, стихийные бедствия поражают те общества, в которых воцаряется зло. Да сохранит нас Господь от такой участи!

Расплатой за отход от веры отцов, за отступления от нравственных норм в личной и общественной жизни стала большевистская революция, гражданская война, кровавые репрессии против ни в чем не повинных людей, нападение гитлеровской Германии, унесшие миллионы человеческих жизней.

Подобные катастрофы происходили и в других странах. Падение религиозности и нравов привело в XVIII веке к так называемой «великой» французской революции, которая обернулась неисчислимыми жертвами и резким сокращением численности населения страны. Если до «великой» революции во Франции насчитывалось в три раза больше жителей, чем в Великобритании, то теперь по численности населения Франция уступает последней.

Демографическая катастрофа последних лет в нашей стране является следствием глубокого духовно-нравственного кризиса российского общества, отражением которого служит и рост в несколько десятков раз числа венерических заболеваний. Как не задуматься над причинами такого страшного явления! Господь посылает нам катастрофы и бедствия, чтобы вразумить нас и наставить на путь истинный.

Чем, как не карой Божией за грехи блуда и прелюбодеяния и грозным предостережением является новая страшная болезнь — СПИД, все больше поражающая и наших соотечественников? Темпы распространения СПИДа в России — самые высокие в мире. Около полутора миллионов человек уже инфицированы ВИЧ, и при неблагоприятном развитии событий к 2010 году смертельным вирусом будут заражены, как ожидается, до 10% взрослого населения страны. Такие выводы делают независимые эксперты в России и за рубежом. Эпидемия СПИДа, по мнению специалистов, достигла таких размеров, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. СПИД — не единственное новое заболевание последнего времени. Медики утверждают, что в наши дни в мире возникает в среднем по одной ранее неизвестной болезни в год, а старые заболевания приобретают новые, смертельно опасные формы. При этом вновь появившиеся инфекции распространяются с необыкновенной скоростью.

Во всем мире неуклонно растет количество природных катастроф. За 20 лет, по данным исследователей, оно увеличилось в четыре раза. В результате стихийных бедствий за десять лет в мире в целом погибли 622 тысячи и пострадали 2 миллиарда человек. В России количество природных катастроф в России ежегодно прибавляется более чем на шесть процентов. Ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет в нашей стране до 60 миллиардов рублей. Не следует ли задуматься и о причинах этих явлений?

Для нашего вразумления послан нам и нынешний финансовый и экономический кризис. Идея достижения материального благополучия ценой забвения нравственных норм и безразличия к духовным основам жизни находит в российском обществе немало сторонников. Хотя, казалось бы, драматическая история нашей страны в ХХ веке должна была бы убедить всех и каждого в эфемерности надежд на построение счастливой жизни на земле без Бога, без опоры на вековые традиции народа. Понадобились новые потрясения, чтобы помочь заблудшим избавиться от застарелой иллюзии.

На фоне нынешних экономических катаклизмов разговор об отклонениях от традиций в женской одежде могут посчитать несвоевременным и странным. Но позволительно будет напомнить, что мелочей в деле спасения души не бывает. В старину недаром говорили: «От копеечной свечи Москва сгорела». Любое, даже малейшее нарушение заповедей Божиих отдаляет виновного от Бога, ведет к разрушению личности, подтачивает основы существования отдельных людей, семейств, обществ и пагубно сказывается на загробной участи человека. Будем же во всем слушаться Божиих повелений, чтобы не навлечь на себя гнев Создателя и не оказаться среди тех, о ком сказал Господь: «Отойдите от меня, делающие беззаконие!»

Данный текст не оригинален, а является компактной компиляцией выдержек и цитат различных авторов и по сути есть справочное пособие по этому вопросу.

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «БРЮКИ» И ВАЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 2

РОДОСЛОВНАЯ БРЮК 2

ИЗБЫТОЧНОСТЬ КОСТЮМА - КАК ЭЛЕМЕНТ АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 2

БРЮКИ – ПОРОЖДЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 3

ПЕРВЫЕ «ПРАВИЛЬНЫЕ» БРЮКИ 3

БРЮКИ – КАК РЕДУЦИРОВАНИЕ ИЗБЫТОЧНОСТИ КОСТЮМА 3

БРЮКИ КАК КАБУРА И ЧЕХОЛ 4

БРЮКИ – КАК ОДЕЖДА ЯЗЫЧНИКОВ, джинсы 4

БИБЛЕЙСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ 4

БРЮКИ – КАК ЭЛЕМЕНТ ПОСЛУШАНИЯ 5

БРЮЧНОЕ ИСКУШЕНИЕ 6

БРЮКИ – КАК ЗНАК СТАРШИНСТВА 6

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТРАДИЦИИ НЕ НОШЕНИЯ БРЮК В ЦЕРКВИ 7

БРЮКИ – КАК ЭЛЕМЕНТ ФЕМИНИЗМА И ЭМАНСИПАЦИИ ЖЕНЩИН 7

БРЮКИ КАК СНИЖЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗМНОЖЕНИЯ НАЦИИ 9

Этимология слова «брюки» и важное наблюдение

Вплоть до XVI в. всякую одежду называли "порты" или "портище", а мастеров, изготавливающих ее - портными. Со временем содержание этих понятий изменилось, но до сих пор в словарях русского языка есть термин "портки" с пометкой "устаревшее". Более поздний вариант наименования - "штаны", широко употребляемый в просторечии, неприемлем для официальной лексики.

Теперь общим понятием, объединяющим все мыслимое разнообразие форм - шаровары, панталоны, бриджи, галифе, рейтузы, джинсы и др. является термин "брюки".

Слово «брюки» тюркского происхождения, означает оно «сдвоенная юбка» или «двойная юбка». Уже в самом слове заключена история возникновения брюк. Последние родились из юбки и, фактически, представляют собой юбку на каждой ноге. Следовательно, юбка – первична, брюки – вторичны.

Родословная брюк

Предшественником брюк являются шаровары. Родиной шароваров считается Восток, а именно – Персия. Шаровары образовались из юбки по чисто утилитарной причине: персидским воинам было неудобно участвовать в походах и сражениях в юбках. Самые смекалистые из них перетягивали ремнем свои юбки между ног, чтобы было удобнее ехать на коне. Через какое-то время юбки стали сшивать определенным образом, оставляя незашитые места внизу для продевания ног. Еще через некоторое время верх и низ юбки начали подворачивать и подшивать в виде кулиски. В эти кулиски вставляли веревки и затягивали юбку на талии и низ юбки на щиколотках. Получилась юбка-брюки или всем известные шаровары. Еще спустя какое-то время шаровары начали раскраивать определенным образом. Что интересно – крой классических шаровар не изменился до сих пор, он остался таким же, как в эпоху Древнего Востока.

Несмотря на то, что шаровары – это «мужское» изобретение, они не стали на Востоке «мужским» видом одежды, а очень быстро перекочевали к женщинам. В быту восточный мужчина носил юбку, а во время военных походов надевал шаровары. Так, во всяком случае, поступали мужчины Персии. Нельзя сказать, когда появились шаровары в женской одежде, но можно точно указать, с чьей легкой руки это свершилось. Этот «мужской» вид одежды был внедрен в дамский гардероб ассирийской царицей Семирамидой еще в 800-м году до нашей эры! Она участвовала в боях вместе с мужем и надевала «брюки-гольфы», дабы ее не узнавали. А из сказок «Тысяча и одна ночь» мы знаем, что женщины Востока с давних пор носили шаровары, и даже – какие именно: это были широкие прозрачные шаровары, присобранные на щиколотках. Шаровары носили не только женщины из гарема, но и те, что работали в поле, но на этот раз не шелковые, а полотняные и в большинстве случаев – черного цвета.

Китаянки и японки с удовольствием надевали шелковые брюки наподобие пижамных, а таджикские женщины и по сей день носят под платьем узкие брюки. Такие же брюки являются типичной одеждой вьетнамских женщин. К сказанному можно добавить, что на перстне-печати из Микен была выгравирована женщина в брюках, да и у древних славян мужчины носили юбочки, а женщины германских племен ходили одетые в брюки.

В эпоху средневековья мужчины брюк в современном виде не знали, а вот юбки у них были в ходу. Такое положение закономерно, во всяком случае, для Западной Европы. Феодальная знать брюк не носила, этот факт точно установлен. Брюки в виде шаровар встречаются только у крестьян.

В эпоху абсолютизма у мужчин появляются широкие юбки-брюки длиной до колена или до середины бедер. И только в конце семнадцатого века в мужской одежде появляются «кюлоты», предшественники брюк-гольфов или бридж, т.е. штаны чуть ниже колена и застегивающиеся ниже колена. Интересно отметить, что эта разновидность брюк дожила до сегодняшних дней без каких-либо серьезных изменений. Господство «кюлотов» длилось аж до Великой французской буржуазной революции, которая дала толчок появлению брюк в мужской одежде

Что еще почитать