Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Сценарий фольклорного праздника

«Посиделки у самовара»

Ведущие одеты в русские национальные костюмы приветствуют всех у самовара (можно добавить рушники, связку баранок и т.д.)

1.Ведущий: Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видывали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

2 Ведущий: Очень часто за событиям

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

1 В: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия

1.Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать.

2 В: Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

1В: И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и гостей за стол зовет!

А гостей возле нашего самовара собралось сегодня много, давайте все познакомимся друг с другом

Знакомство

Игра может проводиться на любом массовом мероприятии для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Ведущий читает текст, а зрители, услышав свое имя, определенным образом реагируют.

Пети, Лены, Димы, Али
Руки дружно все подняли!
А Марины, Нины, Вали
Громко-громко завизжали.
Иры, Светы, Миши, Ксюши
Все в ладоши хлопают!
А Володи и Андрюши
Ножками потопают!
Любы, Веры, Нади, Маши
Поскорее все присели!
А Егоры, Славы, Саши
Громко-громко засвистели!
Ули, Вероники, Гали
Поцелуйчик всем послали!
Ну а Тани, Ани, Вани
Словно в рот воды набрали. (Раздувают щеки.)
Про кого я не сказала
И случайно промолчала,
Как единая семья
Дружно, громко крикнут: «Я!»

Ну, вот и познакомились, теперь я вас всех знаю. Как делишки, ребятишки?

1 В : На посиделках не только шутили, но и играли.

Да-нет

Игра-кричалка

Вновь игра приходит к нам -

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают «нет».

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер?.. Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может богатырь-атлет

До луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет -

И авто, и люди?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?.. Нет!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Все ли надо города

Писать с заглавной буквы?.. Да!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

1.В: На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь несчастная, у кого счастливая!!!

(песня «Варенька»)

2.Ведущий . Следующее увлекательное состязание – интересных загадок знание

Сидит на окошке кошка,

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот.)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мостик как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

В небесах, не на земле

Скачет баба на метле,

Страшная и злая,

Кто она такая? (Баба Яга.)

Книги читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет. (Очки.)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)

А кроме загадок маленьким деткам в старину пели потешки «Ладушки»,»Гуси»и тд.

Новые "Ладушки"

Дети разбиваются на пары, встают напротив друг друга, играют в «Ладушки», говоря при этом хором только слова «Ладушки, ладушки» и отвечая на вопросы ведущего. Ведущий вставляет реплики и дает указания.

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?... (Ребятушки.)
Кто сказал «козлятушки»?
Здесь козлят нам не хватало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Кто сказал «у матушки?»
Матушек здесь не бывало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Кто ответил «камушки»?
Их пичужки поклевали.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Кто сказал «на бабушке»?
Бабушка б от вас устала.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий . Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Игроки . Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как вас звали?.. (Лапушки.)
Кто ответил «пятнышки»?
Бабушка б так не сказала.
Начинаем все сначала!

Игра повторяется до слова «лапушки», после чего Ведущий говорит: «Мы играли в «Ладушки». Молодцы, ребятушки!»

2 В : Самовар на стол поставим,

Чаю крепкого нальем.

Мы за чаем не скучаем,-

Говорим о том о сем.

Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.

Самый знаменитый путешественник в русской сказке, которого знают все - от мала до велика. (Колобок.)

Ходили они, ходили друг к другу, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? («Лиса и журавль».)

Самые маленькие по росту герои русских сказок. (Липунюшка, Жихарка.)

Как в сказках называют лису? (Кумушка, сестричка, Патрикеевна.)

На чем в русских сказках передвигались по воздуху? (Летучий корабль, ковер-самолет, ступа, вихрь, деревянный орел.)

Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Ложись спать, утро вечера мудренее.)

Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Прекрасная.)

Кто может позвать Сивку-бурку? (Иван-дурак.)

В какой сказке есть человек-невидимка? («Поди туда, не знаю куда».)

В какой сказке происходит такой разговор: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная, тепло ли тебе, лапушка?» - «Тепло, голубчик...» («Морозко».)

1.В: Долго нам не усидеть, не пора ли песню спеть?

Барыня Игра-импровизация

Это музыкальная забава. Гости делятся на три хоровые группы. Первая поет фразу "В бане веники моченые". Вторая группа поет "Веретена не толченые". Третья поет свою партию - "А мочала не сушеные". Все вместе поют припев: "Барыня, барыня, барыня-сударыня". Хоровые группы свою строчку поют на разные голоса (высокие, низкие) и в разном темпе, который задает дирижер-ведущий.

2В: Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара

С шаньгами, ватрушками

И с блинами вкусными.

Продолжаем развлекаться и гостей всех развлекать, не пора ли с мест подняться, ложкарей к себе позвать?

Ложкари

Вызываем сначала 3 человек…играем с ними…потом эти трое еще троих приводят…потом еще троих

1-ая тройка ложка об ложку вверх- вниз

2-ая тройка ложка об ложку по кругу вокруг лица

3-ая тройка 2 ложки об ладошку по 3 раза

Просим их вынести себе стулья…рассаживаем…просим сыграть…ведущая показывает сначала на одних…потом на других…потом на третьих….потом на первых и вторых одновременно…потом на первых и третьих…и т.д….сыграли …молодцы…

Теперь просим всех гостей в зале выйти помочь….всем раздаются муз.инструменты.

РЕПЕТИРУЕМ ВМЕСТЕ.

1В: У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Какие же посиделки без веселой пляски?

Танец с платочками

Участникам раздаются разноцветные платочки. Проводится всего одна репетиция, в ходе которой Ведущий просит запомнить слова, кратко выражающие суть разучиваемых движений. Затем во время исполнения он их называет, а танцующие выполняют соответствующие движения.

Для танца используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Основные движения.
1. «Приветствуем». (Участники делают четыре шага вперед, выстраиваясь в прямую линию, затем четыре шага назад.)
2. «Красуемся». (Выполняют небольшие приседания с поворотами корпуса в разные стороны.)
3. «Стираем платочки». (Слегка наклонившись вперед, «полощут» платочки движением влево-вправо.)
4. «Сушим платочки». (Кружатся на месте с высоко поднятой правой рукой, в которой находится платочек.)
5. «Гуляем». (Из шеренги перестраиваются в круг, двигаясь по часовой стрелке.)
6. «Хвастаемся платочками». (Идут в центр круга с высокоподнятыми платочками, затем вновь расходятся в стороны.)
7. «Танцуем парами». (Разделившись на пары, соединяют правые и левые руки.)
8. «Кружимся». (Кружатся на месте по одному, взмахивая платочками.)
9. «Кланяемся». (Поклон.)
Если времени для проведения репетиции нет, можно обойтись и без нее, произнося во время звучания мелодии вышеперечисленные слова и показывая движения.

2 В : Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца

Только не попели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесный,

Как и вся Россия- мать.

1 В: Вам спасибо от хозяев

За улыбки и за смех,

За частушки, песни, байки,

Благодарствую я всех!

Главная > Сценарий

Сценарий внеклассного фольклорного мероприятия

«Праздник русской души»

в рамках районного семинара учителей музыки на базе

Маливской средней общеобразовательной школы по теме:

«Развитие музыкальной культуры учащихся

на уроках музыки и во внеурочное время»

(Учитель музыки Дуганова Юлия Александровна)

Цели праздника
    Развитие музыкальной культуры детей средствами традиционной народной культуры. Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность. Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей. Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.
В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:
    Воспитательные задачи:
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
    Образовательные задачи:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;воспитывать творчески-активную личность. Ход праздника:

Ведущий.

(читает на фоне фонограммы песни муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя Россия»).

“Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то”

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва…

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Песня Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя России».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Звучит фонограмма песни «Вечер ко мне девице»

Ведущий.

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Ведущий.

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Ведущий.

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!

Звучит фонограмма песни «Травушка-муравушка»

Ведущий.

Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!

Ведущий.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ведущий.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий.

Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах.

Ведущий.

Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила петь, рассказать какую-нибудь бывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.

Ведущий.

Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.

Ведущий.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Ведущий.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Звучит фонограмма песни Муз. О.Иванова Сл. А.Прокофьева «Завалинка».

Открывается занавес, на сцене Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин . Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Хозяйка . Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.

Хозяин .

Красны девицы, добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Хозяйка. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Звучит музыка, ребята 1 и 2 группы подходят к сцене.

Ведущий.

На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для растопки печи, керосина для лампы, пшена для блинов. Ребята 1 группы поднимаются на сцену.

Девица .

В избу твою жаркую мы пришли с подарками.

Хозяин.

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка.

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин.

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Гость.

Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяин.

Проходите, гости дорогие.

Хозяин усаживает гостей, на сцену поднимается 2 группа, 3 группа подходит к сцене.

Хозяйка .

Редкий гость никогда не в тягость.

Гость.

Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяин.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие,проходите.

Гости садятся на свои места, хозяева стоят на сцене.

Хозяйка.

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяин.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Хозяйка.

Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Хозяин . Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость .

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка.

В тесноте, да не в обиде!

Хозяин .

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Гость.

Мужики здесь - мастера,

Ловко правят все дела.

Гостья.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.

Выходит на сцену 3 группа.

Девушка.

Тара-тара-тара-гами,

Пришли девки с пирогами!

Будут петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Входят девочки с пирогами в руках.

Песня «Пироги» Муз. Виталия Алексеева Сл. Инги Лейме

Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Хозяин. Спасибо! Проходите, гости дорогие!

Хозяева и гости садятся на свои места.

Гости.

Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А таки, что в самый раз,

Как от меня до вас.

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Из-за печи выходит Домовой.

Домовой .

Веселитесь, а про меня-то забыли?

Хозяйка.

Домовой, Домовой!

Угощу тебя халвой!

Домовой.

Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды!

Ведущий.

Домовой живёт за печкой, следит за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень любит, когда вещи лежат на своих местах. Гость . А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся, а мяса-то и нет… Говорят, что Домовой съел. Гость. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят – Домовой спёр. Что скажешь на это? Домовой. Поклёп всё это. Поищет-поищет человек вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её вчера вечером в угол бросил. У каждой вещи в доме своё место должно быть! И это надо помнить, чтобы наутро головы не ломать.

Ведущий.

А ещё говорят, что никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства. Домовой. Это верно: посуда, веники, лопаты, кочерга, грабли… Никто лучше меня в этом не разбирается.

Ведущий.

Это точно! Ты всё знаешь!

А сейчас для вас, ребятки,

Загадает он загадки.

Знает, знает наперед -

Вы смекалистый народ.

Домовой загадывает загадки, дети отгадывают загадки и вместе с ведущими находят в горнице предметы.

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает. (ухват)

Кривой конь лезет в огонь. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке. (кочерга)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

А ещё отгадаете загадку?

Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

А кашка-то хороша получилась…

Ведущий.

Молодцы, знаете домашнее хозяйство. Домовой. Что правда, то правда. Молодцы! Но похвалите и меня.

Ведущий.

И тебя похвалим – уж больно твои загадки понравились. И весёлые, и смешные, и умные были. Сядь, отдохни, на ребят посмотри. Домовой. Сяду, посмотрю и на вас погляжу.

Ведущий.

Во время посиделок любили гости не только небылицы рассказывать, попеть, но и поиграть.

Хозяин. А давайте поиграем? Гости. Давайте. Русская народная игра «Колечко» (дети играют под фонограмму «Завалинка») Хозяин. Хорошо поиграли, гости дорогие. Хозяйка. А вы, гости дорогие, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. И для вас у нас есть забава. Хозяин. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, гостюшки, поплясать для меня? Гости. Сумеем. Танец «Кадриль» (фонограмма группы «Белый день» «Деревенька»)

После танца ребята садятся. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.

Домовой.

Ой, вы, гости дорогие! Мне пора домой, на свою печку.

Ведущий.

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

Домовой.

Словно бабушка моя,-

Нам печка улыбается,

И сразу между кирпичей

Морщинки разбегаются.

Ведущий.

Бегут от вьюшки до чела,

Повсюду перекрещены.

На них поближе посмотри,

А это – просто трещинки!

Домовой уходит.

Выходит из зала мальчик, он ведёт за руку самовар.

Самовар . Я иду, иду, иду.

Мальчик . Самовар в руках несу.

Эй, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!

Хозяйка.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Гость.

Тары-бары-растабары.

Выпьем чай из самовара!

Гость.

С сухарями! С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками!

Все гости (поднимаясь)

Тары-бары-растабары,

Посидим у самовара!

Гостья.

Чаю сладкого попьем.

Все гости.

Нашу песенку споем!

Песня «Самовар» Муз. Д. Тухманова Сл. Ю. Энтина

Жил поживал самовар, самовар,

Был он не молод, не стар самовар.

Он на работе кипел, самовар,

Песню такую он пел:

Тумба-тумба, тумба-тумба,

Русский самовар.

Пых-пых, тумба-тумба, самовар,

Тумба-тумба, тумба-тумба,

Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид, самовар,

Но на Руси знаменит!

Чайник с почтеньем большим, самовар,

Робко стоит перед ним.

Всем он приносит тепло, самовар,

Много воды утекло, самовар,

Медью сверкают бока, самовар,

Топает через века самовар.

Ведущий.

На русские посиделки приходила и бабушка – Потешница.

Бабушка – Потешница.

Я весною на завалинке,

А зимою в горнице посиживаю.

Сижу, на народ всегда гляжу.

Всё всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Вот моя корзинка – копилка.

Она полна – полнёхонька всякой всячины.

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней – погляжу.

Бабушка – Потешница садится с детьми, загадывает загадки о музыкальных инструментах.

Бабушка – Потешница.

Ну что ж, готовы?

Приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется (свирель)

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (балалайка)

Ведущий.

Балала́йка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент

Это - один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Её ещё называли «балабайка», что значит балакать, болтать, пустозвонить.

Бабушка – Потешница.

А басит он лишь тогда,

Когда бьют его в бока! (бубен).

Бабушка – Потешница.

Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Садко? (гусли)

Ведущий.

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Основной материал для изготовления гуслей - клен-явор. Поэтому гусли называли иногда "яровчатые". А с тех пор, как стали использовать металлические струны вместо жильных, гусли стали называть "звончатыми".

Бабушка – Потешница.

Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Серёжка

Заиграет на... (гармошке)

Ведущий.

Гармонь (или гармоника) - это исконно русский музыкальный инструмент. Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие.

Гость.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Мы с веселой песней дружим,

И по-русски говорим,

Хорошо живем, не тушим,

Без сметаны хлеб едим.

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка - в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ!

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

Но гармошка так играла,

Я не удержалася.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хозяйка: гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать?

Ребята. Хотим. Хозяйка. Хозяин, расскажи сказку! Хозяин . Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказки унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Гость. Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала. Хозяйка машет головой.

Бабушка – Потешница .

Ну и сказки! А на посиделки в деревне собирались не только песни петь, да хороводы водить. Ещё рассказывали сказки. Вслушайтесь в слово «сказка»… сказка сказывается, рассказывается…

Отгадайте загадку:

Вот она какая, большая – пребольшая.

Вытащить её решили, вшестером одну тащили.

Но уселась крепко. Что же это? (Репка)

А сейчас мы исполним сказку «Репка».

Бабушка – Потешница рассказывает сказку «Репка» (исполнение сказки с использованием шумовых инструментов)

Бабушка – Потешница .

Ай да, молодцы. Спасибо вам.

А для этих гостей(показывает в зал), званых да почётных, я приготовила игру. Ну-ка, кто из вас пословицы говорить горазд? Туесок я открываю, пословицу достану. Прочитаю поскорей, доскажите веселей.

Я буду говорить начало пословицы, а вы должны будете её закончить:

Без труда ………………..(не вынешь рыбку из пруда).

Играй, играй……………..(да дело знай).

Пирог на стол-………….(праздник в дом).

Не красна изба углами,………..(а красна пирогами).

Гость.

Посидели, повеселились, пора и честь знать.

Гость.

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок

И варенья, и соленья...

Заходи без стесненья!

Гость 1.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

Гость 2.

Большого здоровья!

Гость 3

С новым вас урожаем!

Гость 4 .

С вкусными блинами, пирогами!

Песня «Ай, спасибо хозяюшке!»

Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки.

Ай, ли, ай, люли.

За мягкие пирожки.

Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому.

Ай, ли, ай, люли.

Кто хозяин во дому.

Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки.

Ай, ли, ай, люли.

За мягкие пирожки.

Ребята стоят на сцене до окончания праздника, звучит фонограмма песни «Балалайка».

Гость.

Мы гордимся стариною.

Стала нам она родною.

Мы за вечер утомились.

Танцевали, веселились.

Бабушка-потешница.

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Ведущий.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад,

Делу время, а потехе

Рады люди как – никак.

Ведущий.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Ведущий.

Не потухнет, не погаснет,

Если ты на нём не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Ведущий.

Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ведущий.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Ведущий.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Ведущий.

Что ж вы, гости?

Не сидите, к самовару

подходите!

Угощайтесь, не стесняйтесь,

С нами попрощайтесь.

Ребята под музыку проходят к гостям и угощают пирогами и конфетами.

Ведущий.

На этом наш «Праздник русской души» подошёл к концу, угощайтесь, гости дорогие!

Используемая методическая литература:

История культуры русского народа / А.В. Терещенко.-М.: Эксмо, 2007.- 736 с.: ил.

Календарные фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – (Мозаика детского отдыха).

Музыка: учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. / Авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 128 с.: ил.

Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева.-М.: Русская книга, 1992.- 608 с., 24 л. ил.- (Б-ка русского фольклора; Т. 12).

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. / Авторы: Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.,2007.

Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина.-М.: Худож. лит., 1985.-367 с. (Классики и современники).

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина; Предисл. В.Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В.Аникин.-М.: Худож. лит., 1988.-431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)

Русский фольклор. Редактор – составитель Н.Н. Миронова – М.: Дрофа - Плюс, 2008. – 256 с.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. – М.: Мнемозина, 2006. – 79 с.: ил.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. – М.: Мнемозина, 2003. – 79 с.: ил.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. – М.: Мнемозина, 2004. – 67 с.: ил.

Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым: Сборник / Вступ. статья, подгот. текста В. Аникина.-М.: Худож. лит., 1989.-398 с. (Забытая книга)

Уроки музыки. 1-4 классы. Пособие для учителя. / Авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.,2007.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвение, 2000. – 128 с.

Энциклопедия детского фольклора / Т. Пиксасова; Р. Триндицкая; Р. Зимакова; А. Ракитин -М.:Белый город,2008.- 144 с.: ил.

Наглядность и технические средства:

    Музыкальный центр, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты - ложки, трещотки, погремушки, колокольчики, бубны;

    фото музыкальных инструментов: свирель, балалайка, бубен, гармонь, гусли;

    выставка рисунков детей;

    выставка книг о фольклоре «Русский фольклор»;

    выставка книг «Методическая копилка»;

    выставка «Добрым людям на загляденье»: рукоделие, вышивка, предметы русской старины, выставка прикладного искусства;

    детская выставка музыкальных инструментов;

    оформление сцены: деревенская изба с русской печкой, самовар, стол (на столе сушки, пироги, конфеты), лавки, домашняя утварь. На лавках домотканые половики.

    костюмы детей;

    плакаты народных музыкальных инструментов;

    угощение гостей и участников пирогами и конфетами.

Используемый музыкальный материал:

    Песня «Моя России» Муз. Г.Струве, Сл. Н.Соловьёвой

    Песня «Пироги» Муз. Виталия Алексеева Сл. Инги Лейме

    Песня «Самовар» Муз. Д. Тухманова Сл. Ю. Энтина

    Танец «Кадриль» (фонограмма группы «Белый день» «Деревенька»)

    Русская народная песня «Ай, спасибо хозяюшке!» Обработка П. Сорокина


Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Сценарий фестиваля народного творчества – песни и танца

Ведущий 1:

Этой встречи быть угодно!

Отложите все дела,

Наша школа вас сегодня

На свиданье позвала.

Инструмента звук певучий,

Озорной лихой мотив,

словно вихрем вас закрутит,

пляской быстрою пленив.

Ведущий 2:

Мы найдем для песен место,

Их не спрячем про запас.

И совсем не будет тесно

Всем на празднике у нас!!!

Ведущий1:

Наш фестиваль собрал любителей народных песен и танцев.

Кто пишет народные песни, кто придумывает народные танцы?

Откуда берется источник вдохновения? Конечно, от любви к своей большой и малой родине, от ее лесов, полей, рек. От любви к своей маме, своим родным близким людям.

Как воспеть свою землю, которая дает силу, любовь и вдохновение для таланта?

(презентация «Как воспеть эту землю?»)

Ведущий 2:

На нашем фестивале сегодня собрались и гости, и хозяева, которые порадуют своими талантами. Ну а так, как это программа конкурсная, то должно быть и справедливое жюри, которое оценит по заслугам всех выступающих на этой сцене.

(представление жюри, условия конкурсов и благодарность спонсорам))

Ведущий1:

Итак, мы начинаем!

Старинных песен много знаем,

И их поем уже давно

Ведь в них живет не угасая,

Душа народа моего!

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс

Песни русские, раздольные

Приготовили для вас!!!

Ведущий 2:

Россия в песнях вся: то грустная

А то, как вьюга в бубенцах

Да где ж оно - все это русское?

Да здесь же все – у нас в сердцах!

Ведущий1:

Представляем нашу первую участницу. Много сил и здоровья отдала она работе с детьми, работая воспитателем. Всегда и везде работала с полной отдачей, с любовью. Без нее не обходился ни один праздник в поселке. Если Николая Баскова называют «золотым голосом России», то нашу участницу с полным правом можно назвать «золотым» голосом Уруши. На сцене Светлана Николаевна Сизых с песней «Помню, я еще молодушкой была».

Ведущий 2:

Вся наша жизнь – прекрасный танец,

Вся наша жизнь – калейдоскоп.

Давайте танцем наслаждаться

Без лишних фраз, без лишних слов.

Ведущий 1:

Эстафету принимает танец младшего состава танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Лариса Андреевна выпускница нашей школы. Она радовала нас своими песнями, зажигательными танцами, когда была ученицей. Теперь она выросла и снова пришла в школу, но уже в качестве наставника. У нее много подопечных: они и поют, и танцуют. И сейчас мы увидим в их исполнении танец «Валенки».

Ведущий 2:

А теперь на ваш суд Лариса Андреевна предлагает песню «Иван Купала», которую исполнит группа «Голоса ХХ1 века».

Ведущий:1

Что может быть прекраснее улыбки детских глаз?

Пускай детишки разные, всё умиляет нас.

Со щечками, с веснушками, с прическами и без

Кто с мамиными ушками, кто – копия отец.

Смеются, улыбаются, хохочут всякий раз,

На нашем фестивале исполнят русский пляс!

Ведущий 2:

У нас в гостях подготовительная группа детского сада «Солнышко» с танцем «Деревенская пляска». Руководитель Лелеко Лидия Владиславовна.

Ведущий1:

Не менее талантливы подготовишки и из другого детского сада. Они представляют танец «Валенки».

Руководитель Митько Надежда Владимировна.

Ведущий 2:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух

Самый светлый, самый ясный

Песни нашей русский дух.

Услышишь раз – покоя нет,

Всю жизнь ты с песней будешь вместе.

Тебе сейчас 12 лет,

А песни этой – сто, иль – двести!

Ведущий 1:

Мы приглашаем на сцену дуэт - Николаеву Ларису Андреевну и Умнову Ольгу с песней «Ах, вы сени, мои сени».

Ведущий 2:

Засиделись наши ноги,

Надо их размять немного,

Раздайся народ,

К тебе пляска идет.

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела.

Огневая, вихревая, пляска русская пошла.

Ведущий1:

Посмотрите в исполнении учеников 7-б класса

танцевальный номер «Ах, мамочка».

Ведущий2:

Мир без искусства людям тесен

Поверьте в этом мне, друзья.

Без музыки, хороших песен

Жить человечеству нельзя.

Традиции старые не умирают

Есть люди в деревне, что их возрождают

Они интересно и дружно живут

Приветствуй их публика – они тут как тут!

Ведущий1:

Об этих артистах хочется сказать особо. Это «золотая» молодежь нашего фестиваля, это самые молодые, самые талантливые, самые красивые, самые исполнительные, самые, самые, самые… Люди, которые отдали Уруше свой труд, свои таланты, свои лучшие годы! С песней из кинофильма «Дело было в Пенькове» на сцене ветераны медицинского, педагогического и прочего труда и их солистка Белова Галина Алексеевна. Танцевальная зарисовка в исполнении Балакиной Веры Эриховны и Матвеевой Надежды Михайловны.

Ведущий2:

И еще одну песню в их исполнении мы предлагаем вашему вниманию, знаменитая, всеми любимая «Катюша», солистка Бобина Любовь Николаевна.

Ведущий1:

Эх, пляшется нам

Весело поется.

Почему нам не плясать?

Дружно нам живется!

Ведущий2:

На сцене ученики 5-б класса. Народный танец «Уж, ты Порушка, Параня» Руководитель Никулина Оксана Анатольевна.

Ведущий1:

Хорошо они сплясали? Понравилось?

А давайте еще танцоров позовем, у нас талантов – не счесть!

Приглашаем ребят из 1-б класса. Танец «Во поле береза стояла» руководитель Таркановская Елена Павловна.

Ведущий2:

Кто сложил для нас частушки,

Кто их право сочинил?

Ты теперь, поди, узнай-ка,

Где он был и где он жил.

Так живи, частушка, всяко,

Под баян и под струну

Надо нам, друзья, однако

Спеть частушку не одну!

Ведущий1:

Дуэт гитаристов и солистка – Болдырев Максим, Пахомов Игорь, Пономаренко Екатерина из 6-б класса. Частушки на гитарах, такое не часто услышите, а у нас есть! Просим на сцену!

Ведущий2:

Заявлю вам, мальчишки,

Хоть в припевках вы ловки,

И хоть первые частушки

Сочинили мужики,

мой талант по праву ценят

убедитесь в том сейчас

я спою на этой сцене

ну, ничуть не хуже вас!

Ведущий1:

Продолжает эстафету частушек Мишина Вера Ивановна. Встречаем Веру Ивановну.

Ведущий2:

Дерзайте молодые,

Танцуйте от души

И помните, что в мире

Все танцы хороши!

Ведущий1:

Эта артистка всегда молода душой, она вырастила двух прекрасных детей, она в совершенстве владеет английским языком, она классный руководитель, смелая женщина Почекунина Светлана Сергеевна. А исполнит она цыганский танец, который называется «Песня Рады».

Ведущий2:

Нераздельно сердце с песней русской

Задушевной, ласковой до слез

От нее - то радостно, то грустно

С ней тепло в ненастье и в мороз.

Ведущий1:

А песен у нас воз

Про зиму, да про мороз!

Про весну, да про лето.

Послушайте-ка вот эту.

Приглашаем на сцену Бобину Любовь Николаевну с ее любимой песней «Мы на лодочке катались», которая по истине стала народной.

Ведущий2:

Выходите в круг смелее

Чтобы был огромный круг

Выходите в русской пляске.

За собой ведя подруг!

И снова на сцене танцоры. Танец «Коробейники». Приглашаем учеников 3-а и 3-б классов. Руководитель Олейник Оксана Владимировна.

Ведущий1:

А за ними спешит вас порадовать своей пляской старший состав танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Посмотрите третий вариант танца «Валенки».

Ведущий2:

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную,
Грусть в душе почувствую.
А "Страданья" заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

Ведущий1:

На сцене оркестр народных инструментов железнодорожного клуба поселка Уруша, руководитель оркестра Миронов Сергей Александрович. Об этом человеке можно говорить много, долго и хорошо. Наш клуб является участником различных смотров талантов, победителем всевозможных конкурсов. Обладая организаторскими способностями, музыкальным талантом Сергей Александрович много лет руководил клубом. Много сил он отдал и взрослым артистам и детям. В Уруше он пользуется заслуженным уважением. Он певец, композитор, а сегодня он представляет на ваш суд работы своих воспитанников. Послушайте в их исполнении песни

«Коробейники» и «Ой, при лужке, при лужке»

Ведущий2:

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно

Коль народ еще поет,

Знать, не все потеряно!

Ведущий1:

Любимых песен много знаем

Поем их всюду год за годом

Ведь в них живет не угасая

Бессмертная душа народа.

Ведущий2:

Как жаль, что все хорошее быстро кончается! Вот и наш фестиваль подошел к концу. Осталось самое долгожданное, самое интересное и интригующее действие – подведение итогов и награждение победителей. Дело это трудное и не всегда благодарное, но надо подвести итоги.

Ведущий1:

Пока жюри будет подводить итоги фестиваля, свой подарок вам дарит человек музыкальный, артистичный, обаятельный, веселый, отличник народного просвещения Белова Галина Алексеевна. Песня «Черемуха».

(слово предоставляется председателю жюри, вручение других призов)

Ведущий1:

Пускай тысячелетия пройдут

А нашим песням жить и не стареть

Славян потомки их поют

И внуки наши тоже будут петь.

Ведущий2:

Желаем чаще в гости приходить

Плясать и петь на сцене с нами

Детей и внуков школу приводить,

Мы предлагаем вам дружить домами!

Желаем вам хорошего настроения, до новых встреч!

При составлении сценария были использованы стихи из журналов «Чем развлечь гостей», «Классный руководитель»


«Осенние вечерки»

сценарий старинных посиделок.

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры, к культуре других народов, живущих вместе с русским народом.

Девушки-рукодельницы и юноши одеты в русскую национальную одежду.

Оформление зала: посиделки проходят в инсценировнной «русской избе», в центре-стол, вокруг него-лавки; на столе самовар, на нем-баранки. Вокруг самовара-чайная посуда. Недалеко от стола –деревянные прялки, пяльца с вышивкой.

1ведущий : Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

2 ведущий : Ноябрь-зазимье, проводы осени.

Встреча зимы. К этому времени мужики возвращались с

промыслов, заканчивались все полевые работы. Впереди – длинные, зимние вечера.

1 ведущий : Чтобы веселее скоротать эти вечера, девушки и парни собирались на посиделки. Для посиделок они находили дом, в котором жила, какая-нибудь одинокая старушка, а иногда посиделки устраивала семья, в которой была девушка на выданье.

2 ведущий : Но посиделки – это не просто вечеринка, это развлечения молодежи, совмещенные с какой-нибудь полезной работой. На посиделках рубили капусту, пряли пряжу, ткали холсты. Участником таких вечеров непременно был гармонист. Под гар- мошку пелись песни, частушки, молодежь плясала.

(4 девушки в русской избе за рукоделием поют частушки)

1 девушка : Что ты, милочка не робишь, на кого надеешься?

Придет зимонька холодна, ты во что оденешься?

2 девушка : Не стой, милка, у порога. проходи на лавочку,

Не стесняйся, отодвинь мою точену прялочку.

Юноша : Девушки вы, девушки, где берете денежки?

Девушки : Летом ягодки берем, зимой куделечку прядем.

Юноша: Скоро, девушки, Покров, скоро нам гуляночка,

Громко-громко заиграй, ты моя тальяночка.

(Покров-время начала посиделок.)

Девушки за прялками.

1 ведущий : Прядение- процесс известный издавна, глагол «прясть» очень древнего происхождения. В словаре Даля можно прочитать, что «прясть- тянуть и крутить нить из волокон»; что « прядут лен, пеньку, шерсть, хлопок». В результате получается пряжа. И еще В.И.Даль делает такое примечание: «Прядут веретеном, на прялке».

2 ведущий : А как же была устроена прялка? Пряха сидела на дощечке, называемой

донцем, обычно донце делали из осины.На этой дощечке крепился гребень, на который надевали кудель –вычесанный и перевязанный пучок льна,шерсти или пеньки. Гребни изготовляли из клена. А из березы делали веретено- точеная палочка

с заостренными концами и утолщением внизу, его крутили правой рукой, наматывая на него пряжу. Но были прялки и более сложные по устройству- колесом, рукой тянули нить из кудели, а нога нажимала на подножку и вращала колесо.

1 ведущий : Не удивительно, что в народных песнях, сказках часто появлялся образ девушки-пряхи. Помните, у Пушкина А.С.

В избушке, распевая, дева прядет

И зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней.

В маленькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит.

Молода,красива, карие глаза

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца

Ты о чем мечтаешь, девица-краса?

(Сидит юноша, плетет лапти).

2 ведущий : Даль так пишет о лаптях: «короткая плетеная обувь на ноги». Лапти разные были – липовые, из бересты, из веревок. Плели их из лыка. Это подкорье молодой липы или других лиственных деревьев. Подкорье раздирали на узкие полоски –из них –то и плели лапти.

(Звучит народная песня «Лапти, да лапти, да лапти мои».)

1 ведущий : Да! Веселое было время

2 ведущий : Не скучали в длинные осенне-зимние вечера.

1 ведущий : Не скучали, и не скучают, потому что любили и любят свою землю, свое дело, свое родное село…

1 ведущий : На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, кое-где и при свечах.

Говорили, песни пели, и конечно, пили чай.

Пироги, баранки, сушки были очень хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Игровой хоровод: «Жила была Бабка»

2 ведущий : Даааа! Когда-то чай в Россию привозили за 11 тыс. км. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Впоследствии чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство- лучшая в мире «чайная машина»-это самовар.

1 ведущий : А ведь на этих посиделках девушки себе женихов присматривали, да и себя показать старались. А где же себя показать, как не в танце?

(Танец «кадриль»,под музыку «когда-то россияне…». )

2 ведущий : Сейчас в нашем доме веселье и шутки, так пусть же для лени

Не будет минутки.

Пусть наш самовар для гостей закипает,

О нашем радушье пусть каждый узнает

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Ныне все мы по «сусекам» личных дач, домов, квартир.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Звучит финальная песня «Село мое заветное» в исполнении всех участников посиделок.

Чаепитие

Что еще почитать