Текстильные куклы. Текстильная интерьерная кукла своими руками. Мастер-класс

Иногда так хочется что-то создать необыкновенное, душевное, красивое, например, сшить прелестную куколку. Но останавливает одна мелочь… Для работы нужна текстильной в натуральную величину.

А эта статья как раз и поможет рукодельницам решить данную проблему. Отсюда в копилку мастера перекочует текстильной в натуральную величину той техники изготовления, которая более всего ему импонирует. А дальше уже пусть фантазия поможет сотворить то, что удивит и покорит всех вокруг.

Такие разные сшитые вручную куклы!

Ребёнок познаёт мир через игру. И именно поэтому на земле появились текстильные куклы. Служили они игрушками для детей из бедных семей и создавались в самой примитивной технике.

Но постепенно изготовление как отдельный вид творчества заняло свою нишу в рукоделии. Его даже можно назвать одним из направлений в искусстве. Сегодня существуют куклы не только для игр, но и для украшения интерьера. Часто используют их и как вариант грелки для заварочного чайника.

Руки и ноги пришивают к телу в нужных местах. Некоторые в коленках накладывают шовчик. Тогда тильда сможет сгибать свои ножки. Только не стоит в этом случае сильно набивать деталь.

Лицо тильды не очень разрабатывается. Обычно мастер ограничивается маленькими глазками, пришивая пуговки или бусинки либо вышивая небольшую «точку». А вот волосам следует уделить больше внимания - это важная часть облика настоящей тильды.

Вальдорфская кукла

Чаще всего тильда - это украшение интерьера. А вот вальдофская кукла вполне подходит в качестве детской игрушки. А всё потому, что личико у этих милых пупсиков проработано с большей точностью, нежели это сделано у тильд.

Отличительная особенность этих кукол - их выступающий носик. Делать его не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Достаточно сначала выполнить заготовку для головы - сделать из ткани шарик и плотно набить его наполнителем. Затем на шаблон крепят бусину или шарик поменьше - он будет имитировать носик. Поверх полученной заготовки укладывается тонкий слой синтепона и натягивается основная ткань. Теперь ясно видно, что носик возвышается над щёчками.

Само личико либо тщательно прорисовывается красками, либо вышивается нитками мулине.

Иногда мастера уделяют особое внимание пальчикам на ножках и ручках куколок. Это актуально для тех игрушек, которые изображают младенцев. Поможет мастеру, чтобы такие ступни имела текстильная кукла, мастер-класс.

Выкройки тыквоголовки

И у этих куколок своя техника изготовления самой главной детали - головы. Она выкраивается из четырёх-шести одинаковых деталей, напоминающих лепесток цветка. Здесь представлена голова которой выполняется из 6 деталей.

Руки и ноги шьются так же, как и у кукол, выполненных в иных техниках. Но вот проблема с тем, чтобы довольно крупная голова игрушки держалась на тоненькой шейке, может возникнуть перед мастером. Эксперты советуют для её решения воспользоваться деревянными шпажками. Сначала шпажкой протыкают тело куклы, выводя острый конец на 4-5 см выше среза на шее. Затем уже готовую, набитую наполнителем голову-тыковку накалывают на острие. Для страховки можно использовать парочку или даже тройку шпажек. Нижний конец её лучше всего обломать и вынуть на уровне талии куколки.

Каждый мастер должен понимать, что он имеет полное право вносить собственные изменения в облик изделия. Ведь только благодаря проявлению творческой фантазии авторов появляются в мире новые технологии изготовления текстильных кукол и развивается данный вид творчества.

Мир хэнд-мэйда обширен и многогранен. В этот раз предлагаем вам попробовать сшить по нашим схемам текстильную куклу.

Куклы — не просто предмет интерьера или игрушка. С древних времен кукла была прообразом человека и участвовала в самых разных магических обрядах и ритуалах. Куклам присваивали способность говорить, видеть, слышать и даже ходить. Быть на стороже в доме хозяев или наоборот привлекать беду в дом недоброжелателей.

Сейчас же, в век технологий, казалось бы мистический смысл куклы уже давно должен быть утрачен. Однако, дела обстоят по-другому, и процесс сотворения куклы из гипса, фарфора, ткани напоминает самую настоящую магию.

Куклы становятся маленькими человеческими копиями

Куклы, сшитые своими руками: фото

Шитье кукол в последние годы приобрело огромную популярность наряду с и . Нужно отметить, что шить — занятие не из легких и далеко не всем подходит. Настоящие швеи берутся не за каждую работу, но выполняют ее всегда качественно, с душой.

Шитье кукол можно отнести к хобби. Но многие мастерицы с помощью социальных сетей или каким-либо другим образом смогли найти спрос на своих кукол. Как итог — хобби превращается в хорошо оплачиваемую и любимую работу.





Если вы хотите шить качественные игрушки, то вам потребуются хорошие инструменты и материалы. Точно не стоит экономить на этих двух составляющих, ведь это залог хорошей работы. А хорошо выполненная игрушка радует глаз. Поэтому работа в любом случае стоит затрат на нее.




Маленькая кукла-художник

Чаще всего такие куклы служат элементами декора. Они прекрасно вписываются в интерьер гостиной, спальни, детской и даже кухни.





Как сшить кукле голову и лицо: выкройки с описанием и фото

Голову кукле можно сделать несколькими способами:

  • сшить из ткани
  • вылепить из глины
  • вылепить из гипса
  • свалять из шерсти
  • вылепить из специальной пластмассы

Другие материалы используют значительно реже. В этой части статьи мы расскажем вам, как сшить голову кукле из ткани. Самый простой способ, доступный даже новичкам.



Чтобы сделать текстильную куклу, все детали необходимо шить и набивать отдельно. В качестве наполнителя обычно используют синтепон, реже — пух вату. Синтепон меньше мнется и комкуется, с ним удобнее работать. После того, как детали готовы, их сшивают. Так получается заготовка для будущей куклы.

  • Используя выкройку вырежьте голову.
    • Предварительно вырежьте трафарет нужного вам размера.
    • Наложите трафарет на ткань, скрепите английскими булавками.
    • Вырежьте по контуру.
    • Сшейте на машинке или вручную швы с изнаночной стороны.
    • Выверните на лицевую сторону, набейте наполнителем и зашейте.


  • На готовой голове карандашом нарисуйте глаза. нос, губы. Старайтесь не допускать ошибок, с ткани карандаш стирается плохо.


Шаг 1
  • Используя схему ниже сделайте утяжки. Они нужны для того, чтобы у головы появился объем: выделялся нос, глаза, губы.


  • Маленькими аккуратными стежками прошейте по контуру глаза и губы.


Шаг 2
  • Со стороны затылка вид будет не самым красивым. Не пугайтесь. Закрепите все нитки и обрежьте, чтобы не торчали.


Шаг 3

Шаг 4
  • Пришейте кукле парик, приготовленный заранее.
  • Белыми акриловыми красками с каплей голубого цвета, чтобы глаза были не чисто белыми, прорисуйте белки глаз. Учтите, что сами глаза лучше рисовать чуть ниже линии, которой мы их отметили ранее, чтобы получилось верхнее веко, а глаз был полузакрыт.


Шаг 5
  • Используя те же акриловые краски по ткани, нарисуйте радужку глаза и зрачок.


Шаг 6
  • Коричневой краской обозначьте линию роста верхних и нижних ресниц, бровей. В краску можно добавить золотого пигмента.


Шаг 7
  • Краской чуть темнее, чем вы рисовали брови, нарисуйте ресницы. Можно также использовать ресницы накладные.


Шаг 8
  • Добавьте около зрачков блики, чтобы кукла смотрелась более реалистично.


Шаг 9
  • Светло-коричневым (розовым, красным или любым другим цветом) нарисуйте губы. Голова куклы готова. Можно еще доработать ее. Это самый простой вариант.


Шаг 10

С помощью такого пошагового руководства вы сможете самостоятельно сделать текстильную куклу по всем правилам.

Как сделать тело, туловище для куклы: выкройки с описанием и фото

Туловище у текстильной куклы сделать можно на каркасе, либо сшить вручную. Новичкам мы рекомендуем именно метод шитья, потому что он более простой и менее затратный по времени и материалам.

Алгоритм шитья туловища куклы:

  1. Вырежьте трафарет, как на схеме ниже. При необходимости его размер можно увеличить или уменьшить. Задняя и передняя части туловища одинаковые, поэтому можете воспользоваться только одним трафаретом.
  2. Вырезанные трафарет поместите на стань и скрепите английскими булавками, или обведите мелом.
  3. Вырежьте два куска ткани по трафарету.
  4. С изнаночной стороны сшейте детали между собой.
  5. Выверните на лицевую сторону изделие и набейте туловище наполнителем. Работа готова.


Как сшить кукле ноги: выкройки с описанием и фото

Ноги сшить будет несколько сложнее, чем голову или туловище. А все потому, что нога состоит из трех составляющих:

  • две части ноги
  • стопа

Алгоритм шитья ноги не особо отличается от шитья туловища:

  1. Сначала вырезается трафарет.
  2. Затем по трафарету вырезаются все детали.
  3. Делали сшиваются друг с другом с следующей последовательности:
    1. Сначала сшиваются две части ноги.
    2. Затем к ним пришивается стопа.
  4. Изделие выворачивают лицевой стороной наверх и набивают наполнителем.


Совет! Чтобы нога у куклы не смотрелась «ластой», сделайте 4 небольших стежка, которые будут обозначать пальцы.



Как сшить кукле руки: выкройки с описанием и фото

Чтобы сшить текстильной кукле руки, вам понадобится достаточно много терпения. Можно сшить вариант для продвинутых: с пальцами, ладонями, даже ногтями. А можно обойтись более простым вариантом (как на схеме), который смогут выполнить даже начинающие.

Описание выполнения руки для текстильной куклы в точности совпадает с описанием выполнения ноги:

  1. Вырезается трафарет.
  2. Трафарет крепится к ткани булавками или обводится мелом, вырезается заготовка.
  3. Заготовка руки (а рука состоит из двух частей) сшивается по краям, оставляется только верхняя часть для крепления с туловищем.
  4. Затем будущая рука заполняется наполнителем.
  5. После этого короткими стежками можно сделать пальцы. Всего нужно 4 стежка.




Как сшить красивую куклу текстильную куклу с большой головой: выкройки с описанием и фото

Текстильная кукла с большой головой чаще всего является интерьерной. Она не предназначена для того, чтобы с ней играли.

Итак, чтобы сшит интерьерную куклу с большой головой, подготовьте следующие материалы:

  • наполнитель синтетический
  • ткань
  • бумагу для трафарета
  • нитки, иглу
  • шар для головы из пенопласта или пластика

Процесс изготовления куклы.

  • Перерисуйте трафареты на бумагу, либо распечатайте их на принтере и вырежьте.


  • Все части перенесите на ткань, дополнительно добавьте по 2 см по всему периметру каждой заготовки.


  • Сшейте вместе детали, оставляя не зашитыми места, помеченные на схеме пунктиром. Через эти отверстия вы будете наполнять куклу синтепоном.


  • Каждую деталь куклы набейте наполнителем.
  • Шар, который мы перечислили в материалах, необходим для головы. Через отверстие в верхней части головы вставьте внутрь шар, зашейте.


  • Скрепите все части вместе. Получилось готовое тело куклы.


  • Теперь вы можете придумать для куклы платье, надеть на нее парик, нарисовать лицо.

Готовая кукла может выглядеть таким образом.



интерьерная кукла с большой головой

Как сшить красивую новогоднюю интерьерную куклу: выкройки с описанием и фото

Новогодняя кукла может быть прекрасным подарком на праздник. В том числе и на Новый год. Но не все могут по достоинству оценить этот подарок, поэтому прежде чем дарить кому-то подобную вещь, постарайтесь заранее убедиться, что она придется по вкусу новому владельцу.

Чем отличается новогодняя интерьерная кукла от других кукол? Разве что только нарядом. Поэтому вы можете взять за основу любую из описанных ранее пошаговых инструкций по шитью текстильных кукол. Нарядите ее в красивое новогоднее платье, и игрушка готова!









Как сшить куклу большеножку с цельной головой: выкройки с описанием и фото

Чем отличается кукла большеножка от других текстильных кукол? Это можно понять по названию. У куклы большеножки непропорционально большие ноги, относительно ее тела и головы. В этом и заключается «фишка» данной модели. Куклы большеножки обладают своеобразным шармом, умением очаровывать. Они смотрятся очень мило, по-домашнему, создают атмосферу уюта.

Обратитесь к схеме ниже, чтобы сшить куклу большеножку. Все размеры указаны на картинке.



Название деталей:

  • №1 — нога
  • №2 — стопа
  • №3 — туловище
  • №4 — рука
  • №5 — голова, передняя часть
  • №6 — голова, тыльная сторона

Описание процесса шитья куклы большеножки:

  1. Обратитесь к выкройке, перечертите и вырежьте все детали.
  2. Перенесите детали на ткань, положив трафареты на нее и закрепив булавками.
  3. Вырежьте детали.
  4. Сшейте парные детали между собой.
  5. Заполните заготовки синтепоном. Для головы можете использовать большой шар из пенопласта.
  6. Скрепите все детали между собой и прошейте.
  7. Как сшить Вальдорфскую куклу пеленашку: выкройки с описанием и фото

    Вальдорфская кукла сильно отличается от других кукол. Она не имеет четко выраженных форм (линии талии, бедер), как это принято у Барби. Также такая кукла изготавливается из очень мягких материалов, приятных к телу. Она, в отличает от интерьерных кукол, предназначена исключительно для игр. Вальдорфская кукла помогает отлично развивать воображение ребенка, потому что в ней очень мало деталей.

    Сшить такую куклу достаточно просто. Схему утяжки лица, а также необходимые трафареты вы найдете ниже.





    трафареты

Технологии изготовления текстильных кукол

1. Виды и образы текстильных кукол

Куклы-обереги для дома (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

Берегиня
Берегиня – одна из самых древних кукол-оберегов. Куклу с красным лицом вешали напротив двери. Делали Берегинь и белолицых. Считалось, что Берегиня никого с дурными мыслями в дом не пустит. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.

Метёлочка

Метёлочка должна сидеть дома выше всех, чтобы всех видеть. И если дома случилась ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно.

Кубышка-травница

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.

Крупеничка

Кукла "Крупеничка"- это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Колокольчик

Колокольчик – кукла добрых вестей. Родина куклы – Валдай. У куколки три юбки, она веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

День и ночь

День и ночь – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка День - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Куклы-обереги для матери и ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2)

Кувадки (Куватки)

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец ребенка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Громкими воплями он выманивал злых духов в предбанник, где развешивались обрядовые куклы, в которые, по мнению людей, вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Ведучка

"Ведучка» - это тип куклы, характерный для Сергиевской игрушки 19 века, символ преемственности поколений, материнской заботы и любви, изображает кормилицу, ведущую малыша. Отсюда и местное название «Ведучка» (ведущая в жизнь).

Купавка

Купавка - это летняя кукла одного дня. Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам Купавки привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Лихоманки
Куклы Лихоманки делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили те болезни, которые они на себя взяли.

Куколка от коли и боли

Эту удивительную куколку прикладывали на больное место для того, чтобыона сняла боль, и человек перестал ее чувствовать.
Капризных младенцев также успокаивали этой куклой. Куколкуне изготавливали заранее, а только в случае боли.
Например, при коликах в животе у грудного ребенка, его родители быстро изготавливали из тряпочек куклу и прикладывали к животику, после чего ребенка пеленали вместе с куклой. Куколка находилась с ребенком до тех пор, пока колики не проходили. Куколка была локтевая, то есть размер ее был от ладони до локтя того, кто ее изготавливал. Она делается по принципу Кувадки, наряжается в юбку с фартуком и платок.

Рванка-Платочница-Капуста-Кормилка
Эта обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана. Капуста по количеству юбок, а самое трогательное название - Кормилка.
Кормилка оберегала ребенка до самой свадьбы. Девочки чтобы удачно выйти замуж, делали эту куклу с длинной шеей, на которую наворачивали воротнички, означавшие положительные качества будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял.

Утешница

Кукла на берестяной основе находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни, для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты, завёрнутые в матерчатые кулечки. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа для очищения.

Младенчик

Это первая куколка-оберег для младенца до года.
Вятская женщина, ожидая ребенка, скручивала куклу и загадывала будущее своему ребенку, наделяя его разными добрыми качествами: «Пусть будет здоровым, смелым, сильным, умным…». В течение 1-го года жизни ребенка по мере загрязнения куколки ее меняли много раз, менялся ее цвет, фактура ткани, что позволяло получать разные впечатления и эмоции ребенку.
Рождественский Ангел

Куклу дарили на Пасху или на Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Куклу располагали над детской кроваткой, охраняя сон ребенка.

Веснянка

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Куклы-обереги для жениха и невесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3)

Неразлучники

Усажены - свадебные куклы на машину (раньше на гужевые повозки).

Роль Неразлучники для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов "берегинь", и у каждой было свое назначение.

Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью Неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись Мартинчиками, связанными из пучка белых нитей.

Мировое дерево

Мир в славянской языческой мифологии представлялся в виде дерева, корни которого являли собой подземное царство, а крона - небесный свод, божественное начало. Ствол же символизировал мир земной. Семья, как основа новой жизни, также представлялась деревом, которое вскоре принесет плоды в виде потомства. В русской свадебной символике тема дерева прослеживалась и в сравнении молодых с ягодками райского дерева, и в мотивах вышивки свадебных рушников - райские птицы, сидящие на ветках деревьев, являлись связующим звеном между землей и небом.

Символом Мирового (родового) Дерева на свадьбе являлись фигурки жениха и невесты, прикрепленные к березовой рогатине, которая вставлялась в центр свадебного пирога невесты. Эти куклы так и назывались "Мировое дерево" и являлись залогом семейного благополучия и плодовитости.

Московка
Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. Её делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая. Основание, на котором все держится, олицетворяет мужское начало. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.

Обрядовые куклы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Масленица

Самой распространенной обрядовой куклой является Масленица. К празднику Масленицы изготавливалось чучело Масленицы в человеческий рост, которое обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое. Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красномуглуилиувходавжилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Спиридон-Солнцеворот

Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Мартинчики

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Рябинка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Санница

Санницу катали с горки, и, считалось, чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

Игровая кукла (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает. Кукла очень важна для снятия слабого мышечного тонуса большого пальца. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что неправильное положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец.

Куклы Хороводницы

Куклы Хороводницы устроены так, чтобы девочки их крутили и развивали одновременно две ручки. Это было важно для работы за прялкой.

Бойцы на палочках

Бойцов на палочках было тоже два. Они были с мешочками в руках. Этими мешочками они дрались. Навыки, которые получали мальчики, благодаря этой кукле, нужны были для плетения лаптей.Сын с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.
Убоженка
Убоженка делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Она должна была научить ребенка состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Девка-Баба

Девка-Баба- кукла-перевертыш. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой. А замужем: платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить.

Малышок-Голышок

Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала в ребенке, по верованиям древних, материнское начало и чувство семьи.

2. Основные технологии изготовления текстильных кукол

В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Куклы - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки.

Закрутка

В основе куклы - плотно закрученный лоскут ткани. Как и многих других кукол, эту куклу изготавливают без использования иглы и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, затем сворачивали и обматывали нитями. Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва.

Для изготовления туловища куклы нужно взять небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, нужно сделать плотную скрутку-рулик. Это будет тулово куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса скрутку перевязывают ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Нужно взять квадратик белой ткани, накрыть им скрутку по центру и сформировать голову. Внутрь можно положить вату или синтепон, чтобы голова получилась круглой и перевязать ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Затем нужно сделать руки. Противоположные, свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размеры ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязывают вокруг туловища ниткой на поясе. Направление рук определяется в зависимости от натяжения ткани. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: рядить куклу. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Столбушка

В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно во владимирских деревнях старательно и аккуратно накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Дальнейшие технологические операции совпадают с последовательностью изготовления Закрутки.

Крестушка

Традиционную русскую куклу Крестушку делали с малолетства, т.к. она очень проста исполнении. В основе куклы – крест.

Крест в основе и косой крест на груди несут не только технологический смысл, это символ плодородия. Крестовидные куклы являли собой не только мифологическую формулу мироустройства (схема триединого мира: небесного, земного и подземного), но и указывали ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержится универсальное число семь - символ мироздания. Магия семёрки живет в нашей речи и сейчас: " семь раз отмерь", "семь пядей во лбу", "семь пятниц на неделе", "на седьмом небе". Каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Крестики собирали из прутиков, палочек, лучинок, щепок; иногда взрослые выстругивали для этого гладкие планочки. Короткую горизонтальную палочку клали на вертикальную, более длинную, и перевязывали их прочными нитками крест-накрест спереди и сзади. Получалась основа куклы - крест: голова, руки и туловище. Если палочки круглые, то на вертикали в месте перекрестья делается ножом вырез, куда вкладывается горизонтальная перекладинка. Затем палочки перевязываются нитками. Вариантов дальнейшего оформления куклы было множество. На широкой плоской планочке рисовали лицо и одевали Крестушку в юбку и кофту, в рубаху, платье с рукавами, подвязав поясом под грудью.

На верхушку тонкой палочки наматывали мох, сухую траву и обтягивали головку белой тряпкой. Пришивали кудельные волосы и одевали куклу.
Делали также Крестушку-Мужичка. Находили прутики с развилкой из одинаковых сучков, которые изображали ноги. Руки привязывали точно так же с помощью горизонтальной перекладинки. Такую крестушку одевали в порты (штаны), в рубаху и подпоясывали.

Мастерили и целую семью Крестушек с детьми и приданым. Крестушки удобны в игре. Держась за палочку-туловище под платьем, дети манипулировали фигурками, как театральными куклами 1 .

Набивная кукла-мешочек

В основе куклы - тоже характерный столбик, только набитый зерном, поэтому куклу называют «Зернушка». Для изготовления куклы прямоугольный кусок тонкого холста сшивается плотным швом по длине. Получается холщовая трубочка. С одного конца ее простегивают ровным частым стежком, стягивают и завязывают узелком. Для прочности самый кончик сборки у основания перетягивают ниткой и выворачивают.

Теперь в верхний край столбика продергивают нитку, оставив свободными концы нитки. Затем насыпают в столбик-мешочек сухое зерно (пшеницу, ячмень), наполнив его не до самого верха. Стягивают ниткой верхний край мешочка, завязывают и зашивают отверстие. Готовый столбик перетягивают вязкой по линии шеи - головка куклы наполняется зерном до верха. Получается устойчивая, приятная на ощупь фигурка.

Одевают Зернушку в юбку и передник, пришивают волосы из крапивной кудели или просто повязывают платком, завязав его вокруг шеи. Фигурка величиной в 15-20 см выглядит наиболее пропорциональной и удачной. Таких кукол дарили раньше с пожеланием благополучия, достатка, счастья. Она может быть хорошим, оригинальным подарком.

Пеленашка

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел - и образ распадется. Вторая не менее существенная составляющая образа - голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх - голову, другие две трети - низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

Узелковая кукла

Рассмотрим технологию изготовления Рождественского Ангела (Рис.3). Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани, но можно взять ткань светлых оттенков размером 20см х 20см. Изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
В середину квадратика ткани помещается наполнитель. Ткань перегибается по диагонали, наполнитель обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а). Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б), а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» (в).
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный шнурок.

Рис. 3

Кукла на палочке

Существует несколько технологий изготовления текстильных кукол на палочке:

А) палочка является основой тулова куклы; в остальном, кукла изготавливается по технологии куклы Столбушки.

Б) палочка является не только основой тулова куклы, но и держателем. Примерами таких кукол являются кукла Пастушок, Хороводницы, Борцы и др.

В) палочка не является основой тулова кукол, а служит общей рукой (символом неразлучности), на которую надеваются узелковые куклы, символизирующие жениха и невесту. Когда в семье появлялись дети, фигурки немного раздвигались, и на общую руку привязывались нитяные куколки – мартинчики.

Рис. 4

Г) палочка (рогатина) является основой тулова двух кукол. Таким способом изготавливается кукла Мировое Дерево. Н а левом сучке рогатины делают куклу Невесты. Технология изготовления соответствует типу Столбушка. На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха.

3. Технология изготовления традиционной безликой текстильной куклы «Ведучка»

За основу разработки технологии куклы Ведучки взяты работы мастера Ирины Хабышевой.

Для создания куклы-кормилицы потребуется:

    Плотная ткань (65х30) для изготовления тулова куклы.

    Плотная ткать (40х3) для придания тулову большей устойчивости.

    Ткань (36х12) для изготовления рук кукол.

    Полоска их белой тонкой ткани для обертывания рук кукол (приблизительно 70х1).

    Тонкая белая ткань (40х40) для лица, предплечий, тулова.

    Синтепон для формирования головы, груди и бедер куклы.

    Ткань для рубахи (30х15).

    Ткань для юбки (75х20).

    Белая ткань для нижней юбки (75х20).

    Ткань для повойника.

    Мягкая, легко драпирующаяся ткань для платка.

    Шитье (75 см)

    Нитки красные, белые и цветов, соответствующих цвету юбки и рубахи и нитки для пояска.

Для куклы-ребенка потребуется:

1. Плотная ткань (26х10) для тулова.

2. Ткань для рубахи.

3. Ткань для юбки и нижней юбки.

4. Лен для «прически»

5. Белая узкая ленточка (25 см).

6. Нитки для обвязывания куклы и для пошива юбок.

7. Нитки для пояска.

1 . Сначала необходимо создать тулово куклы. Для этого плотно скручиваем отрез ткани. Полученную скрутку (диаметром 3,5 см) фиксируем красной нитью в области шеи (7,5 см от верхней точки), в области талии (в середине скрутки) и приблизительно в 10 см от нижней точки тулова. Это будет нижняя точка «общей руки» куклы. По низу тулова для устойчивости куклы наматываем подготовленную полоску плотной ткани. Фиксируем ее белой ниткой.

2. Скручиваем в жгут ткань для рук кукол. Чтобы его закрепить, оборачивает подготовленной полоской белой ткани. Готовый жгут привязываем к тулову в области шеи. Для хорошей фиксации делаем двойную обвязку. Основа куклы готова (илл.1).

.

Илл. 1 Илл. 2

3. Начинаем формировать голову, грудь и бедра куклы (илл.2). Для этого в середину квадратного отреза ткани раскладываем синтепон, накрываем тулово по диагонали и начинаем формировать голову. Делаем несколько туров красной нитью вокруг шеи, расправляем складочки. В области лица складок не должно быть.

4. Отрезаем излишки ткани. Ткань подворачиваем и завязываем в области предплечий. При помощи синтепона формируем грудь, аккуратно драпируем ткань и обвязываем куклу по линии талии. Ниже талии делаем плотный тур синтепона. Остатки белой ткани подтыкаем под слой синтепона. Основа куклы приобрела очертания женской фигуры

5. Одеваем куклу-кормилицу, завязываем повойник и платочек (илл. 3).

Илл.3. Илл.4.

6. Приступаем к кукле-дочке. Эта куколка узловая. Жгут, скатанный из плотной ткани, сворачиваем пополам и привязываем к общей руке парной куклы. Начинаем «рядить»

дочку. Рубаха состоит из трех частей. Сначала закрепляем рукава. Затем аккуратно фиксируем красной нитью переднюю и заднюю части рубахи в области талии (илл. 4).

7. Делаем куколке из льняных волокон прическу. Привязываем «волосы» к головке куклы. Надеваем юбочки. Дочка готова (илл. 5). Осталось завязать обеим куколка обережные пояски (илл. 6).

Илл.5 Илл. 6

Технология изготовления Ведучки – одна из самых сложных, но кукла очень красивая и по сути своей очень привлекательная. За короткий срок знакомства с теорией и недолгое время изготовления куклы можно приобрести лишь элементарные знания и навыки. Но и за это время можно ощутить на себе ее природу и истоки и полюбить русскую традиционную куклу на всю жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководствуясь целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры, были рассмотрены и систематизированы ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана технология изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

В контексте русской народной куклы не всегда можно говорить о её эволюционном развитии. Попытка уничтожения русской текстильной куклы, вероятно, не могла не внести некоторого искажения форм и образов традиционной куклы. Но, как показывает история, все, что имеет непреходящую ценность, несмотря ни на какие преграды, становится традицией. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. В настоящее время русская традиционная текстильная кукла переживает период живого интереса, неподдельной увлеченности, настоящего своего возрождения. Но современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете, больше соблазна отойти от канона.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же, определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Поставленные задачи решены. Для систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Рассмотрены архетипы традиционной текстильной безликой куклы и тенденции ее возрождения. На основе приобретенных знаний была изготовлена парная кукла Ведучка.

Поставленная цель достигнута.

Список использованной литературы

    Берстенева Е.В., Довгаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010, 112 с.

    Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.– Культура и традиции, 2007.

    Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

    Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с.

    Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1.- Таллинн, 1992.

    Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001.

    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

    Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. - М.: Эксмо, 2007.

    Музей «Берегиня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usadba-bereginya.narod.ru/museum.

10. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru

11. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера /Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm

12. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sergiev - posad . ru /

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Берегиня

Очистительная

Травница

Крупеничка

Колокольчик

Десятиручка

День и Ночь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

Лихоманки

От коли и боли

Утешница

Младенчик

Рождественский Ангел

Веснянка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

Выставка традиционных текстильных кукол.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель первой категории, МБОУ «Хомутинская СШ», Нижнеомского района, Омской области.

Описание: выставка детских работ предназначена для младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и творческих людей, ценящих народное творчество.

Назначение: знакомство с народной игрушкой позволит расширить представления детей об окружающем мире, научит выражать свои чувства, поможет приобщить их к истокам русской культуры.

Цель: знакомство с народной игрушкой
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение детей к истокам русской народной культуры.
Знакомить с историей жизни русского народа, их обычаями и традициями.
Расширять кругозор и словарный запас по средствам малых форм фольклора.
Формировать у детей представление о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага.

Вашему вниманию предлагается выставка, главная особенность которой заключается в том, что для изготовления таких кукол не требуются ни ножницы, ни иголки.

Обереги.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Они древности полны и не так пустячны,
Из соломы и золы, глины, всяких всячин.
До рождения дитя, делали "мотанку"
И ложили в колыбель для чертей обманку.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
Замуж рано шли тогда, вместе с коробочком.
Свекор чинно, для игры, выделял часочек.
Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.
Если дочери в семье плохо - мать узнает.
Как приедет навестить - куколка "судачит":
Коли мята и грязна - дочь частенько плачет.
Правду матери сказать может побоится,
Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполнения ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,
Жизнерадостной судьбе верные служанки.
Костромушка - приманит женщине ребёнка,
Коли не было детей на чужой сторонке.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Эльза Попова

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Без кукол не обходился ни один праздник. Деревенские праздники были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Посредником между человеком и неведомыми силами считали куклы. Люди считали, что чем древнее способ изготовления, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. В некоторых семьях количество кукол превышало 100 штук. Кукла выполняла также и воспитательную роль. Малые дети с помощью кукол разыгрывали традиционные обряды, за которыми они наблюдали со стороны. Тем самым перенимали традиции и обычаи своих предков. Кукол бережно хранили, отводили для них специальные сундуки, коробы.

Куколка на счастье - это «девчоночья» кукла. Человек всю жизнь ищет свое счастье, в большинстве своем – методом проб и ошибок. Как тут не поискать себе помощника, советчика и просто друга. В русских сказках есть такая куколка-помощница, которая оберегает, помогает в делах и в поиске своего предназначения, счастья. Кукла на счастье единственная из народных кукол имеет своеобразные туфельки - лапоточки, которые помогают ей на пути поиска счастья, потому что путь бывает долгим, что наверно и символизирует длинная коса, превышающая рост самой куклы на счастье.

Желанница. Ещё одна куколка, которую, несомненно, можно тоже назвать девичьей. Такая куколка обязательно была у каждой девочки-подростка. Ложась спать, девушка загадывала желание и в подарок кукле вплетала ленточку, пришивала какую-нибудь пуговку или другое украшение, а за это, девушка была убеждена, кукла исполнит её желание. Поднесёт девушка к лицу куколки зеркало и скажет: «Гляди, какая ты красавица. А за подарок моё желание исполни». А потом спрячет свою подруженьку в укромное местечко до поры…


Кувада. Обрядовая кукла.В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца.
Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые, попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей, и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнатую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Спустя годы обряд был утрачен, а кукла приняла новое значение - её вешали над колыбелью младенца после крещения для того, чтобы отгонять злых духов.


Старинные куклы-обереги , явно магического характера, выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.

Зольная кукла. Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. К кукле привязывали куклу пеленашку, тем самым желая семье детей. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.


Ангелочек. Оберег. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки.
Не только детские куколки были оберегами.


Вепская кукла . Изготавливали из старых вещей матери, без использования ножниц и игл. Охраняла малыша от порчи.


Многоручка. Её делали 14 октября на покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась девушкам, готовящим своё приданное, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитьё, вышивка, вязание. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей её работой и сегодня. Предлагаю повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.Помогала девушке в домашнем хозяйстве.


Пеленашка. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.


«Малышок-Голышок" , как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Пояс завязывали на животе при помощи трёх узлов, что символизировало пупок. Надо отметить, что "Малышок - голышек", изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.


Кукла Вербница или Вербная– одна из весенних обрядовых кукол. Эта кукла – подарочная, делается для конкретных людей... Делалась такая кукла в светлых зелёных, бежевых тонах, что символизировало приход весны, начало жизни. Кукла была безликая, как и все традиционные куклы. В руках обязательно должны быть веточки вербы.


Предлагаю вашему вниманию народную Пасхальную куклу . Изготовление этой куклы считалось таким же обязательным занятием перед Пасхой, как и роспись яиц. Лицо и руки куклы всегда делали из красной ткани, так как красный цвет символизировал собой жизнь. В руках кукла держала церковную свечку, а в другой котомку, в которой она несла пасхальные куличи для освещения в церкви.


«Неразлучники» - традиционная свадебная кукла. Такую куклу – символ крепкой семьи дарили в день свадьбы жениху и невесте. Хранили «Неразлучников» всю жизнь в красном углу. Посередине руки, между папой и мамой, со временем привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появляющихся деток.


Колокольчик. Родина этой куклы- Валдай, оттуда пошли Валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. Счастье тоже складывается из трёх частей: если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен- человек счастлив. Кукла Колокольчик- весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.


Кукла «День и Ночь» была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу же устанавливал куклу – день. Такой оберег защищал дом от всех напастей, задерживал и нейтрализовал отрицательную энергию. Эту куклу изготавливали на Рождество. И до следующего Рождества она висела у печи.
Существуют две разновидности этой куклы. Первая – в виде одной фигурки с разными по цвету сторонами. Ежедневно утром её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). При этом хозяйки приговаривали: «Ночь прошла, и, слава богу. Пусть добрым будет день.» или «День прошёл, и слава богу. Пусть спокойной будет ночь»
Вторая разновидность – две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани (день), а другая – из тёмной (ночь). Днём выставляли светлую, а ночью – тёмную.

Что еще почитать