Что нам подарила осень? Урок по окружающему миру "Осень. "

Медведева Галина Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Проект
Тема: "Что нам осень подарила"
Дата публикации: 14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

ЛГ МАДОУ «ДСКВ№9 «СОЛНЫШКО

ПРОЕКТ «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА?»

Разработала:

Воспитатель: Медведева Г.В.

г.Лангепас 2017

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Все дети любят есть фрукты и овощи, знают их названия, но в речи не наблюдалось обобщающих слов. В течение трёх недель были

запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете,

размере, их вкусовых качествах, местах произрастания и пользы для здоровья. Было принято решение совместно с родителями

оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары Осени». муляжи фруктов для ознакомления.

Проект «Что нам осень подарила»

Место проведения: ЛГ МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»

Воспитатель:

Медведева Галина Викторовна.

Тема: «Что нам осень подарила »

Группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР №3 «Ромашка»

Характеристика группы: в группе 8 детей

Проблема: у детей недостаточно знаний о деревьях, фруктах, овощах, грибах и ягодах, времени года «Осень», беден словарный

запас по теме.

Цель: создание условий для развития познавательно - речевых и творческих способностей детей в процессе совместной детско-

взрослой деятельности.

Формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека. Актуализация словаря детей по теме

«Осень, приметы осени деревья, грибы, ягоды, овощи и фрукты»

Задачи:

обогатить представление об овощах, фруктах, время года осень, деревьях, грибах, ягодах;

обогатить словарь за счет обозначения качеств фруктов и овощей (вкус, цвет, величина и т. д.);

развивать связную речь через составление описательных загадок об овощах и фруктах;

развивать творческие способности детей.

Закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов;

формировать представления об объектах осеннего леса.

Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных

рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок);

Воспитывать умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

Паспорт проекта.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно –исследовательский, игровой, групповой.

Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации: 1- неделя.

Ожидаемый результат:

для детей:

знают и называют овощи и фрукты, грибы, ягоды, деревья, время года Осень;

владеют обобщающими понятиями;

определяют на ощупь, узнают по описанию фрукты и овощи; грибы, ягоды,

составляют короткие описательные рассказы об овощах и фруктах с использованием опорной схемы;

знают, где растут овощи и фрукты, грибы, ягоды и что можно приготовить из них.

для родителей:

установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности по

реализации проекта;

умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал;

совместное изготовление с детьми «книжки – малышки»

для педагога:

коррекция и развития отклонений в познавательно речевом развитии у детей с ЗПР,

повышение уровня педагогической компетентности,

повышение качества работы с детьми и родителями;

пополнение развивающей среды в группе.

Продукт проектной деятельности: книжки- малышки, выставка рисунков и поделок «Подарки осени»; отчет по теме: « Что нам

осень подарила»

Итоговое мероприятие - изготовление книги «Что нам осень подарила». Мероприятие-праздник «День осени».

Мероприятия творческого осеннего проекта

подбор иллюстраций, художественной литературы;

рассматривание и изучение энциклопедий; «Что нам осень подприла»;

подбор дидактических игр: «Узнай по описанию», «Угадай на ощупь», «4-й лишний», «Вершки-корешки», «Во саду ли, в

огороде»;

беседа «Где живут витаминки»;

совместная познавательная, коммуникативная, игровая, художественно-творческая деятельность, чтение;

Ознакомление с темой

составление плана сообщения;

оформление итоговой работы

3. Итоговый этап: Презентация книжек малышек, утренник «Праздник Осени»

План – схема по проекту «Что нам осень подарила»

Ответственные

Чтение и беседы,

рассматривание

Заучивание, игры

Развитие речи

Прогулки,

наблюдения

Лепка/

Аппликация

Рисование,

презентации

Воспитатель:

Медведева Г.В

Беседа о времени

года Осень:

обсуждение

признаков осени,

установление

последовательнос

Заучивание стихов,

потешек об осени.

Игра «Назови

фрукт на звук А».

Д/и « Съедобное

несъедобное».

1. Придумывание

слов-действий, слов-

признаков об осени.

2. Составление

предложений и

объединение их в

ти смены времен

Рассматривание

сюжетных и

предметных

картинок по

темам: «Деревья»,

«Фрукты» -

обсуждения о

признаках,

свойствах.

Дидактические

игры: «Один-много»,

«Назови ласково»,

«Четвертый

лишний», «Чего не

бывает на грядке?»,

«Закончи

предложение»,

«Найди такой же»,

«Что пропало»,

«Какого цвета?»,

«Приметы осени».

4. Звуковой анализ и

синтез слов – Д/И

«Назови слово на

заданный звук».

5. Разучивание

пальчиковой

гимнастики,

подвижных игр с

проговариванием:

«Осенние листья»,

«Ветер дует нам в

лицо…», «Капуста»,

«Компот»,

упражнение

«Грибок», «Ягоды»,

«Урожай», «У

Лариски …».

6.Разучивание

стихотворения:

«Здравствуй

рассказ (из 3-4

предложений) о

времени года осень.

3. Закрепление в

речи детей названия

ягод, овощей,

фруктов, названий

деревьев, грибов.

4. Подбор глаголов

по темам.

5.Образование

относительных

прилагательных от

названий деревьев,

ягод, фруктов,

5. Употребление в

грамматических

ед. и мн.числа, сущ-

уменьшительно-

ласкательным

значением,

согласование сущ-ых

с местоимениями

Воспитатель:

Медведева Г.В

Беседа: «Приметы

«Дары осени»

Рассматривание

иллюстраций

листьев и

Заучивание

стихотворных

текстов по теме

Загадки:

«Фрукты» «Грибы»

Тема «Начало

Тема «Деревья и

кустарники»

Тема «Овощи»

Тема «Овощи

Наблюдение за

сезонными

изменениями в

Экскурсия по

территории

различие их по

величине форме

«Деревья»

Дидактические

игры:

Д/и «Повтори, найди

картинку и поставь

на доску»

Д/и «Какое время

Составление

рассказа описания по

опорным картинкам.

Д/и «Отгадай по

описанию»

Д/и «Какое дерево я

загадала?»

Н/п игра: «С какого

дерева этот листок»

Д/и «Четвертый

Заучивание

пальчиковой

гимнастики

«Осенние е листья»

«Огород»

«Мы капусту солим»

«Варим, варим мы

Д/и «Угадай на

Д/и«Вершки-

корешки»

Инсценировка

сказки «Репка»

Д/и «Большой –

маленький»

Д/и «Сложи овощ»

Д/и «Чем похожи и

чем отличаются

детского сада.

Наблюдение за

деревьями на

территории

детского сада:

«Береза, осина,

Наблюдение за

Наблюдение за

первым снегом

овощи и фрукты»

Д/и «Сравни овощи

и фрукты»

Воспитатель:

Медведева Г.В.

Беседа об

изменениях в

Чтение стихов об

Загадывание

Чтение русской

народной сказки

Знакомство с

пословицами,

поговорками;

Беседа«Об осени»

Н. Сладков. Осень

на пороге.

Работа с серией

картинок про

Рассматривание

предметных

картинок по теме:

осень, овощи,

фрукты, грибы,

ягоды, деревья.

Заучивание текста

к игре «У медведя

во бору»Чтение,

Я. Аким. Яблоко,

Сказка «Гуси-

лебеди» Чтение

книжек-малышек

по теме «Дары

Заучивание

пальчиковой

гимнастики

«Осенние листья»

«Вышли пальчики

«Мы капусту солим»

«Варим компот»

Н/ п игра «» Сбор

грибов и ягод»

Дидактические игры

«Какое время года»

«Съедобные и

несъедобные грибы»

Н/п игра: «приметы

Н/п игра: «осень»

Н/п игра: «кто

быстрее соберет»

Н/п игра: «сбор

грибов и ягод»

Н/п игра: «назови

Н/п игра: «во саду ли

в огороде»

“Подвижная игра:

«У медведя во бору»

Обогащение и

активизация словаря

в рамках темы:

загадывание загадок

о фруктах и овощах,

составление загадок

описательного

характера (опираясь

на таблицы – схемы);

составление по

плану описательного

рассказа по теме;

придумывание

предложений с

предложенными

Наблюдение за

Лепка

«Белая береза»

корзинке»

«Яблоко с

листочками»

Рисование

«Осенний лес»

«Последниецве

«Гриб» «Гриб

деревом»«Укра

сь платочек

гроздьями

«Рисуем огурец

и помидор»

огородеяблочко

»«Фрукты на

«Корзинка с

овощами»

Аппликация

«Рябинка для

«Консервируем

Конструирован

ие из бумаги:

морковка»

« Дары осени»

«Осенний лес»

"Гриб под

деревом»

«Огурец и

помидор»

«Яблочко»

«Корзина с

овощами»

«Осенний лес»

«Последние

Наблюдение

Игровое упр.

«Что в лесу»

Отгадывание

Рассматривание

иллюстраций

Физкультминутк

Родители

Повторение дома

пословиц,

поговорок и

народных примет

по заданию

логопеда,

дефектолога и

воспитателей;

Подборка

литературы по

Заучиваниестихов

загадок и

пальчиковой

гимнастики с детьми

по заданию

дефектолога и

воспитателя.

Подбор игр по теме

Беседа с детьми о

фруктах и овощах,

грибах, ягодах.

Наблюдение за

сезонными

имениями в

деревьями.

материала для

отчета «Что нам

осень подарила»

Дети группы №9

Пересказ

сказки “Репка”.

Отвечают на

вопросы по

картинкам

Участие в играх;

Разучивание

подвижных игр с

проговариванием и

пальчиковых

упражнений

Расширяется и

закрепляется

словарный запас,

формируется

грамматическая

сторона речи и

связная речь через

проговаривание,

составление

предложений, ответы

на вопросы.

Наблюдение за

изменениями

погоды вовремя

прогулки.

Рисование

Конструирован

ие из бумаги

Участие в

мероприятиях

Совместная

родителями

Подбор материала для отчета: «Что нам осень подарила».

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать.

Листья березы, Листья рябины,

Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем

«Овощи»

Мы капусту рубим - рубим,

Мыкапусту солим - солим,

Мы морковку трем - трем,

Мы капусту жмем - жмем.

«Фрукты»

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

«Грибы»

Мы идем дорожками. Мы идём тропинками, Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы И пенёк с опёнками под рябиной тонкою.

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою. Красный подосиновик вырос под осиною.

1.Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.Нам ответят: «Это...» (осень)

2. Опустели наши грядки, огород и сад в порядке

Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)

3. Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -Это просто... (листопад)

4. Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)

5. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ, моросит холодный... (дождь)

6. Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи, появились всюду... (лужи)

7.В сером небе низко. Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли... (зонт)

8. Ветки в парке шелестят, сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

9. Льется он косой стеной И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной. А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит. Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

Анжелика Исаева
Конспект занятия «Что нам осень подарила?»

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов; игры с муляжами, дидактические игры «Домино» (овощи, фрукты) . Рисование осенних даров природы . Рассматривание деревьев, растущих в лесу. Чтение русских народных сказок «Репка» , «Пых» .

Цель : обобщать знания детей об осени .

Задачи :

Учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью ;

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей, фруктов, грибов;

Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, к природе;

Развивать умственную и речевую активность, предлагая описать плоды, дары осен ;

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие, выполнять движения в соответствии с текстом;

Развивать чувство коллективизма;

Формировать умение наклеивать готовые формы овощей и грибов

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Оборудование и материалы : маски овощей, презентация «Что нам осень подарила » , ватманы, вырезанные овощи и грибы, клейстер, тряпочки, кисти.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.

Воспитатель : «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались, чтобы попрощаться с нашей красавицей осенью . Уже совсем скоро наступит зима, а сейчас у нас поздняя осень . Ребята, давайте мы споем песню про осень ».

2. Основная часть

Песня «Тише, тише, тишина, - осень в гости к нам пришла»

Воспитатель : «А сейчас Арина и Маша расскажут нам стихи про осень » .

Дети читают стихи.

Воспитатель : «Молодцы, ребята! Аплодисменты!» все хлопают.

Дорогие гости, а сейчас мы станцуем для вас танец!

Хороводная игра «На носок»

Воспитатель : «Молодцы, ребята! Давайте, похлопаем! А сейчас, садимся на стульчики. (Дети садятся) Я предлагаю вам посмотреть фильм про осенние дары .

Презентация «Осенние дары »

Воспитатель : «Посмотрите, какое красивое время года! Осень «раскрашивает» деревья в разноцветные, яркие краски (красные, желтые, оранжевые) . Но осень не только радует нас своей красотой, - она дарит нам подарки ! Приносит плоды : в огородах на грядках вырастают овощи (лук, морковь, свекла, репа, помидоры, огурцы, тыква) В садах созревают фрукты (яблоки, груши, апельсины, лимоны) В лесах – грибы (подосиновики, подберёзовики, белые, маслята, опята, лисички!

Ребята, а давайте отгадаем загадки?

Красивая шляпка всё время на мне,

а ножка с корнями зарыта в земле?

(Гриб)

Дети дают ответ.

Воспитатель : Молодцы! А какие грибы вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель : А что мы ещё можем увидеть и найти в лесу?

Загадать вам загадки?

Дети : Да!

Воспитатель :

Мы на ёлочках сидим,

Свысока на всех глядим.

А приходит срок,

мы с ёлки прыг – скок

(Шишка)

Воспитатель : А кто из ребят сможет отгадать вот такую загадку?

На дубах созрею я

Кругла шапочка моя,

Как зовут меня друзья?

(Жёлудь)

Молодцы, ребята! Всё отгадали!

Мы собираем осенью урожай и делаем заготовки на зиму (варим варенье из фруктов, компот, делаем соленья из овощей и грибов, даже сушим фрукты и грибы) Ребята, а что же дарит нам осень ? (ответы детей : овощи, фрукты, грибы)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь встанем в круг и поиграем в хороводную игру «Овощи» !

Хоровод «Овощи»

Воспитатель : Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас к столикам и мы «соберем овощи и грибы в корзинки»

3. Аппликация с художественным руководителем.

Рассматриваем и показываем работы зрителям. Хлопаем. Прощаемся с гостями. Выход детей из зала под музыку.

Публикации по теме:

ФРУКТЫЦель:развитие связной речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. закреплять и расширять знания и представления детей о фруктах;.

ОВОЩИЦель: развитие связной речи. Задачи: 1. расширять знания и представления детей об овощах, познакомить с новыми понятиями; 2. активизировать.

Фотоотчет «Что нам осень подарила» Вот и наступила осень. Осень замечательная пора года. О ней написано много замечательных стихов: Утром.

Осень - самое золотое время года. Она дарит нам много красивых природных материалов: листья, овощи, фрукты, ягоды, цветы. Самое лучшее время.

Наступило самое красивое время года - осень. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Осень –.

Татьяна Охотникова

Описание : занятие для детей младшей группы на закрепление знаний и представлений об осени .

Цели :

Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью ,

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Чтобы задать детишкам позитивное настроение, заучиваем не сложное, короткое стихотворение!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II Основная часть

Воспитатель : Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!Умненькие!

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей) . За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!

А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени ? (ответы детей) . Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Пальчиковая игра : "Овощи"

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой» .)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Воспитатель : Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а вы наблюдали, что делают люди Осенью на своих огородах ? (Люди собирают урожай овощей, фруктов) . Правильно!

ИГРА "ОВОЩИ и ФРУКТЫ"

(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов)

Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень !

Кто знает какие есть овощи и фрукты! (Детишки говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель может уточнять каких цветов названные фрукты и овощи) А чтобы вам помочь, я принесла корзину, в которой находятся разные овощи и фрукты.

ИГРА "ЛЮБИМЫЙ ФРУКТ"

В данной игре, у детишек воспитатель спрашивает, какой фрукт самый любимый!и почему? Малыши с удовольствием расскажут о своих предпочтениях, тем самым отдохнут и получат новые впечатления!

Воспитатель : Ребята, давайте с вами посмотрим на картинку с изображением осени !Посмотрите, какая Осень художница ! Она без красок и без кисточки расскрасила деревья в разные цвета! Вы видете, какие красочные листочки на деревьях. Дается время, чтобы дети высказали свои эмоции, порадовались.

Поэтому мы с вами сделаем аппликацию в форме дерева



Такие вот работы у нам получились


III Итог занятия

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня мы узнали какая добрая Осень , она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета (детям можно дать задание, чтобы по дороге домой они с родителями собрали разноцветные листочки и сделали букет!

Публикации по теме:

Добрый день! Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это.

В нашей группе «Почемучка» каждую осень проводится выставка совместного творчества детей и родителей " Что нам осень подарила»". Обязательное.

Конспект занятия «Что нам осень принесла» Что нам осень принесла? Программное содержание. Расширять преставления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познание» в старшей группе «Что нам осень принесла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Познание»

Рудакова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район,п.Садгород
Наименование материала: проект
Тема: "Что нам осень подарила?"
Дата публикации: 16.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-экологический проект «Что нам осень принесла?»

Участники проекта:
дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Тип проекта:
познавательно-экологический, краткосрочный (сентябрь-ноябрь 2016г.)
Актуальность
Приобщение человека к природе, к её познанию имеет глубокие научно-исторические корни. Человек издревле пытался постичь природу, вникнуть в суть происходящих в природе изменений, познать её влияние на свои эмоции и чувства. Учёные-педагоги прошлого видели в природе источник знаний, средство для познания себя, мира вокруг и отношений между людьми. Взаимодействие человека и природы продолжает волновать и современный мир. Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
Проблема:
если в дошкольном детстве не заложены основы экологической культуры, экологического сознания, детьми не получены элементарные знания о природных объектах и взаимоотношениях между ними, то впоследствии эти знания приобретаются с трудом и теряют свою устойчивость и актуальность для всестороннего развития личности.
Цель проекта:
формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к изменениям в живой природе, происходящим в осенний период, вовлечь детей и родителей в исследовательскую работу.
Задачи:
1. Для детей: - закрепление и углубление знаний об изменениях, происходящих в живой природе в осенний период; -формирование представлений о различных экосистемах: лес, город, сад; - формирование понятийного аппарата: «листопад», «дары леса» и др.; - систематизировать знания о деятельности человека в осенний период; - учить правильному поведению в природной среде; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с живой природой в различных видах продуктивной деятельности; Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. 2. Для родителей: - повысить уровень экологической культуры личности родителей; - приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в семье; - стимулировать творческую активность родителей;
- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников. 3. Для педагогов: - разнообразить формы работы по экологическому воспитанию дошкольников; -обеспечить реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач через различные образовательные области; - пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по экологическому воспитанию.
Формы реализации проекта:
1. Непосредственно образовательная деятельность. 2. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации. 3. Различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие. 4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. 5. Исследовательская деятельность. Предполагаемые результаты: расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдение. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травах. Формирование представлений о чередовании времён года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Закрепить представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений и человека.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно-мотивационный этап 2. Основной этап (практически-деятельностный). 3. Заключительный этап (творческий).
Подготовительно-мотивационный этап
Задачи Мероприятия Сроки проведения Ответственные лица Повышение собственной профессиональной компетенции Педагогическое просвещение родителей 1.Изучение современной методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС. 2.Анализ программных задач раздела «Ознакомление с природой». 3.Мониторинг знаний детей. 4.Составление плана работы с детьми и родителями. 5.Создание условий для реализации проекта. 1.Оформление экологической рубрики «Интересное рядом». 2.Подбор материалов для консультаций и бесед. 1-ая неделя сентября Сентябрь Воспитатели
Основной этап (практически-деятельностный)

1. НОД


ЧХЛ «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля; ФЦКМ «Осень»
Коммуникация «Ранняя осень» ФЦКМ «У медведя во бору грибы, ягоды беру...» ЧХЛ «Под грибом» В.Г.Сутеева Рисование «Яблоко - спелое, красное, сладкое» Лепка «Подарки из леса от ёжика Феди» ФЦКМ «Зимующие птицы» Рисование
«
Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад» Лепка «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?»
2. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

наблюдения:
«Краски осеннего неба», «Шиповник осенью», «Фруктовые деревья осенью», «Осенний дождь», «прогулка в парк», «В лес за грибами», «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета», «Одежда детей осенью», «Здравствуй, Царица осень!», «Стучит, бренчит по улице»
3. Развивающие игры

дидактические:
«Детки на ветке», «Назови правильно», «Загадки и отгадки», «Съедобное - несъедобное», «плоды и семена», «С чьей ветки детки?», «Какое небо осенью?», «Осенние изменения», «Выложи узор», «Мир цветов», «Дорожка для осени», «Так бывает или нет?» 
сюжетно-ролевые:
«Магазин овощей», «Магазин цветов», «прогулка в лес», «Как белочка грибы к зиме сушила» 
творческие:
«Красивый коврик», «Салфетка для осени», «Узоры из листьев», «Красиво, вкусно и полезно», «Грибочки в лукошко», «Составь осенний букет», «Грибок под листом», «Иллюстрации к осенним сказкам», «Осенняя гирлянда», «Осенний туман» 
ТРИЗ:
«Осень - это хорошо или плохо», «Что было бы, если из леса исчезли все...», «Сказка о дереве», «Сад-огород» 
словесные:

4. Художественная литература


И.Бунин «Листопад», Стихотворение Е.Кай «Осень на носу», «Осень в лесу» А.Гонтарь, «Осени приметы» Л.Преображенская, «Мы с мамой грибы собираем вдвоём», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»
5. Музыка


«Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. Н.Пассовой; «Осенняя песенка» муз. Е.Васильева- Буглая, «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
6. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации

беседы:
народный праздник «Тит - грибник», «Гриб грибочку рознь», «Праздник Куприян - картофельный хозяин», «По лесным тропинкам», «Лес полон чудес», «Как мы в лес ходили?», «Сказки осеннего леса», «Ходит осень, бродит осень», «Овощи и фрукты - полезные продукты» 
рассматривание картин:
М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Что нам осень принесла?» (натюрморты), «Праздник Арина - шиповница», «За что я люблю осень?» 
комп. презентации:
«Овощи», «Осень в лесу», «Времена года»
7. Исследовательская деятельность


«Температура воздуха», «Тайны осеннего леса»
8. Труд


«Соберём яблоки для компота», «Сбор овощей на огороде», «Сбор семян», «Разложи правильно», «Уборка цветника», «Осенние цветочки в корзинку соберу, для поделок разложу», «Сажаем чеснок»
9. Досуговая деятельность


развлечение «В гостях у тётушки Осень», развлечение «Поможем зайке принести овощи с огорода», видеозал «Осень разноцветная», мультзал «Мешок яблок» В.Г.Сутеев
10. Акции


«Добрые дела осенью» «Поможем птицам зимой не пропасть» «Укроем корни растений»

11. П/И
«Листопад», «Съедобное-не съедобное», «Грибники», «Мы - осенние листочки», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...»
12. Работа с родителями
Поместить в папку – передвижку статью «Народные праздники и приметы в октябре» Поместить в уголок для родителей информацию «Грибы - друзья и враги» Cоздание коллекции «Дары леса» Пополнить уголок для родителей загадками об осени Оформление фотоколлажа «Мы - грибники» Выставка детских работ «Природа в работах детей».
Заключительный этап (творческий)
1. Выставка детских работ «Осень глазами детей» 2. Выставка коллекций «Дары природы осенью» 3. Фотоотчёт «Добрые дела осенью» 4. Утренник «Осенняя сказка»
Результат проекта
1. Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. 2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 3.Дети знают и называют: - большое количество овощей и фруктов; - осенние приметы и явления; - дети стали более раскрепощены и самостоятельны; - в свободной деятельности широко применяют песни, стихи, потешки, пальчиковые и подвижных игры на осеннюю тематику; - используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. 4. У родителей появилась заинтересованность к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Татьяна Пиляева
Проект «Что нам осень подарила»

Проект «Что нам осень подарила »

(для детей 4-5 лет группы компенсирующей направленности

с тяжелыми нарушениями речи)

Вид проекта : познавательно-творческий, практико-ориентированный.

Участники : дети 4-5 лет, средней логопедической группы, воспитатели, логопед, родители.

Продолжительность : сентябрь-октябрь 2016 г.

Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность : дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, фруктах, грибах, деревьях, о водоплавающих птицах. Не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать предмет, так как у детей очень бедный словарный запас.

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель : совершенствование условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации детско-взрослого образовательного проекта «Что нам осень подарила

Задачи :

1. Формировать знания и представления детей об овощах, фруктах, грибах, деревьях, о сезонных (осенних ) изменениях в природе.

2. Обогатить словарь дошкольников по обозначенным темам.

3. Развивать связную речь через составление описательных рассказов.

4. Развивать любознательность и наблюдательность у воспитанников.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6. Вовлечение родителей и детей в творческую деятельность группы.

Основные направления реализации проекта :

Образовательная деятельность по лексическим темам «Во саду ли в огороде» , «Лес – наше богатство» «В лес за грибами и ягодами» , «Птицы на юг улетели» , «Осень золото роняет » ;

Домашние задания логопеда для детей и родителей – закрепление материала по предложенным темам;

Участие детей и родителей в выставке «Осенние фантазии » ;

Сотворчество детей и педагога в выставке «Подарки Осени » .

Предварительная работа :

Поисковая деятельность по подбору иллюстративного и речевого материала по лексическим темам

Планируемые результаты : повышение уровня познавательной активности детей, активизация детской деятельности по усвоению информации и творческой реализации полученных знаний.

Реализация проекта

Формы образовательной деятельности :

НОД : «Что растет на огороде?» , «Что растет в саду?» , «В лес пойдем, грибы, ягоды найдем» , «Мы на озеро идем» ;

Беседа «Что нам осень подарила ;

чтение : Катаев В. «Грибы» , Тайц Я. «По грибы» , Сутеев В. «Мешок яблок» ;

Рассказывание русских народных сказок «Репка» , «Лиса и журавль» ;

Составление описательных рассказов : «Мой любимый овощ» , «Вкусные загадки» , «На озере» ;

Разучивание стихотворения «Подарки осени » ;

Просмотр сказки «Серая Шейка» ;

Наблюдение за сбором урожая на огороде детского сада, за деревьями, за осенними изменениями на участке;

подвижные игры : «Собираем урожай» , «У медведя во бору» , «Огуречик-огуречик» , «Съедобное – несъедобное» , «Гуси-гуси» , «К названному дереву – беги!» ; игра-забава «Крылатки-вертолетики» ;

Разучивание пальчиковых игр : «Капуста» , «Апельсин» , «Компот» , «Этот пальчик в лес пошел» , «Птички» ;

дидактические игры : «Чудесный мешочек» , «Что где растет?» , «Парочки» , «Ботаническое лото» , «Хозяюшка» , «Сбор урожая» , «Узнай по цвету» ;

сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Семья» , «Помогаем бабушке на даче» ;

минутки безопасности : «Ядовитые грибы» , «В лесу соблюдай тишину!» ;

физические минутки : «Деревья» , «Листочки» , «Птички полетели» ;

Просмотр презентаций «Что нам осень подарила

Продуктивная изобразительная деятельность :

Рисование «Осеннее дерево » , «Грибы» , «Листопад» , «Лебединое озеро» ;

Лепка «Овощи на тарелке» , «Фрукты» , «Грибочки» ;

пластилинография : на пластине – «Мое любимое дерево» , на майонезной крышке – «Листик на воде» ;

Аппликация «Яблоня» , «Осенний лес » (с использованием сухих листьев, «Картинки из сухих листьев» ;

Конструирование из бумаги - «Грибок» , из природного материала - «Птичка-невеличка» ;

Индивидуальная работа с детьми в творческой мастерской «Мы любим Осень » .

Продуктивная деятельность на прогулке :

Сбор листьев

Создание картинок из листьев в технике «Ленд-арт»

Итоговые мероприятия :

Оформление выставок в группе «Золотая осень » и «Осень в лесу » ;

Оформление выставки в фойе детского сада «Подарки Осени » ;

Фотоотчет «Подарки Осени » ;

Альбом «Подарки Осени » ;

Вечерний досуг «У бабушки на грядке выросли загадки» ;

Спортивное развлечение «Осень – щедрая пора , любит осень детвора ».

Достигнутые результаты :

Дети : получили новые знания об овощах и фруктах, деревьях и грибах, водоплавающих птицах; познакомились с осенними изменениями в природе; приобрели навыки в творческой и поисковой деятельности; обогатился их словарный запас.

Педагоги : подобрали методическую и детскую литературу; пополнили картотеки стихов, пословиц, поговорок, русских народных сказок, игр на осеннюю тематику ; оформили выставки работ детей.

Родители : проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта .

Выводы :

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, поисковой и творческой активности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Что нам осень подарила» Вот и наступила осень. Осень замечательная пора года. О ней написано много замечательных стихов: Утром.

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями, происходящими в природе. Ведь она богата разнообразием. Наблюдая.

Наступило самое красивое время года - осень. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Осень –.

Цель: активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы воспитателей совместно с детьми. Задачи: -активизация познавательной.

Что еще почитать