Каждый из нас особенный, но у нас много общего- классный час. МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа


Мужчины, поверьте, большинство вещей, которые вы считаете характеристиками сугубо сильного пола, мы, женщины, - понимаем, принимаем и даже любим!

1) Мы тоже смотрим на женщин оценивающим взглядом.
2) У нас тоже есть любимое дело, в котором мы хотим добиться успеха.
3) Мы тоже не любим криков, истерик и слез. И если бы вы никогда нас не обижали, то и не видели бы наших слез.
4) Мы тоже считаем нас, женщин, слабым полом. И мы будем пользоваться этой слабостью, чтобы вы чувствовали себя сильными и могучими.
5) Мы тоже боимся слова "люблю".
6) Нам тоже не нравится целоваться с избытком помады на наших губах.
7) Мы тоже любим иногда помолчать. И, на самом деле, мы умеем слушать, даже если одновременно занимаемся своим маникюром.
8) У нас тоже кроме сердца есть еще и мозги. Причем извилин в них, как установили ученые, столько же.
9) Мы тоже обожаем быструю езду (правда, только когда за рулем - вы).

10) Нам тоже хочется спать после секса.
11) Нам тоже нравится посидеть за бутылкой пива с подругой, покурить и поговорить. И не обязательно о шмотках. Для нас тоже существуют более интересные и глобальные вещи.
12) Мы тоже терпеть не можем грубой критики и упреков. И не надо говорить, что все ссоры всегда начинаем мы.
13) Мы тоже балдеем, когда нам делают это там.
14) Мы тоже понимаем, что секс и любовь - это не одно и то же.
15) Мы тоже любим играть в компьютерные игры типа стратегий и RTS.
16) Нам тоже не нравится убирать, стирать и мыть посуду. Но просто это нужно делать.
17) Мы тоже любим смотреть бои Кличко и эротические фильмы. Особенно, когда вы пытаетесь комментировать то, что происходит на экране.
18) Мы тоже не знаем, что подарить любимому человеку на праздник.
19) Мы тоже умеем дружить и ценим настоящую дружбу.

20) Нам тоже иногда нравятся фильмы ужасов, только не когда мы пытаемся уснуть.
21) Мы тоже не любим, когда нас контролируют и когда нам не доверяют. И мы не будем просматривать сообщения на вашем мобильном, если вы тоже пообещаете не делать этого.
22) Мы тоже любим, когда для нас готовит любимый человек. И если даже получится не особо вкусно, то не обязательно кушать приготовленное. Но сам факт - приятен.
23) Да, мы тоже любим деньги, но это не является основным критерием при знакомстве с вами. Просто наличие денег делает сильный пол еще более сильным и уверенным в себе - вот эти качества нас и привлекают.
24) Мы тоже бываем заняты, и не обязательно своей прической или шопингом.
25) Вы любите командовать. Мы тоже любим, когда вы это делаете.
26) Мы тоже любим, когда вы гладите нам спинку. А ещё лучше - животик...
27) Мы тоже любим читать, и не обязательно дамские романы.
28) Мы тоже не любим бриться, тем более что у нас площадь "оголения" побольше вашей.
29) Нам тоже нравятся песни Цоя и Высоцкого. Но если у вас нет голоса, то лучше не пойте нам их песни, особенно под расстроенную гитару.

30) Нам тоже не нравятся обещания. Тем более пустые.
31) Мы тоже не в восторге, когда у нас месячные.
32) Нам тоже хочется прыгнуть с парашютом. Мы просто боимся.
33) Нам тоже нравится наша свобода.
34) Мы тоже не любим пустые слова и разговоры "ни о чем".
35) Нам тоже нравится "кофе в постель".
36) Мы тоже сплетничаем. И тоже иногда преувеличиваем и приукрашиваем наши достижения. И ваши - тоже.
37) Мы тоже хотим иногда побыть наедине с собой. И это не значит, что нам с вами скучно или что вы нам надоели.
38) Мы тоже вас любим, но первыми об этом не скажем.
39) Мы тоже хотим зарабатывать много денег, но абсолютно не стремимся зарабатывать больше вас.
40) Мы тоже любим, когда вы в форме и на животике у вас кубики.
41) Мы, как и вы, тоже разные, и не любим, когда нас обобщают.

по Культуре добрососедства на тему

«Каждый из нас особенный, но у нас много общего».

Учитель – Шушеначева В.В.

02.12.13

Цель: познакомить детей с понятием «взаимодействие». «конструктивное взаимодействие». Учить распознавать и преодолевать трудности, возникающие при общении. Показать, что индивидуальность каждого не исключает общность группы.

Оборудование: конструктор, пластилин, набор для аппликации (на усмотрение учителя).

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами вспомним, что мы понимаем под словами «друг», «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие».

2. Мозговой штурм: «друг», «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие». (учитель записывает на доске высказывания детей, затем обобщает записанное).

    Знакомство с понятием «разрушающее взаимодействие» (на примере несовместимых конструкторов «лего» и др.).

    Что такое «конструктивное взаимодействие» (опора на понятия «конструктор», «конструировать»).

    Практическая отработка навыка конструктивного взаимодействия (работа с конструктором, аппликация, лепка и т.д. в парах и малых группах).

    Подведение итогов.(чему научились)

Запись на доске

1. Когда лучше делать дело вместе?

2. Подбери (вспомни) пословицы и поговорки о совместном труде.

3. Придумай и запиши сам(а) пословицу или поговорку о совместном труде.

Игра- тренинг «Панно дружбы»

1. Каждый ребенок приносит три личные вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой в школу.

Ребята, мы должны составить необычную картину, а «нарисуем» мы ее предметами, которые вы принесли. Игра состоит из трех частей. Во время каждой из них вам нужно будет положить в середину круга по одному предмету.

2. Дети, с предметами в руках, садятся на стулья по кругу. Один за другим они встают, выходят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут в центр. Порядок выхода детей произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой предмет он выложит перед группой.

3. По окончании первого этапа все поднимаются со своих мест и рассматривают составленное панно. Затем каждый садится на новое место.

4. Второй и третий этапы проходят так же, как и первый. Участники дополняют панно с помощью других принесенных ими предметов. После каждого этапа дети в течение нескольких минут рассматривают коллективный «шедевр».

5. Подведение итогов:

Понравилась ли вам наша «картина»?

Что по «картине» можно сказать о нашем классе?

Как можно назвать нашу «картину»?

Давайте придумаем сказку по этой картине.

Работа в группах

    Подбери синонимы к слову «дружить».

    Подбери синонимы к слову «враг».

Игра- тренинг «Танец рук»- работа в парах

3.1. Объединить детей в пары (детей желательно объединить таким образом, чтобы в паре оказались ребята, которые либо совсем не общаются между собой, либо их общение затруднено. В таком случае, эффективность данного упражнения будет более высокой.)

3.2. Ученики, объединенные в пары, располагаются таким образом, чтобы находиться друг от друга на расстояния вытянутой руки.

3.3. Дети закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба партнера открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.

3.4. Учитель говорит примерно следующее: «Представьте себе, что вы куклы в кукольном театре. К вашей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимает вашу руку так, чтобы она покачивалась между тобой и товарищем где-то на высоте плеч.» дети выполняют действие.

3.5. «Теперь представьте себе, что ваша правая рука – дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и товарищем. При этом его движения согласованы с действиями другого дракона». Дети выполняют действие в течении 10-15 секунд.

Обсуждение:

    Что вы чувствовали во время упражнения?

    Легко ли было его выполнять?

    Если трудно, то почему?

    Можно ли одним словом охарактеризовать, что происходило? (вывести на понятие «взаимодействие»)

    Когда легче выполнять упражнение, когда мы в ссоре или в дружбе? (подвести к выводу, о том, что ссора мешает нам взаимодействовать слаженно, тогда, когда это особенно важно. Попросить детей привести примеры ситуаций, в которых успех зависит от слаженности действий (например: командные соревнования, строительство и т.д.).

4. Слово учителя: «Ребята, только что мы с вами научились работать в парах без слов. А теперь, мы попробуем работать без слов в командах.»

5. Упражнение «Сложите шерстяное одеяло» (работа с этим упражнением допускает использование реальной ткани, если есть такая возможность. В этом варианте упражнения можно ввести соревновательный момент. Вероятнее всего, победит та группа детей, которая смогла быстрее и успешнее согласовать свои действия. В таком случае вывод будет очевиден и очень показателен: согласованность, терпение, взаимоподдержка помогают достичь успеха.)

Подведение итогов урока

    Что мы сегодня делали на уроке?

    Какие качества необходимы для успешного выполнения работы в команде?

    Важны ли были при выполнении задания пол, национальность и т.д.? (вывести детей на вывод о том, что важным в данной ситуации является желание и умение работать вместе и достигать успеха)

    Если мы относимся к человеку как к врагу, помогает ли нам это при выполнении совместных дел?

Я не собираюсь расписывать, как наступала на одни и теже грабли. Было больно, но методично я на них наступала. На этом фоне, да еще неприятности на работе - впала в глубокую депрессию (вес катострофический! работа не ладится! подруги - мегеры! родственники-назойливые монстры! парня-нет!). Взяла отпуск на работе и сидела дома. Сил уже ни каких не было не видеть, не слышать, не строить из себя успешную-коммуникабельную-активную сотрудницу. Благо, начальница понимающая оказалась и сразу подписала заявление. Дома тоже не было покоя: из-за депры я ела (и не мало), переживала от того, что ТАК много ем и снова ела (а пошло все к...).

Стыдно писать эти строки, но я ушла от всех. Прекратила общаться с коллегами, с друзьями, с родственниками. Отключила все-все-все: телефон, инет, радио, телевизор - потеряла связь с миром. Сейчас понимаю - зря. Но в тот момент синдром перфекционистки изводил-крутил-убивал. Ну как так, я же такая сильная-смелая-ловкая-умелая и ничего не получается. Рыдала дни и ночи. Перечитывая все написанное, понимаю что выгляжу глупой, именно так все и было.

Где-то день на 5 моего сидения и опускания на дно пришло осознание - что-то со мной не так. Я стала что-то делать. Сначала по дому, потом, когда откопала комп, залезла в инет - пыталась избавиться от депры. Лазила по сайтам в поисках выхода из депрессии. На вес уже наплевала - ну, какой может быть вес, если работа, близкие, да что там - жизнь катится по уклон.

По депре предлагались в основном психологические сайты. Ну я и обратилась к психологу - нашла ближайшего и отправилась к нему на прием. Сначала ходила чуть ли не каждый день, потом думала: а не стану ли я наркоманкой-от-психологии? Как-то скептически относилась к таким вот маньякам, которые и шагу сами ступить не могут без консультации психолога. Но, проговорив эту тему с психологом, я избавилась от нее - просто сказав, что звонить не буду. Вот и договорились.

А потом пошло нечто: он вытаскивал из меня такие вещи, о которых я даже понятия не имела. Зачем мне депрессия? Ну вот какая мне от нее выгода? И тут прорвало. И обиды, и тревоги, и страхи, и все-все детские комплексы. Когда я их осознала, а потом разобрала по полочкам, тут истории конец. Разобрав проблему лишнего веса, я осознала, что заедала негативные эмоции, которые не могла выплеснуть: ну как можно нагрубить клиенту? Клиент всегда прав, что ты!

Избовившись от проблемы, мне не нужно было уже заедать ее, а, значит, столько есть. И вес стал таять! Сам по себе! Сначала я избавилась от 5 кг! Просто не ела, как раньше. А потом, воодушевившись таким началом, пошла в бассейн. Это потрясающее ощущение изящного тела - самой нравится и хочется нравиться другим. Буду не честна, если скажу, что сразу у меня все появилось. Нет, не сразу, со временем.

Милые девочки-девушки-женщины, мы все хотим одного - быть счастливыми! У нас очень много общего. Но каждый понимает счастье по-своему. Разберитесь в себе, позвольте себе быть счастливыми, иногда это проще, чем кажется на первый взгляд. Всего-то перестать наступать себе на горло.

  1. Развитие понимания многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.
  2. Подчеркнуть, почему эти различия хороши и важны для нас как отдельных индивидов, обладающих собственными чертами.
  3. Акцентировать внимание на общих чертах, характерных для всех граждан нашей страны.
  4. Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.

Ход занятия

1. Вводная беседа:

– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что все мы такие разные, но, в то же время, у нас есть и много общего. Послушайте отрывок из песни “Мы твои рядовые, Россия” (слова И.Шаферана, музыка С.Туликова).

<…>
Мы живем на огромной Земле,
Даже внешне друг друга не зная.
Кто шагает в твой цех по Москве,
Кто растит урожай на Алтае,
Кто спускается в угольный штрек,
Кто ведет пароходы морские,
Но одно нас связало навек:
<…>

Перед Родиной все мы равны,
Мы твои рядовые, Россия!

– Ребята, обратите внимание на пословицы, которые сегодня украшают наш кабинет. Сколько замечательных пословиц и поговорок существует, и все они несут определенный смысл, может чему–то учат нас, ведь недаром их называют народной мудростью. Давайте подумаем, какая мысль объединяет все эти пословицы.

“Все мы люди, все человеки”
“Что ни человек, то и Я”
“И я и он такой же человек”
В лесу лес неровен, в миру люди”
“Человека под стать и масть не подберешь”
“На стан, на облик нет образца”
(Даль В.И. Пословицы русского народа)

2. Актуализация темы:

– Мальчики и девочки, попробуйте написать на приготовленных для вас карточках свое ИМЯ. Раскрасьте свое имя цветными карандашами, оформите его так, как вам хочется. Вы можете украсить его дополнительными деталями, а можете нарисовать вокруг него свои любимые вещи, изобразить милые сердцу места и края и т.д. (с целью организации наиболее эмоционально комфортной и творческой обстановки, снятия напряжения можно включить фоновую музыку)

1. После выполнения творческого оформления карточек со своими именами учитель рассаживает всех в круг и просит каждого показать свое “имя” и рассказать о своих любимых вещах. Далее учитель задает перечисленные ниже вопросы с целью развития понимания детьми их сходств и различий. Дети высказываются по мере готовности. Главная задача педагога – обеспечить эмоциональную защищенность каждого выступающего (не допускать оценивание и негативные высказывания детей по поводу чужих работ).

  • Что вы узнали о других ребятах в ходе этого задания?
  • Что вы знали о них до этого?
  • Когда каждый представлял свою работу, услышали ли вы что–то, что может подходить и для вас? Может, вы любите одинаковые вещи, а может разные?

2. Далее учитель просит детей представить себе ситуацию, что на земле все люди одинаковые, похожи и душой и внешностью друг на друга как “две капли воды”. Это задание может вызвать большой интерес, многим захочется высказаться, важно внимательно выслушать идеи ребят. Учителю необходимо выделить наиболее интересные идеи, раскрывающие сущность данного проблемного вопроса, резюмировать высказывания, подвести итог дискуссии и отметить, что наши различия полезны и необходимы.

3. Преподаватель просит детей сгруппировать разложенные на столе фотографии по очевидным признакам. На столах можно разложить фотографии, вырезки из газет, журналов, репродукции картин.

– Ребята, теперь нам предстоит поработать в командах по 4–5 человек (для сокращения времени на распределение по командам можно использовать отработанные “разбивки”: на розданных всем участникам карточках написаны названия разных городов, произнося вслух “свой город”, каждый участник ищет свою команду). Каждая команда получает набор карточек с фотографиями разных людей нашей большой страны. Сгруппируйте картинки по общему признаку. Например, мальчики и девочки, цвет волос, возраст, род занятий, увлечения.

После выполнения задания учитель организует небольшую дискуссию, задает наводящие вопросы: “Что было общим для детей на картинках, а что было различным?”. Преподаватель подводит детей к мысли, что, несмотря на то, что мы все (люди нашей многонациональной страны) такие разные и неповторимые, у нас есть много общего. Часто на первый взгляд разные люди встречаются, знакомятся, узнают постепенно друг о друге, находят что–то общее (интересы, увлечения, хобби, общие взгляды, жизненные ценности и т.д.), что сближает их. Но каждый из них остается при этом индивидуальностью, потому что очень важно “сохранить свое лицо, “не раствориться в другом”.

– Послушайте стихотворение Л.Рыжовой “Будем знакомы”.

Я тебя вчера
Еще не знала –
Мы сегодня
Повстречались тут.
– Здравствуй! –
Смело ты сказала.
– Здравствуй.
Как тебя зовут?
Имя на имя –
И будто давно мы
Любим с тобою
В танце кружить
Будем знакомы?
Будем знакомы!
Будем знакомы –
Будем дружить.

3. Правовой практикум:

– Каждый из нас не только человек, но и гражданин своей страны. Каждый гражданин и просто человек действительно имеет и сохраняет свою уникальность, неповторимость и особенность. Каждый из нас имеет свои собственные особенности характера, поведения, свой собственный образ мыслей и многое другое, но есть что–то, что нас объединяет. Это то, что мы являемся гражданами Российской Федерации. Каждый гражданин имеет свои права и обязанности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Давайте посмотрим на права из Конвенции о правах ребенка. Какие права говорят о сходствах детей? Какие права говорят об их различиях?

Работа организуется в микрогруппах по 4–5 человек (если предыдущая разбивка была успешной, можно попросить детей образовать те же команды). У каждой команды на столе должен находиться сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка или резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка . После того, как каждая команда выскажет свое мнение, выдвинет аргументы и найдет подтверждение своих мыслей в имеющихся документах, возможна небольшая дискуссия. Учитель, опираясь на высказывания детей, подводит их к мысли, что всех граждан объединяет соблюдение и признание общих прав, т.к. все рассматриваемые права основаны на общности потребностей всех людей, не смотря на то, что мы такие разные. Таким образом, соблюдение и признание прав – это гражданский долг каждого из нас.

4. Гражданский практикум: “Ярмарка нарядов”

Материалы:

  • Большой лист цветной бумаги
  • Надпись: “Это Мы”
  • Вырезанные из белой плотной бумаги силуэты дымковской игрушки (количество заготовок соответствует количеству участвующих детей)
  • Краски
  • Кисти

Организация пространства:

Ход мероприятия

Учитель обращает внимание детей на сходство заготовленных силуэтов дымковской игрушки, что все игрушки похожи друг на друга. Интересуется у детей, имеют ли они представление о том, что представляет собой дымковская игрушка. В ходе обсуждения учитель отмечает, что у каждой игрушки есть и сходство и различие. Это различие будет заметно, когда каждый из детей создаст свой собственный наряд для игрушки, придаст ей определенный характер, внешние и внутренние особенности. Таким образом, при общем, объединяющем их сходстве, будет на лицо единственные и уникальные особенности, созданные руками детей. Игрушка будет иметь неповторимый облик, выражающий ее особенный внутренний мир, сохраняя общее с другими, т.к. игрушки выполняются в единой технике и росписи. Задание для каждого ребенка заключается в том, что он должен доработать силуэт игрушки, затем нарисованная игрушка прикрепляется к общему листу бумаги (каждый ребенок самостоятельно выбирает место расположения своей игрушки на общем листе в ходе коллективного обсуждения). Учитель демонстрирует всем участникам получившуюся “ярмарку нарядов”, отмечая достоинства каждой игрушки. В конце занятия необходимо обобщить сказанное в ходе работы и обратить внимание детей, что сходства и различия нужны и важны для каждого из нас как для настоящих граждан своей страны. Таким образом, проводя параллель между дымковской игрушкой и каждым из нас как гражданином своей страны.

Список литературы

  1. Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. М., 2003.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Ярославль, 2004.

МОУ Бутаковская средняя общеобразовательная школа


Тема внеклассного мероприятия: «Все мы разные, и тем не менее, у нас много общего»

Цели и задачи занятия:

Создание условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться, различая между людьми принимать как положительный факт.

Цель:

    актуализировать процесс осознания ребёнком своих социальных ролей; своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей; заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы ни были (и внешне и внутренне), объединяет нас то, что каждый из нас человек; помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.

«Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Ход занятия:

    Представление и знакомство.

- Упражнение: «Звали, зовут, будут звать...?»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали …, сейчас в школе меня зовут …, а когда я вырасту, меня будут звать …».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

- Упражнение: «Представление» (в парах).

Инструкция: «Вы друг друга хорошо знаете, а мы вас не очень. Мы бы с вами хотели поближе познакомиться и сделаем это вот каким способом. Разбейтесь пары так, как сидите, начиная от меня по часовой стрелке. (Участники разбиваются. Если их нечетное число, крайнему пару составляет ведущий.) Сейчас у каждого в паре будет по две минуты на то, чтобы рассказать партнеру главное о себе, и обязательно - чем ты, на твой взгляд, отличаешься от здесь присутствующих. Может быть, ты что-то лучше всех умеешь делать или у тебя есть необычное хобби. Итак, на весь процесс есть четыре минуты. После этого вы будете представлять друг друга всей группе. Для этого первый встает, называет имя своего напарника и рассказывает о нем то, что узнал. Потом то же делает второй. Затем очередь переходит следующей паре».

Назначение упражнения : участники несколько открываются друг другу, тем самым в занятии возникает тема межиндивидуальных различий и уникальности каждого человека.

- Упражнение: «Отличия»

Участники садятся в круг. Посмотрите на свою соседку справа и скажите, чем вы с ней, по вашему мнению, отличаетесь друг от друга. Здесь можно назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем сосед должен сказать, что он чувствует по этому поводу, как к этому относится. Затем тоже самое с соседом слева.

Беседа: «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего»

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых» , которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране.

(Семья, школа, кружок)

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание , взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди. (Б. Шоу)

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров .

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение . Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.


На рубеже XVIII-ХIХ веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике ХVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей, И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

Стремление к полноценной реализации своих способностей.

Умение понимать и познавать других людей.

Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Тест: На сколько

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

З. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

В конце мне бы хотелось сказать, что ваш класс, кружок - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы «семья» стала «Пространством толерантности», то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации.

Заключительное анкетирование

Инструкция: «Напишите на листочках, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии».

· Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других, и не надо корить себя за это.

· Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

· Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь и живете.

Дополнительные упражнения:

1. Упражнение «Какой я молодец.. .»

Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других, формировать поле согласия и комфорта.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие друг напротив друга образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания второму, то есть говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и...» (называет то, что он в себе ценит и, что считает он, заслуживает знаки внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом, образуют новые пары: Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Рефлексия. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

Что ВЫ чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?

Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему? И др.

Рефлексия.

2. «Позитивное мышление»: анализ притчи .

Цель: научиться находить позитивные стороны в проблемных ситуациях.

Я хочу рассказать вам одну восточную притчу.

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за

другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден». Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе .

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение. Толерантность - это дружба, прощение, любовь

Толерантность происходит от латинского слова терпение. Толерантность – это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, влетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Что еще почитать