Программное содержание:
Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.
Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.
– А вы рады весне? Покажите, как вы рады
весне. (Дети мимикой изображают радость)
. А
теперь сообщите эту новость радостно: «Весна
пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями
предложение)
Мы живем на севере, весна у нас
запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы
очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А
как удивился и обрадовался приходу весны (Саша,
Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что
сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры,
которые очень дружны между собой. Послушайте
загадку об одной из сестер.
Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
Выставляется открытка весны.
– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)
– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)
– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.
Хоровод – «Веснянка»
1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.
– Ребята, нашей Веснянке очень хочется
узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что
происходит с природой весной? Предлагаю ответить
предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной
ярко светит солнце. Весной день становиться
длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много
знаете о весне, о признаках весны. Теперь
веснянка уверена, что вы сможете помочь ей
оживить картину. Разбудить ее после зимней
спячки. (Воспитатель выставляет картину, на
которой изображены деревья, снежная полянка. По
ходу занятия после ответов детей на картине
появляются изображения солнца, темного снега,
ручья, птиц, проталин, подснежников).
Чего,
ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца.
Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и
одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно
ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко,
солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети
вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов:
яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое,
приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к
слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко
радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А
что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте
подберем слова-определения к слову снег (грязный,
серый, рыхлый, липкий, холодный)
.
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами
солнца. А как произнесет снег новость «Весна
пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова
снега. А во что он превратился, вы скажете, когда
послушаете музыку. (Звучит музыка П.И.
Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же
превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый,
журчащий, голубой, разговорчивый, холодный,
бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает:
«Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется
природа и первому весеннему дождю. А вы хотите
почувствовать первый весенний дождик. (Дети
встают друг за другом)
Массаж спины
Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!
– Вот и ожила наша картина, засияло
солнышко, растаял снег, зажурчал ручей,
потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки,
жаворонки, журавли, грачи, скворцы)
А какие
зазывалки вы знаете о птицах?
1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!
– А как люди ждут первых птиц, вестников весны?
Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы
что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)
Пальчиковая гимнастика
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.
Инсценировка стихотворения
Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.
– Весна очень рада, что вы знаете о ней так
много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове
«весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких
словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие
люди. И у слов есть родственники, слова, похожие
по звучанию и по смыслу:
– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).
– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»
Кроссворд
1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)
Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- ПетербургКонспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".
Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.
Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
ЦЕЛЬ:
закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.
ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.
МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
Организационный момент:
Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.
Основная часть.
Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.
А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.
Игра «Что за чем?»
Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.
Подвижная игра «Матушка Весна».
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Ребята, а вы знаете какие - нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.
А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.
Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.
Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!
Конспект открытого занятия в старшей
группе по теме: «Весна».
Задачи :
Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: 1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия. 2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. 3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, такая, потому что.
Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, ледоход, половодье, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: фланелеграф с макетом березки и листочки, ноутбук для показа примет весны, мультимедийный проектор.
Ход занятия.
Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. А сейчас отгадайте загадку:
Дел у меня не мало -
Я раскрываю почки, В зеленые листочкиДеревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня …
Дети: – Весна.
Воспитатель: – Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и
снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?
Посмотрите, какую березку я принесла с собой, но она стоит без листиков.
За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький
листочек, а вы будете «одевать» нашу березку, и мы посмотрим какой она
(На фланелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждый правильно названный признак весны).
Дети: – Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.
Воспитатель: – Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой.
Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: – Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы
скажете что увидели.
(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)
Дети: – Оживает природа и насекомые.
– Медведь просыпается в берлоге.
– Прилетают птицы.
– Птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.
– Появляются первые цветы.
– Текут бурливые ручейки.
Воспитатель: – А почему весну называют красной?
Дети: – Потому что она красивая и все ей рады.
Воспитатель: – Кто назовет мне весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?
– Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? Март-капельник, протальник. Апрель-водолей, березень. Май – травень, цветень.Воспитатель: – А сейчас посмотрите на экран.
(Показываются слайды по каждому месяцу с весенними приметами)
Воспитатель: – Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
Ф и з м и н у т к а. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся – Взвился вверх и полетел. (Повторить 2 раза )
Воспитатель: – А давайте сейчас немного поиграем. Посмотрите на экран.
(Показываются слайды с играми и весенними загадками)
Воспитатель:- Молодцы! О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали?
Воспитатель:- Наше занятие окончено, до свидания.
Цель:
Закреплять с детьми названия времен года и месяцев, уметь устанавливать последовательность по их признакам. Углублять знания о сезонных явлениях.
Уметь перестраивать предложения по смыслу, выразительно читать стихи о весне, имитировать движения во время чтения.
Уметь называть весенние цветы.
Закрепить счет в пределах 10, состав чисел, решать примеры. Совершенствовать умение писать графический диктант, пользоваться линейкой.
Умение проводить звуковой анализ слов и читать их. Совершенствовать умение строить сложные предложения.
Развивать у дошкольников логическое мышление, воображение , фантазию, связную речь во время рассказа о себе.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, сверстникам, умение работать вместе, достигать определенного результата.
Материал: раздаточный материал (цифры, карточки с примерами, по грамоте - инд. карточки (солнце) для звукового анализа, линейка, карандаши, карточки с составом 5, 7, 9, д/игра «Угадай, кто, где живет?», микрофон, бумажные цветы.
Воспитатель: Дети сегодня у нас необычное занятие, нас ждет веселая игра.
Загадка: Есть у Зимушки-царицы,
Три красавицы-сестрицы.
Вместе водят хоровод
Друг за другом целый год
Воспитатель: Кто это, дети, догадались?
Дети: весна, лето, осень.
Воспитатель: Сколько всего времен года? (4)
Сколько месяцев имеет каждое время года? (3)
А сколько месяцев в году? (12).
Дидактическая игра «Целый год» - на мольберте.
Воспитатель предлагает детям к каждому времени года найти картинки на которых изображены соответствующие явления природы.
Воспитатель: Будем выкладывать картинки и называть месяцы. Каждое время года приносит с собой что-то особенное: что приносит лето, осень, зима?
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
(Воспитатель читает предложения, дети перестраивают).
Воспитатель: А что же нам приносит весна? (На экране зимняя картина).
Воспитатель. Чтобы мы смогли ответить, нам надо выполнить задание.
Чтение слов.
Прочитайте вот эти слова: ВЕСНА, СНЕГ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ.
Звуковой анализ слов.
Весна сколько слогов, сколько звуков? Ит.д.
Давайте сделаем звуковой анализ слова - солнце.
Составьте предложения с этим словам.
Воспитатель: Хорошо выполнили задание, посмотрите, что на экране? (Сияет солнышко).
Физминутка «Солнышко»
Воспитатель: Подумайте, кто поет в лесу, кто живет?
Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет?»
(На экране изображены птицы, животные, лес, река, дом и т.д., дети отвечают, кто, где живет, дети отвечают полными предложениями, тогда засчитывается ответ).
Воспитатель: посмотрите солнышко сияет, снег тает и появляются (листочки).
Воспитатель: А теперь время вспомнить, как решать задачи:
1. Выложите цифры от 1 до 10, ответы показать цифрой.
Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел,
1 под березой, 2 под дубком.
Сколько у ежа, в корзине грибов? (3)
2. Три яблока было у Миши, еще пять ему дали в школе,
А сколько яблок всего, теперь в коробочке его? (8).
3 задание: «Реши пример и найди дом».
4 задания: «Определить состав чисел 5, 7, 9»
5 задание: Нарисуйте отрезок 3см, 7 см,
Какой самый короткий, какой самый длинный.
6 задание: «Кто внимательный» (графический диктант-ключ)
На бумаге отступить (4 к. слева, 7 к. вниз)
8к. справа, 2 к. вверх, 4 к. справа,
5 вниз, 4 слева, 2 к. вверх, 4 слева.
3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Это ключик знаний, который нам поможет лучше подготовиться к школе.
Воспитатель: Вас ждет новая игра, вы готовы детвора?
Игра «Я - цветок».
(Дети становятся в круг).
Просыпаются цветы, раскрывают лепестки.
Ветерок подул легонько, лепестки качнул тихонько.
Темнеет; и цветки, закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головками качают.
Наши дети как цветы, в детском саду растут:
Цветок называй-о себе рассказывай.
Воспитатель: дети посмотрите на экран («Весенние цветы»).
Поэтому, с чем приходит к нам весна?
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Как мы называем все эти цветы (первоцветы). Вот и у меня есть корзина с первоцветами. Цветок из корзины берите и что понравилось вам на занятии, расскажите.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам