Что самое главное в воспитании ребенка. Что самое главное в воспитании детей. Молитва о потомстве

Главное в воспитании ребенка – это осознание родителями самих себя, а также соответствующие выводы и изменения.

В данной статье несколько примеров ощущений, обычно не осознаваемых матерью, но оказывающих огромное влияние на ребенка. Если хотя бы нижеописанные ощущения будут трансформированы во что-то гораздо более приятное, можно считать, что ребенку повезло, и жизнь его изменится. Всякие воспитательные моменты типа нравоучений, бесед, увещеваний рядом не стояли.

Итак, в нашем бессознательном существует огромное количество частей, интроектов, картинок, ощущений, которые обычно не осознаваемы. Они постоянно в нас, привычны для нас, «фонят», но мы на них не обращаем внимание. Однако наступает момент, когда мы уже не можем не обращать внимание на весь этот «фон», так как речь идет о нашем ребенке.

Что это за фон, что за неосознаваемые ощущения и картинки, которые влияют на наших детей?

1. Чувство вины

За свои поступки, за радость в жизни, за проявление своего Я.

(Я уже писала, что чувства вины и стыда ).

Как это влияет на ребенка: если у мамы фоном идет чувство вины, то дети ему легко научатся. Чувство вины за все и вся у детей не приводит их ни к чему хорошему. Постоянные переживания, неуверенность в себе, отсутствие успехов в школе.

Решение проблемы: после осознания матерью чувства вины трансформировать вину во что-нибудь более приятное с помощью специальных психотехнологий.

2. Внутреннее нежелание брать на себя ответственность, быть взрослым

При работе с бессознательном в нейрологическом и символьном кодах внутренняя «взрослость» матери выглядит ребенком.

Как это влияет на ребенка: невзрослая мама – это очень тяжелая ноша для детей. Они мечутся, не зная, к какому берегу примкнуть, подсознательно чувствуют, что мама не авторитет.

И, в итоге, собственная внутренняя взрослость у ребенка тоже не созревает.

Решение проблемы: «вырастить» маму, чтобы она почувствовала себя взрослой и готовой взять ответственность за себя и детей.

3. Неразрешенные конфликты с собственной матерью

Если есть подобного рода конфликты (а они есть обычно всегда, если человек приходит на консультацию), то их нужно разрешать, конечно.

Как это влияет на ребенка: постоянное внутреннее недовольство матери ее собственной матерью выливается в раздражение на детей. Как это ни странно звучит, но, бессознательно раздражаясь на свою мать, мама раздражается на своего ребенка (в кодах бессознательного это все выглядит довольно необычно, с разными частями и символами, тем не менее, это имеет место быть). Часто мамы говорят, что не могут почувствовать любовь к своему ребенку. Причем только к одному. С другими ничего подобного они не испытывают.

Решение проблемы: разрешение конфликтов. В идеале работа в кодах бессознательного со всем материнским родом (если еще и с отцовским есть возможность поработать, то можно считать, что жизнь удалась).

4. Неудовлетворенность своей реализацией в жизни

Мама, сидящая в детьми в бесконечном декрете — это, конечно, «любящая мать, хранительница домашнего очага, женщина, реализующая свое женское предназначение» и т.п.

По факту, это уставшая несчастная женщина, которая никак не может заняться собой и тем, чем она хочет заниматься.

Как это влияет на ребенка: ужасно это влияет. Возможно, даже хуже, чем вечно отсутствующая дома мать.

Когда основное ощущение матери «я все делаю через силу, мне ничего здесь не нравится, я не занимаюсь любимым делом», ребенок начинает чувствовать себя также. В итоге апатия ему гарантирована. Ребенок программируется на то, что жизнь – совершенно не интересная штука. Он перестает быть активным, интересующимся. И если маленькие дети еще могут сохранять врожденную страсть к жизни, то у подростков это состояние напрочь улетучивается.

Решение проблемы: психотерапия здесь не помешает, чтобы мама почувствовала в себе силы вырваться из привычного замкнутого круга, однако решение проблемы должно быть обязательно фактическим – мама должна реально заняться собой и любимым делом.

5. Нереализованная женственность и сексуальность.

В России в последние 100 лет как-то без этого обходились. И ничего. Как бы.

Это разговор для отдельного поста. Однако для тех, кто снова решил заглянуть в себя по этому поводу и быстренько вышел обратно, скажу. Можно ли понять, хорошо ли бы матерью, еще не став ею? Навряд ли. Что такое материнство, понимаешь, когда у тебя есть ребенок.

Что такое женственность и сексуальность тоже понимаешь, когда они в тебе появляются.

Как это влияет на ребенка: не имея этого в себе, не продемонстрируешь ребенку, и он не узнает эту часть жизнь. К тому же у ребенка появляется стыд, связанный с этой частью жизни, так как стыд, скорее всего, присутствует и у матери.

Решение проблемы: для начала проанализировать, все ли в порядке в этой сфере. А потом уже что-то решать.

Это лишь немногие чувства и ощущения матерей, влияющие на поведение и самочувствие их детей. Если переживания на описанные темы сильны, то это окажет влияние не только на психическое самочувствие детей, но и на их здоровье.

Поговорка «Ребенок болен – лечите мать» более, чем верна.

Воспитание — это так трудно, сложно, столько всего надо знать и уметь! Просто иногда теряюсь, не знаю, с чего начать. Что главное? Ведь должен же быть краеугольный камень воспитания, какой-то «гвоздь», на котором все держится?

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Отвечает Злата Грайбер

У всего мира две основы — Милосердие и Справедливость. То же относится и к воспитанию. Главное — любовь и границы. Любовь идет первым номером.

Ребенок, который знает и чувствует, что его любят, научится ценить и любить себя , то есть получит базу для служения Всевышнему и работы над собой. Люди с высокой самооценкой способны преодолеть трудности, непосильные для людей с низкой самооценкой. При этом прочие возможности у них могут быть равными. Поэтому этот «гвоздь» — любовь, безусловное принятие.

Написано в наших источниках: любовь, зависящая от чего-либо, проходит, когда исчезает причина. Любовь, которая ни от чего не зависит, не проходит никогда. Принимать ребёнка безусловно — значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно услышать от родителей такое обращение к ребенку: «Если будешь хорошо себя вести, то буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь… (лениться, драться, грубить), и не начнешь… (помогать, учиться, слушаться)».

В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, что его любят или будут любить, «только если…». Дети понимают нас буквально. Они искренни в своих чувствах и полагают абсолютно искренней любую фразу, сказанную взрослым. Доводы родителей, типа «я о тебе же забочусь» или «для твоей же пользы» они не воспринимают.

Потребность в любви — фундаментальная человеческая потребность. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший: взглядами, касаниями, прямыми словами: «Я так рада, что ты у нас родился», «Я рада, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Мне приятно тебя видеть», «Ты такой славный»…

Одноклассники

Материалы по теме

Молитва о благополучии детей

Рав Александр Кац ,
из цикла «Взываю к Тебе»

Сын 5.5 лет часто трогает свои гениталии. Что делать и как реагировать?

Ципора Харитан

Мальчики трогают себя, пока не женятся?

Молитва о потомстве

аШло аКадош

Сегодня, в канун рош ходеш Сиван принято читать молитву за себя и за детей, составленную Шло Акадош — р. Йешаей аЛеви Горовицем

Любому ребенку необходима любовь и забота. Недолюбленность - ужасная вещь, но ее можно исправить.

Любой родитель всегда старается сделать своих детей как можно счастливей. Мы стараемся не только обеспечить их, но и дать возможность идти легко по жизни. Для этого необходимо настроить малышей позитивно смотреть на мир, научить правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, работать и отдыхать в удовольствие, но главное - преодолевать жизненные трудности. Также стоит объяснить, что в жизни не все гладко, и не всегда он будет счастлив.

Еще с библейских истин, древних произведений, пословиц и научных трудов современности известно большое количество всевозможных рекомендаций по воспитанию детей. Все современные методы и различные приемы уходят корнями в народную мудрость - и все они действенны. Но какими бы вы советами ни пользовались, воспитать ребенка без любви невозможно и, будучи родителями, задумайтесь, как вы воспитываете своего малыша? Или вы просто выполняете свои обязанности?

Иисус Христос призвал нас возлюбить ближнего своего. Суть всей человеческой жизни в любви. Именно с ней приходит понимание, терпение и умение прощать близких. Поэтому неудивительно, что любовь родителей к детям - самый успешный метод воспитания.

Настоящие и искренние родительские любовь и внимание создают в семье атмосферу взаимопонимания, а отсюда - взаимопомощь, нормальное человеческое общение. И вырастая, дети продолжают создавать позитивную атмосферу в своей семье и обеспечивать достойную старость своим любимым родителям. Если ребенок чувствует себя в семье комфортно и безопасно, то у него будет желание возвращаться. Но если ребенок не испытывает любви, своей нужности, то семья его будет тяготить, и он найдет общество, где его оценят, одобрят. Только какое это будет общество?

Порой родительская любовь слепа. Не стоит оправдываться тем, что ребенок еще совсем мал или ничего не умеет. Не лишайте его самостоятельности. Чтобы научиться существовать в бурной современности, он должен сам набить себе синяков и шишек, и уже из этого набраться опыта. Не ограждайте его от проблем и тревог, ребенок должен уметь справляться с неурядицами. Слепая любовь вряд ли подготовит малыша к жизни. Не стоит бояться конфликтов с собственными детьми, они помогают им жить в реальности, а родителям - высказывать свое мнение. Только конфликтуйте по делу, без унижения ребенка и оскорблений.

Жизнь детей во многом зависит от семьи. Если родителя окружили его любовью, заботой, позитивным взглядом на мир, добротой, стремлением наслаждаться жизнью и другими положительными эмоциями, то и в будущей семье ребенка будет такая же атмосфера. Дети многое перенимают от родителей и прежде, чем воспитывать их, создайте в доме необходимую обстановку и атмосферу - малыши будут счастливы.

Послесловие (что самое главное в воспитании ребенка?)

Нашим детям очень повезло (нам, кстати, тоже, но немного меньше): ведь так, как в цивилизованном мире относятся к маленьким человечкам сейчас, не относились раньше нигде и никогда. Нынешних детей не выбрасывают в пропасть, как в древней Спарте. Их не отдают в чужие семьи, в монастыри или «в люди», как в Средневековье. В них не видят лишь будущих работников и не воспитывают «для пользы общества», как в эпоху Возрождения. Не контролируют их внутренний мир и волю, как в эпоху Просвещения. Теперь дети – не «объект воспитания» (XIX в.), а самая большая ценность, и детство – не подготовка к некой «подлинной» взрослой жизни, а ее настоящий, полноценный этап.

Одной из целей воспитания сейчас провозглашается раскрытие индивидуальности ребенка, а основными принципами уважение к его личности, разумное сочетание свободы и ограничений, заботы и требовательности, внимания и невмешательства. Однако, увы, «разумное сочетание» – понятие абстрактное, субъективное. Как нащупать эту «разумность»?

Главное здесь, на мой взгляд, – не удариться в крайности. Не заставлять семимесячного ребенка засыпать в одиночестве. Не терроризировать годовасика карточками Домана. Не отдавать в музыкальную школу только потому, что мама мечтала стать великой пианисткой, но не смогла. Не навязывать свое представление о счастье. Но и не бояться «сломать личность ребенка», сказав ему «нет». Не «играть в демократию», спрашивая мнение по каждому поводу. Не стараться уберечь от ошибок.

Все наши проблемы с детьми – оттого, что мы, по большому счету, их не чувствуем и не понимаем. Что им нужно, чего они ждут от нас (а сформулировать-то они не могут)? И как сделать так, чтобы мы услышали их, а они – нас?

Уметь чувствовать своего ребенка – это, пожалуй, самое важное. И сложное. Этому не сможет научить ни одна книга. Умение чувствовать приходит не сразу, со временем. Да и приходит лишь в том случае, если мы очень этого хотим, если стараемся, работаем над собой и нашими отношениями…

Все знают: чтобы ребенок вырос счастливым, ему нужна любовь. Любовь – это глубокая самоотверженная привязанность, это душевный отклик, это близость и готовность прийти на помощь. Любовь не появляется ниоткуда, она вырастает – из нежных прикосновений, из добрых слов, постоянного общения, совместных занятий и взаимопознания.

Любовь – это не «приклеенность» к ребенку до пенсии, это необязательно жизнь «глаза в глаза», но это стойкое ощущение, что ты желанен, ты дорог, ты не одинок. Любовь рождает чувство защищенности и жизненной опоры. Когда тебя любят, ты чувствуешь себя нужным. Когда тебя любят, хочется жить.

Любовь – это не вседозволенность. И это не сверхконтроль. Не гиперопека. Не слепое самопожертвование. Любовь – это способность отдавать, способность брать и способность… отпустить, когда придет время.

Говорят, безграничная материнская любовь портит ребенка. Это не так. Она портит только в том случае, если безгранично любя ребенка, мы не любим и забываем себя, если малыш только поглощает нашу любовь, ничего не отдавая взамен. Научиться любить он сможет лишь тогда, когда будет видеть: родители очень любят его, но при этом также они любят себя и они любят друг друга .

Чтобы ребенок вырос счастливым, ему нужно принятие и ему нужна вера в себя. О «безусловном принятии» сейчас так много говорят. Но опять же, говорить – не значит почувствовать это на самом деле. Безусловное принятие – это любовь «несмотря ни на что» и искренняя уверенность в том, что «мой ребенок самый лучший», без стремления переделать его или «усовершенствовать». Попытки переделать обычно трагичны: они ведут к деформации личности, к непониманию «кто я такой» и горькой убежденности в собственной «плохости». Быть счастливым можно только будучи собой , а не тем, о ком мечтают мама с папой.

«Счастье – это когда тебя понимают». Взаимопонимание с ребенком рождается из родительской искренности и эмоциональной открытости («Я так рада, что ты у нас есть», «Ты мое солнышко, моя жизнь», «Мне сейчас плохо, я злюсь, но все равно люблю тебя», «Мне грустно», «Я огорчена», «Меня беспокоит», «Мне не нравится»). Из умения найти правильные слова, донести свою мысль и объяснить позицию (чего мы хотим!). Наша главная беда – в том, что мы обычно возмущаемся и обвиняем других, но о себе, о своих эмоциях и потребностях почти не говорим, а потом удивляемся, откуда такое чудовищное непонимание?

Я убедилась на собственном опыте: когда мы не обвиняем ребенка («Почему ты такой? Сколько раз я тебе говорила? Когда ты, наконец, начнешь меня слушаться? Зачем ты так сделал?»), а говорим за себя (что мы чувствуем, почему нам что-то неприятно, чего мы боимся, к чему стремимся, что бы хотели изменить), ребенок проникается! Он слышит! Он меняется! И одновременно учится разбираться в своих ощущениях, сопереживать, выражать свои чувства словами. И тогда он лучше понимает нас, а мы – его.

И последнее. Самый лучший родитель – тот, кто внутренне чувствует себя хорошо. Этой внутренней гармонии часто мешают душевные метания («Не знаю, правильно ли я поступаю») и недоверие к себе («Кажется, что надо поступить так, а в книжках написано по-другому»)… Слушайте себя! Доверяйте себе больше, чем авторам разных книжек и мнений. Не погружайтесь в сомнения и уж тем более не топите себя в чувстве вины. Оно никогда не приведет вас к верному решению, оно приведет лишь к ошибкам и ощущению собственной никчемности. Никто, кроме вас, не сможет сделать вашего малыша счастливым. И только вы сможете найти единственный и неповторимый путь к своему единственному и неповторимому ребенку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Оздоровление позвоночника и суставов: методики С. М. Бубновского, опыт читателей «Вестника «ЗОЖ» автора Сергей Михайлович Бубновский

Из книги Канон врачебной науки автора Абу Али ибн Сина

Из книги Книга в помощь автора Наталия Леднева

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Как я вылечил болезни желудочно-кишечного тракта автора П. В. Аркадьев

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Игорь Николаевич Афонин

Из книги Хорошее зрение – ясный ум на долгие годы! Древнейшие практики Востока автора Андрей Алексеевич Левшинов

автора Валерия Христолюбова

Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Филипп Олегович Богачев

На чтение 9 мин.

Главным правилом как воспитать ребенка остается комбинация 2 действий: уважать и любить . Родители должны помнить, что в свете всех методик воспитания нет идеальных, но общие советы учитывать нужно.

При этом мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо придерживаться рассудка и не забывать о своих интересах. Дети – цветы жизни, но нуждаются в выспавшихся и отдохнувших «садовниках» с крепкой нервной системой.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Перед тем как воспитать послушного ребенка, важно учесть: даже самые непоседливые малыши могут быть воспитанными. Другое дело, что егоза не всегда удобен родителям. Но вины его в этом нет. Существует теория о гиперактивности, о поколении «зет», думающем и смотрящем на мир иначе, чем взрослые. Но нормы общественного поведения, послушания, уважения к другим им вполне могут быть привиты.

Разные системы воспитания детей дают мудрые советы, которые с легкостью заимствуются и внедряются. Если родителям сложно, можно насильно заставлять себя выполнять постулаты в течение 21 дня. Именно столько времени формируется привычка. Дальше и дети, и взрослые будут жить по установленным правилам.

  • Современное воспитание детей требует придерживаться определенного графика. Не поминутного, конечно. Но время ночного и дневного отдыха должно быть регламентированным. Полноценный сон – залог здоровья и нормального развития.
  • Обязательно проведение времени с родителями. Лучше заниматься с сыном или дочерью систематически. Пусть это будут 20 минут в день чтения любимой литературы (причем и маминой тоже, но с выражением), лепка из теста (пусть и приготовление вареников) или хенд-мейд, когда маленький внук, нехотя, порвал бабушкины бусы, и вместе с мамой собирает их заново.
  • Право выбора. Самостоятельно малышу не стоит давать планировать свой день, если ему 2 года. И выбор блюд и одежды для прогулки прохладным днем лучше не доводить до предела. Не хочет одеваться вообще? А если предложить ему на выбор теплую красную кофту или шерстяной синий свитер? Кроха почувствует себя самостоятельным, но в рамках, установленных мамой.
  • Секреты воспитания детей базируются на образе родителей. Можно повторять о том, что плохо смотреть телевизор во время еды, а самим приемы пищи сопровождать любимыми сериалами. Что выберет сын или дочь: совет мамы или пример?
  • Говорить детям правду. Не обманывать, не откладывать разговор, а говорить, как есть, но в щадящей форме. О появлении детей 5-летнему сыну можно сказать, что они рождаются у взрослой любящей пары после обмена физиологическими жидкостями. Но в 11 лет разговор должен быть более содержательным. Только без называния половых органов нецензурными или уменьшительно-ласкательными словами.
  • Говорить малышу, что его любят. Просто так, а не за красивую поделку или высокую оценку по математике.
  • Правила воспитания ребенка не мыслимы без общения. Родителям придется запастись терпением и стать живым «радио». Особенно сложно тем, кто работает в сфере общения с людьми, но ради своих наследников стоит это взять на заметку.

Нужно сопровождать все действия словами: почему на улице бывает темно или светло, птицы улетают на юг, деревья нужно обрезать, а собак выгуливать. Не нужно бояться брать малыша с собой везде – в магазин, на дачу, на генеральную уборку дома. Пусть растет и все видит сам, а не получает информацию только из гаджетов.


Не пряником едины

Метод кнута тоже должен быть в педагогике, как надо воспитывать детей отлично знают представители старшего поколения и Антона Макаренко. Но на сегодняшнее подрастающее поколение радикальные методы воспитания не действуют, даже наоборот.

Поднять руку на девочку – значит, сделать ее потенциальной грушей для битья будущими мужем. Но наказывать и ограничивать малышей и подростков стоит.

Доктор Комаровский утверждает, что дети должны знать слово «нет». Но оно должно быть категоричным, а не временным. Нет – значит, нет. Нельзя лезть в розетку бабушкиными спицами: ни сегодня, ни в пятницу, ни чуть-чуть, ни после ужина.

Этой системы обязаны придерживаться все члены семьи. Но таких «нет» должно быть немного, только в случае опасности для жизни наследника или кого-то еще. Драгоценные вещи, книги, документы просто убираются в замыкающийся шкаф, или переставляются наверх.

Главное в воспитании ребенка до 2-3 лет – переключение внимания. Нельзя что-то трогать, но оно явно бросается в глаза малышу? Тогда мама дает ему что-то, что представит для него живой интерес и заставит забыть о том, что нельзя.

Также особенности воспитания детей отражаются на речи родителей. Нельзя говорить «ты плохой». Наоборот: «Ты хороший, но поступок меня расстроил».

И тут же пора учить кроху, что другие дети тоже хорошие. Каждый – лучший для своих родителей, но других детей надо уважать, нельзя бить, забирать игрушки, брать без спроса. Смоделировать ситуацию можно во время игры с куклами, роботами, плюшевыми игрушками. Так, в возрасте до 4-5 лет, быстрее усваивается информация.

Воспитание детей даже младшего возраста может содержать наказание. Достаточно изъять на время любимую игрушку, гаджет, или посадить на стул для размышлений. Родители остынут, а маленький виновник придет к выводам, что так нельзя.

Важно! Перед тем как воспитать непослушного ребенка, задаться вопросом: Почему он так себя ведет? Старается привлечь внимание уставшей на работе мамы? Сказывается нарушение графика отдыха? Недостаток витаминов, в частности железа, или переходный возраст, кризис?

Нужно обнять, поговорить по душам, если сын или дочь маленькие, пронаблюдать за ними. Бунт на корабле часто связывают с внутренним недовольством малыша.

Когда начать, чтоб не было поздно

Советы по воспитанию детей потому и называются советами, что они носят рекомендательный характер. Не более. Но общая система взглядов на домашнюю педагогику должна быть: для того, чтобы семья жила спокойно и развивалась.

С самого начала родители должны учитывать: они – главные в воспитании. Бабушки и дедушки играют вторую скрипку, поэтому последнее слово всегда за матерью с отцом. Важно и воспитание обоих родителей. Если в семье нет мамы или папы, их роль пусть возьмут на себя бабушка или дедушка, тетя или дядя. Малыш должен видеть воспитание во всех гендерных аспектах.

Задумываясь, с какого возраста нужно воспитывать ребенка, родители сами себе ответят: с рождения.

1. До года это полное восприятие мира через маму, введение системы «можно – нельзя», привитие интереса к музыке и сказкам с добрыми сюжетами.

2. До 3-4 лет – это включение в игру с наследником, приобщение к домашним делам.

Если все идет правильно, ребенок приходит к таким родителям за советом и во взрослой жизни, умеет быть благодарным и счастливым. Но он всегда хочет видеть и маму с папой здоровыми и улыбающимися. Для этого помнят: надо уделять время и себе, своим примером показывая, что и как нужно делать.


А когда с непоседами совсем сложно и опускаются руки, нужно вспомнить фразу американской юмористки Эрмы Бомбек: дети больше всего нуждаются в любви, когда меньше всего на это заслуживают. После этого можно обнять ребенка и помолчать. Решение в ситуации родится само собой, ведь его начало – неоспоримые и вечное: родительская любовь.

Что еще почитать