Что делать когда скучно для детей. Как бороться с детской скукой

Вы часто видите такую картину? Ребёнок слоняется по дому, берется за одно дело – бросает, за другое – тоже бросает. У него плохое настроение. Ему ничего не интересно и ничего не хочется. Ему скучно.

Выдержать приступы детской скуки не так-то просто. Особенно, когда нам, взрослым, надо куда-то бежать или быстро что-то делать. Куда проще включить ребенку мультик, отправить за компьютер или подкинуть идею, чем заняться. Это отличное средство, работает безотказно.

Но понимаем ли мы, что делаем, избавляя ребёнка от скуки? И вообще, скука - о чем она? Почему начинают иногда отчаянно скучать, хотя вокруг полно игрушек, интересных занятий, друзей? И как реагировать на скучающего ребёнка? Вот об этом мы и поговорим.

Почему детям становится скучно?

Причин, если глобально, всего две.

1. Ребёнок не понимает и не чувствует чего он хочет и что ему интересно в конкретный момент времени.

Почему так происходит? А есть ли у ребёнка возможность почувствовать и разобраться, чего же ему хочется? Как часто мы, родители, стремимся к тому, чтобы время ребёнка было структурировано, регламентировано, под завязку расписано. С утра - садик, а потом еще рисование, танцы, бассейн. Весь день распланирован, скучать некогда. Да и не нужно ему скучать, мало ли с кем от скуки свяжется и чего наберётся!

А когда же ребёнку учиться прислушиваться к себе? По дороге от садика до бассейна? И когда реализовывать свои желания? Остается ли на это достаточно времени?

И действительно ли ребёнок не скучает, если день его так насыщенно спланирован? Замечали ли вы, что когда у такого вот загруженного ребёнка вдруг появляется свободная минутка, он часто теряется от внезапно нахлынувшей на него свободы и не знает, что с ней делать. Ему дискомфортно, пусто, скучно . Но, главное, ребёнок не может услышать себя и не понимает, что ему нужно.

И кто же первый спешит на помощь? Конечно же, мы, родители. Как часто мы берем инициативу в свои руки и предлагаем ребёнку массу «полезных» и «интересных» занятий. «Ты пойди, порисуй или полепи, или построй что-нибудь, или мультик посмотри, а я пока обед приготовлю». Такой заботой мы так и не даем ребёнку возможности разобраться с тем, чего хочет он.

Ребенок, конечно, порисует и полепит, да вряд ли долго и с удовольствием. Потому что не его это желание, цели не его (не нужны ему рисунки и вылепленные зайцы и медведи).

И поэтому снова ребёнку скучно, и чем бы время занять, и когда уже следующее занятие, которое так вовремя спасает от внутренней пустоты…

На мой взгляд, идея постоянно занимать и развлекать ребёнка возникает у тех родителей, которые и свою жизнь стремятся заполнить до отказа. Лишь бы всегда в движении и ни минуты без дела. Потому что, если остановиться, с головой накрывает пустота и вязкая, липкая скука, от которой тошно, и снова хочется завертеться в бесконечном колесе нужных и ненужных дел.

Эту проблему, на мой взгляд, усугубляют готовые развлечения и их доступность. Я имею в виду планшеты, телефоны, телевизоры, компьютерные . Нынче они главные спасатели и взрослых и детей от скуки в любое время и в любом месте. И тем самым они все дальше и дальше уводят нас от самих себя.

О неумении ребёнка самому чувствовать, чем ему хочется заняться, о перегруженности детей, о недостатке личного времени у ребёнка, как о причине скуки, педагоги и психологи говорят часто. Эти причины лежат на поверхности.

Но есть еще одна причина, более глубокая и более серьёзная на мой взгляд.

2. Ребёнку скучно, потому что ему одиноко . Ему не хватает близости с родными ему людьми. С родителями в первую очередь. Вспомните себя. Бывали ли вы когда-то НЕ уверены в своей значимости, ценности и важности для любимого вами человека? Разве хочется в такие моменты творить, узнавать, исследовать, радоваться? Как правило, нет. Вся энергия сводится к острой потребности, увидеть подтверждение своей значимости и любимости для того, кто вам так дорог.

С детьми все то же самое. Пока ребёнок не ощущает всем своим существом, что он нужен, его любят, и его привязанности с родителями ничего не угрожает, ему будет неинтересно и строить, и лепить, и рисовать, и учиться и развиваться.

Почему? Потому что потребность в собственной значимости у людей сильнее, чем потребность в развитии. И у больших, и у маленьких. Потому что энергия творчества, желание познавать и совершенствоваться рождаются из базового ощущения «я нужен, я есть, я любим».

Что же делать, если ребёнку скучно?

Первое и главное, дайте ему почувствовать, что связь между вами крепка, что он нужен и дорог вам. Что вы рядом и не важно, в каком настроении сейчас ваш ребёнок. Для этого не нужно ничего сверхъестественного. Просто сядьте с ним рядом, обнимите, погладьте, скажите о том, как любите его, посмотрите ему в глаза. Именно через глаза быстрее всего устанавливается эмоциональный контакт.

И не стремитесь подкидывать ребёнку идеи, чем ему заняться и как себя развлечь. Пусть ищет сам, слушает себя. Да, сначала ему будет нелегко. Первый этап – встреча с пустотой внутри себя. В ней нужно побыть, и это может вызывать сопротивление, которое у детей выражается нытьем, криками, а иногда агрессией. Но ощущение пустоты пройдет, ребёнок справится, вы же с ним.

Следующий этап – тишина. И лишь в ней возможно услышать свои желания, свой внутренний голос, себя. Лишь в ней рождаются идеи и стремления, а вместе с ними и огромный заряд энергии, чтобы идти к своей цели.

Закончить статью хочется словами одного батюшки, которые он произнес на крещении моей дочки. «У каждого человека у ворот сердца его стоит Господь Бог и стучится в них. Но стук его очень тих. Чтобы услышать его, нужно остановиться и прислушаться. И услышав, открыть сердце свое. И тогда Бог войдет в него».

Так что о чем же сука наших детей? О том, что пора нам остановиться в потоке наших дел, покрепче обнять наших детей, сказать им о том, как мы любим их. И тихонечко прислушаться. Им – к себе, нам – к себе.

Очень важно, чтобы дети научились сами управлять своим временем и заполнять его

Наверняка Вы иногда слышите от своего ребёнка: «Маааам, мне скучно». Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это неэффективно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.

Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.

Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.

Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:

— Сделать сборник шуток.
— Построить крепость из одеял и подушек.
— Написать письмо бабушке.
— Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
— Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
— Измерить все вещи в доме линейкой.
— Обежать вокруг дома три раза.
— Включить музыку и танцевать.
— Помыть зеркало губкой.
— Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
— Расчесать питомца.
— Нарисовать дерево.
— Сделать кукольный дом из картона.
— Выучить скороговорку.
— Сделать домашнее мороженое.
— Вырыть яму на заднем дворе.
— Рассмотреть, на что похожи облака.
— Сделать бумажный самолетик.
— Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
— Раскрасить картинку.
— Помыть машину.
— Сделать открытку на день рождения своими руками.
— Создать план поиска сокровищ с подсказками.
— Устроить кукольный театр в коробке.
— Начать вести дневник.
— Убраться в своей комнате.
— Написать рассказ.
— Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
— Украсить свои канцелярские принадлежности.
— Удивить маму, приготовив обед.
— Сделать зоопарк из мягких игрушек.
— Отметить важные даты в календаре.
— Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
— Приготовить десерт.
— Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
— Устроить цирковое представление.
— Освоить новую карточную игру.
— Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
— Написать автобиографию.
— Сделать что-то доброе.
— Создать полосу препятствий.
— Написать хокку.
— Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
— Почитать книгу.
— Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
— Нарисовать необитаемый остров.
— Поиграть в настольную игру.
— Сделать собственную настольную игру.
— Рисовать на тротуаре мелом.
— Играть в классики.
— Поиграть в ресторан.
— Посадить какие-нибудь семена.
— Накрасить ногти на ногах.
— Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
— Плести фенечки из бисера.
— Научиться отбивать футбольный мяч.
— Сделать и наполнить кормушку для птиц.
— Пускать мыльные пузыри.
— Устроить кукле ванну с пеной.

Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, то никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Какой должна быть реакция родителей на упрямство крохи

Это интересно!

Просмотрено

Существуют ли на самом деле дети-гении?

Советы родителям

Просмотрено

Родители должны быть очень осторожны с этим веществом, которое есть почти в каждом доме!

Все о воспитании

Просмотрено

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Советы родителям

Просмотрено

Родители с застенчивыми, привередливыми, плаксивыми детьми должны знать эту «мантру»!

– Чем мне заняться?

– А можно планшет?

– Скукота!

Многие родители слышат эти фразы по несколько раз в день, и, признаться, это нас раздражает. Как можно скучать ребёнку, у которого есть и книги, и краски, и фломастеры, и железная дорога, – словом, ассортимент целого детского магазина? Тем не менее новые игрушки занимают малыша на 10 минут, а потом отправляются в ящик – к десяткам «товарищей по несчастью». Фломастеры валяются без колпачков, книги скучают на полках. Пожалуй, только мультики, планшет и компьютер никогда не надоедают современным детям. Почему так происходит, нормально ли это, и что делать нам, родителям? Ответы знает «ЛегкоПолезно».

Чем плохи «хорошие» игрушки

Наверняка вы не раз укоряли ребёнка: «Вот у меня в детстве не было таких хороших игрушек, как у тебя!» Действительно, наши простенькие куклы, кубики, солдатики и машинки ни в какое сравнение не идут с говорящими, шагающими, думающими игрушками наших детей. Однако так ли плохо играть с простыми игрушками? Вспомните, как было интересно!


Почему им скучно, а мы не скучали? Психологи говорят, что игрушка не должна быть «готовой». Пусть она оставляет простор для фантазии. Именно с такими мы играли много лет назад. А сегодня на полках стоят куклы, у которых есть всё: от домика до лака для ногтей. Если фантазия ребёнка не работает, он быстро теряет интерес. Нажмёт на все кнопки, примерит кукле все наряды, один раз соберёт конструктор по картинке на коробке. Всё, потом набор отправляется в общую кучу.

Совсем по-другому дети играют с предметами, которые дают толчок фантазии. Простой конструктор станет в руках малыша и самолётом, и домом, и щенком. Набор деревянных кружочков – лучше, если он неокрашенный – превратится у маленькой хозяюшки, вооружённой карандашами, в тарелки с супом и другими угощениями. Чем дольше предмет нужно «доводить до ума», тем ребёнку с ним интереснее.

Если ваш ребёнок пресытился «хорошими» игрушками, перестаньте тратить на них деньги. Вместо этого начните покупать то, во что можно играть до бесконечности. Вот несколько примеров:


Часто бывает, что ребёнок, привыкший к готовым сценариям игры, не знает, чем заняться с простыми игрушками. Сядьте рядом, поиграйте вместе, покажите, как можно пофантазировать. Ваше время и внимание – самое ценное, что вы можете дать ребёнку.

Век технологий: как он влияет на наших детей

Посчитайте, сколько у вас дома техники с экранами. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфоны – по одному на каждого члена семьи, по телевизору в каждой комнате… Наши дети с рождения смотрят на экраны. Мамы замечают, что гораздо проще накормить или одеть кроху, пока он заворожённо смотрит телевизор. Действительно, происходящее на экране куда интереснее привычной обстановки. Там всё яркое, быстро сменяются кадры, герои то смеются, то плачут, каждую минуту включается новая музыка. Конечно, внимание ребёнка оказывается приковано к экрану, даже если он пока не понимает сюжета.

Дети постарше уже вникают в происходящее, быстро запоминают имена героев и требуют включить новую серию, как только закончилась предыдущая. Благо, следующий эпизод можно быстро найти в интернете. А благо ли это? Давайте разбираться.

Экранная «жизнь», как мы уже выяснили, намного ярче и динамичнее реальной жизни. Поэтому после мультфильма или компьютерной игры обычные игрушки, книжки, игры и прогулки кажутся скучными. Они не нагружают до предела все органы чувств малыша, как это делают мультики. Конечно, ведь такая нагрузка вредна и неестественна, она быстро утомляет детей, вызывает стресс и агрессию.

И с другой стороны, ребёнок, не привыкший сидеть часами перед экраном, находит интерес в обыденной жизни. Поиграл в игрушки, полистал книжку, поглазел, как бабушка лепит пирожки, напросился с папой на прогулку с собакой. Ему всё интересно, он во всё вникает, наблюдает за происходящим и познаёт мир.

Вы можете возразить: «В нашем детстве тоже были мультики, но мы же от этого не потеряли интерес к учёбе, играм и прогулкам!» Да, наше поколение тоже росло с мультфильмами. Но есть несколько важных отличий.


Сейчас костюмы продаются готовыми, а для игры есть фигурки персонажей на любой вкус: пластмассовые, плюшевые, интерактивные. Хотя зачем играть фигурками, если можно включить приложение на планшете и погрузиться в мир любимых героев с головой? И родителям удобно: такие игры или бесплатные, или стоят дёшево. Надоела эта – устанавливаем новую.

В игре ребёнок может создавать армии, строить города, побеждать монстров, – разве будет ему потом интересно играть в обычные прятки или казаки-разбойники? Станет ли девочка придумывать наряды куклам, если в приложении она может создать «настоящий» наряд любого цвета и фасона, украшенный всеми видами бантиков и блестящих камешков?

Выходит, что мы сами обкрадываем своих детей, «подсаживая» их на мультики и гаджеты. Хотя намерения у нас самые благие:


Однако мнимые выгоды оборачиваются потом бесконечными «скучно», проблемами в учёбе (разве учебник такой же красочный и интерактивный?), трудностями в общении. Немаловажно, что в копмьютерной игре ситуация неудачи всегда смягчается. Не вышло один раз – всегда можно попробовать ещё. Не получилось играть в это приложение – удалил его и поставил другое. Но в реальной жизни проблемы надо решать, ведь их не получится удалить нажатием кнопки. Возможно, нынешнее поколение молодых людей, не желающих брать на себя ответственность и «взрослеть», усвоили эту модель поведения в компьютерных играх? Кто знает…

Как победить детскую скуку?

Не пытайтесь одолеть вечное «скучно» покупкой новых игрушек, приложений и гаджетов. Если вы действительно хотите вернуть ребёнку интерес к реальной жизни, то, как радикально бы это ни звучало, заберите у него планшет. Некоторым детям помогает 15-минутное ограничение на «виртуальную жизнь», другим придётся расстаться с гаджетом навсегда. То же самое касается и смартфона, который можно заменить обычным кнопочным телефоном.

Для подростков важно преодолеть постоянную зависимость от соцсетей. Одно дело – проверить сообщения раз в день на компьютере, и совсем другое – когда каждую минуту в кармане раздаётся призывный «динь-динь»: сообщение пришло, комментарий написали, «лайк» поставили. Так и проводит подросток целый день, прилипнув к экрану.

Мало просто забрать планшет и выключить мультики – надо придумать, чем ребёнок будет занят. Привыкшее к «готовенькому» чадо первое время будет слоняться без дела, сетуя на вашу строгость. Позанимайтесь с ребёнком, почитайте ему, придумайте новую игру, сочините сказку, записывая каждый по предложению. Подборки идей можно найти в интернете или вспомнить из своего детства.

Отдайте ребёнка на кружок, а лучше – в спортивную секцию. Заполните его день полезными и интересными делами, и постепенно малыш или подросток научится жить не в виртуальном, а в реальном мире. Но если вы сами весь день проводите, уставившись в смартфон, то не ждите, что ребёнок воспылает интересом к книгам или урокам. Подавайте пример: сами читайте, учитесь новому, занимайтесь творчеством, придумывайте интересные занятия. Дети обязательно за вами потянутся.

«ЛегкоПолезно» желает вам и вашим детям интересной и насыщенной жизни, в которой не будет места скуке!

Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу...

Оставленный в покое ребенок развивается

Ребенок всегда сам выберет наиболее подходящий ему вид деятельности. То есть будет играть в то, чего ему больше всего не хватает, укреплять свои слабые места.

  • Требуется тренировка вестибулярной системы - человек потянется к качелям,
  • нехватка тактильной стимуляции - рассыплет горох по полу кухни и сядет сверху и т.д.

Безо всякого принуждения ребенок обыгрывает важные для себя ситуации, например, становится драконом в игре, пытаясь победить страх, как бы надевая на себя непробиваемую драконью шкуру.

Тут кроется одна важная мысль, которую все время упускают из виду растревоженные современным темпом жизни родители: оставленный в покое ребенок развивается . Ему для этого не особенно нужны кружки, педагогическое давление, обучающие карточки. Более того, даже когда вам кажется, что отпрыск занят сущей ерундой, не спешите записывать его в кружок по тайм-менеджменту. Возможно, он приобретает что-то очень ценное, чего в других условиях получить нельзя.

Занятия, выбранные ребенком, могут не просто казаться бессмысленными, но и раздражать, бесить и грозить семье убытками. И все же неплохо бы разобраться, в чем насущная потребность чада, и как ее удовлетворить с наименьшими потерями .

Слоняющийся по квартире ребенок - зрелище, которое выдержит не каждый. «Ма! Мне скучно», - ноет маленький человек, - и вы с легкостью сдаете позиции: вручаете ему свой компьютер, абонемент в луна-парк и заставляете папу показывать кукольный спектакль про своего начальника.

Но психологи, стараясь отойти подальше от вашего дома, все же предлагают отнять у ребенка планшет. Например, известный датский педагог и психолог Еспер Юль советует:

«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать . И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом».

Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу, что развивает его неизмеримо больше пятой серии прыгающих поросят.

Если ваша Таня громко плачет, особенно в общественном месте, мы вас хорошо понимаем. Так и хочется шикнуть, погрозить кулаком и сказать: «Замолчи сейчас же, а то отдам милиционеру!». Милиционер прибавляет шагу, дитя вопит еще громче, вам хочется провалиться. Но тут на помощь приходит канадский психолог Гордон Ньюфельд, который утверждает, что ни в коем случае нельзя подавлять детские слезы . Выход и признание эмоций - это то, что учит громкого человека справляться с реальностью, запускает сложные механизмы адаптации. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае - стать жилеткой и подставить плечо (может, в плечо он будет хотя бы реветь потише…).

Ребенок рисует сплошные каляки-маляки, вылезает за пределы листочков, почему-то заехал на обои, отказывается изображать елочку, и вообще - что это за пачкотня?

Возможно, ваш малевич проходит сейчас очень важный с психологической точки зрения этап. Без периода каляк-маляк не появятся собственные образы, не начнется художественный поиск. Насаживать шаблоны в виде солнышка лучистого в такой момент просто опасно - можно вообще заблокировать желание экспериментировать с кистью. Об этом хорошо написано в книге педагога и психолога М.Озеровой «О детском рисовании». Также стоит напомнить, что игра и творчество, пусть и грозящие очередной покраской обоев, это главные развивающие факторы дошкольного возраста .

Малыш дубасит ногой пустую пластиковую бутылку. Построил небоскреб из кубиков и рушит его подушкой. Наносит удары диванным подушкам с криком: «Смерть врагам!». Не спешите вмешиваться с замечанием: «Подушечке больно». Дети нуждаются не только в том, чтобы сидеть, причесанными, за столом; им требуется также реализовывать агрессивные желания, которые есть у всех, и особенно у тех, кому за столом пять раз сказали «Не вертись!». Раньше таким прекрасным местом для сброса напряженности могла стать помойка: прыгать на оставленном диване с торчащими пружинами, крушить обломки старых коробок и стульев, разбивать старый пластик. Сейчас немногие родители готовы выпустить детей развлекаться на помойку, зато появились прекрасные терапевтические детские комнаты, где ребенку разрешается дубасить резиновых ванек-встанек.

Ваш отпрыск скачет на одной ноге и сыплет стишками сомнительного свойства. Рифмы типа «дятел - долбодятел» как бы говорят вам, что вы недостаточно грамотно подходите к эстетическому развитию детей. А вот Корней Чуковский в гениальной книжке «От двух до пяти» спорит с вами. Оказывается, у детей врожденная тяга к рифмованию. «Папа-шляпа» не ставит целью обидеть папу, а работает на освоение родного языка. Дальнейшие эксперименты в этой области, звонкие считалки, рифмованные обзывалки и коверканье слов в угоду рифме - это те упражнения, которые в будущем позволят человеку на слух отличить хорей от амфибрахия и более чутко относиться к родному языку.

Конечно, когда малыш ударяет бубном по батарее, это немного раздражает. Особенно, если ваши соседи люди с нервной душевной организацией. Но не спешите ломать бубен о колено. Предложите малышу другой инструмент для ритмического упражнения. Нет-нет, ватные палочки не подойдут. Трещотки, кастаньеты, ложки, в конце концов, вы могли бы установить звукоизоляцию и получше.

Ценность развития чувства ритма - общее место в детской психологии. Ритмические качания, поглаживания, стишки, потешки и колыбельные с младенчества помогают организовать ребенку восприятие мира вокруг. В дальнейшем дети могут сами создавать ритмические рисунки - и это, между прочим, первые шаги к познанию и пониманию музыки. В общем, страшно полезное дело.

Надеемся, теперь вы перестанете испытывать угрызения совести, если малыш сидит в комнате с разбитым диваном, трещоткой и пролитыми красками… Он там полноценно развивается. опубликовано

«Мам, поиграй со мной, а то мне скучно!», «Я не пойду гулять, там скучно!» - как часто родителям приходится слушать эти слова. Если ребенку скучно, первый порыв взрослых уделить ему время, развеселить, избавить от хандры. Но не спешите. Если такие «приступы» у дошкольника появляются часто, это повод задуматься: а в чем причина?

Причины скуки

Ребенок может скучать по разным причинам:

То, чем он занимается, придумано взрослыми: родителями, воспитателями, учителями. Если ребенок при этом внутренне не замотивирован, то через некоторое время ему действительно станет скучно
. Он чувствует нехватку вашего внимания и таким образом хочет привлечь его
. Ваш ребенок много времени проводит за компьютерными играми. Из-за этого он привык к готовым решениям, его познавательная активность снижена. Ему, скорее всего, действительно не интересны те задачи, которые требуют умственного напряжения.

Если вдуматься, то все причины объединяет одно: ребенок не умеет распределять и использовать свободное время, ему скучно наедине с собой. И это педагогическая проблема, которую вы можете решить.

Как побороть скуку

Что обычно делают взрослые, если ребенку скучно? Правильно, все силы бросают на то, чтобы выбрать ему занятие по душе. И в 99% случаев ошибаются!

Отправляя скучающее чадо в различные кружки и секции, переплачивая репетиторам, призванным еще до школы пробудить в нем интерес к различным предметам, родители руководствуются убийственной логикой: чем меньше у ребенка свободного времени, тем реже он будет скучать. Что происходит на самом деле? Через какой-то период они слышат те же слова: «Скучно!» Психологи советуют, прежде чем выбирать ребенку занятие, постараться ненавязчиво вызвать интерес к нему, чтобы инициатива исходила не от вас, а от ребенка.

Ответьте себе честно на вопрос, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку? Попробуйте чаще бывать с ним в парке, выезжать на экскурсии, выставки, разговаривать перед сном, читать вслух книги. Возможно, вскоре он перестанет жаловаться на скуку.

Уменьшайте время, которое ребенок проводит за компьютером или игровыми приставками. Это непродуктивное занятие, которое ничего не дает для его развития. Дети быстро утомляются, становятся нервными, раздражительными. А самое главное - они перестают активно мыслить, так как компьютерные игры - иллюзия самостоятельно принятых решений. На самом деле, это суррогат, к которому формируется быстрое привыкание. Ваша задача найти как можно быстрее альтернативную замену и предложить ее ребенку, заинтересовать его тем, что действительно доставит ему удовольствие самостоятельных открытий.

Дайте ему время

Взрослым тоже бывает скучно. Это чувство знакомо каждому из нас. Скука, хандра, сплин - как бы мы ни называли это состояние, психологи утверждают, что оно посещает человека в то время, когда ему пора что-то изменить в своей жизни. Это «нулевая точка отсчета», возможность погрузиться в себя и переосмыслить свою действительность.

Нечто подобное чувствует и ребенок, только не может выразить. Если вы дадите ему немного времени, то вскоре поймете, к чему стремятся ваш сын или дочь, какие у них интересы, что им нравится так, что способно по-настоящему увлечь. Это и будет в дальнейшем средством от скуки. Так что, если ребенку скучно, не надо отчаиваться: пришло время ему научиться быть самостоятельным, в том числе и в выборе занятий по душе.

Что еще почитать