О том, как покрасить ткань в домашних условиях и как это сделать правильно мы и расскажем в нашей статье. Все о красках для шерсти, шелка, хлопка и чем можно покрасить синтетические и натуральные материалы в домашних условиях.
Лучшим способом обновления старых вещей, которые выцвели, выгорели на солнце, испачкались или просто надоели, является покраска.
Перед тем как выбрать, чем можно покрасить ткань, следует изучить все нюансы, связанные с эти процессом:
После того, как все подготовительные мероприятия с одеждой выполнены, можно приступать непосредственно к подготовке красителя. Чтобы покрасить изделия в домашних условиях рекомендуется использовать такие виды краски для ткани как фабричные водорастворимые и натуральные (природные). Фабричные красители выпускаются в разных формах, например, в виде порошка, пасты или гранул.
Если не брать во внимание состав материи, покрасить изделие можно следующим образом:
Это домашняя интерпретация того, как красят ткани на производстве. Оценивать полученный цвет изделия нужно не сразу, как только ее покрасили, а после высыхания. Результат во многом зависит от того, насколько правильно было подготовлено исходное сырье.
Важно! Емкость, в которой производилось окрашивание фабричным красителем, больше нельзя использовать для приготовления пищи.
Окрашивание зависит от типа ткани. Так, для шерсти используют, как правило, кислотные красители, а в воду в процессе покраски добавляют кроме соли еще и уксус. Его же используют и при полоскании окрашенного шелка, что позволяет лучше закрепить цвет на материи. Перед тем, как покрасить синтетическую ткань, нужно заранее взвесить все «за» и «против». Покрасить такой материал очень сложно. Иногда краска и вовсе не ложится, а просто стекает с одежды как с целлофана. Если же покрасить все-таки необходимо, тогда лучше заранее выбрать подходящую дисперсную краску.
Более безопасным и естественным считается окрашивание ткани натуральными красителями.
Для его получения используются овощные, фруктовые и ягодные соки. Чтобы результат был стойким, при подготовке красителя натуральное сырье смешивают либо с солью, либо с уксусом. В целом, результат окрашивания зависит от того, насколько интенсивным был цвет овощного или фруктового настоя, что свидетельствует о достаточном количестве красящего пигмента в нем.
Перед тем, как покрасить ткань в домашних условиях, необходимо заранее оценить все «плюсы» и «минусы» домашнего окрашивания.
Преимущества (плюсы) состоят в следующем:
Отрицательные моменты домашнего окрашивания:
Перед тем как покрасить вещь следует обязательно изучить инструкцию к красителю. Это позволит добиться действительно хорошего результата от проведения запланированной процедуры.
Видео по окрашиванию:
Весна – время перемен, обновлений и ярких цветов. В том числе, и в гардеробе. Если на обновки денег катастрофически не хватает, всегда можно дать новый шанс старым вещам. К примеру, добавить нежных весенних оттенков, перекрасив скучные однотонные вещи из шёлка… в микроволновке!
Какая ткань может претендовать на звание весенней, если не нежный струящийся шёлк? Правда, шёлк – материал капризный, и любые манипуляции с ним нужно осуществлять максимально осторожно. Правда, это не помешало изобретательным умам придумать способ, как покрасить шёлковые вещи в микроволновой печи. Главное, запомнить два правила: на протяжении всего процесса вещь должна оставаться мокрой (иначе рискует попросту сгореть) , и лучше сначала потренироваться на том, о потере чего вы будете не особо горевать. Так, на всякий случай.
Чтобы покрасить шёлк в микроволновой печи, вам понадобятся:
Посуда, которую можно использовать для микроволновки;
Пищевая пленка;
Красители для ткани (кислотные);
Уксус;
Пластиковая посуда для предварительного вымачивания ткани;
Изопропиловый спирт (70%) в качестве растворителя для красителей;
Дистиллированная вода
Вымочите вещь, которую собираетесь перекрашивать, в растворе из 2 частей уксуса и 1 части воды. Поместите её в пластиковую ёмкость с раствором на 15 минут.
Пока ткань отмокает в уксусном растворе, время подготовить красители. Так как порошковые пигменты обычно высоко концентрированы, для мягкого окрашивания рекомендуется смешать их с изопропиловым спиртом (2/3 чашки) и водой (1/3).
Аккуратно отожмите ткань (она всё еще должна быть достаточно влажной, чтобы не сгореть) и приступайте к окрашиванию. Тут уж все зависит от вашей фантазии. Самый простой способ – просто хорошенько ополоснуть шелковую вещь в красителе. Но можно сделать замысловатые узоры, перевязав её в нескольких местах резинками и окуная разные фрагменты в красители разного цвета.
Окрашенную (влажную!) вещь положите в посуду для микроволновки, накрыв её пищевой плёнкой, и отправляйте «греться» на 2-3 минуты среднего температурного режима. Если этого будет недостаточно, повторите. Главное правило неизменно – шёлк должен оставаться влажным.
Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.
Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).
Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.
В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.
Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.
Общая информация
- для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.
Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.
Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная. При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
-некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.
Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.
Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости
потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный
при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным
Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.
Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.
Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха - коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый
Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета
шкурки граната
ягоды жимолости разного времени крашения
первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски
с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб
Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки.
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки.
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу
Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)
Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.
А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.
Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!
Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.
Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.
Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.
Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.
Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.
Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).
Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).
На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.
Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.
Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.
При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.
Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.
Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.
Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.
квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %
соды и соли не больше 10 %
квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.
Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.
а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.
суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.
то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).
марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.
аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.
индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.
самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.
кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам