Можно ли мыться в ярилин день. Славянские праздники - ярилин день. Как древние славяне праздновали Ярилин День

В народе Ярилин день называют также "Макушкой лета", так как он приходится на самую жаркую пору сезона.

Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви, который отличается ярким темпераментом. Его считали богом плодородия - в старину поговаривали, что на Ярилу все живое "приходит в яр", то есть начинает плодоносить.

По легендам, от союза Ярилы с Матерью-Землей, которая до той поры была безжизненной, и произошло все живое на планете, в том числе и человек.

Ярилу считали самым младшим среди солнечных богов, однако уважительное отношение древних славян к его культу от этого было не меньше. Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно побеждал в схватках.

В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение — на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.

Когда возник праздник

Точная дата возникновения праздника неизвестна - его корни восходят к тем далеким временам, когда на Руси еще не было христианства. Ярилин день — долгожданный праздник бога солнца по древней славянской традиции встречали в первый день июля.

В этот день древние славяне просили помощи у небесных светил, природы и животных. День Ярилы-Солнца считали праздником окончания весны и начала лета.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Солнечного бога чествовали и в другие дни — праздники в честь Ярилы обычно отмечались с 21 марта (день весеннего равноденствия, Масленица) и следующие за ним дни, вплоть до середины лета.

Несмотря на то, что православная церковь против подобных праздников и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обряды

Ярилин праздник называли особенным - в старину говорили, что его "целый год ждут" и он "всем дням день".

В этот день традиционно все отдыхали от полевых работ, устраивали праздничные ярмарки, веселые народные гуляния с играми и состязаниями, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Люди верили, что чем веселее пройдет праздник, тем удачнее будет год.

Устраивали пиры и в полях с обязательными блюдами — яичницей, пирогами и сладостями. По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились.

Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Девушки, как правило, украшали себя лентами и цветами.

Мужчины, ради забавы, рядились в пестрые платья, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями — встреча с ними сулила удачу, богатый урожай и счастье в личной жизни.

Ярилу часто изображали в виде красивого юноши на белом коне, голову которого украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Поэтому в некоторых местностях в Ярилин день выбирали красивого парня или девушку, сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, а в руки давали колосья.

Коня с "Ярилой" водили по полям, приговаривая: "Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!" Назывался этот обряд "Отмыкание Земли".

Поскольку Ярило — бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev

Браки, заключенные на Ярилу, признавались законными, а дети, рожденные после праздника, считались рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно. Поэтому, знающие люди старались не упустить Ярилин день.

В этот день женщины оправлялись в лес за ветками для венков. В старину считали, что женщины склонны к спорам, сплетням, зависти, и чтобы всех примирить и обеспечить хорошие отношения в течение всего года, придумали обряд - нужно было поглядеть друг другу в глаза сквозь венок.

Незамужние девушки в этот день шли гадать на берег речки. Они бросали венки в воду и смотрели, куда поплывет и с какой стороны ждать женихов. Главное, чтобы венок не утонул, а то свадьбы ближайший год не видать.

В старину в этот день, перед восходом солнца, колдуны и знахаря ходили в отдаленные места "слушать клады". И если клад пожелает явить себя, можно было легко и быстро разбогатеть.

Люди считали, что в этот праздник Земля-матушка менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать.

Народные поверья гласят, что в этот день нечистая сила пряталась особенно тщательно. Нечисть боится солнца и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений — солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые "дыры", сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир.

Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу, с которой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь нее. По преданию, таким образом можно было увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, от которых давно нет известий.

На Ярилин день оставляли угощение домовому, и, если к вечеру угощения исчезали, люди считали, что домовой остался доволен подношением и рад жить вместе с хозяевами, соответственно в доме будет царит счастье и благополучие.

Угощения оставляли и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.

Люди верили, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод — надо только искренне попросить его об этом на утренней заре в уединенном месте.

Приметы

В этот день собирали лекарственные травы и другие растения, наделенные магическими свойствами. Люди считали, что горячий напиток из целебных трав, собранных в Ярилин день, избавляет от многих недугов. Целебными травами кормили скот, украшали дом для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей.

Утренняя роса на Ярилин праздник считалась целебной, дарующей молодость, красоту и здоровье. Поэтому, в старину люди умывались ею, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них.

Скот, в день бога солнца выгоняли на пастбище, чтобы и он походил в Ярилиной росе. Кстати, в этот день скотину кормили досыта, так как считали, что чем больше животные съедят, тем плодородней будет год.

В огороде устраивали смотрины урожая, искали первые плоды — один огурец закапывали, чтобы урожай был хороший, остальные подавали к трапезе.

В этот день люди косили и сушили траву, а затем набивали ею матрасы - считалось, что на такой перине можно не только хорошо выспаться, но и поправить свое здоровье.

Детей и домашних животных в этот день было принято легонько стегать вербовыми прутиками, при этом желать им здоровья и хорошего роста.

Много примет в этот день было связано и с погодой. Если 1 июля выпадал солнечный день, то следующие за праздником семь дней будут жаркими.

Утренний туман, ветер винтом, а также вечерняя заря золотисто-желтая с розовыми отблесками сулили хорошую погоду. А месяц на небе такой, что на нижний рожок можно "повесить" ведро предсказывал засушливые дни.

Много росы - уродится просо, а мошка над озимью — к улову перепелов.

По хвостам животных также предсказывали погоду на оставшееся лето. Если хвосты опущены — к дождям, если хвосты приподняты — к жаркой погоде.

Родившихся в этот день считали хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Четвертого – седьмого (потому что выходные) июля пытаются современные славяне отметить праздник Ярилы, Ярилин день.Опоздали на тринадцать дней, к сожалению. Почему? Потому что путают по-прежнему, старый и новый стиль летоисчисления, потому не следят за солнцем. Ярило – Бог Солнца, и время его силы от природного праздника весеннего равноденствия двадцать второго марта до летнего солнцеворота двадцать второго июня. Пытаться отпраздновать славянский праздник Ярилин день четвёртого - седьмого июля, увы! Значит опоздать на тринадцать дней. Расскажу о том, как чествовали Ярилу и когда празднуют Ярилин день . Между тем славянские праздники в июле отмечают день Месяца.

Славянский праздник Ярило в июле, животворящей силы Солнца

Ярило – молодой, яркий, необузданный Бог Солнца. Властвует с двадцать первого – двадцать второго марта по двадцать первое – двадцать второе июня.

Просто вспомним, что Ярило – молодой, яркий, Бог пробуждения Природы, символ мужской силы и яра, Покровитель плодородия, любви, деторождения.

Это мужской Бог . Лучшие качества этого Бога, воплощенные в мужчине, делают такого мужа самым привлекательным для любви, создания семьи.

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет – вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый – горячий, огненный, яровой - посеянный весной, ярун – токующий тетерев, ярий – весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества - от образа яркого Ярилы – Солнца.

народная песенка в честь Ярило


Славянский праздник Ярило - победителя

Его символ – копье, стрела, вращающийся солярный знак, похожий на древнее оружие воина. Ярило – еще Бог Победоносной Войны. Считалось, что к врагам Ярило-Солнце жалости не имел, поэтому поверженный противник – лучшее подношение божеству. Очень по-мужски.

Все славянские праздники, посвящённые этому Богу, и праздник Ярилы особенно, пропитаны этой мужской энергией силы и победы. Славяне – мужчины были солнцепоклонниками, черпали силу победить врагов, любить женщин и быть защитником семьи. Поэтому важно знать, когда празднуют Ярилин День!

Знак Ярило


Сколько праздников Ярилы в году? Ярилин день.

Чествуют Ярило не один раз за годовой коловорот, это понятно. Но приходит он к нам, в соответствии с кругом жизни, разным Ярилой, то молодым, то старым.

Начнем описание с двадцать первого – двадцать второго марта. День весеннего равноденствия, праздник Комоедицы, переходящий в Заклички Весны. Как без Ярило позвать Весну – Лёлю! Чистят люди ближайшее возвышение, называемое обычно Ярилиной плешью, хороводы хороводят, костры жгут, зовут нежную красавицу Лёлю и победоносного Ярило.

Приходит Ярило Красный в этот день как юность, как пробуждение природы. Но настоящий славянский праздник Ярилы еще впереди!

Наступают двадцатые числа апреля. Ярило – тот, без которого невозможно провести праздник весеннего плодородия двадцать третьего апреля . Это вершина первых русалий, праздника Лёльника – Ярилин день! Именно Ярило Буйный , как зрелость, буйство жизни, сила засевания, спускается на Мать Сыру-Землю, отмыкает её своим ключом.

Тот день, когда Ярило отмыкает Сваргу, пускает росу на Мать Сыру-Землю, когда торжествует мужское жизненное начало и зарождается новая жизнь на полях, в лесах. С этого действия начиналось бурный рост трав, деревьев, начиналась весна, да и лето. Ярило хранит цветы на деревьях, плоды, зелень, приплод стад, заботится о щедром осеннем урожае. Именно этот день зовется Ярилин день.


Народные поговорки

Время Ярилино, как никого другого славянского Божества, длится долго – до двадцать первого – двадцать второго июня, дня летнего Солнцеворота. Это день Ярило Ясного , символа старости, подведения итогов и пожинания плодов.

Именно поэтому двадцать второго июня происходит прощание с Ярилой, иногда обряды приобретают даже похоронные варианты.

Прощай, ярый Бог!

Природа клонится к спокойствию. Еще долго будет лето, еще будут солнечные дни, но весенняя ярость уже ушла, это совершенно правильно с точки зрения годового коловорота.

Что за славянский праздник Месяца?

Месяц – это не Луна, прежде всего. Это самостоятельный персонаж славянского язычества . Разные ходят про него легенды, некоторые связаны с его любовью к деве-звезде Деннице. Славянские праздники в июле чествуют именно его, молодого и задорного Месяца.

Напомню слова из прекрасной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

«Сказка о спящей царевне»

Именно сегодня ночью можно отметить скромный славянский праздник Месяца – выйти на природу вместе с любимым человеком, держась за руки, взглянуть на небо. И может быть, любовь ваша окажется такой сильной, что увидите чудо этого праздника – это Месяц в честь своего праздника перебегает с места на место, переливается всеми семью цветами радуги. Говорят, видели это люди, и жили потом долго и счастливо.

Считается издавна, что от созерцания этого прибавится сил. А если уж увидите, что месяц играет – то покажется, то скроется за облачком, значит, будет у вас хороший урожай и легкая уборка, благополучное лето. А если он хорошо виден, светит ясно, то осень будет тёплой и сухой.

Вот сколько причин встретить правильный славянский праздник в июле !

Читайте нашу следующую статью «Календарные обряды в Чуров день. Родится на смерть, а умирает на жизнь», перейдя по .

- 989

Четвертого – седьмого(потому что выходные) июля пытаются современные славяне отметить праздник Ярилы, Ярилин день. Опоздали на тринадцать дней, к сожалению. Почему? Потому - что славянское язычество жило по другому календарю, путают по-прежнему, старый и новый стиль летоисчисления, потому - что не следят за солнцем. Ярило – Бог Солнца, и время его силы от природного праздника весеннего равноденствия двадцать второго марта до летнего солнцеворота двадцать второго июня. Пытаться отпраздновать славянский праздник Ярилин день четвёртого - седьмого июля, увы! Значит опоздать на тринадцать дней. Расскажу о том, как чествовали Ярилу и когда празднуют Ярилин день . Между тем славянские праздники в июле отмечают день Месяца.

Славянский праздник Ярило в июле, животворящей силы Солнца

Ярило – молодой, яркий, необузданный Бог Солнца. Властвует с двадцать первого – двадцать второго марта по двадцать первое – двадцать второе июня.

Просто вспомним, что Ярило– молодой, яркий, Бог пробуждения Природы, символ мужской силы и яра, Покровитель плодородия, любви, деторождения.

Это мужской Бог. Лучшие качества этого Бога, воплощенные в мужчине, делают такого мужа самым привлекательным для любви, создания семьи.

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет – вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый – горячий, огненный, яровой - посеянный весной, ярун – токующий тетерев, ярий – весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества - от образа яркого Ярилы – Солнца.


Его символ – копье, стрела, вращающийся солярный знак, похожий на древнее оружие воина. Ярило – еще Бог Победоносной Войны. Считалось, что к врагам Ярило-Солнце жалости не имел, поэтому поверженный противник – лучшее подношение божеству. Очень по-мужски.

Все славянские праздники, посвящённые этому Богу, и праздник Ярилы особенно, пропитаны этой мужской энергией силы и победы. Славяне – мужчины были солнцепоклонниками, черпали силу победить врагов, любить женщин и быть защитником семьи. Поэтому важно знать, когда празднуют Ярилин День!

Сколько праздников Ярилы в году? Ярилин день.

Чествуют Ярило не один раз за годовой коловорот, это понятно. Но приходит он к нам, в соответствии с кругом жизни, разным Ярилой, то молодым, то старым.

Начнем описание с двадцать первого – двадцать второго марта. День весеннего равноденствия, праздник Комоедицы, переходящий в Заклички Весны. Как без Ярило позвать Весну – Лёлю! Чистят люди ближайшее возвышение, называемое обычно Ярилиной плешью, хороводы хороводят, костры жгут, зовут нежную красавицу Лёлю и победоносного Ярило.

Приходит Ярило Красный в этот день как юность, как пробуждение природы. Но настоящий славянский праздник Ярилыеще впереди!

Наступают двадцатые числа апреля. Ярило – тот, без которого невозможно провести праздник весеннего плодородия двадцать третьего апреля. Это вершина первых русалий, праздника Лёльника – Ярилин день! Именно Ярило Буйный, как зрелость, буйство жизни, сила засевания, спускается на Мать Сыру-Землю, отмыкает её своим ключом.

Тот день, когда Ярило отмыкает Сваргу, пускает росу на Мать Сыру-Землю, когда торжествует мужское жизненное начало и зарождается новая жизнь на полях, в лесах. С этого действия начиналось бурный рост трав, деревьев, начиналась весна, да и лето. Ярило хранит цветы на деревьях, плоды, зелень, приплод стад, заботится о щедром осеннем урожае. Именно этот день зовется Ярилин день.


Время Ярилино, как никого другого славянского Божества, длится долго – до двадцать первого – двадцать второго июня, дня летнего Солнцеворота. Это день Ярило Ясного, символа старости, подведения итогов и пожинания плодов.

Именно поэтому двадцать второго июня происходит прощание с Ярилой, иногда обряды приобретают даже похоронные варианты.

Прощай, ярый Бог!

Природа клонится к спокойствию. Еще долго будет лето, еще будут солнечные дни, но весенняя ярость уже ушла, это совершенно правильно с точки зрения годового коловорота.

Что за славянский праздник Месяца?

Месяц – это не Луна, прежде всего. Это самостоятельный персонажславянского язычества. Разные ходят про него легенды, некоторые связаны с его любовью к деве-звезде Деннице. Славянские праздники в июле чествуют именно его, молодого и задорного Месяца.

Напомню слова из прекрасной сказки Александра Сергеевича Пушкина.


«Сказка о спящей царевне»

Именно сегодня ночью можно отметить скромный славянский праздник Месяца – выйти на природу вместе с любимым человеком, держась за руки, взглянуть на небо. И может быть, любовь ваша окажется такой сильной, что увидите чудо этого праздника – это Месяц в честь своего праздника перебегает с места на место, переливается всеми семью цветами радуги. Говорят, видели это люди, и жили потом долго и счастливо.

Считается издавна, что от созерцания этого прибавится сил. А если уж увидите, что месяц играет – то покажется, то скроется за облачком, значит, будет у вас хороший урожай и легкая уборка, благополучное лето. А если он хорошо виден, светит ясно, то осень будет тёплой и сухой.

Ярило — Солнце — Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни. Ярила — покровитель всех Светлых, Чистых. Добрых. Сердечных Помыслов и Мыслей людей. Ярила — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь. Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.

На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Некоторые считают, что это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Другие считают, что это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство. К этому дню приурочивали ярмарки, игрища. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками. Вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила, травы душистые, чаи лечебные заваривали.

Известия о древних празднествах так недостоверны и изменены местными условиями, что трудно добраться до их истока, — к числу таковых принадлежит и Ярилин день. В какое время он появился у нас? Какие оказывались ему почести? На эти вопросы не возможно ответить определенно. Из древних источников (М.Забылин) известно только, что праздник сопровождался бурным весельем в Костромской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях, быть может, и во многих других местах. Составляли его увеселение кулачные забавы, игры и ярмарочные сборища.

Ярило веселый, разгульный бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного — тот без пива пьян, без хмелю хмелен; встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, — мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась... А вокруг него, по всему его пути, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь — все духовитей, все ярче, цветистее.

В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, Ярило. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, и потом, с рассветом, толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.

Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.

Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям.

Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом, впрочем, все сопровождается полной благопристойностью. Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!» После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.

Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:
А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище!..

На Ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по чаду Божием ((имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!»

Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.

«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!»

Что можно и что нельзя делать в этот день

Ярилин день отличается палящим солнцем, это всем дням день, единственный и неповторимый. Все святые с Ярилой, языческим богом, меряются, побороть не могут. На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь станет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Славянский праздник Ярилин день отмечается 1 июля (18 июня по старому стилю) каждого года. Он посвящен славянскому богу солнца. «Макушкой лета» народ назвал этот день потому, что он как раз приходится на самую жаркую пору сезона.

Другие названия праздника

Ярилки, Ярилов день, Середина лета, Сенозарница.

Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви. Он отличается ярким темпераментом, по легендам, люди произошли от союза этого божества с Матерью Сырой Землей, которая до той поры была безжизненной.

Праздник возник в те времена, когда на Руси еще не было христианства, и предки славянских народов почитали и просили помощи у небесных светил, природы и животных.

Ярила (Ярило) - персонаж славянских древних легенд. Он считается божеством. Его связывают с солнцем, теплом, плодородием, мужской силой и войной.

Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно выходил из схваток победителем. Хоть Православная Церковь и против подобных праздников, и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обычаи на Ярилин день

Главные традиции 1 июля: набивание матрацев свежескошенной высушенной травой, сбор трав для чая, купание в утренней росе, ярмарки, народные гуляния, обряд похорон Ярилы.

— В этот день принято было собирать душистые травы и варить из них чай. Наши предки считали, что такой напиток поможет справиться с самыми разными недугами.

— 1 июля - мистический день. Небесное светило приостанавливает свой ход по небосводу, чтобы основательно прогреть землю. На ней открываются «окна», через которые виден другой конец света, а иногда и другие, потусторонние миры. В Ярилин день можно увидеть человека, от которого давно нет известий. Для этого в волосы нужно вплести березовые прутья и посмотреть сквозь косу, стоя на высоком берегу реки в сторону другого берега.

— На Ярилиной неделе особенно большую силу имеют заговоры на достаток. — Наши предки, видя паука в этот день, загадывали желание. Потом за пауком наблюдали: если он полз вниз, то желание непременно осуществится, если вверх, то замыслам не суждено было исполниться.

— 1 июля легонько бьют детей и домашних животных вербовыми прутиками. При этом желают им здоровья и хорошего роста.

— Утренняя роса в Ярилин день наделена особым волшебством. Она в этот день дарит людям красоту, силу или здоровье, в чем они больше остального нуждаются. Для этого нужно искупаться в утренней росе.

— В Ярилин день девушки просыпались пораньше и умывались утренней росой, чтобы весь год от парней отбою не было.

— Считалось, что дети, родившиеся в этот день могут стать хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет. Талисманом детей, которые родились в Ярилин день — был камень Агат.

— К празднованию и прославлению Ярилы старались приурочить различные ярмарки, которые сопровождались народными гуляниями, развлечениями для мужчин и женщин - настоящего веселья для всех.

— На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:

Волочился Ярило по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил, Где он ступит, Там жито стеной, А куда взглянет, Там колос зацветет.

Приметы на Ярилин день

— Существовала примета, что после Ярилиного дня жара будет длиться ровно семь дней, ведь не зря же символом бога является Солнце.

— Утренний туман по низине стелется - ближайшие дни будут погожими.

— Розовый закат вечером - на следующий день будет жарко.

— Новолуние в этот день - к засухе.

— Много мошкары на полях - к удачной охоте на перепелок.

— Вороны под тучи взвиваются - к ненастью.

— Месяц на небе такой, что на нижний рожок можно «повесить» ведро - к засушливым дням.

— Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить, к жатве готовится загодя.

— На солнце платье выцветает, а полежавшее на утренней росе — красоту от зари принимает.

— На то и сенокосная роса, чтобы стали зорче глаза. На траве роса — легче ходит коса.

— Ветер винтом - к погожим дням.

— Много росы - уродится просо.

Что еще почитать