Семья в понимании греков. Семья в древней греции. Украшения и одежда

Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких бы полисах они не жили имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели - в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение долга перед государством, и именно поэтому, в Афинах, хотя и не было формального правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян.

Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс - символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака - богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе.

Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома - в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие.

На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена.

Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

Целью брака является рождения детей.

Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила.

Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и сч?ту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимназии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни реб?нка: новорожд?нных осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома.

Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н.э. на Крите, в Фуриях и в Трезене.

В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определ?нную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам.

Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощ?ных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц - гимнасиархов. В восточной Греции и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорожд?нных, велось педагогами (оплачивались за сч?т общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греции. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфебии.

Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных уч?ных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени уч?ного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Греции возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место.

После завоевания Греции сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание вс? более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

Древняя Греция является одной из наиболее ярких и красивых цивилизаций древности, ее существование охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до I века до нашей эры, территория - южная часть Балканского полуострова, прилегающие к нему острова и побережье Малой Азии. Сами греки по сей день называют свою страну Элладой, а себя эллинами.

Семейная жизнь и положение женщины в Древней Греции регулировалось государством. Устоявшейся системой брака была моногамия. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия. Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный благородного эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет родства считался по отцовской линии. Отец и муж имел полную власть над женщиной. Известный древнегреческий философ Аристотель так высказывался по этому поводу: "Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя".

Женщины в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. В частной жизни каждая женщина зависела от мужчины: будучи не замужем, она должна была повиноваться воле своего отца, в случае смерти родителя, она подпадала под власть брата, а при отсутствии такового - под власть опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

Несмотря на подчиненное положение, женщины в Древней Греции , тем не менее, получали образование. Они знакомились не только с чисто женскими науками, такими как, ткачеством, прядением, домоводством, но и обучались читать и писать. Более того, историки утверждают наличие в Древней Греции школ для девочек и мальчиков, которые те посещали совместно. Помимо основных дисциплин, которые изучали девочки, в качестве обязательного предмета за ними были закреплены танцы. На древнегреческих вазах V - IV веков до нашей эры часто встречаются изображения уроков танцам. Девочек обучают учительницы, которым в изображениях придается строгий вид, и в руках учительницы находится обязательный инструмент воздействия на ученика - трость. В конце существования древнегреческой цивилизации (III - II века до нашей эры) женщины должны были также изучать основы медицины.

В Древней Греции замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Обещание жениху вместо самой невесты давал ее отец как полноправный представитель. В случае отсутствия отца таким представителей мог выступать ее брат или другой близкий родственник-мужчина, а в случае отсутствия последних, государством назначался опекун. Браки в Древней Греции могли заключатся и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной матери. Обручение являлось не просто формальной процедурой, это бы очень важный юридический акт, в рамках которого обсуждались и устанавливались имущественные отношения будущих супругов. За невестой обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

Знакомство молодых до свадьбы являлось необязательным, так как брак заключался по воле родителей. При выборе супруга для дочери в первую очередь учитывалось равенство их имущественного и общественного положения. Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Первоначально формальный акт заключения семейного союза имел частный, семейный характер, однако со временем превратился в акт публично-правовой и религиозный. Законодательно закреплялось, что если мужчина и женщина вступали в брак без разрешения правителя, то их "…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным". Также государство регламентировало возраст вступающих в брак, Аристотель в своей "Политике" называет возраст до 50 лет. Вообще граждане имели право вступать в брак в любом возрасте, но дети, рожденные от родителей, вышедших из указанного возраста, также считались незаконнорожденными. Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" так отзывается об этом: "нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака".

Согласно древним обычаям свадебное пиршество происходило в доме отца невесты, далее невесту торжественно провожали из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы было принято убирать дом невесты цветами. Ранним утром невеста совершала торжественное омовение, после купания ее одевали и украшали и в торжественном убранстве она ждала начала церемонии. Приглашенные приносили жертвы богам: Зевсу, Гестии, Гере, Артемиде и Мойрам. Сама новобрачная должна была принести в жертву богам свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Торжественно провожаемая в дом мужа, новобрачная ехала в украшенной повозке, сопровождаемой свадебным кортежем. Мать невесты держала в руках факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом впервые разжигали очаг в доме молодоженов. Этот символический ритуал должен был прочно связать взаимными узами обе семьи молодую и старую, а также снискать дому новобрачных покровительство Гестии, богини домашнего очага. В доме новобрачных приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу фруктами и хлебом. Молодые люди начинали семейную жизнь.

Женщина в Древней Греции отнюдь не была любимой женой. Брак, заключенный не по любви и имеющий в основном формальный характер, соответственно, не имел у греков особой ценности. К семейным узам было довольно прохладное отношение, а детей с довольно раннего возраста отдавали на воспитание в общественные учреждения. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Выйдя замуж, женщина в Древней Греции оставалась такой же несвободной, как и в доме отца, она во всем зависела от мужа, а разнообразие в ее жизнь вносили только религиозные обряды и жертвоприношения. Единственной ее заботой было - рождать мужу сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

Женщина в Древней Греции должна была находится в женской половине дома (гинекее), на улицу она могла выйти только в сопровождении рабыни. Приличная женщина обязана была вести себя незаметно, не привлекая к себе внимания ни дома, ни в общественных местах. Выходить на улицу без сопровождения могла женщина, достигшая уже преклонного возраста. Перемещение женщины вне дома регулировалось на законодательном уровне. В частности, в законах было оговорено, сколько должна женщина брать с собой вещей и еды, выезжая из дома. По количеству того, что позволено было брать с собой можно сделать вывод, что женщине запрещалось покидать дом более, чем на один день.

Рождение детей было основной целью брака. Древнеспартанский законодатель Ликург так пишет об этом: «Новобрачные должны подумать о том, чтобы дать государству по мере сил прекрасных и наилучших детей. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение. То же самое пусть делает супруга, в особенности в тот промежуток времени, когда дети у них еще не родились». Попечение о здоровье ребенка не шло дальше определенной подготовки. Ни перед родами, ни во время родов женщины не находились под наблюдением врача. Греки считали вполне достаточным присутствие бабки или даже просто Эйлетии, покровительницы рожениц, отождествляемой с Артемидой. Смертность при родах в Древней Греции, как и в других древних обществах была очень высокой.

Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: "…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных". Все это было лишь в теории, на практике действовали другие "неписаные" законы. В действительности в Древней Греции лишь женщину наказывали за измену. Если жена выражала вдруг желание уйти от мужа к другому мужчине, то разгневанный супруг мог просто убить ее на месте тем, что попадется под руку, и, как правило, он не нес за это никакой ответственности. Жена теряла свое доброе имя, а муж имел право убить ее любовника, схваченного на месте преступления при свидетелях. Обычно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену же должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям. По законам Солона (начало VIвека до нашей эры), женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, "чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом". Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но "не до смерти, не до увечья". Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Глава I. Основы древнегреческой семьи

§ 1. Основа и бюджет семьи

§ 2. Отношения отцов и детей

§ 3. Положение женщины

Глава II. Брак и развод в Древней Греции

§ 1. Понятие и цель брака

§ 2. Церемонии брачно-разводного процесса

Глава III. Имущественные отношения супругов

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Как известно, крупнейшей цивилизацией Древнего Мира была древнегреческая цивилизация. Древнегреческая цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни. Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи, которая являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса - это свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения. Поэтому, в процессе развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для древнегреческого полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил полиса, так и залогом его экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам.

Как принято говорить в современном обществе: «Семья - это ячейка общества». Значимость семьи признавалась уже древнегреческими политиками и законодателями во многих полисах Древней Греции, важность семейных отношений была очевидна. Регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции.

Наш приведенный анализ показывает то, что актуальность данной темы неоспорима и сегодня. Так как невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах, то поэтому брачно - семейные отношения именно на примере Древней Греции и стали объектом исследования в данной работе.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучением данной темы занимались и занимаются многие учёные: Мухаев Р.Т., Михайлова Н.В., Крашенинникова Н.В., Жидков О.А., Чиркин С.В., Батыр К. и др.

Цель исследования.

Главная цель заключается в исследовании становления, развития и функционирования института брака и семьи в Древней Греции.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

Изучение основополагающих начал, устройства древнегреческой семьи;

Выяснение места роли мужчины и женщины в древнегреческой семье;

Выяснение основных целей заключения брака;

Рассмотрение вопроса о понятии брака и развода;

Изучение основных обрядов и церемоний, связанных с брачным процессом и семейной жизнью.

Эмпирическая база исследования.

При написании данной курсовой работы была исследована и анализирована научная, учебная и нормативно-правовая база отечественных и зарубежных авторов, профессоров, докторов юридических наук, что было необходимо для достижения поставленных выше цели и задач.

Глава I. Основы древнегреческой семьи

1.1. Основа и бюджет семьи

Ещё в самом начале процесса образования семьи в Древней Греции общество опиралось на веру в бога, к которым они причисляли даже своих умерших родственников.

Согласно верованиям древних греков, на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, а из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом. Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти.

Таким образом, каждая семья имела особых богов в лице своих предков и, следовательно, свою собственную религию. Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к древнегреческой семье.

Бюджет семьи

Древние греки не были расточительны. В особенности, афиняне. Они славились в Греции своей бережливостью и воздержанностью и вполне этого заслуживали. Они мало потребляли мяса, а больше питались рыбой и зеленью. Для своего существования они нуждались только в самом необходимом и не были от этого ни менее счастливы, ни менее развиты.

Ниже приведены примерные расходы небогатой семьи, состоявшей из трех лиц.

Афинянин потреблял около одного литра муки ежедневно. Выпивал он не больше четверти литра вина, тем более что он никогда не пил неразбавленного вина. На оставшиеся деньги покупали еду. Даже небольшой суммы было, вероятно, достаточно, так как продукты питания стоили дешево.

Дома для небогатых были очень скромны. Древние греки гораздо меньше нас заботились о комфортабельности своих помещений, так как они почти все время проводили вне стен жилищ. В конце IV века до Р. X. большинство домов были одноэтажными, состоящими из трех-четырех комнат. И многие из этих домов были очень жалкие.

Надо полагать, что для семьи из трех лиц расходы на приобретение трех туник, трех пар сандалий и трех плащей (причем сандалии и плащи служили по несколько лет) составляют около двадцати драхм в год.

Разные расходы.

Трудно предполагать, что древний грек из низшего класса мог бы нести такие расходы. Он пользовался удовольствиями, но они были бесплатны. В течение года он очень часто присутствовал на празднествах, но все эти зрелища, процессии, бега на конях и колесницах, борьба атлетов, гонки судов, музыкальные и драматические представления не стоили ему ровно ничего. Нередко он даже питался за счет богатых. Он бесплатно посещал бани и занимался гимнастикой — для этого были особые учреждения, в которые мог свободно придти любой желающий. Если он заболевал, его безвозмездно лечил общественный врач. Если он желал посетить Олимпию или какое-либо другое место, он отправлялся туда пешком. Родители были обязаны давать своим детям начальное образование; школы не были ни публичными, ни бесплатными, и школьная плата составляла около шести драхм.

Складывая все расходы, получим, что бюджет бедной семьи составлял приблизительно от двухсот до трехсот драхм, включая непредвиденные расходы. Конечно, при таких расходах жизнь вели очень скромную, но нужды не терпели.

Естественно, чтобы жить в довольстве, расходов требовалось больше.

1.2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.

На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.

Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.

Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.

Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.

Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.

То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.

Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

1.3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.

Спартанские женщины.

В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины — когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

Афинские женщины.

Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.

Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.

Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.

В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.

У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.

Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.

Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.

Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.

Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.

Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.

Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.

У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.

Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.

Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

Глава II. Брак и развод в Древней Греции

1.1. Понятие и цель брака

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.

Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.

Брачные отношения в Спарте.

Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты - это были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

Брачные отношения в Афинах.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

Безбрачие же в древнегреческом обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным нарушением религиозных традиций. В следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.

1.2. Церемонии брачно-разводного процесса

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.

Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.

У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".

В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.

Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.

Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.

Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.

Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы, затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.

Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.

Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.

В Древне Греции развод был как бы двух видов. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.

Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.

Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.

Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.

Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.

Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.

Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.

Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.

Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.

Глава III. Имущественные отношения супругов

Приданое.

Жена, как правило, приносила приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.

Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.

При назначении приданого не требовалось вмешательство никакой официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.

Имущество, принесенное в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.

Наследование.

В первую очередь в Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей — дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская родственников по восходящей линии. Передача наследства по восходящей линии в представлении древних являлась недопустимой.

Наследование по боковой линии шло в зависимости от степени родства. Прежде всего, закон допускал к наследованию потомков одного и того же отца, т. е. братьев умершего и их детей, затем сестер и их детей; затем он допускал потомков деда с отцовской стороны, т. е. двоюродных братьев и их детей, всегда отдавая предпочтение потомкам по мужской линии. Далее детей двоюродных братьев закон не шел. При отсутствии таких родственников со стороны отца или деда право на наследование переходило в том же порядке к родственникам со стороны матери и бабки. Затем право на наследование вновь переходило к более близким родственникам с отцовской стороны.

Родственники по боковой линии могли получить в распоряжение наследство только после ввода во владение. Каждый наследник имел право отказаться от наследства, хотя у греков не встречается никакого упоминания о существовании акта, аналогичного описи имущества.

Порядок раздела наследства в Афинах был более сложен, чем в Спарте. Прежде всего, надлежало установить размер наследства, подлежавшего разделу. Это наследство включало в себя все имущество, каким покойный владел на момент смерти. Чтобы исключить всякие сомнения относительно этого, наследники спешили сразу же после кончины наследодателя составить подробную опись его имущества. Затем к наличному имуществу прибавляли имущество, принесенное обратно наследниками: каждый наследник был обязан принести обратно все подарки, полученные им от покойного, и зачесть те суммы, которые он был должен покойному.

Когда общая масса наследства была подобным образом установлена, наследникам разрешалось, прежде чем приступить к дележу, произвести некоторые выплаты. Если, например, отец семьи оставлял по завещанию одному из своих детей особую долю, то этот излишек должен был быть выплачен раньше начала дележа наследства.

Если кто-либо из наследников растратил часть наследственных вещей, другие наследники могли взять каждый по части, равной стоимости растраченного. Наконец, если один из наследников оказывался кредитором умершего, то ему разрешалось или выделить из наличного имущества часть, соответствующую величине долга покойного, или разложить его на сонаследников и требовать уплаты от них.

В случае полюбовного раздела наследства наследники могли определять свои доли по соглашению и получать их или по жребию, или согласно личным желаниям. Часто бывало так, что один из них делил имущество на доли, а остальные выбирали. Если они не приходили к соглашению, то доли определялись особыми лицами и распределялись по жребию. При определении долей в расчет принималась не только ценность имущества, но и его долговечность и солидность.

Положение женщины во всем, что касается наследства, было намного хуже, чем мужчины. Прежде всего, в случае, если женщина сталкивалась при соискании наследства с мужчиной в равной степени родства, то предпочтение всегда отдавалось мужчине.

Во-вторых, дочь не была наследницей, если еще был сын. Приданое, уже полученное или которое она могла бы получить впоследствии, — вот и все, на что она могла рассчитывать, причем это приданое не равнялось доли ее брата.

Если у умершего была только дочь, то она была наследницей (эпиклерой) , или, вернее, она присоединялась к наследству. Часто отец старался или при жизни, или завещанием выдать ее замуж или сосватать. Если он не успел этого сделать, то обязанность позаботиться об этом возлагалась на представителей общественной власти, у спартанцев - на царя, у афинян - на архонта. Впрочем, эти представители не могли выдать ее замуж, за кого хотели или за кого она хотела. Существовал особый порядок для женихов, установленный законом. Прежде всего она должна выйти замуж за одного из своих дядей с отцовской стороны, начиная со старшего, потом за одного из своих двоюродных братьев, потом за кого-нибудь из других родственников, постоянно следуя по степени родства.

Все эти браки были обязательны для молодой девушки под угрозой потерять половину наследства. Если в тот момент, когда дочь присоединялась к наследству, она была уже замужем, она могла быть вынужденной оставить своего мужа. Родственники, имевшие в последовательном порядке право на ее руку, не были обязаны жениться на ней, каждый из них мог уступить свое право следующему. Если не находилось никого желающего, родственники объявляли: «Не хочет ли кто на ней жениться?» Если на этот призыв находился желающий, то свадьба совершалась в течение 30 дней; если не находилось никого, то девушка «выходила замуж, за кого могла», даже и вне своей трибы. Если о праве жениться на ней спорили несколько родственников, то дело решалось судом.

Таким образом, дочь-наследница не была собственницей отцовского наследства, она была только его хранительницей. Истинным наследником ее отца являлся сын, рожденный ею. Сама она была только посредницей, через которую имущество деда переходило к его внуку.

Эти правила, с первого взгляда такие странные, основывались на религии. Законодатель хотел дать умершему без прямых наследников мужского пола продолжателя его рода после его смерти, наследника, который получил бы его состояние и продолжал бы культ очага. Кроме того, он хотел, чтобы этот наследник был, насколько возможно, близок по крови к умершему.

К этому-то он и стремился, стараясь устроить брак дочери с самым близким родственником. Как только от такого брака рождался сын, он считался сыном своего деда. Через него должны восстановиться как дом, так и имущество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, семья играла значимую роль в древнегреческом обществе. Цель брака заключалась, прежде всего, в обеспечении непрерывности рода. Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям.

Древнегреческая семья была прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их складывания. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативные правовые акты

1. Гортинские законы Древней Греции о разделе имущества в случае развода или смерти одного из супругов. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. - М. : НОРМА, 2003. - 816 с.

2. Гортинские законы Древней Греции о наследовании имущества родителей. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. - М. : НОРМА, 2003. - 816 с.

3. Гортинские законы Древней Греции о владении родовым имуществом. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. - М. : НОРМА, 2003. - 816 с.

4. Гортинские законы Древней Греции о праве наследования дочери. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. - М. : НОРМА, 2003. - 816 с.

5. Законодательство Древних Афин по речам Демосфена. Речь против Навсимаха и Ксенопифа. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. - М. : НОРМА, 2003. - 816 с.

6. Законодательство Древней Греции. Законы Солона. // В. Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М. : ООО «ТК Велби», 2002. - 768 с.

1. Боннар А. "Греческая цивилизация"/ А. Боннар. - М. : Искусство, 1992. - 485 с.

2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран / А. А. Вологдин. - М. : Высш. шк., 2005. - 575 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учебник в 2 т. Т. 1. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - М. : Норма, 2009. - 816 с.

4. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н. В. Михайлова и др.] ; под ред. Н. В. Михайловой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 559 с.

5. Мухаев Р. Т. История государства и права зарубежных стран / Р. Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 863 с.

6. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / под. ред. А. В. Крутских. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 398 с.

Древние греки и иудеи - исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и

обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы-доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты были прежде всего воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

1. Семейные отношения

Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той, которую мы наблюдаем впоследствии, в V в. до Р.Х. Прежде она была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отелялись от отца, но продолжали жить все вместе под одной кровлей. Отец, а по его кончине, старший брат пользовались огромной властью. До Солона отец в Афинах имел право продавать в рабство своих дочерей, а брат, если он был главой семьи, - своих сестер. Семья владела имуществом, но имущество это, в особенности недвижимое, не было чьей-то личной собственностью, но принадлежало всей совокупности родичей. Многочисленные причины вызвали постепенное разложение этой патриархальной семьи. В позднейшую эпоху каждая супружеская чета с ее детьми выделялась, чтобы жить своей собственной жизнью.

Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.

Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.

Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное мнение относилось к нему с осуждением.

В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.

2. Свадьба

Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам. Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.

Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.

Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.

Дом жениха был украшен ветвями и венками. Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.

Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.

3. Рождение ребенка

Новорожденного сразу купали и пеленали. На пятый день жизни ребенка приносили очистительную жертву богам. Бабка или другие женщины натирали младенца очистительными снадобьями и обносили его вокруг домашнего очага (при этом рассыпали зерна пшеницы и ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей). Торжество обнесения заканчивалось общим пиром всех присутствующих. На десятый (или седьмой) день после рождения праздновалось наречение имени новорожденному. Имя давал отец, тем самым признавая свое отцовство. Приносили установленные жертвы в честь Аполлона, Артемиды, нимф и речных богов – покровителей юношества. День вновь оканчивался пиром, устроенным для родственников и знакомых. Гости дарили новорожденного игрушками, а роженицу – расписными вазами. Если новорожденный был мальчиком, то двери дома украшали масличным венком, а если девочка – то шерстяным. Первый символизировал гражданскую храбрость, второй - женское трудолюбие.

В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.

4. Игрушки и игры

Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.

Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.

Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.

5. Образование детей

Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.

С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей обучали военному искусству.

После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе над шерстью и тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.

Цивилизация и культура Древней Греции

Что еще почитать