Как исправить карму безденежья. Попробуйте попросить прощения у денежной энергии. Как изменить денежную карму: преобразуем эмоции

Нетрадиционный взгляд на проблему с деньгами – не в деньгах счастье? Но именно деньги помогают обрести счастье, долголетие, наслаждение и душевный покой. Все в нашем мире состоит из энергий. Нас окружают энергии, сами мы являемся их творцами – положительных или отрицательных. Теперь уже ни для кого не секрет, что – это тоже энергия, поэтому все чаще слышим отовсюду призыв: «Мыслите чисто, позитивно». «Повышение вашего богатства – это вопрос улучшения качества ваших мыслей о деньгах, о себе, о том, что вы делаете для получения денег» (Ф. Лаут). Деньги – это тоже энергия сила. И об этом знали наши знаменитые меценаты прошлого.

Очень многие сегодня вынуждены работать с раннего утра до позднего вечера, но при этом едва сводят концы с концами. Других же замучила безработица, они боятся заглянуть в будущее. Ругают всех и вся вокруг. Поищем причину в себе. Много жизней человек прожил на Земле, и в них он думал, желал, действовал то по-хорошему, то по-дурному. Каждый из нас, когда вступает в эту жизнь, приходит из далекого прошлого, обнимающего многие жизни, и, когда мы беремся снова за нашу земную задачу, мы приносим с собой нашу судьбу – такую, какую мы создали своими наработками в прошлых жизнях.
Может, некоторые из вас помнят, что, уходя в очередной раз на Землю, вы знали, что в случае необходимости сможете жить в бедности и при этом чувство, что находитесь в нужде, не обеспокоит вас и не нарушит полноты игры божественного сознания внутри вас. Есть люди, которые ворчат, сгорают от злости и ненависти, глядя на строящиеся коттеджи, на шикарные шубы, на иномарки и т.д. «Зависть человеческая не знает предела. Приходится привыкать к мысли, что живешь среди злобных, диких зверей, готовых при малейшей вашей удаче растерзать вас на куски» (Е.И. Рерих).

«…Не нужно преклоняться перед людьми из-за их богатства. Пусть вас не смущает их наружность, власть или влияние. Все богатство принадлежит Всевышнему, и те, кто обладает им, – это доверенные лица, попечители, но не владельцы. Сегодня богатство у них, а завтра может оказаться в другом месте. Все зависит от того, как они выполняют свой долг попечителей, имея богатство в своем распоряжении, в каком духе, с каким сознанием и для каких целей они употребляют его».

Так сказано в книге «Мать» Шри Ауробиндо еще в 1928 году. Как правило, богат сегодня тот, кто в прошлых воплощениях был либо монахом, либо высокодуховным человеком, а в этой жизни Всевышний устраивает им экзамен через богатство. Есть правило поведения или игры с деньгами. Имеющиеся делятся на 4 части:

Одну часть – отдаем долги нашим родителям, бабушкам и дедушкам или просто знакомым престарелым людям;

Вторую часть – в долг даем детям, внукам, племянникам, сиротам;

Десятую часть (десятину) тратим на специальные знания, духовную литературу, семинары, курсы, поездки по священным местам, приношения церкви, мечети и т.п.;

Последнюю часть – тратим на себя (еда, одежда, отдых и т.д.).

Трудно, конечно, жить по таким правилам, но это – ваш выбор. Не отдавая «долги наши» престарелым, мы накапливаем их. Потом удивляемся: почему у нас украли кошелек, обокрали квартиру, выманили деньги в долг и не отдают, пропали деньги, вложенные в банк и т.д. «Счастлив не получающий, но дающий. Будьте благодарны тому, кому помогли, что можете упражнять в мире вашу способность к милосердию».

Некоторые жалеют деньги на свой духовный рост, злятся на близких, что те якобы тратят деньги на ерунду. А ведь человек приходит на Землю для приобретения жизненного опыта и духовного роста.
«Причиной всех наших страданий является только наше невежество». Совершенствование познания необычного ведет нас к мудрости. Следовательно, и жизнь нашу мы можем проживать более разумно и счастливо. Иностранцы часто удивляются, как при природном и интеллектуальном богатстве люди в России живут беднее, чем в других странах. Вряд ли мы сможем разбогатеть до тех пор, пока мысленно не вернемся в1917-1918 гг., когда большевики отказались от долгов царской России и не проработаем этот свой «кармический узел», который привел нашу страну к конфликту с энергией денег.

Как можно чаще надо просить прощения у ныне живущих, предки которых много лет назад пострадали из-за невыплаченных долгов Россией, тем самым мы будем отрабатывать карму нашей страны. Карма – непрерывно связанная цепь причин и следствий как дурных, так и хороших. Карму создает не только каждый человек отдельно, но и различного рода коллективы, поэтому, кроме своей индивидуальной кармы, человек имеет карму семейную, групповую, народную, государственную и общечеловеческую.

Т.В. Ермакова “Ваше право на богатство”

ВИДЫ РАБОТЫ С КАРМОЙ ДЕНЕГ. Ниже перечислены разные методы, иногда противоречащие друг другу. Людей много, много разных ситуаций и способов выхода из затруднительных положений. Но у каждого есть право выбора и он может выбрать именно то, что подходит именно ему. Главное действовать, а не сидеть и жаловаться.
Даже если вы изберете следовать кармическим путем и ничего не менять - это тоже должен быть осознанный выбор,который вы должны осознать и оговорить с Высшими силами.

Очень часто бывает, что человек не может удержать у себя деньги. Особенно это касается азартных людей, которые и не стремятся обогатится, а наоборот любят пускать деньги в игру, проверяя свою удачу. Если вы из числа таких людей, то игровые автоматы бесплатно в интернет-казино Slotclub-casino - это то что надо. Но если же вы хотите научиться управлять деньгами и стремитесь исправить свою денежную карму, то стоит начать с очищения сознания.

I. ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Если человек серьезно собрался изменить свою жизнь к лучшему, ему не обойтись без умения очищать сознание. Замутненное сознание не способно генерировать чистые, светлые идеи - они в него просто не попадают. Да и реализовывать свои мысли в таком состоянии опасно, поскольку существует большая вероятность повторения неприятностей, первая из которых вызвала замутнивший сознание стресс.

Как же добиться очищения сознания?
Один из законов кармы гласит:
Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

Человек, желающий духовного совершенствования, реальных позитивных изменений в своей карме, должен настраивать свою психику на дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сочувствие к тем, кто страдает, радость по отношению к добродетельным и беспристрастность к обладающим порочными наклонностями. Иначе говоря, нужно стараться быть ментально чутким к душевным "излучениям" окружающих.

Радуйтесь вместе с другими. Бог создал нас не для того, чтобы мы ходили по Земле с виноватым выражением лица, жалкими и несчастными! Поэтому отнеситесь с дружелюбием к людям, наслаждающимся счастьем, не завидуйте им.
Человек ДОЛЖЕН быть счастлив!
Испытывающий зависть к чужой радости наносит ущерб в первую очередь самому себе.
От зависти страдают только те, КТО завидует, а не те, КОМУ завидуют.
И отрицательную карму, соответственно, нарабатывают себе завистники, а не их "жертвы".

Сострадайте тем, кому плохо Не нужно пытаться, а тем более заставлять себя любить все человечество. Достаточно просто испытывать сострадание к людям, которым в данный момент плохо. И если эти люди просят о помощи, то ее следует оказать - деньгами, общением, советом, чем сможете. Завтра, если в затруднительное положение попадете вы, люди ответят вам тем же. Это - закон кармы.

Будьте бесстрастны к пороку. Относитесь спокойно к людям, которые поступают с вашей точки зрения непорядочно. Не нужно никого осуждать. Это их жизнь, их карма, и отрабатывать ее придется им самим. Однако здесь существует один "подводный камень" - опасность принять порок за добродетель и увлечься им.

Если вы будете подобным образом взращивать свои чувства, у вас произойдет интенсивная очистка сознания, которое затем можно будет успешно концентрировать на объекте. Ведь будучи очищенным, сознание автоматически становится устремленным к одной точке, поскольку само по себе обладает способностью к концентрации, и достигает стабильности, то есть может удерживаться на объекте в течение продолжительного времени.

Сознательная работа по очищению кармы:
1.Составьте список людей, которым вы признательны в помощи. Найдите способы выражения вашей ответной признательности и сделайте это.
2. Соберите дома ненужные вещи, которыми вы не пользовались больше года - значит они вам не нужны. Отдайте, подарите их. Снимите застой энергии и на их место придут другие вещи.
3. Определите % дохода (десятина), который отдается на благотворительность (в широком смысле этого слова - отдача без ожидания благодарности). Отдавайте регулярно и вы увидите очень быстро результат - у вас будет увеличение дохода или будут значительные подарки.

II.УВАЖАЙТЕ ЭНЕРГИЮ ДЕНЕГ.
Все в нашем мире состоит из энергий. Деньги - это тоже энергия, сила, и об этом знали знаменитые меценаты прошлого.
Многие сейчас перебиваются с деньгами, с трудом сводят "концы с концами". Они ругают всех и вся вокруг. Но не лучше ли поискать причину в себе?
Если у вас нет денег длительное время, это в большинстве означает, что вы вступили в конфликт с энергией денег.

ПРИМЕР: Бескорыстная, добрая женщина жалуется, что трудится по 10-12 часов в сутки в нескольких учреждениях, а денег - нет. То обещают, но не заплатят, то мизерную сумму дадут вместо обещанной.
Выясняется, что много лет назад в ссоре с мужем, она, пытаясь доказать, что ей нужен он, а не его деньги, разорвала его зарплату и бросила эти "бумажки" мужу в лицо. Их пути вскоре разошлись, но у этой женщины перестали водиться деньги.

ПРИМЕР: Другой человек, показывая якобы пренебрежение к деньгам, сделал сигару из денежной купюры и раскурил ее. Результат тот же.

ПРИМЕР: Человек или его родственники в "прошлой жизни" закопали свои деньги, спрятав их от других. Но энергия денег всегда желает творить добро, а не лежать бесполезно в земле. Украв у другого человека, вы на многие жизни предопределите свою судьбу и судьбы своих детей жить в бедности.

Энергия денег, как и любая другая, чувствует уважительное отношение к ней.
Содержите деньги в кошельках, не комкайте их, рассовывая по карманам. Рваную денежку не кидайте на землю, постарайтесь отнести в банк.
А еще - энергия денег, как и любая другая впитывает в себя мысли. Почаще желайте деньгам света и добра и эта информация через них будет идти к людям.

III. РАБОТА С ПОДСОЗНАНИЕМ.

1.Посидите некоторое время в тишине и спросите у своего подсознания: не вступили ли вы или ваши родные в конфликт с энергией денег? Многим во сне или даже наяву подсознание ответит на этот вопрос путем небольшого, как на картинке эпизода.
Можно провести эту работу методом" мозгового штурма"
Наиболее простой способ исправить ситуацию: попросить от своего и от имени родных, даже давно умерших, прощения у энергии денег и мысленно вернуться в тот момент, когда наступил конфликт. И, как в спектакле, "сыграть"новый положительный сюжет той ситуации.

2.Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам.
На одной половинке листа напишите все утверждения, которые мешают вам достичь богатства.
На противоположной стороне их заменители, которые помогают в стремлении к успеху и процветанию.
Теперь разорвите листок пополам.
Читая каждую строку негативных убеждений, ощущайте их как некоторые сгустки энергии в своем теле. Мысленно извлеките его и положите на соответствующую строчку. Теперь закройте глаза, снова произнесите эту фразу. Ощутите ее во внутреннем темном пространстве как какую то структуру. Извлеките ее оттуда, и положите на листок в соответствующую фразу. Так проделайте с каждым утверждением. Затем зажгите свечку.

Произнесите заговор:
"Как горит жаркий огонь свечи,
Так горите и вы, мои предрассудки и заблуждения
Прочь, прочь из моей головы все эти мысли
Уходите навсегда и горите в огне.
Аминь."

После этого сожгите бумажку с негативными утверждениями в пламени свечи. Пепел выкиньте на улицу, лучше всего закопайте. Или сбросьте в унитаз.

Теперь возьмите второй листок, тот, на котором написаны положительные убеждения. Прочитайте весь список три раза и произнесите заговор:
"Отныне и во веки в мою голову вошли эти мысли
Они пустили корни и навсегда останутся в моей душе
И слово мое железно!
Да будет так!
Аминь."

Теперь накачайте этот листок бумаги своей психической энергией. Для этого представьте, что эта энергия исходит из вашей чакры (предпочтительно из аджны, она находиться в районе лба). Лист рекомендуется повесить дома на видном месте и периодически перечитывать.

3. "Чемодан денег"
Найдите место и время, где вам никто не будет мешать в течении, по крайней мере, 10 минут. Некоторое время внимательно разглядывайте денежную купюру, максимального достоинства, которая у вас есть. Затем закройте глаза, войдите в состояние глубокой релаксации. Представьте купюру, которую вы только что рассматривали, на внутреннем экране. Визуализируйте, что купюры стало две. Затем три. Затем еще больше. Представьте, что теперь это целая пачка денег. Потом несколько пачек. Затем целый чемодан. Визуализируйте, что чемодан денег тоже множиться. Вызывайте образы идей применения этих денег без ограничения (предметы быта, жилье, путешествия, отношения с любимым человеком, подарки для родных и друзей и т.д.) - создание интегрального ощущения изобилия (при взгляде на чемодан он опять оказывается полным) - размещение чемодана в своей квартире с ощущением что при необходимости нужная сумма всегда доступна.
Накачайте картинку энергий.

4. "Подарки".
Это упражнение расширяет диапазон восприятия новых возможностей, формирует готовность принимать. Формирование воображаемой ситуации получения подарков (все, что можно представить, без ограничения) от абсолютно незнакомых людей.

5. "Незапланированный доход".
Берем в руки денежную купюру.
Делаем шарик над головой (представляем золотистого цвета шар) и погружаем его через голову в тело на уровень солнечного сплетения.
Насыщаем энергетическим потоком денежную купюру из манипуры и видим ее свечение.
В виртуальном пространстве посылаем купюру в окружающий мир - представляем как светящаяся купюра поднимается в небо (можно привязать к шарику).
Представляем возвращение денежного потока.
!!! Рабочую купюру пустить в оборот - потратить в течение 24 часов.

IY. ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕЙ КАРМЕ
Возьмите лист бумаги и перечислите 3-4 наиболее сложных ситуации, в которые вы попадали за свою жизнь. Затем про каждую из них подробно напишите:

1. Что лично вы предпринимали в связи с происшедшим.
2. Какие планы выхода из сложной ситуации вы осуществляли.
3. Как вы вышли из ситуации на самом деле.
4. С какими последствиями вы столкнулись после выхода.
5. Какой опыт вы извлекли из происшедшего.
Естественно, какие-то пункты могут отсутствовать или могут быть описаны предельно кратко.

Обратите внимание: ситуации не нужно путать с событиями. Например: "На меня напали грабители и отобрали месячную зарплату". Нападение - это событие, которое произошло в считанные минуты. "Я осталась без месячной зарплаты в результате нападения грабителей". Остаться без зарплаты - это ситуация, в которой вы пребывали в течение месяца.

В жизни каждого из нас наверняка была хотя бы одна ситуация, когда мы получали помощь из совершенно неожиданного источника, когда события "вытягивали" нас из беды непостижимым образом. Более того, иногда эта неожиданная помощь меняет всю нашу жизнь, помогает найти себя, свое призвание, обрести долгожданный успех.

К сожалению, лишь только беда миновала, мы склонны забывать о нежданной поддержке. Редко кто в молитве поблагодарит Бога за чудесное избавление, случившееся год-два назад.
А в этом и состоит смысл упражнения. Вспоминая прошлое, поблагодарите свою карму, своего личного Ангела-хранителя, скажите приблизительно такие слова: "Я доверяю своей судьбе. Что бы ни случилось, моя благая карма, мой Ангел-хранитель никогда не оставят меня в беде и я никогда не стану отчаиваться".

Мы привыкли понимать карму как закон причин и следствий. Как нечто злое, что мешает нам в данный момент добиться своего. Но у кармы есть и другая сторона.

Перед тем как окунуться в новое воплощение, душа получает от Бога задание, миссию. Нужно исправить то, что неверно прожито в прошлой жизни, нужно понять и создать что-то новое. Миссия - это как план обучения в школе: математика, химия, литература... В роли учителей выступают различные эгрегоры.

Непосредственно перед воплощением мы составляем себе расписание занятий. Расписание - это те события, те встречи и озарения, которые обязательно должны произойти в будущей жизни. Таких, обязательных, событий в нашей жизни обычно немного - редко более двадцати, обычно же - семь-восемь. Но каждое несет действительно судьбоносный смысл.

Но вот воплощение произошло. Где-то мы нашкодили, поссорились с кем-то из эгрегоров-учителей. Прогуляли пару занятий. За это, естественно, нас наказывают. Например, оставляют после уроков, дают в руки учебник, и, пока все школьники весело играют, мы вынуждены проводить время в утомительной зубрежке. Но вот урок наконец выучен, и мы гордо шагаем по жизни - прогул отработан!

Что нам мешает не прогуливать уроки и быть примерным учеником своей судьбы? Недоверие. Сидит человек и думает: денег нет, погода плохая, и президент - "редиска". Что бы такое сделать?
Первое, что должен сделать примерный ученик своей кармы, - это сказать себе:

Как пример (для каждого - свое) - "Я живу своей судьбой. И верю, что она не желает мне зла. Я [ремонтирую компьютеры] и делаю мое дело с любовью. Я интересуюсь (астрологией) и хотел бы пропагандировать эту науку, помогать своим друзьям, (составляя им гороскопы). И я верю, что моя судьба поможет мне. Я верю, что мои трудности разрешатся, и я готов со смирением ждать помощи".
Это упражнение с успехом применяют многие люди. Действительно, почему вы не верите, что карма удовлетворит вашу просьбу? Неужели все люди в этом мире должны либо думать, где урвать очередной кусок хлеба, либо нищенствовать? Очень многие просто делают свою работу, воспитывают детей, растят хлеб. И неожиданно обнаруживают, что вполне обеспечены материально, что доходы растут и жизнь вполне приятна.

Анастасия Гостева выложила с разрешения издательства главу из книги «Работа, секс, деньги» Чогьяма Трунгпа Ринпоче о деньгах. Трунгпа был учителем так называемой «безумной мудрости» - провокативного метода духовного обучения, который работает, в том числе, с тонкими привязанностями (привязанностями к добродетелям). Про него говорят, что он самое лучшее и самое худшее что случилось с буддизмом на Западе. Вот Трунгпа в википедии , а ниже опубликованная глава.

Чогьям Трунгпа Ринпоче (1940 – 1987) - буддийский мастер, поэт, художник, основатель Института Наропы и Международной ассоциации «Шамбала Интернешнл», внёсший большой вклад в распространение на Западе учений Ваджраяны. В книге «Работа, секс и деньги» он рассказывает о том, как превратить эти составляющие нашей жизни в опору для практики. Увидеть природную священность работы, секса и денег и научиться жить в мудром согласии с их энергией.

Глава 13. Карма денег

Деньги действуют как своего рода смазка во всех механизмах материального взаимообмена в нашей жизни. Это похоже на карму. Нельзя сказать, что карма является самостоятельной сущностью, но в то же время у неё есть свои энергетические характеристики. Другие ситуации являются частью её силы. С буддийской точки зрения карма просто механически реагирует на естественную химию ситуаций. Деньги работают в согласии с этим принципом.

У кармы есть много различных аспектов, и один из них проявляется в наших кармических отношениях с деньгами. Почти у всех людей есть неразрешённая проблема с деньгами, как есть у них и неразрешённая проблема с жизнью в целом. Такова, судя по всему, их карма денег. В некоторых случаях у людей много денег, и всё же им их не всегда хватает; или же у них очень мало денег, но их хватает надолго. Все эти взаимоотношения с деньгами такие разные и сложные. Одни люди умеют очень хорошо управлять финансами, они меньше нервничают из-за них; другие же полагают, что решать денежные вопросы очень трудно - им приходится бороться за каждый цент.

На самом деле финансовое состояние человека является частью его кармической связи с жизнью.

Например, вы можете желать освободиться от обязательств, но одна вещь удерживает вас от этого, а именно деньги. Вы понимаете, что должны решить свои денежные проблемы, прежде чем идти дальше. Затем, задержавшись для того, чтобы решить проблему денег, вы поневоле оказываетесь вовлечены в другую ситуацию. Тем самым вы возвращаетесь назад в свою жизнь. Или это может подталкивать вас вперёд. Скажем, вам хочется сделать что-то или съездить куда-то, и вдруг как гром среди ясного неба к вам приходит от кого-то чек. Словно этот чек говорит вам: «Исполни своё намерение. Вот то, что тебе нужно». Подобные события всякий раз довольно мистичны и загадочны.

Некоторым людям кажется, что очень трудно освободиться от желания копить деньги, потому что всегда хочется дом попросторнее, автомобиль поновее и прочие материальные объекты. Человек желает избыть эту ментальность. В большинстве случаев люди испытывают импульсивное чувство отречения, внезапное побуждение избавиться от всего. Вы хотите отдать свою машину, наручные часы, фотоаппарат, дом - всё. Сделав это, какое-то время вы чувствуете себя намного лучше. Вы ощущаете себя героем. Тем не менее даже после того, как вы всё раздали и решили, что вы свободны, каким-то образом ваша карма денег продолжает преследовать вас. Простая раздача вещей, избавление от них не помогают. Ваша проблема остаётся.

Обычно люди не осознают, что деньги кармически связаны с ними. Некоторые люди могут быть более сознательными, чем другие, но обычно они склонны полагать, что раздача своего имущества или богатства будет сродни операции по удалению злокачественной опухоли, и тогда вы освободитесь от проблемы. Однако с деньгами дело обстоит иначе. Вся эта кармическая ситуация неизменно возвращается к вам. Стало быть, верна та самая старая поговорка: «Лучше ничего не начинать, но, если взялся за что-то, нужно довести дело до конца».

Мы должны научиться обладать деньгами и работать с ними, но не привязываться к ним. Это похоже на любой процесс преобразования. Вы должны выстраивать отношения с деньгами и отношения с имуществом и не впадать в крайность необдуманного, импульсивного отречения.

В буддийской монашеской традиции монахи и монахини отрекаются от личного имущества, за исключением оговоренного минимума, а именно монашеских одежд, чаши для подаяний, ритуальных предметов для практики. Тем не менее основной момент здесь - это отречение и простота. Согласно некоторым созерцательным традициям христианства, монах должен жить точно так же, как самый бедный человек в его стране. Однако согласно воззрениям буддизма, бедность не является ни критерием, ни представлением, что необходимо жить как тот или иной неимущий человек. Скорее, идея заключается в том, чтобы быть принципиально простым.

Вы совершаете по жизни только необходимые действия, не привнося в неё дополнительные усложнения. Еда, сон и отправление естественных нужд - это необходимые вещи, и кроме них вам не нужно заниматься чем-либо другим. Делать только эти три необходимые вещи - вот что называют на санскрите традицией кусулу (kusulu). Таким образом, в буддизме этот идеал должен быть связан со скромным образом жизни, а не с каким-то представлением о богатстве или бедности. Речь идёт об удовлетворённости простотой и об отказе от поиска дополнительных развлечений.

В предыдущей главе мы говорили о традиции странствующих монахов в Индии и Тибете, собирающих подаяние в знак своей простоты. В наши дни можно было бы возгордиться, приняв этот образ жизни на Западе, который означал бы, что ты отрёкся от мирских вещей и просишь дать тебе поесть. Некоторые молодые люди высказывали мне предположения о том, что здесь, в Америке, получение пособия является эквивалентом странствования монахов с чашей для подаяния в Азии. Однако решение не работать и жить на пособие - это совсем другое.

Монахам, просящим подаяние в Тибете, приходилось основную часть дня ходить пешком, терпеть холод, непогоду и прочие трудности. Приходилось жить как нищий в полном смысле этого слова. Тщательное и надлежащее соблюдение этого принципа не накапливало никакой кармы. Вместе с тем, если вы принимаете деньги от своей страны, то тем самым собираете довольно тяжёлую карму. Существует тибетский термин «кор» (dkor ), означающий дар через доверие. Такой дар несёт с собой и мощные кармические обязательства, или долги, потому что кто-то совершает его, движимый доверием к вам. Подобный дар следует использовать правильно, распорядиться им надлежащим образом.

Есть много историй о карме, связанной с даром такого рода. Существует хорошо известная тибетская история о ламе с чёрной лошадью, которого люди осыпали дарами. Его монастырь стал сказочно богатым и крыши в нём покрывали золотом; у него самого было золотое седло и так далее. Когда он умер, то переродился в океане в виде гигантской рыбы, тело которой облепили сотни рыбок, поедающих его живьём. Те, кто приносил ему дары, стали этими рыбками, кормящимися его плотью. Они объедали его до костей, но никогда не могли добраться до его мозга и сердца. Раз за разом на костях его нарастала новая плоть, чтобы вновь быть съеденной.

В современной молодёжной культуре существует некое представление о благородном разбойнике Робин Гуде, согласно которому нет ничего страшного в том, чтобы обобрать крупную корпорацию или супермаркет, или какое-то общественное учреждение, так как оно безлично. Людям кажется, что такие вещи можно проделывать без тяжёлых кармических последствий, просто из-за обезличенности ситуации, но к этому могут примешиваться также и своего рода вандализм или подспудная ненависть к обществу в целом.

Проявляется сущностная, тонкая, психологическая агрессия. Вы чувствуете, что это довольно безопасный и удобный способ выражения агрессии. Как правило, уничтожение общественного или государственного имущества - даже если оно, возможно, оправдывается утверждением о том, что эти крупные учреждения коррумпированы - неправильно по своей сути и не приносит пользы людям. Такого рода отношения с национальной кармой могут быть очень тяжёлыми. Вы разделяете карму со всеми, но в то же время вы ведёте себя деструктивно и увеличиваете кармический долг.

Ещё одна причина неприязненного отношения к деньгам состоит, как мы уже говорили, во всеобщей склонности считать духовность чем-то далёким от мира, никак не связанным с мирскими заботами. Людей с таким воззрением раздражает то, что им по-прежнему приходится иметь дело с деньгами в контексте духовности, а это для них означает, что духовность также является житейской заботой.

Но духовность - это действительно житейская забота, и на самом деле гораздо более тонкая её разновидность. Без сансары вообще не могло бы быть нирваны. Приобщаясь к духовности, люди ни от чего не отказываются, они ни отчего не убегают. Вездесущий Мара, или Яма, продолжает ходить за ними по пятам.

Зачастую отношение людей к духовности сводится к попыткам бегства от жизненных проблем или, по крайней мере, попыткам как-то облегчить ситуацию, когда духовность воспринимается как высшая форма удовольствия, о чём мы уже говорили ранее. И когда деньги начинают фигурировать в поисках высшего удовольствия, это ужасно неприятно. Даже в духовных вопросах деньги неотступно следуют за вами - вот что страшно. Мы создаём слишком большой разрыв между духовностью и мирской жизнью. Этот создаваемый нами разрыв столь велик, что мы делаем духовность некой самоцелью, а не относимся к ней просто как к образу жизни.

В тибетской монашеской традиции поступление в монастырь вовсе не означало попытку прекратить какие-либо отношения с деньгами. В действительности не все монахи жили в одном здании. Довольно часто у монаха был свой дом на территории монастыря или вблизи него. Ему нужно было найти трёх покровителей: одного для образования, другого для духовного развития, а третий должен был отвечать за его финансовое благополучие после того, как он поступал в монастырь. Один из таких благодетелей мог поселить этого монаха в своём доме. Таким образом, монах жил с этой семьёй и принимал участие в жизни домохозяйства. В одном доме могли жить человек шесть или семь. Поначалу монаха могли просить готовить еду для семьи, носить воду или собирать хворост. Родители монаха также могли снабжать сына его долей продуктов и другими припасами, которые он вносил в домашнее хозяйство приютившего его благодетеля или в монастырь.

Помимо этого, существовало определённое время года, когда монах отправлялся на сбор пропитания. Это можно было делать два раза в год. В начале зимы вы отправились бы в долину и собирали там зерно. Вы посещали бы одну семью за другой. Было принято давать мирянам духовные наставления и помогать им таким образом. В летнее время вы бы отправились в горную местность и собирали там масло, сыр и тому подобное. Или же вы могли бы стать домашним учителем в какой-то семье для того, чтобы заплатить за своё монашеское обучение. Вы бы тратили три или четыре месяца на работу в доме этой семьи и были их учителем медитации. Каждый член семьи приходил бы к вам в индивидуальном порядке за наставлениями. Взамен вы получали бы продукты питания, которые можно отнести в свой монастырь.

В общем, люди одаривали бы вас едой или деньгами за ваше преподавание. В остальную часть года вы бы жили за счёт этих даров в виде продуктов, а также делились ими с другими монахами, каждый из которых делал то же самое. Являясь послушником, вы могли бы каждый год возвращаться в свой родной дом на какое-то время, особенно осенью, и помогать своей семье собирать урожай или делать другую работу по хозяйству. Монах был обязан поддерживать связь со своей семьёй.

Монастыри также устраивали зимние праздники, встречу лосара - тибетского Нового года, и другие обряды и торжества, требующие определённых затрат и ресурсов. Когда монастырь решал устроить праздник, ответственные за него люди собирались и ставили себе задачу либо купить некое имущество, либо попросить участок земли у местного помещика. Обеспечение праздника часто выливалось в предоставление трёх или четырёх полей ячменя. Монастырю также давали двадцать или тридцать голов скота и определённую сумму денег - подношение на финансирование праздника. Затем это имущество обращалось в хозяйство, и часто самым бедным людям окрестных селений предлагали взяться за него и пустить в оборот. Они продавали зерно, масло и всё прочее, что производилось на той земле. Взамен им предоставляли некоторую часть прибыли. Остальное - установленное количество зерна, масла и чая - подносилось монастырю для использования во время праздника. Во время церемоний чай предлагали всему собранию монахов, численность которых могла составлять от ста человек до трёх тысяч.

Монашеская община обеспечивалась угощениями, а также различными материалами, необходимыми для проведения праздника, в том числе всем необходимым для убранства алтарей. Гостей из соседних монастырей также кормили и развлекали благодаря доходам от собственности праздника. Таким образом, каждый праздник зависел от своего надела в виде отведённой для него собственности, и это был один из каналов поступлений денег в монастырь.

Работа с деньгами всегда неотделима от психологии или философии ситуации. Поэтому нам нужны базовые критерии для работы с деньгами. Работа с деньгами требует дисциплины для того, чтобы знать о том, сколько денег вам понадобится на жизнь в течение дня, недели или месяца. В жизни любого общества необходимо соблюдение дисциплины. Мы должны работать по правилам социума. В этом контексте взаимодействие с деньгами представляется жизненно необходимым. Мы должны посмотреть проблеме денег в лицо, увидеть всю ситуацию как она есть.

В этой стране я встречал немало молодых людей, которые не горят желанием работать. Когда вам не хватает денег, вы должны приложить все усилия, невзирая ни на какие трудности, найти работу и упорно заниматься тем, что, быть может, не вполне вам по душе и зачастую становится источником дополнительного раздражения. Эта боль считается мирской и тривиальной, лишённой какой-либо искупительной очищающей силы. Вы воспринимаете её как чистое страдание.

Если у вас есть установка, из-за которой вы принципиально не хотите работать с болью, то и когда вы начинаете интересоваться духовностью, вы тоже не захотите иметь дело с какой-либо болью. Вы ищете удовольствие не от мира сего, а работа и деньги кажутся вам суетной банальностью. Это слишком земные понятия. Они противоречат всем вашим представлениям о духовности как об обретении высшего наслаждения, трансцендентного блаженства.

Однако вы понимаете, что должны вернуться к первоначальной боли, которой хотели избежать. Вы начинаете осознавать, что духовность - это не поиск удовольствия и что ваша актуальная рабочая ситуация также является духовностью, но не духовностью, сопряжённой с каким-то удовольствием или вознаграждением. Вы не пытаетесь ничего приобрести, но стараетесь пойти глубже и разучиться, опроститься. На самом деле это не имеет ничего общего с удовольствием или наслаждением. Смысл духовности состоит в том, чтобы видеть воочию реалии жизни, и увидеть их можно через работу. Тогда, возможно, ваше отношение к деньгам изменится. Раз ваше принципиальное отношение к работе меняется, то вопрос денег естественным образом становится более простым. В них нет ничего дурного.

Работа - это тоже что-то реальное , так же, как и духовная практика. Таким образом, работа не должна иметь какой-либо дополнительный смысл, она сама по себе - духовность. Работе не нужно ещё одно философское подкрепление. Вы можете работать по той или иной уважительной причине, которая доказывает, что то, чем вы занимаетесь, имеет большое значение. Быть может, вы думаете, что приступать к работе следует только в случае, если у вас есть на то хорошая философская причина и что без этого ваша работа будет чисто механическим, бездуховным занятием. Тогда вы, вполне возможно, вообще упускаете весь смысл духовности. Следует сразу оговориться, что духовность есть ни что иное, как работа. Работа и есть духовность, работа реальна так же, как и всё остальное.

Боль и удовольствие, связанные с работой, представляются явлением относительным и условным. Если вы станете думать о ком-то, катающемся на яхте по Средиземному морю, то быстро возненавидите свою постылую работёнку, всю эту нудную рутину. Наше мироощущение, безусловно, связано с прочно укоренившимися в нас критериями и стереотипами. На самом деле именно такую задачу мы поставили себе - понять, как мы в принципе взаимодействуем с болью и удовольствием, добром и злом, и как они возникают. Забудьте о том, что вам внушили, задумайтесь, как вы на самом деле взаимодействуете с болью и удовольствием?

По существу, мы должны устанавливать связь с землёй, с нашей фактической рабочей ситуацией. Тогда ситуации заявят нам прямо и без обиняков: «Я отвергаю тебя» или «Я принимаю тебя». В обоих случаях это будет довольно болезненно.

Больно нам потому, что мы имеем дело со множеством различных вещей, с которыми мы в действительности не хотим соприкасаться. Изначально мы предпочли бы, чтобы именно они устанавливали связь с нами, а не чтобы мы были вынуждены открываться для них. Дело в том, что мы предпочитаем оставаться в своём убежище; мы хотим сохранить нашу исходную оболочку эго невредимой. Если обстоятельства требуют от нас выйти из этой оболочки и общаться, то ситуация становится для нас слишком сложной.

Эта первичная боль - утрата безопасности, утрата чувства защищённости эго, его неприкосновенности. Вы можете испытывать боль, только если у вас есть привязки к окружающим вас предметам и явлениям. Сама эта связь, эта двойственность и есть боль. Это фундаментальная идея о том, что вы не можете обойтись своими силами; что вам нужно что-то ещё. Например, когда ребёнок хочет есть, голод грозит ему опасностью, а сытость даёт ему безопасность. В случае этого малыша эго не такая уж большая вещь. Это опыт простой двойственности.

Когда ребёнок проголодается, он заплачет. В этом нет ничего плохого. Мы не пытаемся непременно избавиться от этого уровня фундаментальной двойственности. Однако эта простая ситуация содержит и другие возможности. Она не будет всегда такой простой. Иначе говоря, мы не пытаемся избавиться от эго, но стараемся избавиться от цепной реакции эго.

Вместе с тем простое эго может превратиться в мудрость. Оно и есть мудрость. У эго есть простейшее инстинктивное понимание различия между «тем» и «этим». Но у простого эго также есть склонность отождествляться с «я», что сопровождается агрессией. Видимо, ребёнок не умеет даже различать «то» и «это». Ребёнок даже не знает о том, что он голоден. Тем не менее он чувствует себя неуверенно. Инстинктивно он испытывает такое чувство. Голод связан с утратой и смертью, а насыщение - с приобретением и выживанием. Это довольно просто, но мы склонны усложнять это сверх меры. Мы формируем твёрдое понимание боли именно как боли, а удовольствия - как удовольствия. Мы формируем и приобретаем всё более ограниченные и узкие идеи касательно боли и удовольствия. Мы не в состоянии сохранить это детское качество.

Таким образом, мы должны изучить те кармические осложнения, которые развиваются в нашем отношении к деньгам. Иногда, когда люди чувствуют, что в их отношении к деньгам что-то не так, они смущаются и начинают стесняться иметь с ними дело. В наше время некоторые люди настолько стесняются денег, что называют их «хлебом». Человек может сказать: «Сколько хлеба я тебе должен?» Они не хотят использовать само слово «доллар».

В обозначении денег хлебом есть что-то очень трусливое и малодушное. Люди предпочитают, говоря о деньгах, использовать различные эвфемизмы. Это довольно забавно. Работой с деньгами в конечном счёте нужно гордиться. Если называешь деньги хлебом, то тем самым подразумеваешь, что это нечто грязное, непристойное. Вести откровенный разговор о деньгах слишком стыдно. Во французском языке слово «хлеб» пишется как «pain». Поэтому вы могли бы спросить кого-нибудь: «Сколько боли я тебе должен?» (игра слов: «pain» - фр. «хлеб»; англ. «боль» - Прим. пер. ).

Даже наши валюты, которыми мы реально пользуемся, отражают наше трепетное отношение к деньгам. На американских банкнотах написано: «На Бога уповаем» («In God We Trust»). Это довольно хорошо описывает американское общество. На наших тибетских деньгах было восемь благоприятных символов и шесть символов долголетия. Надпись на купюрах можно перевести примерно так: «Валюта назначенного свыше правительства, властителя светского и духовного». Это передаёт совсем другой взгляд на мир. На последних тибетских монетах, ходивших до вторжения китайцев, было три символа дружбы. Эти деньги оказались очень недолговечными! Они находились в обороте лишь два или три года.

Деньги в тибетском обществе воспринимались в контексте того, что по-тибетски называется юн (yun). Юн означает процветание или сущностное богатство. На самом деле это сила, или дух богатства, а не реальное конкретное богатство. Существует вера в абстрактную энергию, которая может переходить от одного человека к другому. Это абстрактное притягательное качество, которое собирает и излучает богатство. Это качество может передаться через вас другим людям.

В Тибете существует старый обычай, согласно которому, если люди должны дать кому-нибудь деньги, они извлекают купюры или монеты из своего кармана и трут их о воротник, прежде чем отдать другому человеку. Идея заключается в том, чтобы переместить юн в свой воротник, с тем чтобы вы в конечном итоге не отдали это сущностное богатство другому человеку - вы отдаёте ему просто деньги.

Даже великие тибетские держатели линии в некотором смысле должны были иметь дело с кармой денег. Если вы читали биографию Марпы, одного из родоначальников линии кагью, то должны помнить о том, что когда он встретил своего учителя, Наропу, тот спросил его: «Прежде чем я передам тебе эти учения, скажи, сколько у тебя золота?» Марпа дал ему восемь слитков чистого золота, каждый в форме узла вечности. Наропа сказал: «Я знаю, что у тебя больше золота. Дай мне ещё!» Наконец Марпе пришлось опустошить всю свою сумку с золотыми монетами и отдать их все своему учителю. Тогда Наропа подбросил золото в воздух и втоптал его в землю. И вся земля превратилась в золото; каждый камешек на ней стал золотым. Затем Наропа сказал: «На самом деле у меня гораздо больше золота, чем у тебя, но я всё равно передам тебе учение». Существует множество подобных историй о получении учений. Когда тибетцы отправлялись в Индию, они всегда должны были торговаться из-за учений. (В сущности, по прошествии столетий Индия не сильно изменилась в этом отношении). Разумеется, ученик всегда должен был уступить, иначе он (или она) не получал учения целиком.

Учение становится всё более дорогим, или же - уместнее будет сказать - более ценным по мере старения линии. Чем древнее её происхождение, тем большему числу людей приходилось упорно трудиться ради неё и жертвовать своей жизнью. Благодаря этому учения становятся более ценными.

Говорят, что лучшим подарком ученика учителю является его самоотверженная и преданная практика. За ней идёт физическое служение. Третий лучший подарок - это передача денег или золота за учения, которые вы получаете. Даже в том случае, когда ученик приносит дар практики или служения, он должен сам содержать себя: учитель не станет заботиться о нём. Именно это мы видим в биографии Миларепы, ученика Марпы. Он служил Марпе, но должен был сам добывать себе пропитание.

Любой подарок является символом верности. В прежние времена в Тибете, если человек собирался передать золото учителю, то он должен был заработать его, собрать и накопить. Золото было ценным потому, что приобретение его требовало больших затрат сил и энергии. Такое ценное подношение учителю означало твёрдое решение направить свою энергию в правильном направлении - в направлении учения. Как это было верно в те стародавние времена, когда тибетцы путешествовали в Индию для того, чтобы получать учения, так верно это и сейчас, здесь, в наши дни.

Об авторе и книге

Чогьям Трунгпа Ринпоче - мастер тибетского буддизма, одним из первых начавший знакомить западных людей с практиками ваджраяны. После вынужденного бегства из окупированного Китаем Тибета он изучал сравнительное религиоведение в Оксфорде. В 1968 году вместе с Аконгом Ринпоче основал в Шотландии первый на Западе медитационный центр в традиции тибетского буддизма Самье Линг, а после переезда в США стал учредителем знаменитого университета Наропы в Боулдере, Колорадо. Он говорил о себе: «Что касается вашего вопроса о моём образе жизни, то, уверяю вас, я считаю себя обычным человеком. Я живу в своём доме и должен выплачивать за него ипотечный кредит. У меня есть жена и трое детей, которых я содержу. В то же время моя связь с учениями неотделима от всего моего бытия. Я не пытаюсь подняться над миром. Моё призвание - работать с миром…».

Большинство людей склонны в своих денежных неудачах винить что и кого угодно. Многие оправдывают свой низкий уровень доходов проблемами страны, правительства, высокими ценами или же наведенной денежной порчей. А другие люди, ищут всевозможные пути, чтобы заработать больше денег, применяют все свои внутренние ресурсы, силу воли, ум и никогда не жалуются. У кого, по-вашему, больше шансов на денежный успех? Ответ напрашивается сам собой. То, что происходит у вас в жизни касательно материального и финансового успеха - это ваша денежная карма. Именно карма определяет денежный баланс, который будет сопутствовать вам по жизни. Но что подразумевается под понятием денежная карма?

В статье «Что такое Белая карма» вы можете подробно ознакомиться с понятием кармы, ее видами и как ее изменить в лучшую сторону.

Денежная карма состоит из двух составляющих: вашей родовой кармы по отношению к деньгам и той кармы, которые вы наработали в течение жизни.

Родовая карма накладывает отпечаток на ваш уровень и источник дохода. К примеру, если ваши родители или другие родственники были неудачны в деньгах и относились к ним не правильно, то, скорее всего эта ментальная программа перейдет и на вас. Но, плюс денежной кармы в том, что ее можно исправить, и в том, что в целом она складывается и нарабатывается вами лично в течение вашей жизни.

banner_zagovor_flash

Почему проявляется денежная кармическая проблема :

Если вы выросли в небогатой семье и не пытаетесь изменить это положение, позволяя себе жить так же, как жили ваши родители, придумывая различные оправдания своей лени.

Если вы постоянно с детства слышали негативные установки типа «Мы не можем себе этого позволить, у нас нет денег», «Все богатые люди — воры и преступники», «Бедность — не порок», «Чем богаты - тем и рады» и пр.

Если вы не уважаете и не цените деньги, считая их грязью и чем-то недостойным внимания.

Если вы завидуете богатым и успешным людям.

Читайте также: Как с помощью амулетов, талисманов и древних магических знаний управлять удачей в жизни?

Если вы избегаете, ленитесь и не используете шансов, посылаемых судьбой, чтобы заработать денег.

Если вы считаете себя не заслуживающим больших денег и не верите в свои силы и возможности.

Подобный список можно продолжать еще очень долго. Негативная денежная карма, как уже говорилось, складывается именно от неправильного отношения к деньгам.

Как получить денежный доход, исправив карму денег:

Относитесь к успешным и богатым людям с радостью и дружелюбием. Не завидуйте чужой удаче, а наоборот будьте рады за других, тогда и к вам постучится денежная удача.

Ни в каком ключе не осуждайте других людей и не сплетничайте.

Не говорите плохо о деньгах. Не применяйте к ним негативных установок и определений, наподобие «Деньги - это зло», «Не в деньгах счастье».

Мыслите позитивно о людях, имеющих внушительное состояние. Не думайте о них как о мошенниках и ворах. Все это стереотипы, которые перекрывают к вам денежные потоки.

Уважительно относитесь к своим деньгам, не бросайте и не мните их. Купите красивый дорогой кошелек и почаще пересчитывайте их, чтобы знать, сколько в вашем распоряжении средств.

Если деньги действительно идут к вам не из канала денег, а из канала удачи - это плохо. Удача - ненадежна и может в любой момент закончиться

Какие кармические причины безденежья бывают и что с ними делать?

ЛЕГКО ПРИХОДЯТ - ЛЕГКО УХОДЯТ. На первый взгляд, вам не в чем винить судьбу. Деньги всегда доставались вам легко, выгодные предложения и подарки сыпались из самых неожиданных мест.

Каждый раз, когда вам нужны деньги, они откуда-то появляются, но... Оглянувшись назад вы понимаете, что так ничего и не скопили и не приобрели. У вас нет собственности или она долевая и вы не можете ею распорядиться. Вы до сих пор живете в съемной квартире.

Ваш супруг или родственники не торопятся юридически закрепить за вами права на материальные ценности. Даже машину вы водите по доверенности и ее в любой момент могут забрать владельцы. Выходит так, что все лучшее, чем вы когда-либо пользовались, принадлежит другим.

ГИПОТЕЗА КАРМИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

У вас хороший поток удачи, но закрыт канал собственности. Возможно, так распорядилась старшая вашего рода, не признав в вас свою кровь (так нередко бывает, когда мать выходит замуж и рожает без благословения родителей) и урезала часть ваших прав.

А возможно, этого права у вашего рода на данный момент нет вовсе (это встречается в раскулаченных родах, а также тех, где люди по каким-то причинам отказывались от прав на имущество, проигрывали или пропивали его).

Бывает, что человек сам не потрудился настроить свой поток собственности - ленился оформить документы, был небрежен с дорогими вещами, когда-то по собственной глупости отказался от своего и т.п.) Но чаще, встречаются сразу несколько причин, где одна поддерживает другую.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Докопаться до истины, разобрать причины и смысл ошибок, и скорректировать ситуацию. Волевым усилием отказаться от халявных предложений (например, създить отдохнуть на дачу чьих-то богатых друзей, но отложить давно намеченое обучение на курсах). Вообще отказаться от предложений, которые не несут ничего, кроме эмоций и отнимают самое ценное - время. Поначалу будет трудно, но зато потом к вам начнет приходить настоящая удача и уже ваши личные деньги.

Начать вкладывать деньги в нечто ценное. Причем, если проблема кармическая, то, допустим, ценные бумаги здесь не подойдут. Нужно купить и оформить на себя хотя бы маленький кусочек земли. Если это пока невозможно, купите золото в слитке или золотую монету. Даже небольшое украшение из драгоценного металла подойдет. Нужно же с чего-то начинать!

ПОЧЕМУ ТАК?

Если деньги действительно идут к вам не из канала денег, а из канала удачи - это плохо. Удача - ненадежна и может в любой момент закончиться. Кроме того, удача, как родовой дар, нужна нам для куда более важных вещей, например, для спасения жизни (опоздать на самолет, который потерпит крушение - это как раз о том). Удача, если хотите, это наш НЗ (неприкосновенный запас). Из ее источника до поры до времени лучше не пить, полагаясь на собственную интуицию и смекалку.

Человек, живущий на потоке удачи, чувствует себя баловнем судьбы, но быстро теряет навыки выживания и чувство осторожности. В трудных ситуациях пасует, ищет за кого бы ухватиться. И, к сожалению, довольно быстро утрачивает вкус к жизни, привыкая, что все хорошее просто есть. Иными словами, удача - отличная служба спасения, но плохой партнер по жизни. опубликовано

Продолжение следует...

Что еще почитать