Познавательные занятия. Организация самостоятельных занятий детей. Организация совместных занятий

Введение.

“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Вызвать у ребенка интерес к собственному здоровью, желание его укреплять помогают познавательные занятия из цикла “Познай себя”. На таких занятиях дети в доступной игровой форме получают первичные знания о своем организме. Любимые герои из сказок дают советы о том, как нужно заботиться о своем организме, чтобы расти здоровыми. Предлагаемое занятие относится к данному циклу.

Познавательное занятие “Давайте расти здоровыми!”

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели и задачи:

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении гигиены, о значении активных физических упражнений и труда, положительного эмоционального состояния. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы оздоровления, прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Оборудование:

Чемоданчик Айболита, в котором фрукты, готовый напиток из плодов шиповника, луковицы для посадки; “Чудесный мешочек” с туалетным мылом, расческой, зубной пастой и зубной щеткой.

Ход занятия

В группу входит Айболит.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Когда мы встречаем знакомого человека мы говорим ему “здравствуй”. А что это означает? (Мы приветствуем человека и желаем ему крепкого здоровья).

Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается)

Айболит осматривает детей: отмечает, кто бледный, а у кого румяные щечки, трогает мышцы рук и ног, выясняет крепкие они или слабые. Спрашивает у детей, часто ли они болеют.

А знаете, ли вы, ребята, как можно укрепить свое здоровье? Что для этого нужно делать? Часто люди сами виноваты в том, что болеют, т.к. они не заботятся о своем здоровье – одеваются слишком тепло, боятся выходить на улицу в плохую погоду. А ведь солнце, воздух и вода – лучшие помощники и друзья не только животных и растений, но и человека. С ними необходимо подружиться. А еще нужно закаляться и заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать правила гигиены. Это нужно делать каждый день. Давайте начнем с самого утра.

Пальчиковая гимнастика “Утречко”.

Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка
И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись, а теперь поспешим на веселую зарядку.

Солнце глянуло в кроватку,

Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении.

Ребята, мой друг Мойдодыр передал вам вот этот чудесный мешочек. Как вы думаете, что в нем? А хотите посмотреть, что там лежит?

В чудесном мешочке туалетное мыло, расческа, зубная паста, зубная щетка. Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет.

Какой молодец Мойдодыр! Скажем ему спасибо за столь необходимые предметы. Ведь чистота – залог здоровья. Кроме того, умывание – прекрасная закаливающая процедура. А еще, нужно загорать, купаться в речке, бегать босиком по траве. Но ведь не всегда есть такая возможность. Ребята, а как еще можно закаляться? Что вы для этого делаете в группе? (Воздушные ванны, солевые дорожки, ребристые коврики, самомассаж, дыхательная гимнастика)

Дети читают стихотворения и поговорки.

Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий,
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.

Поговорки:“Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение”.

“Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно”.

Ребята, а как вы питаетесь? Какие полезные продукты вам дают в детском саду? (Салаты из овощей, запеканки, молочные каши, компоты, соки и т.д.) Вот сколько полезных продуктов получаем мы в детском саду. И основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, - это… (хлеб). Есть очень хорошая пословица о хлебе: “Хлебушек – от земли, а силушка – от хлеба”. Дети, а что еще необходимо нашему организму для здоровья и роста? Очень важно принимать витамины. Это такие вещества, которые нужны организму для повышения работоспособности, сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Они способствуют росту нашего тела. Больше всего витаминов содержат овощи и фрукты. В какое время года больше витаминов поступает в наш организм? (летом и осенью) А зимой и весной витамины покупают в аптеке.

Айболит достает луковицы лука и советует ребятам посадить их, чтобы выросла зелень, которая очень полезна для здоровья, т.к. в ней много витаминов. В заключении Айболит угощает ребят фруктами, витаминным напитком из шиповника.

Ребята, сегодня вы много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А угрюмый, злой человек может принести нам здоровье?

(Нет, конечно же, нет).

Давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Доброго вам всем здоровья!

Конспект занятия по теме «Я познаю Родину»

(старшая группа)

Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.

Словарь: понева, кичка.

Методические приемы:

1. Игровая мотивация.

2. Чтение отрывка из стихотворения В.Мухина «Не обижайте красоту».

3. «Путешествие» по избе и рассказ воспитателя (отражается роль мужчины и женщины в семье).

4. Сюрпризный момент.

5. Хороводная игра.

6. Пение колыбельной песни.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отравилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?

Дети: На машине, самолете, пароходе.

Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наши воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.

(Педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»).

Великий дар – единожды родиться,

Вздохнуть, раскрыть глаза,

И на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река…

Воспитатель: Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди.

Родился человек, у него есть родители мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, неподалеку друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда–то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но и они часть рода – наши предки.

Каждый человек является продолжателем рода, имеет своих предков. Вот и вы можете прославить своих предков добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. Продолжаем путешествие дальше.

(Воспитатель открывает специальную книгу - макет)

Воспитатель: Перед нами русский дом. Знаете, как он называется?

Дети: Изба.

Воспитатель: А из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Войдем в дом. Нас встречает хозяйка. На ней рубаха с клетчатой юбкой – поневой, пояс, на голове кичка. Давайте рассмотрим украшение на рубахе – вышивку, кружево. (Дети рассматривают костюм и отмечают узоры и место их расположения)

Воспитатель: Верно. И украшали по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?

Дети: Иконы.

Воспитатели: Красный угол – это помеченный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?

Дети: Деревянные столы, лавки, сундуки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Дерево, действительно, и обувало и одевало, и обеспечивало жильем и посудой, и радовало детей игрушками.

(Сюрпризный момент: вносится деревянный короб с игрушкой «Трещоткой»)

Воспитатель: А у меня для вас сюрприз – деревянный короб. Что у меня там, хотите узнать? (Дети заглядывают в короб и вынимают игрушку)

Дети: Это трещотка – музыкальный инструмент.

Воспитатель: А еще это замечательная игрушка. Если её раскрыть, то что получится?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Верно. Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод. (Дети встают в круг)

Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «ладошки» произошло от имени древних Богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли мир, любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить вместе. А теперь давайте поиграем.

(Любая хороводная игра)

Воспитатель: А помните, у меня был младенец? Прошло уже много времени и ему уже пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?

Дети: Поют колыбельную.

Воспитатель: Вот и я сейчас спою колыбельную.

Баю-баю-баюшок!

Ложись, Маша на бочок,

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Уснула. Положу ее в колыбельку, а вам дам задание на дом. Узнаете, какие колыбельные пели вам, запомните, а завтра споете нам. А на сегодня наше путешествие закончилось.

Итог:

Конспект занятия по теме «Наша Родина - Россия»

(старшая группа)

Задачи: закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве; вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ; воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, интерес к народному искусству.

Материал: иллюстрации с изображением природы России – леса, горы, моря и т.д.; иллюстрации красивых зданий, храмов; предметы народно - прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома; куклы в русских национальных костюмах.

Словарь : хохлома, дымковская игрушка, матрешка, народно-прикладное искусство.

Методические приемы:

1. Игровая ситуация.

2. Беседа (о нашей стране, о ее богатствах).

3. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

4. Игра «Угадай, что из чего сделано?»

5. Игра «Подбери узор» (с разделением задания для мальчиков и девочек).

6. Хоровод.

7. Художественное слово.

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятия пришли ваши знакомые – это куклы Аленушка и Иванушка. Они принесли вам разные картинки, давайте их посмотрим. (Выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России, а также различных красивых зданий, например, Зимний дворец, Петродворец, Кижи и другие красивые здания, и храмы разных городов России).

Что вы видите? (Дети перечисляют – лес, река, море, красивые дома, церкви и т.д.). Все это – страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия). Какая наша Родина? (Большая, красивая, богатая, сильная и т.д.) И живут в этой стране очень талантливые люди. Аленушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома)

Что вы здесь видите? (Дети перечисляют)

Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много - мало лет подряд. До сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

Все, что вы здесь видите, делают только в нашей стране – России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно, на память о России, покупают вот такие красивые сувениры. Вам нравятся эти предметы? (Ответы детей)

Аленушка и Иванушка хотят загадать вам загадки об этих предметах. Попробуйте их отгадать.

Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычен, это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. (Дымковская игрушка)

Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт он золотой краской. А на золотом поле ярко-красные ягоды смородины, красивые зеленые листочки и тонкая-тонкая травка с завитками. (Хохлома)

Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная, в нее можно очень интересно играть – разложить, и сразу станет несколько кукол, сложи и снова будет одна кукла. (Матрешка)

(После каждого ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, что это тот или иной предмет)

Ну, молодцы, все загадки отгадали. Аленушка и Иванушка принесли вам еще кое-что, посмотрите. Это дымковская барышня, но юбка у нее белая. А вот это крышка от хохломского столика. Вы видите, она золотистого цвета, но никаких узоров на ней нет. Сейчас вы будете русскими мастерами, вам нужно будет украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика, а для этого Аленушка и Иванушка принесли вам разные детали. (Детали лежат на большом подносе)

Мальчики будут украшать крышку хохломского столика, а девочки – юбку дымковской барышни. Все детали лежат вместе, поэтому, когда будете выбирать, внимательно смотрите, какие из них подойдут к дымке, а какие к хохломе. Ведь дымковские игрушки и хохломские изделия украшаются по-разному.

(Дети выполняют задания, воспитатель помогает им советует, подсказывает, если дети затрудняются. Когда работа будет закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.)

Вы славно потрудились, а сейчас мы отдохнем, вставайте в хоровод. Русские люди очень любят петь и водить хороводы. Возьмем в наш хоровод Аленушку и Иванушку. (Звучит грамзапись хоровода, который дети водили на музыкальном занятии. После хоровода дети садятся.)

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о России, о ее талантливых мастерах. О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте небольшое стихотворение М. Исаковского:

Поезжай за море – океан,

Надо всей землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти

Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?Конспект занятия по теме «Мы дружная семья»

(старшая группа)

Задачи : обогащать представления детей о людях разных национальностей, знания детей о нашей стране, округе, городе Нижневартовске; закрепить представления о разных орнаментах; развивать мышление, память, внимание; вызвать у детей чувство гордости за наш богатый Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, наш город; воспитывать интерес к культуре, обычаям и традициям разных народов, доброжелательность и терпимость к людям разных национальностей, живущим в нашем городе.

Словарь : многонациональная, россияне, орнамент, «щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», малица, кисы.

Материал : куклы в национальных костюмах, предметы быта, силуэты хантыйской одежды, орнамент народов ханты, фломастеры.

Методические приемы :

1. Беседа (о многообразии городов и национальностей нашей страны).

2. Художественное слово.

3. Игра «Доскажи пословицу».

4. Русская народная игра «Гори, гори ясно…»

5. Беседа (о родном городе, о людях, живущих в нем, о его природных богатствах), словарная работа.

6. Исполнение детьми песни «Нижневартовск».

7. Игра «Угадай, откуда приехал гость?»

8. Игра «Угадай, из какой культуры предмет?».

9. Игра «Разложи правильно подарки».

10. Беседа (про округ, художественное слово, рассматривание одежды народов ханты и манси)

11. Д/игра «Украшение хантыйской одежды».

12. Д/игра «Составь орнамент»

Ход занятия : ребята сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о нашем городе. Как называется наша страна, в которой мы живем? Какая она страна? (большая, красивая). Какой город - Столица России? (Москва). Правильно ребята, в России много городов и сел. Какие города вы знаете? В городах и селах России живут люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете? Как можно их назвать, одним словом? (Россияне). На каком языке общаются Россияне? (на русском).

Чтение стихотворения:

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной -

Родной язык мой русский,

Как родина родной!

2 . Крепко любили и любят свою Родину наши люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов вместе, они знали, что отстоять можно только тогда, когда «один за всех, все за одного».

Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

Жить – Родине служить;

Родина малина, чужбина – калина;

На чужой стороне и весна не красна;

Человек без Родины, что соловей без песни;

Родина любимая, что мать родимая;

Береги землю родимую, как мать любимую.

3 . Ребята в старину собирались за околицей парни и девушки водили хороводы, играли в народные игры. А какие вы знаете народные игры? Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

4 . Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? Чем прославлен наш город? (добывают нефть, газ; много лесов, рыбы…). Откуда приехали ваши дедушки и бабушки в Нижневартовск, как вы это узнали? (С Украины, Молдавии, Татарии, Башкирии…). Наш Нижневартовск, какой город по составу народов и национальностей? (многонациональный). В нашем деском саду воспитываются дети разных национальностей, у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Все мы живем как одна большая семья. А вы любите свой город, за что? А теперь споем песню про наш город Нижневартовск.

5 . Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные. (Дети в национальных костюмах). А теперь, познакомимся и поздороваемся:

Здравствуйте – по-русски

Здоровеньки буллы – по-украински

Исэнмесез – по-татарски

Вуща Вуля - по-хантыйски

Угадайте, на каком языке каждый из них поздоровался? Обратите внимание на костюм, давайте все вместе назовем детали. Они принесли нам подарки, давайте угадаем, откуда они приехали (д/игра «Угадай из какой культуры предмет»).

Д/и «Разложи правильно подарки»

6 . Ребята, в каком округе мы с вами живем? (Ханты – Мансийский автономный округ, на севере).

Сейчас предоставляем слово хозяевам этого прекрасного края.

Чтение стихотворения:

Здравствуй, край мансийский милый

Со смолистою тайгой

С молодой отцовской добротой.

Машет мне рукой осина,

Улыбается вода

Слышу лепет лебединый –

Словно в детские года.

Что нам принесла девочка – хантыйка. Д/и «Украшение хантыйской одежды». Рассматривание хантыйской одежды и обуви. На что похож и как называется орнамент на предметах? («щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», «след белки»). Д/ игра «Составь орнамент»

Молодцы ребята, какая красивая одежда получилась. Вам понравилось?

7 . Ребята о чем мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? А что вам больше всего понравилось? Как должны жить разные народы и почему?

А сейчас послушаем наших ребят.

Чтение стихотворений:

1реб. Дружба нам – помощница,

В каждом деле – каждому,

Всем нужны хорошие,

Верные друзья!

2реб. Какое веселое светлое небо

Деревья надели свой белый наряд

Мы скажем все вместе

Пусть слышат повсюду

Все вместе: «Да здравствует дружба российских ребят!»

8 . А вы заметили, что я тоже в национальном костюме? Угадайте, откуда я приехала? Правильно ребята из Татарстана. Я вам принесла угощение, это татарское блюдо «Чак–чак». Это угощение, приготовляемое на меду, как бы «хлеб - соль» по-русски.

Конспект занятия по теме

«Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством»

(Старшая группа)

Задачи: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления; воспитывать чувство дружбы и уважения к народам, живущим в России.

Словарь: тюбетейка, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак.

Материал: иллюстрации традиционных национальных изделий, предметы быта, рисунки национального костюма, куклы в татарских национальных костюмах.

Методические приемы:

1. Игровая ситуация «Откуда приехали гости?»

2. Беседа (о национальных головных уборах).

3. Рассматривание узоров, словарная работа.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки).

6. Составление коллажа из работ, выполненными детьми.

Ход занятия: воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? (Из Татарии) Как вы это определили? (Кукла одета в татарский национальный костюм) Как называется мужской национальный головной убор? (Тюбетейка) А женский? (Калфак).

Рассматривание узоров, украшающих тюбетейку и калфак, одежду кукол (платья, бархатный камзол, сапожки - ичеги). «Как мы назовем кукол, какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? Наши куклы изготовлены на фабрике и на этикетке написаны их имена, девочка – Айслу, мальчик – Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Айслу надето белое платье, подол его украшен оборкой, рукава широкие, они собраны у проймы, поверх платья надет бархатный камзол – безрукавка, камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Айслу и Тагира? (на ногах у кукол сапожки). Да на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Такие узорные сапожки называют - ичеги. Издавна татары носили такую одежду, народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета, они отличаются яркостью узоров (рассматривание иллюстраций) Как называются эти цветы? (тюльпаны, колокольчики, гвоздики). А вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом?

Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки): мальчики украшают орнаментом тюбетейку, девочки – калфак.

Итог : составление коллажа из работ, выполненных детьми (коллективная работа).

Конспект занятия по теме « Знакомство с народной сказкой «Три дочери»

(старшая группа)

Задачи: познакомить детей с татарской народной сказкой «Три дочери», вызвать желание заботится о близких людях и проявлять свои чувства.

Материал: иллюстрации к сказке «Три дочери».

Словарь:

Экият – сказка,

Халык экияте – народная сказка,

«Оч кыз» - «Три дочери»,

Ташбака – черепаха,

Урмэкуч – паук,

Тиен – белка,

Бал корты – пчелка.

Методические приемы:

1. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

2. Беседа – знакомство с разновидностями народных сказок.

3. Рассказывание воспитателем татарской народной сказки «Три дочери».

4. Словарная работа.

5. Рассматривание иллюстраций к сказке.

6. Обсуждение сказки, беседа по вопросам.

7. Повторное чтение сказки, работа над пословицами и поговорками.

8. Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

Ход занятия. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

Татарский народ с давних времен очень любил сочинять сказки. Сказки, ребята, бывают о животных, волшебные, бытовые. Их придумывают люди и поэтому они называются народными. Ребята, а вам мамы, папы или бабушки рассказывают сказки? (дети перечисляют, какие сказки они знают)

– Сегодня, я вам расскажу татарскую народную сказку «Оч кыз» («Три дочери»). Давайте вместе с вами запомним новые слова:

Экият – сказка

Халык экияте – народная сказка

«Оч кыз» - «Три дочери»

Ташбака – черепаха

Урмэкуч – паук

Тиен – белка

Бал корты – пчелка

(Дети хором и индивидуально повторяют за воспитателем)

Воспитатель читает сказку «Оч кыз», по ходу чтения трудные, непонятные слова разъясняются:

Холот – материал из толстой пряжи, «доматканный холст», «белить холст», в старину народ сам готовил ткань для одежды;

Ярмарка – большая торговля, нынешний рынок, базар, где люди торговали своими товарами.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает сказку и задает вопросы:

В кого превратилась старшая дождь и почему?

Как вы думаете, ребята, почему в паука превратилась средняя дочь?

Почему белочка наказала двух сестер? Что заставило её пойти на такой шаг?

Кто вам нравится больше в сказке и почему?

Последний абзац сказки читается еще раз и делается вывод:

Ребята, эта сказка учит людей быть внимательными к близким людям, беречь своих родителей. Ведь любовь заключается не в добрых намерениях (словах), а в добрых делах. Младшая сестра как сильно любила свою мать, что бросила все свои дела и сразу же побежала к больной маме. Она не на словах, а на деле доказала свою любовь и верность. Ведь в пословице говорится так: «Береги мать, как зеницу ока», «Худое - худым и кончается».

Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

Конспект занятия по теме «Что такое музей?»

(старшая группа)

Задачи: познакомить детей с домом, в котором живут только вещи; дать понятие о том, что мы называем музеем; познакомить с его историей создания; закрепить с детьми правила поведения в музее; рассказать об этнографическом музейном комплексе имени Т.Д. Шуваева.

Словарь: музей, коллекция.

Методические приемы:

1. Рассказ об истории создания музея и правилах поведения в музее.

2. Знакомство с «Этнографическим музеем имени Т.Д. Шуваева

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Но прежде, чем идти в музей, надо знать, как себя там вести.

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода, тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

В нашем городе есть музеи тоже. Один из них «Этнографический музейный комплекс, который примерно 30 лет назад организовал Тимофей Дмитриевич Шуваев, учитель истории. Он первым в нашем городе стал собирать и хранить красивые и редкие предметы. Этот музей населяют ценные и редкие экспонаты народов ханты и манси. В музее собраны предметы одежды, образцы глиняной посуды, различные предметы, с помощью которых древний человек охотился на животных. Это различные стрелы, ножи. Собраны коллекции утюгов и фонарей; минералов, т.е. разноцветных камешков, фантиков, игрушек, редких книг. Там можно встретить огромные кости мамонта, лук и стрелы, пузатые самовары и много чего интересного.

Дети, нам предстоит посетить музей, а какие правила поведения в музее вы знаете?

Конспект занятия по теме «Дружная семья»

(старшая группа)

Задачи: п родолжить знакомить детей с традиционным устоем жизни коренных народов ХМАО; дать понятие о хантыйской семье; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси

Словарь: род, родовое угодье

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя о сотворении человека.

2. Беседа об обязанностях мужчины и женщины.

3. Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности».

4. Итог занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей; узнаем, как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека: «Не на земле, а на небе живет один человек – Кон ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставил его, пошел к отцу.

Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

Ты ему воздух накачай, он оживет.

Кон ики пришел обратно, подул на человека, тот и ожил. И стал жить человек один. Терос – най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. Но земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали жить люди на земле. Вот так вот, ребята и появился человек. Как же жили люди много, много лет назад? Ханты и манси жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие – состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра, род Медведя.

Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где они могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась, как правило, из людей, живущих в разных родах.

В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась, при этом каждый имел обязанности. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Как вы думаете, какие обязанности выполнял мужчина?

Дети: Мужчина строил дом, добывал рыбу и мясо, изготовлял лыжи.

Воспитатель: Верно, а женщине что доставалось?

Дети: Женщина готовила эту рыбу и мясо, шила одежду.

Воспитатель: Верно, вы все сказали. Надо еще добавить, что ежедневные женские хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь поздним вечером.

А теперь давайте с вами поиграем.

(Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности»)

Итог. Воспитатель: А сейчас расскажите, что вас особенно заинтересовало? Кто, по- вашему мнению, самый главный в хантыйской семье?

Конспект занятия по теме «Основное жилище - чум»

(старшая группа)

Задачи: формировать представления детей о жилых постройках коренных народов нашего края; показать последовательность установки чума, особенности его конструкции; порядок расположения семьи в чуме; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей Сибири

Материал: чум, покрытый оленьей шкурой, берестой или иллюстрации; дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя: беседа, легенда

2. Рассматривание чума

3. Дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Ход занятия. Воспитатель: Сегодня мы изучаем, как строили свое жилище коренные народы нашего края. Основное жилище ханты и манси – это чум. В нем они живут и зимой и летом.

А сейчас послушайте легенду о тех далеких временах, когда появились люди на земле: «Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах.

По преданию северных народов, человек и чум появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. Последовательность установки чума следующая:

Сначала выбирают площадку,

Размечают места для постелей, очага,

Укладывают на землю 2-3 доски пола, по другую сторону от досок не каждой половине чума – спальные места.

Главной элемент чума – шест из ровной тонкоствольной сосны. Шесты подбирают долго, ведь они не должны прогибаться под тяжестью снега. Шестов надо много, но главных шеста – два. Эти шесты связаны между собой в вершине и как бы держат всю постройку. С шестов и начинается установка чума.

При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде. Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.

А теперь подумайте, как же народы ханты и манси готовят себе еду?

Дети: Народы ханты и манси готовят себе еду на огне.

Воспитатель: Верно, для этого они устанавливают в своем жилище очаг. Он является частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев.

Он располагается точно под верхушкой чума. По обе стороны от очага находятся жерди, они священны для хантов, так как считается, что они охраняют огонь.

А теперь давайте мысленно войдем в чум. Там живет маленькая девочка (показываю куклу в хантыйском наряде) и ее семья. А теперь посмотрим, как же располагается семья в чуме.

В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум. Справа и слева от очага находятся спальные места для членов семьи. Справа посередине – место для хозяйки и хозяина. В дальнем правом углу – место для детей. Справа, ближе двери – места – для стариков. Левая сторона чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В центральной части располагаются более маленькие дети. Дальше от центра располагаются дети старшего возраста. Дом в представлении жителей тайги не ограничен рамками жилища, а включает весь обжитый участок леса. (Рассматривание чума).(Проведение дидактической игры «Расположи семью в чуме»)

Итог занятия: что такое чум? С чего начинается строительство чума? Какие материалы используются? Назовите главный элемент чума? Для чего нужен очаг?

Конспект занятия по теме «Рыболовство»

(для мальчиков старшей группы)

Задачи: п родолжить знакомить детей с жизнью коренных народов Севера; познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством; воспитать интерес к народным промыслам коренного населения ХМАО.

Словарь: кусочек рыболовной сети, картинки с изображением морды, запора, лодки – обласки.

Методические приемы:

1. Беседа – рассказ о способах ловли рыбы.

2. Загадки детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?

Дети: Удочками, сетями.

Воспитатель: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой – ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

Как вы думаете, почему они так поступали?

Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.

Воспитатель: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько – сколько можешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор.(Демонстрация предмета или иллюстрации)

Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыб.

Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?

Дети: На лодке.

Воспитатель: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему?

Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.

Воспитатель: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.

Для успеха в рыбной ловле ханты изготавливали из дерева и бересты фигурки рыб, которые брали с собой на рыбалку. Это должно было обеспечить удачу во время рыболовства.

Как вы думаете, кто обычно занимался рыболовством?

Дети: Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.

Воспитатель: Про рыболовство ханты придумали загадки, сейчас вам зададут их наши ребята.

Дети: «Под водой гремучий дом» (это морда)

«У воды сто глаз, тысяча очей» (сеть)

Воспитатель: Загадки мы разгадали, много нового и интересного разучили, а сейчас вспомните:

Что брали с собой ханты на рыбалку?

Для чего они ее брали?


Насретденова Вария Рухелбаяновна

Вы только представьте, какой колоссальный поток информации обрушивается на ребенка в первые 10 лет его жизни – он должен узнать все и обо всем. Путем прикосновений ребенок чувствует структуру и теплоту вещей, глазами видит все вокруг, с помощью запахов определяет, что ему нравится, а что нет . Но как же дальше развивать познания маленького человечка, чтобы он развивался полноценным членом общества? Об этом прекрасно знают воспитатели, которые проводят познавательные занятия в детском саду , начиная уже с ясельных групп.

Цель занятий в детском саду

У ребенка должны развиваться не только 5 органов чувств, но и внимание, мышление, восприятие, память, воображение, умственная деятельность, речь, способность сравнивать, анализировать . Чем любознательней малыш, тем больше пользы принесут ему занятия в детском саду.

Рассказать ребенку что-либо об окружающем его мире можно не только в игровой форме, но и в форме каких-либо занятий, например, рисования, лепки, ручного труда . В этом случае ребенок научится чувствовать поверхность, различать цвета, формы, и таким образом начнет отделять каждый предмет от его свойств.

Познавательно-речевые занятия

Детей нужно знакомить не только с миром природы, но и с миром людей, поскольку всем им придется жить в социуме и общаться с другими людьми, со сверстниками, взрослыми тётями и дядями. Именно поэтому познавательно-речевые занятия в детском саду играют одну из главных ролей. Прогрессивные воспитатели знают, что нет ничего лучше, чем диалог со сверстниками . Для начала ребенку необходимо обогатить его словарный запас, постоянно называя не только предметы, но и их свойства, качества. Если малыш услышит новое слово, он переспросит, что оно означает и с полным ответом лучше его запомнит.

Нельзя детей ругать за то, что у них неправильная грамматика – в этом все дети: они создают свои словосочетания и слова, рифмы, грамматические конструкции и лишь путем проб и ошибок учатся правильно говорить. Перед воспитателями стоит задача лишь направить и подправить ребенка, если он говорит что-то неправильно.

Хотя бы 1-2 раза в день перед детьми нужно ставить задачу провести заданный диалог друг с другом. Разбить их на пары или на небольшие группы, дать несложное задание (девочкам разговор о куклах, мальчикам, как всегда, о машинках). Пускай они разговаривают друг с другом, а воспитатель будет слушать, и в случае неправильной постановки речи поправлять её. Таким образом, ребенок будет стараться говорить правильно, чтобы лишний раз его не поправляли перед сверстниками. Однако учебная мотивация и прямые указания в этом случае не действуют – дети делают и говорят, что хотят, поэтому их нужно заинтересовать для достижения хорошего результата.

Из чего состоят познавательные занятия?

Любые занятия в детском саду должны иметь свою цель, последовательность и план проведения. Познавательные занятия можно разбить на такие составляющие:

Развитие при помощи прикосновений

Это элементарные , которые помогают детям обследовать предмет, прикоснуться к нему, осмотреть со всех сторон. Однако им обязательно нужно указывать на цвет, форму, величину предмета, а затем научить малышей видеть различия между предметами с одинаковыми названиями, например: одинаковые лопатки, но одна желтого, а другая зеленого цвета, одна маленькая, другая большая, одна квадратная, другая овальная.

Знакомство с деталями

В этом случае детям предлагаются игры со «строительным материалом», например, пластилин, кубики, фигурки . В результате ребенок может услышать такие названия предметов, как цилиндр, кирпичик, призма, пластина. Можно попросить ребенка повторить построить фигурки в такой последовательности, как это сделал воспитатель, а потом дать волю фантазии малыша. С такими играми малыша легко научить соотношению размеров и форм , например, дать две машинки разных размеров и уточнить, что для одной нужен маленький гараж, а для другой очень большой. Обязательным является приучение детей собирать свои игрушки.

Познание целостной картины мира

Помимо того, что дети должны знать названия предметов в из ближайшем окружении, они должны понимать, для чего они нужны и представлять связь между ними, например: из тарелки едят, а из чашки пьют, для тарелки нужна вилка, а для чашки ложка. Дети познают, из какого материала сделан тот или иной предмет, например, из ткани, дерева, глины, бумаги, находить пару к предмету по цвету, предназначению, величине. Малышей необходимо знакомить с окружающим транспортом: сначала можно показывать им просто картинки, а потом выйти на прогулку и показать легковые и грузовые автомобили на дороге.

Помимо предметов вокруг познавательные занятия в детском саду должны ознакамливать детей с природой, животными и растениями. У каждой группы должны быть свои игрушки, которые имитируют тех или иных животных, а еще лучше, если в собраны их развивающие собратья, показывающие, как выглядят животные и какие звуки они произносят. Нужно называть не только кота и собаку, но и их детенышей: котенка и щенка, чтобы дети понимали разницу. Конечно, ничто не заменит наглядный живой пример на улице – понаблюдайте с детьми за птицами, за играми кошек и собак, за бабочками. Однако, уже в детском саду детям нужно прививать не только познания, но и доброту, переживания за ближнего, научите их подкармливать голубей или бездомных животных. К растениям также нужно относиться с бережностью, рассказывать детям о том, что большие ивы, растущие возле детского сада, были посажены много лет назад и новое деревце еще не скоро обзаведется большой кроной, а если сорвать с дерева веточку, то ему будет больно. Давайте детям не только познавательные, но и воспитательные уроки.

Воспитатели должны каждый день выводить детишек на прогулку, и во время игр рассказывать им о временах года, насколько красива природа в период цветения, опадания листьев или в заснеженную пору.

Тема «Государственные символы России»

Цели: Продолжать формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна.

Воспитывать любовь к своей стране и гордость за неё.

Задачи:

Познакомить детей с государственным символом России – флагом, гербом, гимном России;

Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу, стране;

Развитие интереса к истории и культуре родной страны;

Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;

Ход занятия

Дети под музыку О. Газманова входят. Становятся в круг возле мольберта.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о на нашей Родине. Наша страна – большая и красивая страна. Посмотрите на карту. Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Чёрного моря. Южная граница России проходит от берегов Чёрного моря до побережья Японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова). Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевый, Восточно-Сибирского, Чукотского. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы).

Игра «Моя Родина»

Воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя)

Горы снежные вершины,

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя)

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя)

Лес, как царство Берендея,

В нём живут медведь, лиса.

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

А на юге – море, солнце.

(Это Родина моя)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – белый, синий, красный.

(Это Родина моя)

Воспитатель: Как можно сказать про нашу страну, какая она?

Дети подбирают признаки к слову «страна». (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная)

Затем дети слушают песню “Моя Россия” Г. Струве и педагог проводит беседу по её содержанию.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и найдите в них что-то общее.

Воспитатель: Правильно, ребята, общее на этих фотографиях изображение российского флага. У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

А что такое флаг? Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А ещё по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже.

Выставляется флаг.

Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

Что изображено на Флаге России? Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

Один издетей рассказывает стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет - берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска

Солнечный рассвет. (В. Степанов)

Игра «Соберись у стяга».

Где можно увидеть флаги или флажки?

На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.

Дети перемещаются в уголок Патриотического воспитания.

Кроме флага отличительным знаком страны является герб.

Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

– Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

На красном щите изображён двуглавый орёл, поднявший распущенные крылья. Орёл увенчан коронами, а над ними ещё одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. Красный щит – это герб какого города? (Города Москвы)

– Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

– Каждый элемент герба имеет свое значение:

– двуглавый орел – символ единства России;

– короны – союз республик, входящих в состав России;

– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

Но почему у орла две головы?

Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, тувинцы, якуты и др.

– Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

Что вы увидели на монетах? - Герб.

Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают).

После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России»:

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный. В. Степанов

Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Прослушивание гимна России.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о символах нашей страны: флаге, гербе, гимне. Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за неё. Очень важно гордиться своей Родиной, любить её, защищать, быть достойным гражданином страны.


Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог или воспитатель вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников младшего и старшего возраста. Программа развития детей может включать многообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры.

Компьютерные игры учат ребенка планировать ход игры и прогнозировать результат действий. Это является началом развития теоретического мышления, владение которым необходимо для подготовки дошколят к обучению в школе.

Компьютерные математические игры способствуют развитию наглядно-действенного и логического мышления, усидчивости и концентрации внимания, учат ребенка анализировать, сравнивать и обобщать.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

  • легкому усвоению понятий величины предмета, его формы и цвета;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
  • повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

Дети быстрее овладевают навыками чтения и письма, проще усваивают понятия числа и множества, развиваются способности ориентирования в пространстве и на плоскости.

Ребенок познает окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Очень важно формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему, так как положительные эмоции способствуют высокой познавательной активности.

Что еще почитать