Как найти наставника? Реальная история из моего опыта

Торсунов Олег Геннадьевич – врач и психолог, профессор Бомбейского института «Ведическое здоровье». Специалист в области «Аюрведы», дерматовенерологии, иглоукалывания, акупунктуры, рефлексотерапии, фитотерапии, народной медицины. Имеет авторские методики лечения и диагностики заболеваний, обладающие высокой эффективностью и прошедшие испытания в системе Минздрава. Имеет два российских патента на изобретение. Закончил Самарский медицинский институт, интернатуру по специальности дерматовенерология, Московский университет Дружбы Народов по специальности иглорефлексотерапия.

Второе образование по классической восточной медицине аюрведе доктор Торсунов получил в Индии. Имеет пациентов по всему миру.

Вице – президент Ассоциации аюрведических врачей России.

Защитил научную диссертацию на тему общественного здоровья. Читает лекции. Результаты статистических исследований людей, которые постоянно слушают его лекции следующие:

50% - людей бросают совсем свои вредные привычки. Другие 50%, которые не бросают - улучшают свои отношения к вредной привычке.

65% - людей улучшают свои отношения в семье.

67% - людей улучшают отношение к питанию и к режиму дня.

47% - людей улучшают свои отношения на работе. И много, много другого.

Принципиальная разница от стандартного подхода к психологическому здоровью человека, это совмещение общей психологии, с древней ведической наукой о жизни и отношениях в семье.

(Из лекции Торсунова Олега Геннадьевича).
— Будьте осторожны когда люди вам начинают предрекать что-то. Это очень опасно. Но если человек действительно знает, почему бы не сказать? Надо всегда быть внимательным. То есть, чрезмерно быстрое движение к наставничеству может привести к серьёзному поражению в жизни. Часто люди выбирают наставниками тех, кто — вообще никогда ни в какие ворота даже не достоин. И есть определённые ключи к этим вещам. Вот первое, смотрите, настоящий наставник, это — слуга. Он никогда не будет из вас вытягивать деньги. Никогда. Это — просто невозможно. И даже хоть деликатно, хоть не деликатно. Старший — никогда не будет вытягивать деньги, первое правило.
Второе: старший — никогда не будет рушить семью ради веры . Вот он «ради веры» рушить семью — никогда не будет. Старший никогда не будет отлучать вас от детей. Старший (наставник ) никогда вашу веру не будет менять на другую. Старший (наставник ) никогда не будет вас заставлять «фанатеть», и отвергать своих родственников ради знания. Старший наставник никогда не будет вас «перенапрягать», делать так, чтобы вы — «ломались». Он будет всегда вас — «притормаживать» наоборот, чтобы вы — аккуратнее шли вперёд. Старший, это тот, кто — сам имеет старших наставников. Если у него нет классической древней духовной традиции, «молния по башке ударила», и он — стал старшим (наставником ), никогда не слушайте этого человека. Это очень опасно. Понимаете, он должен глубоко изучать священные писания, находиться в какой-то древней серьёзной духовной традиции. У него у самого должны быть старшие наставники. Поэтому, без веры старших — не бывает . Всегда человек должен принадлежать к какой-то цепи, к какой-то преемственности, Иначе он обязательно — заблудится. Старший наставник, когда разговаривает с женщиной — никогда не «строит глазки». Если вы видите что старший вам симпатизирует, он — не старший наставник. Не общайтесь с ним больше как со старшим наставником, это — ошибка.
Есть два отклонения у старших наставников. Одни старшие ссылаются только на священные писания, и не имеют никакого жизненного опыта. Они «сухие», и как бы — всегда утрируют. Другие всегда говорят жизненный опыт, и никогда не ссылаются на священные писания. Нужна — середина. Причём, чем больше человек развивается, тем больше с ним надо общаться с позиции священных писаний. Чем менее развит, тем — меньше, больше жизненного опыта.
Старший наставник — никогда не тянет «за уши» человека к духовной жизни. Он его просто вдохновляет на развитие. Старший наставник — всегда слуга, а не господин. Он не заставляет себе служить. Он — служит сам. Запомнили? Если этого чего-то нет, этот человек неквалифицирован быть старшим наставником. А быть старшим — очень опасно. Потому что если вы приняли прибежище у человека, который неквалифицирован, он уведёт вас туда, где «Макар телят не пас». Страшные картины бывают. Вот одна женщина ко мне подошла, и говорит, я ещё до этого консультировал её, что её муж попал в какую-то традицию «духовную», в которой ему старшие (наставники) сказали, что твоя жена она — неразвитая. Поэтому — не живи с ней. И вообще, как бы переезжай сюда, и живи здесь, зарабатывай на нас. Больше жертвуй. Зачем тебе материальной жизнью жить? Живи — духовной. Больше жертвуй нам сюда. Это — очень опасно!
Есть ещё такие системы, что если ты много денег заплатишь — получишь посвящение. А ещё больше заплатишь, ещё более высокое посвящение получишь. Всё зависит от количества денег. Поэтому, тебе в жизни надо «пахать» много для «посвящения». Это — не религия, это отклонение. Я вам просто рассказываю — куда не надо лезть.
Или допустим, провозглашают кто-то такое принципы: «Главное — свобода! Любовь — выше всего. Поэтому с кем хочешь сексом занимайся. Это всё — «любовь». Живи — свободно. Раздевайся, ходи без штанов. Всех люби вокруг. Все остальные люди — зажаты, закомплексованы. Ты — дитя природы. Бегай без штанов за белочками. Живи в лесу без штанов, купайся в чистой воде, сексом занимайся — с кем хочешь. Мы — дети природы» . В следующей жизни — обезьяной рождаются такие люди. Что они вот эту концепцию выбрали, и — получают потом. То есть — не по Дарвину получается, а наоборот (смеётся ).

КОНЕЦ ВЫДЕРЖКИ.

………………………………………………………………………………………………………………….

Здравствуйте мои дорогие. Теперь у меня появился серьезный стимул для регулярного написания статей в Блог и это напрямую связано с темой поста.

Важность наставника очень трудно переоценить. За 6 лет саморазвития, Я изучил достаточно много биографий успешных людей и многие из них говорили о важности наставника, который сыграл одну из ключевых ролей в их жизни!

Вот один из примеров. Роберт Кийосаки в своей знаменитой книге «Богатый папа, бедный папа» рассказывал о том, как отец его друга стал для него наставником, вторым отцом и способствовал развитию его предпринимательских качеств. И таких примеров очень много, если Вы читали биографии успешных людей, то знаете об этом.

После того, как Я вышел из традиционного МЛМ Бизнеса (об этом будет скоро отдельный пост), Я искал для себя наставника.

У меня было четкое понимание, какими качествами и ценностями должен обладать мой наставник. Для меня было важным понимать, что этот человек близкий мне по духу, профессионал своего дела (Интернет Бизнес), и кроме этого, также разделяет и другие мои интересы (Спорт).

И в очередной раз в моей жизни сработал закон вселенной: «Мысли материальны».

Учитель приходит, когда ученик готов – есть такая поговорка.

Впервые Я узнал об Олесе Тимофееве , когда еще активно занимался сетевым бизнесом (2010 год). Мне попалась его книга про обучение новичков в МЛМ. Это был действительно полезный материал, который Я начал применять в своем МЛМ бизнесе.

Осенью 2012 года Я узнал, что Олесь вышел из МЛМ и с головой погрузился в Интернет Бизнес. На тот момент Я уже четко понимал, чего хочу добиться в Интернет Бизнесе и искал новые идеи.

Еще Я понимал, что мне необходимо стать частью чего-то большого, намного большего чем то, что создавал Я сам (IBSTeam Club). Некоторое время Я следил за известными Бизнес тренерами, изучал различные сообщества (Бизнес Молодость, Андрей Парабеллум, Алексей Толкачев), которые существуют в Рунете, Я искал тот «Стиль», который подойдет именно мне ….

Однако Я понимал, что Бесплатные курсы и тренинги (которых полно в Интернете) не помогут реализовать мои идеи и не дадут тот результат, который Я хочу.

В марте мне попалась и очень заинтересовала компания Mindvalley (одно из крупнейших в мире издательств программ личностного роста). Понравился их подход к Интернет Бизнесу. А также, меня очень вдохновила книга Брендона Бурчарда «Совет на миллион. Измени мир и заработай состояние». Как позже выяснилось, Олесь лично обучается у этих людей.

В общем, все сложилось в один пазл. И вот в мае Я узнаю, что Олесь Тимофеев создает сообщество Интернет Предпринимателей «Genius Marketing».

Просмотрев несколько видео с Олесем, где он рассказывал о своей идее и делился ценным опытом. Потом еще увидел, что кроме бизнеса, Олесь уделяет внимание правильному питанию и занятиям спортом (футбол), для меня это важно. Я принял решение познакомиться с ним лично, пройти у него обучение и попасть в сообщество.

Узнав, что в июне планируется сразу несколько мероприятий, Я не стал дожидаться подробностей (пока их опубликуют на сайте), а сам написал письмо Олесю. В начале июня Я поехал в Киев, где 5 июня состоялся Бесплатный Мастер Класс «Онлайн перезагрузка 2.0» на котором было 1200+ человек, а 8 и 9 июня был на платном тренинге «Прыжок в онлайн Бизнес». На тренинге, Я получил очень ценные знания, которые уже начал применять в

Кроме обучения Интернет Бизнесу, мы еще успели поиграть в футбол с Олесем и его друзьями (а как же без спорта ) Это была игра на выживание с упорной борьбой и спортивным азартом. Ребята начинают играть в 7 утра, когда большинство людей или идут на работу, либо еще спят:)

Сейчас Я прохожу 2-х месячную программу Олеся Тимофеева «Успешный Онлайн Бизнес за 60 дней», в течении которой создаю свой проект, который уже очень давно хочу реализовать и о котором Вы очень скоро узнаете подробней!

Что Я все о себе, да о себе, поговорим о самом важном, о тебе дорогой читатель!

Как Вам найти наставника?

Давайте вначале разберемся кому, и в каких случаях нужен наставник.

Я считаю, что наставник (коуч, ментор, тренер) необходим абсолютно каждому человеку, который хочет быстрей достигать своих целей в жизни. Однако, есть несколько этапов развития человека. И человек, который находится на пути саморазвития, на первых этапах обычно пытается все сделать своими силами. Он использует бесплатную информацию из интернета (сайты, блоги, рассылки, всевозможные бесплатные курсы), книги, видео и аудио материалы.

И наступает момент, когда человек понимает, что ему необходим наставник. А иногда просто пинок под зад . Чаще всего это происходит в случаях описанных ниже.

Вам нужен наставник если :

  • Вы уже знаете, что нужно делать, но не делаете
  • Вам нужны намного большие результаты, чем у Вас есть сейчас
  • Вы хотите выйти на новый уровень в своем развитии
  • У Вас в голове «каша» из-за переизбытка информации
  • Вы оказались в сложной жизненной ситуации и не можете найти выход

Выбор наставника – это очень важный процесс, поэтому Я рекомендую Вам осознанно делать свой выбор. В идеале, Вы должны четко понимать, что конкретно Вы хотите получить от наставника и на каком уровне хотите с ним взаимодействовать.

Опишите, какими качествами должен обладать этот человек, какие у него ценности. Другими словами, нарисуйте портрет своего наставника.

Когда Вы начнете свои поиски, и Вам будут попадаться кандидаты, задайте себе такие вопросы:

  • Я испытываю симпатию к этому человеку?
  • Мне нравится тот стиль жизни, который ведет этот человек?

Если ответ на эти 2 вопроса «Да», тогда узнайте, как Вы можете получить опыт этого человека, на каких условиях он может стать Вашим наставником!

В идеале, Ваш наставник должен знать – как Вам попасть из точки А в точку Б. Он уже прошел этот путь и теперь может помочь Вам его пройти.

P.S: Напишите в комментариях – у Вас уже есть наставник, насколько важна для Вас эта тема? Мне очень важна обратная связь, буду рад обсудить эту тему!

Грамотный наставник играет большую роль в пути к успеху. Но как найти ментора, как вести себя с ним? Об этом рассказывают бывший госсекретарь США, основатели нескольких успешных стартапов и один из лучших авторов New York Times.

1. Речь о человеке, не о должности

«Для меня наставничество жизненно необходимо. Я приписываю большую часть своего успеха тому, что у меня было много отличных менторов, людей, к которым я могла придти и у которых могла спросить совета», - пишет Алекса фон Тобель, основатель и глава сервиса для финансового планирования LearnVest.com . Алекса отмечает, что важны знания и личные качества наставника: если ваш ментор не думает наперёд или же не самый честный человек, то он сам станет проблемой.

2. Не надо ждать отношений - наставничество имеет разные формы

«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете придти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», - советует Джанет Мок, автор New York Times. Когда у вас есть конкретный вопрос к конкретному человеку, которому вы доверяете, вы можете просто задать его - а отсутствие тесных взаимоотношений снимает с вашего наставника давление.

3. Не привязывайтесь к кофе и обедам: будьте гибким

Чем в работе мамы в возрасте от 35 до 45 лет, когда работают, отличаются от мужчин? Мамы хотят проводить время дома с детьми после работы. Неважно, на какое мероприятие их пригласили - для них важнее семья. «Поэтому я не могу думать, как 29-летний одинокий парень. Я должен думать о том, как привлечь свою целевую аудиторию», - говорит Кевин Конрой Смит, основатель The Number Project . Кевин советует не подходить к людям так, как удобно вам: сделайте встречу удобной для другого человека. Не всем нужен ваш кофе. Будьте гибким.

Женева С. Томас, основатель и главный редактор Jawbreaker.nyc , советует приглядеться к вашим коллегам: «Девушка около вас может нанять вас же на работу в течение пяти лет, или она может иметь контакты с крупным брендом, чьи спонсорские доллары вам нужны. Это маленькая планета, отношения очень важны!»

5. Ваши менторы обычно находят вас (не наоборот)

«Мои наставники нашли меня за работой. Мой начальник был моим ментором, когда я получил первую работу на полную ставку в 25 лет. Мой первый босс буквально научил меня делать заказ в ресторане - потому что я была чёрной девочкой из города Инглвуд, Калифорния, и я никогда в жизни не ела суши, не была в Mr. Chow, не ходила в ресторан на Родео Драйв в Беверли Хиллз, но для новой работы я должна была ходить в эти места на встречи. Он купил мне мою первую подарочную карту в Barney"s: помню, я думала „Что такое Barney"s?“ - рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. „Люди думают, что менторы спускаются с небес как ангелы с крыльями и говорят “Я твой ментор». Это не так, это обычно кто-то, кто помогает вам в определенных аспектах жизни и заботятся о вас".

Кондолиза Райс, директор Global Center for Business and the Economy в Стэнфордском университете советует не искать ментора, который будет похож на вас. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», - говорит бывший госсекретарь США. «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».

7. Не просите карту - спрашивайте о том, как ориентироваться

«Быть ментором - это значит верить в кого-то и заботиться настолько, чтобы делиться своими знаниями. Мои наставники не всегда имели ответы на все вопросы, но они могли делиться мудростью и опытом. Когда я встречаю человека, которого хочу видеть своим ментором, я прошу его рассказывать мне истории. Я хочу сидеть рядом и услышать так много историй из жизни, сколько смогу», - рассказывает Скутер Браун, основатель School Boy Records . «Я рассказываю наставникам, что происходит в моей жизни, и спрашиваю: „Есть что-то в вашей жизни, о чём вы можете рассказать, чтобы помочь мне?“ Я хочу учиться на ошибках прошлого. Я хочу учиться на успехе».

8. Учитесь не только брать, но и отдавать

Менторство должно помогать обеим сторонам, считает главный операционный директор Charm & Chain Джейми Рутенберг. «Во многих аспектах моей карьеры менторство и идея расширения возможностей друг друга было ключевым фактором успеха. И мне нравится быть наставником для других людей, делиться опытом, давать людям учиться на моих ошибках и успехе».

9. Наставничество - не спасательный жилет

Вы не можете заставлять людей спасать себя, не нужно обращаться к ментору только тогда, когда у вас всё идёт очень плохо. Менторство должно быть взаимовыгодным. «Если вы ищете кого-то, от кого хотите помощи, но ничего не даёте взамен - это не круто,» - рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. Вы должны сами что-то привнести в жизнь вашего наставника. «Моя наставница никогда не платил за обед со мной - я оплатила каждый обед, потому что я ценю её». Кто был вашим наставником? Был ли человек или люди, которые сильно повлияли на вас как на личность и как на профессионала? Расскажите о своём опыте в комментариях.

Менторство в сфере предпринимательства – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – опытными предпринимателями, которые на ранних стадиях развития стартапа помогают команде своими знаниями и опытом – довольно распространённая практика. Причём, такое сотрудничество повышает статус как стартапа, так и самого ментора. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. Специалисты онлайн-школы предпринимательства Vector рассказали, кто такой ментор, как найти наставника и договориться с ним о совместной работе.

Зачем нужен ментор

Начинающему предпринимателю не помешает взгляд со стороны и мнение опытного наставника, который сможет предостеречь от ошибок, дать экспертную оценку, подсказать нужное направление для развития и понять, как найти себя в бизнесе. Ментор оценит вашу работу и беспристрастно и укажет на слабые места. Стартаперы-неофиты зачастую не могут предвидеть большинство проблем, как найти и развивать свой бизнес, в то время как ментор обладает опытом и сможет вовремя предостеречь от ошибки.

Как найти ментора

Есть несколько способов найти себе ментора. Поскольку чаще всего менторы работают со стартапами, то есть возможность найти наставника при любом стартап-акселераторе. Менторская программа представлена, например, в институте «Сколково».

Если договориться с ментором в рамках этих институций не удастся, можно заняться индивидуальным поиском. В первую очередь, изучите все публикации в СМИ об успешных компаниях, которые близки вам по сути работы и подходам к бизнесу. Выделите эти компании, изучите их сайты и найдите контакты тех, кто, на ваш взгляд, может быть вам полезным.

Важно: в идеале ваш наставник должен быть практиком. Если вы выберете себе ментора, знающего о бизнесе лишь понаслышке, то и его советы и взгляд на ситуацию могут быть далеки от реальности. Работайте с тем, кто знает рынок изнутри.

Сообщите своим знакомым (особенно тем, кто так или иначе связан со сферой ваших интересов) о том, что вы ищете ментора, и попросите их помочь вам в поиске. Узнайте в университетах и бизнес-ассоциациях, нет ли у них специалистов, которые готовы были бы консультировать вас в качестве ментора.

Посещайте тематические мероприятия и конференции: там есть возможность найти человека с необходимыми опытом и знаниями, который сможет стать вашим ментором. Однако не забывайте: лучше идти подготовленным. Речь идёт не только о том, чтобы знать, как «продать» идею менторства и сотрудничества с вами. Важно заранее понимать, к кому стоит подойти. Изучите список спикеров (а в идеале раздобудьте список всех участников конференции), определите для себя, кто из них вам подходит в качестве потенциального ментора, найдите их фотографии и запомните в лицо.

Как убедить ментора работать с вами

Подумайте над сильными чертами вашего проекта. Определитесь, для чего вам нужен ментор и чего вы хотите достичь в обозримом будущем. Далее действуйте по ситуации.

Если вы встретили потенциального ментора на мероприятии, постарайтесь завязать диалог. Задайте пару вопросов о его работе, о его взгляде на ситуацию на рынке, а затем переходите к делу: коротко расскажите о своей компании (упомянув сильные черты и достижения) и о планах на её развитие. Сообщите, что вы очень заинтересованы в вашем собеседнике как в менторе и предложите обменяться контактами и встретиться, чтобы обсудить такую возможность. Постарайтесь сразу уточнить, когда ваш потенциальный ментор готов с вами пообщаться.

Если познакомиться с ментором в офлайне у вас возможности нет, напишите ему письмо по электронной почте: расскажите коротко о себе и компании, и о том, почему вы хотите сотрудничать именно с ним. На следующий день постарайтесь дозвониться до него (если не удастся найти номер мобильного - звоните по рабочему) и уточнить, видел ли он письмо и как он относится к вашему предложению. Также вы можете попытаться «достучаться» до него в социальных сетях.

Если вам удалось договориться о встрече, подготовьтесь как следует: приготовьте сжатую, но емкую презентацию, продумайте заранее важные вопросы, которые вам хотелось бы обсудить. Не забывайте: у вашего потенциального ментора может быть очень напряженное расписание, так что экономьте его время. Будьте готовы пообщаться и на сторонние темы: умение поддержать беседу всегда играет на руку. Расскажите, как вы видите вашу совместную работу, спросите, насколько это интересно вашему собеседнику и с какой регулярностью он готов общаться с вами. В продолжение беседы вышлите письмо с благодарностью и предложение назначить следующую встречу.

Будьте в меру настойчивы, но в случае отказа проявите понимание и продолжайте поиски.

Как общаться с ментором

Регулярность общения с ментором зависит от вас, от того, насколько вы сможете заинтересовать его в тесном сотрудничестве и наладить контакт. Будет это раз в неделю или раз в несколько месяцев - вопрос, на который ответите только вы, исходя из количества свободного времени, стремления к диалогу и степени вовлеченности вашего наставника в ваше дело.

Тем не менее, помните: это общение необходимо, в первую очередь, вам, так что проявляйте инициативу, будьте на связи и напоминайте о себе.

Что касается вознаграждения ментора: изначально, когда вы только запускаете проект, сотрудничество может проходить на безвозмездной основе. Однако распространена практика, когда с развитием бизнеса ваши отношения переводятся в иной формат с финансовой точки зрения, например, ментору выделяется небольшая часть акций компании.

Полезные ресурсы

Российские:

    Менторская программа в «Сколково» - программа развития инновационных проектов (направления: IT, биомедицина, энергоэффективные технологии и т.д.). Менторская поддержка осуществляется на безвозмездной основе и доступна участникам проекта «Сколково».

    Бизнес-инкубатор МГУ - работает по принципу акселератора. Отобранные команды получают посевные инвестиции, проводят четыре месяца на образовательной программе, консультируются с кураторами, развивают проект и привлекают новые инвестиции.

    Бесплатный онлайн-сервис позволяет начинающим предпринимателям и владельцам компаний с небольшим бюджетом найти менторов, которые помогают им построить успешный бизнес.

    Service Leader – ресурс поиска онлайн-ментора. Для установления контактов используется электронная почта.

    Mentor On – ещё один ресурс по поиску онлайн-ментора; подбор ментора производится с помощью системы фильтров.

    Чтобы получить доступ к базе менторов, нужно приглашение, которым вы сможете обзавестись, оставив свой электронный адрес.

Вот уже много лет я занимаюсь личностным ростом, самопознанием, читаю специальную литературу и понимаю, что для дальнейшего личностного роста мне необходим учитель, наставник, в общем тот, кто укажет дальнейший путь. Но почему же его все нет и нет? Ведь во всех книгах пишут, что когда человек начинает заниматься самопознанием и встает на путь духовного роста, то его находит учитель. Пишут, что когда ученик готов, то учитель обязательно появится и раз у меня так и не появился учитель, значит я или не готова, или вообще не достойна того, чтобы изменить себя и изменить свою жизнь?

Да уж, интересные у тебя размышления появляются. С одной стороны ты в себя не веришь, с другой – пытаешься поставить себя в зависимость от какого-то выдуманного образа. Наверное, еще и образ конкретный сформировался, этакий умудренный жизнью, высокий, статный, не сильно молодой, но и не очень старый, с сияющими глазами и легкой сединой, наставник?

— А откуда ты знаешь? Ты с ним встречалась? И как он, где он тебя нашел, как происходит этот процесс, когда находят ученика?

— Охо-хо. Так я и думала. Да чего уж там скрывать, сама несколько лет назад так же мыслила. Но отвечаю по порядку – да, я встречала его «на страницах книг по личностному росту и самопознанию. Знаешь, многие авторы любят так описывать учителей, гуру и наставников. Видимо, чтобы людям интереснее читать было.

На самом деле этот образ не покидал меня несколько первых лет, как только я заинтересовалась самопознанием и всем, что с этим связано. Для меня «учитель» превратился в некий идеальный образ идеального наставника, без которого я даже не мыслила своей дальнейшей жизни. Я думала, что чем больше буду заниматься духовными практиками, тем скорее стану готовой к тому, чтобы меня нашел мой наставник. Но сколько бы я ни практиковала, он все не появлялся и не появлялся. А я все ждала, верила, и в какой-то момент стала замечать в себе мысли: «Наверное, я какая-то не такая, Я недостаточно продвинутая, просветленная и т.д. «Я недостойна учителя». В общем самоуничижение по полной программе.

— А что дальше. Дальше все стало терять смысл. Я сама себя загнала в зависимость с одной стороны, от конкретного, мной самой выдуманного образа. А с другой стороны получилось, что таким образом я в том числе сняла с себя ответственность
за свою жизнь. Вроде как сама не думала, как жить дальше, а ждала, когда придет мудрый дяденька или седовласый старец и скажет мне, как жить дальше.

— Вот это да. Прям как про меня рассказываешь. И что? Что дальше произошло.

Главное открыться им и впустить их знания и опыт в себя и в свою жизнь.

— Я не совсем тебя понимаю, можешь конкретнее?

— Да легко. Ты же знаешь моих друзей и знакомых, коллег и родственников?

— Ну не всех, ну в общем да.

— Так вот, помнишь мою соседку, ту даму с нижнего этажа?

— Да, вы часто общаетесь, ей лет 55-60.

— Да, только лет ей за 70. Я тоже раньше думала, что лет 50. Вот мне и стало интересно, как она живет и мыслит, что не только так молодо выглядит, но и легко к любым жизненным ситуациям относится. Я стала внимательно присматриваться к её поступкам, спрашивала, что она читает, брала у неё эти книги.

А помнишь мою подругу, она сейчас в другой город уехала жить?

— Да, конечно.

— Так вот, у неё стала учиться солнечности и оптимизму, а больше даже какой-то удивительной чистоте восприятия.

А моего учителя живописи, ты ведь заходила ко мне на занятия и видела его? Знаешь, у него складываются удивительные отношения с людьми, как с юными учениками, так и с нами, со взрослыми. Вот я и стала присматриваться к нему, анализировала, как он относится к людям. Удивлялась, сколько в нем терпения, любви и приятия. И, конечно, стараюсь и в себе выработать такое отношение к людям.

В тот период жизни я окончательно поняла, что нельзя буквально дословно воспринимать слова «когда ученик готов, появится и учитель». В том-то все и дело, когда ты действительно готова измениться, когда ты готова изменить себя и изменить свою жизнь , ты начинаешь учиться у окружающих людей тому, что сама раньше не умела и что тебе интересно перенять. Вот и получается, что когда ты на самом деле сама внутренне готова, вот и появляется твой учитель, а обычно даже несколько учителей. И именно в той области, в которой ты хочешь перемен.

— Да, а ведь ты сейчас рассказывала про себя, а у меня как-то автоматически стали возникать аналогии с моими знакомыми. Я теперь понимаю, что вокруг меня огромное количество людей, и многие из них обладают для меня совершенно уникальными знаниями и опытом. Да каждый человек для меня уникален, и у каждого я могу чему-то научиться.

— Это точно. Просто тебе не всегда нужен и подходит опыт другого человека. Но это ещё не значит, что тебе нечего у него перенять. Знаешь, самым сильным откровением в тот период жизни, когда передо мной открылась буквально долина, заселенная сплошь учителями и наставниками, я вдруг поняла, что самые важные для меня учителя – это мои самые близкие и родные люди. И не только в том, что мы проходим совместные уроки. Просто со временем ты привыкаешь к тем, кто живет с тобой
рядом и с кем ты видишься каждый день.

Тебе кажется, что ты уже хорошо этих людей знаешь, и ничего нового они для тебя не откроют. Но вот когда эта пелена спадает, ты понимаешь, что человек меняется каждый день, у него что-то происходит в жизни, он проходит свои уроки, набирает свой жизненный опыт, у него свои успехи и свершения. И вот когда я начала внимательнее присматриваться к самым близким мне людям, я поняла, скольким же многим вещам могу у них научиться. Т.е., они в буквальном смысле слова стали моими учителями и наставниками.

— А что конкретно? Если, конечно, не секрет, ты можешь привести какой-то пример?

— Да не секрет. Пожалуй, самым ярким эпизодом стало озарение в том, что ведь мой самый близкий человек, мой любимый мужчина, обладает именно тем качеством, которое я всегда стремилась в себе выработать. Много лет я хотела научиться тому, чтобы концентрироваться на чем-то одном и уметь достигать значительных для меня успехов. Но, обладая талантами, мне всегда не хватало внутренней настойчивости что ли,
или ещё каких-то качеств для того, чтобы завершить начатое дело и реализовать свой талант, как говорят многие, «не в стол». Например, я несколько лет писала и давала почитать свои записи друзьям, и все спрашивали: «А чего ты не публикуешься? Почему в издательства не отправляешь, ты же здорово пишешь!» Но всё у меня то «времени не хватало», то я увлекалась параллельно другими проектами. То фотографирую, то рисую, то танцами занимаюсь. И дело не в том, что не нужно всем этим заниматься, а в том, что и там я хотела успехов, и там.

Самое главное, что такое мое отношение к своей жизни меня сильно угнетало. Ведь я хотела реализации и не понимала, почему ничего толком не получается. И вот как-то мы разговаривали с мужем, и я вдруг поняла, что ведь он именно тот человек, который на первый взгляд довольно легко добивается успехов. И не обязательно только в делах, но и в любом проекте, за который он берется, через пару лет у него все складывается хорошо.

Вот тогда я и стала расспрашивать его, как у него так получается? Впитывала всё, что он мне рассказывал. Делала записи, а потом анализировала. Прошло уже несколько лет, и я поняла, что смогла многому у него научиться и многое перенять.

А ведь я могла впитать его знания и опыт намного раньше, ведь живем мы вместе уже много лет, но, как говорят, пока ученик не готов… Так же и в отношениях с другими людьми. Вчера вот племяшка молодая приезжала, она замечательный человечек и на первый взгляд может показаться, что вроде как она ещё совсем юная и только начинает жить, чему у неё можно научиться? Но я понимаю, что подобные мысли – это глубочайшее заблуждение и сегодня хочу погулять в своем любимом парке и поразмышлять на данную тему.

Видишь, сколько много вокруг нас ходит-бродит учителей и наставников…подожди, куда ты так целеустремленно собираешься?

— Спасибо тебе огромное, ты даже не представляешь, во мне такое желание открылось двигаться на пути личностного роста дальше. Ты даже не представляешь, мне сейчас столько всего обдумать надо и переосмыслить. А сколько людей вокруг меня! В общем, я хочу хорошенько всё проанализировать и начать жить по-новому, уже с множеством учителей и наставников!

Если у вас остались вопросы, то вы можете получить консультацию автора статьи и книг А. Гай. Условия

С уважением, Анастасия Гай.

Что еще почитать