Милосердие к животным. Кто наживается на нашем милосердии к животным

В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев поднимает проблему сострадания и милосердия к животным. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере мальчишек, которые увидели плывущих среди льдин диких гусей, которые не могли выбраться из воды, потому что их уносило течение. Мальчишки сжалились над гусями, захотели их спасти: "Гусыня кричала с таким горьким отчаянием, что замирало сердце".

А также писатель показывает нам, что мальчишки спасли диких гусей, у них на это хватило смелости. Один из героев рисковал своей жизнью: он мог в любую секунду провалиться в полынью, если бы треснул лёд: "И вот мы бросаем доски, ползем меж торосов к припою.

Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лёд, уцепился за доску. Мать-гусыня поплыла к доске. Все семейство двинулось за ней". Ребята спасли гусей, отогрели, накормили и с тех пор в их деревне появились гуси.

Авторская позиция ясна: В.П. Астафьев изобразил обыкновенных мальчишек, но настоящих героев, рискующих своей жизнью, которые из милосердия и сострадания спасли диких гусей. Писатель показывает, что настоящий человек не может остаться равнодушным к страданиям животных и птиц.

Например, в стихотворении Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы" дед Мазай повествует историю о том, как однажды, в половодье, когда все было затоплено, спас зайцев. Он осуждает своих односельчан-охотников, потому что те истребляли дичь в больших количествах.

Другим примером может служить рассказ Тендрякова "Хлеб для собаки". Действие происходит в тридцатых годах прошлого века, когда был страшный голод. Мальчик, чтобы заглушить угрызения совести, ищет самого голодного в селе. До этого он кормил "слонов" и "шкелетов", но потом нашел самое несчастное существо - собаку, у которой навсегда было потеряно доверие к людям.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: милосердный человек способен помогать и людям, и животным.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Милосердие к бездомным животным»

Цель: формирование у учащихся представление о милосердии.

Задачи: Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно быть милосердным.

Развивающая:

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение

Воспитательная:

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение учащихся к бездомным животным, нуждающимся в нашей помощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, листы бумаги, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, картинки бездомных животных.

Ход классного часа

    Вступление.

    Нашу беседу мне хочется начать с одной истории, которая произошла несколько лет назад в г. Москве.

Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. (слайд 1) Спасти собаку не удалось.

Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». (слайд 2) Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей». (слайд 3)

Есть у памятника и название: « Гуманному отношению к животным посвящается».

    Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.

/Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение./

    Как можно назвать поступок девушки?

/Жестокость, бессердечность, варварство./

    Как относились к псу продавцы торговых палаток и работники станции? (ответы)

II . Работа над понятием « Милосердие»

    Как вы понимаете термин милосердие? Давайте попробуем, разобраться от каких слов произошло слово «милосердие»? (Милость – отзывчивость, доброта)

    Какого человека можно назвать «милосердным»? (Милосердный человек – человек с добрым сердцем) (слайд 4)

    Милосердие и доброта это родственные слова?(ответы)

    По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки?

/Близким людям, товарищам, животным/.

    Сегодня о чем будем разговаривать? (о милосердии)

    Я предлагаю вам затронуть одну из важных тем: милосердие к бездомным животным. Мне хочется услышать ваше отношение к ним.

    Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент. Подумайте: Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Видеофрагмент «Задумайтесь…» (слайд 5)

    Милосердие. Нужно ли оно в наше время? (ответы)

    Откуда появляются бездомные животные? (ответы)

    Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным? (ответы)

Работа в группах. (слайд 6)

В наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно. В этом деле нужны единомышленники.

Я предлагаю вам сделать выбор и поработать над следующими вопросами, найти себе единомышленников. А также подумать, какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

1 вопрос : Как можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных?

2 вопрос : Что лично вы можете сделать уже сегодня?

3 вопрос : Какое обращение можно придумать к людям?

(презентация своих работ)

III. Заключение. Рефлексия.

Упражнение «Частичка сердца для тебя».

    А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия и доброты? (в сердце человека)

    У меня в руках большое сердце, которое символизирует милосердие и доброту. У каждого из вас есть «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие. (Учитель проходит с сердцем, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).

    Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

И нашу беседу мне хочется закончить словами великого французского писателя а , автора сказки «Маленький принц», и задумайтесь: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» (слайд 7)


Вместо эпиграфа:

«РЕШЕНИЕ ОТМЕЧАТЬ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ (WORLD ANIMAL DAY) БЫЛО ПРИНЯТО НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ СТОРОННИКОВ ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ, ПРОХОДИВШЕМ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ФЛОРЕНЦИИ В 1931 ГОДУ.
Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как ДЕНЬ ПАМЯТИ О КАТОЛИЧЕСКОМ СВЯТОМ ФРАНЦИСКЕ АССИЗСКОМ (Feast Day of St Francis of Assisi, 1181/1182 - 4 октября 1226), КОТОРЫЙ СЧИТАЕТСЯ ПОКРОВИТЕЛЕМ ЖИВОТНЫХ. ЦЕРКВИ МНОГИХ СТРАН ПРОВОДЯТ СЛУЖБЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ЖИВОТНЫХ, ЛИБО 4 ОКТЯБРЯ, ЛИБО В ДЕНЬ, БЛИЗКИЙ К ЭТОЙ ДАТЕ.
Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия. В РОССИИ ЭТА ДАТА ОТМЕЧАЕТСЯ С 2000 ГОДА ПО ИНИЦИАТИВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ. ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ УСТАНОВЛЕН С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ОСОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ В ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ.
Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные - это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие ее члены.
РОССИЯ ПРОЧНО УДЕРЖИВАЕТ ВТОРОЕ ПОСЛЕ США МЕСТО В МИРЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. В КАЖДОЙ ТРЕТЬЕЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ ЖИВУТ «БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ».
*******************
Друзья!
Как ни печально, но домашние животные тоже болеют, становятся бомжами, погибают. Умирают иногда самой мучительной смертью… Увы, есть и просто …живодеры, убийцы «братьев наших меньших»!?
Во всех странах! Даже в благополучной Бельгии! (см. ниже).
Учение Живой Этики много говорит о животных!
Вот лишь некоторые выдержки:
«Об.142. Правильно замечено, что ДЕТИ ЖИВОТНЫХ ДОЛЖНЫ ПОДЛЕЖАТЬ ОХРАНЕ. ВОПРОС МАТЕРИНСТВА ТОТ ЖЕ, ЧТО И У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Когда животные будут помилованы, они будут платить свой налог молоком, шерстью и трудом. ВОПРОС ЖИВОТНЫХ, ЖИВУЩИХ ОКОЛО ЧЕЛОВЕКА, ОЧЕНЬ ВАЖЕН. МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, КАК ИЗМЕНИТСЯ АТМОСФЕРА, КОГДА ОКОЛО ЖИЛИЩА БУДУТ ДРУЗЬЯ. Спросите араба о коне или северянина об олене – они скажут не о животных, но о семье».
«З.А.Й.446. УТРАТИВ МОСТ К МИРУ ВЫСШЕМУ, ЛЮДИ НЕ ТОЛЬКО СЕБЕ ВРЕДЯТ, НО И ВСЕМУ ОКРУЖАЮЩЕМУ. И СОБАКИ ИХ ПОЛНЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, И ЖИВОТНЫЕ, И ПТИЦЫ, И РАСТЕНИЯ ИХ НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ.
Нужно заметить человеку: "Посмотри, что творишь вокруг себя!" МЕРТВОЕ ИЛИ ЖИВОЕ НАЧАЛО ЛЕЖИТ НА ОБСТАНОВКЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ».
«М.О.1.373. Лошади и собаки особенно понимают и негодуют на приближение одержимых. В древнем Китае была особая порода собак, высоко ценимая, которая особенно чутко узнавала так называемых одержимых. Также в древности было принято показывать гостям коней и собак. При этом замечали отношение животных. МНОГИЕ ПОСЛЫ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ ТАКОЕ ИСПЫТАНИЕ. НУЖНО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО КОШКИ ТОЖЕ ЧУЮТ ОДЕРЖИМОГО, НО ОБЫЧНО СОВЕРШЕННО ОБРАТНО. ОДЕРЖИМОСТЬ ПРИВОДИТ ИХ В РАДОСТЬ. ТАК, НАПРИМЕР, КОГДА КОШКА ЧУЕТ ОДЕРЖИМОГО ИЛИ СИЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЕГО, ОНА НЕ ПРЯЧЕТСЯ, НО ХОДИТ, РАДУЯСЬ И МЯУКАЯ, ТОГДА КАК СОБАКА ОЩЕТИНИТСЯ И ПЫТАЕТСЯ БРОСИТЬСЯ НА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА».
«АУМ.112. Правильно понимать, что так называемые священные животные были не божествами, но естественными следствиями из-за местных условий. И теперь люди часто говорят о священной обязанности, полагая под этим не религиозные обряды, но полезные нравственные действия. УСЛОВИЯ ДРЕВНОСТИ ЧАСТО ТРЕБОВАЛИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ К ИЗВЕСТНЫМ ЖИВОТНЫМ ИЛИ ДЕРЕВЬЯМ И РАСТЕНИЯМ. СВЯЩЕННОЕ ОЗНАЧАЛО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ. ТАК СОХРАНЯЛОСЬ НЕЧТО НЕОБХОДИМОЕ И РЕДКОЕ. И ТУ ЖЕ ОХРАНУ СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ НАЗЫВАЮТ ЗАПОВЕДНИКАМИ, потому следует очень бережно относиться к понятиям неясным. Так много примешано к области религии, что за дальностью времен поверхностные наблюдатели совершенно не могут распознать основу от наслоений».
«АУМ.277. ЧАСТИЦЫ ВЫСШЕЙ ЭНЕРГИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ СООТВЕТСТВЕННО И В ДРУГИХ ЦАРСТВАХ ПРИРОДЫ. ЦАРСТВО ЖИВОТНОЕ И ЦАРСТВО РАСТИТЕЛЬНОЕ УМЕЮТ СОХРАНЯТЬ ЧАСТИЦУ ЭНЕРГИИ И В ТОНКОМ МИРЕ. ОСОБЕННО НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ, БЫВШИЕ ОКОЛО ЧЕЛОВЕКА, СОХРАНЯЮТ НЕКОТОРУЮ СВЯЗЬ С ОРГАНИЗМОМ ТОНКОГО ОБИТАТЕЛЯ. КОГДА СОВЕТУЮ МИЛОСЕРДИЕ К ЖИВОТНЫМ, ТО ИМЕЮ В ВИДУ, ЧТО ЛУЧШЕ ВСТРЕТИТЬ МАЛЕНЬКИХ ДРУЗЕЙ, НЕЖЕЛИ ВРАГОВ. Конечно, следует сохранять соизмеримость во всем, иначе можно получить неполезные животные излучения».
«АУМ.278. Часто спрашивают – сохраняют ли свой облик животные в Тонком Мире? Редко, ибо отсутствие сознания часто делает их бесформенными – туманные очертания иногда, как импульсы энергии, но часто даже неуловимы. ЯВЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ, КОНЕЧНО, ОТНОСИТСЯ К НИЗШИМ СЛОЯМ ТОНКОГО МИРА. ТАКИЕ ПОТЕМКИ МОГУТ УСТРАШАТЬ СМУТНЫМИ ОБЛИКАМИ. СЧИТАЮ, ЧТО ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА НЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ В ЭТИХ СЛОЯХ, НО НЕРЕДКО ЛЮДИ ПОХОДЯТ СОЗНАНИЕМ НА ЖИВОТНЫХ»
«АУМ.279. Мир Тонкий наполнен прообразами животных, но лишь крепкое сознание усматривает их. КОНЕЧНО, ВИДЫ ТАКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ НЕСЧЕТНЫ, ОТ СЛОЖНЕЙШИХ ДО РАЗЛАГАЮЩИХСЯ, КАК СОР. Не следует думать, что обитатели Тонкого Мира все обладают одинаковым зрением».
«АУМ.387. Также не полезна атмосфера, напитанная пищевыми испарениями. ТАКЖЕ НЕ ПОЛЕЗНО ПРЕБЫВАНИЕ ЖИВОТНЫХ – так каждый в своих возможностях устранит неполезное».
«Н.154. Урусвати знает, ЧТО ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛЯ МОГУТ ГОВОРИТЬ С ЖИВОТНЫМИ. ПРИМЕР ВЕЛИКОГО ПУТНИКА И В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ПОРАЗИТЕЛЕН. НО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ РАЗУМНО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Люди могут не прибегать к животным звукам и все-таки понимать их. Психическая энергия может непосредственно соприкасаться с такой же энергией и достигать понимания.
НО ЕСЛИ БЫ УВИДЕТЬ, КАК ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ОБРАЩАЛСЯ К ЖИВОТНЫМ И ПТИЦАМ, ТО МОЖНО БЫ УБЕДИТЬСЯ В СУЩЕСТВОВАНИИ ЖИВОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ МИРАМИ. ОН МОГ ПОЗВАТЬ ПТИЦУ СЕБЕ НА РУКУ И ПОСЛАТЬ ЕЕ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ. ОН МОГ УТИШИТЬ ЛЮБОЕ ЖИВОТНОЕ НЕ ОКРИКОМ, НО ВНУШЕНИЕМ СПОКОЙСТВИЯ. В СТАРЫХ ПРЕДАНИЯХ ГОВОРИТСЯ О ПРИХОДЕ БОЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ К УЧИТЕЛЮ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ. МОЖНО ПРИВЕСТИ МНОГО ТАКИХ ПРИМЕРОВ, И УЧИТЕЛЬ ИМЕЛ ПРАВО НАЗВАТЬ ЖИВОТНЫХ МЕНЬШИМИ БРАТЬЯМИ. Но не было никакой условной нарочитости в этих свободных общениях, было не рабство, но СОТРУДНИЧЕСТВО».
…Вот оно ключевое слово- СОТРУДНИЧЕСТВО!!!
Понимают ли нынешние двуногие, с кем имеют дело, кидая кость собаке или гладя свою мурку? Ведь это те же будущие люди, только пока в шкурах и на четырех ногах. Мы были ими, они будут нами (в следующей Манвантаре и на другой планете).
Да, такое понимание приходит трудно. Особенно к жестоким людям…
Вот и церковники в России дружно ополчились против инсталляция (в которой использованы чучела птиц, собак и кошек - работы, привезенные из Бельгии знаменитым художником, режиссером, хореографом Яном Фабром), месяц назад разместившейся в одном из залов Эрмитажа, в Главном штабе. К необычной выставке музей готовился год. Горожан предупреждали, что она будет провокационной, будет будоражить умы и вызывать непростые острые чувства. На посещение части экспозиции наложили ограничение «16+».
«В БЕЛЬГИИ ОЧЕНЬ ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ, - НА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ ОБЪЯСНЯЛ ЕЕ АВТОР ЯН ФАБР. - ОДНАКО У НАС ТАК ЖЕ, КАК В РОССИИ, БЫВАЕТ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ВЫБРАСЫВАЮТ ПИТОМЦЕВ НА УЛИЦУ, А ТЕ ПОТОМ ПОГИБАЮТ - ОТ ГОЛОДА, ХОЛОДА, ОТ ЗЛЫХ РУК ИЛИ ПОД КОЛЕСАМИ АВТОМОБИЛЕЙ. ЧУЧЕЛА, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗОВАЛ, ИМЕННО ТАКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. И УБИЛ ИХ НЕ Я, А ЖЕСТОКОСТЬ БЫВШИХ ХОЗЯЕВ, И ИМЕННО О НЕЙ Я ВЕДУ РАЗГОВОР, - ПОДЧЕРКНУЛ ХУДОЖНИК».
Но вот «В СЕРЕДИНЕ НОЯБРЯ КАК ПИСЬМЕННО, ТАК И УСТНО НАЧАЛА ВОЗМУЩАТЬСЯ НЕКАЯ «ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» - ЛЮДИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ПОСЕТИТЕЛЯМИ ЭРМИТАЖА. ЗАТЕМ ДУРНО ОТОЗВАЛАСЬ ОБ ЭКСПОЗИЦИИ В СЕТИ ПЕВИЦА ЕЛЕНА ВАЕНГА. БУРНО ПОДДЕРЖАЛ АРТИСТКУ ДЕПУТАТ ВИТАЛИЙ МИЛОНОВ, КОТОРЫЙ НАЗВАЛ ВЫСТАВКУ «ПЛЕВКОМ В ДУШУ РОССИЙСКОМУ НАРОДУ», А ЭКСПОНАТЫ - «ПОШЛЯТИНОЙ», «МЕРЗОСТЬЮ» И «ГАЛИМАТЬЕЙ». ЯН ФАБР - ПО СЛОВАМ ПАРЛАМЕНТАРИЯ - «БОМЖ ОТ ИСКУССТВА» И «НЕУДАЧНИК–ЭКСПЕРИМЕНТАТОР». Эрмитажу тоже досталось от Милонова:
- Решение о проведении такой выставки - самодурство и полный идиотизм, - вынес диагноз руководству музея депутат».
Директор же Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский интеллигентно прокомментировал эти нападки в свой адрес:
-ЭТО НЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО, А КРИК В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ, И ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВИЛЕН. МЫ РАЗБУДИЛИ ЛЮДЕЙ, ЗАСТАВИЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ.
Разбудили?
Депутатов и церковников? Ханжей в полном смысле этого слова!? Эти двуличные темные алчно пожирают плоть братьев наших меньших, оскорбляют Рерихов, Учение Живой Этики, ежедневно поносят Высшее. И вот еще и нападают на тех, кто осмелился показать всю жестокость и неприглядность нынешнего мира, устремленного к алчности, наживе, роскоши и всем другим порокам!?

Поистине, только космический огонь сможет очистить планету от такой заразы!

Вл.Назаров

Нефтеюганск

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .

Самопожертвование из милосердия

  1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
  2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.

Последствия сострадания и равнодушия

  1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
  2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.

«Делить милосердие к людям и ко
всем прочим это значит,его не иметь.
Милосердие есть, или его нет…»
АндрейМакаревич

1. Попрошайки, которые бывают двух видов:

А. Уличные «коробочники» .

Они обычно сидят в людных местах или у станций метро с коробками, полными щенков и котят. Если внимательно присмотреться, то видно, что маленькие бедолаги вялые или больные, вплоть до того, что некоторые скреплены между собой за уши степлером, чтоб не расползались.

Профессиональные «коробочники» животных не поят и не кормят, чтобы не пачкали коробки, а по окончанию «срока службы» (около недели), трупы маленьких страдальцев выбрасывают на помойку или спускают в канализацию. После чего набирают свежее пополнение при помощи объявлений на стенках и в газетах, или покупают у профессиональных постащиков живого товара, которые под эгидой официальных зоозащитных организаций постоянно собирают у населения «лишних» животных, якобы для «пристройства в хорошие руки».
Причём самые ушлые из них умудряются ещё и получать с хозяев немалые суммы на содержание до пристройства и сопутствующие хлопоты…


Однако! Этих жуликов следует отличать от просто обнищавших пенсионеров, которые вынуждены побираться в силу личных обстоятельств, - те люди пожилые, стоят, как правило, с одной-двумя тоже пожилыми собаками и, в отличие от «профессионалов», охотно принимают помощь пищей, а не деньгами!

Б. Вторую, не менее многочисленную группу любителей лёгких денег, составляют так называемые «Интернет-коробочники», которые собирают в разы большие суммы и, в отличие от уличных «коробочников», не преследуются ни полицией, ни околозоозащитной общественностью.
Интернет-попрошайки орудуют в Социальных сетях и на зоосайтах, публикуя или рассылая через ЛС душераздирающие посты. Например: " я спасла из подвала семерых больных котят, двое из них уже умерли, а остальные сидят у меня на руках и дрожат. Если в ближайшее время на мой Яндекс-кошелек (карту СБ, «голодный телефон»), не поступит ваша помощь, то и эти котята умрут в страшных мучениях!"

Среди Интернет-попрошаек есть настоящие виртуозы своего дела, которые ухитряются за короткое время собирать сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Многие, возможно, помнят как ЦПБЖ «Потеряшка» с помощью ТВ и прессы, собрала почти 2.5 млн. руб на лечение Рыжика, сбитого машиной на Светлановском проспекте, и более 1.5 млн. руб. на Бонуса, найденного в Юнтоловском парке с отрезанными задними лапами. После чего обе несчастные собаки умерли из-за плохого медицинского ухода, а деньги были распилены...Огромные деньги с лохов собирают не только на собак и кошек, - РКЦ «Велес» уже много лет успешно «доит» медведей!

Но есть и честные официальные Приюты для животных, которые не вымогают денег у населения, а живут на средства учредителей.
Точно также, существуют ещё в России честные, глубоко порядочные и милосердные спасатели животных, которые на свои скромные зарплаты или пенсии кормят, лечат и согревают попавших в беду кошек и собак! Эти люди, в силу своих высоких моральных принципов, не идут с протянутой рукой, а стараются самостоятельно сводить концы с концами, зачастуя бедствуя и голодая.
Поэтому, если вы, милосердные Дамы и Господа, не можете сами кого-то взять с улицы или из приюта, но хотите реально помочь животным, а не ловким мошенникам, то просто оглянитесь вокруг. Наверняка в Вашем доме или дворе есть такие зооспасатели, которые с благодарностью примут любую, тактично оказанную помощь!

2. Заработать на человеческом милосердии к животным можно не только «разводя на жалость» отечественных лохов, но и с помощью заграницы. В России действуют несколько некоммерческих организаций, руководители которых безбедно существуют за счёт финансирования из-за рубежа.
Всё, что для этого требуется, - задурить головы группе «полезных идиотов», т.е. своих волонтёров, и послать их на «штурм» какой-либо «живодёрской организации». Например, «Макдональдса»; KLM или...Российского цирка.
Многие здравомыслящие люди давно заподозрили, что акции одиозного ЦЗПЖ «Вита» полезны не столько животным, сколько экономическим конкурентам атакуемых ей организаций.

Рассмотрим, поподробнее, самую шумную, за последнее время, кампанию, направленную на ликвидацию Цирков с животными, чьим злейшим конкурентом является канадский «Цирк дю Солей».
Спору нет: «Спасение» цирковых животных, - легко, приятно, почетно и, что самое главное, ни к чему не обязывает.
В отличие от реального спасения бездомных кошек и собак, которых надо тащить в свою чистенькую квартирку,- мыть; лечить; кормить; глистогонить; пристраивать и т.д. и т.п. вплоть до контроля за новыми хозяевами...
В то же время, никто и не подумает упрекнуть «идейных зоозащитников» за то, что они даже и не помышляют делать того же самого в отношении от «спасенных» ими слонов, тигров и бегемотов!
http://maxpark.com/user/4294968742/cont ent/2036813
Интересно, понимает ли аффилированный с «Витой» т.н. «Альянс защитников животных» , что требуя закрытия цирков с животными и зоопарков, он фактически обрекает на смерть их обитателей!?
Если бы эти негуманные зоозащитники сначала подготовили места для достойного проживания «освобождаемых» ими животных и предъявили источники финансирования, гарантирующие качественное питание и уход, то всё было бы честно.
Но пока, в деятельности борцов против Цирков, наблюдается только показуха, суета и самопиар, замешанные на полном непонимании главного постулата Альберта Швейцера: «Смысл жизни - в благоговении перед Жизнью».
Иными словами говоря, борцы против цирков и зоопарков, это не защитники Жизни, а защитники Смерти!
Всё это совершенно не означает, что автор поддерживает идею сохранения нынешних цирков с животными. На мой взгляд, самым разумным является решение Правительства Великобритании, которое, в отличие от того, что рассказывает «Вита», не стало огульно запрещать все цирки с животными, а запретило лишь использование в них некоторых видов диких. В частности - больших кошек, предоставив их владельцам два года на размышление.
Но, лично я, пошёл бы ещё дальше: полностью запретил дрессировку диких животных и оставил бы в цирках только домашних, - собак, лошадей, крыс и проч.
НО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК БУДУТ ПРИСТРОЕНЫ В ХОРОШИЕ РУКИ ВСЕ НЫНЕШНИЕ ЧЕТВЕРОНОГИЕ АРТИСТЫ!

Иначе их просто «гуманно» убьют, так же как этих «освобожденных от рабства» слонов, львов, медведей и тигров, трупы которых можно увидеть на фотографиях

3. Но самыми опасными, не только для вас, но и для ваших родственников, являются т.н «зоориэлтеры», которые охотятся за квартирами престарелых любителей животных!

Так, например, принадлежащий гражданке Великобритании Анне Коган, Фонд «Большие сердца» и аффилированный с ним РООЗЖ «Зоозов Элита», возглавляемый Александром Красновым (помощником депутата Гос.думы от ЛДПР М.Шингаркина), разработал следующую схему «сравнительно честного» отъема квартир и другого имущества у населения:
Чтобы понять механизм действия этого, совершенно нового для России, вида коммерции, попробуйте поставить себя на место одинокого пожилого человека, единственной отрадой и радостью в жизни которого стали его «домашние любимцы» , - какая-нибудь Мурка или Жучка. Естественно, что этот человек весьма озабочен тем, что с ними будет в случае его внезапной кончины.

Узнав о том, что ровно через месяц после его ухода из жизни, эти самые Мурка и Жучка будут жестоко умерщвлены по Закону, несчастный старичок или старушка запаникуют и будут готовы на всё, лишь бы спасти любимое существо!

Вот тут то, как бы случайно, и появится благородный «спаситель» в лице представителя вышеупомянутого фонда.
Этот «благодетель» предложит такой вариант:

Публичная оферта фонда «Большие сердца"http://www.bolshieserdca.ru/#!legacy/cvh 5

Вы подписываете у нотариуса завещание, согласно которому вы оставляете Благотворительному фонду помощи животным «Большие сердца» в наследство всё Ваше имущество или только его часть. Взамен этого Вы возлагаете на Благотворительный фонд помощи животным «Большие сердца» завещательный отказ, т.е., в данном случае,обязанность имущественного характера в пользу Ваших животных.

Согласно данным договоренностям Благотворительный фонд помощи животным «Большие сердца» публично принимает на себя следующие обязательства:
- П осле Вашей смерти наши волонтёры приезжают и временно вселяются в Ваше жильё, ухаживая за Вашими животными.
- Мы (по Вашему предварительному выбору в завещательном отказе) либо заселяем волонтёра, чтобы он постоянно жил с Вашими животными и ухаживал за ними, до момента их естественной смерти (в этом случае продать квартиру мы сможем только после естественной смерти последнего из Ваших питомцев), либо устраиваем продажу Вашего жилья, а животных забираем на пристройство или в домашние приюты.

- Если Вы решите, что Ваша недвижимость должна быть продана, то (опять же по Вашему выбору) мы либо пристраиваем ваших животных в новую семью, либо помещаем их в частный (домашний) приют, входящий в нашу всероссийскую сеть приютов, на доживание.
...Если у вас нет своего жилья, но есть другое имущество – не переживайте, мы все равно заберём Ваших животных и найдем им достойный дом….



Дальнейший ход развития событий, в случае подписания этого «гуманного» предложения, думаю, каждый из вас может представить сам.
А увидеть, какая судьба уготована домашним любимцам доверчивого завещателя, можно на фотографиях из статьи «Зоореалисты или зоофашисты», опубликованной на сайте «Трибуна Общественной Палаты РФ».

Главная опасность данных «зоозащитников» состоит в том, что они имеют покровителей в высших эшелонах политической и бизнес элиты России, а потому противостоять им законным образом практически невозможно.
(подробности можно прочитать на Эхе Москвы в статье «Алишер Усманов и кошачьи деньги»)

Достоверно известно, что к данному проекту ВИП-мародеры готовились заблаговременно!

Вот так, к примеру, обрабатывала общественное мнение некая организация, которую содержит олигарх, финансирующий одновременно и ЛДПР.

Так что, будьте бдительны, Дамы и Господа, - не дайте себя облапошить и лишить жилплощади!

Что еще почитать