Классный час "Мы идём в гости". Классный час на тему "Мы идем в гости" (3 класс)

Цели:

После проведения данного классного часа последовала практическая часть: по выходным дням классный руководитель вместе с группой ребят ходила к ученикам, которые должны были показать знания правил приема гостей. Данное мероприятие нетолько сплотило учителя и детей, учителя и родителей, детей и родителей.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Воспитай себя сам»

Цели:

  1. развивать коммуникативные способности обучающихся, умение общаться в коллективе;
  2. воспитывать нравственные ценности, уважение детей к взрослым и друг к другу;
  3. продолжить работу по сплочению коллектива родителей и учащихся;
  4. показать необходимость воспитания в себе положительных качеств характера с раннего детства.

Оборудование:

  1. видеозапись опроса детей;
  2. карточки с высказыванием о самовоспитании;
  3. карточки с написанными на них чертами характера;
  4. Стихотворение А. Барто «Сонечка»
  5. Стихотворение Б. Заходера «Перемена»
  6. Караоке песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»
  7. Презентация к классному часу

Ход знания:

Учитель: Дети у нас сегодня праздник, на нашем классном часе присутствуют гости, а раз праздник, значит у всех должно быть хорошее настроение. А хорошее настроение лучше всего создает хорошая песня, хорошая музыка. Давайте и мы начнем наш праздник с песней об улыбке.

(На плазменной панели появляется караоке песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот», дети поют вместе с учителем.)

Учитель: Вот теперь улыбнемся друг другу и нашим гостям, а в гостях у нас сегодня ваши родители, и начнем наш классный час.

Чтобы определить тему классного часа, послушайте одну историю и попробуйте сформировать ее сами.

  1. Однажды с учеником 2 класса Петей Ивановым случилась такая история: мама отправила его в магазин за хлебом. А Петя был очень рассеянный мальчик, и по дороге в магазин он потерял деньги. Придя домой, Петя сказал маме, что мальчишки из соседнего двора отняли у него деньги. Мама, пожалев своего сына, успокоила его. Когда наступила ночь, то Пете приснился страшный сон: как будто к нему явилась сама госпожа Совесть и стала упрекать его в том, что Петя сказал неправду. Она говорила ему, что с самого раннего детства нужно воспитывать в себе такие качества характера, как правдивость, смелость, трудолюбие и много других хороших качеств.

Когда Петя проснулся, то он твердо решил рассказать маме всю правду. Он понял

главное: чтобы вырасти достойным человеком, нужно воспитывать самого себя уже сейчас.

Дети и родители высказывают свое мнение, затем приходят к общему мнению, что тема классного часа – самовоспитание.

Учитель: Ребята, все были правы, а тема нашего классного часа звучит так:

«Воспитай себя сам».

На плазменной панели появилась тема классного часа «Воспитай себя сам»

Учитель:- как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Учащиеся : - О чертах характера, о поведении….

Учитель: - А как по-другому можно называть воспитание самого себя?

Учащиеся: Самовоспитание.

Учитель: Правильно. А еще мы будем на классном часе оценивать поведение и поступки литературных героев. Ребята, как вы думаете, для чего нужно заниматься самовоспитанием?

Учащиеся : Самовоспитанием нужно заниматься, чтобы не стыдно было за себя, за свои проступки, чтобы от тебя исходило добро, радость, чтобы другие люди тебя уважали и ценили.

Учитель: Ребята, когда я готовилась к классному часу, то некоторым ребятам нашего класса задали вопросы:

  1. Какой(ая) по характеру?
  2. Знаю ли я себя?

Давайте посмотрим, какие ответы я получила на эти вопросы:

(на плазменной панели появляется видеозапись опроса детей класса)

Учитель: Вот видите, многие затруднились ответить на эти вопросы. Ребята, а чтобы вырасти достойными людьми, нужно ли уже сейчас заниматься самовоспитанием?

Может быть, это нужно делать, когда вы станете взрослыми?

Дети уверенно говорят, что нужно сейчас заниматься самовоспитанием, потому что когда вырастут, может быть уже поздно.

Учитель: Все вы молодцы! А все ваши размышления уложились в Золотом правиле нравственности. Давайте хором его прочитаем. (На плазменной панели «Золотое правило нравственности:»

«Поступай по отношению к другим людям так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Учитель: Ребята, как вы понимаете это правило?

(Дети высказывают свое мнение)

Учитель: Какие качества характера нужно в себе воспитывать?

Учащиеся: Доброта, вежливость, аккуратность, воспитанность…..

Учитель: А теперь посмотрите на доску. Здесь записаны качества характера человека.

Их нужно разделить на две группы.

Дети выходят по одному и распределяют слова на 2 группы:

Доброта, вежливость, зависть, злость, взаимовыручка, дружелюбие, жадность, лень.

Учитель: По какому принципу вы разделили эти слова?

Учащиеся: На «хорошие» и «плохие», «положительные» и «отрицательные»

Учитель: А теперь вспомните «Золотое правило нравственности и проанализируйте свой вчерашний день.

(На доске записаны вопросы).

  1. Жили ли вы по этому правилу?
  2. За что вчера было стыдно?
  3. А кто из одноклассников вас порадовал?

Дети делятся своими мыслями.

Учитель: Ребята, а давайте спросим наших родителей, может быть они вспомнят случай из своего детства, когда им было стыдно за свое поведение или случай, когда вы своим хорошим поступкам порадовали родителей.

Родители высказывают свое мнение

Учитель: А теперь работа в группах.

(В каждой группе детей присутствует один родитель)

Каждой группе раздается карточка с высказыванием. Вам нужно обсудить, как вы понимаете эти высказывания:

  1. Нет ничего важнее, чем победа над самим собой.
  2. Не бойтесь говорить о своих недостатках, а бойтесь их не исправлять.
  3. Не замечать своих недостатков – самый страшный недостаток.
  4. Если ты сделал добро- скрой, если тебе сделали добро – расскажи.

Учитель: Какой же мы можем сделать вывод, прослушав высказывание?

Учащиеся: Что недостатки свои нужно не скрывать а исправлять.

Учитель: Значит, есть еще чему учиться?

А теперь давайте послушаем стихотворение и определили черты характера литературных героев. Заранее подготовленные дети читают наизусть стихотворения.

Б. Заходер «Перемена»

А. Барто «Сонечка»

Все дети оценивают поведение литературных героев по плану, который записан на доске:

  1. Какие черты характера ярко видны у литературного героя?
  2. Если бы вы встретились с этим героем, какой бы вы дали ему совет?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Берем не берем»

Я называю вам какую- либо черту характера, а вы если ее берете, то поднимаете руки вверх, а если не берете, то приседаете.

Лень, милосердие, наглость, жизнерадостность, глупость, любовь, веселье, ворчливость, гнев, четкость, юмор, ябедничество, терпеливость, скромность, ум, зазнайство (список можно пополнять).

Учитель: Молодцы! Теперь прочитайте на экране высказывание древнегреческого философа Сократа:

«Человек! Познай самого себя, и ты будешь счастлив» (На плазменной панели).

  1. Кто согласен с этим высказыванием?
  2. Поднимайте руки те, кто считает необходимым проводить работу по самовоспитанию?

Значит, наш классный час прошел не зря.

Спасибо дорогие ребята и уважаемые родители.

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему:

«К вам пришли гости…»

Цели:

  1. Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой),
  2. Познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой.
  3. Формировать приветственное отношение, самосознание, ответственность, дисциплину.
  4. Развивать коммуникативные навыки, аналитические и творческие способности детей.

Ход занятия:

Перед началом мероприятия звучит музыка. В мероприятии использованы произведения Мишеля Леграна, Поля Мориа, Джо Дассена. Столы в классной комнате расставлены буквой "П". Классный руководитель в центре.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?

На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

П. Сообщение ученика (3-5 минут) "Национальные традиции гостеприимства у разных народов"

Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.

В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.

III. Знакомство с правилом "Как встречать нежданного гостя".

Итак, звонят, откройте дверь!

Ой, кто-то пришел! Что делать?

Сейчас мы во всем разберемся. Что нужно помнить?

Первое. Любой звонок или стук в дверь могут означать, что к тебе пришел человек, которого ты совсем не ждешь. И если ты выйдешь полуодетым, замотавшись полотенцем, может получиться большая неловкость.

Второе. Идя к дверям, воздержись от неосторожных высказываний.

Третье. Отворяя дверь, закрой на замок сердце и спрячь подальше эмоции.

Четвертое. Детям следует соблюдать осторожность, особенно если в доме нет никого из взрослых, и все вопросы с посторонними людьми решать при закрытых дверях.

Но если уж ты отворяешь дверь, то распахни ее широко - ведь дверь открывают не для того, чтобы впустить позвонившего, дай посетителю понять, что он входит в гостеприимный дом. Сделать узкую щель, в которую можно лишь просунуть свой собственный нос, верх не любезности. Гость будет считать, что ему открыли чуть ли не по принуждению. Представь, что ты зашел к своему товарищу за книгой, а тот, оставив тебя на лестнице, сбегал в комнату, принес книгу и просунул тебе ее в щель между дверьми.

Но вот ты благополучно открыл дверь. Что же дальше? Быть хорошим хозяином вовсе не просто. Давайте рассмотрим несколько сценок и разберем поведение героев.

IV. Разыгрывание сценок и разбор поведения героев

1 сценка.

У Ани день рождения. Аня пригласила гостей к шести часам. Антон никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Аня открыла дверь, увидев Антона, небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.

Ребятам предлагается разобрать ситуацию. Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы

2 сценка.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа! Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ребята рассматривают ситуацию. Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.

V. Ситуации на тему "Гость и хозяин". Обсуждение.

Ситуация первая.

Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Вася никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Вспомнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? Что можно посоветовать Васе?

Ребята дают ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти гостей в другой раз.

Ситуация вторая.

После соревнований Антон сказал Жене: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем”.

Ладно, - ответил Женя, - приду.

Часов в восемь Антон уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз теплой воды, собирался выстирать носки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Антон вытирал мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказал Женя, - это я.

Он зашел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся.

А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили. На память.

Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Женя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Антон взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Женя отправился бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? - Поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, веселого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

Чего барахло всякое в доме держите? - на лице Жени ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Женя ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Антон в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Антон. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю. Наевшись и напившись вдоволь чаю, Женя взялся за кепку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А марки твои я взял, мне они понравились, и ножик перочинный взял, и, гремя сапогами, он помчался по вестнице

А как вы, ребята, отнеслись бы к такому гостю?

Дети называют ошибки гостя, хозяина. Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик и марки, решил снова без приглашения прийти, шумел на лестнице. Есть и другие более мелкие ошибки. Были ошибки и в поведении хозяина.

Ситуация третья. (Сценка)

Девятитилетие - серьезная дата. И Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженного. И даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Алину подарками. Алина всех встречала по-разному.

Жене очень обрадовалась: "Проходи, Женечка, проходи!"

Вика принесла книжку: "С днем рождения, Аля!"

Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну, ладно, проходи, раз пришла.

Аля! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла. А за этими духами папа во Францию ездил, - это Оля прибежала.

Ах, какие духи, ах, какой цветок!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Алине в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла конфеты и заколку.

А я не ем с такой начинкой конфеты, - сказала Алина, - ах, какая красивая заколка!

Когда пришли все ребята, Алина пригласила гостей за стол. Все чинно уселись, довольно быстро управились с угощением и заскучали. Девочки обсуждали моды, а мальчики хоккейный матч. Алина пригласила гостей к столу, поставила большой торт. Но есть уже никто не хотел.

Айда, ребята, шайбу погоняем, сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись подружки смотреть телесериал.

Вопросы ребятам : Как вы думаете, почему не получился день рождения? Правильно ли вела себя Алина?

1. Нельзя обсуждать подарки при гостях, какими бы они ни были. Нужно поблагодарить за каждый подарок Ребята не должны называть цену подарка.

2. Алина должна была продумать не только угощение, но и развлечение для гостей (игры, конкурсы).

VI. Подведение итогов классного часа.

Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином?

Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в личную комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином?

Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

Что значит быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином?

Это значит заранее подумать не только о том, чем вы хотите угостить своих друзей, но и чем займете их, а кроме того предупредительный хозяин угадывает желание гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином?

Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

Что значит быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином?

Это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.

Что значит быть ТАКТИЧНЫМ хозяином?

Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

И наконец, что значит быть ВОСПИТАННЫМ хозяином?

Это значит быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Все выделенные слова написаны на отдельных листах – плакатах. И в ходе беседы вывешиваются на доске.

И в заключение рассмотрим "10 простых правил для хозяина" и "10 простых правил для гостей". Учащимся выдаются правила-памятки. Ребятам выдаются так же памятки "6 веселых игр для гостей" и "4 вкусных секрета для неожиданных гостей".

VII. Игры с гостями.

С детьми проводятся игры "Кто это?", "Ха-ха-ха", "Узелки", "Планета", "Телеграмма", "Отгадай". Даются советы по приготовлению простых и вкусных блюд для неожиданных гостей.

VIII. Рефлексия по кругу (10 мин)

Что дало каждому из вас обсуждение поведения хозяина и гостя?

Изменилось ли в тебе что-нибудь в ходе обсуждения рассматриваемых проблем? Если да, то что именно?

IX. Заключительное слово классного руководителя (Звучит мелодия "Последний летний день" Поля Мориа).

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем хорошим хозяином. Надеюсь, что наш классный час вам в этом поможет.

Дополнительный материал для проведения классного часа

«К вам пришли гости».

10 простых правил для хозяев.

  1. Улыбка - самое главное при встрече гостей!
  2. Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.
  3. Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
  4. Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
  5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.
  6. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей
  7. Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе
  8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.
  9. Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.
  10. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

10 простых правил для гостей.

  1. Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.
  2. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудьте снять обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их "живьем".
  3. Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.
  4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность.
  5. Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.
  6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.
  7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.
  8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим
  9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим.
  10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности

К вам пришли гости

6 веселых игр для гостей

1. Кто это?

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно, только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности.

А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа

2. Ха-ха-ха

Это очень простая игра. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.

Все садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: "Ха!" Следующий говорит "Ха-ха!", третий - "Ха-ха-ха!" и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество "Ха" или засмеется, выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков. Кто засмеялся последним – победил.

3. Узелки

Игрокам предлагается на веревочке завязать по десять узелков как можно туже. Узлы могут быть любые. Когда задание выполнено, предлагается развязать узлы Кто быстрее - победил.

4. Планета

Сначала участникам конкурса предлагается "вдохнуть жизнь в новую планету - надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем "Заселить" эту планету жителями - быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого жителей окажется больше - тот победитель!

5. Телеграмма

На листе бумаги пишется любое короткое слово в 4, 5. 6 букв. Каждый должен составить текст-телеграмму, чтобы каждое следующее слово начиналось с очередной буквы в слове

6. Отгадай

Один из игроков выходит из комнаты, остальные задумывают какой-то предмет для отгадывания. Отгадчик возвращается и начинает задавать вопросы, стараясь по признакам определить этот предмет. Остальные отвечают "да" или "нет" Выигрывает тот, кто сумеет отгадать предмет, задав меньшее число вопросов.

К вам пришли гости

4 вкусных секрета для неожиданных гостей

Шарлотка яблочная

Форму смазать маслом, уложить на дно ломтики яблок, залить жидким тестом (3 яйца, 1 стакан сахара, I стакан муки). Выпекать 30-40 минут.

Коктейль "Гости пришли "

Молоко (300 г) и ягодный сироп (50 г) хорошо перемешать в миксере. Добавить немного ванильного сахара. Вместо сиропа можно использовать жидкое варенье.

Апельсиновый десерт

Апельсин разрезаем пополам. Получилось две корзинки Вычищаем мякоть, мелко нарезаем, смешиваем с мороженным, добавляем тертые или рубленные орехи и изюм. Можно добавить кусочки любых фруктов. Все хорошо перемешиваем и выкладываем в корзинки из апельсиновой кожуры. Сверху посыпать орехами или украсить фруктами.

Тесто "на бегу"

Один стакан кефира, половина чайной ложки соли, 100 граммов маргарина или масла и муки столько, чтобы тесто легко отлипало от рук и раскатывалось.

К этому тесту идет любая начинка : и сладкая, и мясная, и рыбная. Например:

  1. натертый сыр, фарш, репчатый лук, капля майонеза;
  2. тыква, натертая на терке, сырая с яблоками и клюквой, смешанная с ложкой крахмала,
  3. творог с ягодами, каплей ванили и сахара.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Лабытнанги

Сценарий классного часа на тему :

«К вам пришли гости…»

Учитель начальных классов

Рыкова Елена Александровна

Цели и задачи

— знакомить детей с правилами поведения в гостях; развивать культуру гостя.

Предварительная работа

Дети готовят игры и конкурсы, которые можно провести на Дне рождения.

Ход классного часа

Беседа о Дне рождения

Учитель . Вы получили приглашение надень рождения друга и стали думать, что же можно сделать приятное. Ведь день рождения — самый любимый праздник.

Все мы любим день рожденья.

И, хоть полон он забот,

Как приятно в день варенья

Старше стать на целый год!

В этот день все чествуют виновника торжества: его окружают вниманием, говорят добрые слова, в его честь слагают стихи и поют песни.

Как же себя надо вести, чтобы не омрачить праздник имениннику?

Дети записывают правила поведения.

Правила поведения в гостях

1. Не опаздывать, а прийти в положенное время.

Чтоб хорошим гостем быть,

Нужно с временем дружить

И являться на порог

Без задержки, точно в срок.

2. Принести подарок и правильно его подарить.

Учитель . На день рождения принято дарить подарки. Каждый знает, как приятно получать в подарок именно то, что ты хочешь, когда дарящий угадывает твое желание.

Бывает и так, как в стихотворении:

Старушке прислали в подарок кофейник,

А пуделю — плетку и медный ошейник.

Довольна старушка, а пудель не рад

И просит отправить подарок назад.

Почему пудель не рад подарку? (Дети отвечают.)

Учитель . Иногда в подарок дарят то, чего самому не нужно. Как вы считает, это вежливо?

Бобренок Борька зря схитрил.

Какая ж это дружба,

Когда ты другу подарил

То, что тебе не нужно?

Тогда подарки хороши,

Когда ты даришь от души.

Как сделать так, чтобы именинник запомнил свой день рождения надолго? (Придумать разные конкурсы и развлечения.)

Игра «Каравай»

Давайте мы выберем именинника и споем ему песенку «Каравай».

Дети встают в круг, в центре — именинник.

Дети.

Как на Танины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

А вот...лучше всех.

Игра «Волшебный стул»

Именинник садится на стул, и все дети начинают говорить о нем хорошее. Можно спеть песню для именинника, например, «Пусть бегут неуклюже» или какую-либо другую.

Учитель . Придумайте свои игры и конкурсы для именинника.

Подведение итогов

Цели:

Познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей;

Воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

Учитель. «Да бросьте вы церемониться!» - говорим мы тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур - проще говоря, церемоний.

Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы нашего журнала.

II. Устный журнал.

Страница 1. Об истории хороших манер

1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.

Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.

2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3-й ученик . В XI—XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая - внимательное, учтивое отношение к женщине - сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.

От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4-й ученик . С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Учитель . Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля-солнца». Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях

Учитель . Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

Учитель . Да, наверное, на это есть много причин.

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко умнее.

И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Тот, кто приходил в дни радости, придет разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

В гостях будь приветлив и весел.

Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Страница 3. Инструкция... как не надо дарить подарки

1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

2-й ученик . Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмем».

4-й ученик . Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»

5-й ученик . В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

III. Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

Первая ситуация.

Саша прибежал к своему товарищу домой - на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?

Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

Вторая ситуация.

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили. На память.

Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки?

Ответ. Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

Третья ситуация.

Алешка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли ко мне, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Все мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

Кто виноват в этом?

Ответ. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

Четвертая ситуация.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович - очень хороший друг папы.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ответ. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату или спросить, нужно ли что-нибудь передать.

Пятая ситуация.

Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Дима никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

Шестая ситуация.

Десятилетие - серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого, молочный коктейль сделали.

Накрыв стол, мама ушла к соседке - Лена попросила её об этом, объяснив, что ребятам так будет свободнее, они не будут стесняться.

Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и... заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.

Лена принесла еще один большой торт, но есть никто уже не захотел.

Айда, ребята, на улицу, поиграем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились, а следом разошлись и подружки.

Когда мама вернулась домой, именинница горько плакала.

Как вы думаете, почему не получился день рождения?

Ответ. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Веселые игры, забавные соревнования, маленький концерт - это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто, как не мама, нашел бы выход из положения!

IV. Подведение итогов.

1.Выводы.

Учитель. Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

Давайте ответим на вопросы:

Что значит быть приветливым хозяином?

Ответ. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

Что значит быть внимательным хозяином?

Ответ. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

Что значит быть щедрым хозяином?

Ответ. Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

Что значит быть тактичным хозяином?

Ответ. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

А что значит быть воспитанным гостем?

Ответ. Это значит выполнять правила поведения в гостях, не показывать своего плохого настроения и недовольства.

2. Заключительное слово учителя.

Учитель . Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты «В гостях и дома».

Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте!» и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.

Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

Привел Коля Мишу к себе домой. Галоши в один угол кинул, пальто - в другой.

Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто.

Классный час «Мы идём в гости»

Цель: вспомнить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

Задачи:

    воспитание толерантности, товарищества, взаимопомощи, дружбы, уважения к себе и другим;

    формирование навыков культурного поведения в гостях, самоанализа, рефлексии;

    развитие речи, мышления, творческих способностей.

    Определение темы классного часа

Прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске:

Доброму гостю хозяин рад.

Как вы её понимаете?

Догадайтесь о теме нашего классного часа

ВЫВОД: Тема – Мы идём в гости. (записать)

    Цель, задачи

    С.р. - написать, как можно больше составляющих темы, т.е. план занятия

    Обсуждение. Выделяем то, о чём конкретно говорим:

    Из истории

    Встреча гостей

    Вручение подарка

    Поведение за столом

    Сервировка стола

    Из истории

Как вы думаете, а давно ли появилась традиция ходить в гости?

Рассказ Кати о том, как раньше ходили в гости.

Обобщение: Какой вывод можем сделать?

Какие 2 роли вы есть во время любого торжества? (гость и хозяин)

Какие могут быть поводы для приглашения гостей? (день рождения, свадьба, награда, семейная дата, праздник)

    Встреча гостей

С чего начинается любой праздник? (со встречи гостей)

Составляем памятку, как встретить гостей

1. Гостей обязательно __________________________________________ .

2. Невежливо спрашивать, что _____________________________________________.

3. Подарки не прячут! Необходимо _______________________________________________________________________ .

4. Благодарят не только за подарок, но и за ____________________________ .

5. Подаренные фрукты и конфеты __________________________________________.

1. Гостей обязательно нужно встретить.

2. Невежливо спрашивать, что они принесли вам в подарок.

3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочки или пакеты, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.

4. Благодарят не только за подарок, но и за внимание.

5. Подаренные фрукты и конфеты предложите гостям

    Вручение подарка

Дети показывают заранее подготовленную инсценировку. 1 ученик – чтец;

2 ученик – показывает пантомиму.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

- Вспомните, откуда этот отрывок? (Г.Остер «Вредные советы»)

- Почему Остер писал вредные, а не полезные советы для детей?

Игра «Верите ли вы, что…» (с сигнальными карточками)

    В гости нужно придти за 5-10 минут до праздника (да)

    Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания (Да).

    Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", то можно разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

    За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, юноша - чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

    Правильно сидеть за столом нога на ногу. (Прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

Байка: в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые детей наказывали лишением сладкого.

    Игра

Можно ли в гостях играть в подвижные игры?

    Сядьте те …

Дети стоят возле парт. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием

Сядьте те, кто…сегодня позавтракал

У кого есть носовой платок

Кто чистил с утра зубы

У кого хорошее настроение

    Слушай команду

Ведущий даёт различные команды, выполнять можно только то, что произносится шёпотом.

Встать, сесть, повернуться направо, посмотреться вверх, наклониться вперёд, поднять руки вверх.

    Сервировка стола. Салфетка

См слайды, складываем салфетку.

    Итог. Тест

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    как только вошли в комнату.

    только после того, как сядут хозяева.

    после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

    заправляете за воротник.

    кладете на колени +

    кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    гневно отказаться.

    отказаться, назвав причину отказа.

    взять немного, поблагодарив+

4. Как правильно есть котлету?

    ножом и вилкой

    одной вилкой+

    одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

    чтобы отделять мясо от костей+

    чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    самые большие.

    самые маленькие.

    те, что лежат ближе к вам+

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    в правой руке – вилка, в левой – нож.

    в правой руке – нож, в левой – вилка+

    по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    поднять и продолжать есть.

    попросить другой прибор.

    извиниться и попросить подать другой прибор+

Помните, ребята, что поход в гости – занятие радостное, но таким оно будет, если и хозяева, и гости будут вежливы и доброжелательны. А правила этикета не требуют от нас никаких усилий. Всего хорошего вам.

Цели и задачи

— учить детей правильно принимать гостей;

— закрепить правила поведения в гостях.

Предварительная работа

Разучивание стихотворений о Дне рождения.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Послушайте стихотворение 3. Богуславской и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Ребенок.

Сегодня день рождения —

Не чей-нибудь, а мой.

И я бегу скорее

Домой, домой, домой.

Там ждут меня подарки

От всех моих друзей:

Машины, книги, марки —

Не комната — музей!

Я всем скажу спасибо

И позову за стол.

Ах, если вы могли бы

В мой постучаться дом!

Пусть без подарка даже —

Улыбки хватит мне:

Я стал сегодня старше

И, может быть, умней.

И, кажется, сильнее!

И, кажется, длиннее!

И, кажется, взрослее!

Учитель . Сегодня мы поговорим о том, как должен вести себя именинник на дне своего рождения. Послушайте стихотворение Д. Хармса, его прочитает ваш товарищ.

Ребенок.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости не идут.

Учитель.

Чтоб хорошим гостем быть,

Нужно с временем дружить.

И являться на порог

Без задержки, точно в срок.

Когда нужно приходить на праздник? Вежливо ли опаздывать на праздник, как вы думаете?

Наконец к тебе пришли гости. Какими словами можно встретить гостей?

Практическая работа

Дети делятся на группы и записывают варианты приветствия.

1. Добро пожаловать...

2. Милости просим...

3. Проходите, пожалуйста...

4. Очень рады вас видеть...

Учитель . На день рождения принято дарить подарки.

Кто и когда сделал первый подарок и как это произошло, мы не знаем. Но я ручаюсь: кто-то один отдал другому что-то ценное, увидел в его лице благодарность и сделал величайшее открытие, что давать, может быть, радостнее, чем брать.

Подарки бывают разные: иногда гости угадывают твое желание, иногда нет. Послушайте несколько ситуаций и скажите, как должен реагировать именинник на такой подарок.

Обсуждение ситуаций

1-й ребёнок

Я подарю ему облако

Белое и пушистое,

От инея серебристое,

Как каравелла волшебная,

К заветной мечте летящее.

Я подарю ему облако,

Облако настоящее.

2-й ребёнок

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой.

Взглянула Надя на сирень:

— Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька!

Ну, скромница!

Мы не могли опомниться!

А. Барто

Третий ребенок читает рассказ.

ГУСИНОЕ ГОРЛО

Когда мы сели обедать, я сказал:

— А я сегодня в гости пойду. К Мишке. Надень рождения.

— Ну да? — сказал папа. — Сколько же ему стукнуло?

— Девять, — ответил я. — Ему девять лет стукнуло, папа. Теперь десятый год пошел...

— Ну что ж, — сказал папа, — сходи поздравь юбиляра. Ну-ка, скажи, а что ты подаришь своему дружку в этот памятный день?

— Есть подарочек, — сказал я. — Мишка будь здоров обрадуется...

— Что же именно? — спросила мама.

— Гусиное перо! — сказал я. — Оно еще сырое. А я высушу его как следует и сверну в колечко. Видишь? Вот так.

Я показал папе. Он посмотрел внимательно.

— Видишь, — говорил я. — Узкую горловину я суну в широкую, туда брошу горошинок штук пять, оно, когда высохнет, знаешь, как будет греметь! Первый сорт?

В. Драгунский

Игровые ситуации

Учитель. После вручения подарка нужно пригласить гостей в комнату.

1-й ребенок.

Здравствуй, Маша, проходи,

Нашей гостьей будешь.

Если хочешь, посиди,

Если хочешь, отдохни,

Если хочешь, посмотри

Красивую ты книжку,

Если хочешь, покачай

Красивого ты мишку.

Учитель. Когда все гости собрались в комнате, именинник приглашает всех за стол.

2-й ребенок.

Пожалуйста, чай,

Конфеты, варенье,

Потом мы послушаем

Нюшино пенье.

Извольте откушать

Домашний пирог,

Отведать печенье,

Пирожное, сок.

Учитель. Какие правила нужно знать, чтобы гостям у тебя было хорошо?

Составление правил для хозяина (хозяйки):

1. Будь доброжелателен с гостями, ровен со всеми, даже если чей-нибудь поступок тебе не по душе.

2. Если кто-то допустил оплошность, то старайся ее не заметить или тактично исправь.

3. Умей видеть всех гостей и оказывай им знаки внимания.

4. Разверни подарок и поблагодари за него (даже если он тебе не очень понравился).

5. Если подарили конфеты, угости окружающих.

Подведение итогов

Учитель просит вспомнить правила поведения в гостях, подводит к выводу, что от поведения гостей и хозяев зависит то, как пройдет праздник и какое настроение останется у присутствующих.

Что еще почитать