План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока Наша дружная семья. Самостоятельное применение знаний. История создания семьи

Развивающее открытое занятие проводилось в рамках урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Урок разрабатывался учителем класса в сотворчестве с педагогом– дефектологом школы. Участниками процесса были ученики и их родители, учителя начальной школы, а также все желающие.

Выбор темы открытого занятия был обусловлен тем, что по наблюдениям учителя и психолого-педагогической службы школы было выявлено у большинства учеников класса недостатка в общении с родителями, непонимание в семье, частые манипуляции родителями со стороны детей, чрезмерно завышенные требования к детям со стороны родителей.

Проведению этого занятия способствовало несколько обстоятельств: по календарно-тематическому планированию эта тема приходилась на срок проведения Дня Открытых дверей в школах Москвы, когда большая часть родителей могла прийти в школу и принять участие в работе; совпадение по времени темы уроков окружающего мира и литературного чтения.

Занятию предшествовала длительная тщательная работа педагогов и учеников. Так на уроках литературного чтения в период подготовки изучалась тема “Семья и я”, на которой изучались произведения разных жанров и авторов по теме “Семья”. При обобщении было предложено ученикам выяснить, что такое семья из разных источников (в словарях, в беседе с родителями), а чуть позже рассказать про свою семью (свои сочинения дети читали на развивающем занятии), на уроке изобразительного искусства ребята с удовольствием рисовали свою семью.

Кропотливая, долгая подготовительная работа помогла проведению занятия “Наша дружная семья”, сделать его не формальным, а живым, интересным. Все участники занятия оказались вовлечены в процесс работы, не было посторонних наблюдателей. В свою очередь, родители увидели своих детей не только в роли “учеников”, многие родители обратили внимание на “огрехи” в своём общении с детьми. Дети посмотрели на свои поступки по отношению к родным со стороны, сделали правильные выводы.

На занятии-уроке использовались различные формы работы детей: беседа, сообщение, игра с родителями, решение логического задания вместе с родителями, создание дерева “Наша дружная семья”. В конце урока проводилась рефлексия совместно с родителями учеников

На занятии использовалась мультимедийная презентация, а также индивидуальное задание с использование детьми компьютера (задание 8 из сборника “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье””). Использовались разные формы и методы обучения. Занятие поставленных целей достигло.

Окружающий мир. 2-й класс.

Развивающее занятие-урок по теме: “Наша дружная семья”

Особенности занятия: проводился совместно с педагогом-дефектологом, который проводит развивающие игры.

Цели и задачи развивающее занятие:

  1. Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”.
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
  3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  4. Развивать устную речь учащихся.
  5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
  6. Способствовать сплочению семей уч-ся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация “Наша дружная семья”Приложение 1.ppt , диск “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8”” http://www.nachalka.info/uroki/#

нарисованное дерево (ватман), ладошки (бумага) разных цветок и орнаментом, клей, платки (шарфики), сигнальные карточки (зелёный/красный цвет), раздаточный материал “Этикет в семье” Приложение 2.doc .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые взрослые: родители, коллеги. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

II. Подготовка к введению темы урока

(Читает учитель) Слайд № 2 в начале рассказа.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

III. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи

– Сегодня тема урока “Наша дружная семья” Слайд № 3.

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд № 4.

  • Работа над понятием “Семья”.
  • Беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников.

    – Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”.

  • Вывод
  • .

    – Давайте обобщим, что же это такое “семья”? Слайд № 5

  • Физминутка*** (Предлагается всем гостям принять участие в физминутке)
  • Кто живёт у нас в квартире

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

    Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

    Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

  • Продолжение работы.
  • – Прочитайте на слайде выделенную фразу (Клик)

    – Сейчас постараемся ответить на второй вопрос: “Что такое “дружная семья”

    Выслушиваются ответы учеников.

    Обобщение ответов.

    – Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время

  • Рассказы детей про их семьи.
  • (заранее написанные сочинения)

  • Игра с детьми и их родителями***.
  • – У вас у всех замечательные дружные семьи, в которых царит любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание. Поэтому испытание, которые мы придумали для ваших родителей, будет очень лёгким.

    С закрытыми глазами родители прикасаются к рукам детей. На ощупь им нужно угадать своего ребёнка.

  • Рассмотрите иллюстрацию. *
  • На каких из них дружная семья, почему вы так думаете?

    Про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них?

    (Проверить предлагается наименее активному ученику (с целью мотивации, активизации). Для этого он должен нажать на жёлтый рычаг в нижнем правом углу. Если задание выполнено верно, то “Космик” вверху экрана благодарит за хорошо выполненное задание.)

  • Слушание стихотворения.**
  • Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

    К дедушке и бабушке
    Катя и Володя,
    В гости на оладушки
    в выходной приходят.

    Внук Володя попросил:
    – Дед, налей мне чаю.
    Дед низко голову склонил,
    – Плохо слышу я внучок,
    не чета тебе я.
    Я уже ведь старичок,
    вот и слух слабеет.

    Катя бабушке кричит:
    – Ты не видишь что ли,
    Что солонка тут стоит,
    на столе без соли?”
    Кате бабушка в ответ:
    – Я ведь вижу плохо,
    Мне уже не мало лет,
    помоги мне кроха.

    – Что вам не понравилось в поступках детей?

    – Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

    Мы прочитаем вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

    Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

    Слайд № 6 . (Каждое высказывание вызывается Кликом и Клик после высказывания)

    – Вы часто говорите маме, что любите ее?

    – Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

    – Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

    – Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.

    Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.

    IV. Обобщение изученного материала.

    – Что же такое семья?

    – Какую семью можно назвать дружной?

    – Какие правила культурного общения вы запомнили?

    V. Создание дерева***.

    – Ребята, мы откроем вам небольшую тайну. Знаете, в душе каждого взрослого человека живёт ребёнок, который, как и вы, очень любит мастерить, решать разные головоломки.

    – Правда, уважаемые родители?

    Мы приглашаем вас вместе с вашими детьми выполнить последнее задание.

    Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе. Приглашаем вас к поиску и творчеству.

    VI. Обобщение.

    – Что такое семья?

    – Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?

    VII. Рефлексия

    Для этого все участники занятия, в том числе гости и учителя, садятся в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.

    Правила “круга”:

    – Все участники высказывают своё мнение по кругу.

    – Нельзя перебивать говорящего.

    – Нельзя критиковать других.

    –Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

    – Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

    VIII. Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, мы хотим подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 2.doc

    8*Задание взято из мультимедийного проекта “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8””

    9** Проводится время при достаточности времени.

    *** Эти этапы урока проводит педагог-дефектолог.

    Используемые материалы.

    А.А. Плешаков “Окружающий мир. 2 класс”

    Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 2 класс””

    Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс”

    Материалы сайтов:

    Наше дерево

    Тема: «Наша дружная семья»

    Цели:

    Сформировать понятия: семья, семейные традиции, дружная семья, культура общения;

    Учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;

    Уметь различать родственные взаимосвязи;

    Определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

    Личностные:

    Осознавать важность взаимопомощи между членами семьи, необходимость внимательного и заботливого отношения к близким, ценность семейных традиций;

    Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.

    Формируемые УУД:

    Познавательные:

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

    Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

    Регулятивные:

    Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

    Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Коммуникативные:

    Уметь слушать учителя, своих товарищей, обсуждать результаты деятельности на уроке.

    Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оказывать взаимопомощь.

    Ход урока

      Организационный момент:

    - Добрый день, ребята, сегодня окружающий мир проведу у вас я.

    Прозвенел звонок для нас,

    Всех ребят позвал он в класс.

    Чтобы дети не ленились,

    С удовольствием трудились,

    Всем здоровья пожелаем

    И урок наш начинаем.

      Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

    На прошлом уроке вы закончили изучение большого раздела «Здоровье и безопасность». Знаем, как сохранить и обезопасить свою жизнь. Будем пользоваться изученными правилами в повседневной жизни.

    Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, знакомимся с новыми знаниями

    На сегодняшнем уроке, Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Все приобретённые вами знания я думаю, пригодятся нам в дальнейшем.

    Я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла с одним маль­чиком.

    А начать наш урок я хочу с одной истории, послушайте меня внимательно.

    «Жил – был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдет и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВЕДИМКОЙ». Мама вошла в комнату, посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

    Мама, вот он я! – закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

    Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша, - Хочу, чтобы мама меня видела. Чтобы меня видели ребята, я хочу играть с ними, гулять, общаться. Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.»

    Ребята, что загадал Миша?

    Сбылось ли его пожелание?

    Какое чувство испытал Миша в начале истории?

    Почему в начале сказки Миша был доволен, что он стал невидимкой?

    Понравилось быть Мише невидимкой?

    А почему?

    Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа?

    А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я)

    Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.

    – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об общении, о семье).

    Давайте проверим правы ли мы. Стр.42. Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей.

    А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдет речь на уроке.

      Работа по теме урока:

    Как вы думайте, что такое семья? (Семья- самое близкое окружение человека)

    (Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе)

    Как вы понимаете слово общение? (Взаимодействие людей друг с другом, это понимание другого человека. Это очень важная часть нашей жизни.)

    С кем мы общаемся?(с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

    Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

    Кто знает, почему именно 7? Из кого состоит семья?

    Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

    В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. – Старинная семья.

    Ребята, а вы знаете, что и в вашем классе у некоторых ребят большие семьи. Например, У Абдурахмана в семье 7 человек, у многих по 5 человек.

    А давайте сейчас определим, кто же это такие близкие родственники и как они приходятся друг другу.

    Кто нежнее всех на свете?

    Кто готовит нам обед?

    И кого так любят дети?

    И кого прекрасней нет? …(мама)

    Кто научит гвоздь забить,

    Даст машину порулить

    И подскажет, как быть смелым,

    Сильным, ловким и умелым? …(папа)

    Спасибо за то, что ты добр и умён,

    Отзывчив, надёжен, красив и силён!

    Готов ты помочь и понять меня рад,

    Ты – самый хороший и преданный … (брат)

    Со мною всегда она рядом,

    Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,

    Что мне подарили ………. (сестру)

    Кто носки внучатам вяжет,

    Сказку старую расскажет,

    С медом даст оладушки?

    Это наша ….. (бабушка)

    Кто всю жизнь работал,

    Окружал заботой

    Внуков, бабушку, детей,

    Уважал простых людей?

    На пенсии много лет Нестареющий наш …… (дед)

    В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?

    Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

    Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

    Среднее поколение – родители.

    Младшее поколение – дети.

    Работа по учебнику:

    Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 (2 поколения- родители и дети)

    Как проводят свободное время в семье Серёжи и Нади?

    Как вы думаете, что такое культура общения ?

    (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

    Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была счастливая и дружная)

    Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

    – В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

    А теперь посмотрите на с. 43. Как члены семьи заботятся друг о друге?

    Скажите бывает такое в ваших семьях?

    А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях.

    Физкультминутка

    - - Ребята,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.

      Продолжение работы по теме урока:

    А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

    1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

    2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

    3. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

    4. Вместе занимаются домашним хозяйством.

    5. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

    6. Вместе распределяют деньги на покупки.

    7. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются.

    8. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат.

    Вывод:

    Какую семью мы можем назвать дружной?

    Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время.

    Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.

    Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции?

    Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют.

    Какие традиции есть в ваших семьях?

    Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения.

    Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
    - Я люблю, когда бабушка…
    - Мои мама и папа для меня самые…
    - Я люблю своих родителей за то, что…
    - Я люблю своего дедушку за то, что…
    - Я хочу своим родителям пожелать…
    - Свою семью я считаю…
    -Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …

    Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать?

    «родные», «родственники», «родня», родители, родословная.

    Все они имеют корень «род».

    Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.

    Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя.

    Сколько поколений на нём показано?

    - Чем мы отличаемся друг от друга? (
    А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя)

    Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)

    Как различают таких людей? (По фамилиям.)

    Итак, имя вам дали родители.

    Отчество – от отца.

    А фамилия – ?... от всей семьи. Во многих языках слово фамилия – это семья)

    Фамилия передаётся от одного поколения к другому.

    К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.

    Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)

    Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству.

      Подведение итогов урока:

    - Что же такое семья?

    Какую семью мы называем дружной, счастливой?

    Рефлексия

    – Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?

    Домашнее задание:

    Узнайте свою родословную и изобразите ее в виде дерева. Наклейте на его веточках фотографии родных разных поколений, подпишите их имена, отчества и фамилии.

    (Постарайтесь побольше узнать о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова

    Окружающий мир

    Учитель - Балашова

    Маргарита Валентиновна

    Тема урока: Наша дружная семья

    Цели урока : формирование навыков культуры общения и поведения в семье, расширение представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

    Задачи:

    Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

    Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.

    Воспитательные : пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

    УУД:

    Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

    Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

    Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

    Познавательные : ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование:

    - проектор, презентация;

    Чистые листы бумаги;

    Фишки; клей, перчатки из цветной бумаги.нарисованное дерево;

    Карточки для работы в группе.

    Ход урока

    I . Организационный момент

      Для ребят звенит звонок,

      Начинается урок.

      Время даром не теряйте,

      На вопросы отвечайте,

      Дружно тему обсуждайте.

      Не пройдёт ваш даром труд,

      Знанья пользу принесут.

      Актуализация знаний.

    1. Индивидуальная работа по карточке.

      Подчеркни названия тех частей тела человека, которые относятся к его внешнему строению.

    голова, шея, головной мозг, лёгкие, сердце, туловище, руки, желудок, ноги, кишечник, грудь, спина

      Подпиши названия внутренних органов человека.

    _
    _____________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

      Соедини стрелками дела и время суток.

    Отход ко сну

    Уроки в школе

    Прогулка

      Закончи правила:

    Чистить зубы надо _______ раза в день.

    Пред едой нужно обязательно _____________ ___________.

    Свет при письме должен падать _________________.

      Какие из знаков обозначают пешеходные переходы? Раскрась их правильно.


      Обведи красным карандашом ядовитые грибы.


    2.Фронтальная работа.

    Какой орган управляет работой всего организма?

    Какой орган заставляет кровь двигаться по всему телу человека.

    Найди неверное высказывание.

    A) Чтобы не болеть, надо соблюдать правила личной гигиены.

    Б) Чтобы не болеть, надо соблюдать режим дня.

    B) Чтобы не болеть, надо есть только овощи и фрукты.

    Признаки какой болезни перечислены: боли в горле, слезящиеся глаза, температура?

    Какое транспортное средство не обходят сзади?

    Какое вещество на кухне является опасным?

    По какому телефону вызывают пожарных?

    Где нельзя собирать грибы?

    Какое высказывание является верным?

    A) Купаться лучше в одиночку.

    Б) Нельзя купаться в незнакомом месте.

    B) Хорошо купаться в холодной воде.

    3. Тест

    Тема: «Опасные незнакомцы».

    1.Выбери неверное утверждение :

    1. Дверь можно открывать, если звонит незнакомый человек.

    2. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач, милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей.

    3. Преступник может переодеться в любую форму.

    2.Что вы ответите, если незнакомый человек спросит по телефону, дома ли родители

    1. Что родителей, нет дома;

    2. Что родители дома, но заняты;

    3. Когда придут родители. 3.Что можно принимать от незнакомых людей?

    1. Конфеты;

    2. Деньги;

    3. Игрушки,

    4. Ничего не брать.

    4.Что нельзя делать, если незнакомый человек пытается увести тебя силой?

    1. Вырываться, убежать,

    2. Броситься за помощью к прохожим,

    3. Кричать изо всех сил, привлекая внимание.

    4. Спокойно пойти с незнакомцем.

    5.В каком случае можно поехать с незнакомцем на машине?

    1. Если ты не успел на автобус, троллейбус,

    2. Если он приехал по поручению родителей;

    3. Ни в каком случае.

    4. Если ты опаздываешь.

    5. Если он просит показать дорогу.

    6.Что делать, если незнакомец пытается открыть дверь?

    1. Позвонить по телефону «02», сообщить свой точный адрес.

    2. Позвонить по телефону родителям, бабушке, соседям.

    3. Приготовить предмет для удара;

    4. Открыть дверь и впустить незнакомца.

    7. Можно ли играть с наступлением темноты?

    1. Да, можно. 2. Можно, с друзьями. 3. Нельзя.

    3. Самопроверка

    III . Самоопределение к деятельности.

    Я расскажу вам историю, которая произошла с одним маль­чиком.

    А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

    «Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!

    Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
    - Мама, вот он я! - закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
    - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня ви­дела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком .

    Заинтересовала ли вас эта история?

    Что особенно запомнилось?

    Как же менялось настроение мальчика?

    Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой?

    Расшифруйте ребус.

    - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)

    Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы начинаем изучать раздел «Общение», а тема нашего урока «Наша дружная семья». Чему мы будем учиться на уроке?

    IV . Работа по теме урока. 1. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова? «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья ?

    С кем мы общаемся?(с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

    С кем чаще? (с родителями).

    Где происходит общение? (в школе, на улице, дома и т.д.)

    А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)

    Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

    Кто знает, почему именно 7?

    Из кого состоит семья? (Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.)

    Общение с людьми у каждого человека начинается в семье.

    - Как вы понимаете слово «семья»?

    1) Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями

    2) В словаре Ожегова записано так:

    Семья – это группа близких родственников, живущих вместе

    3) Семья делится на 2 слова «семь» и «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия

    Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

    – Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность,любовь, ласка, забота). 2. Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи»

    А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

    2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

    3. Живут в одной квартире.

    4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

    5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

    6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

    7. Вместе распределяют деньги на покупки.

    8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

    9. У каждого свой кошелек.

    10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

    2 . Какую семью можно назвать дружной?- сегодня об этом узнаем . Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебники на стр. 46. Рассмотрите рисунок. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуютнаши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину. - Как вы думаете, о чём они беседуют? Как обращаются друг к другу?

    Итог: они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

    Сценка. Послушайте внимательно и скажите:

    К дедушке и бабушке Настя и Володя,
    В гости на оладушки в выходной приходят.
    Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю.
    Дед голову склонил, Вове отвечая:
    - Плохо слышу я внучок, не чета тебе я.
    Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет.
    Настя бабушке грубит:- Ты не видишь что ли,
    Что солонка тут стоит, на столе без соли?»
    Насте бабушка в ответ: - Я ведь вижу плохо,
    Мне уже немало лет, помоги мне кроха.
    Стало после этих слов стыдно детям очень.
    Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им».
    - Да и мне не по себе, Настя вторит брату -
    В том, что стали вы слабей, вы не виноваты!
    Через много, много лет мы такие будем.
    Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди.
    Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то.
    Так разумно говорят славные ребята!
    Ставят сами всё на стол чай по чашкам льётся.
    Тут и дедушка расцвёл, бабушка смеётся!
    Вы, ребята, никогда близким не грубите.
    Деда с бабушкой всегда от души любите!

    Что вам не понравилось в поступках детей?

    Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

    Можно ли грубить старшим: маме, папе, дедушке, бабушке?

    Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

    а) здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)

    б) до свидания, пока, счастливого пути (прощание)

    в) извините, простите, виноват (извинение)

    г) спасибо, благодарю (благодарность)

    д) будьте добры, пожалуйста (просьба)

    3.Культура общения.

    Как вы думаете, что такое культурное общение? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку) - А есть такое выражение культура общения. Нужна ли она в семье?
    Вывод. Культура общения – вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

    (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

    Папа разбил
    Драгоценную вазу
    Бабушка с мамой
    Нахмурились сразу.
    Но папа нашелся:
    Взглянул им в глаза
    И робко и тихо
    "Простите” сказал.
    И мама молчит,
    Улыбается даже.
    - Мы купим другую,
    Есть лучше в продаже…
    Простите - Казалось бы,
    Что в нем такого?
    А вот ведь какое
    Чудесное слово!
    - Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…)
    4. Взаимопомощь в семье
    Цель
    . Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё, нельзя жить в семье.
    Вова плачет тонко-тонко
    И глаза трет кулаком:
    - Я вам вовсе не девчонка
    - Не пойду за молоком!
    Мама смотрит без улыбки:
    - Что же сделаешь ошибку,
    Мне не будешь помогать,
    Не пущу тебя гулять.
    Постоял, подумал он:
    - Ну, давай уж свой бидон.
    Вове грустно и обидно,
    Он шагает стороной:
    Может так не будет видно
    Всем бидона за спиной?
    Дядя с длинными усами,
    Высоченный как отец,
    Улыбнулся: «Видно маме
    Помогаешь - молодец».
    И уже не стороной -
    Вова гордо шел домой.
    Хоть по лестнице скакал,
    Молоко не расплескал.
    - Мама, что ещё купить?
    Я могу ещё сходить!
    - Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
    Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
    5. Вместе выполнять работу по дому
    Папа с мамой на заводе,
    Варит бабушка обед,
    А у Лиды и Володи
    Никакого дела нет.
    Ходят скучные с утра
    И братишка и сестра.
    Дед стучит, ведёрко чинит,
    Подозвал к себе внучат.
    «По какой такой причине
    Малыши мои молчат?
    Я вот стар, а мне не скучно»,
    - Говорит сурово дед,
    - «Объяснить могу научно
    В чём тут кроется секрет».
    Помолчал старик немного,
    А потом добавил строго.
    - Вы сюда взгляните внуки,
    Вот на эти руки…
    На мозолистые руки.
    Молча смотрят внуки
    А на внуков смотрит дед:
    - Ну, понятно в чём секрет?

    Знают взрослые и дети
    Жить невесело на свете
    Если в жизни дела нет.
    - О чем нам рассказали ребята?
    Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу . 6. Работа с учебником. Рассмотрите картинку на странице 47.
    Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье.

    Как ещё вы помогаете взрослым? (ответы детей)

    Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.
    - Родственники заботятся друг о друге. Родственники помогают друг другу. - А какую семью называют дружной? (Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время…).

    Появляется плакат «Не забывай выполнять поручения родителей»

    7. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья ».

    О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

    Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову.

    Как вы думаете, какие слова написала эта семья? (Понимание, любовь, забота, уважение…).

    Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

    8. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в парах)
    - Я раздам вам листочки, где надо будет выбрать высказывания, которые помогают семье жить весело и счастливо. Эти высказывания надо подчеркнуть.

    Отвечают с места. Если остальные согласны, то показывают зелёный светофор, если не согласны – красный.)
    Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Подчеркните.

      Помогать друг другу.

      Смотреть телевизор.

      Не убирать в комнате.

      Вместе отдыхать.

      Поздно вставать и поздно ложиться.

      Заботиться о младших сестрёнках и братишках.

      Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.

      Просить купить себе игрушку.

      Поздравлять с праздниками.

      Рассказывать друг другу новости. 9. Работа в группах. Упражнение «Продолжи предложение» - Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

    Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
    - Я люблю, когда бабушка…
    - Мои мама и папа для меня самые…
    - Я люблю своих родителей за то, что…
    - Я доверяю своим родителям…
    - Я люблю своего дедушку за то, что…
    - Я хочу своим родителям пожелать…
    - Свою семью я считаю…
    - Моя мамочка для меня самая… 8. Чтение текста на страницах 44-45 учебника. Что такое традиция? Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

    Загадки:

    1 . Она лучше всех на свете,

    Без нее прожить нельзя.

    Есть она у Кати, Пети

    И, конечно, у меня. (мама)

    2 . Шкаф тяжелый кто подвинет?
    Кто розетки нам починит,
    Кто все полочки прибьет,
    В ванной утром кто поет?
    Кто в машине за рулем?
    На футбол мы с кем пойдем? (папа)

    3. На него смотрю всегда

    И беру с него пример.

    Он на папу так похож!

    Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

    4. У мамы работа, у папы работа,

    У них для меня остается суббота!

    А с нею я дома всегда,

    Она не ругает меня никогда! (бабушка)

    5 . Маме на радость, папе в награду,

    Он появился, наследник – отрада.

    Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

    Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

    6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

    В семье у нас нынче еще прибавленье!

    В доме у нас появилась девчонка!

    Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

    7. Она все на свете помнит и знает

    И бабушка мамой ее называет!

    И часто приходят к ней в дом доктора

    Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

    8. У мамы сестра

    Веселей не найдете!

    Ей очень горжусь

    Ведь она моя … (тетя)

    9. К нам приехал папин брат.

    Встрече с ним я очень рад!

    Он твердит, в глаза мне глядя:

    «Руку жми, ведь я твой…(дядя)

    10. В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)

    11 . Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

    12. Как называют сына брата или сестры? (племянник)

    Соберите в группы людей одного поколения. Дискуссия по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата.

    О каких семейных традициях вы прочитали?

    Какие традиции есть в вашей семье?

    Для чего нужны семейные традиции?

    Что вы можете сделать для сохранения семейных традиций?

    10. Итог урока.

    1) Что означает слово «семья?» (появляется плакат)

    2) Как нужно относиться к старшим в семье?

    3) Как нужно относиться к младшим?

    4) Какую семью можно назвать дружной?

    Выберите ответ:

    1. Где часто бывают праздники.

    2. Где вместе отдыхают.

    3. Где вместе трудятся и отдыхают.

    4.Где каждый делает своё дело.

    5) Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения?
    Правильно. Семья, в которой все уважают друг друга, эаботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время – это дружная семья.

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.

    Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям?

    Кто поддержит вас, друзья?

    Ваша дружная СЕМЬЯ.

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!!!

    VIII . Рефлексия.Проектная творческая деятельность.

    Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «Дом моей семьи». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

    А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

    Построить Домик моей семьи У каждого на парте есть лист с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты. -Прочитайте слова под цифрой 1 , 2, 3, 4 и запишите в окошечках те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи. 1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая 2. Понимание, недоверие, любовь. 3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим. 4. Поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие. - Какие же слова для своей семьи вы выбрали? (у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи) - Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

    (Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

    С 2008 года 8 июляв нашей стране начали отмечать праздник, День Семьи, Любви и Верности . У праздника есть и свой официальный символ,- ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами.

    Семья – это слово родное! Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают, Как солнца сиянье, они горячи. А руки отца от беды заслоняют. Забота родных – как солнца лучи!

    IX . Подведение итогов урока

    X . Домашнее задание.

    Учебник: стр.42-45,

    Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

    Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями)

    Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

    Использованная литература:

    А.А. Плешаков.Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ;

    А.А. Плешаков.Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть

    Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир».

    1.Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

    2.Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

      3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование, 2 класс. –

    Для каждого человека огромную ценность представляет его семья. Это самые близкие люди, которые окружают нас с рождения: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. От того, какие отношения царят в семье, зависит и то, счастлив человек или нет, сможет ли он построить крепкую и счастливую семью, когда повзрослеет.

    История создания семьи

    Ученые до сих пор не могут точно сказать, как и кем была образована первая семья. Благодаря археологическим раскопкам в пещерах стало известно, что древние люди жили небольшими группами. Правда, определить, были ли это семьи в теперешнем понимании, невозможно. Но даже в те далекие времена мужчины добывали пропитание для своей группы, а женщины заботились о потомстве.

    Рис. 1. Первобытные люди.

    Семьи существовали еще в первобытном обществе, ведь объединенным общим родством людям было гораздо проще выживать в суровом мире:

    • защищаться от врагов и диких зверей;
    • добывать пропитание;
    • растить детей.

    Сейчас семья - это группа людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, моральной ответственностью друг перед другом, общим хозяйством.

    Рис. 2. Несколько поколений одной семьи.

    Под одной крышей в одной семье могут жить несколько поколений. Поколение - это одновременно живущие люди одного возраста. Например, старшее поколение - это наши бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, а младшее - дети.

    Моя семья - моя крепость

    Чтобы семья была крепкой, дружной, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя соответственно. Семью можно назвать счастливой, если все близкие родственники:

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • любят и уважают друг друга;
    • оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях;
    • заботятся друг о друге;
    • вместе проводят свободное время.

    Не стоит забывать и о том, что культура общения должна присутствовать не только в школе или на работе, но и, прежде всего, в своем доме. Как часто вы говорите родителям, что любите их, интересуетесь их самочувствием? Предлагаете ли маме помощь по дому, особенно, когда она устала после работы? Не забываете ли благодарить за вкусно приготовленный завтрак или купленную обновку?

    Доброжелательное отношение, вежливая речь, культурное поведение - все это также относится к понятию «дружное семейство». Ведь любящие люди никогда не будут кричать друг на друга, говорить обидные слова, ссориться по пустякам. Так что культура поведения имеет большое значение в каждой семье.

    Рис. 3. Семейные традиции.

    Связь между близкими родственниками укрепляется и за счет семейных традиций. В переводе с латинского языка слово «традиция» означает «передача». Традиции передаются от одного поколения другому, от старших членов семьи к младшим. Например, походы в лес, семейные чаепития по выходным дням, вечернее чтение книг - все это относится к устоявшимся семейным традициям.

    Что еще почитать