Нельзя в 9 месяцев. Навыки и достижения. Важные составляющие жизни ребёнка: отдых и питание

Время чтения: 6 минут

Молодые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, каким будет его рост и вес, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек? К девятимесячному возрасту, малыш меняется кардинально – это уже не тот неповоротливый, неуклюжий карапуз, которым он был раньше. Ребенок более подвижен, активно познает окружающий мир, ежедневно получает новый опыт. Мамины руки зачастую остаются свободными, ей нужно быть у малыша на виду, при этом общаться с ним. Этот период – время физической и эмоциональной подготовки детей к прямохождению.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девять месяцев – период подготовки к постижению важнейшего навык, вставания на ноги. Без помощи взрослого кроха сможет это сделать не только, когда будет подготовлен физически (обязательное условие), но и созреет в психологическом плане. Ребенку необходимо скоординировать много мелких движений, чтобы принять такое новое положение – вертикальное. Главное – не торопить события, малыш начнет самостоятельно ходить, когда придет подходящий момент.

Для центральной нервной системы этого периода характерен стремительный рост головного мозга. По данным российских ученых, вес мозга в этом возрасте удваивается по сравнению с исходной величиной. К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становятся избирательными. Это значит, что у младенцев повышается чувствительность к более важным характеристикам предметов, а к малозначимым свойствам внимания становится меньше. Из всех видов чувствительности самая развитая у малыша 9 месяцев – кожная.

Рост и вес

Каждый младенец имеет свою программу роста и веса, однако существует усредненная статистика, которая дает представление о том, какими могут быть данные показатели. Кроме этого существуют рекомендации врачей, предлагающие оптимальные значения параметров. Мальчик 9 месяцев должен иметь вес 9,3-10,5 кг, рост – 71,5-72,2 см, окружность головы 44,3-47,5 см. Девочка может весить 8-9,5 кг, иметь рост – 69,4-72 см, окружность головы – 43,4-46 см. Указанные данные являются ориентировочными, представлены для ознакомления, т.к. каждый младенец индивидуален.

Эмоциональное развитие

Девятимесячный возраст – это рассвет предметной деятельности с игрушками и начало социальной активности малыша. Кроха проявляет повышенный интерес к определенным предметам. Он радуется в ответ на получившееся действие, например, когда открыл кухонный ящик или дверцу шкафа. Танцевать, весело играть с взрослыми, повторять за ними – вот что умеет ребенок в 9 месяцев. Он интересуется другими детьми, стремится к общению и играм с ними. У малыша формируется специфическое выражение лица на разные эмоции – радость, обида, разочарование, удовольствие.

Развитие психики ребенка

Карапуз продолжает стремительно развиваться, познавая окружающий мир. Одновременно у ребенка формируется свое собственное видение и понимание происходящего вокруг. Достижения малыша в психическом развитии таковы:

  • знает свое имя, реагирует на него;
  • появляется эмоциональная определенность – кроха знает, когда нужно засмеяться, а когда обидеться;
  • показывает не только на интересующие предметы, но и на места, куда хотел бы добраться;
  • понимает элементарные просьбы взрослых – «иди сюда», «дай ручку»;
  • начинает осваивать жесты – качает и кивает головой, машет «пока» на прощанье;
  • ориентируется в пространстве по звуку – может найти маму по голосу или шороху.

Что должен уметь малыш в 9 месяцев

Один из основных физических навыков, который должен делать ребенок в 9 месяцев – умение самостоятельно садиться. Если малыш в этот период еще не пытается совершать такие действия, то рекомендуется обратиться к педиатру. Карапуз в этом возрасте хочет изучить и потрогать все, что еще не исследовал и не пощупал. Главное, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев (если уже уверенно сидит) – это начинать ползать и пользоваться этим. Необходимо следить, чтобы малыш не забрел туда, где его может подстерегать опасность.

Двигательные навыки

Вне зависимости от того, что должен уметь малыш, отличительная черта этого периода – энергичность в движении и действии, скорость и умелость при управлении своим телом. Вот основные двигательные навыки ребенка в 9 месяцев, которыми он должен овладеть:

  • сам садится и сидит непродолжительное время;
  • из сидячего положения берет игрушки, до которых достает; играть в такой позе ему нравится намного больше;
  • проявляет попытки встать у опоры;
  • должен научиться ползать, однако если этого не случилось, не стоит паниковать – любой кроха индивидуален в своем развитии;
  • малыш учится брать предметы большим и указательным пальцами (закладываются основы пинцетного захвата), у него развивается мелкая моторика рук;
  • уверенно держит предметы, может взять в руку ложку и долго не отпускать, особенно если ее пытаются у него отнять.

Речевая активность

Девятимесячные малыши реагируют на звук своего имени, подползают и поворачиваются. На вопрос о конкретной вещи дети могут «ответить» – поворачиваются в нужную сторону и показывают предмет пальцем. В 9 месяцев кроха понимает много слов – ложись, вставай, бери, бросай, и назначение некоторых предметов – кружка, ложка. Малыш может долго наблюдать за разговором взрослых, акцентирует внимание на движении губ, подражает окружающим близким людям. У него получается повторять слоги, произносить звуки лепета.

Что понимает ребенок в 9 месяцев

Дети этого возраста продолжают изучать реакцию взрослых на свои действия. Если кроха бросил кружку на пол, то он не стремится быть плохим – просто хочет увидеть реакцию мамы. Так малыш накапливает информацию о причинно-следственной связи. Такое действие будет продолжаться, чтобы узнать – останется ли реакция взрослого прежней. Ребенок уже понимает слова «нет» и «нельзя», улавливает тон и интонацию сказанного. Малыш начинает различать по звукам, характерным для деятельности родителей, по доносящимся голосам, что мама и папа рядом, даже если их нет в поле зрения.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте дети самостоятельно активно развиваются, но это не значит, что родителям не нужно ничего делать. О том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, мама и папа должны знать заранее и всячески способствовать своевременному физическому и психическому формированию. Старайтесь чаще разговаривать с карапузом, читайте детские книжки, показывайте цветные картинки. Уделяйте больше времени развивающим играм – постройте пирамидку, разберите на части погремушку. Для малыша 9 месяцев – это самый ценный вклад в развитие.

Чему учить ребенка

В девять месяцев можно научить ребенка самостоятельно кушать – сидя за столом, он может сам брать еду с тарелки ложечкой или детской вилочкой. Основная часть еды будет на полу, но не стоит ругать малыша – по-другому этому не научиться. Для развития жевательного навыка нужно включить в рацион не пюре, а еду с комочками или даже кусочками – суп с целым картофелем, тушеные овощи, банан, печенье.

Чему учить ребенка в 9 месяцев еще? Необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики рук – предложить ребенку разделить большие орехи и маленькие бобы в разные емкости. Главное, чему должен научиться малыш в данном возрасте – это снимать и надевать одежду. Поначалу будет трудно, но постепенно это умение будет совершенствоваться. Нужно показать ребенку, как мыть руки, умываться и чистить зубы (даже если их всего 2). 9 месяцев – подходящий период для знакомства ребенка с горшком.

Игры для ребенка

Кроха девяти месяцев от роду с удовольствием занимается с игрушками – мягкими, в виде животных, куклами, машинками, мячиками, погремушками и прочими. Очень важно поддерживать общение в процессе игры. Хорошо, если на кухне у малыша будет свой набор посуды, чтобы подражать маме при приготовлении блюд. Среди развивающих игр можно выделить самые известные:

  1. Прятки – самая популярная и любимая всеми детьми игра. Мама прячется, а кроха ее ищет, или наоборот. Чтобы упростить задачу, мама может издавать разные звуки.
  2. Телефонные переговоры. Игра подразумевает имитацию беседы по телефону. Дети очень любят подражать взрослым, а особенно делать вид, что разговаривают по телефону. Малыш останется доволен.
  3. Стройка. В таком возрасте малыш не сможет самостоятельно построить дом из кубиков, но с удовольствием будет наблюдать за тем, как это делает мама. По завершении строительства кроха с радостью разломает ее постройки.

Воспитание ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте нужно обеспечить условия благоприятного психического состояния, поддерживать интерес к окружающему миру, обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание следует уделить таким навыкам:

  • развитию дальнейшего понимания речи;
  • формированию первых осмысленных слов;
  • развитию способности подражать слогам и простейшим манипуляциям с предметами;
  • обучению новым действиям с игрушками;
  • развитию самостоятельной ходьбы.

Видео

В девять месяцев ребенок развивает умения, освоенные на 7 и 8 месяце. Он научился очень быстро ползать, стуча коленками по полу. Вы уже не успеваете за ним! Малыш ловко забирается на кровать и кресло, пытается соскребать этикетки с баночек детского питания и даже может постоять за себя!

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 9 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Девятимесячный ребенок умеет:

Хлопать в ладоши, стучать игрушечным молотком;

Манипулировать двумя предметами одновременно;

Быстро ползать, разворачиваться, удерживать равновесие, отрывая от пола одну ручку;

Подтягиваться и вставать на ножки, держась за опору;

Определять настроение близких;

Помнить игры, в которые играл раньше;

Искать спрятанную у него на глазах игрушку;

Играть с игрушками, изображая какое-либо действие: зайчик прыгает, спит, собачка лает, бежит.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Умения ребенка девяти месяцев скорее более интеллектуальные, чем моторно-двигательные. Ребенок начинает подражать взрослым, умеет определять ваше настроение, понимает несколько слов, стремиться уползти подальше от мамы. Ему открылся фокус игрушки под платком! Она не пропала, он знает, где ее искать.

Ребенок лепечет на своем чудесном языке. Кажется, что речь осмысленная и он что-то вам говорит.

Любимое занятие - подтягивание и ходьба вдоль опоры. И еще ребенок очень любит извлекать звуки из разных предметов: стучать игрушкой по полу, по столу, дергать струны, нажимать кнопки и клавиши музыкальных инструментов. Ребенок учится дифференцировать похожие звуки.

К концу 9 месяца ребенку можно доверить поесть самому. Посадите его в стульчик для кормления, прикрепите детскую тарелку на присоску и вручите ребенку ложку. Первое время ребенок будет размазывать все по столу, перекладывать пищу из одной тарелки в другую и только иногда доносить ложку с кашей до рта. Наберитесь терпения. Это неизбежные действия на пути к культурному умению есть.

Развивающие игры для детей 9 месяцев

1. Переверните игрушки с ног на голову. Ребенок должен заметить, что что-то не так и поставить их правильно

2. Подарите ребенку сумку с кошельком. В кошелек положите кусочки ткани или шишки.

3. Разноцветные ленты и шарфы положите в коробку, в коробке сделайте отверстия. Пусть ребенок вытащит содержимое через дырочки

4. Начинайте играть с ребенком в сюжетные игры: мишка ложится спать, накрой его одеялом; покорми куклу, дай ей попить, покатай зайку на машинке и т.д. Не сразу, постепенно ребенок научится это делать.

5. С ребенком девяти месяцев играйте в пальчиковые игры, потешки.

Питание ребенка 9 месяцев: рыба, новые виды каш

Питание на девятом месяце жизни ребенка примерно такое же, как в прошлом месяце. Грудное молоко составляет треть от общего объема пищи. Если вы кормите смесью, но следите, чтобы ребенок получал дополнительно жидкость. Общий объем напитков для ребенка 9 месяцев составляет 400 мл в день, не считая молока.

Основу рациона девятимесячного ребенка составляют каши и пюре из овощей с добавлением зелени. Меню ребенка можно разнообразить новыми видами каши: пшеничной, ячневой, перловой. Котлетки можно делать из моркови, тыквы, кабачков с рисом.

Если вы к 9 месяцем еще не ввели в рацион ребенка рыбу, самое время начать. Выбирайте нежирные сорта: треска, хек, сайда, судак. Их мяса рыбы можно приготовить паровые котлеты, фрикадельки. Начиная с 10 месяца кормите ребенка рыбными блюдами раз в неделю, затем два раза в неделю при условии отсутствия аллергии.

Упражнения для детей 9 месяцев

1. Котенок потягивается

Дайте ребенку уцепиться за ваш палец и попросите его присесть. Свободной рукой проведите вдоль позвоночника снизу вверх, чтобы спинка ребенка разогнулась и выпрямилась. Затем помогите ему подняться на ножки и снова присесть. Повторите упражнение два раза.

2. Самолетик

Ребенок лежит на животе, ногами упирается в вас. Вложите ему в кулачки свои пальцы, крепко обхватите руками запястья ребенка. Аккуратно поднимайте ребенка вверх на себя, разводя руки в стороны. Голова, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, ножки упираются в вас. Поднимайте ребенка, ока он не встанет на колени.

Это упражнения хорошо укрепляет мышцы спины и живота. Повторите упражнение 2 раза.

Что делать, если:

-ребенок не умеет сидеть

На исходе девятого месяца нормально развивающийся ребенок уже умеет сидеть. Если ваш ребенок до сих пор лежит в коляске и не удерживает равновесие сидя, обратитесь к невропатологу. Возможно, вам назначат повторное узи головного мозга (если родничок еще позволяет это сделать) и комплекс физиолечения и массажа.

-ребенок кивает головой

Вы стали замечать, что время от времени ребенок непроизвольно кивает головой, равномерно, по нескольку раз. Незамедлительно покажите ребенка неврологу. Врач назначит вам ЭЭГ и определит причину кивков.

В большинстве случаев, если ребенок непроизвольно кивает головой - одно из проявлений незрелости нервной системы. Легко корректируется и проходит без последствий.

Но кивки головой у ребенка могут быть симптомом эпилепсии. Эпилептические приступы у детей до года проходят не так как у взрослых. Ребенок в момент приступа может находиться в сознании, но если его позвать, он не отреагирует. При этом малыш как будто замирает, может кивать головой, сгибать - разгибать руки или ноги, сгибаться пополам, у него могут дрожать веки.

Важно проводить ЭЭГ в момент кивков, чтобы зафиксировать активность мозга и правильно поставить диагноз.

-ребенок боится чужих

Если вам кажется, что ваш ребенок слишком застенчивый, это не повод думать, что и в будущем он будет таким же. Застенчивость - синоним осторожности. Возможно, ваш ребенок не из тех, кто легко сходится с людьми. Не упрекайте и ни в коем случае не смейтесь над его стеснительностью. Этим вы не исправите положение. И нужно ли его исправлять?

Страх незнакомых людей характерен для ребенка 8-12 месяцев. Ребенок научился узнавать «своих» и «чужих», отношение к «своим» у него вполне определенное, а как вести себя с «чужими» - с этим ему еще предстоит разобраться. Не мешайте ему и не торопите.

Ребенок осмелеет, если вы перестанете за него тревожиться. Задумайтесь, безопасно ли чувствует себя ребенок с мамой? Если мама постоянно беспокоится за ребенка, часто просит его изменить поведение, малыш будет чувствовать себя неуверенно и долго обдумывать каждое новое действие.

Нравится

Как же быстро летит время! Не успеешь оглянуться, а такой маленький и самый родной человечек в мире уже становится самостоятельным.

Малыш ползает по всему дому, изучает новые предметы, встает на ножки, делает первые несмелые шаги, играет с игрушками и наслаждается каждым новым днем. Наблюдая за развитием 9-месячного ребенка, родители восхищаются его упорством, радуются новым достижениям и сопереживают его маленьким неудачам.

Выше, быстрее, сильнее: физическое развитие малыша в 9 месяцев

Наблюдая за своим маленьким непоседой, мама осознает, что ее кроха изменился. Теперь - это полноценный маленький человек, а от неповоротливого мягкого комочка не осталось и следа. Малыш вырос, окреп, стал подвижным. Он все реже проводит время на маминых руках и хочет изучить все, что его окружает: открывает шкафы и тумбочки, более внимательно рассматривает окружающие его предметы. Движения малыша становятся более уверенными и плавными. Теперь сладкими моментами уединения можно насладиться только в момент кормления или перед сном.

Рост и вес

Родители с восторгом наблюдают, как быстро малыш растет. Он практически вдвое больше своих первоначальных показателей. Для девочек показатели нормы колеблются в пределах 63 – 73 см, а у мальчиков этот показатель на несколько единиц выше 65,5 – 75,5 см. Каждый месяц малыш прибавляет в росте от 1 -3 см.

В среднем в течение месяца малыш набирает от 300 – 500 гр. В этом возрасте показатели веса и роста у детей начинают замедляться.

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность . Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент - это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Интеллектуально-эмоциональное развитие

Благодаря активному эмоциональному и физическому развитию 9-месячный ребенок способен бодрствовать в течение длительного времени и весь его день – это калейдоскоп событий и открытий. Общение с малышом в этот период превращается в увлекательную игру. Ребенок буквально схватывает все налету. Если еще несколько недель назад он был не способен запомнить и воспроизвести какую-либо цепочку событий, то сейчас он долгое время помнит любимую игру. Он способен играть не только в ладушки, ему под силу даже прятки. Малыш наблюдает за действиями взрослого и радостно их повторяет.


Социальные навыки

Теперь в вашем общении есть место настоящему диалогу. Малыш непросто реагирует на ваши речи улыбкой и бурной жестикуляцией, он понимает, что вы хотите от него и даже способен выполнить многие ваши просьбы. Ребенок с радостью отдает предмет, находящийся у него в руке, в ответ на вашу словесную просьбу и соответствующую жестикуляцию. Непоседа активно копирует многие жесты и действия окружающих. Его социальные навыки совершенствуются с каждым днем. Ребенку становятся интересны другие дети. Он выделяет любимую игрушку, и способен играть с ней какое-то время. Все чаще на лице малыша проявляются эмоции - интерес, радость, удовольствие, обида.

Речь

На десятом месяце маленький человечек начинает активно лепетать. Что он говорит мало кому понятно. И, тем не менее, он постоянно что-то бормочет, сопровождает каждое свое действие звуковыми трелями и слогами. «Ма-ма-ма», «за-за-за», «па-па-па», воспринимаются окружающими, как первые полноценные речи любимого чада.



Интеллектуальные навыки

Дети в этом возрасте проявляют невиданную сообразительность. Они способны самостоятельно держать чашку и пить из нее. Малыш все чаще берет предметы не всей ладошкой, а пальцами. В этот период родителям необходимо совершенствовать это умение играя с малышом, развивая мелкую моторику. Особой популярностью у девятимесячных малышей пользуется лепка теста и рисование пальчиковыми красками.

Специалисты утверждают, что начиная с 9 месяцев необходимо приобщать кроху к процессу «раздевания». Дети могут самостоятельно снимать носочки, варежки, шапочку. Многие малыши пытаются без помощи взрослых умывать личико и ручки. Вежливость, опрятность, эстетическое восприятие окружающего мира - все эти и многие другие навыки необходимо не только прививать, но и активно поощрять. Как можно больше общайтесь с ребенком, играйте, пойте песни, читайте стихотворения и сказки.

Хвалите своего малыша, ведь каждое новое умение в этом возрасте – это результат его титанических усилий. Помните, ваше внимание, любовь, забота, терпение и поощрение - главные составляющие эмоциональной стабильности маленькой крохи в будущем.

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

Что еще почитать