Дата от которой вели летоисчисление древние греки. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция Летоисчисление. Время и календарь

В начале 1 тысячелетия до н. э. Греция, состоявшая из отдельных городов-государств (полисов), находилась под культурным влиянием многих стран Востока. Древние греки колонизовали соседние острова и побережья от Малой Азии до Южной Италии и даже северных берегов Черного моря. И тем из них, кто плавал, и тем, кто занимался земледелием, нужны были определенные знания, нужен был календарь,

Для своевременного проведения земледельческих работ древние греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу. Потому-то уже в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) засвидетельствовано, что древние греки имели понятие о солнечном годе, хотя... нет доказательств того, что они пользовались солнечными календарями в то время. Можно лишь утверждать, что уже где-то в IX в. до н. э. древние греки знали, как в ритме со сменой сезонов изменяется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяющуюся смену видимости отдельных групп звезд и созвездий они и использовали в быту как своеобразный солнечный календарь.

Сказанное подтверждается советами, которые поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) давал сельским труженикам:

«Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба - собирай виноград. Через пятьдесят дней после солнцеворота можно везти товары морем на продажу... С заходом Ориона и Плеяд год завершен».

Как видно, здесь четко сопоставлены начала конкретных полевых работ с видом звездного неба. В частности, за серп следует браться во время первого утреннего (гелиакического) восхода Плеяд (для времен Гесиода на широте Греции это около 12 мая по современному календарю), когда Плеяды на рассвете заходят (начало ноября), наступает время пахать. Под конец февраля, когда вечером с моря поднимается звезда Арктур, надо подрезать виноградные лозы и т. д.

Моменты утренних и вечерних восходов и заходов нескольких наиболее примечательных звезд, на широте Афин в 501 г. до н. э. и 300 г. н. э. приведены в табл.

Таблица. Восход и заход «календарных» звезд на широте Афин по григорианскому календарю

до н. э. (-)

Вечерний

Утренний

Вечерний

Утренний

Альциона

Бетельгейзе

(α Ориона)

(α Волопаса)

Легко заметить, что за счет прецессии условия видимости конкретных звезд и их групп непрерывно изменяются. Поэтому в наше время советы Гесиода уже не могут быть использованы...

«...В днях и месяцах - с Луной»

Как отметил древнегреческий ученый I в. до. н. э. Гемин в своих «Элементах астрономии», греки должны были приносить жертвы своим богам по обычаям предков, а поэтому «они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной». И в самом деле, в своей деловой и общественной жизни греки пользовались лунно-солнечными календарями. Названия месяцев этих календарей происходили обычно от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, афиняне в первом месяце своего календаря торжественно приносили в жертву сто быков - «гекатомбу», поэтому и месяц получил название Гекатомвеона. В первое число его вступали в свои должности государственные служащие, на 12-й день приходились праздники, посвященные богу Хроносу, олицетворявшему время. В седьмой день третьего месяца - Воидромиона - отмечался праздник в честь Аполлона Воидромия - «помогающего в сражении криком», а днем раньше греки чествовали умерших. В месяце Пианепсион 7-го числа греки отмечали праздник виноградных гроздьев, 10-14-го - женский праздник, на 28-е число в каждом четвертом году приходились сопровождавшиеся факельным шествием гефестии - празднества в честь Гефеста - бога огня и кузнечного ремесла, следующие два дня и были праздниками кузнецов. На восьмой месяц - Анфестирион- приходился праздник начала разлива нового вина («малые дионисии»), соответствующий же событию «праздник цветов» назывался Анфестирии. В месяце Гамилионе совершались бракосочетания.

Наибольшую известность имели афинский и македонский лунно-солнечные календари. Первым из них, в частности, пользовались греческие астрономы, второй получил широкое распространение на Востоке после завоеваний Александра Македонского. Вот примерное соответствие месяцев афинского (слева), македонского и нашего календарей:

По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.

Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. Дни месяца делились на три декады (такое деление встречается уже у Гесиода). Первые 10 дней просто считались - с первого по десятый, 9 следующих назывались «первым», «вторым» и т. д. с прибавлением слов «после десяти», остальные дни считались в обратном порядке: «девятый от конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т. д. 30-й день имел название «старый и новый», а предыдущий 29-й был «предваряющим»; в месяце, состоящем из 29 дней, его исключали из счета.

В названии 30-го дня кроется глубокий смысл. Им греки в счете дней как бы «отрывались» от наблюдений: следующий день они считали 1-м числом нового календарного месяца независимо от того, виден на небе серп Луны или нет (ведь осенью на широте Афин его можно увидеть лишь на третий день после конъюнкции).

Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящался Гекате - богине, сначала считавшейся покровительницей человеческих дел, позже - богиней призраков, ночных кошмаров, повелительницей теней в подземном царстве, иногда ее отождествляли с богиней Луны Селеной. 1-й день месяца посвящался также Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й дни - Афине. Три последних дня каждого месяца считались несчастливыми, они посвящались умершим, а также подземным богам.

У Гемина находим и некоторые сведения о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для деловой и общественной жизни продолжительность месячного периода была округлена до 291/ 2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность гражданского года с солнечным, по Гемину, «древние вставляли дополнительный месяц (в Афинах им был обычно зимний Посидеон) через каждый год». Это значит, что греки в то время использовали триэтериду-наиболее примитивный двухлетний лунный цикл. Как долго это продолжалось, как греки приводили в согласие свой лунный календарь с солнечным, неизвестно.

Другое свидетельство о древнегреческих календарях исходит от Геродота (484-425 гг. до н. э.): «Греки вставляли месяц в каждый второй или третий год ради (соответствия) времен года». По-видимому, здесь уже говорится об использовании греками 8-летнего цикла - октаэтериды, которую в Греции будто бы ввел еще поэт и политический деятель Солон (640-560 до н. э.) в 593 г. до н. э.

На самом же деле сведения о проведенной в то время реформе весьма противоречивы. Плутарх (46-126) о Солоне говорит так: «Заметив неравенство месяца и то, что движение Луны не согласуется ни с заходом, ни с восходом Солнца, но часто в один и тот же день Луна нагоняет Солнце и удаляется от него, он постановил называть этот день «старым и новым», полагая, что часть этого дня до соединения (Луны с Солнцем) принадлежит истекающему месяцу, остальная же часть начинающемуся».

Писатель Диоген Лаертий (1-я пол. III в. до и. э.) ограничился утверждением, что Солон велел афинянам считать дни по Луне. Согласно философу Проклу (410-485), до Солона греки вообще будто бы не знали, что лунные месяцы не всегда бывают в 30 дней.

По-видимому, Солон согласовал календарь с Луной вставкой добавочных дней, а возможно - не Солнцем, выбросив вставной месяц для приведения начала лунного года к летнему солнцестоянию. Не исключено, конечно, что он действительно ввел октаэтериду. Эмболисмическими годами были 1-й и 3-й годы нечетной и 2-й год четной олимпиады.

Казалось бы, наблюдая фазы одной и той же Луны, те же неомении, горожане различных полисов должны были бы начинать счет суток в месяцах от одних и тех же дней (другое дело, что сами месяцы могли называться по-разному). Но этого как раз и не было. Частично, видимо, потому, что система октаэтерид не была принята тогда повсеместно, да и «работала» она все же плохо. В итоге, как отмечал Плутарх, между отдельными календарями не было согласия в счете дней в месяцах. Ограничимся лишь одним примером. Описывая одно из событий войны 431-421 гг. до н. э., ученик Аристотеля Аристоксен (впрочем, более чем через сто лет) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому по какому-то другому календарю». Видимо, этот конкретный день соответствовал 7-му или 8-му дню Луны, но в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны, тогда как в Коринфе опережал ее...

Можно поэтому понять тот огромный энтузиазм, с которым в 432 г. до н. э. во время проведения Олимпийских игр было встречено открытие астронома Метона. Метон вывел соотношение, связывающее тропический год с синодическим месяцем, а также рассчитал и сопоставил на специальных таблицах смену годичных восходов и заходов звезд с изменением фаз Луны в 19-летнем цикле. Эти таблицы высекались на каменных плитах и устанавливались на городских площадях для всеобщего обозрения. Такой каменный календарь получил название парапегмы.

Похвала парапегме

Само слово «парапегма» означает «прикреплять», «вкалывать». Но какое отношение имеет оно к календарям, удалось установить лишь в 1902 г., когда при раскопках театра в г. Милете (бывшей греческой колонии на юго-западном берегу Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы. Один из ее фрагментов показан на рис.

Рис. Фрагмент древнегреческого календаря-парапегмы

Здесь видны надписи, расположенные по строкам, слева от которых, а также между ними имеется ряд отверстий, всего их на правом столбце 30. Чтобы лучше понять принцип работы этого календаря, пронумеруем все отверстия, проставив перед строками числа (на памятнике их нет). Надписи говорят о следующем:

1 О Солнце в Водолее 2 О Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит О О 5 О Лебедь на вечерней заре заходит ООООООООО 15 О Андромеда утром на заре восходить начинает О О 18 О Водолея середина восходит 19 О Пегас утром на заре восходить начинает О 21 О Кентавр целиком утром заходит 22 О Гидра целиком утром заходит 23 О Кит на вечерней заре заходит 24 О Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя О О О О 29 О Лебедь целиком на вечерней заре заходит 30 О Арктур на вечерней заре восходит

Анализ этих надписей показывает, что речь идет об изменении условий видимости восхода и захода звезд в Греции на время прохождения Солнца через созвездие Водолея. Левая часть таблицы говорила, очевидно, об аналогичных явлениях, происходящих тридцатью днями раньше. Можно предполагать, что всего было шесть таких таблиц и на каждой было «расписано» по 61 дню. Продолжительность одного года в метоновом цикле составляет в среднем 6940:19 = 365,26 суток. За это время, считал Метон, Солнце проходит через 12 зодиакальных созвездий, задерживаясь в каждом из них на 365,26:12 = 30,4 суток.

Итак, на парапегме был сопоставлен гражданский лунно-солнечный календарь с изменениями вида звездного неба на протяжении солнечного года и с соответствующим ему изменением сезонов. Попытаемся вслед за Метоном «пустить в ход» имеющийся в нашем распоряжении фрагмент парапегмы. Предположим, что в году, который мы принимаем за исходный (назовем его условно первым годом цикла), новолуние (или неомения) имело место в момент, когда «Лебедь целиком на вечерней заре заходит», соответствующий отверстию 29. Вставим в это отверстие штифт с числом 1, в следующее отверстие (30) - с числом 2 и т. д. Это будут календарные числа лунного месяца данного года. Аналогично, через 29 и 30 дней такие же штифты будут установлены и на других таблицах (включая левую сторону парапегмы и верхнюю часть правой стороны). Тем самым смена вида звездного неба (не так уж четко бросающаяся в глаза!) будет сопоставлена с хорошо заметным явлением-сменой фаз Луны. Где-то на одной из таблиц будет зафиксировано, в какое число и которого лунного месяца «Утром Плеяды восходят», возвещая время жатвы...

Через 12 лунных месяцев то же новолуние наступит на 11 дней раньше. Поэтому в следующем, втором году 19-летнего цикла тот же месяц начнется, когда «Водолея середина восходит» - отверстие 18 (=29- 11). Следовательно, и все штифты с числами дней необходимо передвинуть в отверстиях на 11 позиций назад. На третий год цикла начало месяца передвигается еще на 11 дней назад (на этом фрагменте парапегмы оно придется на отверстие 18-11 = 7). Соответственно переставляем и все штифты с числами дней. За эти два года начало месяца сдвинулось назад на 11 11 = 22 дня. Поэтому в третьем году будет сделана вставка 13-го месяца. В результате штифт с началом месяца в четвертом году передвинется на 30-11 = 19 дней вперед - в отверстие 7 + 19 = 26. В целом номера отверстий данного фрагмента парапегмы, соответствующие началу лунного месяца в последующих годах 19-летнего лунного цикла, можно записать в виде таблички:

Через 19 лет цикл полностью повторяется. Любопытно здесь следующее. На фрагменте парапегмы имеются отверстия, соответствующие 30 дням. Между тем, как видно из таблички, если бы цикл Метона был идеально точным, новолуние может наступить лишь в 19 из них. Эти дни можно как-то выделить, например, позолотив соответствующие отверстия и записав около каждого из них золотыми цифрами номер года в 19-летнем цикле, в котором от этого отверстия (соответствующего определенному положению звезд на небе!) идет отсчет лунного месяца. Если это сделано, то ничего страшного, что при перевозке парапегмы штифты выпали из отверстия или же любознательные мальчишки шутки ради ночью переставили их. Вспомнив номер года в 19-летнем цикле, мы сразу отыщем места (отверстия) для первых чисел месяцев, после чего нетрудно установить и все другие.

ХроникаРимский календарь задавал официальную
и религиозную основу 12-месячного года,
который продолжался 355 дней, пока не
был введен юлианский календарь.

Краткий обзор

Юлианский календарь Цезаря был основан на
математических и астрономических расчетах
греческого мира, где были заимствованы египетские и
вавилонские модели. Преемник Цезаря, Август,
продемонстрировал свою обширную эрудицию,
установив в Риме большие общественные солнечные
часы, использовавшие обелиск в качестве стрелки.
Здесь римское увлечение восточной астрономией
слилось воедино с предположением, что правление
Августа было предопределено божественным циклом.

Солнечные часы

Время и календарь

Римский год управлялся календарями, которые
определяли дни, подходящие и не подходящие для
общественной деятельности, религиозных праздников и
других событий. Также был 8-дневный недельный цикл,
который в находившихся на всеобщем обозрении
календарях обозначался буквами от A до H. С течением
времени этот гражданский календарь начал сильно
расходиться с естественным солнечным годом. Юлий
Цезарь выправил это, сделав 46 г. до н.э. 445-дневным и
затем введя юлианский календарь, который был основан
на точных астрономических расчетах и до сих пор
используется православной церковью.

Время и календарь (2)

Юлианский календарь оказался недостаточно
точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г.
весеннее равноденствие сместилось назад на (1582325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника
для христианского мира католическая церковь была
убеждена в необходимости календарной реформы.
Пришедший в 1572 г. следующий Папа - Григорий
XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582 г.
(всем христианам повелевалось считать 5 октября
1582 г. - 15 октября). Календарь стал именоваться
Григорианским.

Время и календарь (3)

Римляне, как и греки, датировали события годами
правления консулов (в свою очередь, греки –
магистратов). Также могла указываться и точная дата,
которая отсчитывалась от основания Рима в 753 г. до
н.э. Для определения времени и ночь, и день были
разделены на 12 равных часов. Т.к.
продолжительность дня зависела от даты и от
географической широты, в разные сезоны и в разных
местах часы тоже были разной длины в солнечном
Средиземноморье.

Нумерация годов

В Древней Греции каждый год в каждом городе
имел свое название по главному должностному лицу
этого года – в Афинах по первому архонту, в Спарте
по первому эфору и т.д. Так же названия месяцев в
каждом городе были собственные.
Когда на смену грекам придут римляне, у них все то
же: годы не нумеруются, а обозначаются именами
должностных лиц («в консульство такого-то»).

Хронологические таблицы

Настоящие хронологические
таблицы, которые были у
греков и римлян, имели вид
длинных списков имен – как
телефонные книги. Например,
«В архонтство Каллиада… в
архонтство Евфина… в
архонтство Херонда».

Время

Греки представляли себе время движущимся на
одном месте – как звездный небосвод, который
вращается над миром одинаково и неизменно.
Для грека прогресс если и существовал, то когда-то
в незапамятном начале, при титане Прометее, а после
этого жизнь казалась вечной, устойчивой и
неизменной и все годы похожими друг на друга.

Факты врут

Информация, где пишут: «Греки так чтили Олимпийские
игры, что вели свое летоисчисление по Олимпиадам» ошибочна. Т.к. счет времени по Олимпиадам вели некоторые
греческие историки, чтобы уследить за длинным рядом событий.
Но это была их кабинетная выдумка, и не более того. Ни в одном
документе, ни в одной надписи таких дат не было. Греки не вели
летоисчисления по Олимпиадам, они не вели вообще никакого
летоисчисления. Годы в их сознании были как бы рассыпаны
пестрой неподвижной россыпью.

Во второй половине III века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352–256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 около 196 гг. до н. э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр . Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии, которое ими и начиналось.

В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счёт лет, как говорится, «задним числом» были распространены на те давние времена, когда фактически они ещё не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н. э. по юлианскому календарю.

В VII веке до н. э. в Малой Азии, разделённые рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооружённый конфликт.

«Пять лет, - по Геродоту , - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы… И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь… Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир».

Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н. э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.

Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге «Жизнь Никия» упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчётам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н. э.

Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н. э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263–338 гг.). В своей «Хронике», начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.

В 394 году н. э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Историческая (техническая) хронология - специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Астрономическая хронология [ | ]

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками , так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики , поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки , то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила - «среднего солнца», движущегося равномерно по эклиптике; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).

Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года . Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний . Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет . Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366 д 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд длиннее.

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология [ | ]

Календарь [ | ]

Лунные и солнечные календари [ | ]

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний » и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря , установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа , однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл [ | ]

Некоторые календари [ | ]

Хронография [ | ]

Счёт лет. Становление исторической хронологии [ | ]

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах - «архонты-эпонимы » и т. д. («эпонимический год» ). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям - так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории » Геродота , затрагивающей и более ранние события - образование Персидского царства; Фукидид , описывая Пелопоннесскую войну , упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида - то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский , по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров , афинских архонтов -эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида , в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории » - начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи . На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте , а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах , на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам - через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» - а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты - «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора , полководца Александра Македонского - 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов » вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды , в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» - списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон , который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону - 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея » - список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана - 284 год , в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

Исчисление от рождества Христова [ | ]

Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер ( -); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в, что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года до н. э., упоминаемого Фукидидом) . Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавий ( -) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавий в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман , автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).

Вопросы достоверности древней хронологии [ | ]

Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана. Петавий - из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год ; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара ; это уравнение опять-таки приводит к 284 году .

Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны - это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно [кем? ] [ ] , до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) - c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна - в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на папирусе, относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года. Очевидно имеется в виду год правления Сенусерта III, но может быть и его сына Аменемхета III. Во всяком случае дата этого события - около 1800 года, и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата - 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см.

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ

В реке под Москвой поймали щуку, на хвосте у щуки было серебряное кольцо, на кольце надпись: «Сие кольцо надето за семь лет до нашествия Наполеона на Москву». Умные люди посмотрели, улыбнулись, сказали: «Подделка». Почему? Потому что кто же мог знать заранее, что Наполеон через семь лет пойдет на Москву?

Вы догадались, к чему этот пример? На девятой странице я спросил вас, что я изменил в Паросской хронологической таблице, переписывая ее в этой книге. Конечно, это были обозначения дат. Ни в одной настоящей древней надписи не могло быть дат вроде «Год 1582 до нашей эры». «До нашей эры» — это ведь значит «до рождества Христова»; а кто же мог знать, что через столько-то лет родится Христос? Или чтобы сказать еще точнее: кто же мог знать, что через много-много лет будет принята именно такая-то условная дата рождения Христа? Потому что дата рождения Христа — в высшей степени спорная и условная: даже христиане в Западной Европе стали ею пользоваться только с VI в. н. э., а в Византии (и затем на Руси) избегали ею пользоваться и того дольше, предпочитая отсчитывать годы прямо от сотворения мира, — почему-то считалось, что эта дата известна более точно.

Что же было вместо этого написано на паросском камне? Нечто неожиданное и неудобное: «1318 лет назад — царь Кекроп... 1265 лет назад — всемирный потоп...» Иными словами, все даты отсчитывались назад от года, когда была высечена эта самая надпись. (Сосчитайте сами, когда это было.) Легко понять, что уже через несколько лет эти даты мало что говорили паросскому прохожему.

Какая же нумерация годов («летосчисление» в буквальном смысле слова) была у греков?

А никакой.

Каждый год в каждом городе имел свое название по главному должностному лицу этого года — в Афинах по первому архонту, в Спарте по первому эфору и т. д. Знаменитый договор 421 г. до н. э. между Афинами и Спартой — Никиев мир — был датирован так: «При спартанском эфоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафеболиона». (Месяцы ведь тоже в каждом государстве были свои собственные!) И когда на смену грекам придут римляне, у них мы увидим все то же: годы не нумеруются, а обозначаются именами должностных лиц: «в консульство такого-то». Настоящие хронологические таблицы, которые были у греков и римлян, имели вид длинных списков имен — как телефонные книги. «В архонтство Каллиада... в архонтство Евфина... в архонтство Херонда...» Вот я назвал три даты и уверен: угадать, какая из них раньше, какая позже, смогут во всем мире лишь человек десять специалистов. А ведь это даты больших событий: Саламинская победа, начало Пелопоннесской войны, Херонейское поражение.

Что это — мелочь, случайно недодуманная великим народом? Нет. В этой мелочи видна огромная разница между античной и современной культурой. Мы представляем себе время движущимся вперед — как стрела, летящая из прошлого в будущее. Греки представляли себе время движущимся на одном месте — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас. Для нас прогресс — что-то само собою разумеющееся: 1097, 1316, 1548 годы — даже если мы не помним ни одного события, происходившего в эти годы, мы не сомневаемся, что в 1548 году люди жили хоть немного лучше и были хоть немного умнее, а может быть, и добрее, чем в 1097 году. А для грека прогресс если и существовал, то когда-то в незапамятном начале, при титане Прометее, а после этого жизнь казалась вечной, устойчивой и неизменной и все годы похожими друг на друга: «в архонтство Каллиада... в архонтство Каллистрата... в архонтство Каллия...»

Я не случайно заговорил об этом именно здесь. Вам, наверное, не раз приходилось читать: «Греки так чтили Олимпийские игры, что вели свое летосчисление по олимпиадам». Так вот, это неверно. Счет времени по олимпиадам («В 3-й год 72-й олимпиады греки победили персов при Марафоне...») вели некоторые греческие историки, чтобы уследить за длинным рядом событий. Но это была их кабинетная выдумка, и не более того. Ни в одном документе, ни в одной надписи таких дат не было. Греки не вели летосчисления по олимпиадам, они не вели вообще никакого летосчисления. Годы в их сознании были не нанизаны на тянущуюся нить, а как бы рассыпаны пестрой неподвижной россыпью.

Кстати, о годовщинах

Битва при Соломине, которая спасла Европу от Азии, произошла в 480 г. до н. э. Когда исполнилась ее 2400-летняя годовщина? Вы скажете: «В 1920 году». И ошибетесь: не в 1920-м, а в 1921-м. Вы удивитесь: почему? Потому что нулевого года не было. В самом деле: когда исполнилась ее 479-я годовщина? В 1 г. до н. э. А 480-я? В 1 г. н. э. А 500-я? В 21 г. н. э. И так далее.

Не смущайтесь: когда речь идет о пересчете через рубеж нашей эры, то эту ошибку хочется сделать каждому. Современные греки чувствуют себя потомками древних греков и чтят их даты. Но когда они всенародно, по государственному указу отмечали юбилей победы над персами, то это было все-таки в ошибочном 1920 году.

Что еще почитать