Что делать истеричный ребенок 1 год. Детские капризы и истерики в год — как справиться

Трёхлетний возрастособый период в жизни ребёнка и родителей. Именно в это время многие взрослые особенно часто сталкиваются с истерическими припадками.

Ребёнок кричит, падает на землю, бьётся головкой о стену или пол, отказывается выполнять просьбу мамы или папы. Родители, конечно, теряются и не всегда понимают, как бороться с детскими истериками. У одних деток внезапные приступы дурного настроения быстро проходят, другие же могут истерить годами.

Что делать? Советы психолога помогут вам правильно реагировать на капризы и найти подход к кричащему ребёнку.

Специалисты советуют различать истерические приступы и капризы. К последним ребёнок чаще всего прибегает специально, желая заполучить нужный предмет, внимание взрослого или что-то запретное или недосягаемое.

Капризничающий ребенок часто плачет, кричит, топает ножками, разбрасывается игрушками. Обычно капризы встречаются у малышей от года до трёх лет.

Истерические припадки чаще всего отличаются непроизвольностью, поскольку ребёнок не справляется с эмоциями. Поначалу начавшаяся, как и капризы, с громкого плача, воплей, истерика сопровождается дополнительным битьём головы о различные поверхности, нанесением себе увечий (царапанье лица).

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка в 3 года проявляется судорожный синдром, сопровождающийся к тому же выгибанием дугой («истерический мостик»).

Детская истерика – сильнейший эмоциональный отклик, возникающий у ребёнка в ответ на запрет, неприятность, подкреплённый раздражением, гневом, агрессией, направленной на себя или других.

Главная особенность такого припадка – усиление реакции при внимании посторонних.

Детские психологи выделяют три основных стадии истерического приступа у ребёнка трёх лет, которые последовательно сменяют друг друга:

  1. Крики. Ребёнок просто очень громко орёт, пока ничего не требуя. Многие взрослые поначалу пугаются подобных проявлений, затем начинают по ним определять наступление очередного приступа. На этой стадии кроха уже плохо замечает окружающих людей.
  2. Моторное возбуждение. Если ребенка не успокоить на первой стадии, он начинает бегать, топать ножками, стучать кулачками о стол, падать на пол, рвать на себе волосы или биться головкой о стену. В такие моменты малыш не ощущает болевых ощущений.
  3. Рыдания. Ребенок отчаянно рыдает, слёзы буквально льются «рекой». Если прежде его не успокаивали, то всхлипы и обиженные взгляды, бросаемые на взрослых, будут продолжаться ещё достаточно долго – вплоть до нескольких часов.

Подобное эмоционально насыщенное поведение сильно выматывает ребёнка в три года. Поэтому после случившегося припадка малыш обессилен и хочет поспать, чтобы набраться сил.

Конечно, как-то реагировать на поведение ребенка, который постоянно закатывает беспричинные истерики, необходимо.

Но что делать: предупреждать, предотвращать, купировать или наказывать, как за провинность? Родительская тактика должна зависеть от провоцирующих факторов, которые и приводят к такой ситуации.

Прежде чем рассматривать конкретные причины истерических приступов у ребёнка трёх лет, нужно обратить внимание на особенности этого возраста.

В 3 года малыш переживает очередной кризисный момент. В психологической литературе и практике он даже получил своё название – кризис трёх лет.

В это время ребенок понемногу воспринимает себя в качестве отдельной личности – «Я – не мама».

Малыш также начинает понимать, что его желания во многом не совпадают с требованиями родителей, поэтому и начинается «конфликт интересов». А истерика в детском арсенале становится самым простым и действенным инструментом в попытке быть понятым правильно.

Помимо кризиса трёх лет, который проявляется бунтарством, упрямством, требованием самостоятельности, существуют и другие причины истерических приступов:

Даже если вы и установите провоцирующее истерику обстоятельство, необходимо понимать, что карапуз не желает вас разозлить или сделать что-то нарочно.

В это время ребенок ещё не способен «включить» эмоциональный регулятор, поэтому каждая его сильная эмоция способна в итоге вырасти в полноценный истерический приступ.

Если понимать исторический приступ, как средство привлечь внимание ребенка к своей персоне, то взрослые должны, в первую очередь, научить его высказывать свои желания более цивилизованным способом.

Также ребенок обязан понять, что подобное поведение является неэффективным методом информирования о своих потребностях.

А чтобы вы смогли ненавязчиво подвести ребёнка с таким выводам, нужно правильно реагировать на эмоциональные вспышки, придерживаясь хорошо продуманного плана действия.

Итак, что делать и как же быть взрослым, если у ребенка начался истерический припадок:

  1. Нельзя паниковать, демонстрировать, что столь безобразное поведение вас хоть чем-то задевает. Часто к детской истерике присоединяется материнская, что только усиливает эмоциональный взрыв и накаляет страсти.
  2. Обязательно постарайтесь разобраться, что именно послужило «провокатором» истерического приступа. Иногда бывает достаточно избавить ребенка от утомительных походов по гостям, меньше включать различные компьютерные игрушки или мультики. Если причина в недомогании, необходимо обратиться к доктору.
  3. Лучше всего попросту игнорировать эмоциональный взрыв. Конечно, не следует ребёнка в три года оставлять наедине или в общественном месте, но будьте в поле детского зрения, одновременно оставаясь равнодушным. Обычно приступ быстро подходит к финалу, если отсутствуют благодарные зрители.
  4. Не уступайте ребенку, если истерические припадки необходимы для получения чего-либо. Малыши быстро понимают, как извлечь выгоду из ситуации, поэтому начинают манипулировать слёзками и криками, особенно если мама стесняется подобных приступов.
  5. В начальной стадии, когда ребенок ещё может вас услышать, можно попробовать поговорить, объяснить, отвлечь каким-либо действием или ярким предметом. Иногда подобные отвлекающие манёвры срабатывают.
  6. Если ребенок чувствителен к тактильному контакту, во время приступа его можно приобнять, прижать к себе, шептать тихим голосом нежные слова. Это поможет предупредить самотравмирование, поскольку некоторые ребятишки склонны наносить себе увечья.

Наказания во время истерических припадков не улучшат ситуацию. Все воспитательные беседы и дисциплинарные методы нужно начинать лишь после того, как всё устаканится.

Что делать после истерики?

Многие родители не представляют, как быть с ребёнком после прошедшего истерического приступа. Если эмоциональные взрывы происходят постоянно, случаются и дома, и в детском саду, то вам придётся научить ребенка правильному способы выражения своего настроения.

Непосредственно после истерики нужно объяснить ребенку, как вас огорчило его поведение. Именно поведение, а не сам малыш. Продемонстрируйте, что вы по-прежнему его обожаете, однако вам хочется гордиться им каждую минутку, а не только когда он хорошо себя ведёт.

Ребенку нужно на реальном примере объяснять, как именно необходимо показывать различные эмоциональные проявления – гнев, злость, раздражение, счастье или упоение. Малыш обязан понять, что достичь желаемую вещь можно не только рёвом и дрыганьем ножками.

Возможно, на подобную «науку» уйдёт неделя или два-три месяца. Длительность обучения будет зависеть от темперамента ребенка. Маленькие холерики более склонны к истерическим приступам в силу подвижной нервной системы, чем сангвиники и флегматичные детки. Меланхолики тоже могут впасть в истерику, однако она будет проходить без чрезмерно бурных проявлений эмоций.

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

Если истерические припадки у малыша случаются регулярно в течение месяца и дольше, можно предположить о наличии у ребенка какой-либо неврологической болезни.

Консультации и советы невропатолога нужны, если:

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Истерические приступы часто встречаются у детей в возрасте трёх лет. И их проще предотвратить, чем потом с ними сражаться. Основные советы касаются упорядочения дневного распорядка, приведению требований родителей и бабушки к ребенку к единообразию и работе над собой.

Психологи уверены, что полностью победить истерические приступы у ребёнка в три года практически нельзя, однако предупредить их всё-таки можно. Просто больше общайтесь с карапузом, учите управлять своим настроением. А если малыш продолжает истерить, обратитесь за советами и помощью к грамотному специалисту.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Истерики у детей 1 2 года

Как бороться с истерикой у ребенка 1 - 2 лет?

(Это ответ на вопрос одной из участниц сообщества, а может, даже и не одной. Написала это пост у себя, но поняла, что ошиблась, теперь второй раз публикую здесь)

Истерики поначалу возникают у ребенка стихийно и ненамеренно, когда какие-то его нужды и потребности не насыщаются и у его нервной системы нет сил выдерживать это напряжение. Поэтому они как раз часто возникают в состоянии болезни: нервная система и так истощена, а тут еще пить захотелось или ботинки трут и вообще непонятно что-такое с организмом и где болит. Но всегда за истерикой стоит какая-то вполне реальная потребность.

Однако способ сообщить об этой потребности - мягко говоря, не очень правильный. Поэтому тут нужно лавировать: и сообщение уловить, и дать понять, что этот способ неприемлем, и научить другим, более культурным способам. Разумеется, культурный способ - это сказать словами, но у маленького ребенка пока мало возможности это сделать. Он может слов не знать, а может в вообще толком не понимать, что не так.

Конечно, если ребенок улавливает связь. что поистерил - и все получил, то он уже не пытается освоить другой способ выражения своих нужд. А зачем? И так все работает! Дети в этом возрасте (1-2 года) очень хорошо запоминают простые причинно-следственные связи и обожают ими пользоваться. Например, нажал на кнопочку - телевизор заиграл. Какая радость и какая власть над миром!

Покричал - мама попить дала. Опять власть над миром!

Так что конечно, если эту связь сейчас не переломить, то она только усилится - но теперь Вам приходится бороться с уже установившейся связью, поэтому трудно. Но шлепками и наказаниями подобного рода выражать свое неприятие такого поведения - не очень хорошо, потому что этот метод работает, только чтобы, так сказать, "выиграть битву, но проиграть войну".

Лучший метод борьбы с такими, уже закрепившимися в поведении истериками, состоит из нескольких шагов

Стараться заранее насытить потребности ребенка (для этого нужно проанализировать наиболее частые причины истерик и придумать, как дать ребенку нужное - еду, питье, внимание и др. пока он спокоен).

Если не удалось, или ребенок хочет того, что нельзя - в общем, заистерил, самое гланое сохранить спокойствие, короткими словами сказать- "мы так не делаем. Я тебя выслушаю, как только ты успокоишься. скажи спокойно. скажи словами". То есть всеми силами дайте понять ребенку, что его желание будет услышано, как только он успокоится. Сразу, конечно, не получится, поэтому тут можно применить метод изоляции - изолируете ребенка на столько минут, сколько ему лет жизни, сами остаетесь за дверью и при первых же признаках успокоения идете к ниму, прижимаете к себе, успокаеваете и выслушиваете.

Если это происходит на улице, то лучше применить метод холдинга: Вы берете ребенка на руки или на колени, даже если он брыкается или вырывается, и очень крепко сжимаете в объятиях, приговаривая "Я тебя очень люблю, ты сейчас успокоишься и мы поговорим" и держите не выпуская пока не начнет расслабляться и успокаиваться. Держать ребенка легче, если делать это со спины, ногам можно позволить свободно болтаться, а руки прижать скрещенными к груди. Тогда ему не удастся Вас ударить, укусить или поцарапать.

Нужно помнить две вещи:

Давать ребенку желаемое можно только тогда, когда он достаточно успокоился. Тогда у него постепенно разрушится ассоциативная связь между истерикой и удовлетворением.

Цель всех этих действий - не наказать ребенка, а помочь ему научиться справляться самостоятельно с зашкаливающими эмоциями.

Несколько раз последовательно проведя в жизнь этот алгоритм, Вы избавитесь от истерик практически навсегда. Рецидивы возможны при болезни или в кризисном возрасте, но справиться с ними будет уже легче, если сейчас искоренить эту неприятную привычку.

Комментарии

Действительно, давать советы легко. Но реальность, увы, бывает намного суровее, чем все описанное выше. Настаивая на своем, некоторые дети буквально доводят себя до истерических припадков, и, как ни стараются родители, сделать с этим ничего нельзя. Вот типичная ситуация. Мама приходит с ребенком в магазин. Заранее договорились, что покупать будут только молоко и йогурт, но вот на глаза малышу попадается «чупа-чупс» - и начинается крик. Мама в растерянности. Она понимает: если сейчас уступить и купить эту злополучную конфету, ей гарантированы такие сцены при каждом походе в магазин. Что же делать?

Итак, развернутая инструкция по борьбе с детской истерикой:

Если малыш не может спокойно заходить в магазин, постарайтесь ходить за покупками без него.

Если все-таки идете вместе, заранее позаботьтесь о том, чтобы он был сыт и спокоен. Дайте ему в одну руку яблоко или банан, в другую - игрушку.

Случай из практики . Родители трехлетнего малыша пришли ко мне почти в отчаянии: «Мы боимся заходить с ним в магазины. Если он обнаруживает там отдел игрушек, начинается такой скандал, что приходится уступать его требованиям. А требует он все больше и больше». Ситуация выглядела критической, надо было что-то делать. И вот мы отправились все вместе в большой детский торговый комплекс. Игрушек там было видимо-невидимо. Признаюсь, это был довольно рискованный эксперимент, но мы к нему хорошо подготовились. Перед визитом в магазин малыш как следует погулял, выспался, поел, был отдохнувший и в хорошем расположении духа. Кроме того, мы захватили с собой сок, яблоки и его собственные игрушки. В одной руке ребенок держал любимого солдатика, в другой пакетик с соком. Вооружившись таким образом, мы начали бродить между прилавками. Малыш с интересом все разглядывал. Наконец он выпустил из руки солдатика, чтобы схватить понравившуюся игрушку. «Хочу эту машинку!» - «Подожди, а где солдатик? Ты его забыл!» Расставаться с любимым солдатиком малыш тоже не собирался. Он остановился в нерешительности, не зная, что же ему делать. И тогда я предложила: «Тебе понравилась эта машинка? Ну что же, ее можно будет купить, когда ты заработаешь три солнышка. Ты запомни, что тебе здесь особенно понравилось. А когда наберешь солнышки, вы снова сюда приедете и купите». И мы отправились дальше. Так мы прогулялись по всему торговому комплексу, ничего не купив. А дома я спросила: «Ну, что тебе больше всего понравилось?» Из десятка игрушек, которые малыш пересмотрел, он с трудом вспомнил одну-единственную, ту, которую ему действительно очень захотелось купить. Потом мы обсудили, что он может сделать, чтобы заработать три солнышка. А еще через два дня мы отправились в магазин, но уже не на экскурсию, а с вполне конкретной целью - купить ту самую машинку. Так и сказали малышу: «Мы едем за машинкой». И он знал, что ходить по отделам и разглядывать другие игрушки мы не будем. Тем не менее мы снова дали ему в одну руку любимого солдатика, в другую - пакетик с соком. На всякий случай. Операция прошла успешно.

Работайте над своими реакциями. Истерика чаще всего рассчитана на дядь и теть, которые находятся рядом. Если маме неловко, если она не знает, куда деваться от стыда перед посторонними, ребенок понимает: мама боится, значит, мама готова уступить. Конечно, он так не рассуждает. Двухлетний кроха не настолько коварен, чтобы сознательно рассчитывать свои действия. Просто однажды его истерика на публику сработала, и теперь он автоматически продолжает идти проторенным путем. Поэтому ваша задача - перестать бояться общественного мнения и не заводиться.

Опять же, говорить легко. Но что делать, если чувствуешь, что от детских воплей становится по-настоящему дурно, давление повышается, сердце стучит?

Попробуйте использовать метод, о котором мы уже говорили, - присоединение. Ребенок кричит: «А-а!» И вы тоже: «А-а!» «Не передразнивай меня!» - «Я не передразниваю. Я тоже хочу кричать!» Иногда таким образом удается самому успокоиться и привести нервы в порядок.

Помните, что ответственность за истерики лежит не на ребенке, а на вас. Ребенок еще не может отвечать за себя, за него отвечают взрослые. Если малыш не в меру раскапризничался, значит, взрослые что-то не предусмотрели, о чем-то не подумали. Я это пишу совсем не для того, чтобы вы начали испытывать чувство вины за плохое поведение своего малыша. Разумеется, все рассчитать и предусмотреть невозможно. Но вы должны твердо понимать, что ребенок не в состоянии изменить ситуацию. Это под силу только вам. Осознав это, вы перестанете бояться, стесняться, раздражаться. Вы мобилизуетесь и начнете действовать, вместо того чтобы стыдливо оглядываться по сторонам.

Не успокаивайте малыша. «Ты хотел покричать? Мы кричим только в парке. Вот мы пришли в парк - кричи. Ты хотел поплакать? Вот тебе платочки - поплачь». Можно тут же включить активное слушание: «Тебе обидно, что я не купила тебе игрушку. Тебе обидно, что я увела тебя из песочницы». Проговорите за малыша его обиду. А когда он немножко успокоится, расскажите ему о том, что есть другие, намного более эффективные способы добиваться своего. «В следующий раз, если ты захочешь что-то, ты скажешь: «Мам, я хочу это». А я тебе скажу: «Заработай. Давай ты поможешь мне убрать после обеда, хорошо почистишь зубы, вовремя ляжешь спать», - и у тебя наберется достаточно солнышек, чтобы купить то, что ты хочешь».

Если ребенок так зашелся в истерике, что ему становится плохо, попробуйте побрызгать на него водой или просто умыть лицо. Вода снимает напряжение.

В возрасте одного-двух лет у ребенка снова может возникнуть привычка биться головой о стену. Так он хочет настоять на своем. На эти выходки просто не надо обращать внимания. Если же вы боитесь, что он причинит себе вред, ищите способ отвлечь, переключить, поговорить. Самое главное - не давайте ребенку того, что он хочет. Уступив однажды, вы дадите ему повод прибегать к этой форме протеста снова и снова.

Иногда ребенок так заводится, что начинает разбрасывать вещи. Наверное, больше всего в этот момент хочется заставить его все поднять. Но это будет означать, что вы «бодаетесь» с малышом, и кто кого переупрямит, еще неизвестно. Выберите другую тактику: поддержите инициативу. Дочка разбрасывает все, что попадается под руку, - дайте ей еще что-нибудь бросить. А потом еще что-нибудь. «Вот это можешь бросить, и вот это, и вот это». Ребенок устает, но вы настаиваете: «Нет, подожди. Вот это ты еще не бросала». Гипертрофируйте ситуацию. Не стоит пускать в ход хрустальные вазы и фарфоровые чашки, но пластиковая посуда и мягкие игрушки вполне подойдут для выброса энергии. Во-первых, это отвлечет ребенка, во-вторых, он поймет, что с вами этот трюк не работает.

Некоторые дети нуждаются во время истерики только в одном - чтобы их обняли. Многие мамы мне возражают: «Я его сейчас обниму, и он подумает, что истерика - это способ заслужить мою ласку». Я искренне надеюсь, что вы ласкаете ребенка не только тогда, когда он бьется в истерике, и у него нет необходимости валиться на пол всякий раз, когда ему хочется, чтобы вы его обняли. Если так, то цель истерики другая - что-то получить или наоборот чего-то не делать. «Не хочу гулять, не буду одеваться!» или «Дай конфету! Не встану с пола, пока не дашь!» Вы можете оставаться непреклонны, но при этом проявить свою любовь, обняв малыша и сказав ему: «Я тебя очень люблю! Понимаю, тебе очень хочется еще поиграть дома, но надо идти гулять... ». Обнять не значит пойти на поводу. Это просто способ погасить негативные эмоции.

Бывает, что срабатывает прямо противоположная тактика - лишение внимания. Ребенок требует пульт от телевизора: «Дай! Дай! Дай!» - «Солнышко, я тебя очень люблю, но таким способом ты от меня ничего не добьешься». И выходите из комнаты.

Лишение внимания не следует путать с игнорированием. К сожалению, многие родители предпочитают последнее: если малыш плохо себя ведет, они, оставаясь физически рядом, как бы перестают его замечать. Это страшное и очень травматичное переживание для ребенка. Малыш до трех лет эмоционально очень зависим от мамы, очень нуждается в ее внимании. Если мама перестает его замечать, кроху охватывает тревога, у него возникает чувство вины, падает самооценка, растет количество страхов. Он начинает заслуживать мамино внимание. А внимание и любовь не должны заслуживаться. Они даются даром.

Когда истерика закончилась, и малыш успокоился, ни в коем случае не возвращайтесь к тому, что произошло. Это была эмоциональная реакция ребенка, и обсуждать ее, говорить малышу «ты не должен так себя вести» и т.д. бесполезно. Он не мог в тот момент вести себя по-другому.

Здравствуйте, мамы и папы! Давно уже читаю ваше сообщество, а вот теперь решилась и написать. Верю, что коллективный разум мне поможет:)
Собственно, суть проблемы. Дочке моей 1 год и 10 месяцев. Чувствительным и упрямым ребенком она была прям с рождения. Но поводы для истерик были простые - не дали сиську, уложили спать на 10 минут позже. Она орала, да, иногда орала громко и долго... Короче, меня детской истерикой не удивишь. Но недавно начались истерики, каких не бывало, и как с ними справляться, я просто не знаю. Поводы для истерик чаще всего из серии "фарш невозможно провенуть назад...". Ну т.е. проблема экзистенциальная, понимаете. Пример: печенька разломалась на две части, хочется чтобы она снова стала целой. Или: мама разломила фрикадельку пополам, а ребенок хотел ее целиком в рот пихнуть. Или еще: мама пакет с хлебом вскрыла, а дочь то ли не хотела его вскрывать вообще, то ли сама это хотела сделать... Все в таком духе. Бывают и другие поводы, типа не дали какую-то вредную запрещенную еду, но это гораздо реже. И главное, как собственно выглядит сама истерика. Ребенок заходится в диком крике, и буквально за пол минуты входит, как я это называю, в штопор. Стеклянные глаза, не видит и не слышит меня, выгибания, валяния на полу, крик до кашля, слезы-сопли, трясущиеся ручки, вотэтовсе. Может еще колотить от злости предмет истерики (хлеб, печеньку, фрикадельку) или меня. Или даже себя. А, самое то главное, на меня как реагирует. Я естественно пытаюсь что-то говорить утешительное, обнимать-целовать, на ручках качать... От этого не только не становится лучше, а становится хуже. Она начинает кричать еще громче (хотя секунду назад казалось что громче нельзя), меня отпихивать, драться иногда. Такие вот дела. Еще месяц назад если сделать вид, что ничего не видишь, в течение пяти минут истерика прекращалась. Теперь от этого как бы тоже только хуже... В конечном итоге помогает унести в другую комнату, насильно обнять, взять на руки, и долго качать-гладить-обнимать. Она еще долго всхлипывает, потом ходит такая чуть потерянная, а потом начинает как ни в чем не бывало играть и смеяться. Это все спустя минут сорок уже после начала истерики... И я к этому моменту уже седая и заикаюсь, блин.
Простите за многобукв. Вопросы то мои в чем? У кого такое было? Это как вообще, норма или патология, когда вот ТАКИЕ истерики? Оно почему вообще происходит? Можно ли какие-то умные книжки на эту тему почитать? И что я то могу сделать, чтобы помочь дитю и самой не спятить? Потому что я вроде чаще всего держусь, стараюсь спокойствие сохранять. А сегодня вот, когда она уже 15 минут орала из-за того, что водичка пролилась на пол и обратно в стакан ее нельзя собрать, тоже сорвалась... Наговорила ей гадостей и расплакалась, чем истерику конечно только продлила(Так, конечно нельзя. А как можно?

Воспитывать малыша - это не только радоваться его первому слову, шагу или улыбке, но и терпеть весьма неприятное проявление характера - детские истерики. Обычно первый раз родители сталкиваются с таким явлением, когда ребенку исполнился год. Ранее детский плач мог обозначать все, что угодно: ему некомфортно, он голоден, что-то болит, а после года объективных причин у истерики может и не быть. Малыш, переживающий свой первый кризис, может впадать в неконтролируемое состояние только потому, что ему чего-то не разрешают. Почему же годовалый ребенок закатывает истерики и как с этим бороться?

Некоторые родители могут путать капризы и истерики. Но это несколько разные понятия. В первом случае ребенок действует продуманно, канючит, требует и твердо стоит на своем. Во втором же случае ребенок теряет контроль над своими эмоциями в результате родительского отказа. Классическим примером может стать требование годовалого ребенка взять родительский телефон. Родитель отказал в удовлетворении требования - и получил добротную истерику с ором, слезами, выгибанием дугой и топотом ногами.

Чаще всего годовалый ребенок закатывает истерики именно по причине того, то ему чего-то не дают или наоборот заставляют делать то, чего он не хочет. Иногда родители вполне понимают, какие их действия могут привести к тому, что ребенок закатит истерику, но порой это является для них большой неожиданностью. На самом деле истерики - это проявление настроения ребенка. Большинство детей любят ходить на улицу, но желание родителей вывести малыша на улицу в момент, когда он смотрит мультик, небезосновательно может быть встречено истерикой, поэтому родителям нужно наблюдать за годовалым чадом и даже в таком возрасте уж считаться с его привычками.


Очень важно также понимать, что годовалый ребенок закатывает истерики из совершенно искренних позывов. Он не играет, не устраивает спектаклей, а просто пытается добиться единственным известным ему способом желаемого. Реакция родителей в таком случае должна быть столь же сдержанной. Есть несколько вариантов поведения, если ребенок закатывает истерику, и их можно категорично разделить на «правильный» и «неправильный».


Если годовалый ребенок закатывает истерики, категорически возбраняется повышать на него голос и тем более бить. Ребенок все равно ничего не поймет, а истерика только усугубится. Кроме того, шаткая детская психика может запомнить этот случай на долгое время.


Также плохо потакать истерикам. Ведь даже годовалый малыш очень скоро все поймет и сделает ор, плач и топот ножками инструментом безотказного влияния на родителей. И потом, если сегодня вы дадите ребенку телефон, где гарантия, что завтра он не захочет проиграться со спичками?


Относительно нейтральным способом успокоения ребенка, закатившего истерику, можно назвать беседу. Но грань между разговором и криком очень тонка. Ребенок, впавший в истерику, едва ли адекватно отреагирует на объяснения родителей, что в свою очередь не очень полезно для психики мамы и папы. Поверьте, любые уговоры и объяснения, скорее всего, пройдут даром.


Что еще почитать