Переход из цвета в цвет. Как быстро сделать плавный переход цвета в Photoshop — подробнейшая пошаговая инструкция. Плавные переходы посредством CSS

Живопись маслом. Основы. Уроки Билла Мартина для начинающих.

Есть вещи, которые Вы должны знать, прежде чем начать писать маслом.
Все краски – это смесь сухого пигмента и жидкости. В масляных красках красящий пигмент смешивается с льняным маслом. Льняное масло – это масло, высыхающее в процессе окисления воздухом. Оно впитывает кислород из воздуха и кристаллизует пигмент краски на постоянной основе. Когда масло высыхает, его невозможно удалить.
Масляные краски густы. Они производятся в тубах. Краски выдавливают на палитру, и смешивают при помощи мастихина для получения новых оттенков. Затем они наносятся на вертикально расположенный холст жесткими упругими кисточками.
Масляные краски сохнут очень медленно. Обычно нужно ждать три дня, прежде чем положить следующий слой. Такое длительное время высыхания является одновременно и преимуществом и недостатком. Большое преимущество в том, что у Вас будет время на осмысление того, что Вы нарисовали. Это очень полезно, когда Вы делаете градиентные переходы от одного цвета к другому. Или же, если Вы недовольны тем, что получается, пока краска еще влажная, ее можно соскрести тряпочкой, мастихином или резиновым скребком, и перерисовать.
Недостаток в том, что если положить рядом влажные краски двух разных цветов, они могут смешаться друг с другом неаккуратно. С палитрой, кистями и влажным полотном нужно обращаться очень осторожно, что не измазать себя, одежду, еду и мебель.
С краской можно работать до 12 часов подряд, потом Вы должны оставить работу на просушку на три дня, после чего можно продолжить работу. Когда краски высохли, можно поверх наложить новые цвета. В работе может быть множество слоев. Каждый последующий слой должен быть таким же по толщине или толще, чем предыдущий, иначе возникнут трещины.
После того, как работа полностью высохнет (от трех до шести месяцев), нужно нанести защитный слой дамарского лака.

РИСУНОК.

Сложный рисунок быстро теряется при нанесении масляных красок, поэтому рисунок лучше обозначать простыми фигурами и контурными линиями. Рисунок можно делать прямо на холсте, или же его можно подготовить заранее и перевести на холст.
Когда рисунок наносите сразу на холст, то лучше пользоваться разбавленной краской. Так как это и так краска, Вам не придется изолировать ее от последующих слоев.
Так же можно воспользоваться углем. Угольный набросок надо будет изолировать от следующих слоев фиксажем. Мягкий уголь легче зафиксировать фиксажем, чем прессованный уголь.
Рисунок можно нанести и карандашом на холст. Потом также закрепить фиксажем. Острый кончик карандаша может сделать трещинки в слое грунта, поэтому можно дополнительно нанести еще один прозрачный слой грунтовки. Если Вы нанесли еще один слой грунтовки, фиксаж не требуется.

На фото: баллончик с фиксажем, в коробке – копировальная бумага.
Рисунок для переведения через копирку лучше подготовить на тонкой кальке, тогда его будет легче перевести. Прикрепите рисунок к холсту. Переведите его при помощи копировальной бумаги. Обведите свой рисунок с подложенной копиркой. Пользуйтесь при этом шариковой ручкой контрастного цвета, чтобы видеть, какие участки Вы уже перевели и контролировать толщину линий. Нанесенный рисунок также должен быть закреплен фиксажем или тонким лессировочным слоем прозрачной грунтовки.



ПЕРЕХОД ОДНОГО ЦВЕТА В ДРУГОЙ

Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Масляные краски, поскольку они требуют времени для высыхания, позволяют Вам перемещать их по полотну, пока они еще влажные. Именно поэтому маслом гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.


Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на холсте. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.


(А) В этом примере мазки кистью ВСЕГДА располагаются перпендикулярно к блику. Двигаясь кистью по кругу, стараемся мазки делать перпендикулярно к блику, соответственно, получаем форму мазков скрученной кисти.
(В) В зависимости от расположения основных цветов растяжки, создается представление о плоскости, в которой расположена поверхность. Заметьте, как располагаются оттенки, чтобы изобразить плоскую поверхность (слева) и выгнутую поверхность (справа).

СОЗДАЕМ ФОРМЫ

Все формы создаются из пяти основных форм. Эти формы: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Части этих форм образуют любые предметы, которые мы видим. Представьте половинку цилиндра на кубе – и Вы получите форму американского почтового ящика. Половинка шара и конус дадут Вам форму слезы, елка – это конус, дуб – это полусфера (пол-шара), а цилиндрическая кружка имеет обычно ручку в виде половинки тора (бублика).


Светотень создает форму. Каждая из этих форм имеет четко определенные локации света и теней. Сферу характеризуют серп и овалы. У конусов треугольная освещенная часть и в тени все остальное. Кубы и плоские поверхности содержат растяжки (градиентный переход света в тень).
Цилиндры состоят из полосок. Тор – из полумесяцев и полосок.
Вогнутые варианты этих форм имеют такую же светотень, но без рефлексов.
Если Вы научитесь рисовать эти пять форм, Вы сможете рисовать все.

Шар (сферу) определяют полумесяцы и овалы. Шары рисуют серповидными и скрученными мазками кисти.


Конусы состоят из треугольников света и тени. Конусы пишут треугольными мазками кисти.


Цилиндры состоят из полосок света и тени. Цилиндры пишут параллельными мазками кисти.

Кубы и любые плоские поверхности подчиняются одним правилам. Градуированный переход от света к тени. Если изображаемая поверхность параллельна полотну, то она изображается одним ровным тоном. Куб – это сочетание пересекающихся плоскостей. Каждая сторона куба содержит растяжку светотени. Куб рисуется параллельными мазками кисти.

Тор содержит аспекты двух других фигур. У него есть полоски света и тени, как у цилиндра, в центре, и полумесяцы, как у сферы, по краям. Тор пишется при помощи скрученных мазков и серповидных мазков.


Здесь Вы видите, что для передачи формы объекта нужно пользоваться светом и тенью, а не линиями контура. Свет может сбивать Вас с толку, поэтому сначала попытайтесь увидеть форму объекта, а уже потом – как именно свет ложится на эту форму.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ


Радуга дает нам примеры чистых цветов, которые нас окружают в мире. Цвета радуги по порядку: красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, фиолетовый. Когда эти цвета оформлены в круг, мы получаем «цветовой круг». Цветовой круг – необходимая вещь при сопоставлении цветов.


Круг расположен так, чтобы желтый, самый яркий светлый цвет, оказался вверху, а фиолетовый, самый темный – внизу. Сверху вниз, справа, идут желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый. Эти цвета называются теплыми.
Сверху вниз, по левой стороне, идут желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый. Эти цвета называются холодными.

Дополнительные цвета.


Любые ДВА цвета, расположенные друг напротив друга в цветовом круге называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ цветами. Красный и зеленый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу, так как расположены напротив друг друга на цветовом круге. Желтый и фиолетовый также являются дополнительными по отношению друг к другу. Желто-зеленый и красно-фиолетовый – дополнительные цвета. Дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Дополнительные цвета при смешивании на палитре нейтрализуют друг друга. На этой табличке дополнительные цвета находятся на противоположных концах шкалы напротив друг друга. Если мы будем двигаться по этой шкале к середине, то придем к нейтрально-серому цвету, наименее насыщенному из всех.

Все цвета имеют оттенки. Чистые спектральные цвета на этой картинке отмечены буквами.
Итак, как мы подбираем цвета, помня все вышесказанное?
Нам нужно лишь ответить на эти три вопроса.
1. Из какого цвета получится нужный нам цвет, где этот цвет располагается на цветовом круге? (имеется в виду спектральный цвет).
2. Насколько он интенсивен? (чем больше добавляем в цвет дополнительного цвета, тем менее насыщенным становится нужный нам цвет).
3. Оттенок (насколько темным или светлым он будет).

Вот как это все работает.


Краски разложены по цветам на палитре.


Подбираем цвет, как у коричневого листочка.
Спектральный цвет будет красно-фиолетовый. Белый добавляется, чтобы совпасть по оттенку. Желто-зеленый, дополнительный к красно-фиолетовому, добавляется, чтобы снизить его насыщенность.


Подбираем цвет зеленого листочка.
Спектральный зеленый. Кадмий зеленый – наш базовый цвет. Он содержит немножко желтизны, поэтому мы снижаем его насыщенность красно-фиолетовым (хинакридоновым розовым). Желто-зеленый и красно-фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу.
Белый добавляем, чтобы уточнить оттенок.


Подбираем цвет серебряной изоленты.
Спектральный цвет синий. Белый добавляем для уточнения тональной насыщенности. Оранжевый, дополнительный к синему, добавляем и получаем серый цвет.


Подбираем цвет трехмерного объекта. Кусок мыла.


Сначала подбираем серединку. Спектральный цвет – желто-оранжевый. Совсем маленькое количество дополнительного сине-фиолетового добавляем, чтобы снизить интенсивность цвета. И чуть-чуть белого.


Чтобы получить светлые участки нашего мыла, добавляем к полученному цвету серединки еще белого. Чтобы получить цвет тени, добавим в цвет серединки еще сине-фиолетового.


Итак, цвета мыла подобраны. Обычно, чтобы получить цвет тени на предмете, нужно в основной цвет предмета добавить дополнительный. Для более темных теней используйте основной цвет предмета, но с меньшим количеством белого. В некоторых случаях, добавление дополнительного цвета недостаточно затемняет цвет, вот тогда мы добавляем немного черного.

ТЕНИ

Тени создают свет. Тени делятся на три категории. Первая – это затененная часть предмета, известная просто как ТЕНЬ. Вторая – это падающая тень от предмета, которая образуется о того, что предмет заслоняет собой свет от источника освещения. Третья категория – это тень о соседних предметов.


Теневая часть объекта – это более темная, менее насыщенная версия его основного цвета.
Прямой свет дает темные тени. Рассеянный свет дает менее интенсивные расплывчатые тени.
Отраженный свет в тени (рефлекс).


Свет, попадающий на объект от его окружения, называют отраженным светом или рефлексом. Цвет предметов, которые окружают наш объект, существенно влияет на отраженный свет. Видите зеленый отраженный свет в левом мячике? Обратите внимание на отраженный красный в среднем мячике. Цвет окружения – это неотъемлемая часть всех теней.


Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же влияет на отраженный свет. Первый мячик просто висит в воздухе. Второй мячик отражает и белую поверхность. Третий мячик отражает черную поверхность. Светотеневая насыщенность окружающих объектов так же является неотъемлемой частью теней.

Падающие тени.

Падающая тень всегда характеризуется тем, что она самая темная и наиболее сфокусирована у источника тени (у предмета). Падающие тени пишутся более темным, менее интенсивным цветом, чем цвет поверхности, на которую они падают.


Цвет падающей тени всегда содержит дополнительный цвет к цвету освещения и дополнительный цвет к цвету поверхности, на которой лежит тень.
Видите синий оттенок в тени предмета, который освещен оранжевым светом? И оранжевый оттенок в тени предмета, освещенного синим цветом. В тени предмета, освещенного красным светом, есть оттенок зеленого цвета. И обратите внимание на красно-фиолетовый оттенок тени, отбрасываемой предметом, освещенным желто-зеленым светом.
Падающие тени связаны с формой и текстурой.


Падающие тени описывают окружение объекта. Слева стена определяется благодаря падающей тени стакана. Справа тень отображает наличие холмика.


Края тени определяют текстуру поверхности, на которую падает тень.
Травка слева и грязь с камнями справа.

Падающие тени в прямом и рассеянном свете.




Прямой свет (слева) образуется обычно от одного источника света – например, солнце или точечный светильник. Он дает высокую контрастность и насыщенные темные падающие тени.
Рассеянный свет обычно получается от нескольких источников света. Он дает низкую контрастность и нечеткие падающие тени.


Объекты практически без падающей тени ВСЕГДА находятся в рассеянном свете, где они кажутся более плоскими и менее фактурными.

Тени от соседних объектов.


Это темные тени, которые мы видим в местах, где объекты касаются друг друга. Темная линия вокруг закрытой двери, темная линия под кружкой с кофе, темная линия между крепко сжатыми пальцами – это и есть тень от соседних объектов.
Она относительно не зависит от направления освещения. Эти тени в тенях обычно самые темные места рисунка.


Узкая темная полоска под цилиндром слева говорит нам о том, что объекты разделены. Цилиндр справа соединен со своим основанием.

КОНТРАСТ

Используем свет и тени вместе.

Контраст – это соотношение самой светлой и самой темной части объекта или его окружения.

Тоновая шкала.

Слева – высокий контраст, справа – низкий контраст.


Когда объекты имеют высокий контраст, они кажутся нам ближе. Когда контрастность меньше, объекты кажутся нам дальше от нас. Те скалы вдалеке кажутся нам расположенными дальше от нас, их контрастность ниже, чем контрастность ближайшей к нас скалы.


Постепенное насыщение объектов контрастностью делает их зрительно ближе к нам.


По контрасту падающей тени и ее окружения можно определить расстояние.

Низкая контрастность


Объекты в рассеянном свете имеют самую низкую контрастность.


Объекты без падающей тени всегда находятся в рассеянном свете. Если у объекта есть тоновая градация от среднего к темному, у него должна быть падающая тень.


Если объект имеет тоновый переход от среднего к светлому, то он окажется как бы в дымке или тумане.

КОНТРАСТ СОЗДАЕТ ТИП СВЕТА. Высокий контраст соответствует яркому освещению. Низкий контраст соответствует рассеянному освещению, далекому расстоянию и затуманенности.

ТЕКСТУРА

Текстура помогает определить, что именно Вы видите.

Лучше всего текстура видна при переходе света в тень. На гладких объектах блик – это искаженное отображение самого источника света. Чем резче фокус этого отражения, тем глаже поверхность объекта. Стеклянная бутылка имеет более гладкую поверхность, чем алюминиевая, которая, в свою очередь, глаже, чем воск свечи. Мы знаем, как эти объекты фокусируют на себе блик.

На объектах без ярких бликов текстура видна хорошо и определяется переходом от света к тени.

Эти десять объектов расставлены по порядку степени их текстурности.
Заметьте, куда сразу смотрит Ваш глаз, чтобы оценить текстуру объекта.

Мы смотрим на переход света в тень, чтобы определить насколько фактурен предмет.

Текстура в рассеянном свете.

http://www.guidetooilpainting.com/images/b...l-towel-duo.jpg

Слева – прямой свет, справа – рассеянный.

Объекты в прямом свете кажутся более фактурными, чем объекты в рассеянном свете.
Бревно и полотенце кажутся более мягкими и сглаженными при рассеянном освещении. Объекты кажутся менее текстурированными при рассеянном свете, потому что переход из света в тень происходит дольше.

ГЛАЗИРОВКА/СЛОИ ЛЕССИРОВКИ

Глазирующие слои накладываются поверх высохшей краски.

Прозрачные слои масляной краски называются глазирующими. Полупрозрачные – это слои лессировки. Для получения лессировки краску разводят в соотношении 1/3 даммарного лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла. Глазурь – это тонкий прозрачный слой краски, который кладут на другой высохший слой, чтобы получить оттенок третьего цвета. Например, если Вы положите разбавленный хинакридоновый розовый (прозрачный цвет) на синий, Вы получите фиолетовый. Если Вы заглазируете точно такой же цвет, то Вы его усилите. Падающие тени на сложные фактуры очень часто покрывают глазировкой. Глазировка немного затемняет цвет. (Смотрите урок «Краски» про прозрачность и матовость).

Например, панцирь жука нужно подзеленить.

Жидкость для глазирования смешивается на палитре с циановым зеленым (прозрачный цвет) пока не достигается необходимая степень прозрачности.

Затем смесь наносится колонковой кисточкой на рисунок в горизонтальном положении. Оставляем сохнуть на ночь. При использовании глазировки Вы можете изменить цвет рисунка, не меняя направление штрихов краски на основном слое.

Лессировка получается при использовании разбавленного матового цвета поверх высохшего цвета другой краски. Лессировочный слой не меняет цвет и является полупрозрачным слоем.

Краска так же смешивается на палитре со смесью для глазирования и наносится на горизонтальную поверхность колонковой кистью.

Белый (матовый цвет) с глазировкой дают нам лучи света. Оставьте сохнуть работу на ночь.

Стиль омбре стал популярен именно в летний сезон, когда женщины носят яркие наряды. Хочется, чтобы ногти соответствовали летнему многоцветию. Омбре – градиент, мрамор – это разновидности маникюра, где используются несколько цветов лака. Переходы цветов можно располагать горизонтально от основания ногтя к его концу, вертикальными разводами и по диагонали, что тоже выглядит неординарно.




Какой палитры придерживаться в определенном образе

Творческие личности всегда ищут креативные решения во всех сферах. Мода, дизайн внешности предоставляет для этого безграничное поле фантази. Девушки стремятся выразить свою индивидуальность, быть замеченными. Маникюр всегда на виду, его трудно не заметить, если он, тем более яркий и необычный. Таким украшением образа становится многоцветный нейл–арт.

Переход цвета из одного в другой можно применить в повседневном и выходном маникюре. Он универсален. И все же, лучше сочетать родственные цвета. Важно, что такую технику можно применить для дополнения любого стиля – от романтического до поп-арта.

  • Нежным образам молодых девушек подойдут сочетания синего–голубого–белого цветов или розово–бежевые тона;
  • Экстравагантным натурам с яркой броской внешностью лучше взять красные , винные, сиреневые тона, оттененные серебристым или голубоватым лаком;
  • Солидные дамы также могут себе позволить омбре на ногтях. Им подойдут розовые , бежевые оттенки на длинных ухоженных ногтях;

Надо учитывать время года, обстановку, в которой вы появляетесь. Нельзя шокировать офисную публику длинными блестящими красно–зелеными ногтями, а на пляжной вечеринке такие ногти – в самый раз!




Такой маникюр можно сделать тремя способами:

  • Рисунок размытых цветов наносится на пластину ногтя поролоновой губкой. Этот способ более быстрый, но требует предельной аккуратности, особеноно при работе с гель–лаками . Предварительно надо защитить поверхности пальца вокруг ногтя от попадания на них лака.
  • Оттенять цвета блестками.
  • Более удобным и аккуратным способом является нанесение цветовой гаммы на ноготь с помощью аппликатора для теней. Он имеет очертания ногтя и меньше пачкает кожу.



Женщины и молодые девушки стремятся выглядеть оригинально, для чего используют средства макияжа , одежды и, конечно, маникюра. В женском образе руки, как бы живут самостоятельной жизнью. На них всегда обращают внимание, они многое могут рассказать о женщине – ее возрасте, привычках, работе, отношении к себе. Красота рук – в ухоженной сияющей коже, ногтях, гармоничном сочетании со всем обликом. Тип кожи, форма кистей диктует свои правила маникюра для каждой модницы. Необходимо соблюдать чувство меры, стилевое единство с туалетом и возрастные ограничения.



Если пожилая дама выйдет в свет с длинными яркими ногтями на морщинистых руках, это будет выглядеть вульгарно.

Маникюр с переходом от одного цвета к другому можно научиться делать самостоятельно. Он дополнит ваш модный образ. Переходы цвета на ногтях – необычный художественный прием. Он всегда обращает внимание на обладательницу такого изысканного маникюра. Правильный подбор цвета и полутонов позволит воспользоваться этим приемом дамам любого возраста. Переход бежевых и серых оттенков подойдет солидным женщинам. Радужные яркие тона – молодым девушкам.




Как сделать маникюр с переходом цвета в домашних условиях

Тяга к экспериментам с цветом, формой ногтя, оригинальным оформлением блестками может воплотиться в мастерское овладение искусством многоцветного маникюра. Немного терпения, фантазии и времени, и красивые ногти вы сможете делать себе сами.

Необходимые материалы:

  • 2-3 лака разных цветов;
  • Тонкая кисточка;
  • Чистый спонж или кусочек поролоновой губки



Пошаговое руководство к действию

  • Обычным способом обработать кутикулу, нанести питательный крем на ногти и кожу рук . Затем ногтевые пластины протереть антисептиком.
  • Наносим базовый лак на ногти.
  • Наложение тона. Сначала в два слоя наносим светлый лак.
  • Чтобы не испачкать лаком пальцы вокруг ногтя, оклеиваем их бумажным скотчем вокруг кутикулы.
  • Очень модны в маникюре винные, вишневые оттенки. Теперь на спонж накладываем розовый цвет полосой. Поверх него кладем полоску насыщенного цвета, скажем, модного винного.
  • Прикладываем к каждому ногтю двухслойное покрытие. По мере расходования лака, слои возобновляются. Цветное покрытие можно нанести на ватный диск и брать его аппликатором, переносить на ногти. Операцию можно повторить несколько раз на каждом ногте.



В чем разница омбре и градиента?

Переход цветов осуществляется в обоих приемах. Но разница есть.

Омбре – горизонтальное изменение цвета. У основания ногтевой пластины находится светлый тон, выше к кончику ногтя цвет становится более темным и насыщенным. Можно использовать до пяти оттенков. Удачными будут сочетания родственных тонов. Но можно поэкспериментировать с контрастными цветами. Переход цвета можно сделать расплывчатым плавным, а можно обозначить четкие границы переходов. Набор цветов зависит от фантазии художника.




Градиентный маникюр предполагает более смелые решения цветовых вариаций. Переходы цветов могут располагаться вертикально, по диагонали, рисунок может захватывать все ногтевые пластины на руке. Это смотрится необычно и оригинально. Широкий размашистый штрих расположения цветов предполагает использование только двух тонов.

Маникюр гель лаком с переходом цвета

В цветовом решении следует потренироваться с нанесением обычного лака. Его просто стереть жидкостью. Гель–лак исправить, а тем более удалить будет сложно.
Для этого маникюра понадобиться:

  • Специальная лампа с ультра–фиолетовыми лучами;
  • Система для гелевого покрытия ногтей – база, цветные лаки – гели, финишная обработка;
  • Праймер или бондекс;
  • Кисточка для правки;
  • Спонж;
  • Жидкость для снятия лака;
  • Бумажный скотч;
  • Масло для обработки кутикулы;
  • Пилка для ногтей и мягкая полировочная пилка;
  • Жидкость для снятия лака, ватные палочки;



Совет! Целью такой обработки ногтя является его выравнивание и более плотное сцепление гель – лака с поверхностью. Снимайте как можно меньший слой, чтобы после снятия гель – лака ногти не слоились несколько месяцев.

  • Наносим базовый лак на ногтевые пластины и даем просохнуть ему под лампой.
  • На фольге смешиваем цвета. Делаем это так – наносим параллельно полоски двух или трех цветов на фольгу. Общая ширина «зебры» - не больше ширины ногтя. Границы цветов соштриховываем зубочисткой.


  • Излишки лака сразу снимаем с кожи вокруг ногтя ватной палочкой, смоченной в ацетоне. Под лампой он может затвердеть настолько, что убрать его будет невозможно.
  • Просушиваем ногти под лампой и повторяем нанесение цветной полоски на ногти. Снова сушим.
  • Покрываем пластины финишным лаком и сушим 2 цикла.

Градиент можно украсить блестками. Для этого после нанесения лака перед сушкой окунуть кончики пластин в блестки. Получиться хаотичный нарядный рисунок. Блестящие частички используют только в праздничном варианте маникюра гель-лаком с переходом цвета.

Другой способ нанесения градиента

Переход цветов делается тонкой кистью. Поэтапное осуществление манипуляций:

  • Вторая половина пластины окрашивается другим цветом. Граница заштриховывается тонкими мазками кисточки. Получается постепенный переход цвета. Сушим картинку 2 минуты.
  • Повторяем нанесение лаков и опять – под лампу.
  • Готовое изображение покрываем защитным слоем.



Когда делается омбре губкой или кисточкой, неизбежно на ногте появляются шероховатости. Они сглаживаются под финишным лаком.

Французский маникюр в стиле омбре

Классический французский маникюр остается в моде по-прежнему. Он хорошо смотрится в будничном стиле и в торжественном образе. Но его можно разнообразить в технике омбре и украсить обычную белую кайму. Для этого на спонж наносим белый лак, и прикладываем к высохшей основе на ногте. Оригинальность в привычном стиле заставит оценить художественный вкус и фантазию.




Прием плавного перехода цвета на ногтях носит несколько названий – деграде, градиент, растяжка, омбре. Но все они имеют один характер нанесения лака. Можно использовать неброские пастельные тона. Тогда маникюр будет выглядеть изысканно и загадочно. Возможно применение контрастных ярких цветов. Это могут себе позволить молодые модницы или натуры эпатажные.

Омбре со стразами

Омбре или градиент выглядят оригинально и красиво сами по себе. Но дополнительный декор придает им оригинальность, привлекательность и стиль. Этот вид годится для торжественного случая, для праздничного вечернего выхода.

Совет! Правило хорошего тона разрешает использование блесток, имитирующих драгоценности, в вечернее время, в блеске свечей или светильников!




Мода на сверхдлинные ногти постепенно отходит. Аккуратные короткие пластины удобны, не мешают в повседневной жизни, на них лучше и дольше сохраняется маникюр.

Совет! Гель–лак делает ногти утолщенными (с этим ничего не поделаешь!). Поэтому обильно посыпать блестящими камушками яркие короткие ногти не стоит. Можно поместить блестки на несколько пальчиков или украсить маленьким камушком каждый ноготок.



Гель–лак позволяет скрыть неровности и другие дефекты ногтя.

Мода на короткие ногти открывает большие возможности в разнообразии их декорирования. Это переход цветов, использование блесток, нанесение миниатюрного рисунка или сеточки. В небольшом пространстве короткой пластины все эти нюансы гармонично вписываются.

Кропотливая работа над созданием красоты ногтя может быть испорчена из-за мелочей. Применяя наши советы, вы сможете избежать неприятностей.

  • Когда вы работаете над переходом тонов губкой, появляются неровности и пузырьки в гель–лаке. Чтобы этого не произошло, используйте плотный спонж или мелкозернистую губку. Перед нанесением цвета на ноготь, промокните спонж на бумаге или фольге. Имеющиеся внутри пузырьки воздуха выйдут. Если они всё-таки образовались, сбрызните их спиртом.
  • Пальцы вокруг ногтя неизбежно пачкаются лаком при применении спонжа. Можно пользоваться бумажным скотчем и удалить его после нанесения лака на ноготь. Удобнее применять другой способ – намажьте кожу вокруг кутикулы жирным кремом для рук. Лишний лак легко стереть ватным диском вместе с кремом. Если вы часто делаете омбре, поищите в магазинах специальное средство для удаления ненужного цвета с пальцев.



  • Трудности создают контрастные цвета. Они плохо соединяются, выглядит это не совсем эстетично. Помочь проблеме может финишное покрытие. Оно сглаживает переходы ярких цветов.



  • Для получения яркого изображения, надо использовать как базу не бесцветный, а белый лак .
  • Омбре с блестками делают по однотонному базовому покрытию. На него начиная с конца ногтя посыпают плотно золотые блестки, которые к середине переходят в серебристые и становятся реже.



Градиент выполняется вертикально и горизонтально. Разница – в положении спонжа. Вертикальное изображение зрительно удлиняет ноготь. Границу цвета располагают по центральной оси ногтя. Горизонтальное омбре предполагает ось, параллельную верхнему краю пластины.

Омбре – термин, обозначающий переход цвета из одного в другой. Появившись впервые в среде парикмахеров, он перекочевал в среду мастеров ногтевого сервиса и прочно там укрепился. В настоящее время под словом омбре они понимают дизайн ногтей переход одного цвета в другой.

Первая техника выполнения

Омбре на ногтях

Данная техника более сложная, однако, результат выглядит профессиональнее. Граница перехода больше растянута, а сам переход очень плавный. Лучше всего смотрится такое омбре при использовании нежных и близких тонов по цветовой гамме. Это связано с тем, что лаки придется смешивать и в результате смешения должен получаться красивый цвет.

Теперь о том, как сделать ногти (маникюр) с переходом цвета, такой как на фото. Вам потребуются:

  • Стандартный набор маникюрных принадлежностей;
  • Основа под лак;
  • Палитра для смешивания;
  • Зубочистка;
  • Спонж;
  • Два или более (в зависимости от идеи) цвета лака;
  • Топовое покрытие.

Омбре пошагово

Сначала приведите Ваши ногти в порядок, сделайте маникюр привычным способом. Удалите кутикулу, подравняйте свободный край и отполируйте пластину. Обезжирьте пластины и переходите непосредственно к тому, как сделать плавный переход цвета лака на ногтях.

  1. Покройте пластины основой и тщательно ее просушите. Слой должен быть не толстым;
  2. Вылейте на палитру немного лаков обоих цветов вплотную друг к другу;
  3. Начинайте смешивать их зубочисткой по границе таким образом, что бы в результате переход цвета стал плавным;
  4. Обмокните в лак спонж;
  5. Сделайте спонжем отпечаток на ногтевой пластине;
  6. Высушите получившийся градиент;
  7. Нанесите закрепитель и просушите его.

По данной технологии можно выполнять и маникюр в стиле омбре на ногтях гель лаком, так как на фото. Сделать его по второй технологии, которая будет приведена ниже, не удастся из – за некоторой специфичности материала. В заключение раздела предлагаем Вашему вниманию урок того, как сделать маникюр омбре на ногтях гель лаком в домашних условиях на примере данного видео.

Вторая технология

По такой технологии маникюр омбре можно выполнить только обыкновенным лаком. К гель лаку, биогелю и шеллаку данный метод не применим. Для изготовления маникюра таким образом Вам потребуются следующие приспособления и материалы:

Омбре на французском маникюре

  • Ваш обыкновенный маникюрный набор;
  • Основа под лак;
  • Два цветных лака (достаточно плотных);
  • Спонж;
  • Закрепитель.

Маникюр омбре по той технологии достаточно прост а потому о том, как его делать можно рассказать более кратко. Как и в предыдущем случае – подготовьте ногти к нанесению лака стандартным образом, обезжирьте и нанесите основу. После ее высыхания нанесите один слой плотного лака. Если необходимо, то после его высыхания нанесите еще один слой.

Итак, после получения плотного цвета тщательно просушите его. Вылейте на палитру лак другого цвета и обмокните в него губку. Можно наносить и непосредственно кистью на спонж, но для этого лак не должен быть слишком жидким, а спонж обладать крупными порами. В противном случае покрытие просто очень быстро впитается в губку.

Теперь прижмите губку к ногтю, начиная с того места, где хотите увидеть начало перехода цвета. Для того, что бы такая техника омбре на ногтях удалась, делать это нужно быстро. То есть губку нужно прижать максимально крепко, но на минимальное время. Затем движение повторить на пол миллиметра выше границы первого нанесения и двигаться таким образом к концу свободного края ногтя, постепенно уплотняя и уплотняя его цвет.

Сделать маникюр с переходом цвета по такой технологии можно только простым лаком. Для шеллака метод не применим, так как нет условий для тщательного снятия липкого слоя. Таким образом маникюр не только не станет долговечным, но и окажется совсем неэстетичным.

Плюс данной технологии в том, что с ее помощью можно создать легкий и нежный дизайн, используя в качестве второго лака полупрозрачный тон. В этом случае вы сможете придать лишь легкий нюансный оттенок основному плотному тону лака. Особенно эффектно такой маникюр смотрится, если поверх него наносится рисунок более насыщенным оттенком второго цвета.

О том, как выполнить маникюр с эффектом омбре в домашних условиях Вам расскажет видео, расположенное ниже.

Популярность омбре

Данный стиль покраски используется практически повсеместно в маникюре. Его можно делать как вертикальным, так и горизонтальным и диагональным. Особые умелицы умудряются даже сделать его полукруглым. Им может быть украшен один ноготь или все.

«Высшим пилотажем» можно считать вертикальный омбре, выполненный в шесть цветов, переходящих от пальца к пальцу. Так на мизинце мы видим переход из красного в оранжевый, на безымянном – из оранжевого в желтый, на среднем – из желтого в зеленый, на указательном – из зеленого в синий и на большом – из синего в фиолетовый.

Маникюр омбре на ногтях с френчем, как мы видим на фото, тоже возможен. В этом стиле может быть оформлен свободный край или ногтевое ложе. Возможно также покрытие всего ногтя легкими нюансными прозрачными оттенками.

Количество цветов, которые будут меняться в пределах одного ногтя может быть ограничено только Вашим мастерством. Некоторые умудряются использовать до четырех оттенков на одной пластине. Выполняться он может как в ярких и насыщенных тонах, так и в близких оттенках. Например, хорошим вариантом для офиса является плавный переход из нежно - розового тона в естественно – бежевый.

Омбре маникюр

Декорировать такой маникюр можно самыми различными способами. Наиболее интересным вариантом представляется размещение рисунка первого цвета на кончике ногтя, то есть на фоне второго цвета или же наоборот. Наклейки или рисунки вручную другими цветами и оттенками также смотрятся довольно эстетично при условии правильного подбора оттенка и тона.

Уместным также кажется и декорирование блестками. Например, можно выполнить плавный переход от густых блесток на свободным крае ногтя к редким у основания, аналогично переходу цвета. Стразами такой дизайн также можно разнообразить. Размещать их можно на одном ногте в виде сложного узора или на всех в небольшом количестве. Посмотреть тот или иной дизайн ногтей омбре можно на фото ниже.

Секреты

Для того чтобы результат, получившийся у Вас, был сопоставим с салонным необходимо знать несколько простых секретов такого маникюра.

Переход цвета

  1. При выполнении маникюра по первой технологии, нужно следить за тем, чтобы густота обоих лаков была одинаковой. В противном случае плавного перехода не получится;
  2. При работе по второй технологии, напротив, лучше что бы второй лак (то есть тот, который наносится на губку) был более жидким. Так слой будет более гладким, а переход равномерным;
  3. Если Вы хотите, что бы эффект омбре на ногтях, такой как на видео, получился максимально плавным и естественным, то очень важно правильно подобрать губку. Обычно, лучше всего подходят спонжи для нанесения тонального крема. Однако все зависит от густоты лака. Иногда стоит остановить свой выбор на более пористой губке. Но она обязательно должна быть, как бы резиновой (каучуковой) наощупь. Синтетические губки типа тех, что используются для мытья посуды, а также натуральные не подойдут, так как на них лак будет плохо держаться и быстро засыхать.

В конечном итоге качество Вашего маникюра и его профессиональность зависят от того, насколько правильно Вы подберете все приспособления, инструменты и материалы.

Градиент. Несложные правила вязания

красивого полотна с плавным переходом цветов

В статье использованы фотографии из Интернета: источник «поиск Гугл»

Градиент – слово от лат. gradiens , обозначает «шагающий, растущий» или направление наибольшего возрастания определенной величины, в нашем случае – цвета вязаного полотна. Проще говоря, градиентом называют плавный переход от одного цвета к другому, причем самих цветов и количество переходов может быть любым. Например, перейти от черного к белому можно в два шага, а можно и в 5 или 10 шагов, подбирая между начальным (черным) и конечным (белым) оттенки от темно-серого до серебристого и белоснежного.

Также и с любыми другими цветами и оттенками

В вязании разноцветное полотно используется в самых разных моделях и фасонах, как для детей, так и для взрослых.



В общем, море фантазии и возможностей!!!

Можно связать вещь полосками разных цветов, можно предусмотреть переход оттенков в процессе вывязывания узора, а можно подчеркнуть «изюминку» вещи только через перелив красок в обычной лицевой (или платочной) глади.

Для ПЛАВНОГО перехода от одного цвета в другой используется несложная техника сочетания нитей — меланж. Википедия определяет Меланж как «способ совмещения и переплетения разноцветных ниток для вязания». И мы для выполнения полотна градиентом должны самостоятельно меланжировать выбранные цвета пряжи: все очень просто, но эффектно и красиво!

Часто в готовом виде все равно заметны «линии переходов», очень нечеткие и расплывчатые, но визуально видимые.


Если изделие вяжется с узором, например, косами или любым другим, то «видимость» полосок расплывается, переход становится менее заметным

Вот более яркий пример для сравнения лицевой глади и рисунка

Ни в коем случае нельзя сказать, что это некрасиво – это просто факт)) все изделия в такой технике смотрятся очень классно и эффектно!

НО! Можно добиться и почти идеально плавного перелива цвета, причем в той же технике вязания!!!

Вот, например, смотрите


На самом деле все очень просто – такого эффекта можно достичь двумя способами:

  1. чем больше используется полутонов между основными цветами, тем красивее результат и менее заметны переходы, т.е. используя три цвета, очень сложно добиться того же итога, что и 9-тью цветами пряжи.

Как пример, имея 3 мотка *черный-серый-белый* перелив будет именно заметными полосками, а при наличии 9 цветов нитей *черный/маренго/темно-серый/серый/светло-серый/темно-серебристый/серебристый/грязно-белый/белый/белоснежный*, это будет значительно более плавный градиент.

  1. вязание бОльшим количеством слоев нитей, постепенно заменяя каждую из которых на новый оттенок, будет достигаться именно плавность перехода цвета.

Картинки выше – это второй способ одной и той же техники вязания.

Есть еще вариант – другая техника, например, жаккард или рисунок, где разные цвета можно вводить точечно, в каждом следующем ряду наращивая объем нового оттенка и добиться, следовательно, постепенной, очень «медленной» смены цвета.

Мы рассматриваем способ вязания градиента, где присутствует меланжирование нитей!

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ для формирования «нужных» цветов при вязании градиента — меланжирования.

1.Толщина пряжи

В процессе вязания наши нити будут совмещаться в разных сочетаниях, т.е. рабочая нить будет ВСЕГДА состоять из нескольких нитей – можно взять всего 2 основных цвета пряжи, НО при этом от количества сложений будет зависеть и эффектность градиента. Т.е. при вязании в три нити переход будет обязательно более заметен, чем при вязании этой же пряжей в 6 или более сложений.

Поэтому первое правило классного результата — чем больше количество сложений нитей, тем более плавным будет переход оттенков в готовом изделии.

От этого зависит изначальный выбор пряжи — ориентируйтесь на «итоговую толщину» нити (= рабочая нить), которой будет вязаться полотно в несколько сложений: если в мотке 100 г. и длина нити составляет 400-500 м, то в три сложения толщина рабочей нити будет достаточно объемной, переходы цвета более заметны. Для такого же трехслойного варианта из нитей, каждая из которых длиной в 700-900 м в 100 г – уже толщина рабочей нити составит более тонкое полотно. Ну а при сложении в 6-8 нитей для пряжи в 1300-1500 м и более можно надеяться на практически «идеальный» результат градиента.

Ваш выбор пряжи первым делом должен предусматривать этот момент!

Но, повторюсь, это не значит, что вязание в 3 сложения некрасиво или неэффектно – все зависит от желаемой модели и вашего выбора!

Есть три цвета хлопковой пряжи, из которых должно быть связано градиентное полотно летней кофточки.

Пряжа 50% хлопок/50% вискоза, длина 425 м х 100 г. – нитью в 3 сложения я буду вязать спицами № 3,5 (возможно 4,0 в зависимости от индивидуальной плотности вязания).

Всего 2 основных цвета пряжи – Семеновская «Лидия», 100% шерсть, длина 1613 м х 100 г., цвета «Темно-синий» и «Айсберг» (бирюзовый). Будет вязаться шапочка в 8 (!) сложений


Обратите внимание, что в первом примере «полоски» от переходов цветов заметны, особенно на участке смены меланжированных и основных участков, в том время как при переходе от не очень контрастирующих оттенков «граница» более расплывчата. Т.е. при использовании бОльшего количества оттенков перелив был бы более плавным даже при малом количестве сложений рабочей нити.

Во 2-ом примере, на полотне шапочки, такой видимой «границы» цвета нет даже для резких цветовых тонов БЕЗ использования полутонов.

2. Как меланжировать нити

Т.е. как формировать «переходные» цвета нитей.

Основное правило меланжирования:

есть участки основных цветов и есть т.н. меланжированные участки вязаного полотна. Все участки вяжутся одинаковым количеством сложений (= рабочая нить): отрезки основных цветов — это сложение нитей только основных цветов, а меланжированные участки – сочетание нитей разных цветов. Каждый следующий переход осуществляется за счет замены одной из нитей в составе рабочей нити на нить другого цвета.

Например, при сложении в 5 нитей, первый переход будет осуществлен заменой одной из пяти нитей нитью другого цвета = 4 нити одного цвета + 1 нить другого цвета.

Процесс вязания выполняется так: провязав определенный вертикальный участок, меняем одну из нитей в составе рабочей нити на другую. Вяжем следующий вертикальный участок и меняем еще одну нить в составе рабочей на такую же, какой была первая замена. И так далее – постепенно заменяются все нити в составе рабочей на другой цвет.

2.1. Вяжем темной пряжей в 3 нити одинакового (сиреневого) цвета на нужную высоту*

*Как определить отрезок вязания в высоту для равномерного распределения цветов по длине изделия – ниже по тексту

Это первый участок основного цвета.

2.2. Первый переход на более светлую пряжу (розовую) = первый меланжированный участок. Для этого мы заменяем одну из трех нитей нашей рабочей нити на розовую нить – получаем тройное сложение из двух сиреневых и одной розовой нити. Так более светлая нить будет постепенно введена в полотно.

2.3. Связав этот отрезок на нужную высоту, заменяем одну нить из двух оставшихся сиреневых на розовую – получаем тройное сложение из двух розовых нитей и одной сиреневой.

Получаем полотно такого вида

2.5. Аналогичным способом будет выполняться и переход от розового цвета к белому:

— 2 розовые нити + 1 белая

— 1 розовая нить + 2 белые

— 3 белые нити

Таким образом, плавный перелив от начального темного цвета к конечному светлому завершен.

Ничего сложного и заумного)))

Это пример для вязания тремя цветами. Аналогичным способом будем меланжировать и 4 цвета (условно А, В, С, D), и переход будет более плавным, ведь отрезки будут более короткими и распределятся следующим образом:

— 4 нити А

— 3 нити А + 1 нить В

— 2 нити А + 2 нити В

— 1 нить А + 3 нити В

— 4 нити В

Соответственно и следующие отрезки переходов

Теперь становится понятно, что, чем больше нитей в составе рабочей, тем более плавным будет переход, ведь замена происходит постепенно и, следовательно, введение нового оттенка «менее» заметно. Поэтому даже вязание 2-мя основными цветами, но в бОльшем количестве сложений рабочей нити дает самый эффектный итоговый результат градиента – пример 2))

Я думаю, принцип меланжирования понятен независимо от количества основных цветов и количества переходов.

3. Как определить высоту отрезка перехода (вертикального участка полотна)

Если ваше изделие будет равномерно переходить от одного цвета к другому, т.е. все оттенки будут одинаковой высоты, то запланированную длину всего изделия (измеряем по центру изделия) от верхнего края (например, горловины кофточки или донышка шапочки) до нижнего края делим на количество основных цветов – БЕЗ учета меланжированных участков.

В вышеприведенном примере № 1 это 3 части: сиреневая, розовая и белая. Как пример, возьмем общую высоту кофточки 72 см.

72: 3 = 24 см. Т.е. полный переход от одного основного цвета к другому должен составлять 24 см. НО! в каждом таком переходе используется 3 подхода со сменой нитей = меланжированные участки (3 нити одного цвета, 2 одного + 1 второго цвета, 1 одного + 2 второго цвета), значит каждый отрезок основного цвета делим еще на 3 части = каждый вертикальный участок вязания, включая меланжированные, составляет 8 см. Ну а количество рядов – это уже в зависимости от индивидуальной плотности вязания))

Учитывая фасон, модель и количество желаемых переходов, вы уже можете изменить на свой выбор, какой из переходов должен иметь бОльшую высоту, а какие отрезки будут меньше или одинаковые. В частности, это очень важно, если количество пряжи у вас разное: какого-то цвета 4 мотка, а других только по 1-му – соответственно один из переходов будет более «затяжной», а другие – «короткие». Или просто по желанию один цвет (или один меланжированный участок) в вашей модели должен составлять 2/3 всей длины по задумке))

Для вязания разновысоких участков цветов используйте такую схему:

— определите желаемую высоту для каждого отрезка основных нитей

Пример № 2: для вязания шапочки рабочей нитью в 8 сложений из пряжи двух цветов: общая планируемая высота изделия от нижнего края до центра донышка будет составлять 23 см. Высота каждого участка основных цветов – по 7 см, соответственно «середина», т.е. ОБЩАЯ высота всех меланжированных участков для перехода от одного основного ко второму основному цвету составит 9 см.

— общий меланжированный участок для всех цветов распределите на количество переходов

В нашем примере это так:

7 нитей А + 1 нить Б

Т.е. всего будет выполнено 7 переходов на этом участке. Как рассчитывалось ранее, общая высота должна быть 9 см, соответственно каждый отдельный меланжированный участок составит ок. 1,5 см.

Все. Расчеты сделаны!

4. Плавный переход от одного участка к другому меланжированному или однотонному отрезку, если малое количество сложений в рабочей нити и достаточно контрастные оттенки пряжи.

Это тоже довольно тонкий момент вязания, ведь если количество основных цветов небольшое, например, наши 3 цвета в 1-ом примере, и колор достаточно контрастный, то, как и говорилось выше, все равно есть достаточно «четкая» линия разграничения разных оттенков.

Используйте правило постепенного введения, т.е. можно не вязать сразу весь ряд с заменой одной нити, а вводить новый оттенок за счет частичного вязания, например, провязав укороченными рядами небольшой отрезок, переход уже не будет четко «горизонтальным».

Или можно использовать технику жаккарда, буквально провязывая по 1-2 петли через 5-6 см в ряду, в следующем соответственно увеличивая участки нового цвета.

Еще один вариант – провязать новой рабочей нитью небольшой участок ряда, далее провязать также небольшой участок предыдущего оттенка, и снова прочередовать в этом же ряду «новую» и «текущую» рабочие нити, следующий ряд полностью провязать предыдущим оттенком, следующий – «новым» оттенком: так «слияние» будет не в линию, а эпизодами.

В нашем 1-ом примере особенно заметно «разграничение» участков при введении белой нити. Но «заморачиваться» с жаккардом или укороченными рядами не хочется)), есть 3 контрастных цвета и только 3 сложения рабочей нити, как и было запланировано.

При вязании я использовала как частичные отрезки вязания разными рабочими нитями (фото выше), так и такой способ: первый ряд перехода вязать в режиме чередования *2 п. предыдущего цвета (неважно меланжированный это ряд или основной) и 2 п. «нового» цвета*.

При переходе на основной участок от *1розовая + 2белые* к *3 белые нити* я вязала так: *2 п. текущего меланжированного цвета, следующие 2 п. белые* = весь ряд в шахматном порядке, и разные петельки смотрятся одинаково «пестро» в общем полотне.


Следующий ряд провязан «новым» цветом — белым. Но, конечно, можно еще увеличить «высоту» введения «нового» цвета, чтобы получить более плавный перелив!

На изнанке изделия, если вяжете по 2 петли разными раб.нитями, образуются маленькие протяжки, как при вязании жаккардовых узоров – вы можете не обращать на них внимания, ведь они короткие, но можете использовать для их «ликвидации» правила вязания жаккардов, когда протяжки «ввязываются» в текущий ряд.

Общий вид

Пример 2. Здесь во всех переходах просто выполнялась замена 1-ой нити без каких-либо дополнительных способов провязывания

Вот и все правила для вязания градиента. Несложные и достаточно эффектные для получения красивого результата в готовом изделии – вяжите разнообразные и очень аккуратные плавные цветовые переливы! Надеюсь, что как результат вашего труда, так и сам процесс вязания будет доставлять только одно удовольствие!

Очаровательный маникюр с переходом цвета стал одним из самых интересных и ярких открытий прошедшего года. Он известен и под другим названием – омбре, деграде или градиентный маникюр.

Дизайн выполняют несколькими цветами (от двух до пяти). Создается плавный переход между оттенками, они словно перетекают, постепенно сменяют друг друга. На первый взгляд, кажется, что стильный маникюр могут выполнить только настоящие мастера. Но секрет омбре открыт! Сделать плавный переход цвета можно самостоятельно, с помощью простых инструментов и средств!

С каждым днем число вариантов дизайна увеличивается. В омбре соединяются новые цвета (и похожие, и кардинально противоположные), меняется направление переходов.

Самые популярные виды дизайна:

  • горизонтальный переход цвета;
  • вертикальное перетекание оттенков;
  • плавный переход цвета по диагонали;
  • изменение оттенка от одного ногтя к другому.

Мягкий, постепенный переход цвета можно выполнить по-разному. Детальнее остановимся на самом популярном из них. Для выполнения дизайна понадобиться два цветных лака, ватные палочки, ацетон, фольга или пластиковая тарелочка, белый лак для основы, база и закрепитель. И главный «инструмент» - губка. Подойдет самая обычная, для мытья посуды.

Опишем схему выполнения пошагово:

  • На обработанные ногти нанесите базовое покрытие. После того, как оно хорошо высохнет, покройте пластинки белым лаком в два слоя. Этот секрет используется для того, чтобы градиентный маникюр был более ярким. Поверхность пластинки обретет гладкость, цветные лаки будут ложиться на нее намного лучше.
  • Выберите лаки, которые хорошо сочетаются по цвету. Это могут быть похожие оттенки или кардинально разные. Стоит изучить сочетания цветов в маникюре и модные оттенки года, чтобы быть «в тренде».
  • Порежьте губку на кусочки, которые по площади будут немного больше, чем ногтевая пластинка.
  • На своеобразную «палитру» - плотную бумагу, фольгу, пластиковую тарелочку – нанесите два или три цвета вплотную, без пробелов. Границы цветов можно слегка растушевать, используя обычную зубочистку. Тут же приложите к лаку губку, чтобы средство проникло в отверстия. Нельзя медлить, чтобы лак не успел засохнуть.
  • Прижмите окрашенную губку к ногтю. Перекатывающими движениями перенесите лак на пластинку так, чтобы захватить всю основу. Промокните несколько раз, чтобы создать плотное, красивое покрытие.
  • Не дожидаясь полного высыхания цветного лака, нанесите слой прозрачного закрепителя. Шероховатости, которые остались после применения губки, сгладятся. Прозрачный финиш необходимо наносить несколькими мазками в направлении от корня пластинки к свободному краю.
  • Затем нужно снять излишки лака из кожи вокруг ногтевой пластинки, используя ватную палочку и жидкость для снятия лака.

Другие техники омбре

Дизайн ногтей с переходом цвета можно выполнить и другими способами.

Читайте также: Маникюр на 1 сентября для девочек 8, 9, 10 и 11 классов: эффектные ноготки для каждой

  • Вся пластинка покрывается одним из выбранных оттенков. На губку наносится другой цвет. После этого – отпечатайте его на пластинке, начиная от середины ногтя к свободному краю. Делают несколько прижиманий, немного сдвигая губку , чтобы на стыке оттенков произошло смешивание цветов.

  • На пластинку наносятся два цвета вплотную. Затем необходимо взять чистую кисточку и, не дожидаясь высыхания, проводить мазки на границе оттенков. Это приведет к частичному смешиванию лаков и формированию плавного перехода от одного цвета к другому. Окрашенная поверхность остается гладкой, а не шероховатой. Такую технику переходов называют .

  • Можно выполнить переход от одного оттенка к другому, используя похожие цвета лака на каждом ногте. Большой палец покрывается темным оттенком, а мизинец – наиболее светлым. Для этого не обязательно покупать пять разных лаков. Достаточно приобрести в качестве «осветлителя» белый лак, и смешивать его с цветным, постепенно меняя пропорции. Так мы получим мягкий переход цвета от темного к светлому на всех ногтях.
  • Очень трудно выполнить переход с помощью губки, не испачкав кутикулу и боковые валики. Снимать излишки лака не очень приятно, к тому же, неосторожным движением можно зацепить покрытие, испортив дизайн. Женщины практикуют альтернативный метод: оклеивание кутикулы скотчем перед нанесением лака. Это занимает немало времени. Но после снятия скотча боковые валики остаются идеально чистыми!
  • Если покрыть кожу вокруг ногтя жирным кремом, то очистить излишки лака после процедуры будет легче. Но крем не должен попасть на пластинку, иначе лак будет плохо держаться.

  • Если на кончик ногтя нанести темный цвет, то ногти будут выглядеть длиннее.
  • На коротких ногтях используйте переходы двух цветов. А вот на длинных пластинках гармонично будет смотреться омбре с использованием трех и более оттенков. Новичкам рекомендовано выполнять градиент, применяя два цвета. Со временем можно увеличивать количество оттенков.
  • Чем мельче дырочки на губке, тем красивее получиться дизайн. Переход получиться более мягким и плавным.

  • Вместо губки можно использовать спонж, аппликатор для теней. В этом случае маникюр получается более аккуратным, околоногтевое пространство пачкается меньше.
  • Эксперты рекомендуют использовать разные кусочки губки для каждого ногтя, чтобы градиент получился выразительным, а не грязным.

  • Цветные лаки можно наносить непосредственно на губку, а не на фольгу или бумагу. Только необходимо предварительно смочить ее водой и немножко отжать. Тогда губка будет вбирать меньше лака.
  • Некоторые мастера в качестве основы рекомендуют использовать не белый, а цветной лак, самый светлый из отобранных оттенков.

  • Если вы приняли решение сделать ногти с переходом цвета гель лаком, то техника нанесения существенно отличаться не будет. Специалисты утверждают, что омбре шеллаком легко создать и с помощью губки, и кисточкой. Конечно, для сушки каждого слоя потребуется УФ лампа. Также необходимо придерживаться всех остальных этапов работы, которые проводятся при маникюре гель лаком: нанесение праймера, снятие липкого слоя.

Что еще почитать