Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание в детском саду

контрольная работа

1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

· Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

· Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

· Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

· Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

· Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

· Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

В музыкальной педагогике методы музыкального обучения рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Теплов Б.М., не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи

Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении "грамматический строй", т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку...

Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

Дифференцированный подход к обучению иностранному языку в школе

Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет каждому учителю возможность творческого решения педагогических задач, применения нестандартных подходов в обучении и развитии...

Использование моделей при обучении первоклассников чтению и письму

Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности

Музыкальный лекторий является одной из действенных форм внеклассной деятельности. Лекторий (лат. - lectorium) рассматривается как 1) учреждение, организация по устройству публичных лекций...

Обучение первоклассников чтению и письму

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц. Задачи: 1) оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова; 2) выявить...

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию...

Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета...

Педагогические условия воспитания готовности детей 7 года к школе на основе экономических знаний

Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: 1...

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

Исходя из целей музыкального воспитания...

Проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет в современной педагогике

По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2...

Психолого-педагогическая коррекция недостатков семантической стороны речи слабослышащих дошкольников

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление исходного уровня развития речи у слабослышащих дошкольников раннего возраста. В эксперименте принимали участие трое детей с нарушениями слуха раннего возраста...

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

О чем говорить с детьми, как строить свои занятия с ними так, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его умение мыслить и сопереживать. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка...

Совершенствование лексической стороны английской речи в средних классах школы

Изменение роли и места изучения иностранного языка оказало большое влияние на обучение лексике. Так как целью обучения является развитие устных и письменных форм общения...

Труд как средство эстетического воспитания

Как и любая деятельность - эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели...

Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. Стендаль

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка. ” Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” – писал Д. Д. Шостакович.

Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует.

Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением. Внутри каждого человека звучит музыка.

В древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира. А человек рождается и попадает в мир музыки, только кто-то забывает о существовании такого мира, а кто-то развивает свои способности и остается в нём. Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения музыкантов. Большое значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре - струнных инструментах отдаленных предках современной арфы (в последствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства) . Бога Аполлона, покровителя искусства, греки обычно изображали с кифарой. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах “Государство” и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина.

Философ и мыслитель Аристотель судит о назначении музыки много шире, утверждая, что она должна служить не одной, а нескольким целям и с пользой применяться:

  1. ради воспитания,
  2. ради очищения,
  3. ради интеллектуального развития, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.».. .

Он говорит: «…Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами. То очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи» .

Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек - центральная тема древнегреческого искусства. Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке» , и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные. Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение.

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания - это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др. Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского) . Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней.

В связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие музыкального восприятия у детей.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства.

Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое.

Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.

По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов.

Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать.

Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.

Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» . Д. Д. Шостакович .

Литература:

  • Половинкина Л. А. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. - 2015. - №22. 3. - С. 15-16.

Доклад: « Музыкальное воспитание в детском саду »

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроения

Мы без слов могли понять!

Значимость музыкального воспитания в детском саду является

одним из основных компонентов эстетического воспитания

дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко

и эмоционально реагируют на музыку .

Она является важнейшим элементом психологического

комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть

творческие способности детей, развить артистизм и воображение,

развивает физическую координацию движений.

Музыка – источник особой детской радости в дошкольном

детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу

искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится

выразить их в собственном «творческом продукте» через

музицирование.

Цель : Создать условия, развития особого неравнодушного

активно преобразующего отношения ребёнка к миру

эстетического отношения в котором переплетаются качества

нравственности, эстетического и эмоционального начала,

его образного мышления, творческих способностей.

Задачи :

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально

ценностного отношения к миру :

Развивать эмоционально чувственную сферу ребёнка и его

художественно-образное мышление как основу развития

творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию

произведений искусства;

. воспитывать понимание красоты произведений искусства,

потребность общения с ними;

Расширение культурного кругозора дошкольников создание

предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической

и современной музыки ;

Приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной

речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу

для последующего самостоятельного знакомства с музыкой ,

музыкального самообразования и самовоспитания .

Помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании

музыкальной культуры ребёнка . а через неё и художественной

и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства,

развить его воображение, фантазию, художественные способности

через систему творческих заданий.

Что делает музыкальный руководитель ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально художественной

деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке ,

знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений ,

композиторами. Совершенствует у детей навык различения

звучание музыкальных инструментов , формирует певческие

навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения-

танцевальных движений. Музыкальный руководитель в

начале и в конце года проводит диагностику музыкальных

способностей детей. На основе полученных данных подбирает

индивидуальные музыкальные упражнения для детей. Организует

тематические музыкальные праздники и развлечения, театрали-

зованные представления и концерты. Проводит работу по

развитию творческого потенциала дошкольников средствами

театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети

разучивают музыкальные игры , считалки, скороговорки, которые

способствуют развитию творческой активности. Проводит

нестандартные занятия.

Музыкальные занятия в детском саду .

Музыкальные занятия позволяют ребёнку войти в увлекательной форме

в мир музыки , развивают умственные, физические способности.

Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки и классическая

музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности

ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию,

Концентрацию внимания, речь. Дети учатся взаимодействию

в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на

музыкальных инструментах . В нашей работе используется много

фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки,

частушки. Музыкальные занятия раскрепощают ребёнка, обогащают

ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные

способности.

Праздники в детском саду .

Это особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания

детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Праздники помогают выразить свои эмоции в музыке , в

художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает

интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями.

закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,

активизирует их.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости

начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков.

Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения

что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают

подобные желания, то пение на ваш взгляд кажется далёким от

совершенства, а движение смешным и неуклюжим. Не расстраивайтесь!

Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.

Для этого потребуется время и терпение

3. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный , если вы

ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой,

кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Программа «Музыкальное воспитание в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Музыкальное воспитание в детском саду», «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

Пение

«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

К концу года дети могут

Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий).

Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»), муз. П. Чайковского; «Дед Мороз», муз. Р. Шумана; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Дождик», «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Солдатский марш», муз. Л. Шульгина; «Марш», муз. М. Журбина; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; рус. нар. плясовые мелодии.

Пение

«Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. нар.; «Люлю, бай», рус. нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусельки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.

Песенное творчество

«Ах ты котенька-коток», «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Петух и кукушка», «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Закличка солнца», сл. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.

Музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Марш», муз. Э. Парлова; «Шагаем, как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; «Прыжки», «Этюд», муз. К. Черни; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко.

Этюды-драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Мышки», муз. Н. Сушева; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»).

Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Коза рогатая», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Куколка», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова.

Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской.

«Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.

Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах

Народные мелодии.

К концу года дети могут

Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

Замечать изменения в звучании (тихо – громко).

Петь, не отставая и не опережая друг друга.

Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух– и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

Произведения из детских альбомов фортепианных пьес: «Материнские ласки» (из альбома «Бусинки» А. Гречанинова); «Пастушок» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова) и другие пьесы (по выбору музыкальных руководителей); «Бабочка» Э. Грига; «Пьеска», «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; симфонические произведения, написанные специально для детей: «Петя и волк», муз. С. Прокофьева; «Детские игры», муз. Ж. Бизе (фрагменты).

Пение

«Кукушечка», рус. нар. песня, обр. И. Арсеева; «Как на тоненький ледок», «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», «Где был Иванушка», рус. нар. песни; «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «В лесу родилась елочка», муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!», песни из детских мультфильмов: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»).

Песенное творчество

«Котенька-коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто.

Музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латвийскую «Польку», муз. А. Жилинского; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович.

Этюды-драматизации. «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

Хороводы и пляски. «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошку», «Пляска парами», латыш. нар. мелодии; «По улице мостовой», «Танец с платочками», рус. нар. мелодии; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова.

Музыкальные игры

«Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»).

Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы».

Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Петушок, курочка и цыпленок».

Развитие тембрового и динамического слуха. «Узнай свой инструмент», «Громко – тихо», «Угадай, на чем играю».

Развитие танцевально-игрового творчества

«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Мы идем с флажками», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», рум. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова.

К концу года дети могут

Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

Узнавать песни по мелодии.

Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).

Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.

Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности .

Музыкальное воспитание в детском саду - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства. Формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен . Впоследствии, по мере накопления песенно - танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

(2-3 ГОДА)

Дети раннего возраста имеют краткосрочную память, их познавательная деятельность сосредотачивается ис- ключительно в «данный момент». Ребенок видит и по- знает только то, что видит и ощущает. Он не учитывает и не осознает прошлое и будущее, не может опираться ни на чей опыт, поэтому играет, действует, живет «здесь и сейчас». Ребенок может смеяться и сразу рассердить- ся, если кто-то засмеялся рядом, он может взять игрушку и попытаться забрать другую. Он не может самостоятель-но сделать осознанный выбор каких-то занятий, а дей- ствует сиюминутно, ситуативно. Малыши с трудом вос- принимают все новое (вспомним первые дни посещений дошкольного учреждения).

В то же время маленький ребенок открыт всему, что его окружает, и способен узнавать знакомые предметы, начи-нать действовать (бегать или пританцовывать) под знако-мую мелодию, поскольку для ребенка очень важен процесс восприятия и узнавания уже знакомого.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радост- ную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движе- ния, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), разви- вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль- ную память, слух. Формирование активности в музыкаль- ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется боль-шой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что проис- ходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в ум- ственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате раз- вивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо од- ном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов му-зыкальной деятельности. Содержание музыкального заня- тия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчи вость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения. На занятиях органично используются такие виды музыкаль-ной деятельности, как слушание музыки, музыкально-рит- мические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в со- вершенно другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная де- ятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тес- ная работа музыкального руководителя и воспитателя.

В определенные моменты воспитатель имеет возмож- ность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ла- дошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимны- ми моментами и ситуациями (умывание, одевание, сбо- ры на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкаль- ные минутки, используя интересные аранжировки мате- риала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Первоначальные занятия музыкальный руководитель проводит в группе: знакомится с детьми и просто с ними играет, рассматривает игрушки. Д етям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку. В дальнейшем музыкальный руководитель приглашает детей «в гости», в музыкальный зал.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща- ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи- та нию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, за- поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из-менять движения с изменением характера мелодии, эмо-ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра-батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож-ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музы- кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу- бен, погремуш-ка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз- личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно- стями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж- дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте-ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди- наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль- но организованной музыкальной деятельности являет- ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи-чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго-гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд- ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко- торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня- ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако- мых людей рядом всегда стресс.

Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе

Музыкально-ритмические движения.

Развитие чувства ритма.

Пальчиковые игры.

Слушание музыки.

Подпевание.

Пляски, игры.

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие музыкального слуха.
  3. Формирование основных движений (ходьба, бег,
    прыжки).
  4. Знакомство с элементами плясовых движений.
  5. Формирование умения соотносить движения с му- зыкой.
  6. Развитие элементарных пространственных пред ставлений.

Развитие чувства ритма

Задачи:

  1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
  2. Уметь маршировать и хлопать в ладоши.

Пальчиковые игры

Задачи:

1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

  1. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.
  2. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1.Формирование эмоциональной отзывчивости на му-зыку.

2.Развитие представлений об окружающем мире.

3.Расширение словарного запаса.

Подпевание

Задачи:

  1. Расширение кругозора и словарного запаса.
  2. Формирование активного подпевания.
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
    различного характера.
  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии
    с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1.Формирование активности в играх, плясках.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование элементарных плясовых навыков.

4.Формирование коммуникативных отношений.

5.Развитие координации движений.

Выбор репертуара

Репертуар формируется следующим образом: сборник Н. Ветлугиной, И. Дзержинской, Л. Комисаровой «Музыка в детском саду» (песни, игры, пьесы), сборник И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ясельки», которые включают русские народные потешки, прибаутки, колыбельные, пьесы для слушания, в соответствии с возрастом, произведения композиторов - классиков детской песни: Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, М. Красёва, Т. Попатенко, В. Карасёвой. Используется музыкальный материал современных педагогов - композиторов, работающих в детских садах: Е. Гомоновой, Г. Вихарёвой, М. Картушиной.

Заключение

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Р азвивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, мы приобщаем его к музыкальной культуре, закладываем её основу.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей.

Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. воспитание

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста», соответствует ФГОС ДО, изд. 2-е, дополненное и переработанное, Спб, «Невская Нота»

музыкальный руководитель МБДОУ № 201 Зайцева Ю.А.

Что еще почитать