Методика воспитательной работы конспект лекции. Все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства; нравственные, интеллектуальные, эстетические. мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой. При ощущении ее у

Воздействие педагога на ребенка в рамках реализации своих профессиональных функций называется воспитательной работой.

Воспитательная работа, проводимая педагогом, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

В связи с вышесказанным, передо мной стоит следующая цель по развитию личности ребенка: развитие каждого индивида с раскрытием того потенциала, которым его одарила природа. Отсюда же вытекают следующие задачи:

1. Формирование здорового образа жизни.

Предполагает: рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам и регулярные занятия физкультурой и спортом.

2. Формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Вооружение детей знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности, навыков и привычек нравственного поведения.

3. Формирование эстетического вкуса детей, способности видеть, беречь и создавать красоту.

4. Развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения, пробуждение в детях потребности в занятиях творчеством и самовыражении через творчество.

5. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, как в коллективе объединения, так и в разных возрастных группах.

6. Подготовка детей к взрослой жизни (приобретение детьми навыков и умений для жизни в семье, обществе).

Главными инструментами решения воспитательных задач являются методы и приемы воспитания, формы работы. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и детей, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, организованность, культура общения и др.)

Можно выделить следующие доминирующие методы воспитания- самовоспитания:

· Убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера). Используется для формирования взглядов, понятий, установок, предполагается разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Самоубеждение - дети осознанно, самостоятельно формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных выводов.

· Стимулирование и мотивация (мотивационная сфера). Стимулирование - помогает формировать умение правильно оценивать своё поведение. Подразумевается поощрение и наказание.

· Внушение и самовнушение (эмоциональная сфера). Формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Внушать - воздействовать на чувства, а через них на ум, волю человека. Часто сопровождается процессом самовнушения.

· Требование и упражнение (волевая сфера). Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения поставленной цели, совершенствование навыков самостоятельного поведения. Требования различают по форме предъявления - прямые и косвенные.

· Воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера). Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Сокращённо называют - методы воспитывающих ситуаций.

· Метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание самого себя, но и выяснение отношений к себе окружающих. При использовании метода дилемм каждый ребёнок может привести свои доказательства чего-то, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в тех или иных жизненных ситуациях.

Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое участие, отдельный шаг в реализации метода.

Реализуя свои функции, педагог дополнительного образования осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Их можно разделить:

· По виду деятельности - учебная, трудовая, художественная;

· По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

· По времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярно повторяющиеся);

· По субъекту организации;

· По результату - информационный обмен, выработка общего мнения;

· По числу участников - индивидуальные, групповые, массовые;

В своей работе я применяю следующие методы и формы воспитательной работы:

1. Беседа, рассказ. Побуждает детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и усвоению новых путём самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. Например, при формировании у детей нравственного поведения, а именно, при формировании культуры общения на занятиях проходит цикл бесед "Месячник приятного общения".

Беседы о внешности, о предметах туалета, гигиены - "Для чего нужен носовой платок?" Беседы об искусстве, о картинах. При формировании здорового образа жизни - беседы о вреде наркомании, алкоголя, курения - "Будь здоров", "Красота и здоровье - родные сёстры", "Азбука здоровья".

Такая работа проводится в основном для группы детей и преследует свои цели:

· Научить детей правилам этикета;

· Развивать культуру общения, поведения;

· Формировать потребность к здоровому образу жизни;

· Формировать эстетический вкус и др.

2. Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Создание педагогом особой эмоциональной атмосферы, т.е. я могу предложить детям обсудить какую-либо проблему и вместе её разрешить.

3. Творческое задание. Способствует развитию фантазии, воображения. Тяга детей к созданию необычного, нового, поможет им стать мыслящими неординарными, творческими людьми в любой профессии.

(Книга С. Крылова "300 творческих конкурсов")

4. Логическая задача. Способствует развитию умственных способностей детей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

5. Коллективная (групповая) форма работы. Способствует развитию гуманных взаимоотношений между детьми, формированию у них коммуникативных навыков. Сюда можно отнести такие мероприятия, как

Тематический вечер;

- "Поле чудес";

Художественная выставка творческих работ детей;

Турнир умельцев;

Неделя добрых дел;

Город весёлых мастериц;

Подготовка и проведение различных праздников совместно с детьми (например, 8 Марта для девочек - конкурсы и различные задания, мамы - жюри).

Первое групповое дело было проведено в русле замечательных дней уходящего лета и наступающей красивой осени, когда ещё жизнь в полном цвету, но уже неотвратимо надвигающимся засыпанием: "Путешествие в осеннее царство".

Планируется проведение и семейных конкурсов, праздник 8 Марта совместно с мамами, бабушками. (Приложение 2)

6. Метод стимулирования - создание ситуации успеха (рождает чувство уверенности в своих силах, стимулирует интерес); поощрения и наказания. Используется на каждом занятии.

7. Упражнения. Повторное (многократное) выполнение действия с целью овладения им, повышения качества. Например, производственно-трудовые упражнения, т.е. выполнение отдельных приёмов вязания на спицах для приобретения навыков и умений, необходимых в будущей жизни в семье, в обществе. Для воспитания дружеских отношений в объединении организовано приветствие по цепочке: один - второму, второй - третьему и т. д., добавляя в момент приветствия комплимент в адрес товарища.

8. Работа с книгой. Способствует формированию бережного отношения к книге, возможности самостоятельно или с помощью педагога обрабатывать информацию. Например, во время беседы по какой-либо теме идёт и чтение книги по этой же теме, затем следует её обсуждение. На занятиях используется различная литература по бисероплетению, где дети самостоятельно "читают" схемы, плетут по ним изделия, т.к. детей много, то актуально обратить внимание на их бережное отношение к книге. На занятиях используется чтение сказок, затем их обсуждение.

9. Организация работы детей-консультантов, т.е. дети, которые усваивают материал быстрее других, могут быть помощниками своему педагогу.

10. Индивидуальный подход к детям. Творческое начало заложено в каждом ребёнке, важно искать способы его раскрытия. Вера в успех детей приносит реальные плоды. Необходимо уделять внимание каждому ребёнку, независимо от успешности его занятий, и помочь раскрыться ребёнку. При подготовке каждого дела нужно учитывать каждого индивида, найти ему такое дело, которое он мог бы сделать лучше других.

11. Дидактическая (познавательная) игра. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Особое место в жизни ребёнка, а значит и в воспитании, занимает игровая деятельность. Игра-школа подготовка к жизни. Через игру и в процессе игры ребёнок проживает все основные ситуации жизни, упражняет свои физические и духовные силы. В процессе игры ребёнок не замечает усталости. Игра может быть подвижная и спортивная:

· театрализованная;

· интеллектуальная;

· проблемно-ролевая.

12. Экскурсии, посещение выставок, музеев. Позволяют организовать наблюдение и изучение различных видов трудовой деятельности, знакомство детей с различными ремёслами, работами мастеров. Экскурсия сочетает в себе рассказ, объяснение, демонстрацию, наблюдение.

Следует отметить, что многие рассмотренные методы работы не являются абсолютно новыми, но все они отвечают определённой педагогической логике. Приёмов и методов, форм воспитательной работы может быть бесконечное множество, каждая ситуация рождает новые, каждый педагог использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

"Чистых" методов не бывает, т.е. на одном занятии может быть использовано несколько методов и форм работы, например, беседа по какой-либо теме, чтение рассказа по этой же теме, обсуждение (дискуссия) по данному рассказу, просмотр иллюстраций или картин по теме, выполнение рисунков.

Для сплочения коллектива объединения проходят различные конкурсы, праздники, "Поле чудес".

Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение. В процессе работы по бисероплетению у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, объединение "Бисероплетение" - это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей бисера, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Кроме того, занятия в объединении приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Для выявления нравственных ценностей детей проведена работа по методике "Что такое хорошо и что такое плохо?" Л.М. Фридмана. Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления детей.

Детям предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

1 зла, сделанного тебе другими;

2 доброго дела, свидетелем которого ты был;

3 совершённого тобой или кем-то бесчестного поступка;

4 проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Из анкет детей можно определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах (чуткости, честности, ответственности) считают, что богатство можно нажить и честным трудом.

Работа над формированием нравственных ценностей детей будет продолжаться.

Для проверки качественной стороны содержания моей деятельности провожу анкетирование учащихся и их родителей (Приложения №4-№7).

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

Замдиректора по УВР

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необхо-димости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Введение

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ-нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци-альные и производственные отношения невозможно развитие об-щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер-жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос-питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан-тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на-родов и народностей разных стран проявляется не только в тради-циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб-страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л. И.Маленкова, человечество (в филоге-незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко-лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает пита-ние не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспита-ние—непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

Видовое разнообразие творческих объединений дополнительного образования детей велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и их профильная направленность. Связано это, прежде всего, с тем, что творческие объединения предназначены выполнять более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка.

Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовно-му и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и са-мореализации.

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореа-лизация

Средства воспитания. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка , являются различные виды деятель-ности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется веду-щий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанни-ка: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная — в млад-шем школьном, личностное общение — в подростковом, учебно-профессиональная — в старшем школьном возрасте. Переход к ин-формационному обществу в скором будущем потребует более ши-рокого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т. д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

Методика воспитательной ра-боты — раздел теории воспита-ния, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образова-тельно-воспитательных учрежде-ниях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий ре-комендации по созданию системы воспитательной работы в об-разовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или тех-нологий в воспитательном процессе.

Различные подходы к классификации методов воспитания

Классификации методов воспитания в традиционной педаго-гике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».

Так, метод определяется как «путь», «способ».

В книге И. П. Раченко «НОТ учителя» (М., 1989) следующее определение: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, со-образуясь с общей и конкретной целями».

«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) опреде-ляет методы воспитания как «совокупность наиболее общих спо-собов решения воспитательных задач и осуществления воспита-тельных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность класси-фикации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.

Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т. А.Ильина, И. Т.Огородников определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация дея-тельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требова-ние), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т. п.).

Г. И.Щукина объе-диняет методы в три следующие группы: разностороннее воздей-ствие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, ме-тод примера, убеждение и т. п.); организация деятельности и фор-мирование опыта общественного поведения (педагогическое тре-бование, общественное мнение, приучение, упражнение, пору-чение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, кор-рекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнова-ние, поощрение, наказание, оценка).

В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Уче-ный называет четыре группы таких методов: формирование со-знания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стиму-лирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, са-моконтроль и самооценка деятельности и поведения.

П. И. Пидкасистый определяет метод как способ педагоги-ческого управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эсте-тической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование самооценки и оказание помощи учащимся в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.

Методы воспитания

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Классификация методов воспитания

Методы убеждений

Методы упражнений (приучения)

Методы оценки и самооценки

Методы, с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

Внушение повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ.

Методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы.

Поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование.

Методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также оцениваются поступки учащихся.

Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.

Виды воспитательной деятельности

Все виды воспитательной (внеурочной) деятельности тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т. д.

Ценностно-ориентационная деятельность , по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Педагог имеет богатые возможности стимулировать выработку учащимися отношений, взглядов на жизнь в различных формах деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение учащимися социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности .

Общественная деятельность предполагает участие детей в органах самоуправления, различных детских и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, работа органов самоуправления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся, однако педагог не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учащихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для педагога важно все же знать, как он организует деятельность учащихся, какими он обладает возможностями, методическим арсеналом.

Понятие формы воспитательной работы

Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей.

Виды и формы воспитательной деятельности

(по В. А. Сластенину)

Вид и цель деятельности

Активная форма
организации деятельности

Познавательная

Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку в библиотеку и т. п.), конкурсы, турниры, олимпиады,

Трудовая

Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы (трудовые десанты, операции, работа «по секрету», рейд добровольцев).

Общественная

Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.

Пресс-центр, круглый стол , дискуссии.

Ценностно-ориентировочная

Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностей причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии.

Самоанализ и взаимоанализ «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например, «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения.

Художественная

Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные способности.

Концерты, художественные конкурсы, посещение театра, экскурсии в музей; фестивали, праздники

Спортивно-оздоровительная

Формирует здоровый образ жизни

Спортивные игры, состязания, олим-пиады.

Свободное общение

Организует взаимно обогащаю-щий досуг, когда общение освобождено от пред-метной цели и содержанием деятельности является общение

Праздники, «Огонь-ки», Дни именинников, прогул-ки, посещение концертов, театров; встречи дру-зей, поездки и т. д.

Классификация форм воспитательной работы

Вопрос классификации форм воспитательной работы является не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С. Д.Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Значительный вклад в разрешение проблемы классификации форм воспитательной работы вносят публикации, осуществленные под руководством С. П. Афанасьева: «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел».

Е. В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети). Так, мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Опираясь на подход к классификации форм совместной деятельности Л. И. Уманского, С. Д. Поляков выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

С. П. Афанасьев выделяет творческие конкурсы:

Посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Доктор Айболит и т. п.),

Представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т. д.).

Технология воспитательной работы это — идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме.

Типы форм воспитательной работы

(по Афанасьеву С. П., Коморину С. В.)

1. Формы воспитательной работы типа «представление»

В типе «представление» выделяются три группы форм:

Представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление);

Представления-ритуалы (линейка);

Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).

Краткая характеристика форм

1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:

Ведущий линейки (находится в центре внимания);

Выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

Зрители;

Исполнители действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

2. Спектакль представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители.

3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией , декламацией и другими номерами».

4. Просмотр кино-, видео - , телефильма, спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7. Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры.

8. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

9. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «форум».

10. Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.

2. Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние»

Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:

Развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);

Совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

Развлечение - коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Краткая характеристика форм

1. Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

2. Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

3. Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».

4. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

5. Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение

правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).

3.Формы воспитательной работы типа «путешествие»

В типе «путешествия» три группы форм:

Путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

Путешествие - развлечение (поход, прогулка);

Путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).

Краткая характеристика форм

1. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно : эта форма может использоваться:

Для информирования учащихся;

Служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

Предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

Способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

Подготовку участников к восприятию игры-путешествия;

Сбор - старт;

Движение команд по маршруту;

Участие команд в организуемой на площадках деятельности;

Сбор - финиш.

2. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

А. Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны - организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой - самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.

Наиболее часто организуются учебные и краеведческие экскурсии.

Экскурсия может быть и шутливо-ироничной («Закоулочная экскурсия»).

3. Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией и походом несомненно, экспедиция занимает среднее положение между этими двумя формами.

4. Поход - дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Поход как форма воспитательной работы, обладает рядом педагогических потенциалов:

Использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива;

Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе;

При определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников;

Формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства, охваченного движением группы.

Поход, как форма воспитательной работы, может быть «заочным» и иметь также большой педагогический потенциал.

5. Парад (карнавальное шествие)- красочное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т. п.

Современные воспитательные технологии

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами - практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е.Щурковой).

Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

Содержательная (предметная) деятельность;

Завершение. Проекция на будущее.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

Гуманно - личностный подход к ребёнку;

Единство обучения и воспитания.

Положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

Превращение школы Знания в школу Воспитания;

Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

Развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

Возрождение национальных культурных традиций;

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Гуманно - личностная технология Ш. А.Амоношвили . Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш. А.Амонашвили являются:

Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Идеал воспитания - самовоспитание.

Технология коллективного творческого воспитания И. П.Иванова . Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

Идея включения детей в улучшение окружающего мира;

Идея соучастия детей в воспитательном процессе;

Коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

Комплексный подход к воспитанию;

Личностный подход, одобрение социального роста детей.

Технология гуманного коллективного воспитания В. А.Сухомлинского . Идеи и принципы:

В воспитании нет главного и второстепенного; -

воспитание - это прежде всего человековедение; -

эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; -

Принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

Культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

Приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы воспитания выдвигаются на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания детей, подростков и молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока, занятия. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

Образование - не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.

Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

Обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Список литературы

1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие. — Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 1998.

2. Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.

3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Ожегов С. И. Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997.

5. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

6. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

7. Щуркова Н. Е.Воспитание детей в школе. - М., 1998 г.

8. Макарова Т. Н.Планирование и организация методической работы в школе. - М., 2002 г.

9. Маленкова Л. И.Воспитание в современной школе. - М., 1999.

Определение 1

Методика воспитательной работы – самостоятельный раздел теории воспитания, занимающийся изучением специфики организации воспитательного процесса в образовательных, воспитательных учреждениях и детских организациях, разрабатывающий рекомендации по эффективной реализации воспитательной работы.

Классификация методов воспитательной работы

Определение 2

В «Российской педагогической энциклопедии» методы воспитательной работы определяются как совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий.

Классификация методов при этом достаточно затруднительна, поскольку имеет разделение по средствам, целям, последовательности и очередности применения.

Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют три основные группы методов:

  • Убеждение.
  • Упражнение.
  • Поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев в свою очередь определяют другие группы:

  • Организация детского коллектива.
  • Убеждение.
  • Стимулирование.

Т. А. Ильина характеризует следующие группы методов:

  • Убеждение.
  • Организация деятельности.
  • Стимулирование поведения.

Г. И. Щукина объединила методы в ряд групп, среди которых многоплановое воздействие на понимание, чувства и волю учащихся, организация работы и формирование опыта социального поведения, регулировка, коррекция и стимулирование поведения и деятельности. Здесь основным аспектом классификации считается функция метода по отношению к деятельности.

Методика воспитательной работы под редакцией В. А. Сластенина определяет способы двусторонней работы педагога и учеников. Он также сформировал группы методов воспитания в 4 составляющих:

  • Формирование сознания личности.
  • Организация работы, общения, опыта социального поведения.
  • Стимулирование, мотивация труда и поведения.
  • Контроль, самостоятельный контроль деятельности и поведения.

В современной литературе описаны и другие методы классификации. Так П. И. Пидкасистый определяет метод как средство педагогического управления деятельностью, в процессе которой выполняется самореализация личности и ее многостороннее развитие.

Другой ученый В.А. Караковский предложил классификацию на основе воспитания, а именно воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, общением, отношениями.

Виды методов

Определение 3

Методики воспитания в целом определяются как направление или тактика организации этой деятельности, взаимного сотрудничества учителя и учеников, ориентированного на решение задач воспитания.

Добиться положительной динамики в процессе воспитательной деятельности обеспечивает использование таких приемов как убеждение, организация работы, стимулирование поведения и деятельности.

Такой метод, как убеждение, ориентирован на сознание личности. Главным источником является слово, при этом само слово может исходить от любого участника процесса воспитания. Реализация данного метода осуществляется через беседу, рассказ, обоснование, внушение.

Одним из основополагающих средств воспитательной деятельности считается организация самостоятельной работы обучающихся. В основу этой методики входит приучение, педагогические требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование используется как представление исполнения определенных норм поведения, положений и правил. При этом требование могут иметь прямое или косвенное значение, где прямые озвучиваются в формате приказа, а косвенные звучат в качестве совета или пожелания.

Определение 4

Общественное мнение принято определять как выражение массового требования, которое используется при обсуждении действий, проведении мероприятий.

Определение 5

Таким образом, главной задачей создания воспитывающей ситуации является погружение личности в состояние затруднения, ситуацию выбора либо побуждения к действию.

Подобные ситуации используются в различных вариациях. Они обеспечивают усвоение ценностей, приобщение к заложенным обществом нормам поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности дают толчок к социально одобряемому поведению. Мотиватором выступает одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основополагающей считается переживание и самооценка учащегося, самостоятельное осмысление поступка на основе критики более авторитетных сверстников. В коллективных рамках личности свойственно ориентироваться на признание, поддержку и согласие с собственным поведением. В таком случае представляется возможным корректировать поведение учащихся на основании оценочных характеристик.

Выбор методов

В процессе воспитательной работы педагог ориентируется на лучшие качества личности учащегося, принимает меры для их воспитания, развития и увиливания уверенности воспитанников в себе и своих возможностях.

Применение тех или иных методов осуществляется зависимо от педагогического опыта, стиля профессиональной работы, сложившейся ситуации.

Выбор методов продиктован некоторыми определенными аспектами:

  • Гуманное отношение воспитателя к воспитанникам.
  • Комбинированный подход.
  • Подготовка и соотношение метода к реальным условиям и средствам его реализации.

Средства воспитательной деятельности всегда зависимы от окружения и уровня становления коллектива.

Выбор того или иного метода воспитания зависит от определенных условий педагогического процесса. Предпочтение отдается основываясь на некоторых аспектах:

  • Конкретизированное направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией.
  • Возрастные особенности воспитанников.
  • Степень зрелости определенных групп учащихся.
  • Личностные характеристики воспитанников.

На основании вышеизложенного формируется вывод: опытный педагог обязан владеть всеми доступными методиками воспитания и применять конкретные способы регулирования учебно-воспитательного процесса сообразно сложившейся ситуации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что еще почитать