Старший дошкольный возраст - ответственный период в жизни малыша. Без пяти минут первоклассник, он уже многое знает и многое умеет. Но достаточно ли? Часто родители тревожатся, соответствует ли развитие карапуза его возрасту, готов ли ребёнок к школе, на что следует обратить особое внимание, планируя развивающие занятия дома. Безусловно, все дети разные. Темпы развития и способности у каждого свои. Но всё же есть определённые ориентиры, на которые стоит равняться родителям. Итак, что должны знать и уметь дети в 6–7 лет? «Эврика» расскажет!
По мере взросления дети становятся более выносливыми, сильными, быстрыми и ловкими. Это необходимо учитывать, выбирая физические нагрузки для детей 6–7 лет:
Большое значение в показателях физического развития имеет развитие опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Благодаря усиленному росту ног тело ребёнка становится устойчивее, а окрепший скелет обеспечивает движениям упругость, гибкость и силу.
Уже приобретённые к этому возрасту двигательные навыки совершенствуются, а уровень развития общей моторики позволяет малышам уверенно выполнять одновременно несколько сложных движений, которые отличаются точностью, чёткостью, плавностью и красотой.
Заметны изменения и в работе мелких мышц кистей рук. Уровень развития мелкой моторики старшего дошкольника позволяет:
Если вы заметили, что в пальчиках вашего малыша пока недостаточно силы, чаще предлагайте ему упражнения и интересные игры на развитие мелкой моторики. Для развития крупной моторики больше времени проводите на свежем воздухе: игры с мячом, велосипед, плавание прекрасно тренируют мышцы маленького непоседы и укрепляют его сердце.
В 6–7 лет всё также преобладает непроизвольная память, но при должном внимании к развитию способностей запоминать информацию продуктивность этого психического процесса существенно возрастает. Ребёнок на пороге поступления в первый класс уже может осваивать основные приёмы мнемотехники.
В период старшего дошкольного возраста внимание ребёнка претерпевает значительные изменения. Оно всё ещё остаётся непроизвольным, но способность концентрироваться на вызывающих интерес объектах развивается у шестилетки стремительными темпами. Выстраивая план развивающего занятия, старайтесь привлечь внимание, заинтересовать. Информацию подавайте в лёгкой для восприятия форме. При замысловатых оборотах и многословных вступлениях отключение внимания от сути предмета произойдёт непроизвольно. При систематической тренировке к семи годам произвольное внимание проявляет себя всё чаще, что является одним из свидетельств готовности ребёнка к школе.
При преобладании мышления наглядного и действенно-образного всё активнее ребёнок использует логику. Он уже способен применять различные известные ему признаки для группировки объектов, может систематизировать и анализировать предоставленную информацию, проявляет навыки построения пока несложных причинно-следственных связей. Важную роль в развитии мышления играет уровень эрудиции малыша. Собственные выводы дети делают, привлекая тот багаж знаний, которым снабдили их к этому возрасту родители, воспитатели детского сада, педагоги в центрах раннего развития.
Шестилетки активно используют хорошо развитое воображение, чтобы создавать яркие образы, придумывать новые увлекательные игры, сочинять небольшие истории с вымышленными героями или реальными знакомыми. Уровень развития воображения хорошо заметен в детских рисунках: они становятся все более детализированными, всё активнее для передачи своего эмоционального состояния маленькие художники используют разные цветовые сочетания.
Чтобы оценить уровень интеллектуального развития ребёнка 6–7 лет, важно проанализировать его знания окружающего мира, математические способности и степень овладения родной речью.
Малыши должны с лёгкостью заучивать подходящие по возрасту стихотворения, читать их по памяти с выражением, эмоционально. Важно развивать сказок, рассказов, отрывков из детских повестей.
В 6–7 лет дети должны:
Стимулируйте самостоятельную познавательную деятельность ребёнка, поощряя его разбираться, как устроены предметы, применять полученные знания в играх и на практике.
Вот основной перечень ожиданий от математических способностей 6-летнего ребёнка. Особенно важно в этот период детства развивать логическое мышление, способности анализировать, делать выводы, выполнять простые действия по указанному алгоритму.
Уважаемые читатели! Напомним, что приведённые в статье требования к знаниям и умениям ребёнка старшего дошкольного возраста служат ориентиром и призваны помочь вам оценить уровень подготовки вашего малыша к предстоящему школьному обучению. Если кроха в некоторых сферах пока не показывает существенных успехов, поводов для переживаний нет. Главное, теперь вы знаете, на что следует направить ваши родительские усилия с особым пылом.
Пусть ваше родительство будет спокойным, уверенным и счастливым!
Каждый индивидуален, на его физические параметры, умственное и психическое развитие влияет множество факторов. Тем не менее существуют определенные нормы, которые выдвигаются для всех определенной возрастной категории. Что должен знать и уметь перед школой, вы узнаете из статьи. Она станет познавательной как для родителей, так и педагогов, которые работают с данной категорией деток. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается малыш, чему его еще необходимо обучить, какие игры и упражнения будут для него интересными и полезными.
Физические или антропометрические параметры дошкольника в шесть лет оцениваются по таким характеристикам :
На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:
Знаете ли вы? Учеными установлено, что рост ребенка контролируется почти сотней генов. Полная их реализация оканчивается, когда человек достигает совершеннолетия.
Посещение секций, кроме поддержания физических формы, важны еще и потому, что в шесть лет ребенок становится на первую ступень отдаления от родителей и вливания в общество. Тут он получит необходимое общение, новые знакомства, интересный опыт.
Важную роль в физическом развитии будет играть утренняя гимнастика - ее можно делать как дома, так и в детском садике. После посещения дошкольного заведения с отпрыском обязательно нужно гулять до ужина, играть в активные игры.
Поощрять родители могут приобретая различные спортивные и игровые снаряды (качели, гантели, мяч, скакалку, фрисби, бумеранг и др.), средства и приспособления для передвижения (велосипед, самокат, скейт, лыжи, коньки, ролики, сноуборд и др.).
Важно! Физическое развитие малыша в этом возрасте настолько же важно, как и интеллектуальное. Если ему будет уделяться недостаточно внимания, то это может спровоцировать проблемы с психикой у ребенка .
Кроме хорошо развитых общих физических данных, у шестилетки также должна быть развита мелкая моторика. Перед школой он должен правильно держать ручку и карандаш, уметь проводить прямые и волнистые линии, заштриховывать рисунки, не выходя за контур, лепить из пластилина разные фигурки, надевать бусинки на нитку, вырезать фигуры ножницами, складывать непростые конструкторы, пазлы, делать поделки из разных предметов.
Перед походом в школу важно, чтобы у шестилетки были хорошо развиты такие психические процессы, как концентрация мыслей, логическое мышление, память.
К развитию психики шестилетнего ребенка также выдвигается ряд требований. Чтобы узнать, достаточно ли развит дошкольник, можно протестировать его с помощью специальных тестов, размещенных в интернете. Ниже вы найдете краткий перечень того, что должен уметь ребенок перед 1 классом.
Внимание . Считается, что малыш хорошо развит, если ему легко удается:
В это время, если ребенок пожелает, его можно уже отдавать обучаться игре на музыкальном инструменте, что отлично развивает внимание и усидчивость.
Мышление
.
Ребенок в шесть лет легко может:
Память . С шести лет начинается процесс увеличения объема памяти ребенка. В норме теперь он должен уметь:
Важно! Не страшно, если что-то из вышеперечисленного ваш малыш еще не освоил. Задание родителей - вовремя обратить внимание на пробел в развитии и постараться его устранить.
Разработан комплекс упражнений, позволяющих натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если родители не имеют возможности сами проводить занятия с дошкольником, можно нанять ему репетитора или водить на специальные развивающие кружки.
Главное, чему должны уделить внимание родители и чему не научат в заведениях, это:
Ребенок, готовящийся к походу в первый класс, должен иметь определенные математические знания, на равных общаться с окружающими, иметь представление об устройстве окружающего мира.
Математика . К шести годам ребенок должен уметь:
Словарный запас в этом возрасте должен состоять не менее чем из трех с половиной тысяч слов. Желательно, но не обязательно в этом возрасте читать по слогам. Требований к тому, сколько должен читать ребенок в 6 лет, не выдвигается. Техника чтения будет проверяться лишь по окончании обучения в первом классе.
Представление об окружающем мире . У шестилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:
Если малыш немного отстает в плане развития, например, у него недостаточно развита кратковременная память, и он может запомнить четыре слова из названных десяти, либо вместо двадцати минут занятий может с трудом высидеть всего пятнадцать, то это не означает, что у него имеются отклонения в развитии. Незначительные несоответствия нормам вполне можно наверстать и развить любой психический процесс с помощью упражнений и занятий.
Сложнее дело обстоит с серьезными отставаниями в развитии, как то несвязная речь, неспособность строить предложения, производить счет и т. п. Такие состояния требуют обращения к специалистам и лечения.
Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы (ЗРР), «задержка психо-речевого развития» (ЗПР).
На возникновение подобных отклонений влияют несколько факторов: осложнения , травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до трех лет, черепно-мозговые травмы, снижение . Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, .
Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и .
Также нередко отклонения в развитии наблюдаются у детей, педагогически, социально запущенных, эмоционально неустойчивых.
При выявлении проблем с развитием у шестилетки ему показаны консультации:
В большинстве случаев потребуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.
Важно! Чтобы ребенку удалось сравняться в развитии со сверстниками, большое значение имеет не только медикаментозная терапия и назначения специалистов, но и активное участие в этом процессе родителей.
Задержки в развитии должны быть преодолены до семилетнего возраста. В противном случае ребенку будет показано посещение специализированного учебного заведения.
Предлагаем ознакомиться с подборкой игр и упражнений, которые помогут развить необходимые знания, умения, навыки и психические процессы шестилетки.
Как правило, девочки в этом возрасте отдают предпочтение более тихим занятиям, усидчивым играм, задействующим мелкую моторику. У мальчиков же на первом плане продолжают оставаться активные игры.
Как и в пять лет, наиболее интересны сейчас сюжетно-ролевые игры , когда ребенок перевоплощается в какого-либо героя, играет какую-то роль, выполняет определенный порядок действий и при этом получает первый социальный опыт, развивает речь.
Велик интерес у детей в этом возрасте к играм, которые способны обучить их чему-то новому. Они с радостью складывают конструкторы по инструкции, пазлы, играют во всевозможные бродилки и другие настольные игры.
Если родители уже вовлекли малыша в захватывающий компьютерный мир, то необходимо контролировать, чтобы он проводил за гаджетом время с пользой - то есть играл в развивалки.
Мы уже отмечали важность физических упражнений. Родителям следует не только записать ребенка в какую-либо спортивную секцию, но и всячески поощрять занятия спортом дома - утреннюю гимнастику, совместные пробежки и поездки на велосипедах, плавание на байдарках, поездки в горы на лыжах, походы на ролледром и каток и т. п.
В комплекс домашних упражнений должны входить:
Наверняка детям данного возраста просто выполнять однообразные упражнения будет скучно. Поэтому родителям следует заранее побеспокоиться о подборе специального сценария, чтобы проводить их с игровыми элементами. Например, представить зарядку в виде похода в лес и попросить ребенка имитировать скачки зайчика, походку медведя, покачивания деревьев, перепрыгивания через пеньки, сбор цветов и т. п.
Включив фантазию, взрослые превратят процесс физкультуры для малыша не только в полезную, но и в увлекательную процедуру.
Скорее всего, ребенку в этом возрасте понравятся такие игры, как «Слова» . Можно попросить малыша самому выбрать тему игры и назвать тематическое слово. Второй игрок называет следующее слово, которое начинается с последней буквы слова предыдущего игрока. Темы должны быть простыми и понятными для шестилетки. Например, это могут быть животные. Ребенок называет «кот», второй игрок называет «тигр», третий игрок - «рысь» и т. д. В процессе данной игры важно не просто называть слова, а рассказывать ребенку о новых понятиях.
Также интересна игра «Создай сказку» . Взрослый может придумать начало сказки, а ребенок - ее окончание. Кстати, это распространенный метод в детской психологии, называемый сказкотерапией.
Развивать речь можно и при помощи игры «Съедобное-несъедобное» . Смысл ее заключается в том, чтобы один игрок бросал мяч другому игроку, называя съедобные или несъедобные вещи. Если названное понятие съедобное, то игрок должен мяч поймать, если несъедобное - отбить.
С шестилетками уже вполне можно поиграть и в «Антонимы» - называть противоположные по значению понятия к заданному слову.
Важно не забывать о том, что ребенка следует хвалить за успешные результаты игры, называя, какое именно у него было достижение.
Мышление и память также отлично развиваются в игровой форме .
Натренировать память поможет простая игра «Кто пропал» , когда взрослый расставляет от семи до десяти , просит ребенка посмотреть на них в течение одной минуты, а затем отвернуться. Пока малыш не видит, взрослый забирает одну игрушку, а затем просит «киндера» ответить на вопрос, кто пропал.
В эту игру можно играть и пряча все игрушки в домик, а затем прося ребенка назвать, кто спрятался в дом.
Мышление можно развивать при помощи увлекательной игры «Таинственные звуки» . Взрослый предварительно должен записать на телефон звуки, которые издают домашние приборы, либо которые просто раздаются в доме, а затем попросить ребенка отгадать, кто или что данный звук издает.
Игра «Перейди речку» поможет не только развить логическое мышление, но и научить ребенка искать выход из сложной ситуации. Можно, например, предложить отпрыску представить, что ковер в комнате - это речка, и ее необходимо перейти. Ребенок должен будет использовать подручные средства, чтобы соорудить мост либо передвигаться каким-либо другим способом.
Образное мышление хорошо развивать при помощи игры «Клякса»
. С помощью чернил ставится пятно на лист бумаги, который затем складывается. После того как его разворачивают, пятно приобретет какую-либо форму. Можно вместе с ребенком пофантазировать, на что или кого похожа клякса. Придумать про этот предмет, человека либо животное рассказ.
В шесть лет ребенок уже практически может себя самообслуживать :
Желательно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.
Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимое, хорошо высыпался, необходимо придерживаться . Для шестилетки он примерно выглядит следующим образом:
Большинство родителей шестилетних детей бросают все усилия на их подготовку к школе. Однако не стоит забывать и о физическом развитии ребенка и находить время для активных игр и посещения спортивных секций. Главным в процессе обучения шестилетки является игровой процесс. Только с помощью игр малыш сможет комфортно и ненавязчиво узнавать новую для себя информацию, расширять словарный запас, улучшать речевой навык и открывать мир вокруг.
Обучение играя может проводить любой родитель в домашних условиях. Также родители в этом возрасте должны особенно поддерживать ребенка и уделять ему внимание, поскольку впереди у него очень ответственный жизненный этап и кризис семилетки.
Ребенок взрослеет и к нему предъявляется все больше разных требований. Он уже должен много понимать, уметь и знать. Его мозг достаточно развит для получения новых знаний, которые будут основываться на навыках, полученных в дошкольный период.
Что еще должен уметь и знать малыш в 7 лет? Конечно же, времена года и последовательность их смены, а также дни недели, части суток, ориентироваться в определении времени. Ребенок должен знать, что такое явления природы, отличать домашних животных от диких.
Ваш малыш уже взрослый и готовится стать школьником. Ваша задача - помочь ему в этом сложном деле, чтобы он не испытывал дополнительного стресса, связанного с адаптацией к первому классу.
А как вы оцениваете готовность ребенка к школе? И помогаете ли ему в этой подготовке?
Киселёва Ирина
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»
Консультация
для родителей на тему :
«Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет »
Старший дошкольник должен иметь навыки , достаточные для поступления в школу. В наше время появилось много элитных школ и гимназий, изменились и требования к поступающему в школу.
Интеллектуальное развитие. Старший дошкольник должен уметь контролировать себя , сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми предложений. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.
Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составить труда.
Кроме этого, перед школой ребенок должен знать :
1. Свое имя, фамилию, отчество.
2. Имя, фамилию, отчество родителей .
3. Свой адрес : страну, город и домашний адрес.
4. Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.
5. Отличать диких животных от домашних, знать их детей .
6. Уметь писать в тетради простейшие фигуры : крючки, овалы, волнистые лини и тд.
7. Рисовать карандашами, фломастерами, красками (используя кисть) .
8. Иметь представления о разных профессиях.
9. Как ухаживать за комнатными растениями.
10 Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.
Находить 5 - 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь : если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т. п. Или так : если услышал слово, на конце которого звук «а» , – подними руку и т. д.
Математика
Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+» , «-» , «=» ,
Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Как пользоваться арифметическими знаками действий.
Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Состав чисел первого десятка.
Прямой и обратный порядок числового ряда.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Запоминать 8-10 картинок. Запоминать на слух 8-10 слов.
Запоминать считалочки (например : «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например : «Цыпленок с курицей пьют чай на улице» ).
Запоминать фразы (например : «Юля и Оля рисуют цветными карандашами» ; «Осенью часто идет дождь» ; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой» ).
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.) .
Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
Складывать пазлы без посторонней помощи.
Закончить предложение : «Если стол выше стула, то стул…» , «Если два больше одного, то один…» , «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
Находить лишнее слово среди группы слов, например : «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений» , «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога» , «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный» .
Отвечать на замысловатые вопросы, например : «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Определять последовательность событий.
Мелкая моторика
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах : на одной линии, на широкой полосе.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Окружающий мир
Называть свое имя, отчество и фамилию. Называть имя, отчество и фамилию своих родителей . Знать название своего города (села) . Знать название столицы Родины . Знать название нашей планеты. Знать свой домашний адрес и город, в котором живет.
Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
Называть времена года, части суток, дни недели, месяцы; знать их количество и последовательность. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы. Уметь описывать , что происходит с природой в то или иное время года. Ориентироваться во времени.
Иметь представление о природных и погодных явлениях.
Знать основные цвета , основные геометрические фигуры.
Отличать хищных животных от травоядных. Отличать перелетных птиц от зимующих. Отличать садовые цветы от полевых. Отличать деревья от кустарников. Уметь различать зверей , птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
Уметь ориентироваться в пространстве. Знать понятия «право – лево» , «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т. д.»
Уметь рассказать , чем он любит заниматься.
Самое главное : ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок в 4 года» Что должен уметь ребенок в 4 года. Математика. Уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. Уметь.
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.
Консультация для родителей «Что должен знать ребенок про Родину?» Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то,.
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 1 классу". Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.
здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность это выучить или научиться! эти же критерии входят в диагностику развития ребенка.
К концу года ребенок 6 -7 лет должен:
Формирование элементарных экологических представлений
Коммуникация (развитие речи)
Связная речь
Подготовка к обучению грамоте
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Нравственное воспитание
Трудовое воспитание
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Ручной труд
Работа с бумагой и картоном. Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью. Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом. Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
Аккуратно и экономно использовать материалы.
Художественная литература
Художественно-эстетическое воспитание
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании
В лепке
Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации
Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания
Создавать сюжетные и декоративные композиции.
Конструирование
Игровая деятельность
Готовность ребенка к обучению в школе
Методика
«ИЗУЧЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ,
ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Методика 1. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе
В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.
По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание на контрольные вопросы.
Обработка результатов
Общая оценка результатов.
Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. «Школьно зрелыми «считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов.
(вариант задания из теста «Школьной зрелости» А.Керна и И. Ирасека)
Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: «Он ел суп». Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй -не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также». Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.
Обработка результатов
Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом.
1 балл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.
2 балла - предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.
3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4 букв.
4 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.
5 баллов - отдельные или сплошные «каракули», среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы.
Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.
Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.""
Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.
Методика 3. Мышление и речь
Инструкция. Психолог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить - «игрушки». Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:
книга лампа ручка
стол окно город
стул ухо брат
флаг ребенок
Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка - игрушки». Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):
книги лампы ручки
столы окна города
стулья уши братья
флаги ребята
на обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.
Обработка результатов
3 балла - ребенок допустил не более двух ошибок;
2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;
1 балл - ребенок допустил более 7 ошибок.
Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл), нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.
Методика 4. Умозаключения
Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.
Задание выполняется в несколько этапов.
На первом этапе ребенку сообщается следующее: «Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Второй этап (после паузы). «Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?» После паузы зачитываются все слова. «Какое слово подходит?» - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.
При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.
Обработка результатов
Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом.
1 балл - выполнение задания с первого предъявления;
0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е. Мастюковой, Л.Чупрова.
Высокий уровень успешности - 7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение.
Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития», В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПО ПРОГРАММЕ
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень - от 39 до 47 баллов;
средний уровень - от 28 до 38 баллов;
низкий уровень - от 17 до 27 баллов.
Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.
Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.
Самосознание, самооценка . Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.
Тревожность . Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.
Эмоциональная возбудимость. Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.
Понимание контекста общения. Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.
Утомляемость. Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться на инструкции.
Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.
Методика №1 Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости
Вопросы к беседе | Ответ ребенка | Баллы |
|
Назови свои фамилию, имя, отчество | |||
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы | |||
Кем работает твоя мама (папа)? | |||
Где ты живешь, назови свой домашний адрес? | |||
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? | |||
У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? | |||
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года? | |||
Сейчас утро или вечер (день или утро)? | |||
Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? | |||
Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? | |||
Когда можно кататься на санках - зимой или летом? | |||
Почему снег бывает зимой, а не летом? | |||
Что делают почтальон, врач, учитель? | |||
Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? | |||
Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? | |||
Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? | |||
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? | |||
Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши? | |||
Каких зверей ты знаешь, каких птиц? | |||
Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха? | |||
Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. | |||
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? |
Общая оценка:__
Методика 2. Имитация написанного текста
Оценка теста имитации написанного текста:___
Методика 3. Мышление и речь
Существительные в единственном числе | Ответы ребенка |
книга | |
лампа | |
ручка | |
стол | |
окно | |
город | |
стул | |
ухо | |
брат | |
флаг | |
ребенок |
Допущено ошибок: Результат:______
Методика 4. Умозаключения
Образец | Задание | Оценка |
||
Огурец: овощ | Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля | |||
Огород: морковь | Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |||
Учитель: ученик | Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства | |||
Цветок: ваза | Птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | |||
Перчатка: рука | Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |||
Темный: светлый | Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |||
Часы: время | Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач | |||
Машина: мотор | Лодка: река, маяк, парус, волна, берег | |||
Стол: скатерть | Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | |||
Стул: деревянный | Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Общая оценка: ____________
Общая оценка по программе:
Тесты школьной зрелости
Тест «Готов ли ребенок к школе»
Тест рассчитан на детей шести-шести с половиной лет.
Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте, а побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.
1. Какое животное больше: лошадь или собака? Правильный ответ (лошадь)- 0 баллов. Неправильный - «-5».
2. Утром мы завтракаем, а в полдень... Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу) - 0. Неправильный - «-3».
3. Днем светло, а ночью... Правильный ответ (темно) - 0 баллов. Неправильный - «-4».
4. Небо голубое, а трава... Правильный ответ (зеленая) - 0 баллов. Неправильный - «-4».
5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это что? Правильный ответ (фрукты) - «+1». Неправильный - «-1».
6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) - 0 баллов, неправильный - «-1».
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону?
Правильный ответ (города) - «+1». Неправильный - «-1».
8. Который час?
Ребенок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут девять, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.
Все правильно - «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час - «+3», не умеет определять время по часам - 0.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...
Правильный ответ (щенок, ягненок) - «+4». Один правильный ответ - 0 баллов. Неправильный - «-1».
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?
Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия - «+1»
Без приведения признаков подобия - 0. Неправильный ответ - «-3».
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза? Две причины - «+1»
Одна причина - 0. Неправильный ответ - «-1».
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два любых признака - «+3».
Один признак - «+2». Неправильный ответ - «-1».
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Дается определение, что это млекопитающие, или
приводятся два частных признака - «+3». Приводится одно подобие - «+2». Неправильный ответ - 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?
У винта нарезка - «+3».
Винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка - «+2».
Неправильный ответ - 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это... Спорт, физкультура - «+3».
Иигры, упражнения, соревнования - «4-2». Неправильный ответ - 0.
16. Почему люди занимаются спортом? Названы две причины - «+4».
Одна причина - «+2». Неправильный ответ - 0.
17. Какие транспортные средства ты знаешь?
Три наземных + самолет, корабль - «+4».
То же самое, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы ездим, передвигаемся - «+2».
Неправильный ответ - 0.
18. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) - «+4».
Одно или два различия - «+2».
Неправильный ответ - 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать? Остальные должны работать за него, то есть кто-то
из-за него страдает - «+4».
Он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить - «+2».
Неправильный ответ - 0.
20. Почему на письмо надо наклеивать марки? Так платят за перевозку письма - «+5». Неправильный ответ - 0.
Результат
■ 24 балла и выше - очень хороший результат;
в 14-23 балла - норма, нормальный уровень школьной зрелости;
■ 0-13 баллов - ниже среднего уровня;
■ «-1» - «-10» - низкий уровень;
■ «-11» и ниже - очень низкий уровень.
Степень психосоциальной зрелости
(тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым)
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач или учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких ты знаешь птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
21. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
■ 1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
■ 0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:
Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5,8,15,22.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла;
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл;
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;
№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости;
20-24 балла - средний уровень психосоциальной зрелости;
15-20 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.
Тест Керна-Ирасека
Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени. Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.
Задание 1.
Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь. Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.
Результат
■1 балл - у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
■ 2 балла - выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей - шея, волосы, один палец руки, - но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
■ 3 балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
■ 4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
■ 5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Задание 2.
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.
Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее.
Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами Ya em sup.
Результат
■ 1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
■ 3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
■ 4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
■ 5 баллов - каракули.
Задание 3.
Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке.
Результат
■ 1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
■ 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
■ 3 балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (от 7 до 20).
■ 4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы,
■ 5 баллов - каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
■ 6-7 баллов - средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
■ 8-9 баллов - уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
■ Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
Запас собственных знаний
Я и общество
Дети должны знать:
■ название нашей страны и ее столицы;
■ флаг, герб России;
■ название родного города, села, свой адрес.
■ о всенародных праздниках;
■ о труде людей в городе и сельской местности.
Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Предметный мир
Дети должны уметь:
■ сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
■ называть материалы, из которых они изготовлены;
■ понимать значение обобщающих слов.
Математические знания
Дети должны знать:
■ состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
■ состав чисел из двух меньших.
Количество и счет
Дети должны уметь:
■ называть числа в прямом и обратном порядке;
■ соотносить цифру и число предметов;
■ правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
■ сравнивать числа в пределах 10;
■ устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
■ размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
■ уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
Величина
Дети должны уметь:
■ сравнивать по длине, высоте, ширине;
■ ориентироваться на листе бумаги;
■ различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;
■ составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
■ измерять длину предметов с помощью условной мерки;
и сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
■ делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Время
Дети должны уметь:
■ различать и называть части суток и их последовательность;
■ понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
■ знать дни недели, их последовательность;
■ уметь называть месяцы года.
Ознакомление с природой
Неживая природа
Дети должны:
■ иметь представление о сезонных изменениях в природе;
■ определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
■ уметь вести календарь природы с помощью взрослого.
Животный мир
Дети должны иметь представление:
■ о домашних и диких животных;
■ о перелетных и зимующих птицах;
■ о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир
Дети должны иметь представление:
■ об условиях, необходимых для роста растений;
■ о лесных ягодах и грибах;
■ об овощах и фруктах;
■ о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
■ различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Правила дорожного движения
Дети должны:
■ различать проезжую часть дороги и тротуар;
■ понимать значение сигналов светофора;
■ знать правила дорожного движения.
Дети должны уметь:
■ переходить улицу в специальных местах на зеленый сигнал светофора, на красный и желтый - стоять;
■ ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
■ не играть на проезжей части дороги.
Правила безопасности
Дети должны:
■ не разговаривать с незнакомыми людьми;
■ не входить в лифт с незнакомыми людьми;
■ не показывать ключ от дома;
■ не открывать дверь чужим людям;
■ не баловаться спичками.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам