В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки,
хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице .
Можно начать с начала, перейти к середине и закончить в конце. Однако настоящие истории рассказывают совершенно иначе! Как рассказать обычную историю так, чтобы ее читали и перечитывали.
Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.
Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.
«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»
Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».
Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.
Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.
До 28 февраля RUWARD проводит последний набор участников на две образовательные программы для менеджеров интернет-агентств и веб-студий:
В каждой из двух программ: 20 недельных блоков, 6+ часов видео, 100 (!) ежедневых практических заданий, 250+ ссылок на полезные материалы и видео, 20 больших заданий. – это лучшее (Cossa подтверждает), что есть на рынке из всех образовательных историй для менеджеров digital-агентств! Регистрация закрывается в четверг (28 февраля) вечером.
Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.
Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем - это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.
Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».
Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?
Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.
Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.
Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.
История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.
Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».
Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.
Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.
Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.
История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.
Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.
Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.
Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.
Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.
Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.
Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.
Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.
Нередко для многих молодых людей знакомства с девушками бывают делом довольно-таки сложным. Все же, если представительница прекрасного пола действительно заинтересовала, хочется заинтересовать и ее. И самым важным, конечно, является первое впечатление. Ведь если знакомство изначально не заладится, то исправить ошибки будет довольно проблематично, так что лучше не совершать их или же свести к минимуму. Так как начало любому знакомству и любым отношениям дает , то стоит хорошенько обдумать, что интересного рассказать девушке. Ведь далеко не каждая тема будет уместна в беседе, даже если это уже и не первый день знакомства. Так какие истории можно рассказать девушке, а какие лучше отложить в долгий-долгий ящик или вовсе оставить при себе?
Вообще на самом деле историй, которые можно рассказать девушке, огромное множество. Увлечения, друзья, семья, животные, спорт, просто какие-то забавные случаи из жизни, которые хранятся в вот прямо-таки специально для таких случаев. Но стоит учитывать, что есть темы, о которых с девушками лучше не говорить. Например, не нужно постоянно бахвалиться собой и собственными достижениями. В большинстве своем это раздражает, так как слишком распушенный павлиний хвост может только привлечь, но не заинтересовать по-настоящему. Также не стоит рассказывать о своих бывших – это самая большая ошибка, которую только можно совершить. Ну и не стоит слишком уж углубляться в рассказы о своих увлечениях, которые девушка не разделяет. Например, подробные рассказы о ядерной физике сможет оценить далеко не каждая представительница прекрасного пола.
Привет мужик, в этой статье я расскажу тебе – о том, что рассказать девушке о себе. Так уж вышло, что или больше разговаривать должен мужчина. Нас так воспитало общество. Но на самом деле по большому счету никто никому ничего не должен. И девушка и мужчина должны вкладываться в общение одинаково.
Но, сейчас не об этом.
По поводу того что рассказать девушке по телефону – Я специализируюсь только на живом общении, я рекомендую своим ученикам не общаться много по телефону. Общение – только в живую, потому что именно так ты сможешь передать эмоции. Бывает конечно такое, что вы взаимно влюблены и можете болтать часами не о чем. Но все же старайся как можно быстрее свести все к живой встрече и свиданию, а там уже будешь рассказывать, а также одновременно ! Это очень важно – совмещать постоянно два потока: речь и кинестетику.
Если ты сидишь на свидании, то ей можно рассказать о своих достоинствах, хороших качествах и достижениях. Конечно же надо показать ей что ты именно тот, самый достойный мужчина. Но делать это нужно аккуратно. На наших мы конечно рассказываем как включать правильные и грамотные понты, но вообще, лично я против всяческих понтов. Нравится – берите меня таким какой я есть, не нравится – я себе другую найду. Поэтому чем больше ты естественный и чем больше ты остаешься самим собой, общаясь с девушками, тем лучше.
Кстати, на эту тему у меня есть несколько отличных обучающих видео на моем ютуб канале, которые можно посмотреть прямо сейчас кликнув вот сюда . В этих видео я раскрываю эту тему более подробно. Не очень люблю писать в блоге, я тот еще лентяй, мне проще говорить на камеру;). Так что, меня лучше , а не читать.
По поводу понтов – чем мы понтуемся: связями, глобальными целями, деньгами (Если их нет, то своим правильным отношением к ним и умением с ними обращаться), конкуренцией со стороны женщин за тебя, преодолением препятствий, то есть рассказывай ей о том, как ты справился с какой-то серьезной проблемой или жизненной ситуацией…
Что касается аккуратности приподнесения себя то — каждая женщина хочет быть рядом с мужчиной, который находится на вершине социальной пирамиды (об этом ты сможешь прочитать ), какими качествами он обладает: Сила, власть, деньги, интеллект, красота, развитая речь, наличие целей, сила воли, конкуренция среди женщин, социальный статус, ответственность… что можно рассказать девушкепро эти качества – конечно же то, что они есть в тебе! Как это преподнести – через истории из своей жизни, в которых тебе пришлось применить одно или несколько этих качеств.
Ну, просто как пример –«Я вчера бабушку через дорогу на красный свет перенес на руках». Все должно быть кстати – то есть, она например сказала что похожа на свою бабушку, а ты ей такой – «Кстати, про бабушку!……», и рассказываешь это. Что думает девушка когда ты ей это говоришь – она думает – «Перенес бабушку – значит добрый, на руках – значит сильный, на красный свет – значит храбрый и решительный». И так далее. Это всего лишь пример.
Вот тебе пример одной истории, которую можно рассказывать на свидании. У меня есть (рассказывай как будто у ТЕБЯ есть) такой хороший приятель, он очень богат и постоянно берет меня с собой куда-нибудь тусить. Однажды он рассказал такую историю, что он поехал со своей девушкой в очередной трип по Азии, и в каком-то очень изысканном ресторане с национальной кухней они заказали какое-то неведомое самое дорогое блюдо. Через пять минут вышла целая колонна поваров во главе с шефом. Перед ними поставили блюдо с крышкой, как только ее открыли он просто офигел. На подносе лежала гигантская зеленая гусеница, причем Живая! Обложенная листьями салата.
Она ела эти листья и тут же ими испражнялась. Его девушке стало плохо от такого зрелища, и она ушла в туалет. Он, как мужик бывалый, думает – ну что, надо пробовать, тем более, что на него смотрят повара и ждут. Он берет вилку и втыкает в голову гусеницы……. После чего шеф чуть не падает в обморок, все закричали, заохали…. Оказывается, надо было есть испражнения этой гусеницы, они очень полезны и гусеница эта одна на весь ресторан, ее долго выращивали и стоит она несколько тысяч долларов)))))))))))))))))))))))) Вот такая неудобная ситуация получилась.
Только рассказывать девушкам подобные истории надо с как можно большими подробностями и деталями. Например, описать как противно выглядела гусеница.
Очень важно – в этой истории присутствует раскачка по эмоциям, то есть ей то противно от описания гусеницы, то смешно в конце.
В этой статье мы поговорили с тобой о том, что можно рассказать девушке интересного на свидании и при знакомстве . На нашем есть такое интересное упражнение на развитие коммуникации, которое в буквальном смысле слова просветляет. Делая это упражнение многократно и правильно – ты понимаешь, что тебе вообще се равно, что рассказать и . Ты будешь говорить обо всем о чем захочешь. Ты даже задумываться не будешь над этим.
Вот посмотри его пример и попробуй сделать так же.
Приветствую вас, мои дорогие читатели! Беседа может протекать приятно, оба собеседника чувствуют себя комфортно, не приходится ничего придумывать, слова разливаются сладкой песней соловья. Но ведь бывает и такое, что наступает неловкое молчание, не знаешь что сказать и теряешься. Что интересного рассказать девушке, если вдруг наступило подобный момент? Сегодня я предлагаю молодым людям ключ для беседы с прекрасной барышней.
Первое, о чем вам стоит озаботиться - понять, что интересует вашу спутницу. Чем она увлекается, читает ли книги, смотрит кино, ходит на выставки, катается на лошадях или вышивает крестиком. Вам необязательно с головой погружаться в данное дело. Но знать примерно в чем заключается суть было бы очень хорошо.
Вы можете попросить ее рассказать что-нибудь о ее хобби.
Во-первых, все мы любим рассказывать про себя и свои увлечения.
Во-вторых, у вас появится шанс узнать побольше, что вы сможете использовать в дальнейшем.
Всегда интересными бывают истории или примеры из жизни. Особенно если они смешные или забавные. Важно, как вы будете рассказывать.
Один мой приятель рассказывает очень интересные истории, но его слог не позволяет насладиться рассказом в полной мере. Он перечисляет все мельчайшие подробности, которые запросто можно было бы избежать, называет всех по именам и параллельно рассказывает истории их жизни, чтобы более детально описать происходящее. В итоге к концу рассказа ты уже совершенно не помнишь с чего он начался.
Старайтесь быть кратким, но не слишком.
Когда вы рассказываете о себе, помните, не все подробности и детали вашей жизни можно запросто вывалить перед девушкой. Не восхваляйте себя чересчур, но и не принижайте достоинств. Старайтесь быть честным и открытым. Позвольте ей задавать вопросы, развивать тему.
Предлагаю вашему вниманию статью « ». Там вы найдете много полезной информации, что-то вам очень пригодится в жизни, а что-то вы наверняка уже знаете. Но как говорится, повторение - мать учения.
Давайте определимся с темами, которые лучше избегать при разговоре с девушкой.
Даже если она вас слезно просит рассказать про предыдущие отношения, не смейте этого делать. Вы можете сказать:
Парню не стоит на свидании много рассказывать про свою прошлую личную жизнь.
Помните, рассказы о бывших подругах могут только испортить все дело. Женщина будет думать, сравнивать себя с вашими прошлыми пассиями. Некоторые умудряются найти их в социальных сетях и подробно изучить страничку, фотографии, комментарии и прочее. Совет здесь простой - не углубляйтесь в подобные темы.
Второе - анекдоты, смешные истории и прочее. Не все то, что кажется вам смешным позабавит девушку. Порой чувство юмора у противоположного пола тоже противоположное. Но если вдруг вы заметили, что барышня смеется даже над самой глупой шуткой, которая могла от вас прозвучать - это верный .
Не углубляйтесь в рассказ про свою работу, если она не сильно интересует женщину. Не рассказывайте все факты, особенности и технические моменты работы с холодильными установками. От подобного барышня только заскучает, если, конечно, она не работает в смежной сфере.
Если вы испытываете проблемы в общении, то вам крайне полезной окажется статья « ». Используя простые правила общения, вы сможете стать настоящей душой компании.
Бывает так, что мы в запале собственного рассказа совсем не замечаем, что наш собеседник заскучал и уже давно смотрит в экран телефона.
Расскажу вам, что существуют верные признаки, по которым можно определить скучающего собеседника.
Девушка смотрит по сторонам и односложно отвечает на вопросы. Она, скорее всего, не заинтересована в теме, не знает, что ответить и как поддержать беседу. В это момент нужно начать новую тему, задать ей вопрос, вовлечь обратно в диалог.
Девушка всем телом повернулась к выходу. Это невербальный знак того, что ей хочется поскорее уйти. При этом она может нервно теребить низ кофточки, шнурок от наушников. К этому мы прибавляем частое поглядывание на часы.
Если барышня достала свой телефон и постоянно смотрит в экран, что-то пишет, то это верный признак того, что ей невообразимо скучно. Во время интересной беседы человек не будет отвлекаться на телефон.
Чтобы вы лучше разобрались в языке тела предлагаю вам прочитать статью « ». Будьте аккуратны и не судите лишь по одному телодвижению. Необходимо собрать сочетание жестов, чтобы точно определить настроение собеседника.
Если при живом общении легко понять, что девушка заскучала, тот как же это можно определить по телефону? Я не буду говорить про зевания, тут и без меня понятно, что означает этот знак. Слишком долгое молчание, потеря нити разговора, частые переспрашивания без уточнений, бессмысленные и односложные ответы.
Дорогие мужчины, помните, что женщине приятно слышать про саму себя.
Почаще говорите , спрашивайте про ее жизнь и увлечения, будьте искренними и открытыми и тогда вы наверняка сможете заинтересовать даму.
Какими историями вы пытаетесь удивить барышень? Есть ли у вас в арсенале пара-тройка подобных историй на случай неловкого молчания?
Существует довольно много ситуаций, когда вы остаетесь наедине с девушкой. Будь-то свидание, стечение обстоятельств, что вы остались вместе. Что делать в такой ситуации, когда просто промолчать невозможно, а ситуация со времен может стать нелепой и подавляющей.
Для этого вам нужно быстро сообразить, что можно рассказать девушке, чем привлечь её внимание. Первым делом, подумайте, что вы можете узнать про эту девушку, имеется в виду: внешний вид (может она спортсмен или представитель субкультуры), какие эмоции она переживает - все это может натолкнуть вас на начало разговора. Намного проще, если вы знаете девушку, то здесь можно затронуть и общих знакомых, погоду, учёбу и так далее. Не забывайте, что вы не должны устраивать девушке допрос, выдавайте информацию о себе, по теме (на которою вы общаетесь), делайте эту информацию достоверной (или частично достоверной, приукрашивайте, но не перегибайте сильно), соглашайтесь с её мнением, говорите свое.
Но все же, что рассказать девушке, если вы впервые её видите или это ваше первое свидание, например. В этот момент вам на помощь придут, так называемые «вечные» теми разговора:
Таким образом, вы теперь приблизительно знаете, что можно рассказать девушке, главное не бояться, быть раскрепощённым и позитивным.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам