Незаконнорожденные дети. Может ли внебрачный ребенок претендовать на наследство

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ Православные храмы Дубненско-Талдомского благочинияПеречень храмов благочинияБольшое Семеновское, Храм Богоявления ГосподняВербилки, Храм святого Александра НевскогоВеретьево, Храм Георгия ПобедоносцаГлебово, Храм Богоявления ГосподняГусенки, Храм святых Жен-мироносицДубна, Храм Великомученика ПантелеимонаДубна, Храм Всех Святых, в земле Российской просиявшихДубна, Храм Похвалы Пресвятой БогородицыДубна, Храм Рождества Иоанна ПредтечиДубна, Храм Смоленской иконы Божией МатериЗапрудня, Храм Преображения ГосподняЗятьково, Храм преп.

Как называли на руси детей, рожденных вне брака?

Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти. Послушаешь бабушек в храме, — и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок.

Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты.

Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48).

Об этом я уже вам писал.

Внебрачный ребёнок

Внимание

Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения.


Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный.

Важно

Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех.


Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви.

Незаконнорожденный

Вечные попреки и побои мужа, насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу, то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни. И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями.


Он никого не любит из своих родных, да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей». Масло в огонь постоянно подливали и местные власти: при регистрации солдатских детей очень тщательно выверялись сроки побывки мужа на родине или даты поездки женщины к мужу в армию.

Большинство солдатских детей признавались незаконнорожденными, а имена их отцов даже не указывались. Фамилии и отчества чаще всего давались по крестному отцу.

Кроме того, в России долго существовали «помещичьи гаремы».

Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство — это грех.Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства.

Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность.
В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей.

Как жилось на руси детям, рожденным вне брака

Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать.

Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают.

Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, — когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви.

Какие права имеет ребенок, рожденный вне брака

Так и в этом случае, когда ребенок рождался, так сказать не по закону, вне брака, то и его мать подвергалась всеобщему презрению, а потом уже все переходило на появившегося на свет ребенка. Очень широко ещ в России, до революции, употребляли слово незаконнорожднный Если взять исторические времена, то применялись следующие понятия

  • Парфении
  • Чунъин
  • термин мамзер
  • Бастарды

в Западной Европе в Средние века внебрачные дети владетельной особы (короля, герцога и т.
д.). Незаконнорожднные дети дворян получали, как правило, пересечнный перевязью слева родительский герб.

На что имеет право ребенок, рожденный вне брака? Именно на этот вопрос нам предстоит найти ответ. Дело все в том, что гражданский брак (сожительство) в России встречается довольно часто. Пары живут вместе, ведут быт и строят семью, но без штампа в паспорте. Подобный расклад не доставляет хлопот ровно до тех пор, пока не родятся дети. После этого нередко возникают определенные споры и разногласия относительно прав несовершеннолетних. Так на что может претендовать внебрачный ребенок? Чем он отличается от тех, кто был рожден в официальных отношениях?

Понятие гражданского брака

В РФ сожительство (гражданский брак) и официальный брак - это две разные формы отношений между мужчиной и женщиной. Особенно если говорить о правах и обязанностях супругов.

Так, сожительство ни к чему не обязывает. Совместного имущества у супругов не будет, они ничем не обременены. Захотели - съехались, захотели - разъехались. Никакой процедуры развода, судов и дележки нажитого за время сожительства.

Официальный брак имеет юридическую значимость. После его заключения у сторон появляются обязанности и ответственность. Расторгнуть такие отношения труднее. У супругов возникает совместное имущество, которое будет делиться.

Но что можно сказать о ребенке, рожденном вне брака? Все перечисленные различия и особенности касаются только супругов. А что с детьми?

Дети - всегда дети

Что говорят юристы по этому поводу? С точки зрения законодательства, дети, рожденные в гражданском браке, ничем не отличаются от тех, кого родили в официальных отношениях. Несовершеннолетние будут иметь равные права и ответственность.

Теоретически не так важно, как именно рожден ребенок. Главное, что ответственность за него будут нести биологические родители. Только если рожаешь ребенка вне брака, нередко приходится сталкиваться с особыми проблемами. Но о них немного позже.

О правах

Для начала разберемся, какие именно права есть у внебрачных детей. Как уже было сказано, они наделены такими же возможностями, как и те, кто рожден в зарегистрированных отношениях. На это указывает статья 53 Семейного кодекса.

Права ребенка, рожденного вне брака, прописываются в главе 11 настоящего Кодекса. Так, несовершеннолетний может рассчитывать на:

  • воспитание и жизнь в семье;
  • общение с обоими родителями;
  • защиту;
  • получение ухода и содержания от обоих родителей;
  • высказывание своего мнения в семейных вопросах;
  • фамилию, имя, отчество;
  • имущество;
  • наследство от обоих законных представителей.

На основании всего вышесказанного можно прийти к выводу, что дети всегда остаются детьми своих биологических родителей. Помимо всего прочего, несовершеннолетние могут претендовать на алименты. На ребенка, рожденного вне брака, выплаты назначаются в судебном порядке. При этом родителям придется признать отцовство. Именно из-за этой особенности у матерей и несовершеннолетних нередко возникают проблемы.

Регистрация ребенка

Ребенок, рожденный вне брака, регистрируется не так, как остальные. При обращении в ЗАГС у мамы спрашивают, какую фамилию присваивать несовершеннолетнему. Иными словами, она записывается со слов матери. Точно так же, как и отчество. Но это не все!

Чтобы присвоить отчество и установить отцовство, нужно предъявить заявление от отца, в котором он согласится с тем, что ребенок - от него. Если такого документа нет, ребенок может иметь прочерк в графе "Отец". Тогда отцовство придется признавать через суд.

Если в свидетельстве о рождении нет информации об отце несовершеннолетнего, то при расставании биологических родителей ребенок обязательно остается с матерью. Таким образом, получается, что мужчина не будет обременен детьми.

Об алиментах

Довольно часто граждане интересуются, как происходит финансовое обеспечение ребенка, рожденного вне брака. Как уже было сказано, можно подать на алименты. Но с определенными трудностями.

Внебрачным детям назначаются алименты после признания отцовства. Для этого нужно:

  • согласие отца ребенка;
  • неопровержимые доказательства родства, представленные суду.

Чаще всего приходится в судебном порядке признавать отцовство. После этого детям будут назначены алименты по общим правилам. Для подтверждения родства нередко приходится делать медицинскую ДНК-экспертизу.

Проблемы для детей

Ребенок, рожденный вне брака, в будущем может столкнуться с рядом юридических неприятностей. Особенно при получении наследства.

Дело все в том, что в таком случае приходится доказывать свое родство. Также придется делить имущество с остальными наследниками. Лишь изредка дети, рожденные в браке, нормально относятся к внезапно появившимся внебрачным наследникам.

Тем не менее у детей, которые были рождены вне брака, будут равные права с остальными наследниками биологических родителей. Об этом не стоит забывать.

Родители и дети

Как облегчить жизнь ребенку, рожденному вне брака? Нужно признать отцовство, чтобы у малыша не было проблем в будущем. Либо усыновить его. Только так негативные юридические ситуации можно свести к минимуму.

Еще один важный нюанс - родители внебрачных детей имеют точно такие же права, как и в случае рождения малышей в браке. Что это значит?

Если родитель будет нуждающимся и нетрудоспособным, он сможет требовать от ребенка алименты. Но опять же, здесь будут приниматься во внимание многие аспекты - участвовал ли родитель в воспитании и содержании несовершеннолетнего, подтверждено ли отцовство.

Некоторые женщины, рожающие детей вне брака, предпочитают лишить свое потомство алиментов от биологических отцов, чтобы те в старости не обратились за помощью к детям. Это не совсем правильно. Ведь бывают случаи, когда отцы все равно требуют с внебрачных детей алименты.

Выводы и заключения

Теперь понятно, на что может претендовать ребенок, рожденный вне брака. Нужно ли для установления отцовства обращаться в суд? Не обязательно. Делать так нет необходимости, если в свидетельстве о рождении малыша внесены сведения о папе. В противном случае отцовство действительно признается в судебном порядке. И лучше позаботиться об этом при жизни биологических родителей ребенка.

Какие можно сделать выводы? Придется учесть, что в отношении внебрачных детей применяются следующие принципы:

  • Ф. И. О. записываются в ЗАГСе со слов мамы;
  • отцовство признается в добровольном порядке или через суд;
  • алименты обычно назначаются по суду;
  • права внебрачных детей точно такие же, как и у законнорожденных;
  • наследство от матери несовершеннолетние получат всегда, а от отца - после признания отцовства;
  • если в свидетельстве о рождении есть информация в графе "Отец", обращаться в суд для признания отцовства нет необходимости.

Некоторые граждане осмысленно рожают детей в гражданском браке, полагая, что такой шаг не доставит хлопот в будущем. На самом деле это не так. Судебная практика указывает на то, что довольно часто наследственные споры вспыхивают между законнорожденными детьми и внебрачными. Поэтому для ребенка лучше, когда он рожден в официальных отношениях. Так удастся избавиться от большинства проблем юридического характера.

Ребенок, рожденный вне брака - это такой же несовершеннолетний, как и тот, кого родили после свадьбы и регистрации в ЗАГСе. Только у таких детей в реальной жизни много неприятностей и проблем. И это несмотря на то что законодательство РФ уравнивает права всех детей. В любом случае теперь понятно, на что может рассчитывать внебрачный ребенок.


Институт брака в нашем обществе сохраняет свои позиции. Поэтому понятие «внебрачные дети» несет в себе какой-то порочный смысл.

В связи с этим существует убеждение, будто дети, рожденные вне официального брака, имеют меньше прав, чем рожденные в браке. В частности, они ограничены или лишены наследственных прав.

Так ли это?

Внебрачные дети и закон о наследовании

Семейное и гражданское законодательство не делит детей на основании того, рождены они в браке или нет – для них определены одинаковые права и обязанности, в том числе, в сфере наследства.

Согласно статье 1142 Гражданского кодекса, законными первоочередными наследниками являются дети наследодателя, а также родители и муж/жена.

При этом ни слова не сказано о том, какие именно дети:

  • рожденные в браке и вне брака;
  • родные и усыновленные / удочеренные;
  • совершеннолетние и несовершеннолетние;
  • проживающие совместно или раздельно с наследодателем.

Все они имеют равные наследственные права. В том числе, дети, родители которых были лишены родительских прав.

Единственное условие для наследования детьми после смерти родителей – родительство (отцовство и материнство) должно быть признано, установлено или доказано.

Дети, претендующие на наследство, должны предъявить нотариусу доказательство родственной связи с родителями – свидетельство о рождении или усыновлении/удочерении, а также судебное решение об установлении отцовства.

Установление отцовства

Если с установлением материнства практически не бывает сложностей, то вопрос установления отцовства поднимается гораздо чаще. Неслучайно Семейный кодекс РФ определяет порядок установления отцовства.

Через ЗАГС

Согласно статье 48 СК РФ отец и мать, не заключавшие брак, должны подать в орган ЗАГСа совместное заявление. В свидетельство о рождении ребенка вписываются сведения об обоих родителях. Таким образом мужчина подтверждает свое отцовство.

Если мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав, если место пребывания матери неизвестно – заявление подает только отец. На это должно быть дано согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия необходимо решение суда.

Через суд

Если мужчина не признает отцовство, оно может быть установлено или опровергнуто через суд. В том числе, посмертно (например, если ребенок претендует на наследство после смерти человека, отцовство которого не установлено).

Судебная процедура установления отцовства регулируется Семейным кодексом РФ – статьями 49 и 50.

Если ребенок родился у мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, им следует подать совместное заявление в ЗАГС. Если совместное заявление не подавалось, установить отцовство можно через суд.

С соответствующим заявлением в суд могут обратиться…

  • Отец или мать;
  • Опекун / попечитель;
  • Лицо, на чьем иждивении находится ребенок;
  • Сам ребенок, достигший совершеннолетия.

Суд принимает любые доказательства происхождения ребенка от отца. Это могут быть письма, записи телефонных разговоров, свидетельские показания, а также заключение генетической экспертизы.

Таким образом, даже если мужчина не признавал своего отцовства над рожденным вне брака ребенком (не подавал с матерью ребенка совместное заявление в ЗАГС), его отцовство может быть признано через суд. Причем, как при жизни, так и после смерти. Сделать это может не только мать, но и сам ребенок, претендующий на наследство.

Наследование внебрачным ребенком по завещанию

Из вышесказанного понятно, что внебрачные дети являются такими же наследниками, как и рожденные в браке.

Но это по закону – при отсутствии завещания.

Если же наследодатель оставит завещание, наследовать его имущество будут только те, кого он назначит наследниками.

Так, отец может исключить своих внебрачных детей из числа наследников, и завещать все имущество только детям, рожденным в законном браке. Или наоборот – завещать все внебрачным детям. Или поделить наследственное имущество поровну.

Иными словами — распорядиться наследством по собственному усмотрению.

Обязательная доля

Однако не стоит забывать об обязательной доле в наследстве. Это часть наследства, которую получают лишенные завещанием законные наследники первой очереди (дети, супруги, родители). Важное условие для получения обязательной доли – несовершеннолетие или нетрудоспособность (инвалидность и пенсия).

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

(iustae nuptiae).

В древнейшем рим. праве незаконные (iniusti), или побочные, дети не имели юридически значимой связи как с отцом, так и с матерью и соответственно не только не имели права на наследование от родителей и их родственников, но и не могли претендовать на содержание с их стороны. С признанием юридического значения когнатического, кровного, родства побочные дети стали признаваться состоящими в юридическом родстве с матерью (Inst. Just. III 5. 4), приобрели право воспринимать ее юридический статус и пользоваться правом наследования по отношению к матери и ее родственникам. Однако они по-прежнему не имели никакой юридически значимой связи с отцом, к-рый в юридическом смысле был неизвестен и не пользовался в отношении своих побочных детей отеческой властью (patria potestas), а побочные дети не имели по отношению к нему прав наследования. Все Д. н. в широком смысле именовались «естественные» (naturalеs). Однако среди них существовало деление на естественных детей (liberi naturales) в узком смысле слова, или побочных, рожденных в конкубинате , и на детей внебрачных (vulgo quaesiti), или нечистых (spurii), рожденных от незаконных (кровосмесительных или прелюбодейных) или неурегулированных правом союзов.

С началом эпохи христ. императоров (IV в.) правовое положение побочных детей в Римской империи улучшилось в связи с общим изменением законодательной политики в отношении конкубината. Они получили право ограниченного правопреемства по отношению к отцу, а также посредством узаконивания (legitimatio) могли приобрести свойства законных детей.

Вместе с тем, согласно конституциям 336 г., дети, рожденные от сожительства лиц, не равных по положению, а именно от высокопоставленного мужчины и женщины с низким правовым статусом, не могли быть усыновлены или одарены. Имущество, к.-л. образом отчужденное отцом в пользу Д. н., при наличии законных наследников (законнорожденных детей, родных братьев и сестер отца) передавалось в их пользу, при отсутствии таковых лиц - в пользу казны (CTh. IV 6. 2). Дети, рожденные от неравного сожительства между сенаторами, губернаторами провинций и т. п. и рабынями, вольноотпущенницами, актрисами, трактирщицами и т. п., даже в случае усыновления возвращались в прежнее состояние, а приобретенное ими от отца имущество вне зависимости от их правового статуса передавалось законным наследникам или казне (CTh. IV 6. 3; ср.: CJ. V 27. 1). Эти положения были отменены в 539 г. (Novell. Just. 89. 15; Biondi . 1954. P. 67).

В отношении детей, рожденных в конкубинате равных по положению лиц, устанавливалась норма, согласно к-рой они могли претендовать на определенную часть имущества отца, приобретаемую на основании подарков и распоряжений последнего на случай смерти. Согласно конституции 371 г., естественному отцу разрешалось дарить побочным детям или распоряжаться в их пользу на случай смерти в объеме 1/12 всего имущества при наличии детей от законного брака, племянников или родителей, при их отсутствии - в объеме 3/12 (четверти) (CTh. IV 6. 4). Впосл. доля имущества отца, на к-рую могли претендовать Д. н., постоянно менялась (CTh. IV 6. 5-8). В 528 г. имп. св. Юстиниан I увеличил долю имущества, к-рую естественный отец мог передать побочным детям по завещанию (CJ. V 27. 8). Конституциями 536 и 539 гг. император предоставил право конкубине и ее детям наследовать их естественному отцу по закону как от лица, не оставившего завещания, в случае отсутствия законной жены и законнорожденных детей в объеме 1/6 всего имущества (Novell. Just. 18. 5; 89. 12. 4/13). Побочные дети получили право требовать содержание от законных детей своего естественного отца (Ibid. 89. 12. 6), а также, возможно, от самого отца (ср.: Ibid. 89. 13, 15). Естественный отец должен был назначить опекуна для своих детей от конкубины в отношении того, что он им подарил или оставил по завещанию (CJ. V 29. 4; V 35. 3; Novell. Just. 89. 14).

Д. н. могли приобрести статус законных посредством усыновления (в данном случае посредством adrogatio - приема в семью усыновителя правоспособного лица со всей его семьей и имуществом). Однако усыновление нельзя было совершить произвольно, в христ. эпоху для проведения подобной процедуры требовалось разрешение императора в форме рескрипта. Императоры этой эпохи стремились ограничить практику узаконивания Д. н. посредством усыновления. Так, имп. равноап. Константин I Великий в 336 г. установил запрет на усыновление высокопоставленными лицами своих Д. н., рожденных от матерей низкого правового статуса (CTh. IV 6. 2, 3). При этом естественные отцы, имевшие низкий правовой статус, возможно, могли усыновлять своих Д. н. (Arjava . 1996. P. 212; Navarra . 1988; см. также конституцию имп. Анастасия I 517 г. (CJ. V 27. 6), в к-рой признавались права Д. н., усыновленных отцом посредством adrogatio или adoptio - формы усыновления подвластного лица,- на приобретение имущества отца). Запрет на усыновление Д. н. был установлен имп. Юстином I в 519 г. (CJ. V 27. 7).

Институт узаконивания побочных детей возник при имп. равноап. Константине. Однако статус законнорожденных (legitimi) могли приобрести только дети от свободнорожденной конкубины. Существовали 3 способа узаконивания, обобщенные в 539 г., при имп. св. Юстиниане (Novell. Just. 89). Основной способ - посредством брака родителей после рождения детей (legitimatio per subsequens matrimonium) - известен со времени имп. равноап. Константина. Конституция, установившая это положение, не сохранилась, но упоминание о нем содержится в конституции имп. Зинона 477 г. (CJ. V 27. 5 pr.). Последняя определяла, что узаконенные дети обоего пола от свободнорожденной конкубины при отсутствии законнорожденных детей приобретают юридически значимую связь с отцом и могут наследовать ему как по завещанию, так и по закону наравне с детьми, которые впосл. могут быть рождены от этого брака. Закон, однако, распространялся только на уже прижитых в конкубинате детей, а на будущее, если дети еще не прижиты, предписывал прежде заключить с конкубиной брак. Конституцией имп. Анастасия I 517 г. (CJ. V 27. 6) это правило распространялось и на тех детей, к-рые будут рождены от связи с конкубиной, в случае отсутствия законнорожденных детей. В конституции имп. Юстина I 519 г. (CJ. V 27. 7) признавались уже осуществленные усыновления Д. н., однако в дальнейшем предписывалось проводить узаконивание детей посредством заключения брака. Имп. св. Юстиниан конституцией 529 г. также допускал узаконивание побочных детей посредством заключения брака после их рождения (CJ. V 27. 10), однако впосл. обусловил подобное узаконивание согласием на него самих узакониваемых детей (Novell. Just. 89. 11 pr./1).

В случаях когда заключение брака родителями было невозможно из-за отсутствия матери или ее смерти, имп. св. Юстиниан допускал узаконивание посредством распоряжения императора (legitimatio per rescriptum principis). При этом мать должна была быть свободнорожденной, а законнорожденные дети - отсутствовать (Ibid. 74. 1). Отец должен был обратиться с соответствующей просьбой к императору, но мог внести ее и в свое завещание. В последнем случае к императору должны были обратиться сами побочные дети (Ibid. 74. 2. 1; 89. 10). Подобная форма узаконивания была распространена только на востоке империи, на западе она осталась неизвестной (Kaser . 1959. S. 157; Anm. 19).

Еще одним способом узаконивания Д. н., определявшимся конституциями 443, 470 и 528 гг., было вступление в городскую курию (legitimatio per oblationem curiae). Отец, не имевший законнорожденных детей, должен был подарить или оставить по завещанию своим естественным детям имущество, достаточное для того, чтобы сделать возможным вступление сына или сыновей (в случае дочери - ее мужа, к-рому она передает приданое) в городскую курию (CJ. V 27. 3, 4, 9).

На Руси в целом использовалось визант. право, однако проследить применение конкретных норм относительно Д. н. в допетровскую эпоху затруднительно. В российском законодательстве синодальной эпохи незаконнорожденными признавались как дети, рожденные вне брака, так и дети от браков, впосл. признанных незаконными, напр., когда обнаруживалось, что ребенок род. в браке, заключенном отцом при существовании не расторгнутого на законных основаниях предыдущего брака, или если ребенок род. от кровосмесительного брака (когда между его родителями имело место кровное родство до 4-й степени включительно), а также если ребенок родился от брака при наличии между вступившими в него лицами отношений свойства или духовного родства в расторгающих степенях (см. ст. Брак).

При этом российское право различало случаи, когда оба родителя Д. н. или хотя бы один из них вступили в брак с преступным умыслом, зная о его незаконности, и когда подобный брак заключен был по неведению, например при незнании вступивших в него о близком кровном родстве между ними. В последнем случае дозволялось через суд ходатайствовать перед верховной властью о сохранении за детьми, считавшимися законными до выявления дефекта в браке их родителей и признания его недействительным, прав законнорожденных детей. В случае злонамеренного вступления родителей в преступный брак дети безусловно признавались незаконнорожденными без права ходатайствовать о сохранении за ними статуса законнорожденных. Столь строгие нормы были направлены на охрану святости брака, на пресечение поползновений на беззаконные браки, на противодействие внебрачным связям, в частности супружеской неверности, хотя тем самым до известной степени пренебрегались интересы самих детей, не могущих нести ответственность за обстоятельства их рождения.

В российском законодательстве существовала возможность усыновления Д. н. по ходатайству естественного отца перед верховной властью в том случае, когда во время сожительства родителей, от которого были прижиты Д. н., не имелось законных препятствий для вступления родителей между собой в брак, т. е. если отец и мать Д. н. во время сожительства были холостыми, вдовыми или разведенными. При этом возможная разница в сословной принадлежности родителей не имела существенного значения: отец-дворянин мог ходатайствовать об усыновлении детей от внебрачного сожительства хотя бы и с его крепостной крестьянкой. При удовлетворении такого ходатайства сыну или дочери усваивались сословные права отца.

Ограничение прав Д. н. в Российской империи проявлялось в семейной сфере, гл. обр. в праве наследования естественному отцу или его родственникам - такого права Д. н. лишались. Привилегированное сословное положение естественного отца не могло быть передано его Д. н. без их усыновления, в то же время Д. н. были лишены права и на сословные преимущества матери и признавались принадлежащими к непривилегированному податному сословию, чаще всего мещанскому или крестьянскому. Так, незаконнорожденный и неусыновленный сын дворянки независимо от сословной принадлежности его естественного отца, связь к-рого с сыном не имела юридического значения, приписывался к одному из податных сословий, напр. становился мещанином города, в к-ром родился.

В законодательных актах СССР понятия незаконнорожденности не существовало. Не существует его в законодательстве совр. Российского гос-ва и большинства совр. гос-в. В любом случае дети, чья естественная связь с отцом не имеет юридического значения, по самой логике вещей лишены права наследовать отцу и его родственникам. Для приобретения такого права необходимо юридическое установление отцовства. Институт незаконнорожденности собственно и предназначен для того, чтобы не допускать юридического (как правило, судебного) установления отцовства и тем самым ограничивать права детей. В СССР Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. было запрещено устанавливать отцовство (эта норма действовала до 60-х гг.), что может пониматься как частичное возрождение института незаконнорожденности (ср.: Полянский П . Л . Личные права и обязанности супругов в советском семейном праве // Вестник МГУ. Сер.11: Право. 2006. № 5. С. 74-81).

С христ. т. зр. происхождение от незаконного сожительства не затрагивает человеческого достоинства ребенка. Незаконнорожденность в правосл. Церкви никогда не влекла за собой никаких ограничений церковных прав, не лишала права участия в таинствах Церкви. Правосл. каноническое право не признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В 8-м прав. свт. Никифора I , патриарха К-польского († 828), к-рое помещено в «Пидалионе» и «Афинской Синтагме», сказано: «Дети, рожденные от наложниц или второбрачных или третьебрачных, если проводят жизнь, достойную священства, могут быть священнослужителями». Это же мнение высказывал патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (Ράλλης, Ποτλής . Σύνταϒμα. Τ. 4. Σ. 493-494). Замечание канониста Н. С. Суворова , считавшего, что в «восточном каноническом праве требование от посвящаемого законнорожденности не высказано с такой ясностью, как в западном» (Суворов . Право. С. 338), не может быть признано основательным: оно расходится с основополагающими нормами христ. этики, каноническими принципами и церковной практикой, существовавшей в его время и существующей ныне.

В католич. каноническом праве в средневековье и в Новое время незаконнорожденность рассматривалась как препятствие для рукоположения. В ныне действующем «Корпусе канонического права», в разделе, посвященном препятствиям к священству (CIC. Can. 1040-1049), незаконнорожденность среди таковых препятствий не упоминается.

Ист.: Избранные новеллы Юстиниана / Пер., вводн. ст., коммент.: В. А. Сметанин. Екатеринбург, 2005. С. 66-79, 169-173, 178-180.

Лит.: Загурский Л . Н . Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву. Х., 1880. [Т. 1]: Введ.: Учение о законнорожденности и незаконнорожденности по римскому праву; Pitzorno B . La legittimazione nella storia delle istituzioni familiari del Medio Evo. Sassari, 1904; Bonfante P . Corso di diritto romano. R., 1925. Vol. 1; Dupont C . Les constitutions de Constantin et le droit privé au début du IVe siècle: Les personnes. Lille, 1937; Sargenti M . Il diritto privato nella legislazione di Costantino: Persone e famiglia. Mil., 1938; Janeau H . De l"adrogation des liberi naturales à la légitimation par rescrit du Prince. P., 1947; Biondi B . Il diritto romano cristiano. Mil., 1954. Vol. 3: La famiglia; Kaser M . Das römische Privatrecht. Münch., 1959. Bd. 2: Die nachklassischen Entwicklungen; Wiel C ., van de . La légitimation par marriage subsequent de Constantin à Justinien: Sa reception sporadique dans le droit Byzantine // RIDA. 1978. T. 25. N 3. P. 307-350; idem . Les différents formes de cohabitation hors justes noces et le dénominations divers des enfants qui en sont nés dans le droit romain, canonique, civil et byzantin jusqu"au treizième siècle // RIDA. 1992. T. 39. P. 327-358; Lanata G . I figli della passione: Appunti sulla Novella 74 di Giustiniano // AARC. 1988. T. 7. P. 487-493; Navarra M . Testi costantiniani in materia di filiazione naturale // Ibid. P. 459-475; Rawson B . Spurii and the Roman View of Illegitimacy // Antichthon: J. of The Australian Soc. Of Classical Studies. 1989. Vol. 23. P. 10-41; Luchetti G . La legittimazione dei figli naturali nelle fonti tardo imperiali e giustinianee. Mil., 1990; Wieling H . Die Gesetzgebung Constantins zur Erwerbsfähigkeit der Konkubinenkinder // AARC. 1990. T. 8. P. 455-471; Arjava A . Women and Law in Late Antiquity. Oxf., 1996; idem . Ein verschollenes Gesetz des Codex Theodosianus über uneheliche Kinder (CTh 4, 6, 7a) // ZSRG.R. 1998. Bd. 115. S. 414-418; Покровский И . А . История римского права. СПб., 1998; Санфилиппо Ч . Курс римского частного права: Пер. с итал. М., 2000.

Прот. Владислав Цыпин

Что еще почитать