Занятие на тему: «Волшебница водица». Старшая группа. «Волшебница – вода». Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«ШКОЛА №953»

Дошкольное отделение № 5

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ «О ВОЛШЕБНИЦЕ - ВОДЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила воспитатель

Журавлева Галина Александровна

МОСКВА 2015

"О волшебнице - воде"

Цель : Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Развивающая среда: Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки».

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В-ль: Где и какую, дети сегодня вы видели воду? (1- В помещении, 2- на улице.) Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длянная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать ленты)- в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны оставлять открытыми.

В-ль предлагает детям подойти к столику, на котором стоит 2 стаканчика:

Один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

В-ль предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Вода – волшебница.

Разработала и провела:

Смирнова Н.А.

д. Каликино 2017

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-Волшебница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Итог занятия:

Что вы сегодня узнали нового?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы узнали из опытов о воде?

А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.

Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.

Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.

Предварительная работа :

Рассматривание карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»

Оборудование и материалы :

Иллюстрации на тему «Вода »

Капельки воды, изготовленные из бумаги

Аудиозапись со звуками воды

Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля

Цветные карандаши, клей, салфетки

Заготовка панно «Речка»

Трафареты рыб

Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .

Место проведения : групповое помещение .

Ход занятия:

В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды)

В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Игра «Мама Тучка»

В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)

В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д : Круговорот воды в природе.

В : Где встречается капелька воды?

Д : В капельке дождя, речке, океане.

В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :

1)уголок природы :

В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?

Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .

В : Как мы даем растениям воду?

Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д : Они засохнут, завянут.

В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Где еще нужна вода в группе ?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В : Для чего нам там вода ?

Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В

Д : Да! (приклеиваем капельку)

3)игровой уголок.

В : А здесь где вода нужна ? для чего?

Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В : Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

4)к мойке младшего воспитателя

В : А здесь где вода нужна ?

Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В : Здесь оставим сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?

Д : Из крана.

В : А в кран как попадает?

Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В : Как называются эти трубы?

Д : Водопроводные (картинка) .

В : Повторим все вместе

В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д : Мы будем тратить много воды

В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

Не шуметь - этим мы мешаем другим

Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

Закончив наблюдение, сделать вывод

В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?

Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д : Чистой.

В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?

Д : Нет.

В : Чем она м. б. загрязнена?

Д : Грязными сточными водами (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д : Да.

В : Что для этого используют?

Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д : Вода становится чистой .

В : А что стало с марлей?

Д : Грязная стала.

В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д : Чистую.

В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?

Д : Тоже чистая.

В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт : прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт : есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт : есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт : вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В : Какой стала вода ?

Д : Сладкой.

В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д : Когда пьем чай за завтраком.

В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?

Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

-вода-растворитель

В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :

Физминутка : К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз-это брасс

Одной, другой - это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Творческая работа :

В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода !

В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено .

Райс Лариса Александровна
МАДОУ №203 "Детский сад комбинированного вида", г.Кемерово
Воспитатель

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы. Волшебница вода

Программное содержание :

Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса.

Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества)

Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связанную речь детей умение отвечать на вопросы прививать бережное отношение к воде

Предварительная работа: 1. Чтение К. И. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе".

Активизировать словарь : опыт, лаборатория, исследования.

Оборудование и материал: Компьютер, одноразовая посуда - стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода, ведерко, тряпочка для стола, конверт, бусинки, трубочки

Ход работы:

Звучит мелодия"От улыбки" .

В: «Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: - О чем сегодня занятие будет. узнаете, отгадав загадку:

чтоб росли колосья хлеба,

чтоб варили нам супы,

чтобы плыли корабли,

жить нельзя нам без… (воды).

Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Воспитатель: Я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода»)

Стук в дверь

Кто это стучится? (вношу письмо). Нам прислали письмо из института "Вода".там работают ученные, они делают опыты с водой и исследуют. (читаю) .Ученные просят, чтобы мы помогли в исследование воды. Нам доверяют исследования, значит мы - юные ученные и будем проводить опыты с водой. Вспомните, в каком виде может быть вода (снег, град, роса, лед.)

Стих:

Что может быть прозрачней капельки воды,

на первый взгляд, конечно ничего,

лишь только, любознательным

она все тайны приоткроет,

исследуй и познай ее.

В: Прежде чем идти в нашу лабораторию и проводить опыты, на надо надеть шапочку и фартук.

Ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?

Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Правило № 1 . Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2 . В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать.
Правило № 3 . Быть внимательным и аккуратным

А теперь давайте друг другу пожелаем удачи.

Скажем дружно: Удачи!»

Дети проходят за столы

ОПЫТЫ

ОПЫТ №1. Текучесть

В : Возьмите узкий стакан и медленно переливайте воду в широкий. Что происходит с водой?

Дети : она льется, течет.

В : правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.

Вывод: вода-это жидкость, она течет .

Опыт№2. Вода не имеет формы

В : Мы с вами переливали воду из одного стакана в другой, Изменилась ли форма воды?

Дети : Да, изменилась.

В : А что произойдет с водой, если ее вылить на пол?

Дети : Она растечется.

В : У нее будет какая-то форма?

Дети: Нет.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

ОПЫТ №3 . Вода не имеет запаха

В . Имеет ли вода запах?

В : Как мы можем узнать об этом?

Дети : Понюхать (берут стакан и нюхают)

Вывод: вода не имеет запаха.

В: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)

Физминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Опыт 4 Вода не имеет цвета

В: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?

Дети: Отвечают, что видят бусинку

В : о чем это говорит, что вода бесцветная и прозрачная

Вывод: вода бесцветная и прозрачная

Опыт№5. Вода не имеет вкуса.

В: А какая вода на вкус?

Дети : вода станет соленой

В: а, если мы в воду положим сахар, какая станет вода

Дети сладкой

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим

В .- Ребята, как вы думаете какая станет вода, если добавить в нее мыло?

Дети - мыльная

В .- А что можно сделать с мыльной водой?

Дети -пускать мыльные пузыри.

Опыт 6. Изготовление мыльных пузырей.

В тёпленькой водичке разведу я мыла.

Капельку шампуня, чтобы лучше было.

Как переливаются эти пузыри.

На, попробуй, выдуй тоже!

И скажи на что похоже?

В этих мыльных переливах,

Все нарядно и красиво.

Только в руку брать нельзя,

Лопнет, попадёт в глаза.

Пусть себе летают,

Небо украшают!

Воспитатель детям предлагает пускать мыльные пузыри

Рефлексия

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему?

Юные ученыепосмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то - выберите грустную капельку.

Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.

Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цель занятия в детском саду

  • развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материал для занятия в детском саду

  • стаканчики с водой;
  • емкости с песком и сахаром;
  • чайные ложечки;
  • термос с кипятком;
  • зеркало;

Ход занятия в детском саду

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?

Опыт 1:

В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.

— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)

— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?

Загадки о воде

1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/

2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/

3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/

4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/

5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/

6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/

7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/

Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.

Опыт 2:

Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.

— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?

Опыт 3:

Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.

— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)

— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Что еще почитать