Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе. Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования. «Мыльные забавы» в старшей группе

Подготовила воспитатель Пустобаева Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Калининский детский сад».

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

    Просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей»,

    Проведение опытов с водой и мылом.

Словарь: мыльные пузыри, прозрачная (мутная) вода. мыло: пенится, скользкое, глицерин, раствор.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физминутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.

Материалы и оборудование : презентация, колпачки клоуна, пустые флакончики мыльных пузырей, кусочки мыла в коробочке, стаканы, ложки, коктейльные трубочки (на каждого ребенка), красивая коробочка, емкости с водой (4 штуки), мыльницы (4 штуки), стаканы, обручи (4 штуки), подносы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Орг. Момент.

Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. Дети занимают места в зрительном зале.

(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун)

Клоун: Всем привет!!! Я - веселый клоун Клепа, хочу с вами

познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три - свое имя

(дети называют одновременно свои имена)

Клоун: Мне очень приятно!

Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс!
Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей!

А теперь, глаза закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас!

Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Клоун:

Приглашаю на арену я друзей,

Наших замечательных детей.

Прошу, флаконы вы берите поскорей,
Кто же больше напускает пузырей!

Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»!

Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!
Если дунуть посильней, будет много пузырей
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать!

(Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми).

Проблема.

Клоун:

НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где
пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

Какие разные предложения, спасибо.

А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. И так, книга открывается, превращения начинаются!
(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает).
Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию!

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту № 1)

Клоун: (обращая внимание на коробку)

Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится?

(пытается открыть коробку).

Что такое, коробка не открывается.

Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать».

Загадка

Клоун: Что же это?

Дети: Мыло

Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку.

Коробка открывается, содержимое вручается.

(Дети берут по кусочку мыла.)

Клоун: Положите мыло в мыльницы.

Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот.

Клоун: Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на пары.

Посмотрите, что находится в ванночках?

Дети: Вода.

Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она?

Дети: Теплая, мокрая…

Клоун: Что еще вы можете сказать о воде?

Дети: Прозрачная, не имеет запаха.

Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте.

Какое стало мыло?

Дети: Скользкое.

Клоун: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутной, появился запах.

Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Клоун: Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Клоун: Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками)

Клоун: Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, прозрачные.

Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается?

Дети: Пена.

Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки.

Клоун: Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья?

Игра «Самая большая пенная гора?»

Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти!

(Клоун хвалит всех детей.)

Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри?

Дети: Да.

Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

Клоун: Закрыли флакончики.

Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем зрителям, какие мы дружные и поиграем в игру.

(Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены).

Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри»

Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают.

Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи - это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводиться2-3 раза.

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2).

Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать?

Дети: Да.

Клоун: Возьмите, пожалуйста, свои флакончики и снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. (Внимание на экран). Нам необходимо жидкое мыло, глицерин и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. (Дети садятся за стол № 2, выполняют работу, опираясь на схему).

Клоун: Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по краям арены).
- Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте. Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?!
- Мыльный пузырь похож на апельсин?
-А на мандарин?
-А на яблоки в саду?
- А на рыбки в пруду?
-А на мячик надувной?
- И на шар земной?
-Он похож на телефон?
- А на металлофон?
-А на солнышко в небе?
-А на колесо на велосипеде?
-А на дом?
- А на снежный ком?

Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу № 2)

Клоун: Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание)

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)
Клоун: Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей!

(Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу)
Клоун:

Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей!
Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей,
Как же радуга тогда забирается туда?

Раз, два, три! Раз, два, три!
Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные!

Рефлексия

Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других.

Клоун: Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей.

(Дети отвечают).

Итог

Клоун: Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими изобретателями.

А вам хочется продолжения праздника?

Дети: Да!

Клоун: И мы продолжим праздник без сомнения, но только с друзьями в группе. Пусть наши воздушные пузыри летят как можно дальше, выше и радуют всех. Пойдемте, расскажем всем о нашем изобретении и о
веселом празднике. До Новых встреч, друзья!

(Дети под музыку уходят в группу).

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему

«Волшебные капельки воды»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

«Ягодки»

Базаева Ю.А.

Знания, почеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели...

Цель:

    Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды

Задачи:

    знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это же вода);

    дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

    развивать у детей наблюдательность, любознательность, мышление в процессе экспериментирования;

    активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

    прививать бережное отношение к природе;

    воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

Материалы и оборудование:

В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, музыкальный центр, аудиозапись «журчание воды», минусовка «Дорогою добра запись телефонного звонка, песня «о дружбе» из м/с «Маша и Медведь», фартуки и нарукавники на каждого ребенка.

1 стол – цифра стола, на подносе по одному стакану с молоком и с водой, 2 ложки, картинки с изображением прозрачного стакана с водой и набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), емкость с водой, 5 камешек схема (№ 1.1, 1.2.).

2 стол - на подносе куб, шар, емкость с водой, бутылка, чашка, блюдце, воронка. Схема № 1.3 , цифра стола

3 стол – на каждого ребенка по 2 прозрачных стаканы с водой, ложки, блюдце с кусочками сахара, блюдце с солью, накрытая салфеткой, чашка с растительным маслом схемы № 1.3, 1.4. , цифра стола; 3 стол - на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, цифра стола, схемы №. 2.1.Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия. 4 стол (для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола). На столе термос с кипятком, зеркало , салфетка.

Группа разделена на две части: в одной части расставлены стульчики, в другой – лаборатория.

Ход занятия.

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Добрый день Уважаемые дети взрослые!

Давайте закроем глаза и послушаем

Включается запись «журчание воды»

Представьте себе, что в лесной глуши, на дне глубокого овражка, бьет и зимой и летом говорливый веселый (ручеек) родничок. Попить к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик - побегайчик, то прискачет ловкая белка, то придет лесной красавец - величественный лось, прильнет к воде и долго пьет живительную влагу. А то неуклюже топая косолапый Медведь.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо отгадать загадку.

«Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить ни стирать, без чего мы скажем:прямо, человеку умирать? (вода )

Воспитатель: И сегодня речь пойдет о воде. Ребята кому нужна вода? (Вода нужна растениям, животным, человеку. )

А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Воспитатель : Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы

(Запись звонит телефон) Воспитатель берет трубку, разговаривает по телефону и говорит:

Ребята к нам сейчас придет гости – сказочный герой Маша , они были такие встревоженные, может что у них что случилось?

(под песню «Дружба» из м/с «Маша и Медведь»)

Воспитатель : Что у вас случилось?

Маша говорит: Мишка проснулся после зимней спячки, захотел чаю попить, а воды в реке не оказалось! Вот и пошли мы с ним искать воду. Услышали, что у вас ручеек журчит, и приехали к вам. А вы нам водичку не дадите?

Дети: - Конечно, дадим.

Воспитатель : А я вам предлагаю остаться с нами. И поучавствовать в наших экспериментах. Присаживайтесь на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория. Это где проводят опыты.

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим

Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой :

Не шуметь

Внимательно следить за результатами опыта.

Закончив наблюдения сделать выводы

Аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Проходите к первому столу. Стол №1.

Наташа, скажи какая это цифра (1). Правильно. Значит это какой по счету стол? (первый)

Воспитатель : Перед вами ребята стоят два стаканчика, В одном стаканчике налита вода в другом – молоко. Семен выбери полоску, совпадающую с цветом молока. Максим теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? почему? Есть у воды цвет (нет) Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная) Саша какая вода? (бесцветная)

Ребята с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода какая? (бесцветная)

Продолжим наш опыт.

Света возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь Кирилл опусти ложку в стакан с водой. Ребята сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы сказать о воде? (прозрачная)

Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

Воспитатель : – Ребята оказывается вода умеет издавать разные звуки

2 опыт.

Ребята посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.

Воспитатель : В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Рита помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?

Дети: форму бутылочки.

Воспитатель : А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Воспитатель : Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?

Дети: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная (появляется схема №1.2)

Воспитатель : ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо » Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

1.Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки (хорошо)

2. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мять полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

3. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть

4. Горячей водой можно обжечься

5.Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде

6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть

8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть

9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома

Воспитатель : Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу. (Дети идут под музыку-минусовка «Дорогою добра»)

стол №2

3 опыт .

Воспитатель : Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. Полина, какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет ?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

- В воде родится, воды боится (Соль )

(убирается салфетка со второго блюдца)

- Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

Воспитатель : Ребята а почему сахар и соль боятся воды?

Миша: потому что они в воде исчезают

А теперь предлагаю вам сесть за стол.(дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель : Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети : Соль растворилась в воде.

А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети : масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель : Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети : Вода – бесцветная, прозрачная жидкость

Вода не имеет собственной формы

Вода может растворять одни вещества, а другие нет

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (проводится под песню «крабик»)

Стол № 3

Сегодня по дороге в детский сад я встретила ворону, которая рассказала мне историю. Когда она летала, то увидела за окном кружечку, захотелось ей попить, но у нее ничего не получилось. Как вы думаете, почему не получилось напиться водицы? (вода замерзла, стала льдом) давайте с вами узнаем, что такое лед. А когда она еще раз прилетит, то мы ей расскажем.

Ребята эта цифра 3? Какой по счету стол? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что у вас лежит в блюдцах?(лед) какой он? Дотроньтесь до него рукой.(лед холодный)

Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лед? (твердый)

(Выставляется схема № 2.1., 2.2., 2.3)

Как вы узнали? Попробуйте сжать его, надавить на него, согнуть, постучать по нему.

Мы играли со льдом наши ручки замерзли. Давайте согреем их.

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

Ладошки вверх,

ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок

Воспитатель: Ребята, что с вами будет, если пойдете или побежите по ледяной дорожке? Почему?

(можно поскользнуться и упасть) Почему?

Дети: Лед скользкий?

Проведите пальчиком скользят? Что будет если постучать молотком или уронить его?

(Расколется)

Мы сейчас это проверим. Я возьму молоточек, постучу по льду. Что произошло? Какой он? (хрупкий)

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? (вода)

Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял). Значит что такое лед? (это застывшая вода)

Вывод:

Ребята какой вывод мы можем сделать? Когда лед превращается в воду? Иди, Маша, покажи правильную схему. Давайте сделаем вывод нашего опыта: « Лед – это твердая вода» . Где мы можем увидеть замерзшую воду? (На катке, на крыше сосульки и др.)

Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращаться со льдом. Объясните почему?

Лед нельзя брать в руки, потому он …… холодный

Лед нельзя бросать потому он ………. Твердый

Нельзя ходить по замерзшему льду потому он ……. Хрупкий.

(Наташа читает стихотворение)

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход

Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.

4 опыт . (Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.)

Воспитатель: Кирилл, какой по счету стол? (четвертый) ребята приступаем к нашему последнему опыту. Вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода

может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и

налила горячую воду в термос- Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.

Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей)

Воспитатель : - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это?

Воспитатель : - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (и показать каждому ребенку

Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар

Воспитатель предлагает потрогать салфетку детям (она сухая).

Рита, промокни стеклышко об салфетку

Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода».

Катя, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем схема 3.1) .

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Так в народе говорят». Вспомните, кто знает пословицы и поговорки о воде.

1 . В решете воду не удержишь.

2. Пролитую воду не соберешь.

3. Не зная броду, не суйся в воду.

4. Под лежачий камень и воду не течет.

5. Это вилам на воде написано.

7. Ждать воды не беда, да пришла бы вода.

8. Как с гуся вода.

9. Где солнце пригреет, там и вола примелет.

10. Воды жалеть, каши не сварить.

Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите из-за стола (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку).

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Машенька - у нас для вас есть сюрприз! (Достает минеральную воду)

Воспитатель : - А что это за вода? в которых растворено много солей, называют минеральными.

Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей: она полезная для нашего организма)

Воспитатель: - Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды

Максим читает стихотворение

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка

Воспитатель : Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой.

Воспитатель : Давайте послушаем, о чем нам хочет сказать мишк а:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Дети, пожалуйста, не забывайте плотно закрывать кран, а несправный починить. А сейчас нам пора уходить.

Воспитатель : Давайте скажем еще раз - для чего нужна вода? Дети : Человеку для приготовления пищи, питья, для полива растений, животным, без воды все живое погибнет.

Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.

(Маша и Медведь уъезжают под песню «Дружба» и м/с «Маша и Медведь»)




Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы «Тайны воздушного шарика».

Воспитатель: Новоселова Е.В.
Цели:
Развитие у детей познавательного интереса.
Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Развитие навыков проведения исследовательских работ.
Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою позицию; способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Материалы : воздушные шарики, тазик с теплой и холодной водой, бутылочка, фен.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие
2. Социально-коммуникативное развитие
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Валерьевна, сегодня мы на некоторое время станем учеными-исследователями, а эта группа превратится в маленькую лабораторию. Знаете, что такое лаборатория? (Это место, где проводят различные опыты, эксперименты, изучают новые вещества, делают открытия).
А кто знает как надо вести себя в лаборатории? (В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать).
В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты (дети надевают халаты).
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих учёных. Я буду руководителем научной группы, а вы мои помощники. Теперь мы можем познакомиться. Здравствуйте, коллега! (здоровается с каждым ребёнком)
Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем. (дети отвечают)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
Сегодня утром к нам в лабораторию пришла посылка, на ней написано: «В научную лабораторию. Для юных исследователей». Значит эта посылка для нас, давайте её откроем. Ребята, а здесь письмо от Воздушного Шарика, он предлагает с ним поиграть - отгадать его тайны. Согласны? А чтобы нам было легче, он прислал нам вот такие воздушные шары. Но прежде чем приступить к исследованиям, расскажите мне, что вы знаете о воздухе? Что это такое? Зачем он нужен? (ответы детей)
А можно ли увидеть воздух? (ответы детей)
Итак, уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. И первое задание, это нужно узнать имеет ли воздух вес. А вы как думаете? (ответы детей)
Опыт 1:
Подвешиваем два надутых шарика на палочку, на одинаковом расстоянии. (попросить помочь ребёнка подержать палочку). Палка находится в горизонтальном положении. Затем один шарик лопаем, надутый шарик перевешивает. Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить. Воздух имеет вес.
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Продолжим наши эксперименты. И следующее задание от Шарика. Нужно узнать, что происходит с воздухом когда он нагревается и охлаждается. Как вы думаете, бывает теплый или холодный воздух? Когда бывает теплый (холодный)?
Опыт 2. Нагревание и охлаждение воздуха.
Пустой шарик надо надеть на горлышко стеклянной бутылки. Затем подержать бутылку в течение одной минуты в горячей воде.
Шар надуется! Теперь поставьте бутылку под струю холодной воды - шар опадет.
Объяснение. Воздух расширяется при нагревании, проникает внутрь шарика и надувает его, а при охлаждении сжимается, занимая первоначальное место в бутылке. (дать детям попробовать самостоятельно выполнить опыт).
А в следующем задании не из лёгких - нам предлагается повесить шарик в воздухе. Давайте попробуем. (дети пробуют повесить шарик в воздухе). А теперь посмотрите, что сделаю я.
Опыт 3.
Включить фен, на его тёплую воздушную струю положить шарик. Воздушный шар повиснет на этой тёплой струе.
Объяснение: Шарик держится в воздух, потому что воздух от фена теплый и как бы засасывает шарик, в котором находится холодный воздух. Это и позволяет воздушному шарику не падать
(дети пробуют сами провести опыт)
Задания Шарика мы все выполнили, вам понравились наши исследования, а исследователями быть понравилось? (ответы детей). У меня в руках воздушный шарик. Нарисуйте на нём своё настроение, если вам сегодня было интересно красным маркером, а если не очень, то чёрным (дети рисуют).
Работали вы сегодня очень хорошо, как настоящие ученые. Мне с вами было тоже очень интересно. А теперь посмотрим, какой подарок нам оставил Воздушный Шарик.
(из посылке раздаёт фигурки животных из воздушных шаров ).

Что еще почитать